Кто из князей разгромил половцев. Киевская русь и половцы

О них под 1152 г. вполне определенно говорит Ипатьевская летопись: "Вся половецкая земля, что иже межи Волгою и Днепром". Автор "Слова о полку Игореве" упоминает почти все пограничные половецкие земли: Волга, Поморье, Посулье, Крым (Сурож и Корсунь), Тмутаракань (Северо-Западное Предкавказье). Картографирование находок половецких статуй подтверждает сведения письменных источников.

Появившись в восточноевропейских степях, новые пришельцы неоднократно нарушали границы Руси и опустошали ее земли. Будучи на первой (таборной) стадии кочевания, кипчаки проявляли особую агрессивность. По летописным источникам насчитывается 46 походов половцев на Русь, не считая мелких набегов. В 1061 году половцы впервые пришли воевать Русскую землю. Всеволод Ярославич вышел к ним навстречу, половцы победили его, повоевали землю и ушли.

В 1068 году опять множество половцев пришло на Русскую землю, в результате чего в Киеве сел князь Всеслав Брячиславович. Половцы опустошали Русскую землю, дошли до Чернигова. Святослав Черниговский собрал войско, ударил и одолел половцев, хотя у него было только 3 тысячи, а половцев - 12 тысяч.

Половцы многократно делали набеги на Русь в связи с княжескими усобицами и без всякого повода (1071, 1078, 1092 и т.д.) В удачных битвах с ними начал славится и приобретать народную любовь князь Владимир Мономах (1053-1125+). 12 удачных битв с половцами выдержал он в одно княжение отца своего Всеволода. В 1103 году Владимир Мономах и Святополк Изяславич нанесли западной половецкой группировке сильное поражение на реке Сутени (Молочной). В этой битве погибло 20 половецких князей. Мощь приднепровских половцев была подорвана. Последующие успехи русских вынудили их оставить свои кочевья в Побужье.

В 1109, 1111 и 1116 годах русские князья совершили серию победоносных походов на донских половцев, взяли город Шарухань, Сугров и Балин, где под властью половцев проживало алано-болгарское население, появившееся здесь еще со времен Хазарского каганата. Не выдержав ударов русских дружин, часть половцев во главе с ханом Отроком откочевала в северокавказские степи. На Дону остался хан Сырчан. По пути в Предкавказье половцы в 1117 году разрушили Саркел-Белую Вежу и вынудили его жителей уйти на Русь. Вместе с ними на Руси оказались печенеги и торки, кочевавшие у Белой Вежи.

После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (1132) донские и приднепровские половцы редко совершали самостоятельные набеги на Русь. 30-е -50-е годы XII века характеризуются их активнейшим участием в междоусобных войнах русских князей. Русские, только что разгромившие кочевников, вновь сами же помогали им набираться сил. До 60 - 70-х годов XII века половцы были раздроблены на отдельные орды, которые активно участвовали в набегах на русские земли в составе дружин того или иного русского князя. Некоторые племенные наименования их весьма устойчивы, и сведения о них доходили в восточные страны. Так, арабские авторы аль-Мансури и ан-Нувайри упоминают объединения "Бурджоглы" (Бурчевичей) и "Токсоба" (Токсобичей).

Во второй половине XII века половецкие орды стали сплачиваться в новые объединения на основе прежних, разбитых еще Мономахом союзов. Наиболее сильными из них являлись Приднепровское и Донское. Приднепровское объединение орд консолидировалось с Лукоморскими половцами, обитавшими на западном берегу Азовского моря, а Донское - с Приморскими, кочевавшими у Таганрогского залива, и Предкавказскими. Таким образом, в южнорусских степях образовались два союза племен, по территории равные наиболее крупным русским княжествам и западным королевствам. Среди ханов, возглавлявших Приднестровско-Лукоморских половцев, известны Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк и другие. Донские половцы в конце концов объединились под властью сына Отрака - Кончака, который в дальнейшем претендовал на власть над всеми южнорусскими степями.

Усилившись, половцы стали препятствовать походу караванов на Русь по торговому пути из "Варяг в Греки", по "Соляному" и "Залозному" путям. Вновь начались их самостоятельные набеги на Русь. В ответ на это русские организовали серию походов в степь. Наиболее известен поход 1184 года, когда русские дружины победили половцев и взяли в плен хана Кобяка. Длительную борьбу русские князья вели и против Донского объединения Кончака. Одним из эпизодов этой борьбы был неудачный поход 1185 года князя Игоря Святославича Северского, послуживший темой "Слова о полку Игореве". Однако к середине 90-х годов XII века всплеск внешней активности половцев прекращается и в дальнейшем они участвуют лишь в междоусобицах русских князей в качестве наемников.

Половцы разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII веке (часть их перешла в Венгрию).

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

Половцы относились к кочевым племенам. Согласно разным источникам, у них были и другие названия: кипчаки и команы. Половецкий народ относился к тюркоязычным племенам. В начале 11 века, они изгнали печенегов и торков из причерноморских степей. Затем направились на Днепр, а дойдя до Дуная стали владельцами степи, которая стала называться Половецкой. Религией половцев являлось Тенгрианство. Эта религия основана на культе Тенгри-хана (вечного сияния неба).

Повседневный быт половцев практически не отличался от других племенных народов. Их главным занятием являлось скотоводство. К концу 11 века тип кочевания половцев сменился от таборного до более современного. За каждой отдельной частью племени крепились участки земель - под пастбища.

Киевская Русь и половцы

Начиная с 1061-ого и вплоть до 1210-ого года, половцы совершали постоянные набеги на русские земли. Борьба Руси с половцами длилась довольно долго. Насчитывалось около 46 крупных набегов на Русь и это без учета более мелких.

Первая битва Руси с половцами была 2 февраля 1061 года под Переяславлем, они спалили окрестности и ограбили ближайшие деревни. В 1068 году половцы разбили войска Ярославичей, в 1078 году в битве с ними погиб Изяслав Ярославич , в 1093 году половцы одержали победу над войсками 3-х князей: Святополка , Владимира Мономаха и Ростислава, а в 1094 году заставили Владимира Мономаха оставить Чернигов. В дальнейшем, было совершено несколько ответных походов. В 1096 году половцы потерпели первое поражение в борьбе с Русью. В 1103 году были разгромлены Святополком и Владимиром Мономахом, затем служили на Кавказе царю Давиду Строителю.

Окончательный разгром половцев Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией произошел в результате крестового похода в 1111 году. Чтобы избежать окончательного уничтожения, половцы сменили место кочевания, перебравшись за Дунай, а большая часть их войска вместе с семьями ушли в Грузию. Все эти «общерусские» походы против половцев, возглавил Владимир Мономах. После его смерти в 1125 году, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах русских князей, участвовали в разгромах Киева в качестве союзников в 1169 и 1203 годах.

Очередной поход на половцев, так же именуемый как побоище Игоря Святославовича с половцами, описанное в «Слово о полку Игореве» состоялся в 1185 году. Этот поход Игоря Святославовича, был примером одних из числа неудавшихся. Спустя некоторое время, часть половцев приняли христианство, и в половецких набегах наступил период затишья.

Половцы прекратили свое существование как самостоятельный, политически развитый народ после европейских походов Батыя (1236 - 1242 гг.) и составили большую часть населения Золотой Орды , передав им свой язык, легший в основу формирования других языков (татарский, башкирский, ногайского, казахского, каракалпакского, кумыкского и других).

Урок действительно был жестоким. Донецкие половцы, разгромленные Владимиром Мономахом, притихли. Не было с их стороны вторжений ни в следующем году, ни через год. Но хан Боняк продолжал набеги, хотя и без прежнего размаха, осторожно. Поздней осенью 1105 года он внезапно появился у Зарубинского брода, неподалеку от Переяславля, пограбил приднепровские села и деревни и быстро отступил. Князья даже не успели собрать погоню. В следующем 1106 году половцы нападали на Русь уже трижды, но набеги были малоудачными и не принесли степнякам добычи. Сначала они подступили к городку Заречску, но были отогнаны киевскими дружинами. По словам летописца, русские воины гнали половцев «до Дуная» и «полон отняли». Потом Боняк «повоевал» возле Переяславля и поспешно отошел. Наконец, по словам летописца, «пришел Боняк и Шарукан Старый и иные князья многие и встали около Лубна». Русское войско двинулось им на­встречу, но половцы, не принимая боя, «побежали, хватаючи коней».

Эти набеги не представляли серьезной опасности для Руси, легко отражались княжескими дружинами, но недооценивать половецкой активности было нельзя. Половцы начали оправляться от недавнего разгрома, и нужно было готовить новый большой поход в степи. Или, если Боняк и Шарукан опередят, достойно встретить их на рубежах русской земли.

В августе 1107 года большое половецкое войско осадило Лубен, Шарукан привел с собой уцелевших донских половцев, хан Боняк - приднепровских, к ним присоединились ханы других половецких орд. Но в переяславской крепости еще с лета стояли дружины многих русских князей, собравшихся по призыву Владимира Мономаха. Они кинулись на помощь осажденному городу, с ходу форсировали реку Сулу и внезапно ударили по половцам. Те, даже не выставив боевые стяги, бросились врассыпную: некоторые не успели взять коней и бежали в степь пешими, бросив полон и награбленную добычу. Мономах приказал коннице неотступно преследовать их, чтобы некому было снова нападать на Русь. Боняк и Шарукан с трудом спаслись. Преследование продолжалось до реки Хорол, через которую, пожертвовав прикрывавшими его бегство воинами, успел переправиться Шарукан. Добычей победителей стало множество коней, которые славно послужат русским воинам в будущих походах в степи.

Политическое значение этой победы было большим. В январе 1108 года ханы многочисленной орды Аепы, кочевавшие неподалеку от рубежей Киевской Руси, предложили заключить договор о мире и любви. Договор был принят русскими князьями. В результате единство ханов распалось, создались условия для окончательного разгрома Шарукана и его союзников. Но подготовка нового общерусского похода в степи требовала значительного времени, а Шарукану нельзя было давать передышки. И зимой 1109 года Владимир Мономах послал на Донец своего воеводу Дмитра Иворовича с переяславской конной дружиной и пешцами на санях. Ему было велено точно выяснить, где стоят зимой половецкие станы, готовы ли они к летним походам на Русь, много ли осталось у Шарукана воинов и коней. Русская рать должна была опустошить половецкие вежи, чтобы Шарукан знал: и зимой не будет ему покоя, пока он враждует с Русью.

Воевода Дмитр выполнил поручение князя. Пешцы в санях и дружинники верхами быстро прошли через степи и в начале января уже были на Донце. Там их встретило половецкое войско. Воевода выставил против половецкой конницы испытанный сомкнутый строй пешцев, о который разбилась атака лучников, а разгром вновь довершили фланговые атаки конных дружинников. Половцы бежали, бросив свои шатры, имущество. Тысячи кибиток и множество пленных и скота стали добычей русских воинов. Не менее ценны были сведения, принесенные воеводой из половецких степей. Оказалось, Шарукан стоит на Дону и собирает силы для нового похода на Русь, обменивается гонцами с ханом Боняком, который на Днепре тоже готовится к войне.

Весной 1110 года объединенные дружины князей Святополка, Владимира Мономаха и Давида выдвинулись к степному рубежу, встали у города Воиня. Туда же шли из степи половцы, но, неожиданно для себя встретив готовое к битве русское войско, повернули назад и затерялись в степях. Половецкое вторжение не состоялось.

Новый поход в степи готовился долго и обстоятельно. Снова на Долобском озере встретились русские князья, чтобы обсудить план похода. Мнение воевод разделилось: одни предлагали подождать следующей весны, чтобы двинуться на Донец в ладьях и на конях, другие - повторить зимний санный поход воеводы Дмитра, чтобы половцы не могли откочевать на юг и откормить на весенних пастбищах своих коней, ослабевших за время зимней бескормицы. Последних поддержал Владимир Мономах и его слово оказалось решающим. Начало похода наметили на самый конец зимы, когда морозы спадут, но еще сохранится легкий санный путь.

В конце февраля в Переяславле сошлись рати из Киева, Смоленска, Чернигова, Новгорода-Северского и других городов. Прибыли великий киевский князь Святополк с сыном Ярославом, сыновья Владимира Мономаха - Вячеслав, Ярополк, Юрий и Андрей, Давид Святославич Черниговский с сыновьями Святославом, Всеволодом, Ростиславом, сыновья князя Олега - Всеволод, Игорь, Святослав. Давно не собиралось для совместной войны столько русских князей. Снова к конным княжеским дружинам присоединились многочисленные рати пешцев, так хорошо проявившие себя в прошлых походах на половцев.

26 февраля 1111 года войско выступило в поход. На реке Альте князья остановились, поджидая припоздавшие дружины. 3 марта войско вышло на реку Суду, пройдя за пять дней около ста сорока верст. Учитывая, что вместе с конными дружинами двигались пешцы и большие санные обозы с оружием и припасами, такие темпы похода следует признать весьма значительными - тридцать верст за дневной переход!

Идти было тяжело. Началась оттепель, снег быстро таял, лошади с трудом тащили нагруженные сани. И тем не менее скорость похода почти не снизилась. Только хорошо обученное и выносливое войско было способно на такие переходы.

На реке Хороле Владимир Мономах приказал оставить санный обоз, перегрузить оружие и припасы во вьюки. Дальше шли налегке. Начиналось Дикое Поле - половецкая степь, где не было русских поселений. Тридцативосьмиверстный переход от Хорола до реки Псел войско преодолело за один дневной переход. Впереди ждала река Ворскла, на которой русские воеводы знали удобные броды - это было очень важно, так как полноводные весенние реки представляли серьезную преграду. Далеко впереди главных сил ехали конные сторожи, чтобы предупредить неожиданное нападение половцев. 7 марта русское войско вышло на берег Ворсклы. 14 марта рати достигли Донца, повторив зимний поход воеводы Дмитра. Дальше лежала «земля незнаемая» - так далеко русские дружины еще не заходили. Впереди мелькали конные разъезды половцев - орда хана Шарукана была где-то близко. Русские воины надели доспехи, приняли боевой порядок: «чело», полки правой и левой руки, сторожевой полк. Так и пошли дальше, в боевом порядке, готовые в любую минуту встретить половецкое нападение. Позади остался Донец, показался Шарукань - степной город, состоявший из сотен кибиток, шатров, невысоких глинобитных домов. Половецкая столица впервые увидела вражеские знамена под своими стенами. К обороне Шарукань явно не готовился. Вал вокруг города был низким, легкопреодолимым - видимо, половцы считали себя в полной безопасности, надеясь, что их надежно оберегают просторы Дикого Поля... Жители прислали послов с дарами и просьбами не разорять город, но взять откуп, какой русские князья назначат.

Владимир Мономах приказал половцам сдать все оружие, отпустить пленников, вернуть награбленное в прошлых набегах имущество. Русские дружины вошли в Шарукань. Это произошло 19 марта 1111 года.

Только одну ночь простояло русское войско в Шарукане, а утром пошло дальше, к Дону, к следующему половецкому городку - Сугрову. Его жители решили защищаться, выйдя с оружием на земляной вал. Русские полки со всех сторон окружили Сугров и засыпали его стрелами с горящей просмоленной паклей. В городе начались пожары. Обезумевшие половцы метались по пылающим улицам, пытаясь справиться с огнем. Тогда начался приступ. Тяжелыми бревнами-таранами русские воины пробили городские ворота и вошли в город. Сугров пал. Разбойничье гнездо, из которого в прошлые годы вылетали лихие ватаги половецких всадников для очередного набега, прекратило свое существование.

До реки Дона оставалось всего половина дневного перехода... Между тем сторожевые разъезды обнаружили большое скопление половцев на речке Сольнице (река Тор), притоке Дона. Близилось решительное сражение, итогом ко­торого могла быть только победа или смерть: русское войско так далеко зашло в Дикое Поле, что спастись от быстрой половецкой конницы в случае отступления было невозможно.

Наступил день 24 марта 1111 года. Густые толпы половцев показались на горизонте, выкинув вперед щупальца легкоконных разъездов. Русское войско приняло боевой порядок: в «челе» - великий князь Святополк со своими киевлянами; на правом крыле - Владимир Мономах и его сыновья с переяславцами, ростовцами, суздальцами, белозерцами, смолянами; на левом крыле - черниговские князья. Испытанный русский боевой строй с несокрушимой фалангой пехоты в центре и быстрыми конными дружинами на флангах...

Так сражался Владимир Мономах в 1076 году с рыцарской конницей в Чехии - пешцы-копьеносцы в центре и конница на флангах - и победил. Так он строил войско в прошлом большом походе против половцев и тоже одержал верх. Так спустя много лет расставит свои полки еще один славный витязь «Ярославова рода» - Александр Невский, когда приведет своих воинов на лед Чудского озера, чтобы отбросить немецких псов-рыцарей...

Только к концу дня половцы собрались для атаки и огромными толпами бросились на русский строй. Опытный Шарукан отказался от обычной половецкой тактики - удара конным клином в «чело» - и наступал по всему фронту, чтобы конные дружины князей не могли помочь пешцам фланговыми ударами. Жестокая сеча началась сразу и в «челе», и на крыльях. Русские воины с трудом сдерживали половецкий натиск.

Наверное, хан ошибся, именно так построив сражение. Его воины, многие из которых не имели доспехов, не были привычны к «прямому бою», к тесной рукопашной схватке и несли огромные потери. Русские выстояли и начали медленно продвигаться вперед. Быстро смеркалось. Половцы, поняв, что сокрушить русское войско неистовым натиском не удается, повернули коней и ускакали в степь. Это был успех русских князей, но это не была еще победа: множество половецких всадников спаслись и могли продолжать войну. Так и расценил ситуацию Владимир Мономах, посылая вслед за половцами сторожевой полк. Шарукан будет где-то собирать свое степное воинство, нужно узнать - где...

Только один день стояли русские полки на поле битвы. Сторожевые разъезды сообщили, что половцы снова собираются в толпы близ устья Сольницы. Русские полки выступили в поход и шли всю ночь. Впереди уже мигали костры огромного половецкого стана.

Наступило утро 27 марта 1111 года. Оба войска вновь стояли друг против друга. На этот раз Шарукан не стал искать удачи в страшном «прямом бою», в котором русские оказались непобедимыми, а попытался со всех сторон окружить полки князей, чтобы издали расстреливать ратников из луков, пользуясь быстротой половецких коней и огромным численным превосходством. Но Владимир Мо­номах не позволил взять свое войско в кольцо и сам решительно двинулся вперед. Это было неожиданностью для половецких военачальников: обычно русские ждали, когда на них нападут, и только отразив удар, переходили к контратакам. Половцы вынуждены были снова принять «прямой бой». Предводитель русского войска навязал врагу свою волю. Вновь половецкая конница навалилась на центр русского строя, и опять пешцы-копьеносцы выстояли, дав возможность конным дружинам ударить по флангам. Переяславская дружина под стягом Владимира Мономаха сражалась на решающих участках боя, наводя страх на врагов. Конные дружины других князей врывались в половецкие ряды, разрывали на части половецкий строй. Напрасно метались ханы и тысячники, пытаясь наладить управление боем. Половцы сбивались в нестройные толпы, беспорядочно передвигались по полю, избиваемые неуязвимыми в своих доспехах русскими дружинниками. И надломился дух половецкого войска, покатилось оно вспять, к Донскому броду. Устрашенные этим зрелищем, остановились свежие половецкие тысячи на другом берегу Дона. Конные дружины неотступно преследовали отступавших половцев, безжалостно вырубая их длинными мечами. Десять тысяч воинов хана Шарукана нашли погибель на донском берегу, множество попало в плен. Разгром был полным. Не до набегов на Русь теперь хану...

Вести о победе русских князей на Дону громом прокатились по половецким степям. Устрашился хан Боняк, увел своих днепровских половцев подальше от русских рубежей, и на Руси не было даже известно, где он и что делает. Остатки донских половцев откочевали к Каспийскому морю, а некоторые еще дальше - за «Железные ворота» (Дербент). Великая тишина наступила на степной границе Руси, и это было главным результатом похода. Русь получила долгожданную передышку.

Cодержание статьи:

Половцы (половчане) – кочевой народ, который некогда считался самым воинственным и сильным. Первый раз мы слышим о них на уроках истории в школе. Но тех знаний, что может дать учитель в рамках программы недостаточно, чтобы понять кто они, эти половцы, откуда пришли и как влияли на жизнь Древней Руси. А между тем они на протяжении нескольких столетий не давали покоя киевским князьям.

История народа, как он возник

Половцы (половчане, кипчаки, куманы) – кочевые племена, первое упоминание о которых относится к 744 году. Тогда кипчаки находились в составе Кимакского каганата, древнего государства кочевников, сформировавшегося на территории современного Казахстана. Основными жителями здесь были кимаки, занимавшие восточные земли. Земли же возле Урала занимали половцы, считавшиеся родственниками кимаков.

К середине 9 века кипчаки достигли превосходства над кимаками, и уже к середине 10 века поглотили их. Но на этом половчане решили не останавливаться и уже к началу 11 века, благодаря своей воинственности, они вплотную придвинулись к границам Хорезма (историческая область республики Узбекистан).

В то время здесь проживали огузы (средневековые тюрские племена), которым из-за нашествия пришлось переселиться в Среднюю Азию.

К середине 11 века кипчакам подчинилась почти вся территория Казахстана. Западные же пределы их владений достигли Волги. Таким образом, благодаря активной кочевой жизни, набегам и желанию завоёвывать новые земли, некогда небольшая группа людей, заняла обширные территории и стала одной из сильных и богатых среди племен.

Образ жизни и социальная организация

Их социально-политическая организация представляла собой типичный военно-демократический строй. Весь народ подразделялся на рода, названия которым давались по именам их старшин. Каждый род имел в собственности земельные участки и летние кочевые маршруты. Главами были ханы, являющиеся и главами определенных куреней (мелких подразделений рода).

Добытое в походах богатство делилось между представителями местной элиты, участвующей в походе. Простые же люди, не имея возможности кормиться самостоятельно, попадали в зависимость к аристократам. Мужчины-бедняки занимались выпасом скота, женщины же прислуживали у местных ханов и их семьи.

По поводу внешности половцев до сих пор ведутся споры, продолжается изучение останков с использованием современных возможностей. Сегодня ученые имеют некоторый портрет этих людей. Предполагается, что они не относились к монголоидной расе, а больше походили на европейцев. Самым характерным признаком является белокурость и рыжеватость. В этом сходятся ученые многих стран.

Независимые китайские специалисты также описывают кипчаков, как людей с голубыми глазами и «красными» волосами. Были среди них, конечно и темноволосые представители.

Война с половцами

В 9 веке куманы были союзниками русским князьям. Но скоро все изменилось, в начале 11 века половецкие отряды стали регулярно нападать на южные регионы Киевской Руси. Они разоряли дома, уводили пленных, которых потом продавали в рабство, забирали скот. Их вторжения всегда были внезапными и жестокими.

В середине 11 века кипчаки перестали воевать с русскими, так как были заняты войной со степными племенами. Но затем опять взялись за свое:

  • В 1061 году переяславский князь Всеволод терпит поражение в битве с ними и Переяславль полностью разоряют кочевники;
  • После этого войны с половчанами стали регулярными. В одном из сражений в 1078 году погиб русский князь Изяслав;
  • В 1093 году уничтожено войско, собранное тремя князьями для борьбы с врагом.

Это были тяжелые времена для Руси. Бесконечные налеты на деревни разоряли и без того нехитрое хозяйство крестьян. Женщин забирали в плен, и они становились служанками, детей продавали в рабство.

Чтобы хоть как-то защитить южные границы, жители стали устраивать укрепления и селить туда тюрков, которые являлись военной силой князей.

Поход северского князя Игоря

Иногда и киевские князья шли с наступательной войной на врага. Такие мероприятия обычно оканчивались победой и наносили большой урон кипчакам, остудив ненадолго их пыл и дав возможность приграничным деревням восстановить свои силы и быт.

Но были и неудачные походы. Примером такого может служить поход Игоря Святославовича в 1185 году.

Тогда он, объединившись с другими князьями, вышел с войском к правому притоку Дона. Здесь они столкнулись с основными силами половчан, завязалась битва. Но численное превосходство врага было настолько ощутимо, что русские сразу попали в окружение. Отступая в таком положении, они пришли к озеру. Оттуда Игорь поскакал на помощь к князю Всеволоду, но не смог осуществить задуманное, так как попал в плен, а многие воины погибли.

Окончилось все тем, что половчане смогли разрушить город Римов, один из крупных древних городов Курской области и разбить русское войско. Князь Игорь сумел бежать из плена и вернулся домой.

В плену остался его сын, который вернулся позже, но для того, чтобы получить свободу, ему пришлось жениться на дочери одного половецкого хана.

Половцы: кто они сейчас?

На данный момент не существует однозначных данных о генетическом сходстве кипчаков с какими-то народами, живущими сейчас.

Есть малочисленные этносы, считающиеся отдаленными потомками половцев. Встречаются они среди:

  1. Крымских татар;
  2. Башкир;
  3. Казахов;
  4. Ногайцев;
  5. Балкарцев;
  6. Алтайцев;
  7. Венгров;
  8. Болгар;
  9. Поляков;
  10. Украинцев (по мнению Л. Гумилева).

Таким образом становится понятно, что кровь половцев течет сегодня во многих народах. Не стали исключением и русские, учитывая богатую совместную историю.

Чтобы рассказать о жизни кипчаков более подробно, надо написать не одну книгу. Мы коснулись самых ярких и важных ее страниц. Прочитав их, вы будете лучше понимать кто они – половцы, чем известны они и откуда пришли.

Видео о кочевых народах

В данном ролике историк Андрей Пришвин расскажет, как возникли половцы на территории древней Руси:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Мы быстро ее исправим!
Спасибо!



 

Возможно, будет полезно почитать: