Богатырь Илья Муромец? Кем в действительности был Илья Муромец.

Сегодня у большинства людей, проживающих в России, немного исковеркано понимание кем был непобедимый «русский богатырь», и жил ли в действительности былинный герой Илья Муромец?

Факты и расследования

В ближних пещерах Киево — Печерской Лавры ученые нашли доказательства того, что похороненный там монах преподобный Илья и былинный богатырь Илья Муромец одно и тоже лицо.

Но, даже если Илья Муромец существовал в реальной жизни, почему он неожиданно оставил ратную жизнь и ушел в монастырь? Какие причины заставили богатыря никогда больше не брать в руки меч?

До этого времени доказательствами существования Ильи Муромца были только догадки. Летописи и другие исторические документы ни одним словом не упоминают о существовании легендарного богатыря. Неужели за какую-то провинность его могли вычеркнуть из летописи Киевской Руси?

Оказывается, в 1718 году страшный пожар уничтожил все оригиналы книг Киево — Печерской лавры.

Единственное упоминание об Илье Муромце сохранилось в случайно уцелевших записях монаха Киево-Печерского монастыря Анастасия Кальнофойского. Они датированы XYII веком. И это первое достоверное упоминание о святом Илье Печерском.

Монах записал: «В народе этого святого считали богатырем и великим воином, одним словом храбрецом». Именно таким словом ‘храбр’ тогда называли богатырей.

А слово ‘богатырь’ появилось намного позже. Поэтому сочетание ‘храбрый богатырь’ является просто тавтологией как масло масляное или ветер ветрянный.

XII век. Киевскую Русь разрывают междоусобицы. А с южных границ государству угрожает новый страшный враг — половцы. Это были невысокие ростом, желтокожие и очень жестокие кочевники. Они не строили городов и поселков, не вели хозяйство, а только убивали, грабили и угоняли пленных в рабство.

Обескровленная Русь была для них легкой добычей. Полчища половцев захватывают города и земли и быстро приближаются к Киеву. В этот угрожающий момент Киевский князь приглашает в город богатырей — избранных воинов с исключительной физической силой.

Кем в действительности были богатыри?

Люди приписывают богатырям сверх человеческие возможности. Согласно народных представлений это были очень сильные мужчины, которые ездили на огромных лошадях и в руках держали тяжелое оружие, которое не в силах был поднять обычный смертный.

После нападения половцев в Киев начали съезжаться десятки таких богатырей. Среди них был и скромно одетый крестьянин очень мощного телосложения по имени Илья Муромец.

Он родился в деревне возле русского города Мурома. Именно фамилия Муромец указывает на происхождение богатыря.

Но есть некоторая нестыковка исторических фактов.

Русский город Муром находится в тысяче пятистах километрах от Киева. Сейчас этот город территориально находится во Владимирской области.

Возникает естественный вопрос: за какое время в XII веке человек мог преодолеть это расстояние на лошади? Точно неизвестно. Но абсолютно все былины утверждают, что Илья Муромец прибыл в Киев по зову князя за пять часов.

Мало кто знает, что в Черниговской области недалеко от Киева есть поселок Муровск. И оба небольших города — русский Муром и украинский Муровск ныне считают себя родиной былинного героя Ильи Муромца.

В этом нет ничего странного. На право называться родиной мифического героя Геракла претендуют сразу шесть греческих городов.

Черниговская область, примерно 70 километров от Киева, селение Муровск. В XII веке здесь был город и назывался он Муровийск. Вокруг густые леса и болота и до Киева всего один день на лошади. Многие историки считают, что богатырь Илья на самом деле родился здесь, в Муровийске. Но в современном Муровске (сейчас городок называется так) никто и не догадывается, что девять столетий назад здесь родился будущий былинный герой.

Дни рождения в то время праздновать было не принято и этому событию особого внимания не придали.

Ведь вполне вероятно, что на каком-то этапе при пересказывании былин произошел сбой: кто-то что-то недослышал и передал далее новую, несколько измененную версию. В результате Илья с Муровска превратился в Илью Муромца.

Илья Муромец и страшное проклятие

Действительно ли Илья просидел на печи 30 лет и 3 года? За какую провинность мальчик получил страшное родовое проклятие — паралич ног?

Середина XII века, Муровийск. Непокорные язычники, которые жили в этом городе, противились принять христианство много веков.

Когда в Киеве уже давно отреклись от Перуна, в Муровийске продолжали поклоняться древним языческим богам. Пока на один из местных родов не упало тяжелое проклятие.

Когда-то отец Ильи, который был заклятым язычником, в одной из битв разрубил на части православную икону. За это его род был проклят: «Отныне все мальчики в роду будут рождаться инвалидами». Проклятие начало сбываться через 10 лет, когда у богохульника родился мальчик Илья и у него сразу после рождения отказали ноги.

Чего только ни делали его родные. Но все заговоры не помогали. Мальчик рос сильным, веселым, но абсолютно беспомощным. Целыми днями Илья сидел на лавке и смотрел в окно на детей, которые играли на улице. В эти моменты мальчик не по-детски сжимал кулаки и обещал себе, что когда-то он станет здоровым и ни для кого больше не будет в тягость.

Так прошло 30 лет. На лавке возле окна сидел уже сильный мужчина. Он и теперь не мог встать и не чувствовал ног. Но никто из его родных не знал, что Илья каждый день, упрямо сжав зубы, тренирует руки: поднимает тяжести и разгибает подковы. Он может все, тело слушается каждого его приказа, но ноги и теперь как бы принадлежат другому человеку.

Когда Илье исполнилось тридцать три года, он был готов смириться с судьбой и дома на печке искупать богохульство своего рода. Что и того, что в руках он чувствовал богатырскую силу? Ведь взрослый мужчина оставался беспомощным ребенком.

Но все изменилось в один день, когда возле его дома появились странствующие старцы. Они зашли в дом и попросили подать им воды. Илья пояснил, что не может этого сделать, потому что никогда не мог вставать. Но гости как будто не слышали его и повторили свою просьбу. В этот раз просьба звучала как приказ. 33-летний мужчина едва не расплакался от обиды. Но неожиданно почувствовал в ногах неведомую силу.

Отныне он мог ходить. Кем были эти старцы, Илья так и не узнал. Откуда они узнали о нем и почему помогли? Современные доктора не могут дать этому случаю объяснение. Единственное в чем они убеждены, так это в том, что этот мужчина действительно начал ходить только лишь в зрелом возрасте.

Феномен исцеления

Что произошло на самом деле никто не знает, но многие склоняются к тому, что психология здесь может сыграть решающую роль.

Современная медицина еще не дошла до того уровня знаний, чтобы пояснить этот феномен исцеления.

Старцы ушли, но перед уходом дали Илье наказ искупать дедовский грех и защитить свою землю от полчищ врагов, которые тучей сунут на Русь. Исцеленный Илья согласился, а потом дал старцам обет посвятить свою жизнь Богу.

Став на ноги он берется за самую тяжелую физическую работу: за день выкорчевал целое поле могучих дубов, на своих плечах легко переносит колоды, которые не под силу сдвинуть двум лошадям. Старые родители радуются выздоровлению сына, но еще больше они удивлены его нечеловеческой силой. Они не подозревали, что Илья годами тренировал руки. Счастливые родители надеялись, что теперь их сын будет им помощником и опорой.


Надпись на табличке: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки. Этому дубу около 300 лет, он рос ещё во времена Ивана Грозного, а потом ещё 300 лет в оке пролежал. Его диаметр около 1.5 м., обхват около 4.6м. В 2002 году дуб был поднят муромскими речниками со дна Оки на Спасском перекате, в 150 км. от устья»

Но Илья не захотел оставаться дома. Годы, проведенные в параличе, изменили его тело.Руки стали необыкновенно сильными, в такие руки меч сам просится.

Он помнит свой обет старцам: защитить свою родину от врагов и посвятить свою жизнь служению Богу.

А когда услышал о страшном нашествии половцев и призыв князя к защите родины, то едет в Киев добывать военную славу и защищать землю.

Самый короткий путь от Муровийска в Киев идет через опасный лес. Там, возле могучего дуба, жило огромное чудище, которое своим свистом убивало каждого спутника. Это чудище называли Соловей Разбойник.

Былины рассказывали: Илья Муромец заехал в лес и громко вызвал чудище на ратный бой. Соловей засвистел так, что конь под богатырем присел. Но Илья не испугался. Бой между ними был коротким. Илья с легкостью победил Соловья Разбойника, связал и повез его в Киев в подарок князю.

Но как эта встреча могла выглядеть в действительности?

Соловей ли, разбойник ли?

Ученые считают, что Соловей Разбойник действительно мог жить в Черниговских лесах. И это было не мифическое чудище а вполне реальный человек. О нем даже воспоминание в летописи осталось.

Разбойника звали не Соловей, а Могита. Он разбойничал в лесах под Киевом. Возможно именно его победил реальный Илья Муромец. Как и былинный Соловей, Могита был пойман и привезен на суд в Киев.

Там, если верить былине, Илья встретился с князем Владимиром — Красное Солнышко. Но просто одетый крестьянин не понравился надменному князю. Вместо обещанной награды за Соловья Разбойника Владимир бросил к ногам Ильи свою поношенную шубу, бросил как какому-то нищему.

Богатырь рассердился не не шутку и начал угрожать князю. Охране с трудом удалось его схватить и бросить в темницу. Перепуганный Владимир велел тридцать дней не давать наглецу хлеба и воды.

Тем временем Киев окружает орда врагов. Их Хан предлагает сдать город и снять с церкви кресты. Иначе он уничтожит город, выжжет церкви и потопчет лошадьми святые иконы. С самого князя он грозится живьем содрать кожу. Тогда-то Владимир вспомнил о богатыре, который сидит в темнице. Он просит Илью Муромца забыть обиду и стать на защиту Киева.

Так повествуют древние былины. Но на самом деле Илья Муромец не мог встретиться во времени с князем Владимиром, т.к. жил на сто лет позже него.

Почему былины это припрятали? И мог ли Илья Муромец на самом деле помогать защищать Киев?

Былины сдвинули во времени людей из двух эпох. В этом нет ничего странного. Ведь народные рассказы из поколения в поколение дополнялись новыми подробностями и персонажами. В былинах они часто перемешивались и свои героические поступки совершали вместе.

Три легендарных былинных богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович никогда не могли встретиться друг с другом в реальном времени ибо их разделяет три столетия.


Картина В. М. Васнецова «Богатыри»

Богатырь Добрыня Никитич жил в X веке и на самом деле был дядей князя Владимира Великого. Богатырь Алеша Попович дрался с чудищем — змеем в XI веке, а Илья Муромец защищал Русь в XII веке. Но кому из князей служил Илья?

Когда Илья Муромец приехал в Киев, на престоле был князь Святослав, правнук Владимира Мономаха. Он не мог пренебрежительно отнестись к богатырю.

Первый военный поход Ильи Муромца

Святослав был здравомыслящим и уравновешенным политиком. Он во времена своего правления пытался объединить русских князей против половцев. Уже в своем первом походе под руководством Святослава русичи разбили полчища половцев.

Именно в этом походе, как считают историки, впервые принял участие богатырь Илья Муромец. Они предполагают, что он входил в дружину князя и принимал участие во всех битвах, которые происходили в тот промежуток времени.

В военных походах прошло десять лет. Илья стал прославленным богатырем, о котором начали слагать легенды.

Тем временем сам он не торопился исполнять обещание, которое дал своим исцелителям. Он не готов был уйти от мирской жизни в монастырь и считал, что впереди у него еще много ратных подвигов. Но воевать ему оставалось недолго.

В 1185 году сын Святослава князь Игорь собирает свою дружину в поход на половцев. Семь тысяч русских воинов, возглавляемых Игорем, идут просто в сердце половецкой земли.

Тогда они еще не знали, что этот поход закончится для них поражением, самым жестоким в истории Киевской Руси. Именно эта битва была описана неизвестным летописцем в произведении «Сло́во о полку́ И́гореве «.


В. М. Васнецов. После побоища князя Игоря Святославича над половцами

Решающий бой русичей с кочевниками

Их было столько, что пыль из-под копыт закрыла землю. Силы были неравными и ряды русичей танут. Князь Игорь видит, что половцы прижимают русичей к берегу реки.

На Илью нападают сразу несколько кочевников. Тяжелый удар сбрасывает его с лошади. Половец заносит кривой ятаган над головой богатыря. Еще мгновение и все…

И тут на Илью как бы снисходит прозрение. Только теперь, перед лицом смерти он вспомнил свое обещание искупить старый дедовский грех служением Богу. Илья Муромец мысленно просит старцев, исцеливших его, о помощи в последний раз. Если он выживет в этом бою, то больше никогда не возмет в руки оружие.

Илья Муромец в этой битве с половцами получил очень тяжелые ранения. И это стало причиной его отхода от ратных дел. А жизнь ему спасла стрела русича, успевшая пронзить половца.

Илья уже не помнил, как верный конь вынес своего всадника с поля боя. А когда сознание вернулось ему, первое, что увидел Илья, были православные кресты на церкви.

Киево-Печерский монастырь

Сюда на лошади приехал израненный мужчина лет сорока. Возле стен монастыря он расседлал и отпустил коня, а затем снял с себя доспехи. В Лавре богатыря принял иегумен Василий. Он был не просто монахом, а главным защитником главной русской святыни. Нового послушника он встретил гостеприимно и надеялся, что Илья Муромец поможет монахам защищать Лавру от частых набегов. Поэтому иегумен разрешает Илье взять с собой в келью меч.

Но Муромец сразу говорит монахам, что больше он никогда не возмет в руки меч, никогда и никого не станет убивать, а будет исполнять обет, который когда-то дал святым старцам.

Он принял постриг в честь пророка Ильи. В келье вел аскетический образ жизни и ни с кем не общался.

В рукописи XYII века были найдены воспоминания о необычайном смирении бывшего богатыря, который дал обет никогда не поднимать руку на ближнего своего. За время пребывания в монастыре к нему пришел дар предвидения и исцеления. Но довелось ли Илье умереть в мире и молитве? Летописные источники утверждают, что нет.

В 1203 году в Киев ворвались полчища князя Рюрика Ростиславовича. Для того, чтобы изгнать из города своего племянника, князь привел с собой жадных к грабежам и разбою половцев, а после осады отдал им Киев на растерзание.

И случилось великое зло на земле русской. Ничего подобного не было со времени крещения Руси. Эти печальные события описаны в «Повести временных лет».

Половцы сожгли Подол, ограбили Софию Киевскую и Десятинную церковь и уничтожили всех монахов и священников. Мирное население беспощадно уничтожили. А потом подошли к воротам Киево-Печерской Лавры.

К бою с ними встали все, кто был в монастыре. Единственный, кто не вышел со всеми, был инок Илья. С кельи он слышал отголоски битвы. Но он помнил, что пришел в монастырь и дал обет никогда не брать в руки оружие.

Муромец выходит с кельи, готовый склонить голову перед мечом половца. Но неожиданно он видит иегумена Василия, который в руках держит икону. С ней он медленно идет через поле битвы навстречу врагу. А потом Илья увидел, как иегумен упал, а разбитая икона стала красной от крови. И тогда иегумен Илья в последний раз нарушает обещание. Он поднимает меч чтобы, как когда-то, одним ударом снести головы врагам но неожиданно чувствует сильнейшую слабость в ногах. Он не может сделать ни одного шага.

Через мгновение он видит видение — поруганную его делом икону. Окруженный врагами, Муромец собрал последние силы, но стать на ноги он уже не смог, а только почувствовал, как его ударило вражеское копье.

В тот день все монахи Киево-Печерской Лавры приняли мученическую смерть. Среди них был и инок Илья. Его похоронили вместе с остальными.

А когда через пол столетия монахи открыли его захоронение, они были сильно удивлены. К телу Ильи Муромца не прикоснулось тление. Пальцы правой руки были сложены так, как будто он осенял себя крестом.


Гробница преподобного Илии Муромца. В серебряном ковчеге находится часть левой руки преподобного.
Объяснения этому феномену ученые до сих пор не нашли. И точных обстоятельств Ильи Муромца не знает никто. Известно только, что погиб он, получив смертельный удар копьем, когда защищал святой монастырь. В последний момент жизни Илья Муромец был и богатырем-воином и преподобным монахом одновременно.

В 1643 году его канонизировали под именем Преподобного Ильи. Так монахи на много веков спрятали правду о настоящем Илье Муромце. К мощам Преподобного Ильи до сих пор приходят за исцелением, особенно люди с болезнью ног.

Они молятся не былинному герою, который стал героем сказок и анекдотов, а тому, кто нашел в себе силу преодолеть неизлечимую болезнь и навсегда отказаться от мирской жизни.

Заключения специалистов судебной медицины

В 1990 году группа киевских ученых получила беспрецедентную возможность. Им поручили исследовать святые Киево-Печерские мощи. Эти тела хранились нетленными на протяжении почти тысячи лет в пещерах Лавры. Люди, которые приходят в эти пещеры, убеждены, что эти мощи обладают бесценным даром исцеления. Но кем они были в реальной жизни и откуда получили такую силу?

Специалисты судебной медицины посетили ближние пещеры Лавры и там провели полную экспертизу пятидесяти четырех тел. Среди них были исследованы и мощи преподобного Ильи Муромца. Результаты несказанно удивили и просто поразили.

«Это был высокий сильный мужчина, который умер в возрасте 45 — 55 лет. Он был высотой один метр семьдесят семь сантиметров.»

Здесь следует понимать, что десять веков тому назад человек такого роста действительно считался и являлся великаном, ибо средний рост мужчин того времени был значительно меньшим. Но исследователей поразило не только это.

Они пришли к обоснованному выводу, что имя монаха не просто совпадает с именем былинного богатыря и вот почему. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили отголоски многих битв в виде различных повреждений. На костях преподобного Ильи ученые обнаружили и следы ударов копьем, саблей, мечом и поломанные ребра. Но не эти повреждения стали причиной гибели.

Описание Ильи Муромца по результатам экспертизы:

Специалисты утверждают, что этот человек при жизни имел сильно развитые мышцы, необычайно толстый череп и значительно длиннее, чем у обычных людей, руки.

Но более всего поразило другое. Оказалось, что при жизни этот монах страдал тяжелым недугом позвоночника и очень длительный промежуток времени не мог двигаться вообще.

Стало известно, что действительно он имел большие проблемы с опорно-двигательным аппаратом, что собственно и подтверждает версию о былинном герое Илье Муромце, который до тридцати трех лет не мог двигаться.

Что могло явиться причиной недуга такого физически крепкого мужчины?

Директор музея медицины В. Шипулин утверждает, что изначально у экспертов была версия о том, что умерший перенес туберкулез костей. Но после детального анализа мощей выяснилось, что этот человек практически от рождения страдал полиомиелитом.

Полиомиели́т (от др.-греч. πολιός - серый и µυελός - спинной мозг) - детский спинномозговой паралич, острое, высококонтагиозное инфекционное заболевание, обусловленное поражением серого вещества спинного мозга полиовирусом и характеризующееся преимущественно патологией нервной системы.

Эта болезнь и вызвала полный паралич. Это были две основные версии причин неподвижности. То есть, Илья Муромец, описанный в былинах и преподобный Илья, похороненный в пещере Киево-Печерской Лавры является одним и тем же человеком!

И 800 лет назад он завершил свою жизнь в этом монастыре.

Илья Муромец

Мифология:

Славянская

Происхождение:

Крестьянского происхождения, село Карачарово под Муромом

Упоминания:

«Обретение силы Ильёй Муромцем»; «Илья Муромец и Святогор»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Илья Муромец и Идолище»; «»; «Илья Муромец и Жидовин» и др.

Иван Тимофеевич

Ефросинья Яковлевна

Златыгорка (баба Горынинка)

Сын - Сокольник (или дочь поляница в другом варианте)

Связанные персонажи:

Племянник Ермак, Святогор, Добрыня Никитич

Исторический прототип

Илия Печерский

Илейко Муромец

Сенсационные исследования

Муром или Моровск

Подвиги русского Геракла

Словесность

Изобразительное искусство

Компьютерные игры

Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана ) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». В былине «Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора; и умирая, тот дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец. Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам (финнам), также не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королем; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея, которого не знают былины об Илье Муромце.

По предположению некоторых историков Российской Империи его малой родиной могло быть не село Карачарово под Муромом, а селение Карачев, возле города Моровийска на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого района, Черниговской области Украины), что ведёт из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илиёй Печёрским. Особую популярность эта версия получила в трудах современных украинских историков.

Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

По данным С. А. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1-15 по составленному Азбелевым указателю).

  • Обретение силы Ильёй Муромцем(Исцеление Ильи Муромца)
  • Илья Муромец и Святогор
  • Илья Муромец и Соловей-разбойник
  • Илья Муромец и Идолище
  • Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
  • Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
  • Я иду служить за веру христианскую,

    И за землю русскую,

    Да и за стольный Киев град,

    За вдов, за сирот, за бедных людей

    И за тебя, молодую княгиню, вдовицу Апраксию,

    А для собаки-то князя Владимира

    Да не вышел бы я вон из погреба.

  • Илья Муромец на Соколе-корабле
  • Илья Муромец и разбойники
  • Три поездки Ильи Муромца
  • Илья Муромец и Батый-царь
  • Илья Муромец и Жидовин
  • Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
  • Илья Муромец и Сокольник
  • Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  • Камское побоище
  • Илья Муромец и Калин-царь
  • Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  • Илья Муромец и Алеша Попович

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Былинная биография Ильи Муромца

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Согласно былине Исцеление Илья Муромца этот богатырь до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) «не владел» руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они - во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что «калики» - это Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сперва «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Фольклор за пределами Русского Севера

Лишь немногие былинные сюжеты с именем Ильи Муромца известны за пределами губерний Олонецкой, Архангельской и Сибири (Сборник Кирши Данилова и С. Гуляева). За пределами названных областей записаны доселе только немногие сюжеты:

  • Илья Муромец и Соловей-разбойник;
  • Илья Муромец и разбойники;
  • Илья Муромец на Соколе-корабле
  • Илья Муромец и сын.

В средних и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и кн. Владимиру, и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники (Илья Муромец и разбойники) или казаки (Илья Муромец на Соколе-корабле), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге, Яике и входившего в состав казачества.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян отношения Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру вовсе не упоминаются. Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов.

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским.

Исторический прототип

Илия Печерский

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобиток», родом из Мурома, принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец».

По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю - 19 декабря (1) января.

Теория тождества былинного богатыря с иноком - Чобитько, Киево-Печерской лавры вполне правдоподобна.

Русские летописи не упоминают его имени. После чудесного исцеления, переходит в православие и выбирает себе новое имя Илья.

Мощи покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Надгробная плита Ильи Муромца расположена возле могилы Столыпина. Часть мощей Ильи - Средний палец левой руки, находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

Илейко Муромец

В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) - самозванец Лжепётр времён Смутного времени, казнённый в 1607 году. По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского, выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина. Б. М. Соколов писал, что существенным фактом крестьянской переработки былин явилось превращение Ильи Муравленина из Муровийска и города Карачева на Черниговщине в крестьянского сына Илью Муромца и село Карачарово под Муромом.

Сенсационные исследования

В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощейПреподобного Ильи Муромца . Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста - 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв - множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Но больше всего ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание - туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.

Родился Илья Муромец примерно между 1150 и 1165 гг. А погиб он в возрасте около 40–55 лет, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 г., когда Печерская лавра была разгромлена союзными Рюрику половцами. Причиной смерти послужил, видимо, удар острого орудия (копья или меча) в грудь.

Проклятие и чудесное исцеление

В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С тех пор проклятие пало на его род - все мальчики будут рождаться калеками.

Через 10 лет родился Илья , и казалось, проклятие исполнилось: мальчик с детства не мог ходить. Все попытки вылечить его не увенчались успехом. Но Илья не сдавался, упорно тренировал руки, развивал мышцы, становясь все более сильным, но, увы, ходить по-прежнему не мог. Шли годы, и, наверное, не раз ему казалось, что нужно смириться с судьбой: он навсегда останется калекой.

Но когда Илье исполнилось 33 года, произошло нечто необъяснимое. Настал день, который круто и навсегда изменил его жизнь. В дом вошли вещие старцы - калики перехожие (нищие странники), и попросили мальчика подать воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу, которая прозвучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги…

Что это? Чудесное исцеление? Возможно. Но как странные гости сумели исцелить, казалось бы, безнадежно больного? На этот счет существуют разные предположения. Например, что странники были волхвами и магами и знали секреты древних заговоров.

А другие ученые предпогагают, что это был случай самоисцеления , объяснить который наука пока не в состоянии…

Как бы то ни было, Илья встал на ноги после 33 лет неподвижности. И ученые, проводившие исследования мощей, подтверждают, что костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась. Более того, по их заключению, после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

Муром или Моровск

По поводу места рождения Ильи также существуют разные версии. Самая распространенная - что происходит он из деревни Карачарово , близ города Мурома . Эта деревня, расположенная на берегу Оки, существует и сегодня.

Но некоторые исследователи утверждают, что Илья родился недалеко от Киева - в Моровске (Моровийске) под Черниговом , который в древности назывался Муромском. Поскольку в преданиях говорится, что до Киева Илья добрался очень быстро, за один день (что вряд ли возможно в случае города Мурома, который находится примерно в 1500 км от Киева), эта версия очень правдоподобна.Да, но ведь согласно былинам, Илья происходил из села Карачарово? Оказывается, недалеко от Чернигова был древний город Карачев . Более того, недалеко от Карачева протекает река Смородинная , а на берегу её находится древнее село Девятидубье . Местные старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья-разбойника . И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов.

Подвиги русского Геракла

После чудесного исцеления Илья Муромец , как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником .

Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).В дальнейшем Илья Муромец совершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре - как самый сильный и могучий.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич - часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века - Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович - в 13 веке, а Илья - в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются. Вопреки легендам, Илья Муромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу , защищая Русь от половцев.

Но если это действительно так, и Илья Муромец - историческая личность, то почему о нем нет ни слова в летописях? Во-первых, от тех времен сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров однажды сгорели и книги Печерской Лавры.

А во-вторых, существуют упоминания в зарубежных источниках. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на более ранних сказаниях, упоминается великий богатырь Илья Русский .Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.

Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…

Так ли это было на самом деле? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. Но несомненно одно: ученые установили, что Илья действительно погиб в результате удара копьем в грудь и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и в конце концов стала причиной гибели Муромца.

Илья Муромец в русской культуре

Памятники

  • В 1999 году в городском парке Мурома был установлен памятник Илье Муромцу скульптора В. М. Клыкова
  • В 2012 году в Адмиральском сквере города Владивостока был установлен памятник святому Илье Муромцу скульптора Зинича. Памятник является подарком группы компаний «Стимэкс» и общественности г. Красноярска городу Владивостоку.

Объекты, названные в честь Ильи Муромца

Географические объекты

  • Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец.
  • В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец - ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан.

Организации

  • Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец»
  • Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог - Илья Муромец»

Техника

  • Илья Муромец - фрегат Российского императорского флота.
  • В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.
  • «Илья Муромец» - один из бронетракторов Гулькевича.
  • Илья Муромец - бронеавтомобиль
  • Илья Муромец - русский и советский ледокольный пароход 1915 года постройки
  • Имя «Илья Муромец» носил красный бронепоезд в Гражданскую войну
  • Илья Муромец - лёгкий бронепоезд Донской армии Белого движения в Гражданскую войну.
  • «Илья Муромец» - один из танков КС
  • Илья Муромец - советский бронепоезд в Великую Отечественную войну. Его бронепаровоз в настоящий момент установлен в качестве памятника в городе Муроме.
  • В 1958 году был введён в эксплуатацию круизный теплоход «Илья Муромец»
  • Илья Муромец - советский портовый ледокол 1965 года постройки, головное судно проекта 97К
  • «Илья Муромец» - советский стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 06

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» - рукописная народная книга XVIII века
  • Илья Муромец - незавершенная поэма («богатырская сказка») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» - баллада А. К. Толстого
  • Ян Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • Илья Муромец - персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов».
  • Илья Муромец - главный герой одноименного романа Ивана Кошкина.
  • Илья - центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр», имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах, а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов - один из главных героев исторического романа Девятный Спас Анатолия Брусникина. В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.

Современный фольклор

  • В современном русском фольклоре Илья Муромец является героем небольшого цикла анекдотов (обычно вместе с Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем).

Изобразительное искусство

Живопись

  • Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье».
  • «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В. П. Верещагина
  • Илья Муромец - картина Николая Рериха
  • «Илья Муромец освобождает узников», «Илья Муромец и голь кабацкая», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Пластика

  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - композиция из фарфора скульптора С. М. Орлова

Музыка

Оперы

  • Катерино Кавос написал оперу «Илья-богатырь» на либретто Ивана Крылова.
  • В опере-фарсе композитора Александра Бородина «Богатыри» есть роль Ильи Муромца.
  • Композитор Леонид Малашкин написал оперу «Илья Муромец, или Русские богатыри»
  • Илья Муромец - персонаж оперы Михаила Иванова «Забава Путятишна».
  • «Илья Муромец» - опера Валентины Серовой
  • Опера «Илья Муромец» композитора Бориса Феоктистова.

Симфонические произведения

  • В 1909-11 композитор Рейнгольд Глиэр создал 3-ю симфонию под названием «Илья Муромец».

Хоровая музыка

  • В 2011 году композитор Андрей Микита написал «Славословие преподобному Илие Муромскому» для смешанного хора, солистов и трёх детских голосов.

Массовая музыка

  • У группы «Сектор газа» есть песня «Илья Муромец»
  • У группы Сектор Газовой Атаки есть альбом «Рок-былина Илья Муромец»

Театр

  • Спектакль «Илья Муромец, крестьянский сын» Театра кукол им. С. В. Образцова (1951).
  • Илья Муромец - один из персонажей русского райка

Фильмы

  • В 1956 году по мотивам былин об Илье Муромце в СССР был снят игровой фильм «Илья Муромец». Режиссёр Александр Птушко, исполнитель главной роли - Борис Андреев.
  • Образ Ильи Муромца был использован в фильме «Этот негодяй Сидоров» (1984).
  • В 1975-1978 была снята дилогия мультфильмов «Илья Муромец (Пролог)» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • В конце 2007 года вышел мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-разбойник», в 2010 - Три богатыря и Шамаханская царица, главным героем которого также является Илья. В первом из них рассказывается о том, как лукавый киевский князь и Илья Муромец отправились выручать коня Ильи и казну, украденную Соловьём, который сбежал в земли византийские, в город Царьград, где правил император Василевс. Во втором мультфильме богатыри во главе с Ильей спасают князя от чар коварной Шамаханской царицы.
  • В 2010 году вышел фильм «Приключения в Тридесятом царстве», где Илью Муромца сыграл Станислав Дужников.
  • В 2011 году в прокат вышел фильм «Реальная сказка», где Илью Муромца сыграл Алексей Дмитриев.

Компьютерные игры

  • В конце 2008 года вышла компьютерная приключенческая игра «Три богатыря. Первая серия», в которой Илья представлен наряду с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. По сюжету игры богатырям предстоит сразиться с бесчинствующими на Руси разбойниками и в финале одолеть их главу - Соловья-разбойника. Причём финальный бой с Соловьём Илья ведёт один на один.
  • В игре по одноименному мультфильму Илья Муромец отправляется по следам Соловья - Разбойника, в некоторых миссиях с ним в компании будет киевский князь. Им предстоит поговорить с Алешей Поповичем, его помощником Еремеем, Кащеем Бессмертным, Бабой Ягой и другими.
  • В игре Mechwarrior Online, один из варинтов боевого робота Cataphract имеет имя Илья Муромец (Ilya Muromets)

Былинный герой или реальная историческая личность?

Илья Муромец – самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса. Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа. Над разрешением загадок, связанных с ним, уже почти два столетия бьются ученые разных специальностей, но тайны все же остаются.

Наши предки XVI – начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший Киевскому князю.

Привычный зачин былинных сказаний, где Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова», казалось бы, не оставляет места для сомнений в том, что он происходит из древнерусского города Мурома, где неподалеку от него до сих пор существует старинное село Карачарово. Но сомнения в происхождении былинного героя возникали и в прошлом веке, и в наше время. Известного богатыря пытаются связать с Черниговщиной, где есть города Моровийск и Карачев, и где также бытуют предания об Илье Муромце. Но если обратиться к обычной географической карте, то видно, что эта два города разделяют сотни километров и говорить о «Моровийском городе Карачеве» абсурдно. Между тем, нельзя не заметить, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. Это как раз и есть та самая «дорожка прямоезжая», которой ехал богатырь из родного Мурома в Киев «через те леса, Брынские, через речку Смородинную», через село Девять Дубов, неподалеку от Карачева. То есть, нет никакого противоречия между классическими былинами и карачевскими преданиями. Нелишне также заметить, что древний город Муром довольно долго входил в состав Черниговского княжества. Приурочение имени былинного героя к городу Мурому вполне соответствует и эпической, и исторической действительности. Муром и Муромское княжество были довольно значимыми как во времена Киевской, Владимиро-Суздальской, так и во времена Московской Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.

Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора.

Тайна смерти Ильи Муромца.

Объяснение этому факту может быть одно: имя простолюдина мозолило глаза родовитому боярству и опиравшимся на него князьям золотого века Киевской Руси. Поэтому оно и было вымарано из летописи как нежеланный и даже возмутительный прецедент головокружительного возвышения простого мужика.

Тем более что захоронен он был в приделе главного храма Киевской Руси – Софии Киевской – великокняжеской усыпальнице (где и князей-то не всех хоронили). Бояре же о погребении в Софии Киевской и мечтать не могли, так как для них это была честь неслыханная!

Вероятно, по этой причине в позднее время гробница «мужицкого боярина» была разрушена, в то время как гробница его товарища по часовне – сына древлянского князя Мала, Добрыни Никитича, – «уцелела». О сей знаменательной «памяти» со стороны власть предержащих в отношении неродовитого защитника Земли Русской сообщил в своих дневниках посол императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрих Лясота, проездом побывавший в Киеве с 7 по 9 мая 1594 года, направляясь с дипломатическим поручением к запорожцам.

К тому времени заботу об останках легендарного человека взяла на себя Киево-Печерская лавра, где он покоится и поныне, в Ближних пещерах, под скромной надписью над гробницей «Илья из Мурома».

По церковному календарю день памяти Ильи Муромца, сына Ивановича 19 декабря по старому стилю, или 1 января по новому. Кстати, именно 1 января 1993 года на родине Ильи Ивановича, в селе Карачарове, торжественно установили икону преподобного Ильи Муромца (со вставленным в нее ковчежцем с частицей мощей богатыря, переданного в свое время Киево-Печерской лаврой) во вновь отстроенной церкви Гурия, Самона и Авива.

И именно благодаря архивным материалам Киево-Печерской лавры мы хотя бы приблизительно знаем даты жизни всенародно любимого ратника.

В 1638 году в типографии лавры была напечатана книга «Тератургима» монаха Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского. Автор, описывая жития святых лаврских угодников, уделяет несколько строк и Илье, уточняя, что богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в 1188 году.

События тех далеких лет крайне драматичны. В 1157-1169 годах Киев стал ареной междоусобных конфликтов за право великого княжения. Только за указанный период на киевском престоле сменилось 8 князей, в 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским (кстати, увезшим из Софии Киевской икону, известную сейчас как икона Владимирской Богоматери), а с 1169 по 1181 год Киевом правили 18 князей, некоторые из них даже по несколько раз. Вдобавок, в борьбу за великокняжескую власть вмешались половцы, совершившие в 1173 и 1190 годах опустошительные набеги на Киевские земли.

И при обследовании тела Ильи Муромца специалистами судебной медицины выяснилось, что былинный герой стал жертвой одного из таких набегов. По версии Сергея Хведчени (журнал «Вокруг света», № 1 за 1994 год), произошло это печальное событие в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. По свидетельству летописцев, «такого разорения в Киеве дотоле не бывало». К тому году богатырь на склоне лет принял монашество в Киево-Печерском монастыре, так что, вероятно, там и стал Илья по прозвищу «Муромец» при постриге – истинное его имя в церковных хрониках не сохранилось. И естественно бывший воин не мог оставаться в стороне, защищая символ древнерусского православия и свою обитель.

Проведенная уже в XX веке медицинская экспертиза мумифицированных останков героя показала, что, судя по его ранениям, он не стал легкой добычей врагов. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна – на руке от копья, а роковой – тоже копейная, но в области сердца. Отсутствуют лишь обе ступни ног. Кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Мощи облачены в монашескую одежду. Над гробницей находится образ святого Ильи Муромца.

Первое исследование останков богатыря проводилось в 1963г. Тогда, в ту советскую атеистическую эпоху, комиссия сделала заключение, что мумия принадлежит человеку монголоидной расы, а ранения имитированы монахами лавры. В 1988г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.

Любопытно, но еще в 1701 году посетивший катакомбы Киево-Печерской лавры странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «… видел храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди паломник не мог видеть из-за золоченого покрывала.

Медэксперты датировали останки с честью павшего в бою ратника XII веком, и по версии Сергея Хведчени временной период жизни Ильи Муромца с 1148 по 1203 годы.

С современной точки зрения, росту богатырь был чуть выше среднего – 177 см, но в XII веке такой мужчина считался великаном, (и даже спустя 350 лет после гибели Ильи Муромца, в 1584 году, проезжий львовский купец Мартин Грюневег был поражен «мощами великана» древнерусской истории).

Впрочем, телосложением Илья Муромец действительно отличался от обычных людей – он был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах», как говаривали в старину. Феноменальная сила богатыря передалась по наследству и его далеким потомкам – роду карачаровских селян Гущиных, которые вполне могли, как их великий предок, в прошлом веке сдвинуть груз, который был не под силу и лошади.

Анатомы отметили в поясничном отделе тела Ильи искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости вследствие ущемления нервов спинного мозга. О том же, кстати, повествуют былины, отмечая, что «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». И только «калики перехожие» – народные целители – вправили Илье позвонки и отпоили целебным травяным отваром, благословив его на ратные подвиги.

Факт наличия почитаемых мощей знаменитого богатыря нашел отражение и в самих эпических текстах. Так интересен конец былины «Илья Муромец и Калин царь» в исполнении сказителя Щеголенкова: «от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца». Все помнят с детства, что калики перехожие пророчествовали знаменитому богатырю, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в былинах и сказках о кончине героя повествуется различно: то он каменеет один, либо с другими богатырями; то живой ложится в гроб и там остается навеки; то вместе с Добрынею на Соколе Корабле куда-то уплывает, и с тех пор о нем нет вестей. Но как показала экспертиза мощей, пророчество калик, к сожалению, не свершилось.

Возраст былинного богатыря специалисты определили в 40-45 лет плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания. По методу реконструкции мягких частей лица по черепу известного антрополога М. М. Герасимова ведущим специалистом в этой области, криминалистом и скульптором С. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Ильи Муромца.

По мнению Сергея Хведчени: «портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монашеский посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре».

Земля русская богата природными ресурсами, насыщена историческими ценностями и полна чудесами. Особое место здесь занимают жизни великих людей, сделавших историю. Но чем больше степень давности какого-либо события, тем вероятней встретить расхождения в исторических фактах. Это касается и такой личности, как Илья Муромец. Биография этого человека до сих пор вызывает споры и порождает домыслы.

Русские богатыри

Большое значение в истории придается людям, защищавшим родную землю. Во все времена смуты, распрей и войн были свои герои, те, кто нередко ценой собственной жизни защищали родину. Порой и от одного человека может зависеть ход боя. Особенно, если эти люди руководили войсками, как Александр Невский, Дмитрий Донской, князья Игорь и Святослав.

Более других в этом преуспел род Рюриковичей. Испокон веков защищали они Русскую землю от набегов язычников. А как гласит история, Русь нередко подвергалась нашествию иноплеменников.

О богатырях стали говорить со времен правления князя Владимира. В 988 году Великий князь принял важнейшее в истории решение для русских земель. Но и после Крещения Руси земли ее подвергались многочисленным нападениям со стороны врагов.

Однако именно это и способствовало прославлению защитников, к которым причислен и русский богатырь Илья Муромец. Биография этого богатыря не до конца раскрыта. История сообщает и о самозванцах, желавших воспользоваться чужой славой.

Илья Муромец: биография сквозь историю

Местом рождения защитника Руси считается село Карачарово, что под Муромом. О дате рождения официальных данных нет, но было это более восьмисот лет назад. Известно, что родители его были крестьянами преклонного возраста.

Главным ключевым моментом, основанном на былинах, является обретение богатырем силы. Первое упоминание о защитнике посвящено рассказу, откуда появился Илья Муромец. Биография рассказывает о чудесном исцелении будущего богатыря.

Чудо, подарившее Киевской Руси защитника

До 33 лет (в разных источниках имеются расхождения возраста) Илья Муромец не владел руками и ногами, будучи калекой от рождения. Однажды, когда он был дома один, подошли под окна старцы перехожие. Попросили у него милостыню и попить. Илья в дом их пригласил, но сказал, что милостыню подал бы, если б ходить мог. Тогда старцы приказали ему встать с печи и идти. Послушавшись их, будущий богатырь слез с печи и к своему великому удивлению пошел, вроде и не болел прежде.

А когда старцы воды, принесенной им, испили, приказали ему допить остатки. Выпил Илья воды и такую силу в себе почувствовал, будто землю всю сможет перевернуть. После чего старцы ему сказали коня найти и на служение к князю отправиться. Так и началась служба богатыря на защите Отчизны.

О подвигах

Легендарной личностью был Илья Муромец. Биография кратко изложена в былинах да легендах, которые его восхваляли.

На службе у князя Владимира Илья Муромец собрал дружину могучую и был поставлен князем главным над воинами. К тому времени причисляют и существование многих других прославленных богатырей. А поучиться Илье было у кого. Ведь его крестный был известным богатырем. Самсон Самойлович тоже входил в княжескую дружину, в которой состоял и Илья Муромец.

Биография, краткое содержание которой гласит о подвигах богатыря, однако, передана короткими былинами, ходившими в народе. И здесь можно лишь догадываться, чьим прототипом были враги Ильи Муромца.

Известно, что великий защитник хранил русские земли от вражеских набегов, бился с другими иноплеменными богатырями, а также героями былин. Все они несли угрозу Руси, разбойничали или пытались захватить власть и земли. В былинах эти герои названы: Соловьем Разбойником, Идолищем Поганым, драконом и другими.

Память о преподобном святом

Богатырь Илья Муромец, биография которого говорит о многочисленных подвигах, чаще всего отождествляется со святым Илией Печерским. Мощи преподобного до сих пор хранятся нетленными в Киево-Печерской лавре. Однако из этого следует, что богатырь жил на 150-200 лет позднее Владимира Великого, который упоминается в былинах. Но это можно пояснить тем, что князь Владимир был более известен, чем его преемники, потому и упоминался в народных сказаниях даже после смерти.

Учеными установлено, что Илья Муромец был убит в бою ударом в сердце. А его мощи свидетельствуют о многочисленных боевых травмах. Быть может, именно тяжелые ранения в бою послужили поводом постричься в монахи.

Народные выдумки и былины

На родине богатыря ходят былины, отождествляющие его образ со святым пророком Илией. Однако это нельзя считать правдой. Единственное, что объединяет этих людей — это имя. Хотя и нет точных сведений о годах жизни Ильи Муромца, но все исторические факты о нем свидетельствуют о временах правления русских князей.

А это означает, что историю богатыря можно причислить приблизительно к 970—1200 годам. В то время как пророк Илия жил до рождества Христова. Получается, что между жизнями этих людей проходит более тысячи лет времени. К тому же считается, что пророк Илия, единственный из людей, кроме Пресвятой Богородицы, был вознесен Богом на небеса, не умирая, вместе с телом. А мощи Ильи Муромца хранятся и по сей день.

В жизни великих людей всегда есть место для народных домыслов и легенд, особенно если это подкреплено временем. Так и жизнь русского богатыря осталась не раскрытой, окутанной завесой тайны. А былины и народные сказания о нем распространены также далеко за пределами русской земли. И всем отлично известно, кто такой Илья Муромец. Биография богатыря располагает к написанию книг и созданию фильмов о самоотверженном защитнике.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ильи Муромца

Один из наиболее часто упоминаемых в древнерусских былинах и легендах героев Илья Муромец жил в XI веке. Именно к этому периоду относились сведения в первых письменных свидетельствах об его существовании. Современные научные исследования считали, что под этим именем скрывался Илья Чеботок, святой, мощи которого хранились в Киево-Печерской лавре.

Детские и юношеские годы

Предположительный год рождения богатыря − 1063-й. О месте рождения до недавних пор существовали лишь предположения. Наиболее популярными из них является то, что былинный герой родился в селе Карачарово неподалеку от Мурома, либо в Карачеве около Моровийска. Второй вариант многим казался более близким к истине из-за географического положения находящегося на месте этого населенного пункта села Моровск. Оно располагается рядом с дорогой из Чернигова в Киев. Кроме того, местный народный эпос содержал примерно те же сведения, что и письменные источники об Илие Печерском, мощи которого были использованы для формирования современных представлений об Илье Муромце. Также в них говорилось о родителях − отце Иване Тимофеевиче и матери Ефросинье Яковлевне.

Согласно представлениям о богатыре, былинный герой был ростом 1 метр 77 сантиметров с очень большой мышечной массой. Ее присутствие определили по характерным наростам на костях. Рентген останков выявил наличие акромегалии и спондилоартроза. Первое вызывает непропорциональный рост внутренних органов и костей, а второе − нарушает работу опорно-двигательного аппарата. Это подтвердило правдивость сведений в письменных источниках, относящихся к Средним векам. В них описывалась внешность былинного богатыря, где помимо высокого для тех времен роста отмечались большие конечности. Кроме того, спондилоартроз поддавался лечению даже в те времена точно таким же способом, как и сегодня – для этого нужен был всего лишь хороший мануальный терапевт. Представители именно этой профессии, скорей всего, поставили богатыря на ноги. В древнерусских писаниях упоминалось о посещении странниками – «каликами». Это были костоправы, которые вылечили 30-летнего Илью.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Карьера воина

В 30-летнем возрасте, излечившись от болезни, он поступил в черниговскую княжескую дружину, приняв участие в защите Чернигова. Получив боевой опыт, он отправился в Киев. Его взяли в дружину, если верить летописям, после того, как он смог сдвинуть с места «камень неподвижный». В составе дружины он совершил свой самый известный подвиг.

Речь идет о бое с Соловьем-разбойником. В середине XII века торговля Киева с другими городами была нарушена из-за постоянных нападений половцев на караваны. Это заставляло направлять их другими дорогами, которые увеличивали путь, чуть ли, не вдвое − до «цельна тысяча», если верить древнерусским письменам. Занимавший в то время престол князь Мстислав приказал организовать охрану торговых караванов, обязанности которой, скорей всего, были возложены на Илью Муромца. Его победа оказалась настолько значима, что память о ней просуществовала, вплоть до наших дней.

Монастырь

После ранения Илья больше не мог состоять на службе в дружине. В одном из боев он получил перелом двух ребер и ключицы. Все травмы были с правой стороны, а их характер свидетельствовал о том, что удары были нанесены боевой палицей. В результате богатырь бы вынужден уйти в монастырь, где он прожил вплоть до своей смерти, ориентировочно в 1118 году. Причем, она не была естественной. Об этом говорилось в летописи от 1638 года монаха Киево-Печерской лавры Афанасия Кальнофойского. Он указывал дату его кончины, как «за четыреста пятьдесят лет до того». Согласно современным исследованиям, к этому сроку следовало добавить еще полвека. Не исключена ошибка со стороны автора, работавшего с плохо сохранившимися надгробными плитами. Другие источники свидетельствовали о частых нападениях половцев на Киев в конце XI, а не в первой четверти XII века. В их отражениях принимала участие не только княжеская дружина, но и гражданское население, включая монахов. Это объяснило наличие на теле героя колотой раны в области сердца. Его смерть не была естественной. Скорей всего, он скончался от нее в течение нескольких минут в возрасте от 40 до 55 лет.



 

Возможно, будет полезно почитать: