Окружающая среда и техногенная безопасность. Контрольная работа: Окружающая среда и техногенная безопасность Техногенная безопасность предприятия

Безопасность техногенная

состояние защищенности населения, технических систем и окружающей среды от техногенных аварий и катастроф, обуславливыающих возникновение чрезвычайных ситуации техногенного характера. Угрозы техногенной безопасности создаются на всех стадиях жизненного цикла технических систем: при проектировании (когда в проекте необоснованно используются потенциально опасные рабочие процессы, материалы и технологии, неоправданно заниженные и завышенные критерии и нормы безопасности); при изготовлении технических систем и их компонентов (когда не соблюдаются нормативные требования по технологическим операциям, входному и выходному контролю материалов и готовых изделий, по испытаниям и доводке потенциально опасных узлов, компонентов и систем); при эксплуатации (когда не соблюдаются нормы и правила безопасности, не осуществляется контроль за техническим состоянием критических зон и критических элементов, не проводится дефектоскопический контроль и мониторинг, не обеспечивается компенсация возрастающих требований по безопасности модернизацией и ремонтом технических систем). Б.т. оценивается по характеристикам прочности, ресурса, надежности, живучести несущих элементов технических систем для случаев штатных (нормальных) и нештатных (аварийных) ситуаций. Обобщенным показателем - критерием техногенной безопасности является риск, учитывающий вероятность возникновения техногенных аварий и катастроф и математическое ожидание ущерба от них. Методы повышения Б.т. состоят в нормативно обоснованном принятии конструктивных, технологических и эксплуатационных решений для указанных стадий жизненного цикла, в декларировании и поддержании безопасности на требуемом уровне, в обеспечении контроля, диагностики и мониторинга состояния технических систем с учетом повреждающих и поражающих факторов, в подготовленности систем, операторов и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Безопасность техногенная" в других словарях:

    См. Безопасность техногенная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 …

    Состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб… …

    Свойство гидротехнического сооружения, определяющее его отказоустойчивость и живучесть при отказах и авариях, а также способность не допускать в установленных режимах эксплуатации возникновения опасных событий и состояний, которые могут нанести… …

    техногенная чрезвычайная ситуация - техногенная ЧС Состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и… … Справочник технического переводчика

    Состояние защищенности природно техногенной сферы от аварий и катастроф, вызываемых комплексными воздействиями опасными природными процессами, повреждениями и разрушениями технических систем, ошибками и несанкционированными воздействиями… … Словарь черезвычайных ситуаций

    техногенная опасность - Состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде… … Справочник технического переводчика

    техногенная опасность - 3.40 техногенная опасность: Опасность, обусловленная объектами, созданными людьми и процессами их деятельности. Источник: ГОСТ Р 53195.1 2008: Безопасность функциональная связанных с безопаснос … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    техногенная безопасность гидротехнического сооружения - 3.1.3 техногенная безопасность гидротехнического сооружения: Свойство гидротехнического сооружения, определяющее его отказоустойчивость и живучесть при отказах и авариях, а также способность не допускать в установленных режимах эксплуатации… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Техногенная безопасность - состояние защищенности населения, производственного персонала, объектов экономики и окружающей среды от опасных техногенных происшествий … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Книги

  • Техногенная безопасность как объект правового и криминалистического исследования. Монография. В 2 частях. Часть 1 , Коткин Петр Николаевич Категория: Военное дело Издатель: Проспект , Производитель: Проспект ,
  • Техногенная безопасность как объект правового и криминалистического исследования. Часть 1 , Коткин Петр Николаевич , Техногенная безопасность как объект правового и криминалистического исследования. Монография. В 2 частях. Часть 1. Теоретические и прикладные основы правового исследования техногенной… Категория: Правоохранительные органы. Адвокатура. Нотариат Издатель:

Одной из важнейших задач ремонтно-монтажных служб является обеспечение требуемого уровня техногенной безопасности на предприятии.

В настоящее время создание новых и модернизация существующих производств должны основываться на жестком соблюдении высокого уровня экологической безопасности, надежности функционирования, энерго- и сырьевой экономичности. При этом характер труда человека должен измениться в направлении полного исключения монотонных, рутинных операций, ликвидации тяжелых вредных профессий. Однако важнейшим из названного является условие безопасности человека и отсутствия ущерба окружающей среде, то есть обеспечение техногенной безопасности объекта.

Понятие техногенной безопасности не сводится только к охране труда персонала и техники безопасности на производстве. Оно включает весь комплекс воздействий на здоровье и психическое состояние человека в совокупности с экологической безопасностью. Такая всеобъемлющая трактовка проблемы техногенной безопасности является идеализацией и не может быть реализована в настоящее время в полной мере.

Практическая реализация всех требований к техническим объектам возможна только на основе высокого уровня законодательного обеспечения, наличия полноты информации с использованием мирового опыта и, безусловно, высокого научного и технического уровня разработки. Целью создания таких совершенных объектов является не только экономическая выгода и удовлетворение потребностей людей, но и сохранение экологической целостности окружающей среды как основы для дальнейшего прогресса.

В настоящее время ситуация на Украине такова, что особую опасность представляет низкий уровень существующих технических объектов и недостаточные возможности решения проблемы инженерной экологии. Если в сфере оценки вредных воздействий на воду, почву, воздух и в целом в области экологической экспертизы производств, статистическом учете количества промышленных и бытовых отходов, а также в создании полигонов и свалок отходов имеются определенные достижения за рубежом, то в направлении разработки новой экологически чистой и безопасной техники явно недостаточно. Современные потребности в создании новых технологических объектов должны учитывать также необходимость в восстановлении уже нарушенной экологической целостности окружающей среды и решать проблемы ликвидации накопленных запасов различных отходов. При этом необходимо, чтобы научно-технический уровень объектов для восстановления окружающей среды был значительно более высокий в связи с особенностями перерабатываемого сырья: его высокой токсичностью, неоднородностью технического состава, разбросом физико-механических, теплофизических и прочих свойств.

Решение перечисленных сложных научно-технических задач по созданию безопасных экологически чистых объектов может быть найдено при одновременном формировании технической, энергетической, информационной структур объекта, создании многоплановой системы обеспечения техногенной безопасности на всех участках и стадиях данного конкретного производства.

Решение проблемы создания системы техногенной безопасности должно ответить на конкретные вопросы: определение зон, где уровень техногенной опасности превышает заданный; выдачи рекомендации по снижению уровня техногенной опасности до безопасных величин; оперативное оповещение персонала, находящегося в зоне техногенной безопасности об уровне опасности, времени пребывания и т.п.

В состав системы обеспечения техногенной безопасности входят следующие подсистемы:

  • - подсистема классификации оборудования;
  • - карты расположения оборудования;
  • - базы данных характеристик оборудования;
  • - базы данных по обслуживающему персоналу;
  • - подсистема динамического контроля и анализа технического и санитарного оборудования;
  • - подсистема оценки энергохимического потенциала оборудования;
  • - подсистема выявления наиболее опасных участков и сочетание неблагоприятных факторов;
  • - подсистема имитационного моделирования возможных ситуаций;
  • - подсистема принятия решений и генерирования технических и организационных предложений по предотвращению опасностей для человека и выбросов в окружающую среду.

Ключевыми понятиями данного подхода является техногенная зона (ТЗ), опасное или вредное воздействие (ОВ) и объект защиты (ОЗ).

Обязанность по обеспечению техногенной безопасности (то есть отсутствия риска возникновения аварий и/или катастроф на потенциально опасных объектах, а также у субъектов хозяйствования, которые могут создать реальную угрозу их возникновения) возложена ч. 2 ст. 51 Кодекса гражданской защиты на руководителя предприятия.

При этом подобная деятельность признается составной частью деятельности соответствующих должностных лиц и работников предприятий, учреждений, организаций. Следовательно, такое требование должно быть закреплено в соответствующих уставах либо положениях как ключевых документах предприятия, учреждения, организации.

Кроме того, в зависимости от опасности, которую потенциально представляет конкретное предприятие либо объект, руководитель предприятия должен утверждать соответствующие внутренние нормативные документы и создавать подразделения гражданской защиты либо назначать ответственные лица по вопросам гражданской защиты.

Ключевым показателем в данном случае является категория по гражданской защите. Она определяется на основании ст. 54 Кодекса в соответствии с Порядком отнесения объектов национальной экономики к категории по гражданской обороне (гражданской защите), утвержденному постановлением КМУ № 227 от 02.03.2010, который имеет статус информации с ограниченным доступом (гриф "для служебного пользования"). Кроме того, учитывается и численность людей, постоянно пребывающих на территории (в здании и помещениях) субъекта хозяйствования.

Согласно ч. 2 ст. 20 Кодекса создание подразделения по вопросам гражданской защиты обязательно для субъектов хозяйствования, отнесенных к соответствующим категориям по гражданской защите, при численности работающих более 3 тысяч человек. Таким образом, отдельные службы создаются только на очень крупных предприятиях, имеющих важное значение для экономики и обороны государства, а также предприятиях, создающих опасность радиоактивного или химического загрязнения либо катастрофического затопления.

Назначение специального должностного лица по вопросам гражданской защиты обязательно для:

1) субъектов хозяйствования с общей численностью работающих от 200 до 3000 человек;

2) субъектов хозяйствования, отнесенных ко второй категории по гражданской защите, если для них не обязательно создание службы гражданской защиты;

3) учреждений здравоохранения с общей численностью работающих и лиц, пребывающих на лечении, от 200 до 3000 человек;

4) учебных заведений с дневной формой обучения при численности учащихся 500 и более человек.

Остальным субъектам хозяйствования достаточно назначения уполномоченного лица (не должностного) по вопросам гражданской защиты за счет штатной численности работников.

Именно на указанных лиц (службы) и возлагается осуществление всех необходимых мер обеспечения техногенной безопасности. Перечень таких мер определяется ответственными лицами и руководством предприятия с учетом требований ст. 52 Кодекса, в зависимости от категории по гражданской защите, рода потенциальной опасности, количества работающих, рода деятельности предприятия и т. п. При этом необходимо соблюдать нормы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, нормы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, нормы охраны окружающей природной среды, нормы экологической, пожарной и промышленной безопасности, нормы охраны труда, нормы строительства, а также соответствующие национальные стандарты.

Обязанность по обеспечению техногенной безопасности законодательством возлагается непосредственно на руководителя предприятия, учреждения, организации.

Кроме того, предприятия, работающие с объектами повышенной опасности, согласно ст. 53 Кодекса обязаны установить автоматические системы выявления угроз возникновения чрезвычайных ситуаций и/или оповещения об их возникновении.

На объектах повышенной опасности обязательно наличие системы раннего выявления угроз и оповещения персонала и населения, попадающего в зону возможного поражения. В свою очередь, на объектах с массовым пребыванием людей обязательно наличие объектовых систем оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Требования к таким системам разрабатываются и утверждаются МВД как органом, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере гражданской защиты. Проверки соблюдения предприятием требований по обеспечению техногенной безопасности осуществляются ГСЧС.

Вхождение человечества в новый постиндустриальный мир умножило число проблем, составляющих угрозу техногенной безопасности, которая через общественную безопасность является частью национальной безопасности страны. В Концепции национальной безопасности РФ говорится: "Ослабление государственного надзора и отсутствие эффектных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации ситуаций техногенного и природного характера увеличивает риск катастроф во всех сферах хозяйственной деятельности" .

Как любой объект охраны, техногенная безопасность может рассматриваться с двух сторон.

Прежде всего, следует указать на индивидуальные объекты, подлежащие охране и входящие в состав техногенной безопасности. Анализ Федерального закона от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" показывает, что к таким объектам принадлежат: люди (население); окружающая природная среда; материальные ценности. Самая большая ценность из всех ценностей, - люди, - поставлена законодателем на первое место. Граждане в соответствии со ст. 18 названного Закона имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества от ситуаций техногенного и природного характера (аварий, катастроф); на получение информации о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; на медицинское обслуживание; на проживание и работу в зонах чрезвычайного положения.

Обстоятельством, угрожающим индивидуальным объектам, является ситуация техногенного характера, т.е. обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительные материальные потери. Рассматриваемая с этой стороны техногенная безопасность представляет собой защищенность людей, окружающей природной среды и материальных ценностей от ситуаций техногенного и природного характера. К крупным производственным авариям и катастрофам относятся: аварии на промышленных объектах, в строительстве, на воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном пространстве. Эти аварии и катастрофы сопровождаю гея взрывами, пожарами, затоплениями, выходом из строя энергосистем и инженерных путей и т.д. Данный аспект обязывает обратить внимание на другую сторону техногенной безопасности, которая предполагает осуществление совокупности надзорно-принудительных мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию аварий и катастроф на промышленных объектах, в строительстве и других сферах промышленного производства, а

также на применение в соответствующих ситуациях мер административного принуждения.

Безопасность от угроз природного характера. Безопасность населения в ситуациях природного характера в настоящее время, когда наблюдается катастрофическая деградация природной среды, связанная с продолжающимся наращиванием промышленного производства, представляет собой постоянно актуальный объект охраны. Под безопасностью в ситуациях природного характера понимается защищенность людей и материальных ценностей от стихийных бедствий, обеспеченная готовностью правоохранительных органов и, прежде всего МЧС России к действиям по предотвращению или ликвидации подобных ситуаций. К ситуациям природного характера относятся такие стихийные бедствия, как: землетрясения, наводнения ураганы, лавины, природные пожары в лесах и т.д. повлекшие за собой многочисленные жертвы людей, ущерб окружающей природной среде, значительные материальные потери.

К основным законодательным актам, нормы которых регулируют общественные отношения в области защиты населения от ситуаций природного характера, принадлежат - Закон РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" УК РФ (гл.26), КоАП РФ (гл.8), Федеральный закон от 10 января 2002 г.

"Об охране окружающей природной среды" Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г "О чрезвычайном положении". Из подзаконных актов этого направления следует назвать: Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утвержденное Правительством РФ от 5 ноября 1995 г., Положение о МВД России, утвержденное Указом Президента

РФ от 18 июля 1996 г., Положение о Войсках гражданской обороны РФ утвержденное Указом Президента РФ от 27 мая 1996 г Положение о МЧС России, утвержденное Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г., и др.

Анализ законодательства о безопасности населения в ситуациях природного характера свидетельствует о том, что рассматриваемое понятие заключает в себе два начала: первое связано с индивидуальными объектами, подлежащими защите; второе имеет отношение к структурам и средствам, с помощью которых осуществляется охрана объектов.

К индивидуальным объектам защиты в ситуациях природного характера законодательство относит: людей, их жизнь и здоровье; окружающую природную среду; материальные ценности. В рассматриваемом аспекте ст. 18 Федерального закона о защите населения и территорий от ситуаций природного и техногенного характера предоставляет гражданам право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества; на информацию об опасностях; на медицинское обслуживание за проживание и работу в зонах чрезвычайного положения; за участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий. Обстоятельствами, угрожающими населению и территориям в ситуации природного характера, являются стихийные бедствия, характеризуемые масштабностью, непредсказуемостью, внезапностью.

Вследствие этого безопасность населения и территории при угрозе или возникновении ситуации природного характера определяется состоянием готовности принять меры, адекватные угрозам безопасности, и ликвидировать подобную ситуацию. Предотвращение и устранение бедствий подобного рода является комплексной проблемой, требующей для своего решения действий различных государственных структур как на федеральном, так и региональном уровнях. Законодательство о чрезвычайном положении и

чрезвычайных ситуациях указывает на ведущую роль в подобных ситуациях силовых структур: органов МЧС России, Вооруженных Сил, МВД России и т.д.

При строгом и внимательном подходе к Концепции национальной безопасности приходишь к выводу, что она подразделяет национальную безопасность в основном на два вида: общественную и государственную. Обеспечение общественной безопасности предупреждает и пресекает противоправные деяния и негативные события (угрозы) внутреннего характера: бандитизм, массовые беспорядки, техногенные катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии. Обеспечение государственной безопасности направлено на предупреждение и пресечение противоправных деяний, имеющих в известной степени политический характер: терроризм, шпионаж, диверсии и т.д. Деление национальной безопасности на общественную и государственную проводит четкую границу также между вопросами внутренней и внешней безопасности страны1.

Такие виды национальной безопасности, как экологическая, информационная и экономическая входят фрагментами либо в общественную, либо в государственную безопасность. Проф. М.А.Лапина правильно утверждает, что "экологическая безопасность является не только самостоятельным элементом национальной безопасности, но и одним из элементов общественной безопасности". Однако значение этих видов безопасности за последние 50 лет настолько стало глобальным, что возникла необходимость в выделении их в самостоятельные виды национальной безопасности. Таким образом, по предметной сфере можно выделить, помимо общественной, иные виды национальной безопасности: экономическую, экологическую, информационную, государственную.



 

Возможно, будет полезно почитать: