Обыск и выемка в уголовном процессе статья. Выемка (уголовный процесс)

Рыночные реформы, интеграция России в мировое хозяйство вызвали необходимость формирования принципиально новых механизмов осуществления политики государства во внешнеэкономической сфере. Это касается всех ее направлений, и особенно валютной политики, поскольку от состояния валютных отношений, уровня их организации в значительной мере зависит эффективность участия страны в мирохозяйственных связях.

Как известно, деятельность государства в конкретной сфере экономики осуществляется посредством соответствующего вида политики: промышленной, инвестиционной, налоговой, финансово-кредитной, внешнеторговой, валютной и т.д. Каждая из них имеет особенности, которые определяются прежде всего содержанием процессов, имеющих место в данном секторе экономики. В то же время у всех видов экономической политики есть общая черта – они представляют собой сферу реализации государственных интересов. Интересы, которые преследует государство в той или иной части экономической системы, определяют смысл, направленность соответствующего вида экономической политики.

Экономические интересы государства существенно отличаются от экономических интересов любого другого субъекта (предприятия, организации, индивидуального производителя и потребителя и т.д.). Они не ограничиваются только максимизацией доходов. Государство заинтересовано прежде всего в устойчивом, динамичном и пропорциональном развитии всех сфер экономики страны, а значит, развития ее в целом. Реализация в полной мере интересов государства в валютной сфере является свидетельством того, что валютная политика выполняет свое назначение в качестве важнейшего инструмента интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

Итак, валютная политика – это деятельность государства, направленная на реализацию его интересов в валютной сфере национальной экономики, главным из которых является обеспечение стабильного функционирования этой сферы.

Интересы государства в валютной сфере экономики страны обусловливают цели его валютной политики. В то же время посредством определения целей (целеполагания) происходит осознание государством своих интересов в валютной сфере. Определить цели валютной политики – это значит не только их сформулировать, но и установить между ними субординацию, учитывая их значение для развития экономики, временные параметры и т.д.

Цели валютной политики различаются на долгосрочные и текущие.

К долгосрочным целям относятся:

· укрепление экономической безопасности страны;

· повышение платежеспособности и кредитоспособности страны;

· обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;

· создание условий, благоприятных для применения в стране капитала, в том числе иностранного;

· защита денежной системы и экономики страны в целом от негативного воздействия внешних факторов;

· пополнение золотовалютных резервов государства;

· обеспечение доходов государственного бюджета.

Реализация долгосрочных целей валютной политики существенным образом сказывается на развитии экономики страны, особенно ее внешнеэкономической сферы, на эффективности ее функционирования.

Текущие цели валютной политики государства неразрывно связаны с ее главной составляющей – политикой валютного курса . Как указано в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов», «политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования».

Такая направленность валютной политики государства означает, что оно прилагает меньше усилий по поддержанию динамики курса рубля в заданном направлении и перераспределяет их на регулирование денежного рынка в целях сдерживания инфляции. Режим ее таргетирования предполагает декларирование целевых значений инфляции на краткосрочную и среднесрочную перспективу при поддержании стабильности цен в долгосрочной перспективе. Устойчивость обменного курса как цель денежной политики учитывается, но в качестве второстепенной.

Целеполагание по обменному курсу и целеполагание по инфляции – в значительной мере противоположные направления денежной (валютной) политики государства. Как показывает мировая практика, для полного перехода от одного направления к другому необходимы соответствующие условия:

1. Сбалансированность экономики страны, отсутствие у нее сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса.

2. Наличие развитой финансовой системы, современных финансовых рынков, устойчивой банковской системы.

3. Полная независимость центрального банка от исполнительной власти.

4. Наличие у центрального банка возможностей обеспечивать надежную статистику и высокий уровень аналитической работы.

Поскольку в России данные условия не сложились в должной мере, переход от жесткого регулирования валютного курса к режиму таргетирования инфляции происходит постепенно. На начальном его этапе допускается промежуточный вариант, когда комбинируется регулируемое плавание национальной валюты с декларацией целей по уровню инфляции.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса и таргетирования инфляции Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. Это позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

Итак, ориентиры современной валютной политики в полной мере вписываются в применяемый Центральным банком РФ режим регулируемого плавания валютного курса рубля, который реализуется в условиях либерализации валютной политики государства и обеспечивается применением соответствующих методов валютного регулирования.


Похожая информация.


Валютная политика — это целенаправленные действия государства, региона или отдельных производителей в области валютных взаимоотношений. Валютная политика государства призвана обеспечивать устойчивое развитие экономики страны или содружества стран. Любая политика проводится с помощью системы инструментов, действий, структур и функций.

Политика любого государства, включенного в мировую экономику, как правило, отличается разнообразием. Это разнообразие позволяет ускорить реакцию субъекта политики на рыночную динамику и меняющиеся политические стратегии других стран.

Виды валютной политики

Валютную политику принято делить на две категории: структурную и текущую. Суть этих видов понятна из их названий. В результате реализации первой категории меняется структура системы регулирования валютного оборота. Такие радикальные изменения предполагают осуществление серьезных реформ, которые затрагивают принципы экономического взаимодействия стран. Часто это приводит к формированию крупных международных блоков. Наиболее показательным примером реализации такой политики является создание Таможенного союза в рамках ЕАЭС и Европейского союза с максимально возможной интеграцией экономик стран-членов союза. К формированию Таможенного союза привела структурная валютная политика России и некоторых стран СНГ.

В период между реформами осуществляется текущая валютная политика. Главная ее цель состоит в том, чтобы осуществлять постоянное регулирование валютных отношений в данной стране и за ее пределами.

Подобное регулирование предполагает как консервативный контроль процессов и операций, так и изменение некоторых норма. Однако эти изменения не должны носить радикальный характер.

Две формы валютной политики

Действия государства по регулированию экономических отношений и процессов могут реализовываться главным образом в дисконтной и девизной формах.

Признаком дисконтной политики является использование учетной ставки процента для того, чтобы воздействовать на курс, регулировать движения инвестиций, упорядочивать платежные обязательства.

В условиях рынка капитал перемещается в относительно свободном режиме. Валютная политика государства должна ограничивать стихию рынка и стимулировать приток или отток всех видов капитала. Повышение учетной ставки обычно способствует притоку капитала из тех стран, где процентная ставка ниже. С понижением ставки происходит отток капиталов из страны. Эта политика банка России обычно приводит к снижению курса национальной валюты.

Девизная форма — это фактически политика банка России по осуществлению валютных интервенций. Эти действия носят постоянный характер и имеют большое значение для поддержания стабильности экономики страны.

Девизная форма реализуется через следующие методы валютной политики:

  • вальвацию, которая представляет собой прямое установление курсов между национальной и иностранной валютами с помощью девальвации (снижение курса национальной валюты) и ревальвации (повышение этого курса);
  • диверсификацию, направленную на управление структурой валютных резервов страны с помощью увеличения разнообразия валют, включенных в экономический оборот данной страны;
  • поддержание режима валютных паритетов и курсов как внутри страны, так и при осуществлении международных взаимодействий.

Валютная политика России в современных условиях направлена не только на то, чтобы защитить отечественного производителя от внешнеэкономической конкуренции, но и на то, чтобы гарантировать адекватность международных расчетов. Кроме того, политика валютного курса позволяет обеспечивать защиту экспортеров от возможного и часто непредсказуемого ущерба при международных операциях.

Инструменты валютной политики и их варианты

С помощью инструмента человек создает новое или усовершенствует старое. При осуществлении государственного регулирования экономики в качестве инструментов используются действия, меняющие нормативы, стандарты, законы. В соответствии с ними любое государство одновременно регулирует как внутреннюю, так и внешнюю деятельность субъектов экономики. Валютная политика и валютное регулирование должны стремиться к тому, чтобы усиливать интеграционные процессы как внутри страны, так и на международном рынке, минимизировать влияние транснациональных корпораций на резидентов экономики данной страны.

Выполнение государственных функций в области регулирования валютных отношений осуществляется с помощью следующих инструментов:

  1. Интервенция. Это крупномасштабные единовременные меры, предпринимаемые Центробанком для изменения рынка и курса валют. При интервенции банк покупает или продает ту валюту, на состояние которой необходимо повлиять. Чаще всего это делается для того, чтобы сформировать желаемые соотношения национальной и иностранной валют. Если иностранной валюты, по мнению государственных структур, слишком много, то ее необходимо сначала скупить, а потом, если это нужно, продать. Валютная политика банка, таким образом, направлена на то, чтобы уравновесить соотношение спроса и предложения, а также контролировать интервал колебания курса.
  2. Ограничения. Это предпринимаемые соответственными государственными структурами меры по регламентации валютных операций. Как правило, регламентации реализуются с помощью создания нормативных документов. Этими документами могут регулироваться любые перемещения валюты в стране и за ее пределами. Возможно полное запрещение продажи валюты физическими лицами. К категории регламентации можно отнести и всю систему государственного контроля любых валютных операций, включая все возможные запреты или, наоборот, обязательные продажи.
  3. Резервы. Это обязательное создание валютного запаса государства, который всегда необходим для осуществления международных расчетов. Любой запас направлен на стабилизацию экономики в экстремальных условиях и на обеспечение платежей по внешнеэкономическим обязательствам. Однако резерв — это не только запас на всякий случай, но и источник получения дополнительного дохода. Для современной России этот резерв выполняет еще и роль «подушки безопасности», которая должна защитить экономику страны от последствий нежелательного скачка цен на главный экспортный продукт (нефть и газ).
  4. Субсидирование. Это финансовое обеспечение субъектов национальной экономики, осуществляющих экспортно-импортную деятельность. Субсидирование производится из средств Центробанка и других банков в виде кредитов, ссуд, займов. С помощью субсидирования реализуется валютная политика России по усилению конкурентоспособности отечественных производителей на международном рынке.
  5. Паритет. Заключается в определении нормы соотношений между двумя основными валютами. Валютные отношения и валютная политика России основаны на использовании паритета покупательной способности. Этот паритет заключается в том, что на мировом рынке определенные товары и услуги должны иметь для всех стран одинаковую цену, которая должна исчисляться в единой валюте. Так как достичь этого невозможно, между паритетными валютами устанавливается договорное соотношение. Оно предполагает возможность приобретать одинаковое количество необходимой продукции по установленному паритету валют.

Таким образом, формы валютной политики, ее виды и инструменты образуют сложную и полифункциональную систему. Она призвана минимизировать последствия кризисов и обеспечить возможность устойчивого развития экономики страны в условиях ее включенности в процессы мировой экономики.

Валютные отношения — необходимый элемент мировой экономики. Это отношения, посредством которых осуществляются все расчетные, кредитные и денежные сделки между различными странами. Субъектами международных валютных отношений выступают правительства государств, предприятия, физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Валютные отношения разрабатываются специальными межгосударственными органами, согласовываются, должным образом оформляются и принимают обязательный характер для всех участников международных экономических сделок.

На сегодняшний день Россия находится в процессе осуществления глубоких экономических преобразований на пути к формированию полномасштабного валютного рынка, либерализации валютно-финансовых отношений и интеграции в мировую экономическую систему. Именно поэтому проблемы регулирования валютной сферы национальной экономики занимают одну из ключевых позиций в программах стабилизации. Принятие решений по вопросам политики валютного курса и регулирования степени конвертируемости национальной валюты носят стратегический характер и имеют особое значение для перспектив интеграции РФ в мировую экономику и определении ее места и роли в мировом экономическом сообществе. Курсовая политика, важной целью которой является достижение финансовой стабильности, все больше становиться одним из основополагающих элементов Российской экономической политики.

Целью данной работы является анализ валютной политики России и ее направлений, проблем валютного регулирования и путей его совершенствования.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

  • раскрыть сущность валютной политики и валютного регулирования;
  • рассмотреть виды валютной политики и ее направления;
  • выявить основные проблемы валютной политики и пути их решения;

На современном этапе развития международных экономических отношений, в условиях активного развития процессов интернационализации и глобализации формирование валютной политики государства тесно связано с глубинными процессами, происходящими не только в кредитно-финансовой сфере национальной экономики, но и в мировой экономике в целом. Под влиянием этих процессов валютная политика и такой ее элемент, как курсовая политика государства, все в большей степени трансформируется в один из основных инструментов государственного регулирования экономики вследствие усиления ее взаимодействия с проводимой внутриэкономической политикой. Вследствие этого тема работы является очень актуальной на сегодняшний день.

Объектом исследования выступает валютная политика государства.

Для того чтобы лучше разбираться в функционировании действующей валютной политики, ее перспектив и проблем, и была выполнена данная контрольная работа.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие валютной политики, ее элементы

Валютная политика представляет особой комплекс мер, осуществляемых той или иной страной в сфере международных экономических отношений в соответствии с целями на том или ином историческом этапе развития.

Инструменты валютной политики:

  • Валютная интервенция;
  • Валютные ограничения;
  • Валютный контроль;
  • Валютные резервы;
  • Валютное субсидирование;
  • Режим валютного курса.

При этом необходимо отметить, что мероприятия, осуществляемые в соответствии с общим контекстом государственной экономической политике, могут быть направлены как на решение текущих экономических задач, так и на реализацию стратегических планов страны как субъекта мирового хозяйства. Таким образом, при обсуждении теоретических аспектов государственной валютной политики необходимо отличать стратегическую (структурную) и текущую валютную политику.

Стратегическая валютная политика — совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и общеэкономических отношений, направленная на достижение основных целей экономической политики: обеспечение устойчивости экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, в соответствии с провозглашенной стратегией развития. Их достижение предопределяется эффективностью осуществляемой валютной политики в отношении решения определенных задач по поддержанию:

  • стабильного функционирования национальной денежной системы и покупательной способности национальной валюты внутри страны;
  • стабильности курса национальной валюты на международном рынке;
  • активности (или равновесия) платежного баланса (ПБ) страны.

Стратегическая валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Текущая валютная политика — совокупность мероприятий, направленных на повседневное, оперативное регулирование текущей конъюнктуры в сфере валютных отношений, а также обеспечение упорядоченного функционирования национального валютного рынка.

В число текущих задач валютной политики входит:

  • преодоление валютного кризиса и достижение валютной стабилизации;
  • введение валютных ограничений для активизации сальдо платежного баланса; переход к конвертируемости валюты;
  • стимулирование притока иностранных инвестиций; либерализация валютного режима.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене.

В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:

  • политика валютного курса (механизм установления, поддержки);
  • регулирование степени конвертируемости национальной валюты;
  • валютное регулирование и валютный контроль;
  • управление официальными резервами;
  • международное валютное сотрудничество;
  • участие в международных валютно-финансовых организациях.

Практически неотделим от валютной политики комплекс инструментов денежно-кредитной политики, включающий официальные операции на денежном рынке, манипулирование процентными ставками ЦБ и резервные требования.

Средством реализации валютной политики России является ва­лютное регулирование - государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, валютный контроль и оперативное руководство со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Валютное регулирование в России, как и в странах с развитой рыночной экономикой, является преимущественно нормативным

Валютное регулирование осуществляется в следующих формах:

  • дисконтная политика;
  • девизная политика (осуществляемая в настоящий момент преимущественно в виде валютных интервенций);
  • диверсификация валютных резервов;
  • валютные ограничения, валютный контроль;
  • регулирование степени конвертируемости валюты;
  • регулирование режима валютного курса;
  • изменения валютного курса (девальвация и ревальвация).

Как правило, в целях регулирования валютного курса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов ЦБ страны может осуществлять дисконтную политику. Суть ее заключается в изменении учетной ставки банка. Этим дисконтная политика предотвращает бегство капиталов из страны и повышает платежный курс. Однако если экономика страны пребывает в состоянии застоя, то повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику. При этом нестабильность в экономике не всегда предопределяет движение капитала из страны при оперировании теми или иными процентными ставками. Таким образом, противоречивость внутренних и внешних целей дисконтной политики делают ее не столь привлекательной из-за кратковременности и сравнительно низкой эффективности.

Наиболее действенным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Валютная интервенция — процесс вмешательства в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты, для чего центральный банк продает иностранную валюту. Особенностью такой интервенции, как формы девизной политики являются: относительная крупномасштабность, кратковременность применения, осуществление за счет официальных золотовалютных резервов и краткосрочных валютных кредитов. В настоящее время используется наряду с интервенцией валют в одном отдельном государстве и коллективная валютная интервенция центральных банков в ряде стран.

Диверсификация валютных резервов — это разновидность девизной политики и направлена на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют. Данная форма позволяет предотвратить потери и обеспечить ритмичность международных расчетов. С этой целью осуществляется продажа нестабильных валют, активизируется покупка более устойчивых валют.

В мире существует около десятка режимов валютных курсов. Многие государства в ходе проводимых экономических реформ использовали и такую форму валютной политики, как двойной валютный рынок. Данная форма обусловливает необходимость деления валютного рынка на две части: официальный валютный курс используется при коммерческих операциях, а рыночный — при финансовых операциях. Круг применения данной политики все более сужался переходом к плавающим валютным курсам. Одними из традиционных методов политики были девальвация — процесс снижения курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — и ревальвация — процесс повышения курса национальной валюты.

Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

  • экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;
  • временного промежутка в рамках данной страны.

Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

  1. курс определяется правительством страны;
  2. имеет место вмешательство правительства в установление режима;
  3. полное отсутствие вмешательства, режим курса определяется рынком.

Первый вариант предусматривает меры в отношении одной иностранной валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства обусловливает так называемую «ползающую зацепку» курса, когда правительство проводит меры по девальвации, сравнивая разницу в темпах инфляции с приоритетными торговыми партнерами страны. Может получить реализацию и «грязное плавание» курса, когда правительство с учетом приоритетов страны произвольно манипулирует плавающим курсом. Третий вариант отражает ситуацию, когда валюта страны свободно определяется рынком с учетом спроса и предложения валют.

1.2 Виды валютной политики и валютные системы

Теоретически можно выделить 5 вариантов валютной политики:

  1. финансирование общего платежного дефицита без изменения валютного курса;
  2. жесткий валютный контроль;
  3. плавающий валютный курс;
  4. постоянно фиксированные валютные курсы;
  5. компромисс валютных курсов.

Каждый вариант представляет способ решения валютных проблем как реакцию на дефицит платежного баланса и падение курса национальной валюты.

Первый вариант предполагает условия, при которых страна имеет возможность финансировать дефицит своего ПБ, оставляя валютный курс неизменным, за счет валютных резервов и денежных обязательств по отношению к другим странам.

Такими условиями являются:

а) дефицит платежного баланса носит временный характер;

б) страна имеет достаточные валютные резервы;

в) устойчивость валютного курса в долгосрочном плане, без существенных корректировок общеэкономической политики для его поддержания.

Если эти условия отсутствуют, то поддержание валютного курса при помощи временных финансовых мер малоэффективно и дорогостояще.

Второй вариант — жесткий валютный контроль — предполагает ограничение импорта товаров и услуг, вывоза капитала заграницу, заграничного туризма и т.п.

При третьем варианте валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам и шокам, а самое главное — правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса.

Недостаткам плавающего курса являются:

а) при незначительной емкости валютного рынка несколько крупных сделок могут подорвать существующее состояние;

б) обеспечение эффективности валютной политики при регулировании со стороны государства и при принятии валютно­финансовых фискальных мер.

в) непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме;

г) существует угроза правительственного манипулирования («грязное плавание»), что подрывает доверие субъектов рынка;

д) при наличии в стране крупных спекулятивных потоков капитала определение обменных курсов ограничивает валютно­финансовую независимость.

Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е. когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.

Четвертый вариант — фиксированные курсы — имеет следующие преимущества:

а) количественная определенность (способствует торговле и стимулированию потока капитала);

б) сдерживание инфляции. Высокое доверие к валютно­финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках.

Однако данный режим не лишен и недостатков: страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Обычно эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных.

При фиксированном курсе возникает проблема в отношении уточнения количества валют. В случае «зацепления за одну валюту» режим характеризуется следующим: удобство для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительное сокращение возможности правительственного манипулирования курсами; уменьшение риска обменного курса в торговле; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. Использование политики фиксируемого курса с «зацеплением за корзину валют» иностранные инвесторы воспринимают тяжелее, предполагая, что власти манипулируют валютами, т.к. состав корзины валют широко не известен. В этом случае иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная, политика устраняет риск повышения стоимости единственной валюты, что наиболее благоприятно в отношении регулирования сделок со всеми торговыми партнерами страны. Однако повышение стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем самым ухудшает ПБ страны.

К другим преимуществам данного режима можно отнести то, что колебание курса валют значительно меньше, если все валюты корзины взвешены одинаково относительно своих зацепляемых обменных курсов.

Проблема выбора оптимального варианта валютной политики должна рассматриваться в контексте исторической практики в области валютных отношений, раскрывающей зависимость изменений валютной политики от конкретного состояния мировой экономики и социально-экономической ситуации в данной стране. Исторический опыт раскрывает конкретные условия и предпосылки проведения той или иной валютной политики. Такой подход позволяет понять современные проблемы валютных отношений, конкретно — исторически оценить достоинства и недостатки, целесообразность и возможность проведения той или иной валютной политики, в данной стране при конкретной ситуации.

В истории системы фиксированных валютных курсов (ФВК) можно выделить три периода:

Первая и вторая системы — это системы реально фиксированных курсов. Третья — система договор фиксированных валютных курсов.

«Золотой стандарт» был системой твердых валютных курсов по определению, т.к. базировался на непосредственной связи с золотом. При этой системе:

  • все страны поддерживали жесткое соотношение между своими запасами золота и количеством денег в обращении;
  • все национальные валюты имели фиксированное содержание золота;
  • существовала свободная купля-продажа золота.

Конвертируемость валют в золото и свободное движение золота между странами приводили к установлению фиксированных валютных курсов для любых операций, обеспечивали выравнивание дефицитов.

Основные принципы организации валютных отношений при Бреттон-Вудской системе заключались в следующем:

  • базирование на золотовалютном стандарте, означающее, что некоторые валюты в международных расчетах рассматривались как эквиваленты золота и могли функционировать в качестве валютных резервов;
  • фиксированные паритеты, согласованные в рамках МВФ, на основе которых сравнивались и обменивались валюты;

Чтобы обеспечить соответствие действительного курса своей валюты объявленному паритету каждая страна могла:

а) или гарантировать конвертируемость своей валюты в золото по официальному паритету (в США в 1945 г. установлен паритет 35 долл. за 1 унцию золота);

б) или поддерживать на рынках курс своей валюты по отношению к остальным в пределах колебаний максимум в 1% паритета (выбрали остальные страны).

  • конвертируемость валют, свобода и многосторонность платежей в текущих операциях.

Ямайская валютная система во многом отличается от Бреттон-Вудской:

  • меняется носитель мировых денег. Бреттон-Вудская система использовала в качестве конечного средства расчетов золото и резервные валюты, а новая система опирается на СДР — коллективную валюту МВФ и Евро — коллективную валюту ЕС. Эти виды валюты стали элементом в структуре международной ликвидности;
  • новая валютная система разрешает как фиксированные, так и плавающие валютные курсы или смешанный вариант;
  • наличие замкнутых валютных блоков, которые, с одной стороны, являются участниками мировой валютной системы, с другой — внутри них существуют особые отношения между странами — участниками;
  • в Ямайской системе права МВФ по надзору за валютными курсами расширены. МВФ выработал основные принципы, которых должны придерживаться страны — члены МВФ при проведении курсовой политики, с тем, чтобы международная валютная система в целом функционировала эффективно. Суть этих принципов сводится к следующему:

а) экономически обоснованный валютный курс. Страны должны избегать манипулирования валютным курсом в целях недопущения необходимого регулирования ПБ или получения

несправедливых конкурентных преимуществ;

б) осуществление интервенции в целях сглаживания значительных хаотичных краткосрочных курсовых колебаний;

в) учет интереса других стран при проведении интервенции. Были также разработаны основные критерии для определения выполнения страной этих принципов.

  • Роль валютной политики в экономике государства

На современном этапе развития мирового хозяйства в системах регулирования экономики (главным образом, в системах, где преобладают рыночные методы) все более важное место стала занимать валютная политика. Формирование валютной политики государства тесно связано с глубинными процессами, происходящими не только в кредитно-финансовой сфере, но и в экономике современного мирового сообщества в целом. В числе этих процессов следует выделить интернационализацию производства и глобализацию капитала на качественно новом уровне, стремительное развитие информационных технологий и связанную с этим структурную перестройку, охватившую все промышленно развитые страны, усиление государственного регулирования экономических процессов, позволяющего предотвращать или смягчать наиболее разрушительные последствия действия рыночных сил.

Под влиянием этих процессов валютная политика из метода, ориентированного в основном на применение во внешнеэкономической сфере все в большей степени превращается в один из наиболее значимых методов государственной экономической политики вследствие усиления ее взаимодействия практически со всеми разновидностями внутриэкономической политики.

В российской экономической литературе, посвященной вопросам регулирования валютных отношений, валютная политика государства определяется как совокупность мероприятий в сфере международных экономических отношений, причем ее конкретные направления и формы во многом зависит от положения страны в мировом хозяйстве и задач, стоящих пред национальной экономикой.

Направления и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мировой валютной системы, расстановкой сил на международной арене. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством — совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций резидентами и нерезидентами с валютными ценностями на территории страны и резидентами за ее пределами, в число которых входят и международно-правовые нормы, закрепленные в межгосударственных двух- или многосторонних валютных соглашениях.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики одновременно осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений. На валютном рынке формируются спрос и предложение различных валют, и их курсовое соотношение. Рыночное регулирование подчинено закону стоимости, а также закону спроса и предложения. Действие этих законов в условиях конкуренции на валютных рынках обеспечивает относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг и капиталов. Кроме того, посредством ценового механизма и динамики валютных курсов валютный рынок выступает в роли оперативного источника информации о состоянии валютных операций.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

2.1 Проблемы реализации валютной политики РФ

Банк России и Правительство РФ вариантах развития российской экономики исходят из единых оценок внешних и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие несколько лет основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции.

Банк России намерен завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно- кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля над соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса.

Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие российской экономики. В этой связи Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2012-2013 гг. . В 2013 году предусматривалось:

  1. снижение среднегодовой цены на российскую нефть до 66 долларов США за баррель. Сальдо счета текущих операций может стать отрицательным.
  2. развитие российской экономики в условиях снижения на мировом рынке цены на нефть сорта «Юралс» до 90 долларов США за баррель. Положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса может сократиться более чем в 2 раза. Прирост валютных резервов замедлится.
  3. прогноз, положенный в основу проекта федерального бюджета. Цена на российскую нефть снизится до 95 долларов США за баррель. Экспорт товаров и услуг по этому варианту будет близок к показателю 2009 г., а импорт увеличится значительно. Профицит счета текущих операций платежного баланса будет больше, чем во втором варианте. Прирост валютных резервов замедлится, но в меньшей степени, чем во втором варианте.
  4. цена на нефть составит 115 долларов США за баррель. В этом случае положительное сальдо счета текущих операций и прирост валютных резервов будут больше, чем в третьем варианте.

Политика валютного курса Банка России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации модели денежно-кредитной политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.

В качестве операционного показателя при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса рубля.

Тенденции изменения курса рубля в среднесрочной перспективе будут определяться движением средств в рамках внешнеэкономической деятельности, формирующимся под воздействием как внешних факторов, так и процессов преобразования структуры российской экономики.

Возможно постепенное сокращение чистого притока средств по внешнеторговым операциям, темпы которого будут определяться ценовой конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей. В случае реализации внешне- и внутриэкономических условий, близких к I, II и III вариантам прогноза, профицит торгового баланса в среднесрочном периоде сменится его дефицитом, что приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля.

В этих условиях определяющую роль приобретет трансграничное движение капитала, которое будет определять направление изменения курса рубля. Оценка будущей динамики потоков капитала характеризуется значительной неопределенностью и станет в большой мере определяться развитием внешнеэкономической ситуации (прежде всего — последствиями распространения кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ценовой конъюнктурой рынков энергоносителей).

В условиях, заданных основными макроэкономическими вариантами развития России, а также параметрами реализации денежно-кредитной политики, темпы повышения реального эффективного курса рубля будут иметь тенденцию к снижению, а волатильность обменного курса — к увеличению, по мере перехода к более гибкому режиму курсообразования.

2.2 Совершенствование валютной политики РФ в условиях кризиса

Накопление валютных резервов государства принято оценивать как положительное явление, свидетельствующее об эффективности проводимой экономической политики. Но оно дает двоякий эффект. Рост валютных резервов — результат операций ЦБ РФ по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (и лишь в небольшой части — следствием их размещения за рубежом), в целях не допустить резких колебаний валютного курса рубля. Практика последних лет показывает тесную прямую связь между накоплением валютных резервов, с одной стороны, и ростом денежной массы и инфляции — с другой.

Русский опыт показывает, что в условиях сравнительно высокой инфляции политика управляемого курса, оборотной стороной которого является рост валютных резервов, не может обеспечивать относительную стабильность национальной валюты и предотвращать ее укрепление. Накопление валютных резервов неизбежно генерирует инфляцию, что провоцирует реальное удорожание рубля. Поэтому наращивание валютных резервов воздействует на экономику скорее неблагоприятно, чем благотворно. Для России необходимо придерживаться политики умеренности накапливании валютных резервов, что должно сопровождаться стимулированием производства товаров и услуг со стороны государства.

В России давно назрела потребность в создании механизмов использования валютных резервов для стимулирования инвестиций. Потери России от фактического омертвления 1/3 ВВП, заключенных в валютных резервах, составляют не менее 1 млрд. долл. в год. Отсюда возникает потребность в разработке специальных схем, обеспечивающих использование валютных резервов для повышения инвестиционного потенциала экономики за счет операций с «остальным миром».

Существуют следующие предложения управления и использования избыточных валютных резервов по некоторым направлениям:

  1. возможность использования для досрочного погашения или выкупа российской внешней задолженности. ЦБ может купить российские долги иностранным государствам по договору цессии. Преимущества способа: 1) не увеличивает рублевую эмиссию; 2) не требует внесения изменений в бюджет; 3) решается проблема сокращения межгосударственных долгов России. Это уменьшает долговую нагрузку на бюджет, что позволит в перспективе снизить уровень налогов и стимулировать инвестиционную активность. Недостатки: слабость инвестиционного эффекта и его существенное растяжение во времени. Увеличение бюджетных доходов и уменьшение нагрузки на ПБ в будущем при этом составит несколько миллиардов долларов в год.
  2. использование резервов в объеме 30 — 40 млрд. долл. для создания эффективной системы рефинансирования кредитования банками российских экспортеров и системообразующих компаний с условием сокращения общей задолженности эмитентов. Преимущества: 1) уменьшение объема внешней задолженности резидентов; 2) ослабление повышательного давления ввоза заемного иностранного капитала на курс рубля.
  3. За счет валютных резервов могут быть расширены границы государственных гарантий, в т.ч. для иностранных инвесторов, что сегодня воспринимается важнейшим условием для реализации крупных проектов в России. Данный вариант возможен через увеличение за счет резервов Инвестиционного фонда РФ.
  4. Использование валютных средств ЦБ РФ для кредитования вложений российских компаний в зарубежные производственные активы. Расширение экспорта российских товаров высокой степени переработки (в т.ч. в страны СНГ) предполагает: 1) формирование инфраструктуры сбыта российской продукции за рубежом; 2) создание каналов проникновения на рынки с высокими конкурентными и административными барьерами.
  5. Это требует масштабного расширения инвестиций за рубежом, в которых (при наличии механизмов минимизации рисков) могут быть задействованы средства резервов ЦБ РФ. Недостатки: сложность создания механизма взаимодействия государства и частных корпораций.Для укрепления международных позиций рубля также необходимо расширить торговлю российскими товарами, платежи за которые будут производиться в рублях. Преимущества внедрения рубля при оплате экспорта из России заключаются в следующем:
    1. перенос курсового риска с экспортеров на импортеров российской продукции и необходимость нести издержки по хеджированию;
    2. постепенное формирование мировой практики расчетов в рублях;
    3. перевод большинства расчетов в «рублевую зону». Для проведения расчетов иностранные покупатели будут вынуждены открывать рублевые счета в российской банковской системе, что в целом повысите её ликвидность;
    4. налаживание масштабных расчетов с использованием рубля будет призвано стимулировать иностранные центральные банки формировать часть своих валютных резервов в рублях. Это обеспечит постепенное вхождение рубля в мировую валютную систему, что будет означать не формальную, а практическую свободную конвертируемость российской валюты.

Кроме того, в принципе изменятся приоритеты валютной политики. Российские экспортеры будут заинтересованы не в ослаблении рубля, а в его укреплении, т.к. им выгоднее получать платежи в более стабильной валюте. Это поспособствует снижению инфляции и упрочит доверие к рублю как к укрепляющемуся денежному активу, сделает его более привлекательным для сбережений и инвестиций.

Для валютной политики остается актуальной проблема оптимизации структур по видам валют, в которых номинированы международные резервы. В портфеле валютных резервов Банка России высока доля долларовых активов (около 65%). Необходимо снизить их долю. Недооценены вложения в йену и швейцарский франк в основном за счет большей, чем необходимо с точки зрения оптимального валютного портфеля, доли вложений в долларовые активы. Сложившаяся высокая доля евро оправдана с точки зрения структуры торговли, хотя могла быть и ниже, учитывая структуру долга.

Для оптимизации диверсификации валютных вложений России нужно снизить доли долларов и евро, превышающие уровни, характерные для оптимального портфеля. Дальнейшая диверсификация, таким образом, возможна за счет доли Йены и швейцарского франка. При оптимизации структуры резервов по странам значительно возрастут доходы от активов Банка России. При реализации такого подхода к управлению валютными резервами прибыль может увеличиваться на десятки миллиардов рублей в год, соответственно, будет повышаться и та её часть, которая перечисляется в федеральный бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития мирового экономического сообщества экономическая политика государства приобретает все большую значимость для успешного функционирования национальных экономик. Это явление обусловлено определенными изменениями, происходящими в общественной и экономической жизни. Экономические функции современного правительства сложны и многообразны. Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей страны и накопленного опыта регулирования. Одним из методов государственного регулирования является валютная политика.

Устойчивость и прогрессивное влияние международной системы на развитие мирового хозяйства обусловлено стабильностью национальных валютных систем. Темпы и эффективность экономического роста, совокупный спрос, национальный доход, государственный бюджет и другие экономические показатели оказывают прямое влияние на валютную систему страны: платежный баланс, валютный курс, конвертируемость национальной валюты.

Таким образом, чем более развита экономически страна, тем выше степень ее участия в международном разделении труда, тем больше выгоды, получаемые от международного экономического сотрудничества, тем устойчивее ее валютная система и ее позитивное обратное влияние на национальное хозяйство.

Практика показала несостоятельность валютной политики России: сильная зависимость от внешних факторов (от мировых цен на сырье и от последствий воздействия кризиса, прежде всего, на экономику других стран), слабая связь между политикой, реально проводимой ЦБ РФ, и декларируемыми им целями, низкий уровень качества планирования валютных резервов.

Предполагаемый дефицит торгового баланса в ближайшие годы приведет к изменению фундаментальных условий формирования обменного курса рубля. Операции по эмиссии денег посредством скупки валютной выручки на валютном рынке, позволяющие наращивать валютные резервы ЦБ РФ, носят спонтанный характер, не проводится подробной анализ достаточности обеспечения экономики деньгами, не анализируется и не обосновывается рост резервов.

В целом, при более последовательном и разумном поведении Банка России, диверсификации им валютного портфеля и методов регулирования валютного режима, перспективы валютной политики на данном этапе развития экономики являются значительными. Для укрепления курса рубля имеются все предпосылки и созданы все условия, накоплена теоретическая база. Остается пережить кризис с минимальными потерями и приняться за совершенствование действующей системы.

Целями валютной политики могут быть: укрепление внутренних позиций национальной денежной единицы, формирование и накопление валютных резервов, обслуживание государственных обязательств по внешним долгам, регулирование движения иностранного и отечественного капитала. Цели валютной политики могут устанавливаться на длительный период или на незначительный временной интервал. В зависимости от этого валютная политика будет структурной или текущей.

  • * Структурная валютная политика - совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на изменение валютной системы, которая реализуется через валютные реформы.
  • * Текущая валютная политика - совокупность краткосрочных мер, направленных на оперативное регулирование валютного курса и валютных операций.

Валютная политика реализуется путем использования Центральным банком таких инструментов, как валютные интервенции, валютные ограничения, валютные резервы и ряд других (например, валютное субсидирование, валютные паритеты).

Формы валютной политики

Дисконтная политика - изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на регулирование валютного курса и направлена на регулирование спроса и предложения свободных ресурсов в национальной экономике. В современных условиях эффективность дисконтной политики снижается из-за противоречия между внешнеэкономическими и внутриэкономическими целями. Повышение учетной ставки отрицательно влияет на экономику, находящуюся в состоянии застоя. Это мера, скорее, кратковременная.

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты (девиз). В целях повышения курса национальной валюты Центральный банк продает, а для снижения - скупает иностранную валюту. Девизная политика имеет следующие разновидности:

  • * валютная интервенция представляет собой вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке с целью воздействия в определенном направлении на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Она осуществляется за счет официальных золотовалютных резервов, краткосрочных взаимных кредитов центрального банка в национальной валюте («своп»);
  • * диверсификация валютных резервов -- политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют, проведение валютной интервенции и защиту от валютных рисков. Ее проявление -- продажа нестабильных валют и приобретение устойчивых;
  • * валютные ограничения вводятся государством на операции с валютой, золотом и другими валютными ценностями, что отражается в валютном законодательстве;
  • * двойной валютный рынок как форма валютной политики занимает промежуточное место между режимами фиксированных и плавающих валютных курсов. Введен в начале 1970-х гг. в Бельгии, Италии, Франции. Сущность его заключается в делении валютного рынка на две части: 1) официальный валютный курс -- по коммерческим операциям и услугам; 2) рыночный валютный курс -- по финансовым операциям (движение капиталов, кредитов);
  • * девальвация -- снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным денежным единицам. Объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с реальной покупательной способностью денежных единиц;
  • * ревальвация -- повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Определяя проценты девальвации, необходимо принять данную валюту за единицу, разделить курсовую разницу на первоначальный курс и умножить на 100.
  • 1. Валютная интервенция - значительное разовое целенаправленное воздействие Национального банка России на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция предпринимается для регулирования курса иностранных валют в интересах государства; если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то банк осуществляет ее скупку и продет, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса;
  • 2. Валютные ограничения - устанавливаемая в законодательном и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулирование ввоза и вывоза, переводов валюты, запрещение свободной продажи, государственный контроль нал валютными операциями, обязательная продажа части валютной выручки предприятий);
  • 3. Валютные резервы - предназначенные преимущественно для международных расчетов, на случай непредвиденных ситуаций, а также для целей получения дохода и регулирования валютного рынка официальные запасы иностранной валюты в центральном банке и финансовых органах страны либо в международных валютно-кредитных организациях;
  • 4. валютное субсидирование;
  • 5. валютные паритеты.

Обыск - следственное действие, предусмотренное ст. 182 УПК, заключающееся в принудительном обследовании помещений, участков местности либо отдельных граждан в целях отыскания и изъятия скрываемых объектов, имеющих значение для уголовного дела. К таковым объектам закон относит орудия преступления, предметы, документы, ценности, разыскиваемых лиц и трупы.

Обыск по своим целям сходен со следственным осмотром. Он, так же как и следственный осмотр, направлен на обнаружение следов преступления и иных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела. Однако между этими следственными действиями имеются существенные различия в процессуальной регламентации их производства. Прежде всего обыск отличается от следственного осмотра своим принудительным характером, необходимостью ограничивать в пределах, установленным законом, права граждан на личную свободу, свободу личной жизни, неприкосновенность жилища. Именно поэтому обыск в жилище производится на основании судебного решения (ч. 3 ст. 182 УПК). Следственный осмотр, в частности осмотр места происшествия, производится в случаях обнаружения признаков преступления, а обыск - по инициативе следователя, когда имеются достаточные основания полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться интересующие следствие объекты.

Обыск классифицируется по различным основаниям:

  • 1) по обыскиваемому объекту: а) обыск в помещении (в квартире, доме, служебном кабинете, на даче и т.п.); б) обыск на участках местности (приусадебном участке и иных местах, не являющихся помещениями (в подвале, погребе, автомашине и т.п.); в) обыск лица (личный обыск);
  • 2) по последовательности производства обыска: а) первичный и б) повторный. Повторный обыск производится в тех случаях, когда первичный обыск произведен поверхностно или в неблагоприятных условиях; разыскиваемые объекты, ранее удаленные заинтересованными лицами, возвращены на прежнее место; на месте произведенного первичного обыска появились новые объекты, имеющие значение для дела; возникла необходимость в отыскании и изъятии предметов, которыми не интересовались при первичном обыске;
  • 3) по форме организации: а) единичный (обыск у одного лица, в одном месте или в одном помещении) и б) групповой (одновременное производство нескольких обысков у разных лиц в разных местах по одному уголовному делу).

Общие процессуальные правила производства обыска

Процессуальная процедура производства обыска определена ст. 182 и 184 УПК. Согласно этой процедуре, "основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела". Под достаточными данными следует понимать фактические данные, полученные из процессуальных источников. При решении вопроса о достаточности оснований о производстве обыска учитываются сведения, поступившие от сотрудников, осуществляющих ОРД.

Обыск производится на основании мотивированного постановления следователя, за исключением обыска в жилище, который производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК.

В постановлении следователя излагаются установленные обстоятельства дела, дающие основание полагать, что в определенном месте скрыты объекты, имеющие значение для дела, указывается в каком помещении или ином месте и у каких лиц будет производиться обыск.

В исключительных случаях, когда производство обыска в жилище не терпит отлагательства, данное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства обыска уведомляет судью и руководителя следственного органа о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве обыска и протокола обыска для проверки законности его производства. В случае если судья признает произведенный обыск незаконным, все доказательства, полученные в ходе обыска, признаются недопустимыми.

При производстве обыска обязательно участие понятых. Во избежание негативных последствий нравственного характера не рекомендуется приглашать в качестве понятых граждан, знакомых с обыскиваемым, хотя это и не запрещено законом.

Обыск производится с участием лица, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетних членов семьи. Если обыск производится в помещении организации, то обязательно участие в нем представителя администрации соответствующей организации. Обыск в служебных и жилых помещениях дипломатических представительств производится только по просьбе или с согласия дипломатического представителя с обязательным присутствием при обыске прокурора и сотрудника МИД России.

К производству обыска может быть привлечен соответствующий специалист для оказания помощи следователю в обнаружении тайников, следов преступления, вскрытии запертых помещений, хранилищ, определении индивидуальных признаков и оценке стоимости изымаемого имущества, на которое наложен арест. При производстве обыска с целью обнаружения и задержания разыскиваемых лиц могут быть приглашены сотрудники органа дознания.

При производстве обыска вправе присутствовать защитник подозреваемого, обвиняемого, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.

До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а при обыске в жилище - судебное решение, и предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться, что в месте, подлежащем обыску, сокрыты другие объекты, имеющие значение для дела, то следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков.

При производстве обыска могут быть вскрыты любые запертые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества. Принудительному вскрытию должно предшествовать, хотя об этом не говорится в законе, разъяснение следователем обыскиваемому своего права на такое действие и что не согласие на это обыскиваемого может привести к повреждению вскрываемого объекта.

Поисковые действия следователя в определенных случаях могут привести к беспорядку на месте производства обыска. В связи с этим он, исходя из нравственных соображений, должен по возможности придать обстановке первоначальный вид.

Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Реализация этого запрета закона возможна различными путями, в том числе привлечением в качестве понятых граждан, не знакомых с обыскиваемым, умолчанием об обнаруженных им письмах, дневниках, документах, в которых содержатся указанные сведения, но не имеющих отношения к делу, разъяснением участвующим и присутствующим лицам о недопустимости разглашения ими таких сведений, получением от них подписки о неразглашении данных предварительного следствия с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК.

Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, или прибывшим в него во время обыска, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами по телефону или иным способом до окончания обыска. Эти меры принудительного характера предпринимаются в целях исключить возможность уничтожить ими интересующие следствие предметы или документы; вынести из обыскиваемого помещения искомые предметы, документы или ценности; информировать заинтересованных в исходе дела лиц о факте обыска, его результатах.

Прибегать к этим мерам следует при наличии действительной необходимости и в разумных пределах, в соответствии со сложившейся ситуацией и обстоятельствами дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 184 УПК следователь вправе подвергнуть личному обыску лиц, находящихся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, при наличии оснований полагать, что они скрывают при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела. Личный обыск может быть произведен и в целях обеспечения безопасности участников обыска, исключения возможности оказания ими вооруженного сопротивления.

Личный обыск в указанных выше случаях производится без вынесения соответствующего постановления. Производить личный обыск должно лицо одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола. Участвующие в личном обыске специалисты также должны быть одного пола с обыскиваемым.

Все изымаемые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.

Упаковывание и опечатывание изъятых при обыске объектов необходимо в целях обеспечения их достоверности и сохранности, особенно в тех случаях, когда их доказательственное значение может быть установлено при производстве соответствующей судебной экспертизы.

При производстве обыска в любом случае изымаются обнаруженные объекты, изъятые из оборота или хранящиеся без специального разрешения (огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды, драгоценные камни и металлы, извлеченные из недр земли, и т.п.). При производстве этого следственного действия следователь вправе изымать имущество, на которое наложен арест. Подлежат изъятию государственные награды, ордена, медали, нагрудные знаки и документы к ним, если они принадлежат подозреваемому или обвиняемому в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также если принадлежность и право на хранение их не установлены.

Изымаемое при обыске имущество, на которое наложен арест, вносится в отдельную опись и может быть передано под расписку на ответственное хранение обыскиваемому лицу, представителю администрации. Лицу, принявшему изъятое при обыске имущество, разъясняется ответственность, предусмотренная ст. 312 УПК, за его растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу, что отмечается в сохранной расписке, приобщаемой к протоколу обыска.

По окончании обыска составляется протокол в соответствии со ст. 166 и 167 УПК.

В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости.

Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.

Копии протокола и описи имущества, если она была составлена, вручаются лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копии протокола и описи вручаются под расписку представителю администрации соответствующей организации.

Личный обыск

Основанием производства личного обыска является наличие достаточных данных полагать, что у подозреваемого, обвиняемого могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, могущие иметь значение для уголовного дела. Личный обыск производится на основании мотивированного постановления об этом в целях обнаружения и изъятия указанных объектов (ч. 1 ст. 184 УПК).

Личный обыск производится без соответствующего постановления не только при производстве обыска помещения или участка местности, но и при задержании лица, заключении его под стражу (ч. 2 ст. 184 УПК).

Выемка

Основания и порядок производства выемки установлены ст. 183 УПК. Выемка - следственное действие, которое производится при необходимости изъятия у гражданина или юридического лица определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Выемка производится по мотивированному постановлению следователя, в котором указываются основания выемки, какие именно предметы и документы подлежат выемке, у какого гражданина или юридического лица и по какому адресу произвести это следственное действие.

Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения (ч. 3 ст. 183 УПК).

До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно (ч. 5 ст. 183 УПК). Производство выемки принудительно возможно лишь тогда, когда следователю точно известно, где эти предметы и документы находятся. При отсутствии сведений об этом может возникнуть необходимость в производстве обыска. В этом случае следователь выносит постановление о производстве обыска и производит его безотлагательно. В дальнейшем законность обыска, произведенного в помещении, определяется судом.

О производстве выемки составляется протокол в соответствии со ст. 166 и 167 УПК. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.



 

Возможно, будет полезно почитать: