Каких видов преступлений не знает русская правда. Преступления и наказания по Русской Правде

Таким образом, Русская Правда выросла из потребности «прекратить столкновения и распри и, во имя правосудия, определить наказания за совершенный проступок»

2. Понятие преступления, объективная и субъективная стороны преступления, виды составов преступлений

Современные понятия и юридическое описание преступления не могут адекватно описывать то, что является преступлением по древнерусскому праву. «Само понятие преступления как действия, «преступающего» закон в абстрактном смысле, утверждается лишь в начале XVIII в.»

В первую очередь, что считалось преступлением во времена Русской Правды? То, что в современном мире запрещено уголовным законом, в древнем праве обособленно отсутствовало, Русская Правда содержит нормы, налагающие наказания как за убийства, так и за такие правонарушения, которые в современном мире ограждены административным или гражданским законодательством, уголовные и гражданско-правовые нормы смешаны.

Степень тяжести наказания также не может служить определяющим: «поток и разграбление», наиболее суровое наказание, применяется в трех случаях; вира, в отличие от продажи, назначается только за убийство. Представляется, что отграничить уголовные преступления от гражданских деликтов применительно к Русской Правде возможно лишь с современных взглядов на имеющиеся уголовные составы, приняв за объекты преступления личность и имущество.

Структура норм Русской Правды имеет казуальный характер, без попыток обобщения.

Представляется, что в практике применения нормы носили характер ориентира, и конкретные дела, отличные от описанных в нормах, решались скорее на основе широко понимаемой справедливости и общего смысла законодательства. Отсюда следует, что объектом преступления являлось не подвергаемое опасности общественное правоотношение, а всегда конкретное действие, причинение вреда конкретному лицу.

Преступление являлось «обидой» - частным случаем причинения вреда конкретному лицу – жертве преступления. Преследование преступника – дело самого потерпевшего (или его родственников – в случае убийства): «он сам должен отыскать преступника, сам производить следствие, сам позаботиться найти свидетелей и доставить их на суд» Частный характер преступления проявлялся и в наказании, являющимся как возмещением причиненного ущерба, так и возмездием в виде виры и продажи, идущих в пользу князя.

Таким образом, главный элемент преступного по Русской Правде – наказуемость деяния.

Объективная сторона распадалась на две стадии: покушение на преступление и оконченное преступление. Упомянуто соучастие (случай разбойного нападения «скопом»), но без разделения ролей.

Право на необходимую оборону при защите жизни и имущества (безнаказанное убийство вора) не подвергалась сомнению, но уже имелись представления о случаях ее превышения (когда несопротивляющегося вора убивают уже после его задержания).

К смягчающим обстоятельствам относилось состояние опьянения, к отягчающим – корыстный умысел (убийство в разбое), повторность совершения преступления.

О субъекте преступления в Русской Правде ничего не говорится, но с учетом того, что любое преступление подразумевало наказание в виде штрафов и имущественных взысканий, субъектом преступления могли быть только лица, могущие иметь собственность. т.е. свободные. Иных упоминаний, в частности, сословных отличий, ответственности женщин, о возрасте преступников, не имеется.

Субъективная сторона уже подразделяется на умысел и неосторожность (убийство на пиру и убийство в разбое).

Помимо убийства, тяжелым преступлением против личности считалось нанесение увечий (усечение конечности), далее по степени тяжести наказания следовало оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), менее тяжкими преступлениями считались легкие телесные повреждения, побои.

Имущественные преступления включали разбой (неотличимый еще от грабежа), кражу (татьбу), уничтожение или порчу чужого имущества (в том числе убийство раба), угон скота, отдельно наказывалось конокрадство, увод раба, повреждение межевых знаков, поджог, злостную неуплату долга. Наиболее подробно квалифицировалась татьба, различались ее виды: из закрытых помещений, конокрадство, кража холопов, сельскохозяйственных продуктов и прочие мелкие кражи.

В Уставе Владимира Мономаха появляются статьи о личных оскорблениях, нанесенных рабом свободному человеку, обиженный имел право или бить раба (но несвязанного), или получить возмещение. В целом данный Устав содержал в основном составы преступлений из прежней редакции, но были конкретизированы предметы краж и уничтожения: добавлена статья о краже бобра, о подломе бортного дерева, выдирании пчел из улья, о порче верви в перевесе, о зажжении чужого гумна или двора, о зарезании чужой скотины.

Отсутствие абстрактного описания преступных деяний вынуждало законодателя описывать подобные мелкие детали преступлений.

Устав включил важное определение, согласно которому у рабов и холопов отсутствуют права личности – за их убийство не назначалась вира, ущерб возмещался как за уничтоженное имущество. За ущерб, причиненный рабом или холопом, ответственность нес господин.

В определенной степени трансформируется понятие обиды, причиненной оскорблением. «Первоначально каждый платил обидчику тем же, потом оскорбления стали оплачиваться деньгами, но продолжали считаться частными оскорблениями, наконец, в них стали видеть оскорбление всего общества»

В Русской Правде отсутствует понятие государственного преступления, хотя и существует повышенная ответственность за убийство лиц княжеской администрации. Представляется, что в случае посягательства на князя он сам творил расправу в виде казни, часто массовой, на месте преступления: «вред государству отождествлялся с вредом князю» Соответственно, измена князю и междукняжеские споры решались в своей среде и не требовали законодательного оформления.

3. Понятие и виды наказания

Основополагающую роль в целях наказание являлось само понятие преступления как частного случая вреда, причиненного конкретному лицу. Отсюда следовала и основная цель наказания – возмездие, дополнительная цель – компенсация причиненного ущерба. С развитием государственности вторая цель наказания начинает превалировать.

Первоначально за убийство карой являлась смерть убийцы, а применение этой кары было нравственным долгом родственников убитого. Кровная месть сначала (в Правде Ярослава) ограничивается определенным кругом близких родственников, могущих ее применять – отец, сын, брат, племянник, дядя. Причем убить можно было только на месте преступления, если убийца скрывался, из его имущества взыскивалась вира в размере 40 гривен в пользу князя и выкуп в пользу родственников. Если убийца же был неимущим, он преследовался родственниками до полного отмщения.

«Если же не было ближайших родственников, то никто не имел права мстить, а с убийцы взыскивалась только определенная пеня в пользу родственников убитого» и вира в пользу князя.

В Правде Ярославичей кровная месть отменяется полностью, и остается только вира, дифференцируемая в зависимости от общественного статуса убитого. Вира в общих чертах составляла 80 гривен за убийство привилегированного лица и 40 – за убийство иных лиц. Учитывается умысел – при умышленном убийстве лица княжеской администрации виновный платил виру сам, без помощи общины.

В тексте Русской Правды смертная казнь не упоминается, хотя, несомненно, обычаи тех времен ее допускали. «Умолчание можно объяснить двумя обстоятельствами: законодатель понимает смертную казнь как продолжение кровной мести, которую он стремится устранить; другим обстоятельством является влияние христианской церкви, принципиально выступавшей против смертной казни» . «Смертная казнь стала прерогативой экстраординарных полномочий княжеской власти в государственной и политической сфере и за обычные преступления не применялась долгое время»

Высшей мерой наказания по Русской Правде является «поток и разграбление» - все имущество виновного конфисковывалось в пользу князя (шло на долги и штрафы), а сам он обращался в рабство. «Судьба его жены и детей неясна, но они, видимо, не переходили в холопское состояние»

Такая суровая мера применялась лишь за три состава преступления: убийство в разбое и профессиональный разбой, поджог дома и гумна, конокрадство.

Следующей по степени тяжести мерой наказания была «вира» - денежный штраф, который назначался только за убийство. Вира могла быть одинарная (40 гривен) – за убийство простого свободного человека, и двойная (80 гривен) – за убийство привилегированного человека. За 40 гривен по ценам того времени можно было купить 20 коней.

Вира шла в пользу князя. Родственникам, как потерпевшей стороне, выплачивалась компенсация – «головничество».

В Правде Ярославичей уже подробно указывались суммы головщины за убийство княжеских лиц: от 80 гривен за убийство лица, принадлежащего к администрации, до 5 гривен за убийство смерда или холопа. За убийство иных лиц головничество равнялось 12 гривнам (по Пространной Правде).

Убийство «жены» по Правде Ярославичей каралось аналогично убийству мужа, но измена считалась смягчающим обстоятельством, в этом случае платилась половинная вира (20 гривен). Правда, из текста неясно понятие «жены» - речь шла о жене или о женщинах вообще.

Также существовал институт «дикой», или «повальной» виры, ее плательщиком являлась вся община, связанная круговой порукой, к которой принадлежал и убийца. Но для возложения виры на общину требовалось соблюдения ряда условий: убийство не должно быть совершенным в разбое; община либо не выдает убийцу, либо не может отвести от себя след; убийца является членом общины и ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Но и в этом случае не следовало поощрение убийства, так как головничество убийца обязан был выплатить из своих средств.

Уголовное право и процесс достаточно подробно регулируются нормами РП.

Преступление определяется термином «обида» , т. е. причинение морального или материального ущерба определенному лицу или группе лиц, а не нарушение закона.

Объекты преступления - личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление.

Субъекты преступления - все лица, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.

Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.

Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяла ролей соучастников. Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой.

Закон знал понятие рецидива - повторности преступления.

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание РП уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство. К имущественным преступлениям относились разбой, уничтожение чужого имущества, поджог, злостная неуплата долга.

Преступления против личности - убийство, нанесение увечий и др. телесных повреждений, оскорбление действием.

Система наказаний довольно простая. Высшая мера наказания - поток и разграбление - назначалась за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Заключалось в конфискации имущества и обращении преступника вместе с семьёй в рабство. Следующим по тяжести наказания была вира - штраф, который назначался только за убийство. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались полувиры . Все остальные преступления наказывались продажей - штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления. Продажа поступала в казну, а потерпевший получал урок - денежное возмещение за причинённый ущерб. Смертная казнь в РП не упоминается, хотя применялась на практике.

Судебный процесс имеет состязательный характер, назначается по инициативе истца и делится на три этапа: 1. «Заклич » - публичное объявление о совершённом преступлении; 2. «Свод » - очная ставка; 3. Гонение следа - поиск доказательства и преступника.

Система доказательств состояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств; ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом); присяги.

1. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.

Процесс делился на три стадии. 1) носила название заклич и состояла в объявлении о совершившемся пре отуплении (например, о пропаже имущества). Он производил­ся в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладав­шей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.

2)процесса являлся свод. Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было ука­зать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

3)судебного процесса - гонение следа - со­стояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

2. Система доказательств по Русской Правде состояла из:- свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;- вещественных доказательств;- ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом);-присяги.

Формирование институтов права сбст-ти в Древнерус.г-ве.

Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельное владение, принадлежащее данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчин, и также земельного надела общины . Кроме собственности на землю в Киевском государстве существовала собственность на другие вещи – коней, тягловый скот, холопов. В праве еще отсутствует сам термин «собственность», в значении собственности используются притяжательные местоимения (мой, твой); определение права собственности не закрепляется, хотя при анализе текста можно установить, что понятие правомочие собственника существовало. Собственник имел право на, возврат своего имущества (коня, оружия, одежды, холопа), из чужого незаконного владения на основе строго установленной процедуры за причиненную «обиду» назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбирательства при необходимости перед «сводом из 12 человек» (ст. 13-16 КП; ст. 34,35 ПП ). Общий принцип защиты движимой собственности заключался в том, чтобы вернуть ее законному хозяину и заплатить, ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственность (включая холопов) считается в РП объемом полного господства собственника: при спорах о ее возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой.

В РП осуществлялась защита правомочий собственника по отношению к вещи через установление наказания за нарушение права собственности, и установление особого вида преступлений против собственности. Правомочия распоряжения определялись правом передачи имущества по наследству или совершение сделок с имуществом, заключением договоров (дача взаймы имущества).

Субъекты права собственности : все личносвободное население, обладающее право и дееспособностью; ограниченными были закупы и женщины. Объекты права собственности : имущество, в отношении которого возникают отношения правомочия. Способы приобретения права собственности : в порядке наследования; по договору; в результате захвата; военной добычи, прирост.

Имущество делится на движимое и недвижимое. На Руси юридические различия и специальная терминология для обозначения движимой и недвижимой собственности возникают значительно позднее, сначала в Европе. Однако за преступления против недвижимого имущества карались более сурово, чем за преступления против движимого имущества.

Объекты движимого имущества: конь, одежда и оружие (ст.12, 13, 18 КП; ст.33 - 35, 45, 64, 84 ПП ; ст.12=33; ст.13=34); холоп (ст.11, 29 КП; ст.32, 38, 89, 110, 112-115, 118, 119 ПП ); рабочий скот, птица и бобры (ст.21, 28, 36, 37, 40 КП; ст.33-35, 37, 41, 45, 64, 69, 81, 84 ПП ); сено и дрова (ст.39 КП; ст.82 ПП ); лодка (ст.35 КП; ст.79 ПП ); хлеб-зерно (ст.43 ПП ).

Объекты недвижимого имущества: КП: пахотная земля, лес, борти (ст.24, 32, 34 КП ); ПП: пахотная земля, лес, борти водные угодья (ст.70-73, 75, 76 ПП ).

В РП закреплено право собственности феодалов на холопов, в том числе порядок отыскания, задержания, возвращения беглого холопа, установлена ответственность за укрывательство холопа. Давший холопу хлеб (равно за укрывательство) должен был уплатить цену холопа - 5 гривен серебра (холопы стоили 5-12 гривен). Поймавший холопа получал вознаграждение - 1 гривну, но если упускал его, то платил цену холопа за вычетом 1 гривны (ст.113, 114 ПП ).

Общее понятие преступления, элементы состава преступления, виды прест-ий, цели и виды наказаний в древнерус. г-ве. Обст-ва, влияющие на меру отвественности.

РП под преступлением понимала «обиду», т. е. причинение морального, материального и физич. вреда лицу или группе лиц. П. не отграничивается в законе от деликта.

Состав:

Объект П - личность и имущество.

Объективная сторона П делится на две стадии: покушение на П

и оконченное П. В РП проявляются зачатки понятия «соучастие», но еще нет разделения на роли соучастников.

Все соучастники П отвечают поровну. Имеется представление о превышении пределов необходимой обороны.

К смягчающим обстоятельствам РП относит состояние опьянения,

к отягчающим - корыстный умысел.

Субъект П - все физические лица, за исключением холопов. За холопов, составлявших сбст-ть господ отвечал хозяин.

Субъективная сторона П включает умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.

РП еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости, разграничения мотивов П.

Виды:

1. П. против сбст-ти, имущественные : разбой, кража (татьба), истребление чужого имущества, порча межевых знаков и др.

а) Разбой, связанный с убийством, наказывался "потоком и разграблением".

б) Кражей по "Русской правде" считается похищение коня, холопа, оружия, одежды, скота, сена, дров, ладьи и др. За кражу коня "коневой тать" полагалась выдача профессионального конокрада князю на "поток и разорение" (ст.35). (конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом)

За простую (разовую) кражу княжеского коня полагалось взыскание в 3 гривны, смердом - 2 гривны (ст.45). Вора можно было убить на месте (ст.40). Но если он был связан, потом убит, то взыскивалось 12 гривен.

2. П. против личности : убийство, нанесение увечий и других телесных повреждений, оскорбление действием.

а)Различалось убийство в ссоре (драке) или в состоянии опьянения (на пиру) и убийство разбоем, т.е. умышленное убийство. В первом случае виновный платил уголовный штраф вместе с общиной, а во втором случае община не только не платила штраф, а обязана была выдать убийцу вместе с женой и детьми на "поток и разорение".

б)Оскорбление действием, физическое оскорбление (удар палкой, жердью, рукой, мечом и т.д.) каралось "Русской правдой", а оскорбление словом рассматривалось церковью.

в)К телесным повреждениям относились ранение руки ("так, что рука отпадает и усохнет"), повреждение ноги ("начнет хромать"), глаза, носа, отсечение пальцев руки. К побоям относились избиение человека до крови и синяков.

г)К преступлениям против чести относились вырывание усов, бороды, за что взыскивался большой штраф (12 гривен серебра ст 67).

3. П. против нравственности (в Церковный суд).

Цели и виды наказаний:

Цели: Целями наказаний, предусмотренных «Русской Правдой», были: 1.ограждение общества от преступников путем полного их истребления или изувечения, чтобы предупредить возможность совершения ими новых преступлений (например, виновным в подделках подьячим отсекали пальцы, «чтобы впредь к письму были непотребны»), или, наконец, изъятием преступников из среды общество в тюрьму или в ссылку;

2.устрашение преступников и всех граждан тяжестью и жестокостью наказании за совершаемые преступные деяния; «да и прочие строх примут таковое не творити,.. чтобы на то смотря другим неповадно было так чинить»;???»»»

3. извлечение материальных выгод из имущества и личных сил преступника - конфискация, денежные штрафы.

Виды:

1.Смертная казнь – имела место, хотя в РП о ней не упоминается.

2.Поток и разграбление –высш. мера наказания, оно заключалось

в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергали в за убийство в разбое, поджог, конокрадство.

3.Вира - штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну.

Вира могла быть одинарная (40 гривен за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен за убийство человека с привилегиями - ст. 19, 22 КП, ст. 3 ПП).

Существовал особый вид виры - «дикая», или «повальная», которая

налагалась на всю общину. Наказание применялось при простом, неразбойном убийстве; при этом община либо отказывалась выдавать своего подозреваемого в убийстве члена, либо не могла «отвести от себя след» (подозрения). Община платила за своего члена только в том случае, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Институт «дикой» виры выполнял полицейскую функцию, связывая всех членов общины круговой порукой. За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры»(20 гривен - ст.27,88ПП).

4.Продажа - это штраф за др. прест-ия (против личности, им-ва)размер дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1, 3,12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал 5.урок - денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

6.Головничество - денежное взыскание в пользу семьи убитого, оно было равно вире.

Судоустройство и судопроизводство в Древнерус. г-ве: виды судов, подсудность, принципы и стадии процесса, доказательства.

В Древнерусском государстве суд не был отделен от администрации. Посадники и другие должностные лица, осуществлявшие правосудие, получали определенную часть вир и продаж, взимаемых при рассмотрении дел. Кроме того, они вознаграждались и сторонами - участниками процесса. Высшей судебной инстанцией был великий князь.

1. Первоначально существовал общинный суд - в нем упоминается в РП (как суд из 12 ч-к).

2. Княжеский суд - В Киевской Руси судебная функция являлась одной из главных обязанностей княжеской власти. Князь лично должен был осуществлять суд и отвечать за неправильные действия поставленных им для суда тиунов.

3. С ростом феодальных отношений зарождается и укрепляется Вотчинный суд (суд земельных собственников) –Крупные землевладельцы-бояре постепенно приобретают все большую независимость от князя, присваивая функции управления и суда. иммунитетные грамоты..

4. Также осуществляют суд Посадники и волостели + местные суды – тиуны. В качестве вспомогательных суд-ых органов – мечник, детский отрок, ябедник, вирник.

5. Церковный суд: суд над всеми христианами по делам о преступлениях против религии и нравственности по всем делам, касающимся семейных отношений.

а) против религии и нравственности : дела о святотатстве, об оскорблении религиозной святыни, о ересях, колдовстве (чародействе), идолослужении и т.д. Следует отметить, что если в Западной Европе в средние века велись бесконечные процессы по делам о ересях и колдовстве и в результате происходили бесчисленные казни «еретиков» и «колдунов», тогда как в Древней Руси случаи казни еретиков были совершенно исключительными, единичными фактами.

б) по всем делам, касающимся семейных отношений: вопросы о законности брака, его расторжении, споры о столкновении между членами семьи и т.д.

Древнерусское право еще не знало четкого разграничения между уголовным и гражданским процессом, хотя некоторые процессуальные действия (гонение следа, свод) могли применяться только пол уголовным делам.

Судебный процесс:

носил обвинительно-состязательный характер.

Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны.

истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли «ордалии» («суд божий»), присяга и жребий.

Процесс делился на три этапа (стадии).

I стадия носила название заклич и состояла в обвинении о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, «на торгу≫», где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32, 34 ПП).

II стадия процесса - свод (ст. 35-39 ПП) - похожа на очную ставку. Свод осуществлялся либо до заклича, либо в срок до истечения трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Он и признавался Татем.

Если свод выходил за пределы населенного пункта, где пропала вещь, он продолжался до третьего лица. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод.

III Гонение следа - заключалось в поиске доказательств и преступника (ст. 77 ПП). Т.к. в Др. Руси еще не было спец.розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

Система доказательств по РП состояла из:

1.свидетельских показаний («видоков» - очевидцев преступления и «послухов»-

свидетелей доброй славы, поручителей);

2. вещественных доказательств («поличное»);

3. «ордалий» (испытания огнем, водой, железом);

4. присяги («рота»- словесная клятва и целование Креста.)

5. судебный поединок («поле»), но он не упоминался в РП.

В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

Регулирование брачно-семейных обязательств в древнерусском законодательстве. понимание славянами семьи и брака в Древнерусском государстве дает возможность называть семьей сложный союз супругов между собой и родителей с детьми. Для бытия семьи были необходимы оба союза. Считалось, что один союз - союз супругов, у которых не было детей, не выполнял функции семьи.

Сведения о семейном укладе до принятия христианства весьма немногочисленны и отрывочны. Они свидетельствуют о наличии у различных племен в IX-X вв. моногамной семьи и полигамии. Семейные отношения в этот период регулировались обычным правом.

В дохристианский период основными способами заключения брака являлись:

1. Похищение невесты женихом «умычка» - один из наиболее древних способов заключения брака. Он мог быть как действительным, так и формальным, мнимым. С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Обряд похищения -«умыкания невесты у воды» - совершался на праздниках в честь богини «женитвы» Лады. Этот языческий обряд не исчез, и после принятия христианства: его следы можно обнаружить в свидетельствах о жизни зависимого населения вплоть до XV в.

При покупке невесты у ее родственников продажа совершалась отцом, матерью девушки, а также главой рода или родового союза. Плата за невесту была связана с процедурой ее похищения и являлась следствием примирения жениха-похитителя с родом невесты, в результате которого жених за невесту отдавал выкуп.

Процесс покупки невесты уже в древние времена был достаточно сложным. В процедуре предварительного договора (запродажной сделки) выделялись этапы: 1) сватовства - осмотра предмета сделки (невесты) через посторонних; 2) рукобитья - заключения сделки родителями жениха или самим женихом, с одной стороны, и родителями невесть; - с другой. Содержание сделки - величина выкупа и срок совершение брака. Формы совершения сделки обычно словесная и символическая («рукобитье», «заручение»). Впоследствии они были дополнены религиозными формами, среди которых богомолье, литки, или пропоины (языческая жертва через возлияние). В плате за невесту различали действительную плату - вывод, или кладки, получаемую отцом невесты, и обрядовую - выкуп, получаемый братом невесты или ее подругами.

2. Самой распространенной формой заключения брака являлось приведение невесты ее родственниками в дом к жениху. В этом случае брак заключался в результате соглашения между родственниками невесты и женихом или его родственниками. Церемония брака сопровождалась особым обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она разувала его. На следующий день после свадьбы родственники невесты приносили ее приданое. В более поздние периоды в летописях и актовых материалах свидетельств бытования обряда разувания женой мужа не обнаружено.

В Христианский период в основе брака лежали некоторые принципы рим. брачного сем. права. Самому брака предшествовала церемония обручения. (Стороны давали друг-другу обещания)

По рим. праву – давался задаток, в случае неисполнения обязательств задаток утрачивался(ст. отдавшая), а если брак не закл. по вине стороны, получившей задаток – они возвр. его в тройном р-ре.

На Руси обручение сопровождалось Церковными обрядами. В частности: пением, чтением молитв и обменом колец. Венчание (накладывали венцы).

Ограничение вступления в брак:

1) близкая степень родства или свойства (учитыв. близость и кровная, и духовная)

2) недостижение брачного возраста (по Эклоге (741) – М 15, Ж 13; по Прохирону – М 14 Ж 12. Для обручения MIN 15 лет).

Признание брака недействительным и развод:

В дохристианский период :1) по воле супруга; 2)расторгался по обоюдному согласию; 3) вообще не расторгался.

С принятием христианства: признание брака недействит. и развод являлось прерогативой Церкви.

Условия для признания брака недействит: 1) близкая степень родства/свойства; 2) заключение брака в более раннем возрасте, чем это устан-но z-вом. 3) закл-ие брака без согласия брачующихся и их родителей.

Развод:

Рим. право допускало развод по обоюдному согласию, а также и по воле одного из супругов.

Развод – не предмет суд. разбирательства, но! имели место неблагприятные последствия для супругов, наприм. штраф (виновная сторна)

Основания для развода:

1) нарушение супруж. верности

2) неспособность к брачн. сожит-ву со стороны супруга, устан. после 3 лет совм. жизни.

3) болезнь проказа

4) покушение на жизнь супруга

По Прохирону – Жена: 1) безвестно отсутсвие супруга в теч 5 лет.

2) вступление обоих супругов в монашество

3) если жена знала о покушении на Князя и не сказала мужу

4) если жена без разрешения мужа пировала с посторонними мужчинами или мылась с ними в бане.

5) если Ж без разреш. М ночевала вне дома и не у сврих родителей

6) если посещала без разреш М театр. и конские пристанища

Муж: 1) если муж злоумышлял против г-ва или знал об этом, но не донес.

2) Если М торговал честью Ж

3) Если М не смог доказать обвинение Ж в прелюбодеянии

4) Если у М сущ-ла явная связь с посторонней Ж.

Личные и имущ. права супругов:

В Дохристианский период:

Личные отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении невесты она становилась собственностью своего мужа. Поэтому в отношении женщины у мужа возникали права скорее вещного, чем личного характера. При покупке невесты, особенно при заключении брака с приданым, по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали такие отношения, которые несколько ограничивали власть мужа и давали жене некоторые личные права.

Власть мужа во всех случаях была велика. Но при этом на Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Хотя ее свободой распоряжаться мог, мог наказывать ее.

С принятием Христианства :

расшир. прав Ж; приданое оставалось за Ж.

Отношения между родителями детьми в славянских семьях языческого периода строились на признании власти родителей над детьми. Но источники свидетельствуют, что родительская власть была «чужда строгой суровости»: при заключении браков собственная воля и желание детей не оставались без внимания, при решении различных жизненно важных вопросов детям предоставлялось право выбора, в межсемейных конфликтах родители и дети, объединенные взаимной обязанностью кровной мести, выступали как равноправные партнеры.

1. "Русская правда" - является важнейшим памятником права

Киевского государства, первым сводом древнерусского права. До нас дош-

ло более ста списков "Русской правды", которые принято делить на три

основные редакции:

Краткая правда (Х1 в.

). В нее вошли Правда Ярослава (ст.

1-18), Правда Ярославичей (ст. 19-41), Покон вирный (ст. 42), Урок мост-

ников (ст. 43).

Пространная правда (Х11 в.) состоит из двух частей - Устава

Ярослава Владимировича и Устава Владимира Всеволодовича.

Сокращенная правда возникла в период раздробленности. О времени ее

возникновения нет единого мнения - X111-X1Y вв. (Рогов В. А.), XY в. (Юшков

С. В.), XY-XY11 вв. (Титов Ю. П.).

2. Источники "Русской правды":

Обычное право - система норм, состоящих из признанных и ох-

раняемых государством обычаев,

Церковные уставы,

Византийское право,

Договоры Руси с Византией (911,944,971 гг.).

3. Преступление в "Русской правде" называлось обидой. Под

преступлением понималось причинение кому-либо материального, физичес-

кого или морального вреда.

Объектами преступления являлись личность и имущество. Госу-

дарство не рассматривалось как объект преступления. Объективная сторо-

на преступления предполагала наличие двух стадий совершения преступле-

ния: покушение на преступление (человек обнажил меч, но не ударил) и

совершенное преступление.

Субъектами преступления, т. е. лицами несущими ответственность

за содеянное, являлись все свободные люди, кроме холопов. Холопы за

совершенные ими правонарушения не отвечали, имущественную ответствен-

ность за них нес их господин.

Субъективная сторона преступления включала умысел и неосто-

рожность. Различалось убийство огнищанина в обиду (ст. 19 КП) , убийс-

тво "в сваде или в пиру явлено" (ст. 6 ПП)6 т. е. неумышленное,

в состоянии алкогольного опьянения, убийство " на разбои без всякой

свады" (ст. 7 ПП), т. е. предумышленное разбойное действие. Злостное

истребление имуществ каралось достаточно высоким штрафом в 12 гривен.

"Русской правде" известен институт соучастия (нападение

"скопом", кража, совершенная несколькими лицами), хотя он еще весьма

не развит. Не определены виды соучастия и роли соучастников. Все ви-

новные лица наказывались одинаково, независимо от степени каждого из

них в совершении преступления.

В "Русской правде" определены смягчающие (состояние опьяне-

ния) и отягчающие (корыстный умысел) обстоятельства. Однако, не упоми-

нается об обстоятельствах, освобождающих от наказания.

4. Виды преступлений:

Преступления против личности: убийство, нанесение увечий,

ран, побоев, преступления против чести (оскорбление словом или дейс-

Имущественные преступления: разбой, кража (татьба), противо-

законное пользование чужим имуществом (самовольная езда на чужом коне,

укрывательство беглых холопов, присвоение краденного предмета, злост-

ная невыплата долгов, присвоение имущества путем незаконных сделок),

Преступления против семьи и нравственности.

Отсутствовали преступления против государства, как особый вид

преступлений. Это было связано с ранним периодом существования госу-

дарства и отсутствием в связи с этим абстрактного понятия о государс-

тве и государственной власти. Преступления против княжеской власти

рассматривались как преступления против князя как физического лица.

В "Русской правде" не упоминаются также преступления против

церкви. Соответствующие статья имеются в церковных уставах.

5. Главными целями наказания по "Русской правде" являлись

возмещение ущерба и возмездие. Система наказаний носила сословный ха-

рактер, т. е. жизнь и имущество привилегированных категорий населения

была защищена законом выше, чем жизнь и имущество простых людей.

Виды наказаний:

Месть - древнейший вид наказания. Ее применение закон огра-

ничивает только наиболее серьезным видом преступления - убийством. Круг

мстителей Был в "Русской правде" ограничен ближайшими родственниками.

При отсутствии мстителей взимался штраф (вира) в пользу князя.

-"поток и разграбление" - высшая мера наказания. Она назнача-

лась за три вида преступления: убийство в разбое (ст. . ПП), коно-

крадство (ст. 35 ПП), поджог дома или гумна (ст. 83 ПП). Содержание этого

вида наказания остается не вполне ясным. "Разграбление" безусловно оз-

начало конфискацию всего имущества преступника. По поводу понимания

того, что являлось "потоком" нет единого мнения. Существуют несколько

точек зрения: изгнание из общины, превращение в холопы, смертная

государства применялось изгнание из общины. На последующем этапе прес-

тупников стали превращать в холопов.

Штраф - наиболее распространенный вид наказания. Существова-

ла система двойных денежных взысканий: вира - головничество,продажа -

Вира - штраф за убийство, уплачивалась в пользу князя. Су-

ществовало несколько видов вир:

Одинарная - 40 гривен, полагалась за убийство свободного

непривилегированного человека.

Двойная - 80 гривен, полагалась за убийство представителей

Дикая вира - штраф, уплачиваемый общиной, на территории ко-

торой найден труп убитого, если община не разыскивает преступника,

Полувира.

Головничество – возмещение ущерба родственникам убитого в

размере 12 гривен.

Продажа - штраф за иные виды преступлений (нанесение побоев,

посягательство на собственность, оскорбления), который уплачивался в

пользу князя. Продажа взималась в двух размерах - 12 гривен и 3 гривны.

Урок – возмещение ущерба пострадавшему. Его размер зависел от характера

обиды и от имущественного ущерба.

Смертная казнь в "Русской правде" не упоминается. Но боль-

шинство исследователей считают, что на деле она могла применяться.

Заключение в тюрьму (темницу) также не упоминается в "Русской

правде", но к этому виду наказания прибегала церковь.

Еще по теме 4. ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ ПО "РУССКОЙ ПРАВДЕ".:

  1. ОСУЩЕСТВЛЕНЫЕ ИДЕИ НАКАЗАНІЯ BO ВРЕМЕНИ РУССКОЙ ПРАВДЫ.
  2. Свѣдѣнія о правѣ въ эпоху до Русской Правды и исходныя точки въ раэвитіи древне-русскаго права.
  3. Вопросы гражданского, семейного, наследственного права в Русской правде.
  4. 6. Преступление и наказание и судебный процесс по Русской правде.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

1. Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба определенному лицу или группе лиц.

2. Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление. Субъектами преступления были все лица, кроме холопов. За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяйства. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало. Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не целила ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой. Закон знал понятие рецидива - повторности преступления.

3. Система наказаний по Русской Правде выглядит следующим образом. Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место. Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении преступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях - за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Вира - денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну. Головничество - денежное взыскание в размере виры, взимаемое в пользу семьи убитого. Урок - определенное денежное возмещение в пользу потерпевшего за причиненный ему ущерб. Все остальные преступления наказывались продажей - штрафом, размер которого определялся в зависимости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя.

1. Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.

Процесс делился на три стадии. 1) носила название заклич и состояла в объявлении о совершившемся пре отуплении (например, о пропаже имущества). Он производился в людном месте, где объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно было опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента заклича, тот, у кого она находилась, считался ответчиком.



2)процесса являлся свод. Свод осуществлялся до заклича или в течение трех дней после него. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь.

3)судебного процесса - гонение следа - состояла в поиске доказательств и преступника. Так как в Древней Руси еще не появились специальные розыскные органы и лица, гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, члены общины и добровольцы.

2. Система доказательств по Русской Правде состояла из:

Свидетельских показаний «видоков» и «послухов»; - вещественных доказательств;

Ордалий (испытаний огнем, водой, каленым железом); - присяги.

5. Гражданское и брачно-семейное право по Русской правде. Русь в период феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность Руси оформилась в конце первой трети XIIв., после смерти вел. кн. Мстислава Владимировича Великого. Предпосылки для раздробленности создала знаменитая резолюция Любечского снема (съезда князей) 1097 года: "Каждый да держит вотчину свою" После этого князья постепенно перестали признавать свою зависимость от киевского великого князя. Долгое время отечественная историография отрицала наличие феодализма в средневековой Руси, считая, что на Руси существовала особая, удельная общественная система, т.к. не было четко выраженных (по западноевропейскому образцу) правовых и социальных отношений сюзеренитета-вассалитета. Средневековое русское право не было похоже на западноевропейское классическое феодальное право. С другой стороны, если шире посмотреть на состояние вещей, сюзерены и вассалы в средневековой Руси все же существовали. Так, в XII-XIIIвв. большое развитие получила система иммунитетов, освобождавших боярские вотчины и удельные княжества, а также монастыри от (велико)княжеского управления и суда. Старшими сюзеренами были великие князья, им подчинялись удельные князья, вассалами первого уровня являлись бояре, владевшие своими вотчинами, и монастыри, которым тоже принадлежали обширные земельные угодья. В одних руках (княжеских и боярских), как и в Западной Европе, объединялись имущественные и государственно-властные полномочия.



Феодальная раздробленность на Руси имела свою специфику, в частности, этому способствовало татаро-монгольское иго в XIII-XVвв. Феодальная раздробленность в нашей стране имела два основных этапа: первый – XII-XIIIвв. (до татаро-монгольского нашествия) и второй – XIII-XVвв. (период утраты национального суверенитета).

Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.

Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.

Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

Субъектами преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. Хозяин холопа мог безнаказанно убить его или покалечить.

Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.

Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.

Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.

Виды преступлений по Русской Правде.

1. Против личности :

1) убийство . Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.

Его виды :

а) убийство в ссоре или на пиру;

б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

2) причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).

2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.

3. Против собственности . Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.

Государственных преступлений в те годы не было.

Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.

Виды наказаний по Русской Правде:

2) поток и разграбление;

3) штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).

10.Суд и судебный процесс по Русской Правде.

Русская Правда выделяла 4 стадии судебного процесса :

1) заклич;

2) свод-отыскание ответчика (следствие);

3) судоговорение;

4) вынесение решения.

1. Заклич – первая, начальная стадия судопроизводства. Ее особенности : лицо, обнаружившее, что пропала вещь или найдено тело, должно было всенародно огласить об этом на площади при свидетелях (не обязательно фиксировать поименно этих свидетелей). Свидетелями, как правило, были все присутствующие при закличе. Заклич осуществлялся в устной форме.

2. Свод-отыскание ответчика – вторая стадия процесса, которая использовалась только в гражданском судопроизводстве. Второй стадией уголовного судопроизводства было следствие. Свод-отыскание ответчика, или следствие, проводились следующим образом: если лицо, начавшее судопроизводство (кликавшее на площади), утверждает, что это его вещь, при условии, что оно продало эту вещь ранее, то начиналась стадия свода-отыскания, на которую приглашались 12 мужчин; если же лицо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил ее продать, то все идут на свод. Следствие предполагало прямое отыскание, т. е. все шли от одного возможного вора к другому, пока не находили истинного собственника.

Если найденное лицо (ответчик) утверждал, что он не крал вещь, и ссылался на иное лицо, то он независимо ни от чего признавался виновным и должен был выплатить штраф.

Свод был прямым истребованием вещи из чужого незаконного владения, в этом он схож с современным виндикационным процессом.

Временные рамки свода не были установлены, но в целях их сокращения закреплялось, что свод в черте города (в пределах его населения) мог проводиться не более 3 раз. Свод не проводился вне пределов города.

3. Судоговорение – это собственно рассмотрение дела.

На судоговорении стороны должны были представить доказательства и свидетелей своей правоты. Таким образом, судоговорение по Русской Правде носило состязательный характер, а все рассмотрение дела было гласным (на площади, в присутствии всех желающих) и устным (никак ход рассмотрения не фиксировался).

4. Вынесение решения – это заключительная стадия судопроизводства по Русской Правде, она также никак не оформлялась, и решение выносилось в устной форме. Приговор по уголовным делам приводился в исполнение немедленно.

По гражданским делам на основании решения суда между сторонами должно было быть заключено соглашение об исполнении приговора. Такое соглашение заключалось в течение 3–6 месяцев. Если ответчик отказывался заключить это соглашение, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой, т. е. получить ответчика в качестве раба.

Допустимые доказательства по Русской Правде (документального оформления доказательства не получали):

1) свидетельские показания:

а) видаки (очевидцы);

б) послухи (свидетели, не являющиеся очевидцами); лицо для доказательства своей правоты должно было привести не менее 2 (для иностранцев) или 6 (для русских) послухов;

2) письменные документы;

3) улики (раны, ссадины).

Особый процесс был в Божьих судах . Он был жесток и основывался на вере в Божью справедливость. Виды наказаний :

1) ордалии – пытки;

2) рота – публичная клятва богами;

3) поле – судебный поединок.

9. Русские земли в период феодальной раздробленности XII-XIV вв.

В середине XII в. Древнерусское государство распалось на двенад­цать удельных княжеств. Это был политический результат дальнейшего развития феодализма, укрепления феодальной собственности на землю, утверждения феодальной ренты в качестве средства эксплуатации кре­стьянства. Падение удельного веса международной торговли, прово­дившейся по пути «из варяг в греки» через Киев, прекращение обога­щавших знать завоевательных походов киевских князей ослабили зна­чение Киева как политического и экономического центра русских зе­мель. Попытки киевских князей приостановить процесс распада Киев­ской Руси посредством феодальных съездов успеха не принесли. Одна за другой земли начали освобождаться из-под власти Киева, местные феодалы стали проводить свою политику, зачастую отличную от обще­государственной, киевской. Стремясь расширить свои земельные вла­дения, местные феодалы и князья захватывают соседние земли, что усилило междоусобицы и феодальные распри. Постепенно усиливаются новые экономические и политические центры - Новгород, Смоленск, Галич, Рязань и др. Феодальная раздробленность проявлялась в сле­дующих правовых формах: междукняжских договорах, иммунитетных грамотах и др., формуле вассальной службы ("а боярам и вольным слу­гам межи нас вольным воля"), праве отъезда.
Наиболее влиятельными были: Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжества, Новгородская и Псковская феодальные рес­публики.
Особенность Галицко-Волынского княжества состояла в том, что здесь боярство сложилось из верхов родоплеменной знати и было не­зависимым от князя. Поэтому в Галицко-Волынском княжестве в решении государственных вопросов была велика роль Совета бояр, с которым князья должны были согласовывать свою деятельность. Иная картина наблюдалась во Владимиро-Суздальском княжестве, где боярство в основном формировалось из княжеской дружины и чувствовало себя зависимым от князя. Поэтому для данного государ­ства характерной была сильная княжеская власть.

10. Новгородская феодальная республика, ее государственное и административное устройство.

Новгородская земля (северо-западная Русь) занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги, от Прибалтики до Урала.

Новгородская земля находилась далеко от кочевников и не испытала ужаса их набегов. Богатство Новгородской земли заключалось в наличии громадного земельного фонда, попавшего в руки местного боярства, выросшего из местной родоплеменной знати. Своего хлеба в Новгороде не хватало, но промысловые занятия - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество - получили значительное развитие и давали боярству немалые доходы. Возвышению Новгорода способствовало исключительно выгодное географическое положение: город находился на перекрестке торговых путей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией. У причалов реки Волхов в Новгороде стояли десятки кораблей.

Для государственного образования в Новгородском государстве были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономический вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило осо-бую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму го-сударственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Ве-неция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Раз-витие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях (что объ-яснялось выходом к морям) , потребовало создания более демократичного государст-венного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий сред-ний класс новгородского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщиче-ством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабаты-вали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с рус-скими княжествами и с “заграницей” (гости).

Городское население делилось на патрициат (“старейших”) и “черных людей”.

Новгородское крестьянство состояло, как и в других русских землях, из смердов-общинников, половников – зависимых крестьян, работающих “из полу” за часть про-дукции на господской земле, и закладников, “заложившихся” , поступивших в кабалу, и холопов.

Как правило, Новгородом владел тот из князей, кто держал киевский престол. Это позволяло старшему среди Рюриковичей князю контролировать великий путь "из варяг в греки" и доминировать на Руси. Используя недовольство новгородцев (восстание 1136 г.), боярство, обладавшее значительной экономической мощью, сумело оконча-тельно победить князя в борьбе за власть. Новгород стал боярской республикой. Выс-шим органом республики было вече, на котором избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, су-дебной, административных сфер. Наряду с общегородским вечем существовали "кон-чанские" (город делился на пять районов - концов, а вся Новгородская земля - на пять областей - пятин) и "уличанские" (объединявшие жителей улиц) вечевые сходы. Фак-тическими хозяевами на вече были 300 "золотых поясов" - крупнейшие бояре Новгоро-да. Вече избирало князя. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были прини-маться единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводст-во осуществлялось вечевыми дьяками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв ве-ча) являлся боярский совет (“Оспода”) , включавший наиболее влиятельных лиц (пред-ставителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председатель-ством архиепископа.

Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющиеся на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти кон-цов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород.

Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова "посадить"; обычно великий киевский князь "сажал" своего старшего сына наместни-ком Новгорода). Посадник был главой правительства, в его руках были управление и суд, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, пред-седательствовал во внешних отношениях.

Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов. Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа (впоследствии архиепи-скопа). Владыка распоряжался казной, контролировал внешние отношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. (основная его роль – духовное главенство в церковной иерархии). Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новго-рода с остальной Русью. Князя предупреждали: "Без посадника тебе, князь, суда не су-дить, волостей не держать, грамот не давать. Даже резиденция князя находилась вне кремля на ярославовом дворище - Торговой стороне, а позднее - в нескольких километрах от кремля на Городище. По договору с городом (известно около 80 договоров 13-15 вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новго-родских волостей своим приближенным, управлять новгородскими волостями, вер-шить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников, из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немецко-шведской агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зави-симость от Золотой Орды сказалась и на дальнейшем развитии этого региона.

11. Новгородская и Псковская судные грамоты, их содержание и значение для развития русского права.

Правовое положение зависимого населения по Псковской судной грамоте сходно с их положением по Русской Правде. Устанавливался правовой статус половников, т. е. людей, кот. должны расплачиваться за долг половиной урожая (улова) независимо от его размера.

По сравнению с Русской Правдой имелось больше норм гражданского права и меньше норм уголовного права.

Вполне сформировавшееся псковское право собственности знает деление вещей на недвижимые и движимые. Более развитая система обязательственного права, включая регламентацию договоров купли-продажи, дарения, залога, займа, имущественного и личного найма.

Было наследование, как по завещанию, так и по закону. Содержались требования к форме договора (простая письменная – доски или особая письменная форма – запись), к его обеспечению и пр. Завещания и записи хранились в Троицком соборе Пскова.

Впервые на Руси в Псковской судной грамоте появляются гос. преступления: перевет (гос. измена); кромская татьба (кража из кремля, т. е. кража гос. имущества). За их совершение назначалась смертная казнь.

Процесс по Псковской судной грамоте носил состязательный характер. Теми или иными полномочиями в судебной сфере обладали все высшие псковские магистраты (высшие должностные лица Псковской республики): княжеский наместник (вершил суд лишь в присутствии одного из посадников).

наместник новгородского архиепископа (руководитель церковного суда), посадники. Магистратов. в свою очередь, судило вече. Апелляционной инстанцией была коллегия в составе княжеского наместника, одного из посадников и 10 присяжных (из бояр и состоятельных людей).

Споры церковного человека с мирянином разбирал городской судья вместе с наместником архиепископа. Княжеские люди судились городским судьей и княжескими боярами на территории резиденции наместника князя (городища).

На одного из посадников возлагалось руководство торговым судом и разбор дел полицейского характера (нарушение общественного порядка, мер и весов и т. п.). При участии наместника архиепископа он разбирал споры новгородских и иноземных купцов.

Среди доказательств выделялись свидетельские показания, письменные доказательства (напр., записи), судебный поединок. Возникает институт судебного представительства в судебном поединке, которым могли пользоваться только женщины, подростки, монахи, старые люди.

Новгородская судная грамота – основной источник права Новгородской феодальной республики. Она была утверждена «всем государем Великим Новгородом на вече».

Сохранился лишь один и весьма неполный список Новгородской судной грамоты, относящийся приблизительно к 60-м гг. XV в. В этом отрывке содержатся отдельные уголовно-процессуальные нормы о «наездчиках» (наезд – захват недвижимости) и «грабежчиках» (грабеж – захват движимого имущества).

Источниками (формами) права в период феодальной раздробленности были Русская правда, уставы и грамоты русских князей (уставная грамота волынского князя Мстислава Даниловича, устав новгородского князя Ярослава о мостах, рукописание новгородского князя Владимира Всеволодовича - все относятся к XIII веку), «приговоры» веча, пошлины (нормы обычного права). Однако важнейшими памятниками права стали Новгородская и Псковская судная грамоты. Поскольку Новгородская судная грамота дошла до нас в неполном виде (сохранились лишь 42 статьи), то основное внимание мы сосредоточим на Псковской судной грамоте.

Следует подчеркнуть, что если Русская правда главным образом памятник уголовного и процессуального права, то более половины всех статей Псковской судной грамоты (63 из 120) посвящено нормам гражданского права. И это было не случайно: данный факт объяснялся более высоким уровнем развития товарно-денежных отношений в Северно-Западной Руси. Центральное место в гражданском праве занимает право собственности. Грамота впервые различает недвижимое (вотчина) и движимое (живот). В ней оговорены способы получения собственности (по истечении срока давности владения (ст.9), приплод (ст. 118), наследство (ст. 15), дарение (ст. 100), кормлю (ст.72). Псковская судная грамота уделяет важное внимание залоговому праву. Предусматривалась возможность залога движимости и недвижимости. Заложенное недвижимое имущество не переходило во владение залогодержателя, но в случае неуплаты долга могли предъявляться судебные санкции. Более обстоятельно, чем в Русской правде, разработано обязательственное право. Грамота знает договоры: дарения, купли-продажи, мены, ссуды, поклажи, личного найма, найма помещения. Как правило, договоры поклажи, дарения займа свыше 1 рубля заключались в письменном виде или при свидетелях. Договоры, заключенные в состоянии опьянения, признавались недействительными.

В Псковской судной грамоте можно найти много статей (см. ст.42-44), которые регулировали отношения между землевладельцами и феодально-зависимым населением - изорниками, огородниками и кочетниками (рыболовами). Изорники (от слова «орать» - пахать), получая от собственника земельный участок, брали от него «покруту» (подмогу) серебром или натурой. Изорники работали «исполу», т.е. половину урожая отдавали землевладельцу. Псковская судная грамота знает как наследование по закону, так и по завещанию. В ст. 15 перечислены возможные наследники: отец, мать, сын, брат, сестра и другие близкие родственники. Были расширены наследственные права супругов: переживший супруг получал право на кормлю. При вступлении в новый брак он лишался права пользования ею (см. ст.88,89). Завещание в Пскове и Новгороде оформлялось письменно, почему и называлось «рукописанием». Оно должно было утверждаться путем положения его в ларь (архив) Святой Софии (в Новгороде) или Святой Троицы (в Пскове). Псковская судная грамота зафиксировала определенные изменения в наследственном праве. Под преступлением теперь понималось не только нанесение материального или морального ущерба отдельным лицам, но и причинение вреда государству. В Пскове, кроме денежных штрафов, применяли и смертную казнь.

Развитие феодальных отношений, рост классовых противоречий, усиление охраны собственности феодалов и купцов обусловили более развитую систему имущественных преступлений, чем в Русской Правде. Татьба (кража) стала подразделяться на простую и квалифицированную (кража церковного имущества, конокрадство, кража в третий раз). Квалифицированная татьба наказывалась смертной казнью. Появляются государственные преступления (перевет), преступления против суда (тайный посул судье, насильственное вторжение посторонних лиц в помещение суда, нанесение побоев подвернику).

Судебное право. Формы судопроизводства.

В судопроизводстве в Новгороде и Пскове продолжал доминировать состязательный процесс. Как и в Киевской Руси, в феодальных республиках существовал институт досудебной подготовки дела - свод. Подробно в ПСГ свод не регламентировался, поскольку и в этом случае действовали нормы Русской правды. На процессе допускалось представительство сторон. Женщины, дети, старики, монахини, глухие могли иметь пособников, которые должны были представлять в суде их интересы. Важным этапом был вызов ответчика в суд, осуществляемый публично, на церковной площади в присутствии священника. В случае пятидневной неявки в суд ответчика его могли доставить на суд принудительно. Существенными отличиями судебного процесса в Новгороде и Пскове от процесса Русской Правды являются:

1) замена публичного процесса (на княжьем дворе) процессом канцелярским, закрытым для публики;

2) замена устного делопроизводства письменным, преобладание письменных доказательств;

3) учреждение апелляционной судебной инстанции под именем суда докладчиков, состоявшего из выборных бояр и житьих людей.

Процесс носил обвинительный характер. Новгородская судная грамота требовала обязательного письменного судопроизводства в форме судебных протоколов, засвидетельствованных и скрепленных печатями. Судебные грамоты именовались срочными, обетными, бессудными, судными и полевыми. Срочная грамота за печатью посадника содержала решение суда о вызове тяжушихся сторон на суд к определенному сроку; обетная грамота в случае троекратного уклонения от явки в суд назначала обязательный призыв в суд в трехдневный срок; бессудная грамота содержала решение суда в пользу истца в том случае, когда ответчик не явился на суд в срок, обозначенный в срочной грамоте; судная грамота содержала судебное решение в пользу стороны, выигравшей данную тяжбу; судная грамота, содержавшая решение суда о поземельной тяжбе, называлась полевою грамотою. За выдачу грамот судьи получали пошлину. Все гражданские акты требовали печати владыки и хранились в храме Святой Софии (Новгород) или Святой Троицы (Псков). Юридические акты частных лиц, положенные на хранение в ларь, признавались бесспорными судебными доказательствами, а их хранитель назывался «ларником».



 

Возможно, будет полезно почитать: