Какие страховые выплаты по осаго. Ремонт по осаго: сроки, выплаты и подводные камни

Дорожно-транспортное происшествие может случится с каждым, однако любой автовладелец, чья ответственность застрахована, может рассчитывать на поддержку страховщика. Как осуществляются выплаты по страховке ОСАГО после ДТП, каким образом они рассчитываются, в какой последовательности действовать, чтобы 100%-но получить страховое возмещение? Остановимся подробно на этих вопросах.

В случае аварии автовладелец вправе рассчитывать на денежное покрытие таких видов ущерба:

  • причинение вреда здоровью или жизни человека;
  • поломка автомобиля.

Компенсация морального вреда производится за счет виновника аварии. То же относится и к упущенной выгоде, которую бесполезно требовать со страховой компании.

Когда страхователь вправе получить компенсацию?

Перечислить весь перечень происшествий, когда предусмотрена выплата страховки при ДТП по ОСАГО, невозможно, настолько он обширен. Однако в общем случае страховщики придерживаются следующего подхода: под страховым случаем понимаются любые обстоятельства, при которых владелец страхового полиса, управляя ТС, допустил дорожное происшествие. В результате которого пострадали лица и/или машина другого автовладельца.

Оплата производится сугубо при ДТП, оформленном документально. Если стороны произошедшего решают вопрос без участия представителей ГИБДД или не оформляют Европротокол, то в случае подобного рассчитывать на возмещение со стороны страховщика невозможно. При аварии на парковке ОСАГО также работает.

Нестраховые случаи

Любое из следующих обстоятельств страховщик вправе использовать в качестве основания для отказа в перечислении страхового возмещения:

  1. Нахождение за рулем авто лица, фамилия которого не указана в полисе.
  2. Нанесение урона объектам, представляющим большую ценность (сюда относятся здания, объекты интеллектуальной собственности, ювелирные изделия и др.).
  3. Совершение ДТП при перевозке опасных грузов, если нет ОСАГО на транспортировку именно этого вида груза.
  4. Если пострадал работник во время выполнения им трудовых обязанностей.
  5. Выплаты по полису ОСАГО не производятся при условии происшествия на территории юридического лица, предназначенной для тренировок учащихся автошкол либо отведенной для автосоревнований.

Следующие разновидности ущерба страховщики также не покрывают:

  • упущенная выгода пострадавшего;
  • моральный ущерб пострадавшего лица;
  • ущерб окружающей среде;
  • ущерб в размере, который невозможно покрыть максимально предусмотренной суммой по полису (она взыскивается по суду с виновника);
  • покрытие ущерба нанимателем в качестве компенсации за вред, нанесенный его работником.

Размер выплат

Основной вопрос — сколько выплачивает страховая? – регулируется Законом «Об ОСАГО». Максимально предусмотренная сумма страхового возмещения зависит от последствий аварии:

  1. Если пострадал человек (люди), максимальная выплата по ОСАГО — 500 000 рублей.
  2. Если урон сугубо материальный (при аварии, кроме автомобиля, никто не пострадал) – 400 000 рублей.

Суммы внушительные, но они предельные. На практике размер компенсаций, как правило, гораздо меньше.
Сумма выплаты по ОСАГО при ДТП зависит от многих параметров, а именно от:

  • количества пострадавших;
  • масштабов ущерба;
  • параметров ТС (модели, года выпуска);
  • состояния авто;
  • водительского стажа и даже места проживания водителя.

Пострадавший в ДТП, который стал инвалидом, получает компенсации в утвержденных размерах:

  • I степени (а также если инвалидность получил несовершеннолетний) – 500 000 рублей;
  • II степени – 350 000 рублей;
  • III степени – 250 000 рублей.

Сумма отчислений по страховке пострадавшим рассчитывается в процентах к максимально определенной сумме (500 тысячам рублей). К примеру, если потеря крови у человека составила менее 1000 мл, то он получит 35 000 (7% от 500 тысяч), если более – 50 000 рублей (10%).

Когда происходит ДТП с летальным исходом, страхованием ОСАГО предусмотрены следующие виды выплат:

  • 475 000 рублей – на поддержку семьи;
  • 25 000 рублей – на погребение.

Если ранее компенсацию получали только иждивенцы погибшего, то сейчас причитающие деньги может получить любой член семьи. Если погибло несколько человек, то по 500 000 рублей получает каждая из семей, член которой скончался.

Инструкция страхователя

Перед тем как получить деньги, владелец полиса должен придерживаться определенной очередности действий. Только так он может рассчитывать на страховку после ДТП. Итак, каковы действия после ДТП для получения выплаты по ОСАГО?

Европротокол

Этот вариант наиболее предпочтителен, но встречается не так уж и часто. Если у потерпевшего нет разногласий с лицом, виновным в аварии (последний признает вину и берет всю ответственность на себя), оформление ДТП происходит на месте, без третьих лиц.
В такой ситуации обязательно возьмите у другой стороны все его данные, включая информацию о страховщике.

Для получения страховки по КАСКО обязательно присутствие представителя страховой. Он осматривает место аварии и оценивает масштаб произошедшего. А вот вызывать представителя ГИБДД нет необходимости. Это позволяет виновнику ДТП избежать штрафа за нарушение ПДД.

При наличии хотя бы одного спорного момента действовать лучше в нижеприведенной очередности.

Оповещение страховой и Госавтоинспекции

Если вы попали в ДТП, то, убедившись в отсутствии пострадавших во всех транспортных средствах, следует позвонить вашему страховщику и в ГИБДД. До их приезда предметы, имеющие отношение к происшествию, трогать нельзя. Только это позволит узнать реальную причину произошедшего. Во время ожидания надо обменяться с оппонентом контактами, а также записать данные паспорта и страховки.

Обращение в ГИБДД

Уже после происшествия здесь необходимо будет забрать справку. В ней отражается произошедший инцидент, а особое внимание уделяется характеру повреждений ТС.

Предоставление документов в страховую

Сроки обращения к страховщику ограничены. Желательно, уложиться в 5 дней. Однако 5-дневный промежуток носит больше рекомендательный, нежели законодательно утвержденный, характер. Если вы в него не укладываетесь, то идите в страховую, когда сможете. Это обстоятельство не является основанием для отказа в оплате полиса.

Не затягивайте с визитом в страховую, дабы не дать повод компании для претензий в ваш адрес.

Пострадавшему для получения выплаты, помимо заявления, следует подать такие документы:

  • гражданский паспорт и удостоверение водителя;
  • документы на авто;
  • страховку;
  • справку из ГИБДД (либо Европротокол).

Дополнительно прилагаются любые документы, подтверждающие понесенные расходы, к примеру, оплату услуг эвакуатора или медицинские услуги.

Проведение экспертизы

От ее результатов зависит, в каком объеме будет выплачена сумма покрытия. Делать ремонт до осмотра автомобиля экспертом недопустимо. Далее на основе экспертизы, проведенной страховщиком, можно обосновывать свое требование в досудебной претензии и суде, если сумма компенсации не устраивает вас.

Получение страхового возмещения

Компенсации выплачиваются тремя способами:

  • наличными через кассу страховщика;
  • на расчетный счет, указанный клиентом компании;
  • оплатой услуг СТО, которая будет выполнять ремонт.

Сроки

Еще недавно на выплату страховки компаниям давалось 30 дней. Но у действующего законодательства этот период был изменен: теперь страховщики обязаны будут выплатить компенсацию в срок не позднее 20 дней (за вычетом нерабочих и праздничных дней) после обращения клиента. По истечению указанного времени компания обязана аргументировать отказ в выплате или выполнить оплату.

Если сроки не соблюдены, начисляется пеня в размере 1% от несвоевременно выплаченной суммы компенсации за каждый день просрочки.

Чтобы выплата была произведена быстрее, лучше всего:

  1. Поехать в страховую и узнать дату рассмотрения дела.
  2. Написать ходатайство о перенесении даты на более ранний срок.
  3. Самому забрать решение из суда (если, например, были жертвы) и лично доставить его оригинал в страховую компанию. Копия документа останется у вас на руках.

Гибель авто

Вышеописанный порядок выплат относится к ситуациям, когда машина требует восстановления, но не утратила своего функционального предназначения. Однако есть случаи, когда ремонт нецелесообразен. Тогда страховщики настаивают на конструктивном уничтожении ТС. Это означает, что собственник остается и без компенсации, и без автомобиля. Чаще всего это происходит, когда на ремонт нужно потратить 60-80% от стоимости машины.
Решение выносится на основании полученного экспертного заключения.

Если ремонт невозможен, и авто уничтожается, остается решить, кому отойдут его остатки. Если в пользу владельца, то он получает компенсацию.

Оформлено и ОСАГО и КАСКО – как рассчитывается компенсация?

Действующее законодательство позволяет оформить одновременно два полиса – ОСАГО и КАСКО. Но многие автовладельцы в этом случае не понимают, как получить страховку. А некоторые, наоборот, пытаются использовать двойное автострахование как инструмент для обогащения. Однако это довольно рисковое мероприятие. Махинации в данной сфере караются по закону.

Суть страховых отчислений заключается в том, чтобы покрыть все расходы пострадавшего в аварии. Значит, получить 100% компенсации страхователь может только от одного страховщика на выбор — от обязательного (ОСАГО) или добровольного (КАСКО).

Возмещение для виновника происшествия

В страховании автогражданской ответственности предусмотрена обязанность страховщиков по уплате возмещений в адрес потерпевшей стороны. Но нередко автовладельцы задаются вопросом – после ДТП что делать его виновнику, может ли он получить какие-либо выплаты? Ответ отрицателен. Так как ОСАГО страхуется гражданская ответственность водителей, а не сами средства передвижения.

Более того, в определенных случаях к лицу, по вине которого произошло происшествие, страховщики могут выставить регрессное требование. Это означает, что возмещение пострадавшему сперва выплачивает страховая компания, а затем затраченные средства пытается возместить за счет виновника ДТП (чаще всего через суд). Такое зачастую происходит, если виновник аварии в момент происшествия пьян или не вписан в полис.

Однако есть вариант, когда виновник действительно может рассчитывать на получение страховки. Речь идет о случаях, когда причиной происшествия не является ни одна из сторон аварии. Например, произошедшее ДТП является следствием нарушения дорожного полотна или некачественного освещения.

Вот вы и узнали, как выплачивается страховка при ДТП, если есть полис ОСАГО. В этом деле главное – знать свои права и действовать согласно вышеприведенной последовательности.

Начиная с 21.05.2017 г. вступили в действие поправки в закон об обязательном автостраховании (далее — ОСАГО). Этими поправками перед преобладающими ранее страховыми выплатами устанавливаются приоритеты возмещения натурального (в виде проведения восстановительных ремонтов поврежденных авто).

Можно утверждать, что изменения в законодательстве коснулись не только интересов страховых компаний. Эти нововведения по ОСАГО касаются всех без исключения автовладельцев.

Новые правила ОСАГО: на кого распространяются?

Сразу следует отметить, что новые правила действовать будут лишь для новых договоров ОСАГО, заключение которых происходит после 28.04.2017г. и исключительно для легковых авто, принадлежащих физлицам и зарегистрированным на территории РФ.

Касательно ранее приобретенных полисов это возможно, однако лишь по договоренности между страхователем и страховщиком.

В общей сложности было принято 12 поправок, десять из которых коснулись страховых случаев при авариях, а две – процедуры приобретения полиса ОСАГО.

В этой статье мы рассмотрим изменения подробнее.

Ремонт по ОСАГО вместо денег — нововведение в законодательстве №1

Основным считается изменение, внесенное федеральным законом №49-ФЗ от 28 марта 2017 года в закон об ОСАГО. Согласно этому документу: страховая проводит за свой счет ремонт поврежденного авто на станции техобслуживания, а не производит выплату денег пострадавшей стороне.

Отметим, что до 28.04.2017г. ситуация была другой: потерпевший имел право выбирать удобный для себя вариант между проведением восстановительного ремонта и страховой денежной выплатой.

На данный момент деньги за ремонт можно получать в отдельных следующих случаях:

  • Авто после аварии не подлежит восстановлению;
  • Для ремонта поврежденного автомобиля потребуется сумма более 400 000 руб.;
  • Ущерб нанесен имущественному объекту, который к автомобилю не относится;
  • Страховка получена автовладельцем в рамках международных страховых систем;
  • Страховая компания не имеет возможности исполнить взятые на себя обязательства (в рамках договора страхования) по ремонту поврежденного при ДТП авто способом, иным, чем выплата денежной компенсации;
  • Конкретная авария была оформлена без участия сотрудников полиции, что возможно в случае, когда ущерб не превышает 100 000 руб. Однако сумма, в которую обойдется ремонт авто, превышает вышеуказанную и потерпевший отказывается доплачивать собственные средства;
  • Автовладелец является инвалидом I-ой или II-ой группы и подает заявление, в котором просит выплатить за ремонт денежную компенсацию.

Кто может ездить без полиса — изменение ОСАГО №2

Полисы не должны приобретать водители ТС, технические характеристики которых являются такими, на которые не распространяются требования касательно допуска ТС к эксплуатации на дорогах общего пользования и/или госрегистрации (ранее требования по ограничению максимальной скорости таких ТС составляли 20 км/ч).

Неустойка за несоблюдение сроков ремонта — изменение ОСАГО №3

Если автовладелец, который признан в результате аварии потерпевшим, согласен на проведение восстановительного ремонта на станции, у которой со страховщиком заключен договор, то в течение 20-ти календарных дней ему должно быть выдано направление на проведение ремонта авто.

В случае, когда автоводитель хочет чинить свой автомобиль на сервисе стороннем, то период выдачи уведомления может быть увеличен до 30-ти календарных дней.

Важно знать, что за каждый день задержки проведения восстановительных мероприятий, страховщик обязан выплачивать пеню в размере 0,5% от суммы общего нанесенного ущерба.

Возмещение за эвакуацию автомобиля — изменение ОСАГО №4

Если ранее сумма, затраченная на доставку авто с места аварии до места ремонта/хранения компенсировалась страховщиком на основании предоставленных клиентом квитанций (заказчик, оплатив доставку, получал документ/чек, на основании которого ему покрывались эти расходы), то сейчас новые правила регламентируют максимальное расстояние транспортировки, ограничивая его: только 50 км и не более. Таким образом, если СТО расположено на удалении более 50 км. от места аварии/хранения машины, то с формальной точки зрения страховщик имеет право не согласиться с подобной транспортировкой.

Если же клиент настаивает исключительно на этом варианте, то вся процедура по организации транспортировки авто и оплаты этой услуги возлагается на него (за свои деньги он может перевозить поврежденный автомобиль в любое место).

Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5

Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.

Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:

  • ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
  • Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
  • Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
  • Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
  • Виновник скрылся с места аварии;
  • ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
  • В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
  • Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
  • В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
  • В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.

Новые лимиты по Европротоколу — изменение ОСАГО №6

Внесенные изменения предусматривают новый размер максимальной страховой выплаты, которая осуществляется по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции (по Европротоколу). Теперь сумма увеличена с 50 000 руб. до 100 000 руб.

Помимо этого, Банку России предоставляется теперь право определять форму извещения об аварии по европротоколу.

Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7

Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:

  • 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
  • 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.

Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.

Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.

К примеру, у автомобиля, которому 3 года, в результате ДТП был поврежден бампер. Эта деталь не подлежит ремонту и требуется ее замена. В подобном случае страховая компания выплатит пострадавшей стороне лишь часть стоимости бампера, а разницу он будет доплачивать самостоятельно. При этом бампер стоит, как новый, однако страховая оценивает его, как трехлетний.

Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.

Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.

В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.

Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.

Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.

Электронные полисы — изменение ОСАГО №8

Новые правки коснулись и мошеннических действий лиц, которые оказывают услуги посредников .

Теперь документ обязывает автовладельца лично заполнять на сайте страховщика заявление о заключении обязательного страхового договора, а также лично оплачивать сам полис ОСАГО.

Достоверность электронной выписки проверяют на спецсервисе МВД РФ либо на официальном сайте РСА (Российского союза автомобильных страховщиков), где имеется соответствующая база данных.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) — изменение ОСАГО №9

Ранее у клиента страховой компании практически отсутствовало право на выбор места, где будет восстанавливаться его авто после ДТП, поскольку страховая предоставляла ему свою станцию ремонта (с которой действовал ремонтный договор).

По новым правилам автовладелец еще на этапе заключения страхового договора может выбирать СТО (станцию технического обслуживания), на которой в случае ДТП будет отремонтирован его автомобиль. Список таких СТО страховая компания предоставляет на своем сайте, а информация (в нем представленная) постоянно актуализируется и содержит такие сведения:

  • Название и местоположение;
  • Марки и год выпуска авто, обслуживаемых и ремонтируемых на данном СТО;
  • Ориентировочные сроки на проведения ремонтных работ разного вида.

Подобная мера позволяет автовладельцу самостоятельно изучить все варианты и выбрать оптимально подходящий для себя.

Требования к автосервисам

СТО, которое указано в направлении на восстановительный ремонт, должно соответствовать таким требованиям:

  • Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней;
  • Удаленность СТО от места аварии/хранения авто не должно превышать 50 км. При этом пострадавшая сторона имеет право самостоятельно выбирать от какого места рассчитывать это расстояние (от места аварии либо от места жительства). Обратите внимание, что этот пункт не принимается в учет, если страховщик организует (а значит и оплачивает) транспортировку своего авто до сервиса, который удален на расстояние более 50-ти километров;
  • Сохранение гарантийных обязательств на те авто, возраст которых не превышает 2 года, поскольку эти авто следует ремонтировать лишь у официальных дилеров конкретной марки.

В случае, когда ни один из представленных вариантов перечисленным требованиям не отвечает, возникают такие варианты:

  1. Владелец авто может согласиться на проведение восстановительного ремонта на одной из тех станций, с которыми страховая имеет действующий договор. К примеру, водитель может согласиться на добровольное прекращение гарантии выполнить восстановительный ремонт не в сервисе официального дилера;
  2. Водитель имеет право получить компенсацию в денежной форме. Здесь важно понимать, что сумма страхового возмещения окажется меньше, поскольку расчета выплаты осуществляется с учетом износа деталей и запчастей.

Коэффициент «бонус – малус» без полиса — изменение ОСАГО №10

Коэффициент «Бонус-Малус» (далее – КБМ) является показателем, используемым страховыми компаниями в момент расчета страховой премии в рамках договора. Здесь в зависимости от наличия/отсутствия ДТП коэффициент КБМ может быть, как понижающим, так и повышающим. Специальная таблица КБМ по ОСАГО позволяет быстро определять этот показатель.

Обратите внимание, что с 2017г. полис открепляется от автомобиля и связывается исключительно с безопасной и безаварийной ездой конкретного автоводителя. Теперь именно водителю присваивается КБМ, который будет изменяться в зависимости от отсутствия/наличия ДТП в его «послужном списке». Для этого применяют 14 классов КБМ (индивидуальных).

В настоящее время страховщик не имеет права самостоятельно подсчитывать КБМ. Теперь РСА должен разработать и ввести в действие автоматизированную систему, которая позволит в режиме реального времени для каждого водителя рассчитать его КБМ. В момент оформления страхового полиса сведения о КБМ водителя будут автоматически передаваться в страховую компанию. По мнению экспертов, такая мера позволит эффективно бороться со злоупотреблениями при определении стоимости страховых полисов со стороны страховых компаний.

Сейчас любой водитель может узнать собственный коэффициент на официальном сайте РСА (как по данным действующего в настоящий момент полиса, так и по информации из полиса, срок действия которого истек не более 1 года назад).

В случае оформления нового страхового полиса ОСАГО, автовладелец имеет право потребовать уточнений его личного КБМ (в базе РСА) и учета его при формировании стоимости страхового полиса.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками — изменение ОСАГО №11

Прямое урегулирование убытков – представляет собой ситуацию, при которой после ДТП потерпевший обращается лишь в свою страховую компанию.

Если до принятия нововведений было условие: в аварии пострадало лишь 2 автомобиля, то новые правки допускают правила обращения лишь в свою страховую на случаи аварий массовых (с участием в ДТП 3-х и более машин). Введение новых норм направлено на упрощение правил, по которым проводится оформление убытков и ремонта авто после ДТП.

Следует отметить, что мнения в экспертном сообществе по этому поводу разделились. Ведь для организации восстановительного ремонта авто страховщику нужно получить от страховой организации виноватой стороны согласие на денежную суммы предстоящих ремонтных работ. В случае, когда виновников два, три и более на это может уйти очень много времени, а законом это никак не регламентируется.

Кто не получит выплату за аварию — изменения №12

Новые правки закона об ОСАГО не дают возможности представителю потерпевшей стороны получать за нее выплаты, которые нанесены во время произошедшей аварии. Это нововведение лишает смысла выкуп у владельцев поврежденных в ДТП машин их прав на возмещение ущерба автомобильными коллекторами. Ведь деньги все равно не будут выплачены на законных основаниях.

В заключение следует отметить, что нововведения внесли ощутимые изменения в ОСАГО, однако вопросов осталось еще много. Из этого следует, что даже после применения нововведения ОСАГО будут нужны дополнительные меры по реформированию данной сферы.

Положены ли выплаты виновнику ДТП по ОСАГО? Поскольку от дорожно-транспортного происшествия не застрахован никто, и даже самый опытный водитель может стать виновником аварии, этот вопрос актуален для многих. Давайте попробуем найти ответ на него.

Выплаты по ОСАГО при ДТП

Договор и закон предусматривают определенный перечень оснований, которые подпадают под категорию «страховой случай». К таким случаям по ОСАГО относятся дорожно-транспортные происшествия, которые повлекли за собой причинение ущерба жизни и здоровью, а также имуществу невиновной стороны. Таким образом, введение обязательного страхования автогражданской ответственности призвано, в первую очередь защитить права лиц, ставшими жертвами аварий, закрепив их безоговорочное право получить компенсацию вреда в виде выплаты. А вот выплаты виновнику ДТП по ОСАГО прямо не предусмотрены.

Как видно из сказанного выше, получение выплат предусмотрено для невиновной стороны. В соответствии с законодательством, виновник аварии не получает компенсации и все затраты по ликвидации последствий несет в полном объеме самостоятельно.

Случаи, когда выплаты не производятся по закону

К таким случаям можно отнести:

  1. Когда за рулем было лицо, не указанное в полисе страхования (если страховка не оформлена на неограниченный круг лиц).
  2. Когда повреждения имущества или ущерб жизни и здоровью нанесен опасным незастрахованным грузом или был причинен ущерб окружающей среде.
  3. Компенсация морального вреда, а также упущенной выгоды.
  4. Причинение ущерба в связи с осуществлением экспериментальной, спортивной или учебной деятельности, при условии нахождения на специально оборудованной для этих целей площадке, равно как при причинении ущерба во время осуществления работником его трудовой деятельности либо при аварии, случившейся во время погрузочно-разгрузочных работ или перемещения по территории организации.
  5. Сумма выплаты, сверх установленного лимита выплат по ОСАГО.

Помимо случаев, когда выплаты не производятся вообще, можно также выделить ситуации, когда страховая компания выплатит компенсацию, но будет иметь право регрессного требования от страховщика. То есть выплаты пострадавшим будут сделаны страховой компанией, но страхователь может обратиться в суд и истребовать с клиента всю выплаченную им сумму. Это возможно в следующих случаях:

  1. Если страховщик во время дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии опьянения, в том числе алкогольного, токсического или наркотического.
  2. Если застрахованное лицо умышленно причинило вред имуществу третьих лиц либо их жизни и здоровью.
  3. Если водитель на момент совершения действий, повлекших за собой дорожно-транспортное происшествие, не имел права управления автомобилем.
  4. Если водитель после совершения дорожно-транспортного происшествия, скрылся с места аварии.
  5. Страховой случай произошел в момент, когда управление автомобилем осуществлялось в период, который не предусмотрен договором обязательного страхования.

Что такое ДСАГО?

Ни для кого не секрет, что ОСАГО на сегодняшний день, имеет четкий лимит максимальной выплаты. В случае если причиненный ущерб превышает этот лимит, то оставшаяся часть суммы взыскивается в судебном порядке с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Для того чтобы обезопасить себя от такой ситуации, можно заключить дополнительный договор страхования, который получил название ДСАГО — добровольного страхования автогражданской ответственности.

Стоимость такого договора очень невысока — приблизительно 1000 рублей, а действие договора распространяется на суммы, превышающие лимит выплаты по ОСАГО и, как правило, позволяют полностью покрыть их. Сумма покрываемого ущерба может определяться даже 1 миллионом рублей.

Таким образом, ДСАГО может быть замечательным дополнением к основному страхованию для тех, что еще не совсем уверен в своих водительских навыках или достаточно осторожен и не хочет рисковать возможными имущественными потерями.

Возможно ли получить выплату виновнику?

Отвечая на этот вопрос нужно учитывать специфику каждой конкретной ситуации, а также мнения судей по этой проблеме.

Во-первых, получить выплату по ОСАГО можно в том случае, если в аварии вы проходите не только как виновник, но и потерпевший. Такая ситуация может случиться, например, если в дорожно-транспортном происшествии участвовало несколько автомобилей, при этом, несмотря на нарушение правил дорожного движения вами (в ваш адрес) эти правила также были нарушены другим лицом. В такой ситуации ваша страховая компания будет выплачивать причиненный вами ущерб имуществу или жизни и здоровью потерпевшего, с другой стороны, вам будет причитаться выплата от страховой компании.

Хотя, если страхователь решит побороться за свои деньги (как это обычно и происходит), то вопрос о том, причитаются ли Вам выплаты или нет, будет уже решаться в суде. А тут всё будет зависеть от трактовки судьей действующего закона по ОСАГО. Если суд разделит дорожно-транспортное происшествие на 2 состава административного правонарушения, то виновник-потерпевший получит причитающуюся ему сумму, но только ту, которая компенсирует вред, причиненный ему противоправными действиями другого лица. По той аварии, в которой виновен он, выплат не будет.

С другой стороны, если суд сочтет целесообразным рассматривать дорожно-транспортное происшествие в совокупности, то есть не разделять составы правонарушений, а просто определить виновность или невиновность сторон, то виновный «в части аварии» не имеет права на получение компенсации ввиду того, что доказан сам факт наличия у него вины. Такое заключение можно сделать на основании закона об ОСАГО, который устанавливает необходимость осуществления выплат только в пользу потерпевших.

Весьма спорным вопросом также является компенсация виновнику уже уплаченной суммы в пользу потерпевшего. В судебной практике есть ряд прецедентов, когда виновник аварии самостоятельно возмещал потерпевшему вред, а потом с полным комплектом документов обращался за компенсацией понесенных затрат в свою страховую компанию. При этом виновник представлял следующие документы: схему ДТП (составленную участниками аварии), справку о дорожно-транспортном происшествии из ГИБДД, результаты независимой экспертизы с оценкой причиненного ущерба и другими доказательствами того, что авария была и причинен реальный ущерб.

В связи с тем, что закон об ОСАГО не предусматривает возможности компенсации затрат по возмещению причиненного ущерба, в таких спора обычно отказывают. Добровольные выплаты виновником — это его личная инициатива, которая никакого отношения к неисполнению страхователем взятых на себя обязанностей не имеет.

Вывод

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать только один вывод — законодатель не предусматривает возможность получения виновником аварии компенсационных выплат. Потерпевшему же возместят причиненный ущерб, но только в пределах лимита, установленного законом. Если стоимость причиненного ущерба выше, то разница будет в судебном порядке (если стороны не договорятся о мирном урегулировании спора) взыскиваться с виновника дорожно-транспортного происшествия. Чтобы обезопасить себя от лишних трат на возмещение ущерба, можно заключить договор добровольного страхования автогражданской ответственности, который позволит компенсировать полную стоимость погибшего имущества. Если же вы хотите получить средства и на восстановление своего автомобиля, то разумнее потратиться на приобретение страховки КАСКО, которая как раз и гарантирует возмещение убытков, вне зависимости от того, по чьей вине они произошли.

Подробности расчета стоимости полагающихся в рамках ОСАГО выплат практически никому не известны. Вопросы по этому поводу возникают практически у всякого владельца автомобиля, попавшего в аварию. Не обманет ли страховая компания, назначая страховку? Ведь случаи занижения выплат реальны. Отстоять свое право на полноценное возмещение затрат можно, зная особенности ее начисления.

Можно ли самостоятельно рассчитать сумму страховой выплаты по ОСАГО и какими инструментами для этого стоит воспользоваться? От каких входных данных зависит сумма ущерба? Как происходит расчет страхового возмещения в страховой компании? Ответим на эти вопросы в данной статье.

От чего зависит сумма ущерба?

Компенсация рассчитывается и назначается в соответствии с рядом нормативных правовых актов. Положения закреплены в законодательстве федерального уровня. К таким регламентирующим документам относятся:

  1. Федеральный закон №40 2002 года;
  2. Федеральный закон №135 1998 года, регулирующий оценочную деятельность в стране;
  3. Постановления Правительства, хотя уже и утратившие силу, до сих пор влияющие на формирование и развитие страховых отношений между субъектами (№263 и №238 2003 года, №361 2010 года)

Что учитывается при определении суммы страховки?

Расчеты обычно производятся в соответствии со справочником Российского союза страховщиков. Суммы, указанные в них, изменяются только в зависимости от следующих критериев:

  1. Степень износа. К примеру, несмотря на то, что и старую, и совсем новенькую фару придется менять по одной цене, в первом случае страховщик заплатит куда меньше. Износ будет вычтен на основании заключения оценочной организации. Если решение, по мнению автомобилиста, не объективно, его можно проверить у независимых оценщиков. Документы, на основе которых проводилось обследование, необходимо отксерокопировать и представить эксперту.
  2. Дата ДТП.
  3. Экономический регион.
  4. Марка транспортного средства.
  5. Материал, из которого произведена деталь, ее номер.

Как производится расчет?

По закону страховая компания должна полностью возместить приобретение поврежденных деталей и необходимые услуги по ремонту ТС пострадавшего. Государством данная деятельность законодательно определена Федеральным законом №40, который предполагает 100%-ную сумму, достаточную для восстановления транспорта.

Однако обычные правила ОСАГО предусматривают положение, по которому страховые выплаты уменьшаются из-за износа поврежденных деталей. И это не в полной мере отвечает установленным на государственном уровне требованиям. Объясняется такое решение нежеланием платить пострадавшему в результате ДТП за совсем еще новенькие детали.

Пример

Петров попал на автомобиле Тойота в аварию, помяв бампер и переднюю левую дверь. В этот же день гражданин оповестил о ДТП своего страховщика и подал полный пакет документов для оформления компенсации. В течение 5 дней сотрудник компании ввиду необходимости осмотра машины согласовал место и порядок его проведения. Оценщик, учитывая многочисленные критерии, составил акт с данными для вынесения решения о стоимости восстановления автомобиля.

Зачастую скрытые дефекты в акте экспертизы не указываются, в пользу страховщика. На основании документа компания и устанавливает размер фактических выплат.

Оценочная деятельность

В первую очередь, эксперт обязан обращать внимание на характер повреждений транспортного средства. На заключение влияют причины их появления, объем и средняя стоимость обязательных ремонтных работ, используемые при этом технологии. В свою очередь, от вынесенного оценщиком решения напрямую зависит, сколько автовладелец получит в рамках ОСАГО.

В акте эксперта должны отражаться следующие данные:

  • модель транспортного средства;
  • информация о выпуске;
  • иные сведения о машине, в том числе государственный номер;
  • личные данные владельца ТС;
  • описание обнаруженных повреждений, полученных в результате ДТП;
  • требующийся объем ремонтных работ.

Ошибки эксперта, конечно, не исключены. Известны случаи, когда в акт вносились повреждения, полученные ранее и к ДТП отношения не имевшие. И наоборот, может проводиться лишь поверхностный осмотр, а скрытые проблемы не выявляются.

Подсчет суммы страховых выплат

Калькуляция основывается на результатах осмотра. На сумму повлияет вид требующегося ремонта – покраска, монтаж, замена детали и пр. Увеличивается страховка от большей продолжительности ремонтных работ и их средней в экономическом регионе цены. Как уже упоминалось ранее, значительно снижает сумму степень износа ТС. Многими из этих критериев можно оперировать для минимизации расходов на выплату компенсации.

Самостоятельный подсчет

Российский союз автостраховщиков на сайте добавил калькулятор который помогает автовладельцам самим подсчитать сумму выплат по ОСАГО. Для этого в соответствующие поля вводятся реквизиты: категория обратившегося лица (физическое или юридическое), стаж водителя, его возраст, длительность эксплуатации ТС, мощность двигателя, экономический округ, тип и срок действия страховки.

Наступление страхового случая не является гарантией выплаты страхового возмещения всем участникам происшествия. В каких случаях не выплачивается страховка при ДТП? Перечень этих ситуаций довольно обширен.

Главное понять, что полис обязательного страхования защищает только невиновного в происшествии страхователя. Но и он может быть лишен страховой выплаты по ряду причин.

Основное правило при страховании автогражданской ответственности по ОСАГО – страхуется ответственность водителя, а не он сам или его транспортное средство. Выходит, что страховое возмещение при определенных обстоятельствах получает только лицо, невиновное в ДТП. Итак, в каких же случаях выплачивается страховка по ОСАГО?

  1. Водитель сбил человека, причинив вред здоровью или жизни.
  2. В аварии пострадало транспортное средство.
  3. Нанесен ущерб здоровью людей, которые находились в авто во время дорожного инцидента.
  4. В ДТП пострадало имущество (к примеру, сломано ограждение, поврежден дом и др.).

Во всех этих случаях пострадавшее лицо должно обратиться в СК виновника аварии за возмещением ущерба. Если он не установлен или не имеет полиса, направлять документы необходимо в РСА. Если ДТП оформлено по Европротоколу, обратиться за выплатой можно и к своему страховщику.

Страховое возмещение наследникам

В серьезных дорожных происшествиях могут случиться и жертвы. Согласно ФЗ «Об ОСАГО», в этих ситуациях страховые возмещения выплачиваются лицам, для которых погибший участник аварии выступал кормильцем. Получить компенсацию вправе дети, муж/жена, родители, а также лица, на чьем иждивении состоял умерший.

Помимо непосредственно самого страхового возмещения родственники погибшего могут рассчитывать на выплаты на погребение, а также материальную помощью в связи с потерей кормильца.

Если раньше этого рода выплаты получали только иждивенцы страхователя, то с 01.04.2017 вступили в силу новые поправки. Согласно им, СК виновника аварии должна выплатить любому из семьи погибшего максимум 500 тысяч рублей (25 тысяч – на погребение и 475 тысяч на материальную поддержку семьи).

Если суммарный ущерб превышает максимально установленный по ОСАГО размер, то недостающая часть суммы взыскивается с виновника происшествия. Если стороны не в состоянии прийти к консенсусу, то это происходит через суд.

Когда СК отказывает в выплате

По сути автострахование – это способ снижения вероятных финансовых потерь на случай непредвиденных обстоятельств. Но иногда возмещение ущерба по ОСАГО полностью зависит от действий самих страхователей. Итак, чего надо избегать, чтобы не лишиться законной страховой компенсации?

Виновник в ДТП

По общему правилу страховую компенсацию получают только лица, не виновные в ДТП. Однако на практике иногда возникают и весьма неоднозначные ситуации. К примеру, если в инциденте участвует не два, а больше ТС, и конкретный водитель одновременно является и пострадавшим, и виновным. То есть в отношении него другим участником аварии также совершено нарушение ПДД. В этой ситуации выплата причитается не только пострадавшей стороне, но и виновно-пострадавшей тоже. Чаще всего такие дела решаются в суде.

Если виновник дорожно-транспортного происшествия погибает, его родственники не получают выплаты на погребение. Исключение составляют только ситуации, когда погибает пешеход, спровоцировавший ДТП, — его родственники получают выплаты по ОСАГО. Как показывает практика, водители ТС чаще всего признаются виновными, несмотря на то, как в действительности произошло столкновение.

Еще такой нюанс. Если установить вину конкретного водителя, застрахованного по ОСАГО, невозможно, то и получить возмещение второму участнику нельзя. Согласно Закону «Об ОСАГО», в аварии должен быть виновник, тогда и пострадавший будет. Чтобы отстоять свое право на выплату, потерпевший страхователь должен заказать дополнительную экспертизу. Если и это не дает результата, надо обращаться в суд. Если второй участник застрахован по КАСКО, то проводить доп. экспертизу не надо, СК и так возместит ущерб.

Если вина в происшествии обоюдная, то в судебном порядке определяется степень вины каждого из участников. К примеру, когда окажется что водители виновны в равной степени, то от реального объема ущерба каждый получит только по 50%.

Отсутствие полиса ОСАГО

Если нет страховки, значит нет и страховой компании, которая обязана возместить пострадавшему лицу ущерб. Это весьма неприятно для водителя, но ничего поделать с этим нельзя. Аналогичная ситуация, если у причинителя вреда на руках есть ОСАГО, но срок действия его истек. Как и в первом случае, отсутствует страховщик, обязанный покрывать убытки пострадавшему автовладельцу.

Рассмотрим другую ситуацию. Собственник авто, которое участвовало в происшествии, имеет страховку с перечнем лиц, допущенных к управлению авто, но в нем не значится фамилия гражданина, спровоцировавшего ДТП. В этом случае пострадавший водитель имеет право получить страховое возмещение, но далее оно будет истребовано СК с виновника.

ДТП произошло за границей

Полисы обязательного и добровольного страхования действуют только на территории той страны, в которой они были получены, то есть в России. При планировании зарубежной автомобильной поездки необходимо приобрести специальный полис – Зеленую карту. Именно она позволит получить страховое возмещение в случае наступления страхового случая за границей.

Неполный пакет документов

Страховщик обязан выплатить страхователю причитающееся страховое вознаграждение только при условии своевременной подачи полного пакета документов. Поэтому как только у вас на руках окажется справка о ДТП (обратите внимание, что с 20.10.2017 она отменена и на замену ей необходимо получать другой документ), постановление о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела, тотчас направляйтесь в СК и составляйте заявление. Приложить следует все документы, имеющиеся у вас в данный момент. При необходимости остальные бумаги можно будет донести позднее. Таким образом вы не просрочите предусмотренные законодательством сроки подачи документов – 5 дней.

Если авария оформляется по упрощенной схеме, то у страхователя тоже есть всего 5 дней, чтобы подать заявление в СК (в свою компанию). Благо при составлении Европротокола пострадавшее лицо должно подать только заявление на выплату и извещение, составленное и подписанное обеими сторонами.

ТС не было предоставлено на осмотр

П. 20 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» позволяет страховщикам не возмещать ущерб страхователям, которые в оговоренное место и время не предоставили поврежденный автомобиль на осмотр.

Если страхователь этого не сделал, либо восстановил авто до момента оценки ущерба, либо утилизировал его, то рассчитывать на страховую компенсацию он не в праве.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

20. Страховщик отказывает потерпевшему в страховом возмещении или его части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.

Расчет на месте

Если водители договорились о размере компенсации без привлечения сотрудников ГИБДД, то в будущем рассчитывать на какие-то деньги от страховой нельзя, причем даже если выяснится, что полученной суммы для полного восстановления авто недостаточно. Во-первых, у вас не будет документов о происшествии. Во-вторых, нельзя дважды получить деньги по одному и тому же делу (сначала от виновного лица, затем – от страховщика).

Стороне, передающей деньги, необходимо взять с получателя расписку о приеме наличных и об отсутствии претензий в его адрес в будущем, даже если обнаружатся скрытые дефекты в машине. Вообще лучше к такому способу не прибегать, поскольку пострадавший через какое-то время может обратиться в ГИБДД и сообщить, что вы незаконно покинули место происшествия.

Алкогольное опьянение

Если в момент столкновения виновник был пьян, его СК все равно выплатит пострадавшему причитающееся возмещение, но затем потребует от виновника возместить его. Если же нетрезвым оказался потерпевший, то тут несколько иная ситуация. Во-первых, этот факт надо еще доказать.

Его отражение в справке о ДТП по результатам «народной экспертизы» под названием «дунуть в трубочку», недостаточно. Страховщик, чтобы отказать в выплате, должен оперировать результатами медицинского обследования.

Во-вторых, чаще всего подобные дела рассматриваются в суде. Именно там определяется степень вины каждого из участников события. Если установлено, что причинитель вреда виноват на 60%, а нетрезвый пострадавший на 40%, то первому выплатят всего 40% от размера ущерба, а второму – 60%.

Мошеннические схемы

Если во время разбирательства дела автовладельцев уличат в мошенничестве, можно забыть о каких-либо выплатах. Если невиновный в аварии страхователь уверен в своей порядочности и считает, что СК просто старается уклониться от своих обязательств, надо идти в суд и отстаивать свое право на страховое возмещение.

Банкротство СК

Такие случаи совсем не редкость для российской действительности. Поэтому перед подписанием страхового договора убедитесь в надежности фирмы. Сделать это несложно – в интернете в открытом доступе есть информация, касающаяся рейтингов надежности, финансовой состоятельности, % рассмотрения страховых дел в суде и др.

Но если все же страховой случай произошел, а СК объявила себя банкротом или лишена лицензии, следует подготовить пакет документов и направить его в РСА. Именно эта организация отвечает по обязательствам ОСАГО обанкротившейся компаний.

Это правило не относится к КАСКО — получить выплату по добровольному полису от РСА гораздо проблематичнее, чем по обязательному.

Наличие страховки от ДТП

Если пострадавшие в аварии лица имеют полис КАСКО, страхующий от дорожных происшествий на транспорте, СК вправе отказать в возмещении по ОСАГО, поскольку именно по страховке от несчастных случаев страхователи получат выплату.

Случаи предъявления регресса

Ст. 14 Закона «Об ОСАГО» позволяет страховщику требовать с виновника происшествия возмещения своих убытков. То есть сначала СК выплачивает пострадавшему лицу компенсацию в полном объеме, а затем выставляет регрессное требованию к виновнику ДТП.

Это возможно только в определенных ситуациях, а именно, когда виновник аварии:

  1. По медицинскому заключению был пьян, находился в наркотическом либо любом другом опьянении.
  2. Покинул место столкновения.
  3. Не имел законного права находиться за рулем автомобиля.
  4. Имел умысел в причинении вреда.
  5. Не предоставил на протяжении 5 рабочих дней копию извещения о ДТП (если составлялся Европротокол).
  6. Не предоставил в течение 15 дней (праздничные и календарные не учитываются) свое авто на осмотр, отремонтировал его либо подверг утилизации.
  7. Не вписан в страховку.
  8. При оформлении электронного полиса ОСАГО предоставил страховщику заведомо ложные сведения.
  9. Спровоцировал ДТП в период, который не предусмотрен страховкой (если оформляется ОСАГО при условии эксплуатации авто в период, определенный страховым соглашением).
  10. Управлял автобусом, такси, грузовым автомобилем и спецтранспортом, предназначенным для перевозки опасных грузов, срок действия диагностической карты которых истек.

Все остальные случаи, при которых СК пытается выставить страхователю регрессное требование, считаются незаконными и могут быть обжалованы в суде.



 

Возможно, будет полезно почитать: