Музыкальное воображение. Фантазия (в музыке) Вопросы и задания

φαντασία плод воображения) в европейской музыке - общее обозначение формально и стилистически различных жанров. При всём историческом разнообразии артефактов музыкальной фантазии общим для них была прекомпозиционная идея творческой свободы, которая чаще всего трактовалась как отказ от какой-либо одной и общепринятой формы-конструкции (в этом смысле музыковеды говорят об «импровизационности формы»), а иногда и шире - как творческий эксперимент в вообще любых техниках композиции и средствах языка (гармонии , ритме , форме, фактуре , жанре и пр.).

Исторический очерк

Термин впервые отмечается в немецких рукописях клавирной музыки (датируемых ок. 1520 г.); в печатных изданиях впервые - в виуэльном сборнике «Учитель» испанского композитора Луиса де Милана (1536). В позднем Возрождении и в раннем барокко слово «фантазия» как обозначение музыкальной пьесы некой «свободной» (т.е. не танцевальной и не песенной) формы получило широкое распространение в сборниках, публиковавшихся в Италии (например, фантазии Фрескобальди) и во всей западной Европе (например, фантазии Морли).

В эпоху высокого барокко фантазией часто называли музыку некоего «прелюдийного» характера, как, например, Фантазия на (хорал) «Komm heiliger Geist, Herre Gott» , предваряющая т.наз. «Лейпцигские хоралы» И.С.Баха , а также многочисленные фантазии, предваряющие фуги (например, баховская Хроматическая фантазия и фуга d-moll, BWV 903). Форму и (импровизационный) стиль барочных фантазий нелегко отделить от прелюдий и токкат того же времени (например, у Баха некоторые клавирные фантазии, подобно некоторым его прелюдиям и токкатам, - законченные сочинения импровизационного характера, которые ничего не «предваряют»).

Наибольшее количество музыкальных сочинений (главным образом, для фортепиано), обозначенных композиторами как фантазии, появилось в эпоху романтизма, как, например, фантазия «Скиталец» Ф. Шуберта (D. 760), Фантазия-экспромт Ф.Шопена (op.66 posthum), две фантазии - ля-бемоль мажор "Желание" и фа-диез минор "Шапки долой", этюд op.76-1 ля-бемоль мажор "Фантазия для левой руки" Ш.Алькана , Фантазия op.17 Р. Шумана , «Вальс-фантазия» М.И. Глинки , «Большая фантазия на тему Паганини» (Grande fantaisie de bravoure sur La clochette) Ф. Листа , «В деревне. Quasi fantasia» М.П. Мусоргского , Фантазия «Исламей» М.А. Балакирева , Фантазия на темы Рябинина А.С. Аренского , Соната-фантазия g-moll А.Н. Скрябина и мн. др. Симфонические произведения П.И. Чайковского «Буря» и «Франческа да Римини» названы фантазиями; его же «Ромео и Джульетта» носит двойное обозначение - «увертюра-фантазия».

Вернемся теперь к импровизационным жанрам, генетически связанным с прелюдией. Важнейший среди них-фантазия. Также предоставляя возможность монологического высказывания Артисту-импровизатору, она
противостоит прелюдии по масштабу и условиям музыкальной драматургии. В противоположность эскизной прелюдии, содержащей первичную ячейку импровизации, фантазия дает ей широкий разворот, предполагает неожиданные сопоставления контрастирующих разделов, нарочито незавершенных, как бы «сопряжение далековатых идей» (по Ломоносову). В
полном соответствии со своим символическим названием, фантазия способна воплощать в чистой музыке процесс творческого поиска, она активно стимулирует эвристическую сторону музыкального мышления. Именно в фантазии часто совершаются прозрения в будущее, намечаются принципы, впоследствии утверждающиеся в более поздних музыкальных стилях и иных жанрах. Так в ранних фантазиях конца XVI-начала XVII вв. кристаллизуются приемы имитационной полифонии. В фантазиях Шуберта намечается тип слитной сонатно-циклической формы и, что особенно важно, формируется принцип монотематизма, имевший столь капитальное значение в дальнейшем развитии сонатно-симфонических жанров.
Эвристическая активность музыкальной формы, свойственная фантазии, в лучших произведениях проявляется гармонично, без парадоксальности и резких нарушений композиционной логики. Например, в фантазии Шуберта
«Скиталец» замечателен прием композиционной модуляции от первой ко второй части: момент перелома в побочной партии сонатного Allegro превращается в интенсивную разработку, от кульминации которой длительный спад драматургической волны приводит к скорбному Adagio. Подобные примеры, показывающие, насколько важно для данного жанра сочетание импровизационной свободы и стройной архитектоники, подтверждают глубокую мысль В. Медушевского, высказанную им о феномене фантазии. Исследователь усматривает особую ответственность автора фантазии, искушаемого соблазном показной свободы-«свободы от...» вместо «свободы для...». «В творчестве гениев сила фантазии... вовсе не госпожа, а напротив, преданная и верная служанка».
Эпоха романтизма принесла с собой новую жанровую разновидность-фантазию, сочиняемую на заимствованные темы. Она тоже имеет генетические корни, свя;занные с прелюдией: вспомним органные прелюдии барокко на темы хоралов. Развитие фантазии «на темы» в XIX в. было связано с тяготением к народному искусству, а также с пробуждением пытливого интереса к музыке прошлого (Фантазия и фуга на тему «BACH» Листа). Поскольку в XX в. и тот, и другой факторы усиливаются, для фантазий этого типа сохраняется плодотворная почва, и они широко распространены в современной музыке. Что же касается фантазии в исконном смысле, то ее роль в XX в. снижается неслучайно: в условиях новаторства, охватившего все сферы музыкального искусства, чистая музыка уже не нуждается в специальной «лаборатории творческого поиска», какой была фантазия на протяжении почти трех веков своей истории.
Фантазия «на темы» отличается, несомненно, большей широтой и демократичностью: по сравнению с основным видом, заключенным в рамки лирического высказывания, она гораздо более объективна и часто принадлежит области эпоса. Поэтому для нее закономерно обращение к симфоническому оркестру («Камаринская» Глинки) или сочетанию солиста с оркестром (Фантазия на русские народные темы для скрипки с оркестром Римского-Корсакова).

С музыкальным мышлением тесно связано музыкальное воображение .

Общая психология рассматривает во ображение и фантазию как психическую деятельность, состоящую в «создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности».

Что касается музыкального воображения, то оно имеет специфическую особенность , связанную с музыкальными образами, их абстрактностью.

Музыкальное воображение можно определить как способность психики соотносить музыкальные образы с внемузыкальными картинами, состояниями и представлениями или с другими музыкальными произведениями.

Это не значит, что, каждый музыкальный образ переводится на вербальный язык, сравнивается с чем-то из реальной жизни. Но, благодаря музыкальному воображению, эти образы можно вербализовать, что помогает постичь их смысл, близость внутренней сути чело-века - его эмоциям, мыслям, представлениям и т. д.

Импульсом для развития музыкального воображения являются, с одной стороны, музыкальные представления , источником которых является память . С другой стороны, воображение стимулируют музыкальные и немузыкальные ассоциации , а главное - разносторонний опыт: жизненный, литературный, художественный.

Тренировка воображения содействует активизации и музыкальной памяти , и слуховых представлений .

Музыкальное воображение классифицируется на два основных вида:

1) на рождающее чисто музыкальные ассоциации.

2) на вызывающее внемузыкальные представления.

Примерами музыкального воображения первого типа могут служить реакции на любые звукоподражания в музыке (на зов кукушки в пьесе «Кукушка» Дакена или на жужжание прялки в песне Шуберта «Маргарита за прялкой»).

Музыкальное воображение второго типа проявляется, прежде всего, при восприятии полистилистических приёмов. Здесь особенно важна роль музыкального опыта .

В частности, начало финала Сонаты для альта и фортепиано Шостаковича вызывает яркие аллюзии с «Лунной» сонатой (№ 14) Бетховена. Но для человека не знакомого с этой Сонатой, вступительные такты произведения Шостаковича не будут иметь столь значительного и многомерного смысла. Во многом благодаря музыкальному воображению полистилистические приемы в музыке (в виде цитат, аллюзий, стилизаций и др.) несут столь активную коммуникативную функцию.

Из всех основных музыкальных способностей музыкальное воображение ближе всех соприкасается с синестезией. Эта способность является как бы подступом к синестетическим реакциям. Поэтому музыкальное воображение непосредственно связано с музыкальностью .

Развитие мышления в процессе восприятия музыки идет специфическим путем. Композитор и исполнитель при создании и исполнении произведения способны использовать информационные возможности жизненных впечатлений слушателя. Тем самым стимулируется работа воображения , так как они вызывают в воображении слушателя определенные ассоциации . Но конкретный образ при этом возникает не всегда. Появляются, по словам Е. В. Назайкинского, «смутные, комплексные ощущения, часто эмоционального характера», которые слушатель зачастую не способен литературно описать. Однако это не значит, что он не воспринял содержание. Существует, так называемое, континуальное мышление , то есть мышление доречевого уровня, его предтеча. Это - важная составляющая в развитии интеллекта, в которой наиболее интенсивно мыслительный процесс синтезируется с ощущениями и эмоционально-чувственными функциями. Именно к континуальному мышлению в большинстве случаев, как никакое другое искусство, апеллирует музыка. Поэтому так сложно, а порой и невозможно описать музыку словом, да и переведенная на вербальный язык, она все равно оставляет широкий спектр толкований.

О том, насколько важно для психики человека континуальное мышление свидетельствуют новаторские направления XX века в поэзии и живописи: футуризм, кубизм (кубофутуризм в России), супрематизм, абстракционизм и т. д. Об обращении к континуальному мышлению свидетельствуют многие стихотворения Велимира Хлебникова, полотна В. В. Кандинского, К. С. Малевича, П. Н. Филонова и др.

Интеллектуализация творческого процесса началась еще в конце XIX века в искусстве художников, как бы предвосхитивших музыкальное мышление XX столетия: С. И. Танеева, М. Регера, Ч. Айвза. Следует отметить и уникальную фигуру А. Н. Скрябина, творческий процесс которого к XX веку обрел ярко выраженные рационалистические черты с включением математических расчетов, особенно при работе над «Прометеем».

Возросшая роль рацио проявляется в активной эволюции полифонических жанров и приемов, в появлении неоклассицизма, аспекты которого есть в творчестве столь разных художников, как Стравинский и Хиндемит, Прокофьев и Пуленк.

Рацио лежит в основе додекафонии, серийности, сериальности, пуантилизма, минимализ-ма, сонористики и т. д.

Во второй половине столетия появляются индивидуальные, математически организованные методы письма, как, например, стохастическая система Я. Ксенакиса, где использованы теория вероятности, цепи Маркова, Булевы алгебры.

Инженерное конструирование напоминает процесс создания электронной и конкретной музыки Э. Вареза, П. Анри, П. Шеффера и др.

Интеллектуальны по своей природе эклектика и полистилистика.

С приматом интеллектуального связан возросший в последние десятилетия интерес к монограммам, аллюзиям, интонационным намекам, цитатам и т. д.

Видимо, в целом, в Новейшее время доминирует рационалистическое художественное мышление (Б. Мейлах). Об этом свидетельствует скрупулезная распланированность многими композиторами своего творческого процесса, например, Прокофьевым, Стравинским.

Однако в XX веке и во второй его половине можно отметить и творческий процесс с преобладанием интуитивного начала . Он, как правило, характерен для композиторов, работающих в мажорно-минорной ладотональной системе.

В частности, исключительно высок был удельный вес у Шостаковича: «Я сочиняю музыку, как она мне слышится, как я ее чувствую». Нередко художникам подобного психического склада трудно объяснить выбор того или иного средства выразительности, как, например, Б. А. Чайковскому: «Так было надо. Сознательного стремления к этому нет. Все связано с образом, с творческой потребностью».

Встречается творческий процесс, где в единстве сочетаются рациональное и интуитивное .

К примеру, в творческом процессе Б. И. Тищенко индивидуальный математический расчёт для вычисления вариантов в серийном развитии модификационной формы, в частности в Сонате № 3 для фортепиано, контрапункт числовой и мотивной символик соседствуют с интуитивным. Поэтому здесь можно отметить и разнообразие предварительных эскизов, в том числе графиков, вербальных творческих заданий, и выстраивание музыкального материала только в воображении. 1пШШо и высокий рационализм присутствуют в творческом процессе Г. И. Уствольской. Неслучайно в одном из интервью композитор с пафосом заметила: «Мою музыку не анализируют. Она написана кровью».

Видимо, дефицитом интуитивного начала обусловлено появление композиторских методов, основанных на случайности: алеаторики, сонорности без звуковысотности, разнообразных приемов импровизации. Они встречаются в творчестве К. Пендерецкого, П. Булеза, Р. Щедрина и др. Музыкальное произведение существует в 3 видах: записанных композитором нот, живом звучании, создаваемом исполнителем, взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя.

Во всех этих видах деятельности обязательно присутствуют образы воображения.

Создавая музыкальное произведение композитор оперирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, наиболее подходящие к передаче чувств и мыслей.

Исполнитель в передаче музыкального образа основывается на технических способностях, но то, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает целостный музыкальный образ зависит успех исполнения произведения.

Слушатель сможет понять замысел композитора и исполнение, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызвать жизненные ассоциации, отвечающие духу музыкального произведения.

Часто человек с более богатым жизненным опытом не имеющий музыкального опыта откликается на музыку более глубоко, нежели человек с музыкальной подготовкой, но меньшим жизненным опытом.

Музыкальное воображение тесно связано с жизненным опытом.

Одно и тоже жизненное содержание может воплощаться композиторами по-разному. При этом люди печалятся и радуются одинаково на всех континентах и во все времена. Но выражение этих чувств в музыке согласуется с принципами исторического развития. Поэтому печаль и радость в музыке разных композиторов звучит по-разному.

Особенности восприятия музыки обусловлены работой воображения, которое не может быть одинаковым у людей. В связи с чем, по-разному воспринимается одно и тоже произведение разными людьми.

Деятельность музыкального воображения тесно связана с музыкально-слуховыми представлениями , т.е. умением слышать музыку без реального ее звучания.

При этом в работе воображения помимо внутреннего слуха огромную роль играют зрительные образы . Нейгауз давал понятийный смысл произведений через описание зрительных картин в его воображении.

Известно, что программные произведения воспринимаются легче, поскольку автор намечает путь, по которому будет двигаться воображение слушателя.

Для людей, одарённых творческим воображением, любая музыка одновременно и программна и не нуждается в программе, т.к. высказывает на своем языке все содержание.

Существует деление людей на 2 типа в зависимости от того, на какую сигнальную систему опирается в своей деятельности человек:

- художественный тип – с опорой на 1 сигнальную систему, которая оперирует конкретными представлениями с опорой на чувства, такие люди не требуют слов, интуитивно понимая смысл музыкального произведения;

- мыслительный тип – с опорой на 2 сигнальную систему, регулирующую поведение при помощи слов, для которых в понимании смысла музыкального произведения требуются сравнения, метафоры, ассоциации, активизирующие воображение и вызывающие эмоциональные переживания, схожие строю музыкального произведения.

Психологический механизм перевоплощения – главный в восприятии и постижении произведения, где высшей точкой является – пиковое переживание или пиковый опыт, для которого необходимы развитие нервно-психической организации, опыт и развитое воображение.

Искусство и фантазия

  1. Реальность и фантазия в жизни человека.
  2. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере «Вальса-фантазии» М. Глинки).

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. «Вальс-фантазия». Фрагмент (слушание);
  2. М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по желанию учителя).
  3. Г. Струве, стихи К. Ибряева. «Школьный корабль» (пение);
  4. А. Рыбников, стихи И. Кохановского. «Ты мне веришь?» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
  2. Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства.
  3. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений.

В человеческой жизни есть как бы два плана, два течения. Один составляют внешние события. Например, мы знаем, в каком доме живёт человек, как он одевается, какие у него привычки и т. д.

Другой составляет сокровенные мысли, глубинные переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нём сосредоточено главное содержание человеческой жизни. Ведь сказал же Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Конечно, просто глядя на человека, трудно узнать его склонности, вкусы, привязанности. Однако его внутренний мир нередко проявляет себя внешне: во взгляде, улыбке, интонациях голоса.

Мы говорим: «этот человек духовно богат», когда его слова и поступки убеждают нас в существовании особого внутреннего мира, окрашивающего внешние проявления искренностью и глубиной. Точно так же мы отмечаем чью-то пустоту и духовное оскудение, когда видим, что человек живёт исключительно материальными, практическими интересами.

Музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей. В них тоже могут быть своя глубина и характер: порой сложный, порой легкомысленный. Поэтому разные люди любят разную музыку: одни слушают Моцарта и Брамса , другие довольствуются нехитрыми песенками. Ведь музыка бывает разной.

Послушайте, например, музыку М. Глинки .

В «Вальсе-фантазии» мастерски сочетаются два начала, выраженные в названии произведения.

С одной стороны, это вальс – плавный, кружащийся танец с трёхдольным ритмом. Известно, что вальсы могут быть разными – весёлыми и торжественными, грустными и трепетными.

С другой стороны, в этом произведении Глинка воплощает нежное, полётное вращение, уносящее наше воображение в прекрасный мир фантазии.

Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Глинка серьёзно увлёкся ею.

Слушание: М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» (по желанию учителя).

Екатерине он посвятил романс, написанный на пушкинские стихи, посвящённые её матери, и тогда же стал работать над фортепианным «Вальсом-фантазией» - своего рода поэмой вальса, вдохновлённым образом Екатерины Ермолаевны, словно рисующим её в обстановке бала.

Любовь Глинки была взаимной, однако роман скоро кончился: оба были несвободны, к тому же Екатерина Ермолаевна скоро уехала по совету врачей на Кавказ. В 1842 году Керн вернулась в Петербург, но встреча её с Глинкой уже не имела для него прежнего значения. Вскоре он через общую знакомую вернул ей её письма, а затем без сожалений уехал за границу.

Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъёмом творческой деятельности Глинки. «Вальс-фантазия» - одна из вершин этого периода, настоящая жемчужина русской музыкальной классики.

В музыке «Вальса-фантазии» отразилась вся поэзия этого чувства, принёсшего Глинке много и радостных, и горьких переживаний.

В «Вальсе-фантазии» Глинка обращается к жанру танцевальной музыки, который был наиболее популярен в то время. Однако из небольшой пьесы прикладного назначения композитор делает развёрнутую симфоническую поэму, вобравшую в себя богатейшую гамму человеческих чувств. Это произведение Глинки явилось тем зерном, из которого в будущем вырастет русская лирико-психологическая симфоническая музыка.

Первое впечатление от знакомства с «Вальсом-фантазией» - чувство удивительного очарования, изысканности и нежности. Основная тема вальса проникнута задумчиво-печальным настроением. С ней чередуются мотивы, передающие другие оттенки чувства - то элегически-грустные, то драматически-взволнованные, то пленительно изящные.

Так дивно недопеть,
Недотянуть смычка,
Иль недокрасить кистью, засыпая,
Лишь гений смог уметь,
И вальсом в облака,
Волшебные мелодии взлетают...

Н. Губин

Слушание: М. Глинка. «Вальс-фантазия».

Искусство будит фантазию, навевает образы дальних стран, в которых, может быть, человеку никогда не суждено побывать, рассказывает о событиях и героях, с которыми ему никогда не встретиться, оно даёт опыт, который сам он никогда бы не приобрёл. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времён, наделявшие фантазию волшебными крыльями, уносящими человека в царство невиданных чудес.

Реальность и фантазия – эти два мира сосуществуют постоянно, рождая не только поэтов и музыкантов, но и людей других романтических профессий – лётчиков, геологов, путешественников.

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль – и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Эти строки из стихотворения французского поэта Ш. Бодлера «Плаванье».

Обратите внимание: «встреча безмерности мечты с предельностью морей» обозначает такие горизонты человеческой меты, в сравнении с которыми даже моря – эти извечные символы необозримого пространства – кажутся предельными, узкими и тесными.

Что же такое фантазия?

Почему иногда её называют высшей реальностью, душой всего существующего?

Вероятно, это происходит оттого, что без фантазии невозможно ничего создать: от самой простой вещи до произведения искусства.

Многие поэты, художники и композиторы – люди, живущие в мире своих фантазий, – вызывали удивление тем, что ничего не понимали в повседневной действительности. В то же время они потрясали всех своим знанием человека, самых сокровенных тайников его души.

«Я на 85 процентов музыкант, во мне только 15 процентов человека», - говорил Сергей Рахманинов, и в этих словах слышна вся мыслимая одержимость искусством, на которую способен большой художник.

Ведь жизнь каждого художника протекает в сложном переплетении реальности и творческого воображения, переплетении, рождающем совершенно новый, особенный мир его произведений. И, как ни удивительно, эти произведения учат нас глубже понимать именно живую жизнь.

Вопросы и задания:

  1. Вспомните, известные вам произведения различных видов искусства, где одновременно сочетаются и реальность, и фантазия.
  2. Почему в стихотворении Ш. Бодлера «Плаванье» поэт сравнивает «безмерность мечты» с «предельностью морей» в пользу мечты?
  3. Подумайте, о каких «тяготах», «тоске» и «ненастье» говорил Бодлер в своём стихотворении.
  4. Почему, по-вашему, М. Глинка воплотил фантазию в жанре вальса? Может быть, для этого лучше было использовать другой жанр (например, марш)?
  5. Как вы считаете, относится Симфония № 3 И. Брамса к такой музыке, которая пробуждает фантазию? Какие образы она вызывает в вас?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Вальс-фантазия, mp3;
Глинка. Я помню чудное мгновенье (в исп. Н. Копылова), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.



 

Возможно, будет полезно почитать: