Скоропостижная смерть не бывает случайной. Как люди предчувствуют смерть: мнение ученых

СЛУЧАЙНАЯ СМЕРТЬ ИЗЛЕЧИМА

Если вдруг вы заметили, что рука ваша припухла или, наоборот, похудела, "высохла"; пропали бугорки под пальцами; пальцы сильно искривились; изменился цвет ладони - белый сменился красным, синюшным, зеленоватым, желтым; появились точки или пятна (красные, черные, синие) на пальцах, ладони или ногтях; ухудшилась структура ногтей (они стали ломкие, изменилась форма); появилась повышенная чувствительность к боли в отдельных точках ладони, пальцев; потеет ладонь, хотя вы не нервничаете, кожа на ней сделалась вдруг грубой, сухой, а вы не копались в огороде и вообще физическим трудом не занимались; ладонь вдруг покрылась сетью мелких морщин или, наоборот, разгладилась, растаяли все линии и знаки (кроме первостепенных); папиллярный рисунок на пальцах и ладони из целого вдруг превратился во фрагментарный, будто кто ножичком посек его на кусочки, - значит, тело ваше уже не в силах сдерживать развитие болезненных процессов и, пока еще вежливо, напоминает вам о необходимости обратиться к врачу. Знание состояний вашей руки пригодится и в том случае, когда вам предстоит сделать важный выбор, принять серьезное решение. Так считает руководитель хирологической лаборатории Владимир Финогеев. Вот его рассказ, записанный журналистом Л. Решетниковой.

В незапамятные времена наши предки заметили, что у некоторых людей на кистях рук появляются специфические кожные рисунки и что эти люди умирали - в детстве, в расцвете сил, а не в старости, - и смерть их непременно была неестественной и случайной: от травмы, стихийного бедствия, нападения животных или врагов, лихоимцев. Рисунки назвали "знаками смерти". И предсказывали по ним не только сам факт гибели, но даже в каком возрасте это произойдет.

Список "знаков смерти" довольно подробно изложен в древних и современных хирологических книгах. Всего знаков чуть больше ста, но чтобы проверить, действуют ли они, достаточно знать два десятка основных. А то, что они действуют, подтвердила опытным путем современная хирология. И вы, усвоив рисунок знаков, можете обследовать руки близких или знакомых, перенесших тяжелые операции или получивших серьезные травмы. В 90 из 100 случаев на руках этих людей обнаруживаются основные знаки в той или иной совокупности.

Однако, несмотря на богатый практический материал, ни традиционная, ни современная хирология не предложили каких?либо версий конкретного механизма, скажем так, обслуживающего эти знаки. Никто не попытался объяснить, почему будущее превращается в знаки и каким образом они попадают на человеческую ладонь.

В стародавние времена в этом, скорее всего, не было нужды - знаки действовали, назначение свое выполняли независимо от того, известны или неизвестны пружины, приводящие систему в действие. А кроме того, до удобного толкования было рукой подать. Умопомрачительное разрешалось вполне умопостижимым способом. Имя Бога служило гарантией правильности теории: человеку со зловещими рисунками на руке была предназначена досрочная и противоестественная кончина. Суровость Бога отбивала охоту проверять истинность теории. Судьба - тайна за семью печатями, и лучше ее не трогать.

Но какого Бога имеют в виду те, кто и сегодня напрямую связывает с ним "знаки смерти"? Они не заметили, что время течет и сам Господь радикально переменился. Из строгого, жесткого, карающего, насилием утверждающего нравственные правила он превратился во Всеблагого, Всемилостивого Отца, исцеляющего любовью. С Христом все очистилось, задышало по-новому. Разве после этого знаки не должны были исчезнуть?

Но метки продолжают появляться. И люди продолжают погибать.

Кроме того, объяснение их смерти промыслом Божьим неизбежно поднимает этические проблемы. Если прерванная жизнь от Бога, то зачем это? Для наказания грешников? Но тогда случайная смерть настигала бы одних негодяев, злодеев. Увы! Жертвами становятся люди, в которых не находили ни греха, ни вины.

Светлые души живут в муках, нужде и кончают трагически, негодяи здравствуют в холе и отходят с миром. Неравное распределение благ начинается до рождения. Кто их делит? Внешность, таланты, ум, характер, жизненные условия задаются изначально. И неодинаково. Нас учат: можно спастись из любого положения. Что есть миг жизни по сравнению с Вечностью? А если миг несправедлив? Тогда справедлива ли Вечность?

Но если все предопределено, задано изначально, человеком просто манипулируют, как же тогда с призывами покаяться, стать чище, лучше? Вот–вот, при таком обороте сам Господь нуждался в защите. И чтобы спасти Бога, философы отделили от него человека, вернули человеку свободу. Но если человек свободен, его случайная смерть просто обязана быть по–настоящему случайной. А знаки на руке появляются ДО трагического события и говорят: случай организован!

Два закона остроумно снимают проблему неравенства по рождению и примиряют справедливость со свободой:

а) закон кармы - закон причинно–следственной связи. Если образно - закон возмездия;

б) закон перевоплощения - то есть человек рождается и умирает несколько раз.

По закону кармы блага распределяются по заслугам, а закон перевоплощения делает справедливость длиннее одной жизни - грехи в предыдущей наказываются в последующей.

Человек свободен творить причины. Право и возможность создавать причину и некоторый интервал между причиной и следствием составляют пространство свободы. С наступлением фазы следствия свобода заканчивается. Следствие есть ответственность, предопределенность. Предопределенность есть справедливость, то есть справедливость предопределена. И не Богом, а самим человеком.

Эти замечательные сведения дают нам индийские хирологические школы. Однако если мы поинтересуемся, как же конкретно действуют "знаки смерти", все провалится в карму. Как функционирует карма, узнать нельзя. Любые попытки расстроят мышление, предостерегают специалисты.

И все?таки давайте поразмышляем. Предыдущая жизнь. Долги, которые надо платить. Но человек не помнит того, что было. Так не в том ли значение знаков, что они напоминают о долгах? Только если это приговор, что толку напоминать! Смысл есть, если знаки - предупреждение, если ими можно пользоваться. Тогда знак - милость, ибо он - выбор. Помощь.

Почему же так долго их считали приговором? И что теперь изменилось?

Во–первых, неизмеримо вырос уровень науки. Еще лет двести–сто назад появление кожных симптомов осложненной формы аппендицита принимали за "знаки смерти" и приговор прорицателя был суровым. Сейчас люди с такими симптомами не умирают: хирург вмешивается и переписывает их судьбу.

Во–вторых, на мой взгляд, интеллектуальный уровень развития общества сейчас таков, что можно, вмешавшись в судьбу, попытаться отдалить угрозу случайной смерти.

Невероятно? Абсурд? Шарлатанство? Нет, реальность.

Опыт (и мой личный, как исследователя) показывает, что у людей, хронически попадающих в травматические ситуации и получающих серьезные повреждения, на коже кистей рук обнаруживаются особые знаки, которых нет у людей нормальных, то есть редко попадающих в экстремальные ситуации и получающих незначительные повреждения, во всяком случае со стопроцентной восстанавливаемостью.

Исследования, которые я проводил в Центре лечения травм спинного мозга, беседы с родственниками пациентов, изучение причин катастроф позволили сделать вывод: "знаки смерти" есть выражение расстройства неких систем, обеспечивающих безопасность организма и выживаемость во внешней среде. Этим системам я дал название "центр самосохранения".

Гипотезу о его существовании представляю так: а) человеческий организм располагает эффективной превентивно–консультативной системой самосохранения; б) система подвержена дисфункциям, влекущим травму или смерть организма от внешнего воздействия.

Случайная смерть - это болезнь.

Предполагаю, что система включает:

1) органы восприятия, отвечающие за сбор информации и пути ее проведения;

2) анализатор, обрабатывающий информацию и организующий спасательные мероприятия; центр анализатора расположен, по всей видимости, в головном мозге.

Маловероятно, что все органы восприятия или все пути передачи возбуждений могут выйти из строя. Очевидно, не существует и каких?то специфических каналов, улавливающих исключительно враждебные сведения. Ухо, к примеру, слышит и пение соловья, и свист рухнувшего лифта. Нарушения, скорее всего, происходят в анализаторе, который по какой?то причине не реагирует на опасные данные или принимает неверные решения.

Мы знаем, что органы восприятия подразделяются на сенсорные и экстрасенсорные. Значит, анализатор должен либо иметь два отдела, либо переключаться с одного канала на другой.

Пять органов чувств поставляют в мозг информацию, которая анализируется на сенсорном - сознательном - уровне. Например, человек переходит улицу. При этом ему надо выполнить ряд правил. Посмотреть по сторонам, определить скорость движения автомобиля - и только тогда принять решение: двигаться сейчас или переждать, пропустить машину. Информация о внешней среде в основном обеспечивается зрительным каналом (на 70-90%), ее дополняют прочие органы чувств - слух, осязание, обоняние. Характер принимаемых решений, их быстрота зависят от темперамента, от уровня образования, от физических, психологических данных. Словом, это очень сложный процесс.

Сознательная ветвь системы охраны обеспечивает безопасность в непосредственно прилегающем пространстве. Она обладает консультативным действием. Выражается это в том, что окончательное решение остается за сознанием. Человек видит, слышит, обоняет, осязает опасность, но уклониться от нее или броситься ей навстречу - решает разум.

Малый радиус действия сознательной ветви системы охраны сопряжен с тем, что сенсорная информация легко экранируется. Преступник, укрывшийся в засаде, надежно спрятался от пяти органов чувств приближающейся жертвы. Сознательная ветвь не представляет, что творится за ближайшим углом, если оттуда не доносится звуков, запахов.

Но подобно тому, как существует система органов сенсорного восприятия, должна существовать система для восприятия экстрасенсорного. Подсознательная ветвь самосохранения - это система дальнего обнаружения опасности, по всей видимости не имеющая границ. Информация считывается с любого расстояния, независимо от того, есть преграды между ее источником и индивидуумом или их нет.

Каждый орган работает со своим материалом, со своей средой. Здесь идет работа с излучениями и полями - гравитационными, магнитными, торсионными.

Йога донесла до нас знание о чакрах - энергетических центрах. Оказывается, они не только участвуют в регуляторных функциях энергообменов, но и служат приемниками информации. Они задействованы в подсознательном обзоре пространства.

Наука установила, что живые организмы излучают. В состоянии покоя зарегистрированы одни параметры, в состоянии возбуждения - другие. Вор, насильник, убийца исчерпывающе информирует все этажи пространства о своих намерениях. И тайное становится явным. Скрытое для сознания открыто подсознанию.

Таким образом, центр самосохранения имеет возможность вычислить неблагоприятное событие, точное время падения потолка или авиакатастрофы.

При нормальной подсознательной функции охраны человек никогда не попадает в гибельные места, не вовлекается в ситуации, с которыми сознание не смогло бы справиться своими силами.

Нарушение функций центра самосохранения приводит к потере сознательного и подсознательного внимания; информация об опасности не анализируется или анализируется неправильно. Решения становятся ошибочными или не принимаются вовсе. Опасность выходит из?под контроля. Если ничего не предпринять - смерть неотвратима.

Известно, что в организме существуют четыре канала связей: механические (соединительные ткани, связки, мягкий скелет) - самый медленный способ распространения информации; гуморальные (жидкостные - кровь, лимфа, гормоны); нервные связи и, наконец, резонансно–полевые - самый быстрый вид внутренней связи: скорость распространения информации 300 тысяч километров в секунду.

Рассмотрим такой случай. Человек утром вышел из дома, а вечером не вернулся: его сбила машина. Механический контакт - самый медленный вид информации, столкновение двух тел на улице - самый последний вид связи. Значит, между человеком, вышедшим из дома, и водителем автомобиля могла установиться некая резонансно–полевая связь и, если у этого человека нарушена система самосохранения (то есть он болен), связь эта такова, что система самосохранения не смогла ее разрушить. В результате оба - водитель и пешеход - оказались неким единым организмом, возник как бы третий интеллект, который и вел их навстречу друг другу.

Вспоминается такая история.

Человек уходил на работу всегда в одно и то же время - в 8 часов утра. Но однажды почему?то заторопился, засуетился, выскочил из дома на полчаса раньше обычного, все шептал: пора, пора, опаздываю! И погиб. Нелепым образом. Кусок вентилятора двигателя автобуса оторвался и попал ему в голову. Неосознанная задача выполнялась вполне сознательно.

Таинственная история. Причем тайна не в том, что мозг сумел на расстоянии определить точное время разрыва вентилятора, а в том, что некий неучтенный интеллект таким изощренным способом организовал ликвидацию своего "хозяина". Можно предположить, что центр самосохранения не только болеет, не выполняя функцию охраны, но и в отдельных случаях подталкивает человека к гибели.

Загадка! И разгадать ее, не преступая метафизическую черту, едва ли возможно.

Но мы не вмешиваемся в тайну смерти, наша задача лишь отдалить ее приход, мы постигаем чисто анатомический, физиологический механизм защиты, чтобы усилить эффективность этого механизма.

У меня есть идея, которую очень хотелось бы проверить на практике. Подвергнуть тестированию (по разработанной мной программе) ребят, которых направляют в районы боевых действий. Чтобы определить, у кого есть нарушения систем защиты и кто может погибнуть в первую очередь, и не допустить их гибели. Ведь тех, у кого механизм самосохранения работает хорошо, практически невозможно уничтожить.

Тестирование выявит нарушения. И мы попытаемся помочь выработать стереотип безопасного поведения. Методы воздействия зависят от индивидуальной дерматоглифической картины на кистях рук, но есть и общие рекомендации.

Любой человек в силах вести себя так, чтобы создавать наименьшую опасность для себя и окружающих.

Как пользоваться циркулярной пилой, как водить машину, переходить улицу, с кем и когда ходить, чего и сколько есть и пить, сколько носить с собой денег - вот примерный перечень тем, которые следует переосмыслить и обработать лицам, обнаружившим один или несколько особых знаков на своей правой руке - так как именно рука правая коррелирует с нарушениями сознательной ветви центра самосохранения.

Регулировать подсознательную ветвь гораздо труднее. Кроме не вполне выясненных психофизиологических причин расстройства центра самосохранения есть и метафизическая сторона.

Терапия подсознательной ветви подразумевает применение функций состояния. Нужно стать другим человеком. Это трудная работа для тех, кто нашел странные знаки на левой или на обеих руках.

Из книги Постепенное пробуждение автора Левин Стивен

27. Смерть тела, смерть ума Когда мы наблюдаем ум с ежемгновенным осознаванием, мы видим, как одно состояние ума возникает со своими собственными склонностями, так сказать, с собственной личностью с собственным настроением, со своими ассоциациями мыслей; и мы видим, как оно

Из книги Магия нового порядка автора ОММ

Смерть Более всего на свете люди бояться неизвестного. Смерть – это самое неизвестное, что есть в человеческом понимание о неизвестном вообще.Оттуда никто не возвращался и интервью по телевизору не давал. Те немногочисленные источники, которые описывают «жизнь после

Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли

Смерть Вопрос: Дорогой Крайон, я уже некоторое время размышляю вот о чем. Прежде чем мы приходим в этот мир, решаем ли мы, как и когда нам умирать? Поэтому ли одни люди живут долгую и здоровую жизнь, а другие умирают от болезни или несчастного случая в раннем возрасте? Есть ли

Из книги Пророчества майя: 2012 автора Попов Александр

…и Смерть Смерть отнюдь не означала автоматического перехода в лучший мир, по ту сторону жизни было множество адов и раев, и майя не знал, где он именно окажется. Лишения или праведная жизнь не давали никакой надежды на хорошее обустройство на том свете. Крестьянин там

Из книги Эзотерическое подполье Британии автора Кинан Дэвид

Из книги Волки и волчицы автора Ветер Андрей

Смерть Стоя на арене Большого цирка, Гай смотрел на свою мать. Её окружали хорошо знакомые Гаю патриции, облачённые в расшитые золотом тоги. Антония, переговариваясь о чём-то с напомаженным Луцием Прокулом, изредка поглядывала на толпившихся внизу преступников, которых

Из книги Материалы Алого Круга - Серия «e2012» автора Хоппе Джефри

Смерть АДАМУС: Итак, давайте измерим. Давайте измерим... Сначала позвольте мне поговорить о смерти. Я смеюсь над смертью - ха-ха. И сегодня я затронул смерть… Кстати, если кто-либо из вас думает, что я прыгаю с одной темы на другую, без какой-либо логической

Из книги Просветление – не то, что ты думаешь автора Цзы Рам

Смерть В: Когда этот человеческий организм умрет, что с ним станет? Он снова будет поглощен Тем-Что-Есть?Уэйн: Этот организм никогда не выходил из Того-Что-Есть. Вы не можете быть снова поглощены чем-то, от чего вы никогда не были отделены. На самом деле происходит следующее:

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

I. Смерть [Сущность смерти] Смерть является необходимым распадом несовершенных комбинаций (К.Х. – 1-го, 2-го, 3-го, 4-го, 5-го принципов). Это – обратное поглощение грубого силуэта индивидуальной (К.Х. – Личность и личное Эго) жизни в великий труд вселенской жизни; только

Из книги Таро просто и понятно автора Льюис Энтони

Смерть: 13 Жнец, La Mort, La MuerteВ правильном положении: Значительные перемены. Начало чего-то нового. Эмоциональный рост и преображение.Ключевые слова и фразы: Необходимость кардинальных перемен. Освобождение. Расцвет новой эры. Прошлое позади. Завершение одного жизненного

Из книги Другие женщины: эволюция женского начала. автора Левецкая Ольга

13. Смерть. 13.1 Отношения мужчины и женщины со Смертью также различны в своей основе. Точно также, как и то немногое, о чем мы говорили выше, Смерть предстает по–разному в мужском и женском мире.13.2 Повторю в очередной раз, что не знаю с достоверностью, как мужское существо

Из книги Татуаж Таро. Магия человеческого символа автора Невский Дмитрий

13 Смерть Всегда есть кто-то, кто готов прервать ваш путь. И единственное, почему вы продолжаете свой путь, – то, что ваши пути пока расходятся.Смысловая нагрузка символа-образа картыСтаруха с косой в руках – классический символ Смерти, знаменующий, что прошлое закончило

Из книги Теория сознательной гармонии автора Коллин Родни

Смерть 29 февраля 1948 годаКак бы люди не обманывали себя, смерть – это центральная точка. Иногда удается передать то ощущение, которое я испытывал, присутствуя при сознательной смерти Успенского. Как это навсегда освобождает от страха смерти и дает возможность понять

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

Смерть Жизнь и смерть всегда ходят рядом. Поэтому неудивительно, что смерть всегда близ нас и она ждет нас. Хотя иные и говорят: кому смерть подружка, того она не тронет. Тем не менее наша смерть все равно неизбежна, и она подарок тому, кто нам подарил жизнь…Посидите

Из книги Практика астральной проекции автора Кемпер Эмиль

Из книги Ты сам творишь свою судьбу. За гранью реальности автора Мелик Лора

Смерть и зло «Выхода нет для тебя; твою смерть объясню преступленьем; Ложный свидетель вины, сам я тебя ж обвиню». <…> Что ж, победитель, ты рад? От победы ты этой погибнешь! Ночь эта стоит тебе царства потери всего. Овидий В первых записях раввинов сатана был ангелом

В «Историческом вестнике» за 1888 год была опубликована статья Л.Н. Павлищева «Из семейной хроники». В ней автор приводит воспоминания своей матери Ольги Сергеевны, сестры Пушкина. Она была на полтора года старше Александра. Ею владела довольно редкая для девушек того времени страсть к познанию таинственного, она изучала метафизику, спиритизм, занималась хиромантией. Павлищев описывает одно событие из ее жизни, связанное с этим последним увлечением: «Однажды Александр Сергеевич после выпуска из лицея убедительно стал просить ее посмотреть его руку. Ольга Сергеевна долго не соглашалась, но, уступив наконец просьбе брата, взяла его руку, долго на нее глядела и, заливаясь слезами, сказала ему, целуя эту руку: — Зачем, Александр, принуждаешь сказать тебе, что боюсь за тебя? Грозит тебе насильственная смерть и еще не в пожилые годы».

Предсказание неизбежно выламывает, вырывает человека из мира привычного, ясного и понятного. И чем оно трагичнее, тем отчетливее человек ощутит, хотя бы и мгновенно, соприкосновение со страшной, невидимой и неумолимой силой. В этот, миг приходят в голову вопросы Даниила Хармса: «Кто я? Откуда я? Зачем я? Куда я?».

Настоящее упирается в тайну будущего. Но тайна будущего не в том, что оно неизвестно, а в том, что о нем можно узнать. Здравый смысл не допускает, что будущее существует одномоментно с настоящим. Ведь будущее добывается усилиями настоящего, цена которых подчас бывает колоссальна.

Остались отпечатки ладоней Маты Хаари, ее смерть была предсказана за 11 лет до казни. Ладони военного министра, который утонул вместе с кораблем, предрекли год и тип его кончины за 22 года до этого. Офицеру, погибшему в бою, это было предсказано за 7 лет до развязки. Остались отпечатки кистей рук врача, участвовавшего в демонстрации и убитого случайной пулей: отпечатки рук преступников, казненных на электрическом стуле, и людей, ставших жертвами преступников, а также погибших в авто и авиакатастрофах. Отпечатки сделаны задолго до смерти. Сведения об исходе на руке уже были. Рука — очевидец будущего, дающий показания о произошедшем? В тот момент, когда Ольга Сергеевна изучала руки Пушкина, он уже был убит на дуэли. На руке, разумеется.

И еще одна тайна. Спросите хироманта, какие предсказания относятся к самым надежным, т.е. имеющим наибольшую вероятность воплотиться. Ответ будет поразителен. Самые надежные — предсказания случайной смерти! Их исполняемость приближается к 100 процентам. Более того, профессионал признается, что это и самый легкий вид пророчества, требующий лишь особого знания, но не особых аналитических усилий. Гораздо труднее предрекать богатство, славу, успех замысла, карьерные перемещения, семейные перипетии — то, что в большей степени зависит от характера человека, его способностей и личных качеств, что является их развитием и, по сути, закономерно. Установление закономерности требует от хироманта иногда нескольких часов работы, тогда как на определение случайности обычно уходит несколько минут. Падение на голову кирпича, нож в подворотне, авиакатастрофа — случайности каким-то образом найдены, выхвачены и изображены на руке.

Истинное прошлое нельзя переделать. Оно окончательно. Тут кроется источник для оптимизма. Ведь это значит, что «будущее-прошлое» обратимо. Выглядит логично. Но эту логику в который уж раз взламывают предсказания: будущее неумолимо. Александр Сергеевич не сумел превозмочь насильственную смерть. Эдип, которому было предречено убить отца и женится на матери, старался, да не ушел от предначертаного. Отец Александра Македонского Филипп, царь, обладавший немалым могуществом, оказался бессильным побороть приговор оракула Аполлона. Императору Домициану был указан и день и час смерти. Он делал все возможное и все-таки уложился в предписание минута в минуту. Кейро сказал Мате Хари, что ее ждет насильственная смерть, и она угодила в ее объятия. Майор Логан, которому Кейро определил смерть от удара в голову, заявил, что «побьет» предсказание. Он продал лошадей, собрался вести тихую, размеренную жизнь. Но разразилась войн?.. Пуля попала ему в голову. Фабриканту предсказали, что сын его будет убит. Тот нанял телохранителя. Телохранитель и лишил его жизни. Как-то одна женщина рассказала мне, что однажды утром она проснулась с ощущением, что ее сегодня изнасилуют. В тот день ее пригласили на день рождения подруги. Она подумала, что это произойдет либо именно там, либо по дороге домой, и решила никуда не ходить. Ее изнасиловали дома и в тот час, когда она должна была находиться в гостях.

Выходит, что «будущее, которое произошло», было на самом деле и, чтобы стать истинным прошлым, ему нужен лишь штамп настоящего. Настоящее только регистратор. Значит, будущее предопределено? Если так, то кто его предопределил? Ответ, на первый взгляд, ясен — Бог. Но Бог не предопределяет удел человека, хотя бы потому, что, отняв свободу, Ему пришлось бы забрать и ответственность. Тогда человек был бы неподсуден, а Бог проявил бы себя никудышним руководителем. Тогда и призыв Христа измениться и начать новую жизнь был бы лицемерным.

Присутствие даже элемента свободы делает будущее неопределенным. И оккультисты, в чье ведение входит хиромантия, тоже утверждают, что в каждой точке бытия человек обладает свободой выбора. Будущее становится подвижным, формируемым, зависимым от настоящего. Предсказания же твердят о жестокости, неизменности, определенности будущего. Но в предсказаниях не хватает маленькой детали, нюанса — что именно и когда произойдет. Предсказание перестает быть самим собой и превращается в предупреждение. Накануне отплытия «Титаника» было немало предсказаний о катастрофе. Одни не поверили и исчезли в пучине. Другие вняли и остались живы. Конкретность дала возможность выбора. Ольга Сергеевна не сказала Пушкину, что будет дуэль. Кейро не открыл Мате Хари, что ее расстреляют. Военный министр не знал, что утонет вместе с крейсером «Хэмпшир». Царю Филиппу предсказали смерть от колесницы, но не колесница стала причиной его гибели, его убил Павзаний кинжалом, на рукоятке которого была вырезана колесница. Домициану предсказали день и час смерти. Но этим воспользовались заговорщики, дабы осветить свой план «волей богов».

Дело, конечно, не в том, что точность предсказания спасла бы жизнь этих людей. Смысл в другом — неточность, неопределенность предсказании — еще одно доказательство отсутствия предопределенности будущего. Однако почему те, у кого на руках «написано», гибнут, а те, у кого «не написано», доживают до глубокой старости?

Ответ дает сама хирология. Она опытным путем открывает удивительно логичный, хотя, на первый взгляд, парадоксальный механизм трагических случайностей.

Хирология утверждает, что случайная смерть — это болезнь центра самосохранения. Тело человека снабжено фантастической, в принципе неуязвимой системой охраны. Несколько шутливая мысль — человек обошелся Богу так дорого, что Он приставил к человеку ангела-хранителя, дабы уберечь ценность, — содержит и долю правды.

Центр самосохранения включает в себя две системы защиты — сознательную и подсознательную. Первая базируется на осознанном анализе информации, представляющей опасность для жизни. Эта информация поставляется пятью органами чувств. Выражаясь военным языком, это система ближнего обнаружения опасности, поскольку информация снимается в основном с поверхности объектов. Но именно с поэтому любой объект между источником и приемником блокирует ее распространение. Образно говоря, эта система охраны простирается до ближайшего угла.

Но у человека есть и система дальнего обнаружения опасности. Не только хирология, но и квантовая механика подтверждают это. Мир устроен по корпускулярно-волновому принципу. Человек как продукт мира также реализует в себе этот принцип. Мир состоит из частиц и волн, из объектов и полей. Сознание человека «работает» с частицами и объектами, подсознание — с волнами и полями.

Благодаря волнам и полям, мы получаем изображение внутренних структур объекта. Гравитация дает свое «видение» объекта, магнитные поля — свое, электромагнитные — свое. Входя в темную комнату и включая свет, мы включаем свое фотонное зрение, ибо глаз воспринимает поток фотонов, имеющих волновые функции. Предметы в комнате искривляют реку фотонов соответственно их внешней форме, а искривление длины волны «рассказывает» глазу о цвете предмета. Но если мы включим инфракрасное, гравитационное или магнитное зрение, отпадает необходимость зажигать свет. Правда, в этом случае мы не узнаем нашу комнату. Знакомые очертания предметов, стены, потолок, пол — все растворится, растечется, исчезнет. За стенами комнаты мы увидим другие стены, и что в стенах, и что за стенами. Откроется спрятанное в ларцах, сундуках, сейфах, в недрах земли, в глубине вод. Во всей Вселенной! И люди предстанут непохожими на людей в гравитационном, магнитном, электронном исполнении, в зависимости от того, какой вид зрения мы выберем.

Чтобы включить эти виды зрения, необходимо переместить сознание в подсознательную сферу. Способов много — от творческого и религиозного экстаза до строгой методичности йоги. Еще в древности люди научились путешествовать в подсознание и наблюдать мир другими глазами. Оккультисты назвали подсознательное зрение непосредственным видением. Достичь его нелегко. В обычном состоянии человек не ощущает невидимую и неслышную работу подсознания, он не знает и не подозревает о своих способностях. Внимание сосредоточено на объектном мире. Согласно квантовой механике, нельзя наблюдать оба свойства — корпускулярное и волновое — одновременно. Внимание человека не может находиться сразу и в объектном, и в волновом мире.

Паранормальные феномены — следствие подсознательного зрения. В 11 утра 13 марта 1814 года Наполеон, говоривший с генералом Бертраном вдруг начал плакать. Ни окружающие, ни он сам не могли понять причину охватившей его грусти. Причина тем не менее была, она находилась за много километров от места беседы. Позже пришло известие о кончине бывшей супруги Наполеона Жозефине де Богарне. Она умирала в ту минуту, когда слезы текли из глаз Бонапарта.

Если паранормальные факты не кажутся убедительными, то научные открытия ставят последнюю точку над і. Ферменты клеточной мембраны способны захватывать и переносить электроны. Структура ДНК устроена таким образом, что она улавливает, задерживает и хранит свет. Клетка реагирует на слабые магнитные и электрические поля, она проводит и генерирует электромагнитные импульсы. Клетка вырабатывает физические поля сложной конфигурации, которые проецируют над ней ее внутреннюю структуру. Между живыми организмами происходят информационные обмены. Средством доставки информации служат волны и поля.

Проводя измерения, ученые установили, что динамика полей, излучаемых клеткой, меняется в зависимости от ее состояния. Возбуждение или торможение клетки определяет интенсивность и геометрию полей. Очевидно, что биополя, создаваемые человеком, являются отражением его внутреннего состояния. Они суть пространственное продолжение человека. Человек искривляет пространство соответственно своей индивидуальности, мыслям и чувствам. Радость, любовь, восторг, раздражение, гнев — все представлено в пространстве полевым рисунком, все бежит впереди человека, оповещая округу о приближающемся источнике. Подсознательное зрение и слух, т.е. экстрасенсорное восприятие, читают по волновым картинам. Центр самосохранения отбирает опасные излучения, определяет расстояние до агрессивного источника, вычисляет, стимулирует спасительные действия. Подсознание видит убийцу за углом, поскольку его намерения выделяются из тела смертельными волновыми вихрями. Человек со здоровым центром самосохранения не попадет в это место. Как не встанет под готовым упасть балконом, так как трещины, деформации уже опасно искривили пространство. Человек с больным центром идет и погибает. Нездоровый центр не в состоянии верно оценивать опасные излучения. Подсознательно восприятие работает, информационный поток не прерван, но он не анализируется или анализируется неправильно. Не потому ли человека терзают предчувствия беды, но что это, где и когда ждет — неизвестно, так как, несмотря на экстрасенсорный прием опасности, центр самосохранения молчит. Дисфункции центра — как расстройства зрения. Глаз видит надпись, но не может разобрать ее.

Всякая внутренняя болезнь проявляется внешними симптомами. Больная печень желтит белки глаз. Аллергия зудит кожу. Расстройства центра самосохранения имеют свою симптоматику. Но самое страшное, короткое слово «смерть» углядела Ольга Сергеевна на руке Александра. На коже проступили следы коллапса системы охраны. Эти симптомы традиционная хиромантия назвала «знаком смерти». Обнаружив зловещие рисунки на руках пациента, хиромант, используя методику определения времени, устанавливает дату смерти, хотя на самом деле он отмечает время начала болезни центра самосохранения.

Выявлены и малые расстройства самосохранения. Человек получает травму, но не умирает. Число хирологических признаков коллапса центра и прочих его недомоганий перевалило за 130, учитывая только основные комбинации, покрывающие большинство случаев. Симптомы болезни — «знаки смерти» — делятся на графические и морфологические. К первым относятся рисунки — крестики, островки, звездочки, кружочки, прямоугольнички, пятна, рисунки на ногтях, особое пересечение дополнительных линии, разрывы основных ладонных линий и т.п. Морфологические знаки: уклонения ладонного рельефа — углубления, ямки, специфические возвышенности, наросты и т.д., особенности положения, направления и формы пальцев.

Итак, болезнь центра самосохранения дает возможность делать «предсказания» смерти. Закон причины и следствия не нарушается, поскольку причина внутри человека, в его сознательной и подсознательной способности охранять себя. Случайная смерть не предопределена. Просто жизнь полна опасностей, и человек с больным центром рано или поздно станет жертвой одной из них, подобно тому, как лишенный иммунитета организм погибнет от первой инфекции.

Хирологические данные позволяют осуществлять тестирование центра самосохранения. Отсутствие симптомов говорит о здоровом, нормально функционирующем центре, что обеспечивает человеку почти стопроцентную выживаемость. Такой человек свободен в выборе профессии, занятий, способов передвижения.

При показателях тяжелых недугов центра самосохранения суть диагноза будет не в том, что человек погибнет, а в том, что он болен. Хирологический опыт утверждает: шанс выздороветь есть. Экспериментальное применение специальных профилактических мероприятий дает обнадеживающие результаты. Случайную смерть можно вылечить. Кто знает, может быть, после курса лечения дуэль на Черной речке стала бы лишь незначительным эпизодом долгой и плодотворной жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Задумывались ли Вы о том, почему возникает желание распрощаться с жизнью? Можете ли найти слова для объяснения такого явления как клиническая смерть, либо причины, по которым умершие «навещают» живых людей? Можно ли получить позволение «уйти» на тот свет? Подобные вопросы можно задавать бесконечно, и наверняка они возникают у каждого из нас. Чтобы найти ответ на большинство из них, предлагаем ознакомиться с важной информацией, появившейся на семинаре, проведенном в Москве врачом-психотерапевтом Андреем Гнездиловым. Это доктор МН, а также создатель современных методик арт-терапии. На сегодняшний день А. Гнездилов является почетным доктором одного из британских университетов (Эссекский), а также является создателем первого хосписа в России. За его плечами имеется множество печатных изданий и ярких открытий.

Смерть как составляющая жизни

Общаясь с близкими и знакомыми людьми, соседями и коллегами, нам периодически приходится слышать о смерти общего знакомого. На вопрос: «Ты слышал, тот-то умер?», возникает мгновенная реакция: «Как умер?». На самом деле большое значение имеет то, как именно умирают люди. Кончина играет важную роль для человеческого самоощущения, причем она наделена не только негативным окрасом.

Если рассмотреть жизнь с философской точки зрения, то каждый отметит, что нет существования без смерти. При общении со скульпторами, а также мастерами живописи, им задали вопрос: «Вам с легкостью удается изображать самые разнообразные стороны человеческой жизни, начиная от дружбы и ярких чувств, и заканчивая красотой, но какие приемы бы вы использовали для изображения смерти?». К сожалению внятного, моментального ответа от представителей искусства получить так и не удалось.

Творец, создающий скульптуры, который увековечил блокаду Ленинграда, сказал, что подумает над этим вопросом. Незадолго до своей кончины он дал такой ответ: «Скорее всего, я бы отобразил смерть, используя образ Христа, причем это было бы не распятие, а вознесение»

Скульптор из Германии решил изобразить парящего ангела, крылья которого отбрасывали тень. Именно она отображала смерть. При попадании человека в пределы этой тени, он становится «собственностью» смерти. Еще один скульптор отобразил смерть, используя образ мальчиков, один из которых присел на каменную глыбу, склонив голову к коленям. Он целиком и полностью устремился вниз. Второй персонаж держал в ручках свирель, при этом запрокинув голову. Он словно направляется за мотивами. Объяснение скульптуры сопровождалось следующими словами: «отобразить кончину без жизни, не представляется возможным, как и наоборот».

День смерти. Случайность ли это?

Смерть человека – это природный процесс. Некоторые мастера пера изображали бессмертную жизнь, но она была ужасной и страшной. Что представляет собой бесконечная жизнь? Это, прежде всего, безостановочное повторение полученного опыта, бесконечные муки и страдания, и даже, остановка развития. Можете ли Вы представить себе ужасное состояние персоны, которая может жить вечно?

Смертью можно назвать своеобразную паузу, передышку, и даже именовать её термином «награда». Ненормальным этот этап можно назвать, если человек скончался внезапно, т.е., при наличии огромного количества сил и энергии, во время своего подъема.

Не боятся смерти, они ждут её. Общаясь со стариками можно услышать множество выражений, общий смысл которых заключается в том, что они задержались на этом свете, пора бы и покинуть его, умереть. Обращали ли Вы внимание на то, что образы смерти, отображаемые в литературных произведениях, носили не ужасающий и вполне нормативный характер, при описании кончины крестьян.

Жители деревень, утратившие способность активно физически работать, ощущали себя обузой для своих родственников. В таких случаях они отправлялись в баню, облачались в чистые наряды и укладывались под образами, прощались с родными и близким, после чего спокойно умирали. Их смерть не сопровождалась многочисленными страданиями и мучениями, которые наблюдаются, если люди начинают вести борьбу со смертью.

Практически каждый крестьянин осознавал, что жизнь мало схожа с цветком-одуванчиком, который вылез из земли, расцвел, сбросил желтый цвет и рассеялся белыми пушинками, «подхваченными» ветром. Жизнь более сложный этап, имеющий очень глубокий смысл.

Упомянутый пример, по которому расставались с жизнью крестьяне, позволив себе сделать это, не является особенностью конкретной прослойки людей. Аналогичные ситуации можно наблюдать и сейчас. Была одна ситуация, когда в поступил пациент с онкологическим недугом. Мужчина, отличающийся военной закалкой, держался превосходно, и даже шутил, мол, за моими плечами три войны, во время которых я регулярно сталкивался со смертью и дергал её за усы, но это не может продолжаться вечно, сейчас и она добралась до меня.

Специалисты лечебного учреждения оказывали всевозможную поддержку этому пациенту, но в один день он не смог найти в себе силы, чтобы встать с постели, причем больной воспринял это нормально: «Момент смерти настал, я не в состоянии подняться с постели». Врачи говорили, что это естественный процесс, метастаз, и пациенты с подобными проявлениями живут на протяжении длительного времени. Его убеждали, что обеспечат полноценный уход, окажут нужную поддержку, но он твердо стоял на своем: «Нет, я уверен, это смерть».

По истечению нескольких дней он скончался, при этом, каких-либо физиологических «знаков» для смерти не наблюдалось. Это произошло по той причине, что он желал умереть, он не хотел бороться. Другими словами, это добрая воля покинуть этот мир.

Следует позволить жизни окончиться естественной смертью, поскольку она заложена еще в период зачатия конкретного человека. Некий опыт смерти появляется у человека в период рождения, непосредственно при родах. Когда изучаешь данный вопрос, можно заметить, насколько четко выстроена жизнь. Как человек был рожден, так он и будет умирать. Появился на свет очень легко – смерть будет легкой, либо наоборот.

Дата смерти людей также не является случайной, как собственно и дата его появления на свет. Первыми на это обращают внимание статисты, которые акцентируют внимание на том факте, что у людей очень часто совпадают даты рождения с датой кончины. А случалось ли Вам наблюдать ситуации, когда дата ухода из жизни одного близкого совпадает с рождением ребенка в этой же семье? Подобная «передача» не является случайной. Более того, она не может остаться без внимания.

Несколько слов о клинической смерти

Учёные, а также мудрецы не смогли окончательно понять, что же представляет собой смерть, и какие процессы осуществляются с её наступлением. Что касательно клинической смерти, то этот этап практически остался без существенного внимания специалистов. Люди «погружаются» в кому, наблюдается остановка дыхательных процессов, а также функционирования сердца, но в какой-то момент, неожиданно для родных, и даже для самого себя, бездействующий пациент, отключившийся от жизни, приходит в себя, после чего рассказывает невероятные истории.

Сравнительно недавно этот мир покинула Н. Бехтерева, которая часто принимала участие в спорах о клинической смерти. Андрей Гнездилов делился с ней информацией, которую получал из практики, а она утверждала, что более нелепой ерунды не слышала. По её версии особенность клинической смерти напрямую связана с происходящими в мозгу изменениями. Но в один день Наталье был приведен яркий пример, поразивший её настолько, что она часто рассказывала его и использовала.

Случай этот произошел в практике А. Гнездилова, который имел 10-ти летний опыт работы в Институте онкологии. Здесь он занимал должность психотерапевта, и однажды должен был осмотреть молодую пациентку. При осуществлении хирургического вмешательства у нее наблюдалась остановка сердца, которое не могли «запустить» на протяжении длительного времени. Когда она пришла в себя, ей необходим был осмотр психотерапевта, чтобы получить уверенность в нормальном психическом состоянии, которое вполне могло измениться, в связи с продолжительным кислородным голоданием мозга.

Войдя в реанимацию, психотерапевт увидел, что пациентка только начинает приходить в чувство. На вопрос о том, можно ли с ней побеседовать, молодая женщина согласилась, попросив извинение за то, что её остановка сердца доставила множество хлопот. Она невзначай произнесла фразу: «Я видела насколько большим стрессом была эта ситуация для врачей». Психотерапевт сразу решил уточнить информацию, спросив, как ей удалось увидеть это, пребывая в глубоком наркотическом сне, а также при остановке сердца. Пациентка, не задумываясь, ответила, что готова рассказать намного больше, но она должна быть уверена в том, что её не отправят в психиатрическую лечебницу. После того как она получила обещание доктора, она поведала невероятную историю.

Погрузившись в наркотическую спячку, молодая женщина ощутила незначительный мягкий удар в зоне стоп, который вынудил что-то развернуться внутри нее. Было чувство выворачиваемого болта, словно душа вышла наружу, причем она попала в особое туманное пространство.

Присмотревшись более внимательно, женщина смогла рассмотреть, как целая группа докторов склонилась над телом. В тот момент промелькнула мысль: «Очень знакомое лицо у женщины на операционном столе». После этого наступило понимание того, что это она и есть. Буквально сразу же «прогремел» голос: «Срочно останавливайте операцию, сердце прекратило функционирование, его следует запускать».

В этот момент женщина подумала, что скончалась, и с ужасом осознала, что не простилась с любимой мамой, а также маленькой дочкой. Невероятная тревога о своих близких, сильным толчком ударила в спину, благодаря чему женщина словно покинула операционную и оказалась в собственном жилье.

Здесь она наблюдала за игрой своего пятилетнего ребенка, за действиями мамы, которая занималась шитьем, и бабушки. Внезапно послышался стук, это пришла соседка Лидия. Она принесла платьице в мелкий горошек, и попросила девочку примерять его.

Машенька моментально бросила свои игрушки, и ринулась к соседке, задев рукой скатерть. Со стола упала фарфоровая чашка вместе с ложечкой. Это старинное изделие разбилось, и девочка начала плакать, под ругань бабушки. Но соседка напомнила, что посуда разбивается только к счастью.

Все взрослые начали успокаивать маленькую девочку, а она, подняв заплаканное личико, посмотрела прямо на маму, но какой-либо реакции не появилось. Потом молодая пациентка онкологической клиники попыталась погладить своего ребенка по голове, но не испытала ощущения прикосновения. Женщина моментально направилась к зеркалу, но своего отражения в нем не увидела.

Невероятная тревога и ужас позволили пациентке вспомнить о том, что она должна быть на операционном столе, и у нее отказало сердце. Она моментально покинула жилое помещение, в считанные секунды появилась в операционной. Как только она пришла сюда, сразу же услышала фразу: «Сердце запустилось, продолжаем делать операцию, но помним, что очень важна скорость, поскольку сердце может вновь отказать».

Психотерапевт, выслушав пациентку, предложил привести родных в больницу, на что женщина согласилась. Прибыв по указанному адресу, он позвонил в дверь, и на пороге появилась бабушка, пригласившая его войти. Доктор рассказал обо всех деталях операции, после чего решил уточнить: «Подскажите, Вас не навещала соседка Лидия в 10:30?». На этот вопрос получил ошеломляющий ответ: «Да, она была здесь, Вы знакомы?». Потом врач задал вопрос о платье, которое Лидия приносила, и бабушка опять подтвердила информацию. На этом расспросы не окончились, и каждая мелочь, каждая детали подтверждались.

Данная история оказала на Бехтереву невероятное влияние. После этого она лично столкнулась с подобной ситуацией. Однажды ей пришлось потерять сразу и мужа и пасынка. Дело в том, что они решили свести счеты с жизнью. В тот момент женщина пережила невероятный стресс, и, зайдя в комнату, «наткнулась» взглядом на мужа, который что-то говорил ей.

Наталья Бехтерева замечательный специалист-психиатр, сослала такое видение на галлюцинации, и перешла в другое помещение, попросив родственницу пройти в ту комнату, где был «странный гость». Та, не задумываясь, направилась в комнату и с ужасом вскрикнула, что в ней находится муж Натальи. После этого Бехтерева выполнила просьбу мужа, и полностью убедилась в том, что подобные ситуации действительно существуют.

Наталья подчеркивала: «Сложно найти специалиста, который бы знал мозг лучше, чем я (Бехтерева занимала должность директора и-та мозга в Санкт-Петербурге). У меня появилось чувство, что передо мной выросла огромная стена, за которой звучат голоса, и я уверена, что там находится необычный чудесный мир, но я не в состоянии рассказать всем, что мне известно. Это связано с тем, что с научной точки зрения подобное обосновать невозможно, и каждый должен получить тот опыт, который есть у меня».

Однажды Андрей Гнездилов посетил умирающую пациентку, сев возле нее. Он поставил небольшую музыкальную шкатулку, из которой лились трогательные звуки, после чего специалист задал ей вопрос: «Вам не мешает музыка, может выключить?». Пациентка попросила не трогать играющую шкатулку, и вдруг она перестала дышать. Близкие умирающей в панике бросились к врачу, умоляя что-то предпринять. Гнездилов в отчаянии вколол ей адреналин, после чего женщина пришла в себя, поинтересовавшись у специалиста: «Что произошло?». Он ответил коротко: «Клиническая смерть», на что пациентка, улыбаясь, произнесла: «Нет, это была жизнь».

Как можно описать это состояние, которое наблюдается при клинической смерти, когда мозг переходит «в особый режим»? Если учесть что смерть, является смертью, которая фиксируется при наблюдении остановки дыхания, сердца, а также отключении мозга, который прекращает посылать, а также воспринимать любую информацию, то с чем её можно сравнить?

Говорит ли это о том, что мозг является лишь передатчиком, а в людях существует что-то более мощное, глубокое? В этих случаях вспоминается понятие «душа», которое практически удалено другим понятием «психика». То есть психика есть, а сама душа отсутствует.

Какую смерть Вы бы выбрали для себя?

Этот вопрос наверняка задавали многие из нас, интересуясь ответом друзей, знакомых и близких. Ответы на такой вопрос могут быть самыми различными, но каждый строит модель смерти.

Те люди, у которых наблюдается шизоидная разновидность характера (на подобии литературного героя Дон Кихота) очень странно описывали свои пожелания: «Хочу уйти из жизни так, чтобы ни один живой человек не смог увидеть моего тела».

Что касательно эпилептоидного типа личностей, то они не представляют, как можно лежать, и спокойно ждать своей кончины. Они имеют желание принимать в какой-то степени участие в процессе собственной смерти.

Циклоидная категория желала бы умирать, находясь в окружении своих близких людей. А вот психастеники, которые отличаются тревожно-мнительным поведением, очень обеспокоены своим внешним видом, который обретут сразу после кончины.

Истероидный тип людей имел желание уйти из жизни на закате, либо на восходе солнца, где- нибудь на побережье или в горах.

Андрей Гнездилов тщательно взвесил все эти пожелания, после чего ему вспомнилось высказывание одного из монахов, который обозначил, что ему совершенно не важно, что будет находиться в его окружении. Главное, чтобы смерть наступила в период молитвы, когда он будет благодарить Создателя за то, что он даровал жизнь, и позволил видеть великолепие и силу окружающего творения.

Наверняка не каждому известно интересное высказывание Гераклита Эфесского, суть которого заключается в том, что люди в смертную ночь самостоятельно зажигают свет. И не мертв человек, прикрывший глаза, он продолжает жить. Это примерное высказывание, которое имеет глубокое продолжение, и над которым можно размышлять на протяжении всей жизни.

Находясь в частом контакте с больными, А. Гнездилов, периодически просил пациентов, чтобы они сделали попытку дать хоть какую-то информацию после смерти о том, существует ли загробная жизнь или нет. Как ни странно, но ему удавалось получать ответы.

Однажды специалист обратился с упомянутой просьбой к женщине. Она скончалась, и Андрей забыл о своеобразной договоренности. Но в один день (случилось это на даче), психотерапевт проснулся от зажженного света в комнате. Подумав, что забыл погасить осветительный прибор, приподнялся, и увидел рядом с собой ту самую пациентку. Обрадовавшись, он начал говорить с ней, интересоваться здоровьем, но проснувшись окончательно, вспомнил, она мертва.

Первая мелькнувшая мысль – это все приснилось, поэтому нужно отвернуться, и сделать попытки уснуть опять. По истечению определенного времени доктор опять поднял голову, свет горел, как и прежде, а женщина сидела в той же позе и смотрела в упор на врача. Он хотел произнести слова, но не смог. Ужас буквально парализовал его. Он полностью осознал, что перед ним находится умерший человек, который впоследствии улыбнулся и произнес: «Это я, и Вы не спите».

Важную роль играет не количество прожитых дней, а качественная сторона. Что может дать качество жизни? Ответ очевиден – возможность наслаждаться существованием без боли, производить контроль над своим сознанием, находиться в окружении любящих и близких людей.

По какой причине контакт с родственниками играет большое значение? Это объясняется тем, что младшее поколение в большей степени повторяет жизненный сценарий своих родственников, а также родителей. В некоторых случаях подобные повторения максимально точные, что очень удивительно. Повторение жизненного сюжета нередко заканчивается и повторением кончины.

Во время ухода из жизни крайне важно получить благословение близких, а также благословение умирающих родителей, которое поможет детям избежать опасных ситуаций, спасти их от чего-то. Подобная идея очень часто «мелькает» в сказках. Достаточно вспомнить одну из них: умирающий отец собрал возле себя троих сыновей и попросил приходить к нему на кладбище три дня. Старшие проигнорировали его просьбу по каким-то причинам, а самый младший старательно выполнял указание, и по истечению срока умерший отец открыл ему заветную тайну.

Очень часто, умирающие люди думают, и даже сильно желают, чтобы все беды и горести, проблемы со здоровьем и другие сложности, ушли вместе с ними в могилу. Более того, мелькает мысль о готовности расплатиться по всем счетам, лишь бы семью не преследовали проблемы. Поставив подобную задачу перед собой, человек осмысленно покидает жизнь, и неважно это был аффективный уход, либо рациональный.

Является тем местом, где можно прожить качественную жизнь. Здесь не обещают легкую кончину, но гарантируют качественную жизнь. Данное место представляет собой «островок» где можно осмысленно завершить собственную жизнь, в сопровождении близких людей.

Покидая этот мир, люди не просто лишаются воздуха, который выходит словно из резинового шара. Они как будто шагают в неизвестность, разрешая себе сделать подобный шаг. Но не менее важно получить такое разрешение от своих близких людей, а также ряда других. Получить позволение от себя – это наиболее тяжелый шаг.

Христос, находясь в Гефсиманском саду перед молитвой и предстоящими страданиями, обратился к ученикам с просьбой: «Не покидайте меня, будьте рядом, не спите». Трижды он получал обещание от учеников быть рядом, и каждый раз они засыпали, не предоставляя нужной поддержки. Хоспис является тем местом, где каждый человек может рассчитывать, что с ним всегда будут рядом.

В статье использованы материалы pravmir.ru

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть « не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,

Мне довольно часто приходится отпевать после совершения Литургии в кладбищенском храме. Сталкиваешься с разными ситуациями, встречаешься с людским горем, подчас безутешным, по крайней мере, в тот момент, когда они прощаются с усопшим, жизнь которого прервалась в расцвете сил неожиданным образом. Сказать, что в этой смерти явилась воля Божия, у меня язык никак не поворачивается.
Один погибает в автомобильной катастрофе. Другой от врачебной ошибки при операции или установлении диагноза (не от того начали лечить, от чего нужно было). Третьего убивают неожиданным образом, во дворе собственного дома, когда он выходит прогуляться с собачкой, совершенно не знакомые люди, обкуренные, под наркотическим дурманом (чем-то тот 26-летний парень им не приглянулся).
Семилетняя отроковица, не заметив приближающейся электрички и оторвавшись от своей мамы, при переходе через железнодорожные пути прямиком попадает под поезд. Ну и так далее, и так далее (все реальные случаи).
Есть в подобных ситуациях трагическая случайность. И хоть множество верующих говорят, что в мире ничего случайного не бывает, ну никак я с этим утверждением не могу согласиться.

А не могу потому, что если нет случайностей, то все выходит предопределенным и запрограммированным. Если же мир действительно создан по принципу свободы, то в нем непременно будут непредвиденные случайности. Другое дело, что все эти случайности в нашем случае как раз являются следствием падшего его состояния, где господствует грех, время и смерть. И если на грех человека, на любое зло, творимое им, воли Божией нет однозначно, то как можно утверждать, что смерть человека, случившаяся от насилия или от несчастного случая, будет по воле Божией?

Прекрасно, на мой взгляд, написал о. Сергий Желудков в «Литургических заметках»:

«Особая и несравненно более трудная проблема - огласительное слово на погребение младенца, крещеного или некрещеного. Смерть ребенка - в этом событии как нельзя остро ставится вопрос о Промысле Божием. Правильно, православно ли поступаем, когда все, что ни случится, приписываем благой воле Божией? А может быть следует думать, что в бесмысленной смерти ребенка проявилось действие Мирового Зла, Диавола - что это (не без нашей общей вины) есть поражение доброго Промысла? Вот - "нерешаемость" , вечное наше недоумение, на которое мы никогда не получим ответа, ни у какой схоластики. Думается, что только под таким знаком вопроса и может быть сказано слово на Погребение младенца».

Это касается не только детских смертей, но гибели людей вообще от войн и всякого другого рода насилий.
Мне уже приходилось писать о том, что во многих случаях то, что казалось сперва случайностью, впоследствии может осознаться как вовсе не случайный, а даже подчас и ключевой момент или перелом в жизни человека. И это бесспорный и непреложный опыт самых разных людей. Осознанная случайность перестает быть случайностью. Но всякая ли случайность может быть осмыслена таким образом? Нет, далеко не всякая, хотя здесь можно легко впасть в субъективизм в оценках. Который, впрочем, будет неизбежен в подобных ситуациях. Допустим, меня можно здесь упрекнуть в рационализме. Но мне кажется еще более худшим и примитивным рационализмом как раз утверждение, что всякая смерть непременно случается с ведома и по воле Божией. Во всяком случае, из неисповедимости путей Господних данное утверждение вовсе не следует.

Нет одинаковых жизней, но и нет одинаковых смертей. Причины последних могут быть самыми различными. Смерть от болезни, в результате которой человек просветляется и раскаивается в своих прошлых грехах, вполне можно расценить как промыслительную. Смерть внезапную и непредвиденную – скорее как результат случайного стечения обстоятельств или не без влияния злых сил, их временной победы.

Ну и в любом случае, в каком бы возрасте смерть ни случалась и какие бы причины ей ни предшествовали, дух человеческий в целом так или иначе ей противится и до конца ее не принимает.

Только вот сегодня прочитал у архимандрита Виктора Мамонтова:
«Человеческая жизнь возникла в любви. Свойство любви – не стоять на месте, но общаться с другими, распространяться вглубь и вширь. Как писал французский философ Альбер Камю, каждый раз, когда один говорит другому: «Я люблю тебя», он тем самым возвещает: «Я хочу, чтобы ты никогда не умирал, чтобы ты жил вечно». Поэтому в человеке заложено неистребимое желание – жить всегда. Но мы живем под законом земной природы, который не дает нам вечной жизни. Нам остается только желание такой жизни. Два врага нашей высшей природы – грех и смерть – держат человека в своей власти… Две жизни даны нам – временная и вечная. Господь обращается к каждому из нас: «Жизнь и смерть предложил Я тебе… Избери жизнь» (Втор. 30, 19). Предложение смерти не означает, что Бог желает нам плохого. Он этим как бы говорит: «Ты живешь в мире разлияния зла, оно всегда провоцирует, но ты не поддавайся ему. На зло не отвечай злом, а стремись устоять в любви. На всякое понижение нравственного, духовного уровня вокруг тебя старайся отвечать не понижением его, а повышением. Если устоишь – будешь жить, нет – будешь умирать телесно и духовно» .

Это весьма интересная и важная мысль, которую можно продолжить применительно к нашей теме: вокруг нас случается множество разных непредвиденных и нелепых смертей, которые могут сбивать нас с толку, ввергaть в уныние и отчаяние. Мы не можем хотя бы временно таким настроениям не поддаться. Но если остаемся в таком состоянии долго, то лишь даем злу или той же смерти вокруг себя распространиться еще больше, когда они овладевают нами самими, парализуя нашу волю. А Бог нас призывает все-таки быть Его соработниками и дерзновенными служителями, поскольку у Него в этом тварном мире нет других рук, кроме наших…



 

Возможно, будет полезно почитать: