Семейное право россии. Полезно знать

Вопрос, как обратиться с ходатайством или жалобой в органы опеки, может интересовать не только родителей несовершеннолетних детей, но также бдительных родственников и соседей. И как бы просто все не выглядело со стороны, заинтересованным лицам приходится сталкиваться с существенными нюансами данной процедуры.

Подробнее

С необходимостью обращения в органы опеки и попечительства сталкиваются многие семьи, что связано с широким спектром подведомственных вопросов. В частности, ни один национальный документ или законопроект не отображает полного перечня обязанностей, которые присваиваются указанной службе. Даже сами чиновники не очень ориентируются в вопросах подведомственности дел. В связи с этим, гражданам приходится оббивать пороги государственных учреждений, чтобы установить, необходимо ли обращение в вышеупомянутые органы.

Так, согласно правовой практике, инициатива обращения может принадлежать:

  • родителям ребенка, который не достиг возраста 18 лет (в том числе, когда обращалась мама с целью защиты чада от супруга);
  • близкие родственники и знакомые семей, которым пришлось столкнуться с трудностями воспитания детей;
  • соседи семейств, которые нарушают основные принципы воспитания малолетнего ребенка;

Важно! Законодатель не ограничивает список вопросов и споров, которые могут рассматриваться органами опеки. В национальных законопроектах отображены основные пункты и основания направления заявлений в управление попечительства.

Необходимость участия работников отдела попечительства может быть связана, как с рассмотрением спора в органах суда, так и в досудебном решении конфликтов. В частности, к числу ситуаций, которые требуют обязательного участия, можно отнести:

  • невозможность сторон прийти к общему знаменателю, касательно выбора политики воспитания ребенка;
  • когда супруги не могут договориться о регистрации имени или фамилии новорожденного младенца;
  • поиск официальных опекунов, которым перейдут родительские права в случае утери родных;
  • фиксация порядка свиданий с общим ребенком разведенных супругов.

Дополнительно

Как уже было сказано выше, в указанные органы граждане обращаются в массе случаев, но поскольку никому до конца неизвестен объем обязанностей работников органов опеки, возможно, что служащие сознательно будут избегать приема новых ходатайств и обращений. В связи с этим предусмотрено несколько механизмов, как сообщить о возникшей проблеме . Так, можно отметить такие основные способы подачи обращений:

  • телефонный звонок;
  • личная подача ходатайства;
  • отправка документов почтой;
  • передача заявления через Интернет;
  • в зале суда во время рассмотрения спора.

Чтобы максимально быстро уведомить органы попечительства о сложностях, связанных с воспитанием несовершеннолетних детей, позвоните в локальное отделение. Диспетчер службы перенаправит звонок к нужному специалисту. Еще одно преимущество – это возможность оставить обращение анонимно. Телефонный звонок позволяет не только сообщить о проблеме, но и вызвать работников по нужному адресу для решения конфликта на месте. Вместе с тем, это наименее надежный способ реагирования, поскольку по телефону невозможно проследить, регистрировалось ли обращение, а потому порой бывает сложно доказать, что женщина вызывала государственных служащих.

Личное обращение исключает анонимность, но позволяет лично уточнить все сопутствующие вопросы о сроках и порядке урегулирования спора. Также в кабинете органов опеки можно получить полную консультацию специалистов о спектре требуемых бумаг, возможно, сделать копии и сразу же подать часть документов. Здесь же есть шанс убедиться, что обращение отображено в регистрационных отчетностях.

Почтовая связь станет хорошей альтернативной личного посещения, только при использовании официального уведомления. Заказное письмо с дополнительной услугой составления описи гарантирует, что документы пройдут регистрацию и будут внесены в архив.

Самым надежным способом является обращение через суд. Как правило, после начала рассмотрения спора, в котором определяется судьба несовершеннолетних детей, судья в обязательном случае привлекает работников управления опеки и попечительства. Таким образом, лицу не приходится преодолевать бюрократические трудности, чтобы донести свою жалобу до адресата. Прямо в зале суда по инициативе Фемиды будут решены все споры.

Алгоритм

Чаще всего необходимость урегулирования споров с привлечением управления попечительства связана с необходимостью оформить опекунство. Поэтому рассмотрим порядок обращения на примере данной ситуации.

Есть много различных ситуаций, в силу которых у граждан может возникнуть необходимость оформления опеки над несовершеннолетними или недееспособными жителями РФ. В зависимости от оснований опекунства, и выделяют отдельные категории требуемых документов, но можно выделить категорию общих бумаг, которые должны быть предоставлены в любом случае. К таким документам относятся:

  • паспорт гражданина (допускается использование другого документа, который устанавливает личность обращающегося);
  • письменное ходатайство с прошением предоставить опеку над конкретным гражданином (оформляется в двух экземплярах в напечатанном на компьютере виде);
  • справка об официальном доходе за последний календарный год (выдается по месту официального трудоустройства или с биржи труда и подразумевает отображение данных обо всех регулярных выплатах; если сам инициатор доход не получает, то необходимо представить выписку из финансового обеспечения супруги или супруга за тот же период);
  • документы, которые подтверждают права владения на недвижимость или право проживания в доме / квартире (действует справка один год);
  • справка, выдаваемая органами полиции о том, что у заинтересованного лица нет, и никогда не было судимостей (срок действия ограничен одним годом);
  • заключение целевой медицинской комиссии об отсутствии заболеваний, которые могут помешать усыновлению (медкомиссия должна быть пройдена не больше, чем за полгода до даты подачи обращения);
  • личная автобиография;
  • если лицо находится в официальном браке, то документ, который подтверждает регистрацию отношений;
  • письменные разрешения от каждого из членов семьи, которые достигли возраста 10 лет, а также которые проживают совместно с будущим опекуном, об их согласии о совместном проживании с лицом, в отношении которого оформляется опека.

В заключение нужно отметить, что лучше всего обращаться в учреждение лично и с обязательным наличием на руках всех оригиналов бумаг. Личное обращение позволит уточнить на месте, чего не хватает, а также станет дополнительным доказательством того, что инициатор заинтересован в получении опеки и стремится к получению юридического статуса опекуна.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Что кроется под названием Орган опеки и попечительства? Как работает эта организация, какими обладает правами и обязанностями? Попробуем разобраться.

Итак, орган опеки и попечительства относится к органам местного самоуправления. Он осуществляет свои функции на определенной территории. Перечислим исполняемые этим органом функции. Естественно, что это охрана и защита интересов и прав детей, не достигших 18 лет, детей, которые лишились родительского попечения, и недееспособных (ограниченно дееспособных) граждан, признанных таковыми по суду. Помимо этого, орган выбирает, в какой форме будет устраиваться гражданин, которому необходима опека или попечение. Он контролирует действия попечителей и опекунов, охраняет права на имущество недееспособных и несовершеннолетних лиц и выдает разрешение на вступление в брак лицам, еще не достигшим 18 лет, но которым уже исполнилось 16 лет.

Что такое опека над гражданином? Это один из способов устроить в семью детей, не достигшихеще 14 лет, которые лишились родительского попечения, а также форма по защите интересов и прав недееспособных лиц. Если опекаемым является ребенок, то опекун обязан заниматься его воспитанием, образованием, заботиться об имуществе и здоровье своего подопечного.

Сразу оговоримся, что опека назначается над детьми до 14 лет, а с 14 по18 лет назначается попечительство. У ребенка остаются прежняя фамилия, имя и отчество. В этом случае кровные родители должны принимать участие в содержании несовершеннолетнего. А орган опеки и попечительства контролирует условия, в которых ребенок воспитывается и получает образование. Опека может использоваться в качестве промежуточной формы перед усыновлением.

Чтобы опекун не мог воспользоваться предоставленными ему полномочиями в своих корыстных целях, существуют законодательные ограничения. А именно: опекун не должен совершать любые сделки с имуществом, денежными средствами опекаемого без согласия на то органов опеки. Если устанавливается, что опекун выполняет свои обязательства ненадлежащем образом, то им теряется статус опекуна.

Когда ребенок достигает 14 лет, опека становится попечительством до 18 лет. Если опека установлена над душевнобольным, то прекратить ее может только

Чем отличается усыновление, опека и попечительство? Усыновление перед остальными формами устройства детей имеет ряд преимуществ. К примеру, если одного и того же ребенка желают воспитывать две семьи, то отдадут предпочтение той семье, которая уже настроена его усыновить. Усыновленный ребенок обладает всеми правами кровного.

Для усыновления нужно лично подать заявление в органы опеки и попечительства, предъявив паспорт или другой документ, подтверждающий вашу личность. Если вы захотели усыновить ребенка, который находится под опекой в другой семье, то вам будет необходимо письменное согласие этих опекунов. Законом о федеральном банке данных предусмотрено, что дети, находящиеся под опекой или устроенные в приемную семью, не рекомендуются к усыновлению.

Сегодня мне написала одна многодетная мама из Омской области:

"К нам сегодня опять приезжали с проверкой. Даже не постучались, зашли с вопросом, почему дочка 2 дня не в школе, а она заболела и мы не предупредили, еще вопрос: почему дети в долг питаются в школе? Я объяснила, что нет пока денег. Прошли посмотрели, что порядок везде, в бахилах были, все как надо,...ничего не писали и я не подписывала,..В понедельник приедут пожарники и они будут проверять условия печки, все ли в порядке. Говорят, это по всем многодетным будет проверка...Я думала они про нас уже забыли и оставят в покое, но нет же, приехали".

Так получается, что с каждым днем наша личная-частная-семейная жизнь все больше и больше, помимо нашей воли, попадает под лупу внимания государственных органов.

И больше всего их интересуют именно наши дети. Как нас уверяют, контроль усиливается исключительно для защиты их прав и наилучших интересов.

В целом вышло так, будто родители, неожиданно для себя, сейчас стали невольными участниками какой-то жутковатой игры втемную, где на кону - их дети. А правила этой игры знает только тот, кто сам их и устанавливает. Родителей же не потрудились поставить в известность как о существовании новых правилах, так и об их содержании.

Все более актуальной становится проблема вмешательства в частную жизнь семьи через осмотры жилища, где проживает семья с детьми. С каждым днем растет количество причин для проникновения посторонних лиц в наши квартиры. Учителям, нужно давать отчеты о социальном статусе своих учеников, полицию заставляют ездить в семьи после вызова ими ребенку "Скорой помощи", органы опеки проводят "профилактические" осмотры многодетных семей, которых против их воли приравняли к неблагополучным и так далее. Еще совсем недавно такого не было. И это наша новая неприятная реальность.

Нам, родителям никогда не говорят, что именно в наших квартирах и домах проверяют эти непрошенные визитеры и прочие интервенты. По опыту могу сказать, что проверяют вот что:

запахи в квартире/доме -затхлость, сырость, гниение
внешний вид всех домочадцев
состояние ремонта
степень чистоты и порядка
домашние насекомые - мухи, тараканы клопы
наличие отдельных спальных мест для всех детей
наличие постельного белья, в том числе в шкафах
степень свежести постельного белья
наличие одежды и обуви по сезону и по размеру
наличие запаса продуктов питания в холодильнике, в кухонных шкафах
наличие детского питания, если дети младшего возраста
наличие приготовленного горячего блюда, супа
наличие игрового и/или учебного места
наличие игрушек, книг, развивающих игр, канц.принадлежностей
наличие памперсов, банных гигиенических принадлежностей
доступ детей к опасным предметам, опасным местам
состояние отопления, если печное
состояние электропроводки
наличие водопровода/канализации
исправность и чистота сантехники/холодильника
состав семьи
доходы семьи
совместное проживание больного/пьющего/старого человека
контактность детей
состояние здоровья детей на момент осмотра
конфликтность в семье
наличие бутылок или банок от алкоголя
присутствие домашних животных

Это из жизненного опыта.

А вот небольшой документ Министерства образования РФ, который рассказывает о том, что же именно должны у нас проверять по закону.

Документ называется Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334). Я сделала его пункты не по порядку, а по степени практической ценности для каждого из нас.

Конечно, это не захватывающее чтиво, все довольно скучно, но уж не обессудьте, занудство и сухость языка - это обыкновенное свойство нормативных актов.

Целиком Порядок можно посмотреть

6. При проведении обследования выявляются:

6.1 Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;

6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка.

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России от "____"_________2009 г. N ______, содержащий:

Оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

Выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

Выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

Необходимо знать и помнить, что этот акт вы обязательно должны получить на руки. И еще надо знать, что этот акт осмотра можно оспорить в суде. А это можно сделать, только получив его на руки и прочитав, что там написали господа визитеры:

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Так объясняется, для чего может проводиться обследование:

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Кто имеет полномочия проводить такие осмотры:

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Вот тут дополнителная красота документа - о пользе доносительства:

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения).

Ну и кто такой, этот загадочный "уполномоченный специалист", сколько классов школы он закончил, имеет ли сам семью, детей, мы, конечно, так и не узнаем. Узнаем только то, что у него всего три дня после доноса:

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

И никакого другого выхода нам, кроме как повышать свою правовую грамотность, в такой ситуации нет. И хоть изредка бывают и неблагополучные семьи, и вообще всякие, но речь сейчас в первую очередь о том, чтобы обычных людей не коснулись возможные перегибы и чтобы элементарное игнорирование законов представителями власти не стали причиной чьего-то несчастья.

PS Акт осмотра органы опеки давать на руки не привыкли. Закон им не всегда писан, как известно.

Вот приблизительный текст заявления, который можно подать в канцелярию местной администрации, органа соцзащиты или др, подготовив его в двух экземплярах и обязательно получив на один из них входящий номер регистрации. Желательно также себе на память записать дату подачи заявления, чтобы в срок потребовать ответ. Давать ответы, в том числе в письменном виде - это тоже не всегда в почете у должностных лиц:

Главе Администрации или
ОСЗН или Комитета по образованию
(в зависимости от того, кому у вас подчиняется опека)
города/поселка/района
от ФИО
матери/отца
ФИО ребенка. дата рождения
Телефон для связи

ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОПИЙ АКТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Согласно пункту 9 «Порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей», утвержденного приказом № 334 Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г.:

«Копия акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей ребенка.»

Поэтому прошу:

- предоставить мне копии всех актов обследований, проводимых представителями субъектов профилактики в моем доме по адресу:…

Указанные копии, заверенные в надлежащем порядке, прошу направить по почтовому адресу:

Тут ваш адрес

Подпись
Расшифровка подписи
Дата
Город или поселок

Вопрос опеки и попечительства сегодня считается одним из актуальных в России. На каждом историческом этапе развития общество должно создавать условия для жизнеобеспечения людей, гарантировать защиту их интересов. В особенности это касается граждан, не способных самостоятельно о себе позаботиться. К ним относят людей преклонного возраста и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родственников. Забота о таких людях должна осуществляться государством. Для этого формируются соответствующие службы. Рассмотрим далее деятельность органов опеки и попечительства.

Законодательная база

Опека и попечительство над детьми и другими недееспособными (частично либо полностью) гражданами осуществляется для защиты законных интересов этих категорий. Данное положение установлено в гл. 3, п. 16 ФЗ № 131, регламентирующем принципы организации самоуправления на местах. Опека и попечительство над детьми необходимы также в целях воспитания несовершеннолетних. Это положение фиксируется в ст. 31 ГК. В соответствии с этой статьей, а также ст. 121 СК уполномоченными для этого службами выступают организации, входящие в систему местного самоуправления. Каждый территориальный орган опеки и попечительства осуществляет свою работу в соответствии с уставом МО, принятым в рамках законодательства субъекта.

Реорганизация системы

Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти. В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления. На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов. В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.

Результаты преобразований

Работа, которую осуществлял раньше орган опеки и попечительства, всегда достаточно жестко регламентировалась гражданским и семейным законодательством, различными подзаконными актами Минобразования, правительства, Минздравсоцразвития, а в некоторых случаях и МВД и прочими ведомствами. Структуры местной власти, включенные в процесс положениями СК, должны были только исполнять ФЗ и контролировать исполнение его положений в пределах своей территории. После изменения отечественного законодательства была полностью трансформирована сложившаяся схема разграничения полномочий в рассматриваемой области, были преобразованы существовавшие органы опеки и попечительства. Москва стала первым городом, в котором была проведена полномасштабная реформа.

Функциональные обязанности органов опеки и попечительства

В сфере гражданских правоотношений указанные службы могут:


Имущественные отношения

В рамках этой сферы орган опеки и попечительства РФ может:

  1. Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.
  2. Разрешать опекуну совершать, а попечителю - соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.
  3. Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.
  4. Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.
  5. Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.
  6. Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.
  7. Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений.
  8. Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.

Семейные отношения

В рамках указанной сферы отдел опеки и попечительства должен:

Воспитание ребенка

Для принятия несовершеннолетнего на воспитание подается соответствующее заявление. В органы опеки заинтересованные граждане могут обратиться по разным основаниям. Например, в случае если несовершеннолетний остался без родителей вследствие их смерти или по решению суда. В качестве основания может выступать необходимость в длительной командировке лиц, осуществляющих заботу о ребенке. Вне зависимости от причин обращения, только отдел опеки и попечительства может подобрать воспитателя для несовершеннолетнего. При этом гражданин может взять на себя заботу о несовершеннолетнем исключительно добровольно. Как правило, уполномоченные службы назначают воспитателями близких родственников ребенка. Это позволяет в максимальной степени учесть интересы несовершеннолетнего. Однако им также следует написать соответствующее обращение в адрес органов опеки и попечительства. При выборе воспитателя не из числа родственников, уполномоченная служба изучает всю доступную информацию о кандидате. Сведения о личных качествах предполагаемого воспитателя содержит, например, характеристика в органы опеки. Образец этого документа официально не утвержден. Документ, как правило, предоставляется с места работы гражданина. В нем в свободной форме излагаются основные качества кандидата, известные нанимателю. Характеристика в органы опеки, образец которой является достаточно формальным, составляется сотрудником кадровой службы предприятия, подписывается руководителем. Назначение воспитателя осуществляется на основании соответствующего решения. Орган опеки и попечительства выдает гражданину удостоверение. С этого момента он становится официальным воспитателем ребенка.

Отношения с родителями

При установлении опеки/попечительства право ребенка на общение с матерью/отцом должно сохраняться, если это не противоречит его интересам. Передача несовершеннолетнего в семью на воспитание не предполагает прекращения взаимодействия с родителями. В практике имеют место случаи, когда отец/мать, не согласные с отменой их прав на ребенка, пытаются выкрасть его из новой семьи. В таких ситуациях воспитатели могут требовать через суд возвращения несовершеннолетнего от любого лица, которое незаконным образом удерживает его у себя. Такая возможность обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка.

Недееспособные граждане

Лица могут быть признаны такими по решению суда. Основаниями для установления недееспособности (частичной или полной) могут быть наркотическая/алкогольная зависимость, психическое заболевание. Попечительство в этих случаях оформляется тогда, когда действия лица наносят ущерб семье. Признанный ограниченно либо полностью недееспособным гражданин не вправе заключать определенные сделки. При этом попечитель, в отличие от опекуна, не несет ответственности за поведение лица.

Патронаж

Орган опеки и попечительства кроме прочего занимается устройством дееспособных граждан, которые в силу своего преклонного возраста не могут сами реализовать свои обязанности и права. В таких ситуациях устанавливается патронаж. Попечительство в такой форме допускается только по согласию дееспособного лица. Оно также должно утвердить кандидатуру человека, который будет осуществлять заботу о нем.

Прекращение попечительства/опеки

Законодательство предусматривает для этого несколько оснований. В первую очередь следует отметить, что опека прекращается автоматически при достижении воспитанником 14 лет, переходя в попечительство. Последнее действует до 18 лет. Опека/попечительство прекращаются и при возвращении ребенка в семью, установлении усыновления либо помещении в лечебное/воспитательное учреждение. Подопечный может умереть или быть признанным судом погибшим. В этом случае также попечительство/опека прекращаются автоматически. В качестве основания выступает также выздоровление лица, о котором проявляется забота. В этом случае оно должно быть признан дееспособным. Соответствующее заявление направляется родственниками гражданина либо органом попечительства/опеки, прокурором или представителем лечебного учреждения. К документу прилагается акт судебно-психиатрического исследования, в котором обосновывается значительное улучшение состояния либо полное выздоровление лица. Аналогично прекращается попечительство над ограниченно дееспособным гражданином, признанным таковым при наличии у него зависимости от наркотиков или алкоголя. В этом случае он может сам обратиться в суд. Непосредственно попечитель или опекун также вправе обратиться с заявлением о прекращении его полномочий. Обычно это происходит вследствие ухудшения состояния его здоровья или материального положения, при невозможности установить контакт с подопечным. Попечительство/опека при этом не прекращаются, поскольку основания для их установления не исчезают. В этих случаях полномочия с одного лица перекладываются на другое.

Ненадлежащая забота о нуждающемся

Выше были рассмотрены случаи прекращения попечительства/опеки при добросовестном исполнении воспитателем своих обязанностей. В законодательстве предусмотрены ситуации, когда уполномоченное лицо может лишиться возможности осуществлять заботу при ненадлежащем поведении. В частности, достаточно жестко контролируются действия попечителей/опекунов, связанные с распоряжением или управлением имуществом и соответствующими правами воспитанников. К ним, в частности, относят дачу согласия на заключение тех или иных сделок, надзор за условиями, в которых пребывает подопечный, а также консультирование по ряду важных вопросов. Уполномоченные лица должны предоставлять отчеты по своей работе. Орган опеки и попечительства, рассматривая поступившие жалобы и анализируя отчеты, выносит соответствующие решения. При установлении факта умышленного ненадлежащего исполнения лицом его задач он может быть отстранен от работы.

Заключение

Деятельность органов попечительства и опеки, касающаяся вопросов правовой и социальной защиты нуждающихся граждан, несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных условиях, жестко регламентируется существующим законодательством. В нормативных актах установлен не только порядок организации работы этих служб, но и ответственность уполномоченных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач. Такой жесткий контроль обусловливается невозможностью нуждающихся категорий граждан самостоятельно обеспечить защиту своих прав и интересов. Особенно это касается несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей. Человек, согласно Конституции, выступает в качестве высшей ценности. В этой связи забота о нем, в частности в период до его совершеннолетия, должна стать задачей первостепенной важности для государства. Административная реформа, начатая в стране, указывает на то, что власть со вниманием относится к обеспечению гарантий, предусмотренных для граждан Конституцией.

Органы опеки и попечительства должны защищать права граждан, уже находящихся под опекой или нуждающихся в ней. На них возложен надзор за опекунами, за гражданами, желающими усыновить ребенка и много других задач. Если органы опеки и попечительства превышают свои полномочия, вымогают взятку или у вас есть претензии к действиям (бездействию) должностных лиц-представителей органа опеки, вы можете написать на них жалобу.

Как написать жалобу на органы опеки

Написать жалобу на органы опеки можно несколькими способами:

  1. Почтой России.
  2. С помощью онлайн-сервисов «Электронная приемная».

Куда пожаловаться на органы опеки

Пожаловаться на превышение полномочий, коррумпированность чиновников можно в следующие инстанции:

  1. Уполномоченный по правам ребенка (если нарушены права несовершеннолетнего)
  2. Уполномоченный по правам человека в РФ

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина РФ, за исполнением законов различными службами, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами.

Жалоба в прокуратуру должна быть зарегистрирована в течение трех дней с момента поступления. Решение по обращениям, не требующим дополнительной проверки, принимается в течение 15 дней. Максимальный срок для рассмотрения и принятия решения по жалобе составляет 30 дней с момента ее регистрации. Если жалоба не содержит сведений, необходимых для ее разрешения, она может быть возвращена заявителю в 7-дневный срок.

При написании жалобы в районную прокуратуру следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Контактные данные заявителя должны быть достоверными и полными. Анонимные жалобы на органы опеки не принимаются к рассмотрению.
  2. Жалоба должна быть написана на русском языке и разбита на предложения.
  3. Текст жалобы должен содержать максимум сведений, которые понадобятся для ее разрешения. В противном случае, жалоба будет возвращена заявителю.
  4. Если жалоба отправляется через он-лайн приемную, то заявитель может прикрепить к ней подтверждающие видео-аудиоматериалы или текстовые/графические файлы. Максимальный объем документов не должен превышать 5 Мб. Допустимы следующие форматы: txt, doc, rtf, xls, pdf, jpg, bmp, tif, mp3, avi, mp4, wmv, mov.
  5. Если жалоба содержит материалы, превышающие допустимый объем, то их рекомендуется отправлять почтой в адрес районной прокуратуры. В тексте электронного обращения следует указать это.


 

Возможно, будет полезно почитать: