Правовые и организационные основы бжд. Правовые и нормативно-технические основы бжд Правовые нормативно технические и организационные основы бжд
Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Мониторинг и контроль опасностей. Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. Экономическийущерб и его составляющие. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды.Страхование рисков. Органы государственного управления безопасностью.Корпоративный менеджмент в области экономической безопасности, условий труда и здоровья работников.
Тема 3.2. Национальная и международная безопасности Российской Федерации.
Глобальные проблемы человечества. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность. Россия в мире цивилизаций. Жизнестойкость мирового сообщества в новой эпохе. Россия в новой эпохе.Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:
№ п/п | Наименование модуля | Компетенции | Результат освоения модуля |
Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. . | ОК-1,ОК-2,ОК-11. | Знать: -современное состояние и основные негативные факторы среды обитания; основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду; -последствия воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов; -базовые методы идентификации опасности. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; | |
ОК-3,ОК-6 | Уметь: -идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать их риск. Владеть: - базовым понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности и защиты окружающей среды; - методами контроля основных параметров среды обитания, влияющих на здоровье человека. | ||
ОК-1,ОК-2,ОК-8. | Знать -последствия воздействия на человека травмирующих и поражающих факторов; - базовые законодательные и нормативные правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности; - основные методы управления безопасностью жизнедеятельности. Владеть: - законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; |
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:
Оценочные средства.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины | Оценочные средства |
1. | Модуль 1. Теоретические основы безопасностижизнедеятельности. Современный мир опасностей. | Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание |
2. | Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. | Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, контрольные работы, практическая работа, тестовые задания. Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание |
3. | Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. | Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание |
4. | Модули 1-3 | Рубежный контроль. зачет – комплексное тестовоезадание, билеты. |
8.3. Примерные вопросы к зачету.
1. Теоретические основы учения о человеке и природозащитной деятельности.
2. Эволюция человечества и среды его обитания. Эволюция мира опасностей.
3. Становление и развитие учения о человеко - и природозащитной деятельности.
4. Принципы и понятия ноксологии.
5. Опасности и их показатели. Качественная классификация и количественная оценка опасностей.
6. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.
7. Естественные, естественно-техногенные опасности и антропогенные опасности.
8. Основы теории риска.
9. Воздействие на человека вибрации, акустического шума, инфразвука и ультразвука.
10. Воздействие на человека электромагнитных полей и излучений.
11. Региональные и глобальные техногенные опасности.
12. Чрезвычайные опасности. Техносферные и социальные источники чрезвычайных опасностей. Общие меры защиты.
13. Масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу.
14. Анализ и прогнозирование влияния техносферных и социальных опасностей на человека.
15. Индивидуальные и коллективные средства и устройства защиты.
16. Способы защиты человека и окружающей среды от опасностей техники и технологий.
17. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта и жизненного пространства.
18. Стратегия глобальной безопасности. Устойчивое развитие.
19. Защита человека от переменных климатических воздействий.
20. Защита человека от высоких и низких температур.
21. Защита человека от токсичных веществ в атмосферном воздухе помещений и минимизация их воздействия.
22. Защита человека от вибраций, акустических воздействий, неионизирующих электромагнитных полей и излучений и минимизация их воздействия.
23. Защита от электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и минимизация их воздействия.
24. Технические способы и средства обеспечения электробезопасности и минимизация рисков.
25. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы.
26. Защита населения и окружающей среды от пожаров и взрывов. Профилактические мероприятия.
27. Психофизиологические основы безопасности труда.
28. Защита от стихийных явлений.
29. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Защита от терроризма.
30. Глобальные проблемы человечества и защита от них.
31. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды, здоровья работающих и населения.
32. Государственное управление в БЖД и ЗОС.
33. Международное сотрудничество в области безопасности (борьба с терроризмом), при ЧС и ликвидация их последствий.
34. Ответственность за нарушение безопасности человека и окружающей среды.
35. Криминалистические опасности и защита от них.
36. Опасности в сфере политической и экономической жизни общества и защита от них.
37. Опасности индивидуального характера.
38. Опасности общественного характера.
39. Психофизиологические основы безопасности труда. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.
40. Особенности города как среды обитания. Зоны повышенной опасности в городе. Службы, обеспечивающие безопасность города и правила их вызова.
41. Защита и правила поведения населения в период эпидемий, массовых инфекционных заболеваний, профилактические мероприятия.
42. Национальные интересы и национальная безопасность России.
43. Чрезвычайные ситуации, классификация.
44. Чрезвычайные ситуации техногенного (антропогенного) характера.
45. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.
46. Чрезвычайные ситуации военного времени.
47. Чрезвычайные ситуации индивидуального характера.
48. Чрезвычайные ситуации общественного характера.
49. Гражданская оборона и ее задачи.
50. Чрезвычайные социально-биологические ситуации.
4.1. Законодательная база обеспечения безопасности жизнедеятельности
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РВ, а также подзаконные акты: указы Президентов, постановления, принимаемые правительством РФ, местными органами власти и т.п.
Базовая иерархия нормативных документов по охране труда следующая.
Конституция РФ законы указы Президента РФ постановления Правительства РФ ССБТ Санитарные нормы и правила инструкции по технике безопасности.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и/или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования по обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».
Ключевыми законодательными актами по охране труда являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда» и Кодекс законов о труде. Приведенные акты устанавливают основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.
Правовую основу работ в ЧС и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об использовании атомной энергии».
Среди систем нормативных документов (стандартов) следует отметить ГСС и ГОСТ. Эти системы включают в себя стандарты самых различных направлений.
Также следует отметить следующие важнейшие системы стандартов.
1. Санитарные нормы (СН). Они устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также уровни физических воздействий на окружающую среду (шум, вибрация и т.д.).
2. Строительные нормы и правила (СНиП) содержат стандарты проектирования сооружений различного вида и назначения.
3. Система стандартов «Охрана природы» - совокупность стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов (составная часть ГСС).
4. Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.
4.2. Методические основы управления безопасностью жизнедеятельности
Управление является предметом кибернетики, в которой исследуются процессы управления сложными динамическими системами методами точных наук.
С этих позиций управление представляет собой целенаправленный замкнутый процесс, в котором участвуют орган управления и управляемый объект. Между ними устанавливаются определенные связи.
Рисунок 4.1.
Простейшая схема управления
По линиям связи от органа управления (U ) к управляемому объекту (УО ) орган управления передает информацию, определяющую состояние, в которое должен перейти управляемый объект. От управляемого объекта к органу управления передается информация о фактическом состоянии управляемого объекта. На основе этой информации орган управления корректирует управленческие воздействия.
Этот процесс происходит постоянно.
Более сложная схема управления предполагает, что на каждом i -том этапе управления на управляемый объект (УО i ) поступает информация (I i ), определяющая состояние управляемого объекта и случайные возмущения ( i ), которые являются следствием естественных случайных процессов присутствующих в любом реальном процессе. В результате обработки информации и воздействия случайных возмущений управляемый объект передает в орган управления сведения о своем текущем состоянии (J i ). На основе этих сведения орган управления вырабатывает и передает на управляемы объект управленческие решения (u i +1), определяющие последующее состояние управляемого объекта.
Описанная структура представлена на рис. 4.2.
Рисунок 4.2.
Схема взаимодействия органа управления и управляемого объекта
Под влиянием информации, управленческих воздействий и случайных возмущений управляемый объект может переходить в состояние, в котором он ранее уже находился.
Кроме того, некоторые процессы предполагают цикличность состояний управляемого объекта.
Нередки также случаи ветвистости переходов, то есть ситуаций, когда различные управленческие воздействия переводят управляемый объект в различные состояния.
В системе управления на стадии эксплуатации присутствуют и цикличность и ветвистость.
Рисунок 4.3.
Схема системы управления опасностями на стадии эксплуатации
Здесь состояния управляемого объекта нулевое, первое и второе – состояния профилактики и готовности, режима реагирования на отказ или ЧП и состояние восстановления после отказа или ЧП соответственно.
Управление безопасностью складывается из следующего ряда последовательно выполняемых стадий.
1. Оценка состояния безопасности и ее составляющих.
2. Формирование целей.
3. Составление программ обеспечения безопасности.
4. Оперативное управление программами.
5. Оценка эффективности реализации программ.
6. Стимулирование исполнителей.
Общая схема управления безопасностью может быть описана следующим образом.
В процессе оценки безопасности определяются показатели, непосредственно характеризующие состояние исследуемого объекта. (параметры микроклимата, шума, запыленности и т.п.). Кроме того, оценивается экономический ущерб, вызываемый неблагоприятными условиями жизнедеятельности.
С учетом существующих нормативных требований формируются ориентировочные цели на определенный период времени.
В зависимости от фактического состояния показателей и с учетом прогноза условий жизнедеятельности намечаются конкретные количественные цели (снизить запыленность до 6 мг/м 3).
Для достижения каждой поставленной цели составляется технически обоснованный набор мероприятий с указанием объемов, сроков исполнения и исполнителей.
Разработанная программа должна удовлетворять условиям научной обоснованности, экономичности, соответствия современному состоянию технике и ряду других показателей.
После выполнения всех запланированных мероприятий проводится оценка нового состояния жизнедеятельности людей в описанной ранее последовательности.
Результатами успешной реализации программы являются:
1) достижение контролируемых показателей требуемых норм;
2) улучшение значений контролируемых показателей;
3) снижение экономического ущерба.
Если достигнуты конечные цели программы, то ее функционирование завершается. В противном случае – проводится корректировка ее работы и повторный запуск.
4.3. Управление охраной труда
Управление охраной труда осуществляется в соответствии с Основами охраны труда в РФ Министерством труда и социального развития РФ и его территориальными органами.
Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии предусматривает участие в ней всех представителей администрации. Кроме того, ряд подразделений выполняют специальный функции охраны труда.
Ответственным за охрану труда на предприятии является руководитель этого предприятия. Организация и координация работ по охране труда возложена на службы (или специалиста) по охране труда. Эта служба помимо охраны труда проводит анализ состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также совместно с другими службами разрабатывает мероприятия по их реализации. Кроме того, эта служба организует работу по проверке технического состояния зданий, сооружений и оборудования цехов, работу по аттестации рабочих мест в части их соответствия нормам безопасности, проводит инструктаж и обучение работников основам техники безопасности в соответствии с действующими нормативными документами, участвует в работе комиссий по проверке знаний техники безопасности.
Анализ условий труда на рабочих местах основывается на т.н. «типовых положениях».
Типовое положение – это единый методологический документ, для организации работ, связанных с учетом, аттестацией, рационализацией и планированием рабочих мест (РМ).
Учет РМ – первый этап работы по анализу условий труда, связанный с определением рабочих мест и их классификацией.
Аттестация РМ заключается в комплексной оценке каждого РМ на его соответствие требованиям охраны труда и современному научно-техническому уровню.
Рационализация РМ состоит во внедрении мероприятий, направленных на совершенствование и на оптимизацию использования РМ, в том числе, на улучшение условий труда.
Планирование РМ – это расчет оптимального числа и структуры РМ с учетом используемых трудовых ресурсов и потребностью в росте производительности труда.
Для оценки состояния охраны труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применение обобщенного коэффициента уровня охраны труда.
.
Здесь К сп – коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими; К б – коэффициент безопасности единицы оборудования; К впр – коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.
Для определения К сп на предприятии вводится карта соблюдения правил охраны труда для участка и цеха.
Коэффициент безопасности единицы оборудования определяется по следующей формуле
.
Здесь Т б – количество показателей, соответствующих нормативно-технической документации (НТД) по безопасности труда, Т о – общее число показателей, относящихся к данному оборудованию.
Коэффициент выполнения плановых работ по охране труда К впр определяется отношением фактически выполненных мероприятий, предусмотренных на рассматриваемый период.
Для комплексной оценки условий труда используется гигиеническая классификация труда, которая предусматривает учет каждого фактора, характеризующего опасность и вредность производственной среды, а также тяжесть и напряженность трудового процесса.
Методами управления безопасностью труда являются следующие:
1) профессиональный отбор;
2) обучение безопасности труда;
3) инженерно-технические методы;
4) административные методы и т.д.
Учебно-методические материалы
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): Учеб. пособие для вузов/ Кукин П.П.,Лапин В.Л.,Подгорных Е.А. -М.: Высш. шк., 1999.-318 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Белов С.В.,Ильницкая А.В.,Козьяков А.Ф.,ред. С.В.Белов.-2-е изд., испр. и доп -М.: Высш. шк., 1999.-448 с.
3.Розанов В.С. Безопасность жизнедеятельности. Электробезопасность: Учеб. пособие/ Моск. гос. ин-т радиотехники, электроники и автоматики (техн. ун-т).. -М.: Изд-во МИРЭА, 1999.-47 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для вузов/ Арустамов Э.А.,Волощенко А.Е.,Гуськов Г.В.,ред. Э.А.Арустамов.-2-е изд., перераб. и доп -М.: Дашков и К, 2000.-677 с.
5. Русак, Олег Николаевич и др. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/ Русак О.Н.,Малаян К.Р.,Занько Н.Г. -СПб: Лань, 2000.-447 с. -(Учебники для вузов.. Специальная литература).
Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.-216 с.
Лавочкин Н.Н. Инженерные расчеты по охране труда. 1986 г.
Дополнительная литература
Правила эксплуатации электроустановок потребителей. 5-е изд., перер. и доп. с измен.-М.: Главгосэнергонадзор, 1997.-246.
Правила устройства электроустановок.-6-е изд., перераб. и доп.-М.: Энергоатомиздат,1998.-648.
Бурлак Г.Н. Безопасность работ на компьютере: М.: Финансы и статистика, 1998.
Журавлев П.П. Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях: М.: Изд. ассоциации строительных вузов, 1999.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан.
Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам
Кроме Конституции, другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:
Федеральные законы;
Указы Президента Российской Федерации;
Постановления Правительства Российской Федерации;
Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;
Правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):
Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).
Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ;
«О гражданской обороне»;
«О радиационной безопасности населения»;
«О пожарной безопасности»;
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
«О безопасности дорожного движения»;
«О безопасности гидротехнических сооружений»;
«О газоснабжении в Российской Федерации»;
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.
Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:
§ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
§ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
§ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
§ «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
§ «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;
§ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
§ «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».
В сфере трудовых отношений:
§ Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
§ Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.
Контроль и надзор осуществляют: Санэпиднадзор Минздрава России, Роспотребнадзор, Роструд, Росздрав, Ростехнадзор и т.д.
Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС ), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области.
Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства:
· федеральных органов исполнительной власти,
· органов исполнительной власти субъектов РФ,
· органов местного самоуправления
· организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.
Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России - строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и подзаконные акты, принятые представительными органами Российской Федерации (указы президента, постановления правительства РФ и входящих в неё государственных образований), местными органами власти и специально уполномоченными на то органами:
Министерство природных ресурсов РФ;
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
Министерство труда и социального развития РФ;
Министерство здравоохранения РФ;
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.
Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.
Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением.
Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.
Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:
· Федеральные законы.
· Указы Президента РФ.
· Постановления Правительства РФ.
· Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
· Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
· Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.
Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
1. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12. 1994 г.
Настоящий закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.
2. Закон РФ «О гражданской обороне» № 28 – ФЗ от 12.02.1998 г.
Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
3. Постановление Правительства РФ «О создании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» № 1113 от 5.11.1995 г.
Органами законодательной и исполнительной власти принят еще ряд важных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.
Основной проблемой в обосновании правового регулирования безопасности жизнедеятельности является унификация первых вышеуказанных законов.
Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах
В зависимости от области распространения всю документацию делят на:
Межотраслевую
Отраслевую
Локальную (документацию предприятий)
Межотраслевые документы разрабатывают соответствующие организации и утверждает Министерство труда и социального развития РФ или Госстандарт России, а отраслевые - министерства, ведомства, органы Госнадзора России. Локальные документы по охране труда - инструкции, стандарты, разрабатывает и утверждает администрация предприятий совместно с профкомом.
Межотраслевые и ведомственные (отраслевые) руководящие документы по охране труда представлены схемой на рис.
Рис.. Межотраслевые и ведомственные документы по охране труда
Реферат на тему :
ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА
Предмет:
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение
1. Экологическая безопасность
2. Охрана труда
3. Чрезвычайные ситуации
Список литературы
Введение
Правовой основой законодательства в области обеспечения БЖД является Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Гарантом Конституции РФ является Президент. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, рассматриваются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.
Экологическая безопасность
Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. федерального закона «Об охране окружающей природной cpeды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.
Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.
Эти задачи реализуются через три группы норм: - нормативы качества окружающей среды,
Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду,
Механизм исполнения этих требований.
К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (в частности, Госсанэпиднадзором России) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.
Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны Окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей природной среды: требовать предоставление экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.
Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. Это прямые экологические стимулы в охране окружающей природной среды. Влияние на экономический интерес осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.
Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля. Мониторинг организуется с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной cpeдe предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Организационную основу службы экологического контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на местах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют: Госсанэпиднадзор России - в части мониторинга неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды на здоровье человека, Минсельхоз России в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитратами в агропромышленном комплексе, а также, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и· радиационной безопасности. Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Росткомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.
Основные положения производственного экологического контроля были введены постановлением правительства СССР 1968 года « О мeрax по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране». Постановление предусматривало организацию лаборатории в составе заводских лабораторий для постоянного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических нормативов в цехах, а также за загрязнением атмосферного воздуха, почвы и водоемов промышленными выбросами. В соответствии с федеральным законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990) предприятия получили самостоятельность в определении структуры и финансирования своих подразделений. Однако обязанностью всех предприятий и предпринимателей является проведение экологического контроля производства и недопущение загрязнения окружающей среды, выпуск продукции, не приносящей вреда здоровью человека.
Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размещение проекта, совместно с органами власти принимать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения.
Система стандартов. Охрана природы. ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части защиты их от антропогенного воздействия. Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Государственные стандарты дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.
Система государственных стандартов включает более 200 стандартов, касающихся охраны окружающей среды. Она подразделяется на несколько групп стандартов и обеспечивает применение единых и обязательных методов и правил охраны природы. Стандарты нулевого комплекса ГОСТ 17.0.0.01 и другие составляют группу организационно-методических стандартов. Так, ГОСТ 17.0.0.04-90 регламентирует основные положения экологического паспорта предприятия.
Стандарты в области охраны вод объединяются в первый комплекс - ГОСТ 17.1.1.01 и другие; а, например, ГОСТ 17.1.3.07. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов - в третий. К четвертому комплексу относятся стандарты в области охраны и рационального использования почв, к пятому - использования земли, к шестому - охраны растительности.
Федеральный закон «Об охране окружающей при родной среды» дополняется законодательными актами, конкретизирующими его положения. В 1992 году принят «Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов». В 1993 году принят Указ «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопасности» . В 1994 году «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.
Проблема охраны окружающей среды имеет глобальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972) сформулированы 26 принципов, положенных в основу международного экологического сотрудничества. Декларация провозгласила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений.
Конференция ООН в 1992 году в Рио-де-Жанейро единодушно приняла Декларацию по окружающей среде и развитию, провозгласившую цель установить новое, справедливое глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;