Правовые основы лицензирования.

Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих получение лицензии, приостановлением, возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий.

Лицензия - это разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензируемым органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определен соответствующими законами.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, региональными органами (Центробанком России, Федеральной комиссией по ценным бумагам, Минфином Российской Федерации, Коми республиканской лицензионной палатой).

Лицензиат - лицо, имеющее лицензию.

Государственные лицензирующие органы:

  • осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;
  • предоставляют, приостанавливают, возобновляют, аннулируют лицензии в случаях выявления нарушения;
  • принимают решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Если лицензия выдается федеральными органами государственной власти, то она действует на всей территории Российской Федерации. Если лицензия выдается субъектами Российской Федерации, то действует на территории Российской Федерации. Лицензия выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на срок менее 5 лет, бессрочно и меньше чем 5 лет - по желанию лицензиата.

Порядок получения лицензии:

Лицензиат представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  1. заявление о выдаче лицензии;
  2. копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копию свидетельства о государственной регистрации;
  3. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  4. документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления лицензирующим органом (не более 3-х МРОТ).

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих:

Лицензирующий орган в течение 30 дней рассматривает документы и принимает решения:

  1. о выдаче лицензии;
  2. об отказе в выдаче лицензии. Основанием для отказа может быть:
  • наличие в предоставленных документах недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие принадлежащих соискателю лицензии или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Решение об отказе может быть обжаловано в порядке установленном законодательством. Посылается уведомление лицензиату о принятии решения в письменной форме, где указывается срок для оплаты лицензионного сбора, он различен для определенных видов деятельности, но не более 10-кратного МРОТ. После оплаты выдаются документы, подтверждающие наличие лицензии. Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В них указываются сведения о лицензиатах, лицензирующем органе, виды деятельности, дата и номер лицензии, срок действия, иные сведения.

Основаниями для переоформления лицензии для юридического лица

являются:

  • преобразование;
  • изменение наименования;
  • изменение места нахождения;
  • изменение имени;
  • изменение места жительства.

Приостановление действия лицензии - это временное лишение лицензиата права осуществлять лицензируемый вид деятельности. Основания приостановления лицензии: неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий. Срок приостановления действия лицензии не может превышать 6 месяцев.

При неустранении лицензиатом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления лицензии, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется:

  1. в административном порядке органом, выдавшим лицензию, при неуплате в течение 3-х месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии;
  2. лицензия теряет силу:
  • при ликвидации юридического лица или при прекращении его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразования,
  • при прекращении действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  1. в судебном порядке:
  • при представлении о нарушениях хозяйствующего субъекта лицензирующим органом;
  • если нарушение повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства и т. д.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением и основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. А если такая деятельность причинила крупный ущерб гражданам, организациям и государству либо сопряжена с извлечением крупного дохода, то она является преступлением и наказывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Понятие лицензирования, лицензии. Правовые основы лицензирования

релевантные научные источники:

  • Функционирование банковской системы рф

    Яковлев С.А. | | Лекция(и) | 2007 | Россия | docx | 0.31 Мб

    Мурманск - 2007 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1. Этапы формирования современной

  • Правоведение

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Беларусь | docx | 0.24 Мб

    Понятие, предмет и метод гражданского права. 2.Система гражданского права. Принципы гражданского права. Отграничение гражданского права от других отраслей права. 4.Система гражданского

  • Ответы на билеты по коммерческому праву

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.12 Мб

  • Банковское право. Ответы на вопросы к экзамену

    1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРАВА И БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА 3. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 6.

Согласно статье 49 ГК РФ, отдельными видами хозяйственной дея­тельности, перечень которых определяется законом, хозяйствующие субъекты могут заниматься только на основании лицензии (разреше­ния). К ним относится деятельность, осуществление которой может по­влечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоро­вью граждан и регулирование которой не может осуществляться ины­ми методами, кроме как лицензированием.

Правовой основой лицензирования является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ и постановление Правительства РФ «Об организации ли­цензирования отдельных видов деятельности» от 26 января 2006 г. №45.

Лицензирование включает в себя мероприятия, связанные с предос­тавлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекраще­нием действия, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением обладателями лицензий (лицензиатами) ли­цензионных требований и условий.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкрет­ного (лицензируемого) вида деятельности при обязательном соблюде­нии лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом хозяйствующему субъекту.

В сфере обращения лекарственных средств лицензированию в на­стоящее время подлежат следующие виды деятельности:

фармацевтическая деятельность;

♦ производство лекарственных средств;

♦ деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

♦ культивирование растений, используемых для производства нарко­тических средств и психотропных веохеств.

На каждый вид хозяйственной деятельности, подлежащий лицен­зированию, предоставляется отдельная лицензия. Деятельность, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим ее хозяйствующим субъектом. Для получения ли­цензии хозяйствующий субъект представляет в лицензирующий орган следующий типовой пакет документов:

♦ заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя, его местонахождения (для юридических лиц) либо фамилии, имени, отчества, местажительства и паспортных данных (для индивидуальных предпринимателей); местонахождения объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности; вида деятельности, кото­рый соискатель намерен осуществлять;

♦ копии учредительных документов и документа о государственной регистрации хозяйствующего субъекта в качестве юридического лица или свидетельства о государственной регистрации индивиду­ального предпринимателя;


♦ копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в на­логовом органе;

♦ документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

♦ сведения о квалификации работников соискателя.

Кроме указанных документов, для отдельных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых установлено соответствующими федеральными законами, а так­же иными нормативно-правовыми актами. Копии документов, не заве­ренные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала. До­кументы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копию которой лицензирующий орган направляет (вручает) со­искателю с указанием даты приема.

Федеральный закон № 128-ФЗ устанавливает типовой порядок принятия лицензирующим органом решения. Решение о предоставле­нии или об отказе в предоставлении хозяйствующему субъекту лицен­зии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о со всеми необходимыми доку­ментами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензи­рующего органа. В решении о предоставлении лицензии и в подтверж­дающем ее наличие документе указываются следующие реквизиты: на­именование лицензирующего органа; наименование хозяйствующего субъекта - лицензиата, его местонахождение; лицензируемый вид дея­тельности; срок действия лицензии; идентификационный номер нало­гоплательщика; номер лицензии и дата принятия решения о ее предос­тавлении. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться поло­жениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

В указанный 60-дневный срок лицензирующий орган обязан уведо­мить хозяйствующего субъекта - соискателя о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. При этом уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) хозяйствующему субъекту с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты сбора за предоставление лицензии, а уведомление об от­казе в предоставлении лицензии сопровождается указанием его при­чин. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии до­кумента, подтверждающего уплату сбора за предоставление лицензии, орган выдает ему документ, подтверждающий наличие лицензии. При наличии у лицензиата территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятель­ности, одновременно с лицензией ему выдаются ее заверенные копии по числу указанных подразделений и объектов.

Лицензирующий орган вправе отказать соискателю в предоставле­нии лицензии в связи с наличием в его документах недостоверной или искаженной информации либо несоответствием соискателя, принадле­жащих ему или используемых им объектов лицензионным требовани­ям и условиям. Соискатель вправе обжаловать отказ или бездействие лицензирующего органа.

Срок действия лицензии составляет 5 лет. По окончании указанно­го срока он может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке переоформления. В случае утраты лицензии лицензиат имеет право на получение ее дубликата.

Переоформление лицензии. В случае преобразования хозяйству­ющего субъекта - юридического лица, изменения его наименования или местонахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверж­дающего наличие лицензии, хозяйствующий субъект обязан не позд­нее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, под­тверждающих указанные причины. Переоформление документа, под­тверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления за определенную плату.

Контроль соблюдения лицензионных требований и условий осу­ществляется лицензирующими органами в пределах их компетен­ции. Его порядок в сфере фармацевтической деятельности в настоящее время установлен письмом Росздравиадзора от 09 февраля 2005 г. № 02И-43/05.

Лицензирующие органы при проведении контрольных мероприятий имеют право: осуществлять проверки деятельности хозяйствующего субъекта - лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным тре­бованиям и условиям; запрашивать у него необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты (прото­колы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязы­вающие его их устранить, а также устанавливать сроки устранения и выносить предупреждения.

Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и ус­ловий осуществляются на основании предписания лицензирующего органа, направляемого лицензиату за 10 дней до их начала. Продолжи­тельность проверки не может превышать 15 дней. При этом плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года, а внеплановая проверка может проводиться только для подтверждения устранения выявлен­ных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим ор­ганом информации о наличии новых нарушений.

По результатам проверки оформляется акт в двух экземплярах с ука­занием конкретных нарушений, подписываемый всеми членами ко­миссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с ре­зультатами проверки, о чем в акте должна быть сделана соответствую­щая запись. Если он не согласен с результатами проверки, он вправе от­разить в акте свое мнение. При отказе от ознакомления с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями. Один экземпляр вручается под расписку руководи­телю юридического лица (его представителю) либо направляется ему по почте с уведомлением о вручении, второй остается в лицензиру­ющем органе. Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении им нарушений, выявленных при проверке.

Приостановление действия и аннулирование лицензии. В случае выявления неоднократных нарушений или однократного грубого на­рушения лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии. При этом они устанавли­вают срок (не более 6 месяцев) для устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Если в установленный срок лицензиат не устраняет указанные нарушения, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При устранении нарушений лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения от него соответст­вующего уведомления и его проверки.

Лицензия теряет юридическую силу при ликвидации или реоргани­зации лицензиата - юридического лица либо прекращении действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального пред­принимателя. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если наруше­ние лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, а также в случае неустранения выявленных лицензирующим органом наруше­ний. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступ­ления в силу решения суда. Лицензирующие органы вправе аннулиро­вать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев сбора за предоставление лицензии.

Решения о приостановлении действия, аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводятся лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с моти­вированным обоснованием не позднее чем через 3 дня после их приня­тия.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий. Информация, со­держащаяся в реестре, является открытой для физических и юридиче­ских лиц и предоставляется в виде выписок о конкретных лицензиатах в трехдневный срок со дня поступления соответствующего заявления.

Ответственность за осуществление безлицензионной деятельно­сти. Безлицензионная деятельность хозяйствующих субъектов влечет применение к ним гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ коммерческая организация может быть ликвидирована по ре­шению суда в случае осуществления хозяйственной деятельности без лицензии. Сделки, совершенные коммерческой организацией, не име­ющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными (ст. 173 ГК РФ). Применительно к индивидуальным предпринимателям предусмотрена уголовно-пра­вовая ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), выражающееся, в частности, в осуществлении предприниматель­ской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с на­рушением условий лицензирования.


Закрепляя приоритет прав и свобод человека над интересами государства, Конституция РФ гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
Однако право частной собственности и свобода предпри-нимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. Так, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма продублирована в п. 2 ст. 1 ГК РФ.
Одним из методов государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина для достижения перечисленных публично-правовых целей является лицензирование.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. Таким образом, несмотря на либерализацию частноправовых отношений, ГК РФ целенаправленно ограничивает гражданские права человека.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако данная норма действует в том случае, когда международный договор ратифицирован Российской Федерацией путем принятия специального федерального закона.
Под лицензией следует понимать не только специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности, но и официальный документ, подтверждающий это разрешение.
Под лицензированием понимают проведение одной из следующих процедур либо комплекса мероприятий, связанных с:
предоставлением лицензий;
переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий;
возобновлением или прекращением действия лицензий;
аннулированием лицензий;
контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
ведением реестров лицензий;
предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.
Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование. Определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, и установление видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, отнесено к компетенции Правительства РФ. Определение органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование (лицензирующих органов субъектов РФ), отнесено к компетенции субъектов РФ.
Лицензирующими органами ведется реестр лицензий, который представляет собой совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверж-дающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
В соответствии с названным Федеральным законом можно привести, например, несколько видов деятельности, подлежащих лицензированию:
деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
торговля вооружением и военной техникой;
торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
торговля патронами к оружию;
деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом;
фармацевтическая деятельность;
изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан;
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
заготовка, переработка и реализация лома черных металлов и т.д.
Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный указанным Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Ключевые слова

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.

2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.

3. Какова система регулирования СКС и туризма?

4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.

6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.

7. Укажите компетенцию Департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края.

8. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.

9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.

10. Какова система международных договоров в сфере туризма?

11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Тема 2. лицензирование, Стандартизация,
подтверждение соответствия
и классификация в туризме
и социально-культурном сервисе

2.1. Правовые основы лицензирования.

2.2. Стандартизация в туризме.

2.3. Подтверждение соответствия.

2.4. Классификация объектов туристской индустрии.

Лицензия, лицензирование, стандарт, международный стандарт, ГОСТ, ГОСТ Р, СТП, подтверждение соответствия, добровольная сертификация, классификация.

С 01.01.2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, однако для осуществления ряда смежных видов деятельности по-прежнему требуется наличие лицензии. Кроме того, для осуществления целого ряда услуг в сфере СКС также необходима лицензия.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением ли­цензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться ины­ми методами. Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляет­ся Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. К ним относятся, например: фармацевтическая деятельность; перевозки морским транспортом пассажиров; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); медицинская деятельность и т.д.


Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицен­зионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и полу­чать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выно­сить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару­шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует только на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность мо­жет вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока дей­ствия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. По­ложениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соиска­телем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется соискате­лю. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии мо­жет быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соис­кателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в установленном законом размере. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензиру­ющий орган вправе аннулировать лицензию.

Лицензирующие органы могут приостанавливать дейст­вие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган определяет срок для устранения обстоятельств, повлекших такое приостановление, но не более 6 месяцев. В случае устранения ука­занных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу автоматически в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

1. В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензион­ного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выда­че лицензии.

2. В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом ли­цензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопаснос­ти государства, культурному наследию народов РФ или при неустране­нии лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостанов­ления действия лицензии, в установленный срок.

За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицен­зии либо с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производ­ства и сырья или без таковой. Также это может послужить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлени­ем и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление опре­деленной деятельности, если эти деяния совершены должностным ли­цом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.

Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, Закон о лицензировании, акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие Закона о лицензировании не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст. 1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и др.). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством (например, Законом о банках).

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляется Законом о лицензировании, ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ (например, в Москве создан Комитет по лицензированию). Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и получать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату. С данными правами лицензирующих органов корреспондируют обязанности лицензиатов.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность может вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.



В соответствии со ст. 8 Закона о лицензировании, срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

Ø заявление о предоставлении лицензии;

Ø копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или соответственно копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (нотариально заверенные или с предъявлением оригинала);

Ø копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (нотариально заверенная или с предъявлением оригинала);

Ø документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления. Размер сбора - 300 руб.;

Ø сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, необходимость наличия которых установлена соответствующими федеральными законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соискателем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется (вручается) соискателю. При этом в первом случае в уведомлении указываются реквизиты банковского счета и срок оплаты лицензионного сбора, а во втором - причины отказа. Основаниями для отказа в выдаче лицензии может быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в размере 1000 рублей. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать.

Реестры лицензий на конкретные виды деятельности ведутся лицензирующими органами. В них указываются: сведения о лицензиатах; сведения о лицензирующем органе; виды деятельности, на осуществление которых выданы лицензии; дата принятия решения о выдаче и номера лицензий; сроки действия лицензий; сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий; основания и даты аннулирований лицензий; иные сведения.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его преобразование, изменение наименования или местонахождения. Для индивидуальных предпринимателей основаниями переоформления лицензии является изменение имени или места жительства, утрата документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление документа производится органом, выдавшим лицензию, куда лицензиат или его правопреемник обязаны обратиться с заявлением не позднее чем через 15 дней. Стоимость переоформления -100 руб.

Лицензирующие органы наделены правом приостанавливать действие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в установленном законодательством порядке. Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензионного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выдаче лицензии.

В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ или при неустранении лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, в установленный срок. С заявлением в суд может обратиться лицензирующий орган, выдавший лицензию, или орган государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования является правонарушением и основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 14.1 КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлением и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.

Понятие, виды и способы реорганизации хозяйствующих субъектов.

Понятие и виды реорганизации хозяйствующих субъектов.

Реорганизация представляет собой прекращение организации с правопреемством, то есть с переходом прав и обязанностей к другим лицам.

Порядок реорганизации субъектов определяется ст. 57-60 ГК РФ Закона о регистрации, а также иными нормативными актами. Например, особенности реорганизации акционерных обществ установлен Законом об АО. Реорганизация может быть добровольной и принудительной. Решение о добровольной реорганизации коммерческой организации может быть принято ее учредителями (участниками) либо органом организации, уполномоченным на то ее учредительными документами. Помимо воли юридического лица реорганизация осуществляется по решению суда или уполномоченного государственного органа. Это возможно в случаях, прямо указанных в законе (например, в соответствии со ст. 19.Закона о конкуренции на товарных рынках). В решении государственного органа должен быть определен срок реорганизации. В том случае, если учредители (участники), уполномоченный ими орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего, которому поручается проведение реорганизации. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Утверждение судом разделительного баланса и учредительных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. В определенных случаях требуется согласие государственных органов на реорганизацию. В соответствии со ст. 17 Закона о конкуренции на товарных рынках, на антимонопольные органы возложено осуществление контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов в форме слияния, присоединения, преобразования, в случаях, предусмотренных данной статьей.



 

Возможно, будет полезно почитать: