Публичная и государственная власть. Понятие и особенности публичной власти

Публичная (государственная) власть

В качестве признака публичная власть раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных структур, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение, нетождественность государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества в связи с публичной властью на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток, дефект, болезнь общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически он раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым и даже трагическим может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя, например, от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества, человека даже в состоянии крайнего отчуждения от своей социальной основы.

Итак, публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).

Следует отметить, что власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит тем или иным силовым структурам и специальным учреждениям.

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет -- обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,-- это колония либо доминион.

Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.

За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета - доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как "суверенитет народа", "народ - единственный источник власти", "право нации на самоопределение", "государственное образование" показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства - внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

Итак, суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства.

Публичная власть - это такое особое явление, которое характеризует отношения межу людьми. Данное понятие существенно отличается от таких форм влияния, как, например, ораторский талант или «власть» выдающегося ума. Принудительным, властным путем невозможно определить желаемое поведение любого объекта, особенно с использованием природных данных или ценностных качеств явления. Указанные формы воздействия являются только побудительными мотивами поведения, имеющими стихийный, неосмысленный характер. Они не могут включить момент их осознания как власти (или общественной власти) и не воспринимаются в качестве волевого принуждения объектом.

При рассмотрении данного понятия в территориальной плоскости публичная власть представляет собой отношения подчинения и господства, осознаваемые и объектом, и субъектом. Достаточно просто и в то же время с позиции науки немецким политологом М. Вебером было сформулировано рассматриваемое понятие «власть» как предоставляемая возможность навязывать собственную волю, даже вопреки сопротивлению. Например, вызывающий восторг оратор у слушателей не проявляет осознанное волевое принуждение. При этом в нашей жизни довольно часто встречается такое принуждение. Например, навязывание своей воли в семье отцом. Или другой пример: принятие решения о выплатах советом директоров компании и т.п. Однако такая власть проявляется на базе не общественных и социальных интересов, а основана на связях иного рода: родственных или хозяйственных.

Публичная власть должна осуществляться в интересах того коллектива, воплощением которого она явилась. Но фактически это выглядит несколько иначе: зачастую ее используют доминирующие в данном обществе силы, которые могут оказывать влияние с использованием экономических, политических и идеологических рычагов. Иногда такой сможет превращаться в личную власть конкретного руководителя, а владельцы таких публичных полномочий любого коллектива могут придерживаться позиций, которые противоположны коллективным интересам. И даже в тех случаях, когда публичная власть осуществляет свои полномочия в интересах коллектива, у ее органа в виде определенных служащих, кадров или руководителей существуют собственные интересы. История показывает, разрешаются с помощью приведения в соответствие власти и воли коллектива различными способами, иногда вплоть до революции.

Переходя на высший уровень взаимоотношений власти и простых граждан, посредником между этими двумя сторонами является орган государства. Этот тип органов предназначен для управления государством в целом и обществом в частности. Структура государственных представителей представляет собой наличие власти, включающих в себя центральные и региональные, а также местного самоуправления. Именно представители этих органов осуществляют и олицетворяют публичную власть на государственной территории.

Структура и система в любом государстве должна быть определена правящей политической силой и закреплена в соответствующих нормативных актах. Так, Конституция выделяет такие органы и их институты, осуществляющие контроль за региональными, федеральными и местными организациями (например, прокуратура, различные службы финансового контроля, центральные избиркомы и т.п.). Не остается здесь без внимания и оказание определенного воздействия на граждан.

На местном и региональном уровнях количество таких органов публичной власти может варьироваться в зависимости от региональных особенностей, а также принятых указов, постановлений высших органов власти и, конечно же, регулироваться Конституцией страны.

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

Публичная власть. Термин "власть" означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, ощущать над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Власть политической элиты осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Отличительными признаками государственной власти в отличие от др. видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной, и др.) являются: ее публичность, т.е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население; ее универсальность, т.е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы; общеобязательность ее указаний.

Публичная власть в государственном и муниципальном управлении. Любой коллектив порождает отношения власти, доминирования и подчинения. Этот факт проистекает из различных сторон неравенства людей и их групп в коллективе. Первоначально это неравенство имеет естественный характер. Некоторые люди физически сильнее, умнее, более находчивы, у них прирожденные качества лидера и т.д. Другие люди добровольно или по принуждению подчиняются им. Этот личный элемент (особые качества того или иного человека) при создании определенных группировок людей, в коллективах определенного рода может приобрести общественное, социальное значение, становится предпосылкой возникновения публичной власти, отделяющейся от коллектива. Однако для возникновения публичной власти главное значение имеют не личные качества людей или их группировок.

Публичная власть возникает не во всяком коллективе. Родительская власть в семье или власть главаря преступной банды имеет не публичный, а персональный, личный характер. Публичная власть возникает в публичном коллективе, члены которого связаны не родственными или иными персональными, а общественными отношениями. Непосредственно публичная власть связана с двумя факторами, о которых говорилось выше: общие интересы, на определенном этапе становящиеся общественными, и социальная (а не персональная) асимметрия. В силу указанных причин государственная власть возникает в обществе страны, муниципальная - первоначально в коллективе людей, осевших на месте для общей жизни. Эти две разновидности публичной власти обладают многими общими характеристиками. Они отделены от общества (исключением является, например, принятие решений сельским сходом в мелких муниципальных образованиях), органы публичной власти обладают правом устанавливать общеобязательные для данного коллектива (общества, муниципального образования) общие правила и применять принуждение. Обе они обладают особым аппаратом - коллективом людей, как бы выделенных из общества и профессионально занимающихся управлением (и принуждением) - государственным и муниципальным.

государственный муниципальный управление власть

Управление всегда является реализацией некой власти. Без властных полномочий управление объектом невозможно, не состоится. В наиболее общем, философском смысле, власть представляет собой способность влиять на подвластного индивида в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство.

Государственная власть, очевидно, не является единственным видом власти, существующим в обществе. Власть присутствует в семье, в различных общественных организациях, в государственных институтах и учреждениях.

Из определения сущности власти становится очевидным, что она имеет свою структуру, состоящую из ряда компонентов:

1) субъекта и объекта, т.е. двух сторон властных отношений.

2) ресурса. Таким термином объединяются все необходимые свойства, прежде всего, субъекта власти - способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.

Из огромного многообразия видов власти выделяется власть публичная. В отличие от непубличных видов власти, она:

Опирается на публичное право;

Имеет публичный характер осуществления;

Не зависит от личных характеристик носителя (безлична).

В отличие от непубличных видов власти (к примеру, власть родительская или криминальная), публичная власть предсказуема, ее границы и объем указаны в публичных правовых актах, она осуществляется от имени группы населения. Объем полномочий носителя публичной власти зафиксирован в публичном праве и не зависит от того, какие личные характеристики носитель имеет.

Публичная власть включает в себя государственную и муниципальную власть.

Государственная власть - право, возможность и способность государства оказывать воздействие на отношения и действия людей с помощью различных средств и методов.

Государственная власть обладает рядом особенностей:

1. Публичность власти. Власть выступает от имени народа и имеет публичную основу для своей деятельности (казенное имущество, собственные доходы и налоги с населения).

2. Аппаратность власти. Власть имеет механизм осуществления власти в лице различных государственных органов: законодательных, исполнительных, судебных, правоохранительных и так далее. Соответственно реализация властных отношений в государстве осуществляется с помощью: властных структур - органов государства, властных институтов - политических учреждений и процедур.

3. Власть поддерживается законом, государство есть юридическая форма осуществления власти.

4. Суверенитет власти. Власть не зависит, ни от какой иной власти (внешней или внутренней, будь то другое государство, партия или церковь).

Важно подчеркнуть еще одну особенность государственной власти. Ее источником является народ, население страны. Однако понятно, что народ же является и объектом государственного управления (процесса реализации власти). Такая концепция государственной власти выявляет обязательный для учёта при рассмотрении властных отношений механизм обратной связи. Поскольку население выступает в данном случае источником власти, восприятие им властных решений становится не менее важным, нежели сами эти решения.

Государственная власть характеризуется:

Наличием специального аппарата принуждения;

Универсальностью ввиду разносторонности решаемых задач;

Легальностью и легитимностью.

Государственную власть характеризуют термины «легальность» и «легитимность». Под легальностью принято понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью - общественное признание этих решений и степень их одобрения большинством населения.

Государственная власть в целях повышения результативности консолидируется с другими видами власти, присутствующими в обществе: родительской (семейной), церковной (религиозной), хозяйственной (производственной), корпоративной, партийной, школьной.

Чтобы охарактеризовать тот или иной вид власти, используется анализ ряда ее черт (рис. 1) Рассмотрим черты государственной власти.

Источники власти - ее основания, виды ее происхождения у носителей. Источниками государственной власти могут служить традиции (например, в монархиях власть традиционно передается в рамках конкретной семьи), харизма (власть получает тот, кто сумеет стать привлекательным в глазах подвластных людей, например, на выборах), закон (на основании законных процедур государственную власть получают, к примеру, должностные лица в демократических государствах). Издавна одним из основных источников государственной власти была сила (более сильное государство захватывало менее сильное и устанавливало свою власть и т.п.). Важнейшим источником является воля, выраженное, деятельное желание, в частности, основным источником власти в демократических государствах является воля народа.

Субъекты власти - те, кто является ее носителем, кто осуществляет ее. Для государственной власти мы можем выделить следующих носителей: государство в целом и его органы, являющиеся основными носителями государственной власти, а также политические партии и политичсекие лидеры.

Объекты государственной власти, т.е. те, на кого она может распространяться, к кому быть применена. Объектом государственной власти может стать отдельный человек (например, при принятии судебного решения государственным органом - судом, в отношении конкретного человека). Может быть объектом власти отдельная социальная группа (к примеру, при проведении государственной политики в отношении социальной группы инвалидов и др.). Наконец, объектом государственной власти может стать все общество (например, при проведении государством каких-либо реформ, затрагивающих большинство граждан, при принятии общеобязательных законов и т.д.).

Рис. 1.

Ресурсы власти - потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы для достижения ее целей, но, в то же время, могу ограничить свободу ее действий либо определить объем властных полномочий. Среди ресурсов власти выделяется насилие, принуждение. Только государственная власть обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества. Также государственная власть может опираться на мифы и убеждения, имеющие силу в обществе, для того чтобы реализовывать свои цели. К примеру, убеждение общества в наличии «внешнего врага» издревле считается мощным инструментом в руках власти для проведения агрессивной политики. Важнейшим ресурсом власти и основным в демократическом государстве является право. Государство опирается на правовую систему общества, на его законы для легитимации своей политики.

Не менее важен финансовый ресурс власти, который можно назвать также ограничителем ее решений.

Функции власти - роль, которую государственная власть играет в обществе, суть и смысл ее существования. Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно-контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни, выполняя классические функции управления (прогнозирование, планирование, учет, регулирование, контроль). Также власть реализует присущие ей функции: господство (обществу организационно и психологически требуется наличие властного субъекта, подчинения ему), упорядочения, а также, безусловно, самосохранения.

Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Важно подчеркнуть, что в современном понимании, государственная власть представляет собой безличную обобщенную силу, принадлежащую обществу, которое общество передает для централизованной реализации в его (общества) интересах государству, специальному институту осуществления государственной власти через процесс государственного управления. Именно такое понимание происхождения и сути государственной власти обуславливает формирование ряда принципов ее организации в демократических государствах.

Принципы организации государственной власти в современных демократических государствах:

1. Разделение властей

2. Подчиненность праву, законность

3. Безличность

4. Предельность влияния на общество

5. Легитимность

Таким образом, можно сказать, что государственная власть является потенциалом, возможностью для осуществления государственного управления, которое, в свою очередь, можно представить как процесс реализации государственной власти ее носителями.

Публи́чная вла́сть - это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Виды публичного управления

  • международное публичное управление.

Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями

  • публичное государственное управление.

Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).

  • особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях
  • публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.

[править]Органы публичной власти

Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:

  • органы государства, в том числе:
    • государственные органы Российской Федерации;
    • государственные органы субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления.

[править]Публичная власть и государственная власть

Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

4.Государственный аппарат как признак государства. Структура гос. аппарата. Государственные органы: понятие, виды. Гос. Лицо.

Государственный аппарат (механизм государства) - система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем:

  • Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
  • Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций .
  • Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.
  • Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Структура госаппарата - это совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов - законодательной, исполнительной, судебной. В широком смысле госаппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, правоохранительные или иные органы принуждения. В более узком смысле под госаппаратом часто понимается совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.

Государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются: -формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации властных требований; -выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.); -наличие у каждого государственного органа юридически закрепленных организационной структуры; территориального масштаба деятельности; установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями; -в основу взаимодействия государственных органов положена совокупность принципов единства государственной власти и разделения властей. Принцип единства государственной власти предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полнjмочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов». Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д. В основу классификации государственных органов могут быть положены следующие критерии: 1. По юридической силе: -федеральные органы государственной власти; -государственные органы субъектов. 2. По порядку образования: -представительные (выборные) (Президент, Законодательное Собрание); -производные (назначаемые) (Правительство, органы судопроизводства). 3. По характеру осуществляемых полномочий: -институт главы государства (Президент, Монарх); - органы законодательной власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ); -органы исполнительной власти (Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ); -судебные органы (Верховный суд, Конституционный суд, Высший арбитражный суд, суды субъектов); - надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.) 4. По времени действия: -постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.); -временные (Государственный комитет обороны СССР (орган, созданный на период ВОВ)).

5. Суверенитет как признак государства .

Суверенитет воспринимается в двух аспектах: как верховенство во внутренних делах(внутренний суверенитет) и независимость на международной арене(внешний суверенитет). В зависимости от формы правления могут различаться носители суверенитета: в республиках, как правило, единственным носителем суверенитета является народ. В абсолютной монархии таковым признаётся монарх, в ограниченной онархии - народ и монарх одновременно. При чём, в этом случае, суверенитет одного субъекта может признаваться первичным по тоношению к суверенитету другого. Так в парламентарных монархиях первичен народный суверенитет, а в дуалистических - монархический. Особое место в плане носителей суверенитета занимают страны шориатской правовой традиции и другие государства, построенные на теократии: здесь сувереном признаётся Бог. Территории могут иметь суверенитет, различный по своему объёму. Государства есть территории с наивысшим, абсолютным суверенитетом. Однако, они могут предоставлять определённые его составляющие территориям, входящим в их состав. Такие государства называются федеративными, а сами эти территории - субъектами федерации. Но в любом случае, суверенитет субъекта федерации не может быть выше суверенитета самой федерации. Есть ещё такие надгосударственные объединения, как конфедерации. Сами конфедерации суверенитетом почти не обладают, а вот их субъекты, напротив, пользуются абсолютными правами, вплоть до права сицессии(выхода из конфедерации).
История так же знает случаи, когда государства насильно лишались своего суверенитета или его части. В таких случаях говорят об утрате территорией статуса государства и её превращении в протекторат, колонию, несамоуправляющуюся территорию и т.д. Государством такая территория называться не может как раз в силу ограниченности суверенитета.



 

Возможно, будет полезно почитать: