Реестр недобросовестных поставщиков по 615. Что такое реестр недобросовестных поставщиков, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть? Исключение информации об участниках закупок из реестра
Государственный заказ всегда привлекал много внимания, чему не в малой степени способствуют многочисленные публикации. На смену 94-ФЗ был разработан 44-ФЗ с учетом уже практических навыков и наработок. Федеральный закон 44-ФЗ постоянно совершенствуется для защиты не только заказчика, но и организаций участвующих в таких заказах, которые являются основным источником заработка для них. Законодательно предусмотрена возможность отслеживать ненадежных поставщиков с помощью информационной базы, включающей сведения об участниках, принимавших участие в закупке, победившим по ее итогам и уклонившихся от подписания направленного заказчиком контракта, или же с ними были расторгнуты контракты из-за нарушений условий контракта по решению суда, либо в одностороннем порядке. Новые положения, вышедшие в дополнение 44-ФЗ регулируют данный реестр. Одно из положений регламентирует включение в реестр данных не только о самих организациях, но и об их учредителях и прочих членах, которые обычно указываются в справке о бенефициарах (п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 104). Законодательно предусматривается обязанность заказчиков подавать такие сведения в ФАС. Так же заказчик должен понимать, что непредставление такой информации грозит заказчику наложением штрафа (КоАП РФ, Статья 19.7.2.) в размере: 15 тысяч рублей для должностных лиц; 100 тысяч рублей для юр. лиц. Но здесь очень трудно проконтролировать заказчика, ведь маловероятно что сам поставщик, которому грозит занесение в реестр пожалуется на то, что его не внесли туда.
Реестр недобросовестных поставщиков: официальный сайт.
Сведения о поставщиках, с которыми прерваны договорные отношения или вовсе не были заключены контракты по итогам закупочных процедур, размещены в разделе «Мониторинг, аудит в сфере закупок» далее «Реестр недобросовестных поставщиков» официальный сайт zakupki.gov.ru, чтобы открыть РНП перейдите по данной ссылке
Для того, чтобы проверить имеет организация статус «недобросовестный поставщик» необходимо зайти в реестр недобросовестных поставщиков на официальном сайте, ввести в поисковое поле ИНН или название организации и нажать ввод. В списке РНП вы увидите юридические лица, внесенные в реестр.
С помощью функционала Реестра недобросовестных поставщиков на официальном сайте Вы можете настроить более точные параметры для поиска, нажав на «Расширенный поиск». В настройках можете выбрать закон 44-ФЗ, 223-ФЗ, наименование или ФИО недобросовестного поставщика, КПП, страну происхождения, местонахождение поставщика, основание для включения в РНП, дата включения сведений.
Для подтверждения отсутствия сведений в РНП участник закупки должен продекларировать отсутствие статуса «недобросовестный поставщик». Сделать это возможно с помощью декларации в свободной форме, а возможно приложить справку, подготовленную АС «реестр недобросовестных поставщиков» через официальный сайт ФАС РФ.
Реестр недобросовестных поставщиков, расположенный на официальном сайте дублируется на сайте ФАС РФ по данной ссылке http://rnp.fas.gov.ru
Перейдите по указанной ссылке, далее введите наименование, ФИО или ИНН компании участника, в результате появиться информация о наличии в РНП или отсутствии. После этого нажмите на «печать справки», и распечатайте ее на принтере. Заверив копию справки из РНП Вы можете прикладывать данный документ, подтверждающий отсутствие поставщика в реестре. Заказчики таким же образом имеют возможность проверять участника на отсутствие статуса «недобросовестный поставщик».
Обновлено: проверить отсутсвие юрлица теперь возможно только через сайт Единой информационной системы.
РНП: функции и задачи.
Занесение в реестр недобросовестных поставщиков тех организации, которые не исполнили свои обязательства, помогает заказчикам сократить риски по срыву закупки и отсекать таких поставщиков от участия в тендерах.
Теперь в закупках очень часто можно встретить условие, в котором поставщик подавая заявку на участие в тендере не должен находиться в реестре недобросовестных поставщиков, так как заказчик имеет законное право добавлять данное требование. Реестровая запись о такой организации будет храниться в реестре недобросовестных поставщиков 44-ФЗ в течение двух лет и будет доступна для просмотра бесплатно.
Данная запись может быть удалена оттуда только в случае если будет отменено решение на основание которого была произведена данная запись о недобросовестной компании.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков производится ФАС либо местным региональным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере госзакупок. Постановлением N 1062 было утверждено для разъяснения и определения порядка включения в реестр недобросовестных поставщиков. В нем указаны требования к методам соблюдения последовательности ведения «черного списка» поставщиков.
Причины занесения в «черный список поставщиков» и присвоения статуса «недобросовестный поставщик».
Далее мы перечислим причины, по которым можно угодить в этот список и как их не допустить. Даже если вам уже грозит возможность записи вашей компании в данном реестре, мы так же рассмотрим варианты дальнейших действий.
Бывает, что проект договора направлен заказчиком после истечения срока его подписания либо бумажный вариант контракта пришел после этого срока. Так как в подобных случаях суд как правило на стороне организации являющейся поставщиком, то в этом случае рекомендуется отправлять скан-копию на электронную почту, с дублированием оригиналов на бумажном носителе, если в документации не написано иное.
Если подписать госконтракт не удалось в регламентируемые сроки по причине технического сбоя или же отсутствием интернета или электроэнергии, то у поставщика есть реальный шанс доказать, что не делал это непреднамеренно, а следовательно избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого необходимо предоставить доказательства сбоя (например чек о ремонте компьютера) или справку Интернет-провайдера о технических неполадках и прочее. Опять же причина должна быть веской, т.к. на подписание дается минимум 5 дней и если вы взялись в последний момент подписывать и случился форс-мажор, доказать свою непричастность будет сложнее.
Если в госконтракте есть пункт об обеспечительных мерах (обязательств) по контракту и поставщик не предоставил банковскую гарантию или денежные средства под обеспечение заказчику в срок предусмотренный тендерной документацией, то поставщик заносится в «черный список». Если с денежным обеспечение контракта все понятно, то с банковской гарантией посложнее, в случае если она была предоставлена, а текст ее не устроил заказчика, то шанс доказать что это произошло не по вине поставщика тоже есть.
Следующий вариант: заказчик подал иск в суд о расторжении договора по причине его ненадлежащего исполнения. Если решение будет в пользу заказчика и вступит в законную силу, реестра недобросовестных поставщиков 44-ФЗ возможно избежать лишь если договор был не типовой и в нем была третейская оговорка. Расторжение в этом случае все равно будет, но оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет. Так как арбитражные суды считают что для этого договор должен быть расторгнут государственным судом, а не третейским.
И еще один вариант: односторонний отказ от контракта. Этот вариант для заказчика достаточно трудозатратный, так как необходимо доказывать причины этого отказа в суде. Так ч.12 ст. 95 обязывает заказчикам правильно оформлять данную процедуру, такое решение необходимо отправить поставщику и получить подтверждение доставки, без этого контракт не может быть расторгнут, данное решение вступает в законную силу только через десять дней как поставщик получил уведомление. Если поставщик в течении этого времени устраняет нарушения исполнения контракта и удовлетворяет претензионные требования, то заказчик отменяет данное решение, как указано в ч.14 ст. 95. На повторное нарушение данный пункт не распространяется.
Какая информация будет отображаться в реестре недобросовестных поставщиков?
Итак, давайте рассмотрим какие сведения содержатся в РНП:
а)Дата и номер записи включения в реестр контролирующим органом;
б) Наименование контролирующего органа, добавившего реестровую запись;
в) Официальное название юр.лица, ФИО физ. лица, ИНН поставщика, который им получен в налоговом органе РФ, или его аналог полученный в соответствии с законодательными актами иностранного государства, данные о юридическом адресе юр. лица или месте регистрации физического лица;
г) наименование, ИНН учредителя поставщика, полученный ИФНС Российской Федерации, или его аналог полученный в соответствии с законодательными актами иностранного государства, его ФИО, а также данные всех бенефициаров;
д)Дата и реквизиты документа, в котором должно быть отражено подведение итогов закупки (протокол), если победитель не заключил договора, или единственный участник закупки уклонился и не подписал направленный ему контракт(если в тендерной документации указано такое обязательство о), дата заключения расторгнутого договора с указанием всех реквизитов;
е) Данные, которые включают в себя предмет контракта, с обязательным указанием или выбором из меню сайта ОКПД 2-кода, при этом заполнение таких разделов как указание цены и ее валютное обозначение в договоре (ее кода), сроки исполнения обязательств по поставке товаров, предоставления услуг поставщиком перед заказчиком, в том числе классов, а также видов продукции (услуг, работ), в том числе категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ) обязательно;
ж) идентификатор закупки на ЕИС (с 01 янв.2017 г.);
з) Данные документа или судебного акта которое является основанием расторжения контракта, включающие в себя дату расторжения и описанием причин расторжения.
В какие сроки направляются сведения в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и сколько будут рассматриваться?
I.Если участник занявший 1-ое место уклонился и не подписал контракт в связи с чем контракт был заключен с участником занявшим 2-ое место, то у заказчика есть на подготовку и отправку данных три рабочих дня, касающихся стороны не подписавшей контракт с момента подписания контракта в двухстороннем порядке все сведения, в ФАС. Переданные данные должны содержать вышеперечисленные пункты «в»-«д».
II.Если участник закупки, который участвовал в тендере, признан одним единственным участником процедуры, при этом уклонился от обязательств по подписанию контракта, то у заказчика пять рабочих дней для перенаправления в ФАС данных о таком недобросовестном участнике. Отсчет ведется начиная со дня, когда истекает срок подписания контракта. Эти данные должны содержать предусмотренные вышеперечисленными пунктами «в»-«д» перечня, для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
III. Если условия договора были нарушены стороной выигравшей закупку, которые были признаны судом существенными и суд расторг договор на этом основании, то заказчику отведено десять рабочих дней со момента оформления и подписания решения о расторжении контракта направляет данные указанные в вышеперечисленных пунктах «а»-«з».
В каждом из пунктов есть требования о предоставлении подтверждающих и обосновывающих документов. Это либо выписки из протокола, которая должна отражать отказ победителя от контракта или из протокола о результатах закупки, либо копия решения суда, в котором содержатся сведения подтверждающие расторжение контракта, либо односторонний отказ от контракта, принятый заказчиком, с письменным разъяснением обоснованных причин такого решения.
Документы и сведения, указанные в пунктах I-III предоставляются в контролирующий орган посредством ЕИС посредством загрузки электронных документов, которые обязательно подписывается усиленной электронной подписью лица, действующего от имени заказчика. Или документов в бумажном виде с описью прилагаемых документов подписанных лицом, имеющим право действовать от имени заказчика. Опись должна отражать перечень прилагаемых к ней документов.
У ФАС есть десять рабочих с момента поступления документов на принятие решения, после рассмотрения всех предоставленных данных. Если информация была предоставлена достоверная, то запись о «недобросовестном» поставщике заносится тут же в реестр. Если в документах не будет хватать сведений или будут замечания, то заказчику необходимо уложиться в три рабочих дня, с момента направления данных заказчиком о внесении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков, заказчику отправляется уведомление и дается еще три дня на исправление замечаний и дополнение недостающих данных. Если информация не прошла эту проверку или заказчик не исправил замечания, то соответственно данные о таком поставщике тоже не включатся в реестр.
Некоторые заказчики пользуются возможностью включения поставщика в реестр, чтобы в дальнейшем он не принимал участия в его закупках, тем самым исключив конкурентов «нужного» поставщика или подрядчика, присвоив конкуренту метку «недобросовестный поставщик». Часто просто не принимают гарантию банка, либо не принимают продукцию и потом расторгают договор. В любом случае решение ФАС всегда можно обжаловать в суде, на это у поставщика есть три месяца.
Реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ определяет как единый свод сведений о поставщиках, которые по тем или иным основаниям были отнесены к категории недобросовестных в понимании указанного закона. Сегодня мы расскажем, по какому принципу ведется данный реестр и какие поставщики могут быть признаны неблагонадежными.
Реестр недобросовестных поставщиков ФАС РФ
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой единый свод сведений о недобросовестных участниках закупок, который размещается в общедоступной форме в Единой информационной системе госзакупок.
Ведением упомянутой базы данных занимается государственный орган, уполномоченный на реализацию контрольных мероприятий в сфере закупок, — Федеральная антимонопольная служба РФ (далее — ФАС РФ, см. п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий...» от 26.08.2013 № 728, п. 5.3.4 постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о ФАС» от 30.06.2004 № 33).
Закон не содержит императивной нормы, согласно которой субъект, включенный в такой реестр, не имеет права участвовать в госзакупках, хотя заказчик и может установить в закупочной документации такое требование (п. 1.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ).
Список недобросовестных поставщиков: правила ведения
Перечень данных о признанном неблагонадежным поставщике, которые подлежат отражению по закону № 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков, закреплен в п. 3 ст. 104 данного закона:
- наименование такого поставщика;
- местонахождение;
- Ф. И. О. учредителей и руководителей организации (для поставщиков-юрлиц);
- даты определяющих этапов закупки, дата признания процедуры несостоявшейся, дата заключения неисполненного или несоответствующим образом выполненного контракта;
- объект закупки, цена и срок исполнения контракта;
- код идентификации закупочной процедуры;
- основания и дата расторжения контракта;
- дата включения информации в упомянутую базу данных.
Порядок ведения такого реестра регламентируется также:
- Правилами ведения..., утв. постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062;
- приказом ФАС РФ «О ведении реестра...» от 27.08.2007 № 267;
- письмом ФАС РФ «По вопросам...» от 28.03.2014 № ИА/11604/14;
- письмом ФАС РФ «О разъяснении...» от 08.12.2014 № АЦ/50130/14 и др.
Как проверить поставщика по ИНН
Рассматриваемый в статье реестр данных размещен в открытом для любого пользователя доступе на официальном сайте Единой информационной системы госзакупок в интернете, и найти его можно, перейдя по данной ссылке .
По умолчанию сведения отсортированы согласно дате их включения в систему или дате обновления данных, однако выполнить поиск интересующего субъекта можно с помощью специальной поисковой формы.
Самый простой вариант — указать в строке запроса наименование интересующего поставщика, ИНН или Ф. И. О. учредителей поставщика-юрлица, членов его коллегиального органа или лиц, выполняющих функции единоличного исполнительного органа.
Вместе с этим существует также форма расширенного поиска, предполагающая заполнение всех или части из следующих полей формы:
- закон (можно выполнить поиск неблагонадежных участников закупочных процедур только в рамках закона № 44-ФЗ, или закона «О закупках товаров...» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ), или одновременно в соответствии с названными законами);
- тип поставщика по гражданско-правовому статусу поставщика — физлицо или организация;
- ИНН поставщика;
- КПП поставщика;
- сведения о местонахождении поставщика;
- основания внесения в названную базу (можно выбрать сразу несколько оснований);
- дата внесения сведений в реестр (указывается интересующий период).
Таким образом, с помощью реестра недобросовестных поставщиков проверить по ИНН поставщика возможно, даже если неизвестны прочие сведения о проверяемом субъекте.
Помимо этого, в системе сразу можно ознакомиться и с другими контрактами данного поставщика, в т. ч. прекращенными, находящимися в стадии исполнения или исполненными.
Реестр недобросовестных поставщиков по закону № 223-ФЗ
В рамках закона № 223-ФЗ также ведется аналогичная база данных, содержащая сведения о недобросовестных участниках процедуры (ст. 5).
Оснований для включения субъекта в такой реестр по этому закону меньше, чем по закону № 44-ФЗ. К ним относятся следующие обстоятельства:
- уклонение участника закупки от заключения контракта;
- расторжение с участником закупки контракта по судебному решению в связи с нарушением существенного характера условий со стороны этого участника.
Порядок ведения такого реестра установлен также правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.
Ведением указанной базы данных также занимается ФАС РФ, найти ее можно по ссылке . Правила поиска по такому реестру аналогичны рассмотренным нами выше.
Заказчик в своей закупочной документации может закрепить требование об отсутствии участников закупки в таком реестре (п. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
Итак, в соответствии с законом № 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков ведется уполномоченным госорганом — ФАС РФ. Перечень оснований для внесения субъектов в такой реестр является закрытым и регламентирован названным законом. Аналогичным образом такой реестр ведется ФАС РФ и для целей закона № 223-ФЗ.
База данных о неблагонадежных участниках закупочных процедур размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок на безвозмездной основе в свободном доступе.
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) по 44-ФЗ ведет Федеральная антимонопольная служба. Это касается как включения, так и исключения из РНП информации о проштрафившемся поставщике. Вся информация общедоступна и размещена в ЕИС. Что же такое Реестр недобросовестных поставщиков? Как компании в него попадают и как этого избежать?
Закон обязывает заказчика включить участника в РНП, если участник уклоняется от заключения контракта или не исполняет свои обязательства. Это обязанность, а не право заказчика! И за неисполнение этой обязанности существует строгая ответственность.
Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ и 44-ФЗ - вебинар в Школе электронных торгов. Разберем, как не попасть и что делать, если попали.
Как попадают в Реестр недобросовестных поставщиков?
Документы для включения поставщика в РНП готовит сам заказчик, затем направляет их в контролирующий орган для принятия решения.
И только после рассмотрения материалов ФАС принимает решение и включает (или не включает, такое тоже случается) информацию о поставщике в Реестр.
Ситуация 1. Победитель уклонился от заключения контракта, но контракт может быть заключен со следующим участником
Победитель торгов уклоняется от заключения контракта. Если в этом случае есть претендент на заключение контракта (второй участник), то с ним и будет заключен контракт. Действия заказчика — направить в ФАС информацию и документы в течение 3 рабочих дней с даты заключения контракта со вторым участником закупки. Это нужно для того, чтобы обосновать, почему заказчик не заключил контракт с победителем.
Ситуация 2. Единственный участник закупки уклонился от заключения контракта
От заключения контракта уклонился единственный участник закупки. Заказчик в течение 5 рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет информацию и документы в ФАС.
Ситуация 3. Заказчик расторгает действующий контракт
Если контракт не исполняется или исполняется ненадлежащим образом, то он может быть расторгнут по суду или в одностороннем порядке. В этом случае заказчик должен в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направить в уполномоченный орган информацию и документы.
Условия подачи и проверки документов
Заказчик направляет документы в ФАС в бумажном виде с сопроводительным письмом с подписью заказчика или уполномоченного должностного лица. Заказчик может отправить документы и в электронной форме, с использованием электронной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.
Контролирующий орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком.
Документы и информация для включения в РНП
Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):
- наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
- ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
- даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
- дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
- дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
- объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
- идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
- основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.
В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается.
ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность.
Если решение о включении в Реестр принято - обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.
Требования по ведению РНП:
- Сведения, содержащиеся в РНП должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы;
- Сведения, содержащиеся в РНП, по истечении 2 лет со дня их внесения в РНП, исключаются из этого реестра. Никакие заслуги поставщика или отлично исполненные контракты не помогут участнику сократить этот срок. Единственный способ покинуть реестр досрочно - на основании решения суда.
- Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике, с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в РНП может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке;
- Заказчики вправе предусматривать в Положениях о закупках и документации требование об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 Закона).
Соблюдайте правила торгов и условия контракта и тщательно готовьте необходимую документацию, чтобы не оказаться в РНП.
ФЗ № 44 пришел на смену ФЗ № 94. В новом нормативном акте был учтен практический опыт проведения закупок. Совершенствование законодательства направлено главным образом на обеспечение защиты и заказчика, и предприятий, принимающих участие в торгах и извлекающих из этого основной свой доход.
В обновленном Законе предусмотрена возможность проверить недобросовестных поставщиков по реестру. 44-ФЗ предусматривает формирование единой информационной базы, в которой содержатся сведения о субъектах, участвовавших в закупках, выигравших их, но уклонившихся от заключения контракта. Кроме того, в ней присутствуют данные о лицах, договора с которыми расторгнуты по судебному постановлению либо в связи с допущенными нарушениями.
В статье рассмотрим особенности включения в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ .
Общие сведения
В соответствии со 104 статьей 44-ФЗ, в реестре недобросовестных поставщиков должны содержаться сведения не только о самих организациях. В нем должны присутствовать данные и об их участниках, информация о которых, как правило, приводится в справке о бенефициарах.
Законодательство устанавливает обязанность заказчиков направлять данные в ФАС. За непредставление информации в КоАП предусмотрен штраф. Должностным лицам может вменяться до 15 000 р., а юрлицам - до 100 тыс. р.
Стоит сказать, что проконтролировать заказчика довольно сложно.
Проверка организации
Предусмотренный по 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков находится на официальном сайте Единой информсистемы в сфере закупок, в разделе "Заказчикам".
Чтобы узнать, имеет ли субъект статус недобросовестного поставщика, необходимо в поисковом поле ввести ИНН либо наименование организации. Далее нужно нажать на поиск. В выпавшем перечне будут представлены нужные сведения.
В настройках расширенного поиска можно выбрать один из законов: 223-ФЗ или 44-ФЗ. В реестре недобросовестных поставщиков содержится большой объем сведений о каждом субъекте. Поэтому в поисковых полях можно указать страну происхождения, КПП, Ф. И. О. предпринимателя, местонахождение лица, основание и дату внесения данных.
Также в разделе "Заказчикам" присутствует гиперссылка "Проверка юрлица/индивидуального предпринимателя. Нужно поставить точку напротив нужного поля, ввести ОГРНИП или ОГРН, КПП (для юрлиц) и ИНН. Система выдаст сведения о
Важный момент
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ субъект должен задекларировать. Раньше это можно было сделать через сайт ФАС. Декларацию подавали или в свободной форме, или в виде справки. Ее можно было подготовить в автоматизированной системе на сайте ФАС "Реестр недобросовестных поставщиков" по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
На сайте ФАС нужно было открыть реестр, ввести наименование, ИНН или Ф. И. О. организации. После этого появлялись сведения об отсутствии или наличии информации о недобросовестном поставщике в реестре по 44-ФЗ или по 223-ФЗ. Далее нужно было нажать "Печать справки". В настоящее время все эти действия можно осуществить на сайте Единой информсистемы в сфере закупок.
Внесение информации
Как установлено в п. 1 ст. 104 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков ведется федеральным исполнительным институтом власти, осуществляющим контроль в сфере закупок. Им является ФАС. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ может осуществляться региональным подразделением этой контролирующей структуры.
Цели информационной базы
Предусмотренный по 44-ФЗ реестр недобросовестных поставщиков способствует сокращению количества сорванных контрактов и исключает участие таких лиц в торгах.
Открывая тендер, заказчик вправе включить в условия участия требование об отсутствии сведений о поставщике в реестре. В любом случае заинтересованное лицо может проверить информацию самостоятельно. Сведения хранятся в течение двух лет и доступны бесплатно.
Удаление записи из реестра производится только при отмене решения, на основании которого она была туда внесена.
Спорные случаи
Риск внесения информации о поставщике в реестр может обуславливаться разными причинами. Чтобы избежать негативных последствий хозяйствующим субъектам необходимо оперативно предпринимать защитные меры.
К примеру, проект договора отправляется заказчиком после истечения срока, отведенного для его подписания. Поставщику придется доказать, что его вины в том, что контракт не заключен, нет. В таких ситуациях суд, как правило, принимает сторону участника закупок.
Бывает так, что договор пришел вовремя, но поставщик не смог его подписать в связи с техническими неполадками, отсутствием электроэнергии, интернета и пр. Чтобы доказать непреднамеренность своих действий, необходимо предоставить доказательства форс-мажора. К примеру, это может быть чек о ремонте ПК, справка от интернет-провайдера о сбое. Причина неподписания контракта должна быть уважительной. Заказчик дает поставщику минимум 5 дней для подтверждения договора.
Обеспечительные меры
Условие о предоставлении банковской гарантии или внесении денежных средств присутствует практически во всех контрактах. Если поставщик не выполнил его в срок, установленный в документации по тендеру, то он может быть включен в реестр.
С денежным обеспечением, в целом, все ясно. Что касается банковской гарантии, то с ней могут возникнуть сложности. К примеру, она была предоставлена, но текст заказчика не устроил. В такой ситуации поставщик вполне может доказать, что причин для внесения в реестр нет.
Ненадлежащее исполнение контракта
При нарушении условий договора заказчик вправе направить иск в суд. В случае принятия решения в пользу него поставщик будет включен в реестр.
Этих последствий можно избежать, если участник заказа сможет доказать, что контракт был нетиповой и содержал третейскую оговорку.
Контракт все равно будет расторгнут, но оснований для внесения информации о поставщике в реестр не будет.
Односторонний отказ от договора
Среди заказчиков этот вариант расторжения контракта не особо пользуется популярностью. Дело в том, что причины одностороннего отказа необходимо доказывать в судебном порядке.
Порядок отказа регламентируется ст. 95 44-ФЗ. В реестр сведения о поставщике можно включить только после совершения определенных процедур. Заказчик, во-первых, должен вынести официальное решение об отказе от контракта. В трехдневный срок он направляет его поставщику. Решение вступит в действие только по истечении 10 дн. с момента получения его поставщиком. Если последний устранит за это время допущенные нарушения, то отказаться от контракта заказчик не сможет. При этом он обязан отменить свое решение в соответствии с п. 14 95 статьи 44-ФЗ.
Какие сведения содержатся в реестре?
В РНП информация разделена на несколько блоков по каждому поставщику. В первом блоке содержатся сведения о недобросовестном поставщике:
- Полное и сокращенное или Ф. И. О. физлица-предпринимателя.
- ИНН либо аналог ИНН, выданный в соответствии с положениями законодательства иностранного государства.
- Страна происхождения.
Следующий блок содержит общую информацию по заявке о включении в реестр:
- Наименование органа, внесшего информацию в РНП.
- Причина включение записи.
- Реестровый номер.
- Даты включения и исключения из реестра.
В следующем разделе приводятся сведения о заказчике, направившем заявку на внесение информации о поставщике в реестр:
- Наименование.
- Адрес местонахождения.
Следующий блок посвящен информации о проведенных закупках. В нем содержатся сведения о:
- Номере извещения, размещенного на сайте ЕИС. Если оно не опубликовано, в соответствующей строке будет стоять отметка.
- Название заказа/закупки, идентификационный код (при наличии).
- Способ размещения/определения поставщика. К примеру, это может быть электронный аукцион.
- Дата организации закупки, подведения итогов запроса котировок/предложений либо конкурса или дата признания торгов несостоявшимися.
- Номер лота.
- Наименование и реквизиты (номер и дата) подтверждающего документа.
В последнем разделе приводится информация о контракте. Здесь указываются:
- Номер записи в реестре.
- Стоимость контракта.
- Валюта сделки.
- Дата подписания контракта.
- Номер записи в реестре договоров.
- Предмет контракта/объект закупки. Здесь указывают название продукции, работы или услуги.
- Плановая дата выполнения.
- Дата расторжения договора.
- Основание для прекращения контракта.
Сроки направления сведений
Если участник закупки занял первое место, но уклонился и не подписал договор, в связи с чем контракт был заключен со вторым победителем, заказчику дается 3 раб. дня для подготовки и отправки сведений о недобросовестном поставщике в ФАС.
Если хозяйствующий субъект был признан единственным участником тендера, но не подписал соглашение, заказчик может передать информацию в ФАС в пятидневный срок. Исчисление начинается с последнего дня периода, отведенного для заключения контракта.
При нарушении условий закупки, признанных судом существенными, выигравшей стороной заказчик должен направить сведения в ФАС в течение 10 дней. Исчисление начинается с даты составления и подписания решения о прекращении действия договора.
В любом из перечисленных случаев заказчик обязан направить подтверждающие документы. Ими могут быть выписки из протоколов, отражающие отказ победителя от договора или результаты закупки. Также заказчик может приложить копию судебного постановления, в соответствии с которым контракт признан расторгнутым, или решение об отказе от договора с приведением пояснений, обосновывающих его.
Документы могут направляться через ЕИС в электронном виде. При этом они должны быть заверены усиленной цифровой подписью. Допускается направление сведений и на бумажных носителях. В этом случае отправка осуществляется заказным письмом с описью.
(далее – реестр и РНП) имеет для нее самые негативные последствия . Ведь до неопределенного круга лиц будет доведена информация о ее неблагонадежности и недобросовестности. А это может повлиять на решения о сотрудничестве, которые принимают потенциальные (и действительные) партнеры, ориентирующиеся на данные публичного реестра.
Кроме того, включение в реестр способно ограничить возможность участвовать в другой закупке. Причем речь идет не только о самой компании, но и о ее учредителях, руководителе, членах коллегиального исполнительного органа (ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Иначе говоря, компания не сможет (как это практиковалось ранее), например, учредить новое общество и снова участвовать в госзакупках.
Каков порядок ведения реестра
Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС России).
При этом она руководствуется Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062. Они устанавливают в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
Сведения РНП о поставщике течение двух лет. По окончании этого срока информацию из реестра исключают (ч. 8–9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Кого могут включить в реестр
ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке
Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке
Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара.
Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора. После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ).
Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта
Контракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора. Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).
3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактов
Победитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:
- победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
- победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);
- победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
- победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
- победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
- в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
- в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).
При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:
- заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
- предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).
Если победитель не смог подписать контракт по уважительным причинам , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п. 7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).
Какую информацию вносят в реестр
В РНП включается следующая информация о недобросовестном поставщике (ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ):
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН);
- наименование, ИНН юридического лица (для иностранного лица – аналог ИНН), являющегося учредителем недобросовестного поставщика, фамилии, имена, отчества учредителей, членов органов управления недобросовестного поставщика;
- объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
- идентификационный код закупки (с 1 января 2016 года);
- дата проведения закупки (в случае если победитель уклонился от заключения контракта);
- дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку (или окончательное предложение) или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
- дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
- основания и дата расторжения контракта (в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта);
- дата внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков.
Какова процедура включения в реестр
Для включения в реестр недобросовестных поставщиков заказчик обязан передать в антимонопольный орган сведения о закупке и победителе (поставщике), а именно:
- информацию о победителе (поставщике), предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
- информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер;
- иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта;
- копию решения суда о расторжении контракта;
- письменное обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вышеназванные документы заказчик должен передать в определенные сроки. Их продолжительность зависит от :
- если победитель уклонился от заключения контракта – в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке (предложению) которого присвоен второй номер (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- если от заключения контракта уклонился единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, – в течение пяти рабочих дней с момента окончания срока подписания контракта (ч. 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ);
- если контракт расторгнут по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта – в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
ФАС России в течение 10 дней проверяет сведения, которые предоставил ему заказчик, и принимает решение о включении информации о конкретном поставщике в РНП.
Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о недобросовестных участниках закупки (поставщиках), то будет привлечен к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб., а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).
Обязан ли заказчик направлять сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер?
Нет, заказчик не обязан направлять в реестр такие сведения.
Это следует из пункта 1 письма ФАС России от 8 декабря 2014 г. № АЦ/50130/14 и судебной практики (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015).
Обязан ли заказчик направлять для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике (поставщике), если они уже были ранее включены в этот РНП?
Да, обязан.
Закон № 44-ФЗ не содержит исключений. Если участник уклоняется от заключения контракта, контракт расторгнут по решению суда или заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, то заказчик должен направить соответствующие сведения об участнике (поставщике) для включения в реестр (п. 4, 5, 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;