183 ук рф состав преступления. Теория всего

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 n 121-ФЗ)

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Комментарий к статье 183
1. Редакция ст. 183 УК в отличие от действующей до 1 февраля 2002 г. редакции значительно расширила круг регулируемых правоотношений в диспозиции комментируемой статьи.
Статья состоит из четырех частей. Законодатель ввел в название и диспозицию статьи новый конструктивный признак - разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, и указал на такое отягчающее обстоятельство, как причинение крупного ущерба, при совершении деяний, подпадающих под признаки комментируемой уголовно-правовой нормы.
Усилена ответственность за незаконное получение и разглашение указанных выше сведений, совершенных из корыстной заинтересованности.
Максимальная мера наказания за совершение преступления по ст. 183 УК РФ, действующей с 1 февраля 2002 г., была определена законодателем в виде лишения свободы на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 183 УК), по ч. 3 ст. 183 УК - до 5 лет, предусмотрена и санкция до 10 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 183 УК РФ).
2. Объектом анализируемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие защиту и неприкосновенность коммерческой, налоговой и банковской тайны.
Предмет преступления - сведения, составляющие указанную тайну.
3. О понятии "коммерческая тайна" сказано в ст. 139 ГК РФ. Содержание и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются чаще всего самими предпринимательскими структурами. Это обычно финансовый и производственный план фирмы, состояние рынка сбыта, сведения о контрагентах, договорах и т.д.
4. Вместе с тем существует определенный перечень сведений, которые не составляют и не могут составлять коммерческую тайну, о чем сказано в Постановлении Совета Министров РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35 (СП РСФСР. 1992. N 1 - 2. Ст. 7). Так, не относятся к коммерческой тайне документы, предоставляющие право заниматься предпринимательской деятельностью, учредительные документы, государственная отчетность по установленной форме, сведения об обязательных налогах и платежах, документы, подтверждающие платежеспособность предприятия, сведения о численности работающих, их заработная плата и т.п.
5. В других нормативных актах также имеются положения о том, что соответствующие сведения не могут считаться коммерческой тайной. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.) не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 гл. 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.), где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.
6. Следует иметь в виду, что Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ внесены дополнения и изменения в ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918), в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ (см. указанный Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (РГ. 9 августа. 2001 г.)). В частности, в ФЗ "О рынке ценных бумаг" ст. 42 дополнена новым пунктом 11; п. 4 ст. 44 изложен в новой редакции (см. более подробно комментарий к ст. 174 УК РФ в новой редакции и ст. 174.1 УК).
7. Упомянутым выше ФЗ от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ внесены также дополнения и изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в ред. ФЗ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) (ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2001. N 26. Ст. 2586). Изменения и дополнения внесены в п. 6 ст. 20, в ст. 26 изменен ряд пунктов (см. подробнее комментарий к ст. ст. 172, 174 УК РФ в новой редакции, а также к ст. 174.1 УК).
8. Понятие налоговой тайны раскрывается в ст. 102 Налогового кодекса РФ. Так, налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, за исключением сведений, перечисленных ниже:
- сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
- сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (см.: Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный Приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96).
9. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
10. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
11. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с перечнями, определяемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органами государственных внебюджетных фондов.
12. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
13. Федеральным законом N 104-ФЗ от 7 июля 2003 г. "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц" признаны утратившими силу ст. ст. 86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации, которые регулировали порядок контроля за расходами физических лиц и порядок информирования налогового органа должностными лицами, учреждениями и организациями, причастными к совершению сделок, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.
14. Состав сведений, составляющих банковскую тайну и соблюдение режима этой тайны, изложен в ст. 857 ГК РФ, ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 в ред. от 7 июля 1995 г. (3 февраля 1996 г.) N 17-ФЗ с последующими изм. и доп. (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492). Так, по смыслу ст. 857 ГК РФ банк обязан гарантировать клиенту тайну банковского счета и банковского вклада, а также осуществление операций по счету, включая и сведения о самом клиенте. При этом сведения, являющиеся банковской тайной, могут быть представлены лишь самим клиентом и (или) его представителем (см. ниже). Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
15. В ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" сказано, что кредитные организации и Центробанк России гарантируют тайну об операциях, счетах (вкладах) своих клиентов, иных сведениях, устанавливаемых Федеральным законом. Эта же статья определяет круг лиц и организаций, которые официально имеют право потребовать и получить сведения, отнесенные к банковской тайне (суды, органы арбитража, органы прокуратуры, следствия, дознания, ГНИ, органы валютного контроля, федеральный антимонопольный территориальный орган, органы нотариата и аудиторские организации, при этом последние не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых проверок).
16. Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (РГ от 9 августа 2001 г.) дополнена редакция ч. 5 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности": "Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
На основании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 8 апреля 2003 г.) был издан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в рамках которого образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).
17. Перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю, дается в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г.), где говорится, что операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей, а по характеру своему данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных п. 2 ст. 6 данного ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
18. Банки и кредитные организации обязаны также сообщать в уполномоченный орган обо всех финансовых операциях и других сделках с денежными средствами или иным имуществом, совершенных на крупную сумму, превышающую один миллион рублей (примечание к ст. 174 УК в ред. ФЗ от 08.12.2003).
19. Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 840 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" признан утратившим силу Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (с изменениями от 21 марта 1995 г., 6 января 1998 г., 3 августа 1999 г., 25 июля 2000 г., 8 апреля 2003 г.), согласно которому банки и кредитные учреждения обязаны были информировать налоговые органы о совершении сделок физическими лицами на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США и выше. Согласно действующему Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую 600000 руб.
После отмены Указа Президента N 1006 единственным получателем информации о сделках физических (в т.ч. и юридических) лиц становится КФМ РФ. Таким образом, сумма, подлежащая обязательному контролю, фактически удвоилась с 10000 долларов США до 600000 руб. (т.е. до 20000 долл. США на момент издания Указа).
20. Статья 183 УК в новой редакции, как было уже сказано ранее, состоит из 4-х частей, которые предусматривают различные преступления, объединенные как бы единым предметом посягательства, - это сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
21. Объективная сторона части 1 ст. 183 УК носит формальный характер. Преступление считается оконченным с момента совершения действий по собиранию сведений, составляющих коммерческую, банковскую или налоговую тайну. Рассмотрим способы собирания сведений:
1) собирание сведений путем похищения документов;
2) собирание сведений путем подкупа;
3) собирание сведений путем угроз;
4) собирание таких сведений иным незаконным способом.
22. Таким образом, объективная сторона ч. 1 ст. 183 УК объединена единым понятием "собирание".
Собирать сведения можно законным и незаконным путем. При этом незаконный путь предполагает собирание рассматриваемых сведений посредством похищения документов, подкупа или угроз, в отношении лиц, которые владеют такой информацией, а равно иными средствами такого рода. "Иной, незаконный способ" дает право толковать это же собирание сведений любым противоправным путем: имеет место расширительное толкование слова "иной". Здесь не только хищение, подкуп и (или) угрозы, но также шантаж, вымогательство, копирование информации и документа, использование различных подслушивающих устройств, проникновение в компьютерную сеть и т.п.
23. Наступление вредоносных последствий как достижение преступного результата является необязательным, т.к. ч. 1 ст. 183 УК предполагает оконченным деяние с момента начала "собирания" таких сведений. Состав преступления - формальный.
24. Субъектом преступления по смыслу ч. 1 ст. 183 УК РФ является физическое вменяемое лицо, не имеющее законного доступа к указанной информации.
25. Следует обратить внимание и на следующее, довольно важное, на наш взгляд, обстоятельство. В том случае, если способом собирания анализируемых выше сведений явились факты подкупа людей, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, или (и) должностных лиц, их ответственность должна наступать не только по ч. 1 ст. 183 УК, но и по ч. ч. 1 или 2 ст. 204 или ст. 291 УК. (Этой же позиции придерживается Б.В. Волженкин. См.: Комментарий к УК РФ. М.: Спарк, 2000. С. 389.)
26. Объективной стороной деяния, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются действия по незаконному разглашению или использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
27. Под разглашением понимается предание сведений огласке, в результате которой они стали известны посторонним лицам, либо предоставление сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицу, не имеющему права на ознакомление с ними. Указанную тайну обязаны соблюдать все работники, равно иные лица, которым тайна известна в связи с выполнением профессиональной или служебной деятельности. Это могут быть работники государственной власти и управления, правоохранительных органов, суда, нотариата и пр. Тайна должна соблюдаться и в тех случаях, когда лицо уволилось с работы, причем до тех пор, пока сведения перестали быть охраняемой тайной.
28. Незаконное использование может осуществляться посредством передачи сведений посторонним лицам либо путем принятия различных решений и осуществления действий на основе собранной информации самим виновным.
Из текста части 2 статьи вытекает, что виновный законно, т.е. в силу своих полномочий или по иным основаниям, обладает по долгу службы или работы сведениями, составляющими коммерческую, налоговую или банковскую тайну, но не имеет согласия владельца этих сведений на их разглашение или использование, которое является незаконным уже в силу факта отсутствия такого согласия. Вместе с тем, на наш взгляд, согласие владельца не может устранить незаконность разглашения или использования коммерческой, налоговой или банковской тайны, если такие действия запрещены действующими нормативно-правовыми актами или затрагивают законные права и интересы других лиц. Исключения составляют случаи, указанные в п. п. 6 - 8, и другие, которые специально оговорены в федеральном законодательстве. Так, например, статья 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.) гласит, что о каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:
дата и время заключения сделки;
наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
государственный регистрационный номер ценных бумаг;
цена одной ценной бумаги;
количество ценных бумаг.
29. Состав преступления будет и в действиях тех лиц, к которым информация попала случайно, либо если лица незаконно получили ее, либо она была доверена им. Важно лишь установить, что лицу действительно известен характер разглашаемых сведений, что они представляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Данная точка зрения является доктринальным взглядом на поставленную проблему и выражает мнение авторов.
30. Объективную сторону ч. 3 ст. 183 УК составляют те же деяния (незаконное собирание вышеупомянутых сведений, их незаконное разглашение и использование, т.е. деяния, указанные в диспозициях ч. 1 и ч. 2 ст. 183 УК), но совершенные при причинении крупного ущерба или же совершенные из корыстной заинтересованности.
31. Законодатель в самой статье 183 УК РФ не раскрывает понятие крупного ущерба. Однако из примечания к ст. 169 УК РФ, как и сказано было выше, крупный ущерб - сумма более 250 тысяч рублей. Причем для правильной квалификации очень важное значение имеет установление причинной связи между наступлением крупного ущерба и анализируемым деянием, т.к. наступление крупного ущерба может совпадать по времени с совершением деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 183 УК РФ, но находиться в причинной связи с другими обстоятельствами: некачественным предоставлением услуг потерпевшим, увольнением квалифицированного персонала, появлением на рынке конкурирующих структур и т.д.
32. Корыстная заинтересованность может быть не только материальной - стремление обогатиться, но может заключаться также в иной личной заинтересованности: зависть, обида, месть, стремление добиться первенства в конкурентной борьбе, уменьшить клиентскую базу хозяйствующего субъекта, желание устранить конкурента путем причинения ему убытков и т.д.
33. Часть 4 ст. 183 УК предусматривает совершение более опасного деяния (деяния, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия) и наказания в виде лишения свободы на срок до 10 лет (для сравнения: ч. 2 ст. 183 УК "старой" редакции предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет). В силу положений п. 4 ст. 15 УК анализируемое деяние признается тяжким преступлением.
Конструктивным признаком объективной стороны ч. 4 ст. 183 УК является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи, повлекших за собой "тяжкие последствия". При этом законодатель также не раскрывает какие-либо признаки и не дает определения "тяжких последствий". В диспозициях статей главы 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" не содержится указания на совершение деяния, причинившее "тяжкие последствия". Только в ст. 196 УК "Преднамеренное банкротство" фигурирует словосочетание "иные тяжкие последствия". Полагаем, что под тяжкими последствиями, указанными в диспозиции ст. 183 УК РФ, следует понимать причинение владельцу особо крупного ущерба, банкротство организации и (или) предпринимателя, нарушение прав граждан, работающих в обанкротившейся организации, вынужденную безработицу работников и т.п.
34. Субъективная сторона ч. ч. 1 - 4 ст. 183 УК РФ совершается с прямым умыслом. Лицо желает наступления неблагоприятных тяжких последствий владельцу указанных сведений и сознательно их допускает.
35. Субъектом рассматриваемого преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет, но если при этом упомянутое лицо не является владельцем коммерческой, налоговой или банковской тайны. В том случае, если анализируемые сведения незаконно разглашает и (или) использует должностное лицо (прокурор, следователь, дознаватель, налоговый или таможенный инспектор, другие должностные лица), частный нотариус и (или) аудитор, получившие эти сведения в силу занимаемой должности, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: ст. 286 и соответствующая часть ст. 183 УК РФ и (или) ст. 202 УК РФ.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Комментарий к статье 183 УК РФ:

1. Основной непосредственный объект - общественные отношения, складывающиеся в сфере коммерческой, налоговой и банковской деятельности в части сохранения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Дополнительным объектом выступают интересы физических и юридических лиц, владельцев указанной конфиденциальной информации. Предмет преступления - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Предмет преступления является общим для двух самостоятельных составов (ч. ч. 1 и 2 ст. 183 УК).

2. Диспозиция статьи является бланкетной. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Под банковской тайной согласно ст. 857 ГК РФ следует понимать тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (ст. 26), конкретизируя эту правовую конструкцию, относит к категории банковской тайны банковские счета и банковские вклады не только клиентов, но и своих корреспондентов, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону. Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (ред. от 03.10.2002) содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, соответственно, остаются за пределами предмета данного преступления. Например, учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты), и др.

Налоговая тайна - это в соответствии со ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщиках, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Объективная сторона данного преступления характеризуется деянием в форме собирания сведений, совершаемого путем похищения документов; подкупа; угроз; иным незаконным способом.

Собирание сведений означает их нахождение, изъятие, группирование и т.п. Похищение документов означает их хищение любым способом. В этом случае квалификации по совокупности со ст. 325 УК не требуется. Подкуп как способ собирания означает их незаконное получение за вознаграждение. Если будут установлены признаки коммерческого подкупа или взяточничества, требуется квалификация по совокупности с соответствующими статьями (ст. ст. 204 и 291 УК). Угроза как способ действий должна быть реальной и иметь характер немедленно выполнимой. Среди иных способов необходимо выделить использование высоких технологий, что в ряде случаев требует квалификации по совокупности (например, со ст. ст. 138 или 272 УК).

4. Состав преступления - формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения деяния любым из указанных способов независимо от того, удалось ли завладеть информацией.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

6. Субъект преступления - общий: вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 183 УК предусматривает ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Разглашение означает передачу сведений хотя бы одному лицу. Использование сведений представляет собой распоряжение ими любым способом. Их противоправность предполагает, что владелец сведений не давал согласия на осуществление таких действий и не имеется законных на то оснований. Данный состав преступления - формальный, преступление считается оконченным с момента разглашения или использования сведений. Субъективная сторона в этом случае характеризуется только прямым умыслом. Субъект преступления - специальный: лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

8. Часть 3 предусматривает повышенную ответственность за деяние, причинившее крупный ущерб (см. примечание к ст. 169 УК) или совершенное из корыстной заинтересованности. Корыстный мотив предполагает желание незаконного обогащения. Как представляется, этот квалифицированный состав не может быть применен к деянию, указанному в ч. 1 комментируемой статьи. Хотя было бы справедливо получить такие разъяснения от высших судебных инстанций.

9. В ч. 4 ответственность усиливается за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 2 и 3, но повлекших тяжкие последствия. Тяжкие последствия относятся к категории оценочных признаков и определяются, исходя из конкретных фактов и обстоятельств (таковыми могут признаваться банкротство предприятия, массовые увольнения рабочих, голодовки со смертельным исходом и т.п.).

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 183 УК РФ

1. Понятие коммерческой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, дается в нескольких нормативных актах, в том числе в ст. 139 ГК, ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011) . Понятие налоговой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, содержится в ст. 102 НК РФ . Определение банковской тайны приведено в ст. 857 ГК и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 03.12.2012) , здесь же установлен порядок предоставления отнесенных к ней сведений.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; 2006. N 6. Ст. 636; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 31. Ст. 4011; N 29. Ст. 4291.

Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10. (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

2. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, признается преступным лишь в том случае, если оно осуществляется незаконным путем, в том числе путем похищения документов и иных носителей информации, подкупа или угроз в отношении лиц, которым известна тайна или которые могут оказать содействие в ее сборе. Можно сказать и так: объективная сторона преступления состоит в совершении любых незаконных действий, если их целью является получение названной в комментируемой статье информации.

3. Собирание означает не результат действий, а собственно процесс получения информации незаконным путем. Следовательно, посягатель, возможно, не сумеет достичь своей цели, скажем, похитит документ, получит фактическую возможность ознакомиться с ним или распорядиться им (и без ознакомления), но сделать этого: прочитать, передать другому лицу, заказавшему похищение и т.п. — не успеет (ввиду того, что его, допустим, задержат), однако деяние будет считаться оконченным уже с момента совершения указанных действий.

Однако если похищение совершается в форме действий, соответствующих понятию разбоя (за исключением, конечно, предмета преступления, на изъятие которого направлено согласно ст. 162 УК нападение), то деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, будет окончено уже с момента нападения, пусть фактически документ, содержащий соответствующие сведения, в обладание посягателя не поступит.

4. Подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо должностных лиц в целях получения сведений, содержащих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, следует дополнительно квалифицировать, соответственно, по ст. ст. 204 или 291 УК.

5. Угрожать можно причинением насилия, уничтожением имущества, распространением сведений (как соответствующих, так и не соответствующих действительности), позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. С учетом одинаковых максимальных санкций за соответствующие преступления угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в рассматриваемом случае охватывается комментируемой статьей и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требует, если данная угроза не высказывалась одновременно и по мотивам, предусмотренным ч. 2 ст. 119 УК.

6. Перечень иных незаконных действий, входящих в объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, весьма широк. К нему относят получение информации, сопровождающееся нарушением тайны переписки и т.д., неправомерный доступ к компьютерной информации, ознакомление с информацией, не сопровождающееся изъятием содержащей ее материальных и электронных носителей, и др. В соответствующих случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности с иными статьями УК, в частности, ст. ст. 272, 238 УК, поскольку ст. 183 УК не защищает отношения по поводу материальных объектов, охраняемых названными нормами уголовного закона.

7. Применение при совершении преступления насилия требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности в случаях, когда этими статьями установлено более строгое наказание (судя по максимуму санкции), нежели за преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи. Следовательно, причинение в процессе собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, легкого вреда здоровью либо побоев квалифицируется только по ч. 1 комментируемой статьи.

8. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, — прямой умысел.

9. Субъект преступления — специальный, им может быть исключительно лицо, не только отвечающее критериям, установленным в ст. 19 УК, но и не имеющее в силу своих служебных обязанностей доступа к информации и потому вынужденное незаконно добиваться этого доступа.

10. Понятие незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, содержится в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», ст. 102 НК.

11. Незаконно использовать сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, можно как лично, так и путем передачи ее другим лицам. При личном незаконном использовании такой информации лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, такое лицо может получить какую-либо выгоду (скажем, при покупке акций, о скором повышении цены которых ему известно благодаря выполняемой работе) либо употребить информацию в ином смысле, например, для компрометации работодателя, в целях причинения ущерба иным лицам и т.д.

12. Поскольку УК охраняет только законные интересы, сотрудники организации, обладающие доступом к конфиденциальным сведениям, обязаны раскрывать их и без получения согласия руководителя в случаях, если получающее эти сведения лицо имело на это право. Например, сообщение работником банка следователю, действующему в соответствии с требованиями УПК и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», сведений об операциях по счету юридического лица нельзя считать разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, даже если против предоставления сведений возражало руководство банка и владелец счета.

13. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, — прямой умысел.

14. Субъект данного преступления — специальный, его признаки определены в ч. 2 ст. 183 УК.

15. Размер крупного ущерба согласно примеч. к ст. 169 УК должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.

16. О понятии корыстной заинтересованности см. коммент. к ст. 285.

17. К тяжким последствиям может быть отнесено банкротство организации и вызванные этим серьезные социальные последствия: голод, безработица, разрушение системы жилищно-коммунального хозяйства и пр. Исходя из ст. 27 УК указанные последствия могут быть причинены не только умышленно, но и по неосторожности.

(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 121-ФЗ)

  1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —
    наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
  2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —
    наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 29.06.2015 N 193-ФЗ)
  3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —
    наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
    (в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 29.06.2015 N 193-ФЗ)
  4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
    наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.
    (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Комментарий к статье 183 УК РФ

1. Понятие коммерческой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, дается в нескольких нормативных актах, в том числе в ст. 139 ГК, ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 11.07.2011) <1>. Понятие налоговой тайны, а также перечень сведений, которые не могут ее составлять, содержится в ст. 102 НК. Определение банковской тайны приведено в ст. 857 ГК и ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 03.12.2012) <2>, здесь же установлен порядок предоставления отнесенных к ней сведений.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283; 2006. N 6. Ст. 636; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 31. Ст. 4011; N 29. Ст. 4291.
<2> Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10. (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

2. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, признается преступным лишь в том случае, если оно осуществляется незаконным путем, в том числе путем похищения документов и иных носителей информации, подкупа или угроз в отношении лиц, которым известна тайна или которые могут оказать содействие в ее сборе. Можно сказать и так: объективная сторона преступления состоит в совершении любых незаконных действий, если их целью является получение названной в комментируемой статье информации.
3. Собирание означает не результат действий, а собственно процесс получения информации незаконным путем. Следовательно, посягатель, возможно, не сумеет достичь своей цели, скажем, похитит документ, получит фактическую возможность ознакомиться с ним или распорядиться им (и без ознакомления), но сделать этого: прочитать, передать другому лицу, заказавшему похищение и т.п. — не успеет (ввиду того, что его, допустим, задержат), однако деяние будет считаться оконченным уже с момента совершения указанных действий.
Однако если похищение совершается в форме действий, соответствующих понятию разбоя (за исключением, конечно, предмета преступления, на изъятие которого направлено согласно ст. 162 УК нападение), то деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, будет окончено уже с момента нападения, пусть фактически документ, содержащий соответствующие сведения, в обладание посягателя не поступит.
4. Подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, либо должностных лиц в целях получения сведений, содержащих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, следует дополнительно квалифицировать, соответственно, по ст. ст. 204 или 291 УК.
5. Угрожать можно причинением насилия, уничтожением имущества, распространением сведений (как соответствующих, так и не соответствующих действительности), позорящих потерпевшего или его близких, иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких. С учетом одинаковых максимальных санкций за соответствующие преступления угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью в рассматриваемом случае охватывается комментируемой статьей и дополнительной квалификации по ст. 119 УК не требует, если данная угроза не высказывалась одновременно и по мотивам, предусмотренным ч. 2 ст. 119 УК.
6. Перечень иных незаконных действий, входящих в объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, весьма широк. К нему относят получение информации, сопровождающееся нарушением тайны переписки и т.д., неправомерный доступ к компьютерной информации, ознакомление с информацией, не сопровождающееся изъятием содержащей ее материальных и электронных носителей, и др. В соответствующих случаях содеянное должно квалифицироваться по совокупности с иными статьями УК, в частности, ст. ст. 272, 238 УК, поскольку ст. 183 УК не защищает отношения по поводу материальных объектов, охраняемых названными нормами уголовного закона.
7. Применение при совершении преступления насилия требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям об ответственности за преступления против личности в случаях, когда этими статьями установлено более строгое наказание (судя по максимуму санкции), нежели за преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи. Следовательно, причинение в процессе собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, легкого вреда здоровью либо побоев квалифицируется только по ч. 1 комментируемой статьи.
8. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, — прямой умысел.
9. Субъект преступления — специальный, им может быть исключительно лицо, не только отвечающее критериям, установленным в ст. 19 УК, но и не имеющее в силу своих служебных обязанностей доступа к информации и потому вынужденное незаконно добиваться этого доступа.
10. Понятие незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, содержится в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне», ст. 102 НК.
11. Незаконно использовать сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, можно как лично, так и путем передачи ее другим лицам. При личном незаконном использовании такой информации лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, такое лицо может получить какую-либо выгоду (скажем, при покупке акций, о скором повышении цены которых ему известно благодаря выполняемой работе) либо употребить информацию в ином смысле, например, для компрометации работодателя, в целях причинения ущерба иным лицам и т.д.
12. Поскольку УК охраняет только законные интересы, сотрудники организации, обладающие доступом к конфиденциальным сведениям, обязаны раскрывать их и без получения согласия руководителя в случаях, если получающее эти сведения лицо имело на это право. Например, сообщение работником банка следователю, действующему в соответствии с требованиями УПК и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», сведений об операциях по счету юридического лица нельзя считать разглашением сведений, составляющих банковскую тайну, даже если против предоставления сведений возражало руководство банка и владелец счета.
13. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, — прямой умысел.
14. Субъект данного преступления — специальный, его признаки определены в ч. 2 ст. 183 УК.
15. Размер крупного ущерба согласно примеч. к ст. 169 УК должен превышать 1 млн. 500 тыс. руб.
16. О понятии корыстной заинтересованности см. коммент. к ст. 285.
17. К тяжким последствиям может быть отнесено банкротство организации и вызванные этим серьезные социальные последствия: голод, безработица, разрушение системы жилищно-коммунального хозяйства и пр. Исходя из ст. 27 УК указанные последствия могут быть причинены не только умышленно, но и по неосторожности.



 

Возможно, будет полезно почитать: