Категоризация предприятий – новый подход в экологическом контроле и надзоре. Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий Объектах iv категории опасности кто отно

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 Утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ

ОТНЕСЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, К ОБЪЕКТАМ I, II, III И IV КАТЕГОРИЙ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по производству кокса;

б) по добыче сырой нефти и природного газа, включая переработку природного газа;

в) по производству нефтепродуктов;

г) по добыче и обогащению железных руд;

д) по добыче и подготовке руд цветных металлов ― алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, тантала, ванадия, а также руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;

е) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью 250 МВт и более при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью 500 МВт и более при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

ж) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью 2,5 тонны в час и более);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью 20 тонн нерафинированной стали в час и более);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей 2 тонн нерафинированной стали в час и более);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

для производства цветных металлов из руды, концентратов или вторичного сырья (с помощью металлургических, химических или электролитических процессов);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) 4 тонны в сутки и более для свинца и кадмия или 20 тонн в сутки и более для других металлов);

для производства ферросплавов;

з) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью 75 тонн в сутки и более и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью 500 тонн в сутки и более);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью 50 тонн в сутки и более);

и) по производству химических веществ и химических продуктов следующих основных органических химических веществ:

простые углеводороды (линейные или циклические, насыщенные или ненасыщенные, алифатические или ароматические);

галогенированные углеводороды;

полимеры, химические синтетические волокна и нити на основе целлюлозы;

синтетический каучук;

синтетические красители и пигменты;

поверхностно-активные вещества;

к) по производству химических веществ и химических продуктов следующих неорганических веществ:

газы ― аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода, соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид (фосген);

кислоты ― хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота;

основания ― гидроксид аммония, гидроксид калия, гидроксид натрия;

соли ― хлорид аммония, хлорат калия, карбонат калия, карбонат натрия, перборат, нитрат серебра;

неметаллы, оксиды металлов или другие неорганические соединения ― карбид кальция, кремний, карбид кремния;

специальные неорганические химикаты ― цианид натрия, цианид калия;

оксид магния (с проектной производительностью 50 тонн в сутки и более);

л) по производству пестицидов и прочих агрохимических продуктов в части, касающейся производства минеральных удобрений;

м) по производству фармацевтических субстанций;

н) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обезвреживания отходов производства и потребления с применением оборудования и (или) установок:

по обезвреживанию отходов производства и потребления I ― III классов опасности, включая пестициды и агрохимикаты, пришедшие в негодность и (или) запрещенные к применению;

по обезвреживанию отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью 3 тонны в час и более);

о) по обработке и утилизации отходов в части, касающейся обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью 10 тонн в сутки и более);

п) по захоронению следующих отходов производства и потребления:

отходы I ― III классов опасности;

отходы IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (20 тыс. тонн в год и более);

р) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом 20 тыс. куб. метров в сутки отводимых сточных вод и более);

с) по производству целлюлозы и древесной массы;

т) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью 20 тонн в сутки и более);

у) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью 10 тонн обработанного сырья в сутки и более);

ф) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью 12 тонн готовой продукции в сутки и более);

х) по производству следующих пищевых продуктов:

мясо и мясопродукты (с проектной производительностью 50 тонн готовой продукции в сутки и более);

растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью 75 тонн готовой продукции в сутки и более);

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель) и более);

молочная продукция (с проектной мощностью 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель) и более);

ц) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью 40 тыс. птицемест и более);

ч) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью 2000 мест и более), свиноматок (с проектной мощностью 750 мест и более);

ш) по переработке и консервированию мяса в части, касающейся выполнения работ по убою животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях;

щ) по добыче угля, включая добычу и обогащение каменного угля, антрацита и бурого угля (лигнита);

ы) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом 30 куб. метров и более);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет 200 тонн в год и более).

II. Критерии отнесения объектов, оказывающих умеренное

негативное воздействие на окружающую среду, к объектам

2. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности:

а) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

б) по добыче и подготовке руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на рассыпных месторождениях;

в) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);

г) по производству следующей неметаллической минеральной продукции:

стекло и изделия из стекла, включая стекловолокно (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

огнеупорные керамические изделия и строительные керамические материалы (с проектной мощностью менее 1 млн. штук в год);

керамические или фарфоровые изделия, кроме огнеупорных керамических изделий и строительных керамических материалов (с проектной мощностью менее 75 тонн в сутки и (или) с использованием обжиговых печей с плотностью садки на одну печь, не превышающей 300 кг на 1 куб. метр);

цементный клинкер во вращающихся печах или в других печах (с проектной мощностью менее 500 тонн в сутки);

известь (негашеная, гашеная) при наличии печей (с проектной мощностью менее 50 тонн в сутки);

д) по производству оксида магния (с проектной производительностью менее 50 тонн в сутки);

е) по сбору и обработке сточных вод в части, касающейся очистки сточных вод централизованных систем водоотведения (канализации) (с объемом менее 20 тыс. куб. метров отводимых сточных вод в сутки);

ж) по производству бумаги и картона (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки и более);

з) по производству текстильных изделий с использованием оборудования для промывки, отбеливания, мерсеризации, окрашивания текстильных волокон и (или) отбеливания, окрашивания текстильной продукции (с проектной производительностью менее 10 тонн обработанного сырья в сутки);

и) по производству кожи и изделий из кожи с использованием оборудования для дубления, крашения, выделки шкур и кож (с проектной мощностью менее 12 тонн готовой продукции в сутки);

к) по производству следующих пищевых продуктов:

мясо и мясопродукты (с проектной производительностью менее 50 тонн готовой продукции в сутки);

растительные и животные масла и жиры (с проектной производительностью менее 75 тонн готовой продукции в сутки);

продукция из картофеля, фруктов и овощей (с проектной производительностью менее 300 тонн готовой продукции в сутки (среднеквартальный показатель);

молочная продукция (с проектной мощностью менее 200 тонн перерабатываемого молока в сутки (среднегодовой показатель);

л) по разведению сельскохозяйственной птицы (с проектной мощностью менее 40 тыс. птицемест);

м) по выращиванию и разведению свиней (с проектной мощностью менее 2000 мест), свиноматок (с проектной мощностью менее 750 мест);

н) связанной с обрабатывающим производством, на котором выполняются работы:

по поверхностной обработке металлов и пластических материалов (с использованием электролитических или химических процессов в технологических ваннах суммарным объемом менее 30 куб. метров);

по обработке поверхностей, предметов или продукции (с использованием органических растворителей, проектное потребление которых составляет менее 200 тонн в год);

о) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций (за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности);

п) по добыче урановой и ториевой руд, обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;

р) по эксплуатации:

радиационных источников (за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности) при условии наличия на объекте источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду;

пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

с) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов;

т) по производству искусственного графита;

у) по производству газа путем газификации и (или) сжижения:

углей, включая антрацит, каменный уголь, бурый уголь (лигнит);

других твердых топлив (на установках номинальной проектной мощностью 20 МВт и более);

ф) по производству сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка;

х) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;

ц) по складированию и хранению:

нефти и продуктов ее переработки (с проектной вместимостью 200 тыс. тонн и более);

пестицидов и агрохимикатов (с проектной вместимостью 50 тонн и более);

ч) по сбору, обработке и утилизации отходов в части, касающейся:

хранения отходов производства и потребления I ― III классов опасности;

хранения отходов производства и потребления IV и V классов опасности (50 тонн в сутки и более);

обезвреживания отходов производства и потребления IV и V классов опасности (с проектной мощностью менее 3 тонн в час);

обеззараживания и (или) обезвреживания биологических и медицинских отходов (с проектной мощностью менее 10 тонн в сутки);

захоронения отходов производства и потребления IV и V классов опасности, включая твердые коммунальные отходы (менее 20 тыс. тонн в год);

ш) по производству изделий из бетона для использования в строительстве, включая производство силикатного кирпича с использованием автоклавов (с проектной мощностью 1 млн. штук в год и более);

щ) по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более);

ы) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон (с проектным объемом плавки 20 тонн в сутки и более);

э) по хранению и (или) уничтожению химического оружия.

3. Объект является:

а) портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации (допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более);

б) морским портом;

в) объектом, предназначенным для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок (при наличии взлетно-посадочной полосы длиной 2100 метров и более);

г) объектом инфраструктуры железнодорожного транспорта.

III. Критерии отнесения объектов, оказывающих

незначительное негативное воздействие на окружающую среду, и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа.

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное

воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

Б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

Приветствую, уважаемые друзья! Сегодня мы поговорим об очередных глобальных изменениях экологического законодательства... что же предстоит сделать экологам предприятий в ближайшем будущем?

Заглянем в историю...

Так, в середине позапрошлого года был принят Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ, которым были внесены значительные изменения в основной нормативный документ в рассматриваемой области - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ). Одним из изменений стало введение категоризации всех хозяйствующих субъектов в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в зависимости от уровня такого воздействия делятся на 4 категории:

1. объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ) (объекты I категории);
2. объекты, оказывающие умеренное НВОС (объекты II категории);
3. объекты, оказывающие незначительное НВОС (объекты III категории);
4. объекты, оказывающие минимальное НВОС (объекты IV категории).

Деление хозяйствующих субъектов на категории направлено на решение ряда задач, включая повышение уровня контроля за опасными производственными объектами и, наоборот, снижение уровня контроля за объектами, оказывающими минимальное НВОС, уменьшение неоправданных экономических издержек предприятий, снижение нагрузки на контролирующие органы и др.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ). В целях реализации указанного положения в 2014 г. Минприроды России совместно с другими ведомствами был разработан проект, а затем спустя некоторое время согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 были утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

П.С: Как же подтвердить отнесение предприятия к нужной категории объектов, оказывающих негативное воздействие?

Так, согласно ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет ЮЛ и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией

В соответствии с п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС.

На основании ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ в течение 2 лет со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. до 1 января 2017 г.) юридические лица (далее — ЮЛ) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие НВОС, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих НВОС, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС, и снятие с государственного учета объектов, оказывающих НВОС, осуществляются без взимания платы.

Минприроды России разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
Таким образом, на сегодняшний день форма заявки о постановке на государственный учёт, порядок создания и ведения Реестра и порядок формирования кодов объектов и присвоения их этим объектам не утверждены.

Заметку подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

На этом у меня всё. До новых заметок!

Действующее законодательство обязывает юридических и физических лиц ставить на государственный учет объекты, которые наносят вред окружающей среде. Что относится к данным объектам?Какие категории объектов, оказывающих негативное воздействие, утверждены законодательством? Как поставить их на учет? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что относится к объектам негативного воздействия?

Определение данного термина приведено в законе «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В соответствии с ним, объект негативного воздействия – это объект капитального строительства (или иной объект), а также группа объектов, расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков и имеющих единое назначение. Под негативным воздействием на окружающую среду (НВОС) подразумевается осуществление деятельности, в результате которой происходят негативные изменения в окружающей среде.

Категории объектов

Деление на категории объектов, оказывающих негативное воздействие, позволяет ужесточить контроль за опасными производствами и ослабить контроль за предприятиями, которые оказывают минимальное НВОС. За отнесение хозяйствующего субъекта к той или иной категории отвечает Росприроднадзор. Окончательное решение принимается после тщательного анализа сведений об исследуемой организации и сопоставления их с критериями, утвержденными Правительственным постановлением от 28.09.2015 № 1029.

В ст. 4.2 закона № 7-ФЗ перечислены следующие категории объектов:

  • I категория (сильное воздействие). Сюда относятся химические и металлургические предприятия, мясокомбинаты, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
  • II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
  • III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, а также те, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
  • IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся офисы, образовательные и социальные учреждения, торговые объекты и пр. Как правило, данные организации освобождаются от платы за НВОС, но окончательное решение принимает Росприроднадзор.

При отнесении хозяйствующего субъекта к конкретной категории принимаются во внимание критерии, установленные Правительством РФ в постановлении № 1029. К основным критериям относятся:

  • масштабы деятельности;
  • уровень загрязнения;
  • опасность отходов, выбрасываемых объектом;
  • сфера, загрязняемая в ходе осуществления деятельности.

Постановка на учет

Юридические лица и ИП должны самостоятельно подавать заявки на постановку на учет объектов, загрязняющих окружающую среду. Если заявка была подана несвоевременно или владелец бизнеса вовсе проигнорировал данное требование – ИП и юрлицам придется уплатить крупный штраф в размере от 30 до 100 тыс. рублей, а должностным лицам от 5 до 20 тыс. руб. (ст. 8.46 КоАП РФ). Основные правила постановки объектов на учет приведены в Постановлении Правительства РФ от 23.06.2016 № 572.

В соответствии с п. 2 ст. 69.2 закона № 7-ФЗ постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие, должна быть произведена в течение 6 месяцев со дня введения их в эксплуатацию. На учет не ставят непроизводственные объекты, которые подключены к городской канализации и не имеют собственных котельных. К ним относятся офисы, торговые здания, школы, детские сады и др.

В обязательном порядке должны быть поставлены на учет предприятия, которые загрязняют атмосферу выбросом вредных веществ или сбрасывают загрязняющие вещества в системы канализации или водные объекты.

Как происходит процедура постановки на государственный учет? Прежде всего, владелец бизнеса должен составить заявление по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554. Заявление следует подать в территориальный орган Росприроднадзора или в Минприроды региона. В Росприроднадзоре регистрируют предприятия, которые подлежат государственному экологическому надзору.

Государственные ведомства имеют право отказать в регистрации, если в заявлении не указана вся необходимая информация. Решение об отказе с указанием причин будет направлено владельцу объекта в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки. Если сотрудники ведомства установят, что объект должен быть поставлен на учет – они известят об этом лицо, подававшее заявление.

Плата за НВОС

Организации и ИП обязаны вносить плату за причинение вреда окружающей среде . Это указано в ст. 16.1 закона № 7-ФЗ. Исключение составляют предприниматели и фирмы, которые осуществляют деятельность только на объектах, относящихся к IV категории. Присвоение данной категории должно быть подтверждено соответствующим свидетельством.

Размер платы рассчитывается ответственными лицами самостоятельно. Для исчисления платы необходимо умножить платежную базу по каждому загрязняющему веществу на соответствующую ставку указанной платы с учетом коэффициентов. Затем эти показатели суммируются. Платежной базой для расчета размера платы является масса или объем выбросов вредных веществ.

Владельцы загрязняющих производств обязаны ежегодно подавать в территориальное управление Росприроднадзора годовую декларацию , в которой они произвели расчет суммы платы по объекту негативного воздействия. Декларацию необходимо сдать до 10 марта следующего за отчетным года.

Ставки платы по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913. Размеры ставок указаны из расчета на 1 тонну конкретного загрязняющего вещества.

В настоящее времядля объектов IV категории НВОС в части нормирования оказания воздействия на окружающую среду и необходимости оформления разрешительной экологической документации законодательством РФне предусматривается каких-либо привилегий.
Таким образом, вне зависимости от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС, в настоящее время лица, эксплуатирующие соответствующие объекты (в том числе объекты IV категории), обязаны:
1) разрабатывать получать документ об утверждении НООЛР (разумеется, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства);
2) разрабатывать , обеспечивать их утверждение, получать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
3) разрабатывать нормативы допустимых сбросов, обеспечивать их утверждение, получать разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.

Ответ на вопрос: освобождены ли хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты, оказывающие НВОС, IV категории от обязанности представлять экологическую отчетность? - нет, порядок сейчас одинаков для всех видов экологической отчетности.

Указанное в равной мере касается следующей экологической отчетности:
1) статистическая отчетность (по формам №№), 2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз));
2) ;
3) отчетность в области использования и охраны водных объектов (по формам 6.1, 6.2, 6.3, утв. Приказом МПР России от 06.02.2008 г. № 30, по формам 3.1, 3.2, 3.3, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 г. № 205).

При этом действующее законодательство не содержит положений, ставящих в зависимость возникновение той или ной обязанности по представлению экологической отчетности от категории, присвоенной объекту, оказывающему НВОС.
Иными словами, само по себе присвоение объекту IV категории не освобождает его владельца от обязанности подготовки и представления соответствующей отчетности.

Разумеется, при этом необходимо учитывать, что экологическая отчетность, связанная с осуществлением сбросов сточных вод в водный объект, по умолчанию не имеет никакого отношения к объектам IV категории, учитывая, что неотъемлемым критерием отнесения объектов к указанной категории является отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

С обязанностью по внесению платы за НВОС дело обстоит совсем иначе.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 16.1 ФЗ "Об охране окружающей среды":
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату),за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .

Итак, лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности внесения платы за НВОС.
Причем действует указанное положение, начиная с 01.01.2016 г.; полноценному применению данной нормы мешал лишь затянувшийся процесс постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет (а точнее - отсутствие в принципе долгое время процесса в этом направлении в течение 2016 г.).

Здесь следует обратить внимание на то, что обязательным условием освобождения от обязанности по внесению платы за НВОС является осуществление лицом деятельностиисключительно на объектах IV категории.

Иными словами, в случае если лицо осуществляет деятельность не только на объектах IV категории (но и еще хотя бы на одном объекте, относящемся к категориям с I по III), на него возложена обязанность по внесению платы за НВОС.

Нельзя не отметить существующее мнение о том, что коль скоро лица, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от обязанности по внесению платы за НВОС, то и разработка, установление нормативов допустимого воздействия и получение разрешительной природоохранной документации "не имеет никакого смысла" (в значении "не требуется").
Такая позиция является ошибочной, не имеет правового обоснования.

Следует обратить внимание, что обязанности:
- по нормированию воздействия на окружающую среду
и
- по
являются различными (хотя и связанными между собой в определенном смысле) экологическими обязанностями.

Однако предусмотренная законодателем экономическая "льгота" для лиц, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории, не освобождает таких лиц от обязанности нормирования (пусть и минимального) негативного воздействия на окружающую среду и получения разрешительной документации на оказание соответствующего НВОС.



 

Возможно, будет полезно почитать: