Виды арбитражных судов. Структура арбитражной системы рф Задачи арбитражных судов в России

Создание арбитражных судов совпало с появлением в России института частной собственности, с формированием системы частных интересов в сфере экономики, с одной стороны, и с необходимостью эффективного управления государственной собственностью – с другой. Разрушение плановой экономики, формирование рыночной создало острую необходимость образования системы судов для разрешения экономических споров и конфликтов, возникающих на базе смешанной собственности.

Арбитраж: прежде всего, это способ разрешения споров, при котором стороны обращаются к арбитражным судьям, арбитрам (третейским судьям) с просьбой восстановить их права, нарушенные другой стороной; во-вторых, в России основным органом по разрешению споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений, являются федеральные арбитражные суды, которые образуют четырех уровневую систему в России: Высший арбитражный Суд РФ, 10 федеральных арбитражных судов округов, 20 арбитражных апелляционных судов и федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации (См.: Конституцию Российской Федерации 1993 г.; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г.); Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.; Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г. и др.).

Помимо них в Российской Федерации существуют третейские суды (см.: ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ). Международный арбитражный суд и морская арбитражная комиссия при промышленно-торговой палате (см.: Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже». Приложение 2. Положение о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.)

Иначе говоря, арбитраж – это система органов для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованных в России федеральными арбитражными судами либо по соглашению сторон третейскими судами или компетентным органом.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации 1995 г. к компетенции арбитражных судов отнесено разрешение экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции, с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:



Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

Между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законе порядке;

Между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры:

О разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

О изменений условий или расторжении договоров;

О не использовании или ненадлежащем использовании обязательств;

О признании права собственности;

Об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

О нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

О возмещении убытков;

О признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

О защите чести, достоинства и деловой репутации;

О признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

Об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

О взысканий с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания;

О возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд рассматривает иные дела, в том числе:

Об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

О несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела. Если мы хотим в России иметь не теневой, черный бизнес, а нормальный, цивилизованный, белый, как говорят, то в стране должна существовать широкая сеть третейских судов. В России есть система арбитражных судов, но она рассчитана все же на разбирательство споров среди крупных предприятий. А как быть частнику, представителю малого, среднего бизнеса, которых сейчас насчитывается более двух миллионов? Ведь известно, что на иное дело в арбитражном суде уходят не дни, а месяцы и даже, случается, годы. Попав в кризисную ситуацию, столько ждать невозможно: обанкротишься и не возродишься. Чтобы отечественная экономика стала эффективной, количество предприятий должно возрасти раз в десять. Естественно, возрастет и количество споров. Никакая арбитражная система не выдержит подобной нагрузки. Что же делать? Остаются два пути. Или через криминальные разборки, которые нередко практикуются сегодня, или через третейские суды.

Третейские суды создаются сторонами, имеющими спор, вытекающий из гражданских, административных и иных правоотношений. Третейский суд – альтернатива государственной юстиции, это «суд третьего лица, суд посредника или посредников» (в противоположность самосуду сторон), избранного самими спорящимися сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению. Власть третейского суда основывается не на общем законе, а на договорном начале, на воле частных лиц. Третейский суд - наиболее адекватная рыночным отношениям форма юрисдикции, предполагающая широкий выбор третейских судей из числа независимых квалифицированных специалистов. Цель третейского разрешения дел – урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Принципами деятельности третейского суда в соответствии с федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ являются: законность, конфиденциальность, независимость и беспристрастность, диспозитивность, состязательность, равноправие сторон. Его разновидностью является третейский патентный суд. Основной задачей его является защита нарушенных или оспариваемых законных прав и интересов патентообладателей, изобретателей и рационализаторов, предприятий, использующих в производстве объекты промышленной собственности.

Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате Российской Федерации. Эти органы призваны разрешать споры, возникающие между организациями России и иностранными фирмами, в том числе, и на континентальном шельфе и прибрежных водах (экономической зоне интересов России) с целью «разгрузить» арбитражные и суды общей юрисдикции, развивать функции контроля и содействия государственным судам. Так, первый из них разрешает споры, вытекающие из договорных и других гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеторговых и иных международных экономических и научно-технических связей. При этом, он принимает к рассмотрению споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных договоров России.

Виды арбитражных судов

По критерию объема компетенции и организационно-правовой формы выделяют:

1) Институционный арбитраж («постоянно действующий международный арбитражный суд» по ст. 1 ЗоМАС) характеризуется следующими особеностями:

Создается при торгово-промышленных палатах, биржах, ассоциациях, союзах, обществах и любых других организациях, в т.ч. международных;

Наличие постоянно действующего административного органа, выполняющего также технические, консультативные и контрольные функции;

Наличие положения о нем (или устава, регламента, устанавливающего правила процесса);

Существование списка арбитров.

Наиболее известные институционные арбитражные суды - Арбитражный суд Международной торговой палаты, Лондонский международный арбитражный суд, Американская арбитражная ассоциация, Арбитражный институт Торговой Палаты г. Стокгольма, Арбитражный суд при Цюрихской Торгово-промышленной палате, Международный арбитражный суд Федеральной палаты экономики Австрии в Вене. В Беларуси - Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате (далее МАС при БелТПП). Есть такие суды в России и Украине, в других странах практически при всех национальных торгово-промышленных палатах.

2) Арбитраж ad hoc (изолированный, «международный арбитражный суд для рассмотрения конкретного спора» по ст. 1 ЗоМАС), который харакетризуется тем, что:

Образуется сторонами для рассмотрения конкретного спора и прекращает свое существование после прекращения спора;

Стороны избирают место проведения арбитражного разбирательства, устанавливают правила назначения арбитров;

Стороны пользуются неограниченной автономией для определения процедуры: они могут детально определить правила либо взять за основу регламент постоянно действующего суда либо типового регламента.

3) Администрированные арбитражные суды. Занимают промежуточное место между постоянно действующими судами и судами ad hoc. Особенностью их является то, что определенные коммерческие организации или постоянно действующие арбитражные суды обязуются администрировать разбирательство в суде ad hoc на условиях, определенных в специальных регламентах. Согласно белорусскому законодательству, относятся к судам ad hoc.

По характеру компетенции выделяют арбитражные суды общей компетенции и специализированные арбитражные суды (например, Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации).

международный арбитраж суд спор

Преимущества и недостатки арбитражного рассмотрения споров

Преимуществами арбитража в целом являются:

1) возможность избрания экспертов на должность арбитра;

2) возможность влиять на формирование состава суда;

3) скорость рассмотрения;

4) стороны имеют большую возможность для продления срока для вынесения решения, если это целесообразно;

5) стоимость;

6) конфиденциальность. Принцип конфиденциальности арбитражного разбирательства содержится в ч. 4 ст. 25 Типового закона ЮНСИТРАЛ 1985 г., в ст. 3 ЗоМАС. Основаниями для принципа конфиденциальности являются:

Частный характер юрисдикции арбитража;

Волеизъявление сторон в арбитражном соглашении;

Обычное арбитражное право.

Возможны исключения из действия принципа конфиденциальности. Они будут рассмотрены в настоящем пособии позднее.

Недостатки арбитража:

1) недостаточная быстрота процедуры, в особенности в вопросах обжалования решения в некоторых странах;

2) высокая стоимость процесса в некоторых арбитражных судах.

Преимущества международного коммерческого арбитража:

1) возможность выбора сторонами языка разбирательства;

2) назначение состава арбитров сторонами;

3) широкие возможности для исполнения решения за рубежом.

Если у Вас или Вашей компании возникли проблемы в предпринимательской или экономической деятельности, разрешить которые с помощью мирных переговоров не получается, то следующий шаг это обращение в арбитражный суд.

Арбитражный суд - это специальный судебный орган по разрешению имущественных и коммерческих споров между предприятиями, организациями и предпринимателями.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

В арбитражный суд нужно обращаться, если ваш спор связан с осуществлением предпринимательской или экономической деятельности, если спор вытекает из административных и иных личных отношений, если вы хотите оспорить нормативно-правовой акт или решение, действие органов и должностных лиц, касающиеся вашей предпринимательской или экономической деятельности. В арбитражном суде рассматриваются также дела по поводу взысканий с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций; установления фактов, имеющих юридическое значение; несостоятельности (банкротства); создания, реорганизации и ликвидации юридического лица; отказа в государственной регистрации; споров в акционерных обществах; защиты деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд рассматривает также споры с участием иностранных предпринимателей.

В России работают следующие виды арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах Российской Федерации.Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе общеизвестных и общепринятых принципах законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел. По итогам рассмотрения дела арбитражный суд выносит решения, определения, постановления. Эти судебные акты являются обязательными для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Деятельность арбитражных судов регламентируют следующие нормативно-правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации,
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (ред. от 03.12.2008),
  • Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации»,
  • Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ (ред. от 28.04.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 11.02.2009) «Об арбитражных судах в Российской Федерации»,
  • Регламент арбитражных судов Российской Федерации (Постановление Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 N 7 (ред. от 20.11.2008)),
  • Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I (ред. от 25.12.2008) «О статусе судей в Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»,
  • Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об исполнительном производстве»,
  • Закон РФ от 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) «О международном коммерческом арбитраже» (вместе с «Положением о международном коммерческом арбитражном суде при торгово-промышленной палате Российской Федерации», «Положением о морской арбитражной комиссии при торгово-промышленной палате российской федерации»).

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ

специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. А.с. рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

В РФ в рамках судебной реформы, в частности в соответствии с ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российское Федерации" и ФКЗ от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", создана единая судебная система. В ее состав входят и А.с., имеющие статус федеральных.

Организационно-структурная система А.с. строится на трех уровнях.

Первый уровень составляют федеральные А.с. субъектов РФ. В их числе А.с. республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела по первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляциям на не вступившие в законную силу решения.

Второй уровень образуют 10 федеральных А.с. округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе А.с., составляющих один судебный округ. Их состав определяется ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации".

В кассационной инстанции решения А.с. проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права.

Третий уровень представляет ВАС РФ.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ ВАС является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых А.с., осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебно-арбитражной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с КС и судами общей юрисдикции во главе с ВС РФ.

ВАС действует в составе: Пленума ВАС; Президиума ВАС; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; судебных составов.

ВАС выступает в качестве суда первой инстанции по определенным категориям дел о признании недействительными ненормативных актов высших органов федеральной власти, а также о разрешении экономических споров

между РФ и ее субъектами, между субъектами РФ.

Главным в деятельности ВАС является обеспечение единообразного понимания и применения всеми А.с. законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом ВАС.

В состав Пленума ВАС входят Председатель и заместители Председателя, а также судьи ВАС. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной власти, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в КС с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент А.с.

Судебные коллегии ВАС рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На ВАС закон возлагает организационное обеспечение деятельности А.с., подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов А.с., финансирование А.с.

При ВАС действует Совет председателей А.с., являющийся совещательным органом (рассматривает вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности). Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при ВАС действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процедурного законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

В целях полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законодательством финансирование системы А.с. производится за счет средств федерального бюджета. Расходы на содержание А.с. предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.. . ,

Печатным органом ВАС является "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".

Внутренний порядок деятельности. А.с. и взаимоотношения между ними

регулируются Регламентом А.с. (принимается Пленумом ВАС и является для этих судов обязательным).

Структура А.с. различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные А.с. округов действуют в составе президиума федерального А.с. округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

А.с. субъектов РФ осуществляют свою деятельность в составе президиума и судебных составов, но могут быть образованы и соответствующие коллегии.

Президиумы федеральных А.с. округов и А.с. субъектов РФ по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, а также рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

А.с. в РФ осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституци-ей РФ, ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", АПК и принимаемыми в соответствии с ними другими ФЗ.

В течение года А.с. РФ рассматривают по нескольку сотен тысяч дел. Это, в частности, споры по договорам купли-продажи, о собственности, о налогах и оценке актов налоговых органов, о несостоятельности (банкротстве), о кредитных договорах, о страховании, о признании недействительными актов государственных и иных органов и многие другие.

Основными задачами А.с. при этом являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Работа А.с. в РФ строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел и др.

Важное значение для реализации вступивших в законную силу судебных актов А.с. имеет обязательность их ис-

полнения. Неисполнение решений, постановлений и определений А.с.рассматривается как неуважение к суду и влечет за собой ответственность, установ-ленную законодательством.

Яковлев В.Ф,


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ" в других словарях:

    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ - органы судебной власти, уполномоченные рассматривать и разрешать дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений. Органы, именуемые А. с., в наши дни четко определены Федеральными конституционными… …

    - … Википедия

    В РФ и ряде других стран разновидность судов, наделенных специальной подсудностью (судов специальной юрисдикции). Им подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между… … Юридический словарь

    Это служебный список статей, соз … Википедия

    Арбитражные суды, пересматривающие судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам - вступившие в законную силу решение, определение, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    - … Википедия

    АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РФ - обобщенное наименование арбитражных судов основного звена. Как правило, в каждом субъекте РФ должен быть организован один такой суд. Но закон допускает, с учетом объема работы и иных местных условий, создание одного суда на два и более субъекта… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Федеральные арбитражные суды округов - 1. Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях,… … Официальная терминология

    Арбитражные апелляционные суды органы судебной власти Российской Федерации, входящие в систему федеральных арбитражных судов, по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов… … Википедия

    Ниже приводится перечень судебных органов, находящихся на территории Санкт Петербурга. Содержание 1 Конституционный суд 2 … Википедия

Книги

  • Убытки. Нормативные акты, судебная практика, официальные разъяснения, образцы документов , . В сборнике систематизированы нормативные правовые акты, устанавливающие правила о возмещении убытков, актуальные материалы судебной и судебно-арбитражной практики разрешения споров,…

Были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации », арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.

Задачи арбитражных судов в России

статья 2 АПК РФ Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; 2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом; 4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 5) формирование уважительного отношения к закону и суду; 6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Функции арбитражных судов в России

  1. разрешение споров, возникающих в процессе реализации предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2. ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
  3. предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
  4. установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.

Подведомственность и подсудность арбитражных судов в России

Арбитражным судам подведомственны: дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. дела, возникающие из гражданских правоотношений (рассматриваются в порядке искового производства),
  2. дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (рассматриваются в порядке административного судопроизводства):
    1. об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральный закон устанавливает возможность рассмотрения таких дел арбитражным судом;
    2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономический деятельности;
    3. о привлечении организаций и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности и об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности;
    4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций;
  3. дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (рассматриваются в порядке особого производства);

Компетенция арбитражных судов по рассмотрению некоторых категорий дел определяется правилами специальной подведомственности. Это, например, дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по корпоративным спорам;
  3. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Виды подсудности дел арбитражным судам: 1. по выбору истца; 2. по месту жительства ответчика; 3. договорная (определяется по соглашению сторон); 4. исключительная.

Классификация арбитражных судов в России

Ссылки

Нормативная литература

  • «Федеральный Конституционный Закон „Об арбитражных судах в Российский федерации“ »

Учебная литература

  • Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. Издание 5-е, переработанное и дополненное. Под ред. К. Ф. Гуценко. М.: Издательство «Зерцало», 2000. - 259 с.

Примечания

См. также

  • Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Арбитражный адвокат


 

Возможно, будет полезно почитать: