Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации. Организация контроля за состоянием охраны труда Контроль работодателя за соблюдением охраны труда

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда;
    составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда . Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

Виды и периодичность проверок

Плановые проверки

Плановые мероприятия проводятся не чаще одного раза в три года . Если проверка комплексная, в ходе контроля вместе с вопросами охраны труда проверяют правильность ведения кадровой документации, локальные нормативные акты и пр. Если тематическая – занимаются только охраной труда.

Документарная проверка проводится в инспекции или другом контрольном ведомстве. Проверяющие присылают работодателю запрос, в котором содержится перечень интересующих их документов. Она не может длиться более 20 дней, на малых предприятиях – 50-ти часов, а на микропредприятиях – 15 часов в год . Если требование в установленные сроки не выполнить, документарная проверка может превратиться в выездную.

Выездная проверка проводится на территории работодателя.

Внеплановые проверки

Они периодичности не имеют. Внеплановое мероприятие назначается, когда нужно проверить, выполнено ли предписание трудовой инспекции (контрольная проверка), или когда поступила жалоба от работника (целевая). Основанием может служить также сообщение в СМИ или сведения из других источников о том, что в организации не все благополучно с правилами охраны труда и т. д.

Предупреждает

Владимир ПАНИН,

Генеральный директор компании Addaptic (Москва)

Проверяющие могут появиться на пороге организации без предупреждения, если основанием для их визита послужила жалоба работника о нарушении его прав

Жалоба или сообщение признается основанием для контроля, если она содержит сведения:

  • о нарушении работодателем трудовых прав работников;
  • о возникновении угрозы причинения вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • о причинении вреда здоровью и(или) жизни работников, окружающей среде, а также возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Внеплановая проверка может проводиться в документарной и(или) выездной форме (п. 4 статьи 10 ФЗ №294).

Как проходит проверка

Как проходит плановая проверка

Плановой выездной проверке предшествует уведомление от контролирующей структуры. Оно должно прийти на предприятие не менее чем за три рабочих дня до появления инспекторов.

Когда проверяющие появятся на пороге вашей организации, они обязаны предъявить свои служебные удостоверения и распоряжение на проверку. В нем должны быть указаны:

скачать и распечатать образец
скачать и распечатать шаблон

Если инспекторам потребуется, они могут привлечь для проведения проверки экспертов в какой-либо узкой области знаний. Поэтому не удивляйтесь, если к вам придет целая группа инспектирующих.

Предупреждает

Тимур АБЛАТЫПОВ,

Директор сертификационно-методической компании ООО «Центр Качества» (Казань)

В план проверок, как правило, попадают организации, у которых есть проблемы с охраной труда. Поводом может послужить произошедший несчастный случай

Как проходит внеплановая проверка

Внеплановая проверка начинается иначе. Контролеры не всегда обязаны уведомлять о своем появлении. Так, уведомление не менее чем за сутки должно быть направлено работодателю, если мероприятие проводится:

  • по материалам, поступившим из прокуратуры;
  • с целью проверить, как исполнено ранее выданное предписание.

О своем появлении инспекторы не предупреждают, если основанием является жалоба работника о нарушении его прав или сообщение о нарушении требований охраны труда, которое угрожает жизни и здоровью работников. Тем не менее распоряжение руководителя контролирующего ведомства должно быть на руках у инспекторов. Его отсутствие является грубым нарушением правил проведения проверок .

Процедура документарной проверки

Документарная проверка начинается с того, что на предприятие приходит уведомление из Рострудинспекции о начале контрольного мероприятия. Вместе с ним инспекторы присылают копию распоряжения своего руководителя и мотивированный запрос, в котором указан перечень документов, которые требуются проверяющим. Их перечень определяется исходя из объема контрольного мероприятия.

Трудовая инспекция не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки. Работодатель должен в течение 10 рабочих дней отправить в инспекцию копии документов, заверенные печатью организации. Если запрос поступил индивидуальному предпринимателю, и у него нет печати, допустимо отправить копии без ее оттиска.

Если работодатель не уложится в отведенный законом срок, его ждет штраф в размере от 100 до 300 рублей для граждан, от 300 до 500 рублей для должностных лиц, и от 3000 до 5000 рублей для организаций (ст. 19.7 КоАП РФ).

В течение 20 рабочих дней инспекторы рассматривают поступившие документы. Если они обнаружат противоречия, ошибки или предоставленных сведений окажется недостаточно, то потребуют от работодателя письменных объяснений. На ответ работодателю дается еще 10 рабочих дней. Если же и пояснения их не устроят, руководитель территориального отдела Рострудинспекции издаст соответствующее распоряжение, и документарная проверка превратится в выездную.

Процедура выездной проверки

Придя на предприятие, инспекторы потребуют предоставить перечень документов, который указан у них в распоряжении на проверку. Как правило, проверяющие запрашивают:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • договор аренды или свидетельство на собственность;
  • трудовые договоры с работниками;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • инструкции по охране труда;
  • журналы инструктажей по охране труда;
  • положение о службе охраны труда;
  • должностные обязанности руководителя по охране труда;
  • приказ о назначении ответственного по охране труда;
  • карты аттестации рабочих мест;
  • план организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • карточки выдачи СИЗ работникам;
  • журналы учета выдачи СИЗ;
  • приказы о предоставлении дополнительных отпусков (если есть вредные и опасные факторы производства).

Получив требуемые документы, проверяющие внимательно их изучат. Не стоит надеяться, что они упустят из виду мелкие огрехи. Затем инспекторы обязательно пройдут по территории предприятия, посмотрят, как в реальности выполняются правила охраны труда, используются ли средства индивидуальной защиты, имеются ли необходимые информационные таблички и плакаты. Если в мероприятии участвует эксперт, могут быть взяты пробы воздуха в рабочих зонах, проведены замеры освещенности, шума и т.д. Самые въедливые контролеры опросят рабочих, проводятся ли с ними инструктажи, обучение по охране труда, поговорят о реальных условиях работы и т.п.

Все выявленные недочеты будут учтены и отражены в акте проверки.

скачать и распечатать образец
скачать и распечатать шаблон

После того как акт составлен, его копия вручена представителю работодателя, инспектор делает запись в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя. На этом процедура проверки заканчивается.

Ответы на ваши вопросы

Может ли трудовой инспектор отстранить от работы руководителя организации?
Во время проверки трудовой инспекцией обнаружилось, что наш руководитель организации не прошел обучение по охране труда. Инспектор грозится отстранить его от работы. Он может это сделать?
Иван КОЖЕВНИКОВ, ответственный за охрану труда (Волгоград)

Нет, сам он отстранить не может. Но вправе выдать такое предписание работодателю. Причиной может послужить то, что руководитель не прошел обучение по охране труда.

Какие действия предпримет проверяющий, если обнаружит, что организация скрыла несчастный случай?
На нашем предприятии работник получил небольшую травму. Руководитель настоял на том, чтобы случай не расследовать и не сообщать о нем, поскольку работник отказался брать больничный. Теперь у нас проверка по охране труда. Если инспекторы узнают о случившемся, как они поступят?
Таисия ВАСИЛЬЕВА, инспектор отдела кадров, ответственная по охране труда (Можайск)

Если об этом станет известно трудовом инспектору, он проведет собственное расследование. Установив, что несчастный случай действительно был, он оштрафует ответственных за охрану труда, а материалы проверки отправит в прокуратуру. Дальнейшее разбирательство может привести в лучшем случае к тому, что прокурор оформит предостережение, в худшем – может быть возбуждено уголовное дело. Кроме того, ФСС России также не останется в стороне и оштрафует работодателя на сумму от 5 000 до 10 000 рублей.

Если проверяющие нашли небольшие недочеты в инструкциях по охране труда, за это тоже оштрафуют?
Нас проверила трудовая инспекция. Серьезных нарушений не нашли. Выявили несколько недочетов по содержанию инструкций по охране труда. За это тоже будет штраф?
Василиса ДМИТРИЕВА, специалист по охране труда (Зеленоград)

Не обязательно. Инспекторы предоставят время, чтобы устранить выявленные недостатки. Для этого они выдадут предписание и установят срок его исполнения. Если же требование не будет выполнено, штраф неминуем.

01.12.2016

Организация контроля за состоянием охраны труда

Периодическая оценка соответствия работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда производится для повышения эффективности управления охраной труда на предприятиях, в организациях, филиалах и подразделениях. Постоянный контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда и действенным средством предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основные виды контроля за состоянием охраны труда в организациях

Основными видами контроля за состоянием охраны труда в организациях являются:

  1. Оперативный контроль руководителя работ и других должностных лиц.
  2. Административно-общественный (трехступенчатый) контроль.
  3. Контроль, осуществляемый службой охраны труда.

Контроль в сфере охраны труда осуществляется за:

  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда и подготовкой к сертификации работ по охране труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов;
  • использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.

Постоянный профилактический контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах – одно из действенных средств предупреждения аварий, инцидентов, производственного травматизма и профессиональных заболеваний – осуществляется путем оперативного выявления отклонений от требований охраны труда с оперативным принятием необходимых мер по их устранению.

Контроль состояния охраны труда в любой организации является одним из основных управленческих принципов обеспечения безопасности труда, без реализации которого невозможно эффективное функционирование системы управления охраной труда. Естественно, что оперативное слежение за состоянием техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности может осуществляться людьми, которые ежесменно находятся на рабочих местах.

Трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда в организации

В зависимости от специфики производства, структуры предприятия, контроль может производиться:

I. Первая ступень – руководителями I уровня управления – непосредственные руководители работ на производственных объектах и руководители производственных объектов (мастера, механики, энергетики, технологи и др.) на участке цеха, строительной площадки, в смене или бригаде.

II. Вторая ступень – руководителями II уровня управления – руководители подразделений (начальники подразделений и их заместители) в цехе, на строительной площадке, на производстве или участке предприятия.

III. Третья ступень – руководителями III уровня управления – руководители и главные специалисты организации (работодателя) на предприятии в целом.

Каждая ступень контроля должна осуществляться на определенном уровне управления по установленной программе в установленные сроки.

  • Руководители I уровня ежедневно в начале рабочего дня (смены), а при необходимости (работа с повышенной опасностью и др.) – и в течение рабочего дня (смены).
  • Руководители II уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в неделю , как правило, с той частотой, с которой они непосредственно присутствуют на производственных объектах.
  • Руководители III уровня управления осуществляют контроль не реже одного раза в месяц .

Руководство организацией контроля осуществляет руководитель предприятия. Результаты проведения контроля должны фиксироваться в специализированных журналах.

I. Первая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
  • состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, защитных устройств, заготовок и др.);
  • состояние проходов, переходов, проездов;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил электробезопасности при работе с электроинструментом и на электроустановках;
  • соблюдение правил складирования заготовок и готовой продукции;
  • исправность приточной и (или) вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле- и газоулавливающих устройств;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и пожаровзрывоопасными веществами и материалами;
  • наличие и соблюдение работающими инструкций по охране труда;
  • наличие первичных средств пожаротушения;
  • наличие у работающих соответствующих удостоверений на право проведения отдельных видов работ (работ на грузоподъемных средствах, работ с пиротехническим инструментом и др.).

По выявленным при проверке нарушениям намечаются мероприятия по их устранению, определяются сроки и ответственные за исполнение. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены незамедлительно, то руководитель подразделения должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

В случае выявления грубого нарушения правил и норм охраны труда, могущего причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работа приостанавливается до устранения этого нарушения.

Результаты проверки записываются в журнал первой ступени контроля, который должен находиться у руководителя подразделения.

Непосредственные руководители объектов (начальники цехов, участков и т. д.) не реже одного раза в неделю проверяют состояние условий охраны труда на рабочих местах, а также работу руководителей работ (бригадиров, мастеров и т.п.) по проведению первого уровня оперативного контроля и принимают оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

II. Вторая ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • организацию и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступеней контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений руководителя предприятия и начальника цеха, решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий по предписаниям органов надзора;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств, технологических процессов требованиям по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок;
  • состояние переходов и галерей;
  • состояние уголков и стендов по охране труда, наличие сигнальных цветов и знаков безопасности;
  • наличие и состояние противопожарных средств, путей эвакуации;
  • соблюдение правил безопасности при работе с вредными и взрывопожароопасными веществами и материалами;
  • своевременность и качество проведения инструктажа работающих по охране труда;
  • наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты;
  • обеспеченность работающих лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими профилактическими средствами;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Результаты проверки записываются в журнал второй ступени, который должен храниться у начальника цеха. При этом комиссия назначает мероприятия, а начальник цеха назначает исполнителей и сроки исполнения.

В случае невозможности выполнения мероприятий силами цеха начальник цеха обязан доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

III. Третья ступень контроля за состоянием охраны труда в организации

  • организацию и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения предыдущей третьей ступени контроля;
  • выполнение приказов и распоряжений вышестоящих хозяйственных организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора, приказов руководителя предприятия и решений комитета профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, комплексными планами по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий по материалам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранение, организация стирки, чистки и ремонта;
  • подготовленность персонала подразделений к действиям в аварийных ситуациях и др.

Третья ступень контроля проводится комиссией, возглавляемой руководителем или главным инженером предприятия, и руководителем профсоюзной организации не реже одного раза в месяц.

В состав комиссии входят руководитель службы охраны труда, председатель комиссии по охране труда, руководители технических служб, руководитель надзора за зданиями и сооружениями, начальник пожарной охраны (ответственный за пожарную безопасность).

Крупное предприятие, проверка которого за один обход невозможна, проверяется по отдельным цехам (объектам) по годовому графику, составленному с таким расчетом, чтобы в течение года был обследован каждый цех не менее четырех раз, а цехи с повышенной опасностью и неблагополучные в отношении охраны труда – не менее шести раз.

Комиссия третьей ступени контроля может быть разделена на ряд подкомиссий под руководством главных специалистов или заместителей главного инженера для проведения проверок по отдельным объектам предприятия.

Результаты проверки должны оформляться актом и в недельный срок обсуждаться на совещании у руководителя предприятия с участием членов комиссии по охране труда комитета профсоюза. На совещании у руководителя предприятия должны присутствовать все руководители цехов, участков, служб. На совещании заслушиваются руководители тех цехов, участков, служб, где выявлено неудовлетворительное состояние охраны труда.

Проведение совещания рекомендуется оформлять протоколом с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. В необходимых случаях руководителем предприятия по итогам проверки издается приказ.

Ежемесячный день проведения контроля третьей ступени может именоваться как «День охраны труда».

tagPlaceholder Tags: статьи

20.08.2018

Представляет собой комплекс мероприятий по объективному изучению знаний сотрудников организации в области безопасности производства их трудовых обязанностей и опасных факторов работы.

Такие мероприятия подразделяются в зависимости от основания проведения и подлежат обязательному документальному отражению во внутренних локальных актах организации.

Обязательность проведения проверок знаний установлена федеральным законодательством.

Работодатель лишь в пределах своей компетенции может изменяться сроки некоторых видов проверки, но обязан осуществлять их не реже указанного в законе.

При этом осуществлением таких мероприятий занимается специальное подразделение организации – отдел по охране труда или же специально созданная из сотрудников организации.

Кто подлежит проверке на предприятии?

Проведение мероприятий по оценке и проверке знаний сотрудников предприятия проводится в отношении двух больших категорий:

В зависимости от специфики работы организации, учитывая разнообразие различных должностей, проверка может проводиться и для вспомогательного персонала , сотрудников лишь вновь принятых на работу и граждан, проходящих практику от учебного заведения.

Данные случаи должны в обязательном порядке подкрепляться приказом учреждения с указанием персональных данных проверяемого и занимаемой должности.

Как часто проводится в организации — периодичность

Частота проведения проверок также регламентирована федеральным законодательством.

Когда проводится для различных сотрудников:

  • в отношении работников и руководителей, осуществляющих трудовую деятельность при работе с опасными, горючими, вредными или химическими веществами проверки знаний требований по охране обязательно не менее 2 раз в год . Решением руководства периодичность таких мероприятий может быть увеличена;
  • для остальных категорий работников — минимум один раз в год , и по решению руководства. При обязательном согласовании с профсоюзной организацией периодичность может быть также увеличена.

Кто назначается ответственным?

Проведением и реализацией мероприятий проверки занимается специально уполномоченный специалист по охране труда , имеющий соответствующее образование, подтвержденное наличием сертификата прохождения курсов повышения квалификации в центре обучения.

Также при осуществлении масштабного контроля производстве может быть создана специальная комиссия из состава сотрудников организации.

Главным требованием при создании является наличие у всех членов комиссии соответствующих знаний в области охраны труда.

Создание проверяющих органов регламентируется приказом руководства по предприятию, который обозначает вид проверки, сроки и место проведения, а также круг ответственных лиц.

Что проверяют?

В зависимости от вида проверки осуществляются мероприятия по изучению знаний сотрудников организации в сферах:

  • знания нормативных актов федерального законодательства и локальных актов предприятия в области охраны труда с учетом специфики работы организации и занимаемой должности работника;
  • меры предотвращения нештатных и чрезвычайных ситуаций в организации сотрудниками предприятия;
  • недопущения возникновения причинения вреда здоровья себе и окружающим в процессе трудовой деятельности;
  • специфику норм охраны труда с учетом оборудования, на котором работает сотрудник;
  • первичные меры оказания медицинской помощи при возникновении несчастного случая на производстве;
  • правила обращения с опасными и вредными веществами на производстве;
  • правила пожарной охраны и электробезопасности на предприятии.

Осуществление проверки проводится с учетом составленной программы , в которую могут быть включены иные вопросы, связанные со спецификой работы организации.

Порядок проведения

Проведение очередной проверки связано с плановыми работами системы охраны труда на предприятии.

Такое мероприятие осуществляется в следующем порядке:

При отрицательном прохождении проверки работник не может быть допущен к осуществлению своих трудовых обязанностей .

Также в отношении работников, не прошедших контроль, руководство может вынести меры дисциплинарного наказания и направить его на повторное прохождение инструктажа и обучения, а затем

73. Целью контроля за соблюдением требований по охране труда является

создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмот¬ров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений требова¬ний охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупрежде¬нию.

74. Основными задачами контроля являются:

74.1. выявление и предупреждение нарушений государственных норматив¬ных требований охраны труда (далее - требования охраны труда);

74.2. оценка состояния условий труда работников, безопасности производ¬ственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

74.3. выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;

74.4. принятие мер по устранению выявленных недостатков;

74.5. доведение до каждого работника информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению.

75. Основными видами контроля являются:

75.1. контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуще¬ствляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с их должностными обязанностями;

75.2. контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации и настоящим Положением о СУОТ;

75.3. периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями структурных подразделений организа¬ций с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (упол¬номоченных лиц по охране труда работников);

75.4. производственный контроль за соблюдением требований промышлен¬ной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований про¬мышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержден¬ными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Рес¬публики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

75.5. общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществле¬ния профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальный реестр пра¬вовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 5/4377).

76. Полномочия и ответственность руководителей и специалистов организа¬

ции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране

труда определяются их должностными инструкциями.

При разработке должностных инструкций обязанности по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда распределяются между руководителями и специалистами с учетом их трудовых функций, роли и места в системе управления охраной труда организации.

77. Руководители и специалисты организации (каждый в пределах своей

компетенции) осуществляют контроль за:

77.1. соблюдением в организации актов законодательства о труде и охране труда, локальных нормативных правовых актов по охране труда;

77.2. выполнением работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локаль¬ными нормативными правовыми актами;

77.3. соответствием законодательству о труде и охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов;

77.4. выполнением:

77.4.1. решений (постановлений, приказов, распоряжений, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, госу¬дарственной экспертизы условий труда, вышестоящей организации, представ¬лений правовой и технической инспекций труда профсоюза работников агро¬промышленного комплекса;

77.4.2. мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотрен¬ных программами, планами, коллективными договорами, соглашениями, пла¬нами мероприятий по охране труда;

77.5. соответствием правилам и нормам охраны труда средств производ¬ства и технологических процессов;

77.6. своевременным проведением осмотров, испытаний, технических ос¬видетельствований оборудования, средств коллективной и индивидуальной за¬щиты;

77.7. эффективностью работы вентиляционных систем;

77.8. организацией рабочих мест и производства работ в соответствии с тре¬бованиями охраны труда;

77.9. своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны тру¬да, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с нормативными требованиями;

77.10. обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, смы¬вающими и обезвреживающими средствами;

77.11. обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями;

77.12. наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда;

77.13. проведением обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

77.14. прохождением работниками обязательных и периодических медицин¬ских осмотров;

77.15. своевременным и правильным предоставлением работникам компен¬саций по условиям труда (бесплатная выдача лечебно-профилактического пита¬ния, молока или равноценных пищевых продуктов, предоставление сокращен¬ной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и другие виды компенсаций);

77.16. соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и несовершеннолетних работников;

77.17. соблюдением установленного порядка расследования и учета несча¬стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

77.18. проведением руководителями структурных подразделений анализа причин несчастных случаев на производстве рассмотрением их в трудовых кол¬лективах.

78. Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда (далее - периодический контроль) является одним из видов контроля, ко¬торый предусматривает участие всех работников организации в деятельности по улучшению условий и охраны труда, профилактике несчастных случаев и забо¬леваний на производстве.

Периодический контроль осуществляется руководителями структурных под¬разделений (отраслей, производственных участков, животноводческих ферм, цехов, ремонтных мастерских, гаражей, складов и т.д.) с участием обществен¬ных инспекторов профсоюзов по охране труда.

При отсутствии в организации профсоюза с согласия руководителя органи¬зации для участия в проведении периодического контроля могут привлекаться уполномоченные лица по охране труда работников.

Выборы уполномоченных лиц по охране труда работников проводятся на общем собрании работников организации открытым голосованием большинством голосов на срок от двух до пяти лет, при этом определяется их численность. Уполномоченные лица по охране труда работников могут быть досрочно отозва¬ны по решению избравшего их собрания. Уполномоченными по охране труда работников не избираются лица, которые в соответствии с должностными обя-

занностями несут ответственность за состояние охраны труда в организации (структурном подразделении).

Периодический контроль, осуществляемый руководителями структурных подразделений с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), в зависимости от ви¬дов деятельности и структуры организации проводится:

ежедневно - на участке цеха, ферме, в смене, бригаде, лаборатории и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее -участок);

ежемесячно - в цехе, гараже, мастерской, на производственном участке и иных аналогичных структурных подразделениях организации (далее - цех);

ежеквартально - в организации в целом.

Ежедневный контроль за состоянием охраны труда осуществляется руково¬дителем структурного подразделения (мастером, бригадиром, начальником сме¬ны, участка, заведующим лабораторией, механиком, другими руководителями участка) с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (упол¬номоченного лица по охране труда работников) в начале рабочего дня (смены).

Ежедневно проверяются:

состояние территории, проходов, переходов, проездов;

состояние и правильность организации рабочих мест;

расположение и наличие рабочего инструмента, приспособлений, загото¬вок;

безопасность технологического оборудования, оснастки и инструмента, гру¬зоподъемных и транспортных средств;

исправность приточной и вытяжной вентиляционных систем, местных отсо¬сов пыли и газоулавливающих установок;

наличие инструкций по охране труда и соблюдение их работниками;

наличие и правильное использование работающими средств индивидуаль¬ной защиты, спецобуви и спецодежды;

выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыду¬щими проверками;

соблюдение работниками требований безопасности при выполнении работ, в том числе:

в электроустановках;

с вредными и пожароопасными веществами и материалами;

транспортных и при складировании готовой продукции;

организация предрейсового и после возвращения на место стоянки техники медицинского контроля физического состояния водителей транспортных средств.

В процессе проверки руководителем участка принимаются меры по устра¬нению выявленных нарушений.

О выявленных нарушениях, которые не могут быть устранены работниками участка, его руководитель сообщает вышестоящему руководителю для приня¬тия соответствующих мер.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые создают реальную опасность здоровью работников или могут привести к аварии, долж¬ностными лицами, проводившими ежедневный контроль, приостанавливается

производство любых работ в зоне опасности, о чем в течение часа письменно сообщается руководителю организации для принятия решения об устранении этой опасности или продолжения работы.

Результаты проверки с конкретными мероприятиями по устранению выяв¬ленных недостатков и нарушений записываются в журнал ежедневного контро¬ля за состоянием охраны труда согласно приложению 7.

Перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков и наруше¬ний подписывают руководитель участка, общественный инспектор профсоюза по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников), принимаю¬щие участие в проверке.

Руководитель участка, общественный инспектор профсоюза по охране тру¬да (уполномоченное лицо по охране труда работников) по материалам проведе¬ния ежедневного контроля обязаны информировать работников о его результа¬тах.

Ежемесячный контроль проводится начальником цеха или главным специа¬листом отрасли с участием общественного инспектора профсоюза по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работников), руководителей служб цеха, структурных подразделений отрасли и представителей службы охраны труда (специалиста по охране труда).

В ходе ежемесячного контроля проверяются:

организация и результаты ежедневного контроля;

выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям государственных органов надзора и контроля, намеченных в результате проведения всех видов контроля, а также мероприятий, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по охране труда;

выполнение приказов (распоряжений) руководителя организации, результа¬тов рассмотрения представлений общественных инспекторов профсоюза по ох¬ране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), мероприятий по документам расследования несчастных случаев на производстве и профессио¬нальных заболеваний;

исправность и соответствие производственного оборудования, транспорт¬ных средств и технологических процессов требованиям охраны труда;

соблюдение работниками правил, норм и инструкций по охране труда, транс¬портной, промышленной и пожарной безопасности;

выполнение графиков планово-предупредительных ремонтов зданий и со¬оружений, производственного оборудования, вентиляционных и аспирационных систем и установок, соблюдение технологических режимов и инструкций;

состояние рабочих мест, проходов, проездов, переходов и прилегающей тер¬ритории и культуры производства;

наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;

своевременность и качество проведения инструктажа работников по охране труда;

наличие средств индивидуальной защиты и правильность их использования работниками;

предоставление работникам компенсаций по условиям труда;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств, обеспечение работ¬ников смывающими и обезвреживающими средствами;

наличие и состояние кабинетов и уголков по охране труда, учебных пособий и средств наглядной агитации;

подготовительная работа к проведению смотра-конкурса по условиям и ох¬ране труда.

Выявленные нарушения требований охраны труда в процессе проведения ежемесячного контроля заносятся в журнал ежемесячного контроля за состоя¬нием охраны труда согласно приложению 8, в котором указываются мероприя¬тия, назначаются их исполнители и сроки исполнения.

В случае выявления нарушений требований охраны труда, которые явно со¬здают реальную опасность здоровью работников или могут привести к аварии, должностными лицами, проводившими ежемесячный контроль, приостанавли¬вается производство любых работ в зоне опасности, о чем в течение часа пись¬менно сообщается руководителю организации для принятия решения об устра¬нении этой опасности или продолжении работы.

Контроль за выполнением указанных мероприятий осуществляют начальник цеха, главный специалист отрасли, другие руководители и специалисты, служба охраны труда, общественный инспектор по охране труда (уполномоченное лицо по охране труда работников).

Итоги проведения ежемесячного контроля рассматриваются в цехе (по от¬расли) на совещании, собрании с участием руководителей структурных подраз¬делений, представителей профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда ра¬ботников).

Ежеквартальный контроль осуществляется руководителем организации (его заместителями) с участием руководителей служб, отделов, отрасли, обществен¬ного инспектора по охране труда (уполномоченного лица по охране труда работ¬ников).

В ходе ежеквартального контроля проверяются:

организация и результаты проведения ежедневного и ежемесячного контроля;

выполнение приказов, распоряжений, указаний и решений вышестоящих организаций, предписаний и указаний государственных органов надзора и кон¬троля;

выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективны¬ми договорами, соглашениями и другими локальными нормативными актами;

выполнение мероприятий по результатам расследований несчастных случа¬ев на производстве и профессиональных заболеваний;

наличие и правильность заполнения паспорта санитарно-технического со¬стояния условий и охраны труда организации;

своевременность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнения мероприятий по ее результатам;

техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающей к ним территории в соответствии с требованиями охраны труда, состояние дорог, тротуаров, проходов и проездов;

соответствие рабочих мест, технологического, грузоподъемного, транспор¬тного, энергетического и другого оборудования требованиям охраны труда;

эффективность работы вентиляционных систем и установок;

выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производствен¬ного оборудования;

обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и органи¬зация ухода за ними;

наличие и состояние средств коллективной защиты;

состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;

своевременность проведения медицинских осмотров работников;

результаты проведения предрейсового и после возвращения на место стоян¬ки техники медицинского контроля физического состояния водителей транспор¬тных средств;

организация лечебно-профилактического обслуживания работников;

состояние кабинетов и уголков по охране труда;

своевременность и качество обучения и инструктажа работников по вопро¬сам охраны труда;

готовность специалистов и рабочих цеха к ведению работ в чрезвычайных ситуациях;

соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;

готовность объектов к участию в смотре-конкурсе по условиям труда и ох¬ране труда.

По результатам ежеквартального контроля по каждому цеху и каждой отрас¬ли оформляется акт, в котором указываются обнаруженные недостатки, меры по их устранению и ответственные исполнители.

Результаты ежеквартального контроля рассматриваются на проводимом в орга¬низации дне охраны труда, который устанавливается распоряжением руководителя организации и совмещается с проведением производственного совещания с учас¬тием руководителей структурных подразделений, отраслевых специалистов, служ¬бы охраны труда, профсоюза (уполномоченных лиц по охране труда работников).

79. На указанных совещаниях анализируется состояние охраны труда в орга¬низации в целом и в структурных подразделениях организации, заслушиваются их руководители, рассматриваются имевшие место случаи нарушения требова¬ний охраны труда, обстоятельства и причины несчастных случаев в отрасли, изучается передовой опыт работы по охране труда.

80. Перед началом сезонных работ (ремонт техники, весенне-полевые рабо¬ты, заготовка кормов, уборочные работы, постановка техники на хранение) в обязательном порядке проводится день охраны труда.

81. Итоги проведения дня охраны труда оформляются протоколом согласно приложению 9, в котором освещается состояние охраны труда в организации, в структурных подразделениях и отражаются рекомендательные предложения по улучшению условий труда работающих.

82. Применение к нарушителям требований охраны труда дисциплинарных мер наказания или поощрение лучших работников оформляется приказом руко¬водителя организации.

83. Контроль за выполнением законодательства о труде и охране труда осу¬ществляется службами охраны труда:

83.1. в облсельхозпродах - службой охраны труда, транспортной и пожар¬ной безопасности облсельхозпрода (отдел, сектор, другое структурное подраз¬деление);

83.2. в райсельхозпродах, организациях - службой охраны труда райсель-хозпрода, организаций.

Осуществляется органами законодательной и исполнительной власти.

Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на территории своих районов, в том числе на производственных объектах.

Функциональными органами управления является ряд федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, а также осуществляющих учет состояния условий и охраны труда, уровня травматизма и профессиональной заболеваемости, подготовку кадров в области охраны труда.

Стратегические разработки в области ОТ, включая вопросы менеджмента, осуществляют научные центры.

Значительную роль в реализации управления ОТ играет контроль. Контроль за состоянием ОТ реализуется через государственный надзор, ведомственный и общественный контроль.

Основным органом государственного надзора и контроля за состоянием ОТ является Федеральная служба по труду и занятости. В ее структуру входят Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, территориальные органы по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственные инспекции труда субъектов Российской Федерации. Эта система осуществляет надзор и контроль за соблюдением российского законодательства о груде и охране труда, нормативных актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, о социальном страховании и выполнении коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности.

Надзор и контроль за безопасностью ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью, безопасностью при использовании атомной энергии, безопасностью электрических и тепловых установок и сетей, безопасностью гидротехнических сооружений, безопасностью производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических и санитарных норм и правил осуществляется подразделениями Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

На Государственный пожарный надзор возложен контроль за выполнением требований пожарной профилактики при проектировании и эксплуатации производственных помещений и зданий в целом.

Надзорные функции выполняют также прокуратура и ряд других ведомств. Все перечисленные надзорные органы построены по территориальному принципу. Представители указанных органов имеют право беспрепятственно проходить на подведомственные объекты; получать от представителей исполнительной власти, местного самоуправления и руководства предприятий всю необходимую информацию: выдавать работодателям и должностным лицам обязательные для выполнения предписания; налагать на них в соответствии с установленным российским законодательством об административных правонарушениях порядком штрафы; приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования, если имеет место угроза жизни и здоровью работников до ее устранения.

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и ОТ осуществляют профсоюзы силами специальных комиссий профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные (доверенные лица) по охране труда профсоюза или другого уполномоченного работниками органа. В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть выбрано несколько таких ответственных лиц. Лица, осуществляющие общественный контроль, информируют администрацию обо всех выявленных нарушениях и добиваются их устранения.

На предприятиях, как правило, действуют системы управления ОТ. Создание системы ОТ и управление ею на предприятии осуществляют собственник предприятия или уполномоченные им лица; они создают службы ОТ или на договорной основе принимают специалистов по охране труда.

Численность и структура служб ОТ на предприятии обусловлены размером предприятия и численностью его сотрудников.

Если численность сотрудников меньше 10 человек, то специальные комиссии не создаются и специалиста не нанимают, поскольку в этом случае полную ответственность несет работодатель; при наличии 10 человек и более создается комиссия на паритетной основе (входят представители работодателей и работников); при наличии более 100 человек вводится должность специалиста по охране труда; при численности сотрудников более 1000 человек создается служба по охране труда.

При отсутствии в организации службы ОТ или специалиста по ОТ работодатель заключает договор со специалистом или организациями, оказывающими услуги в области ОТ.

Служба ОТ в организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей. Основные задачи службы ОТ:

  • организация и координация работы по ОТ на предприятии (в организации);
  • контроль за соблюдением законодательных и иных правовых актов;
  • совершенствование профилактических работ по предупреждению производственного травматизма;
  • консультирование работодателей и работников по вопросам ОТ.

В работе системы управления ОТ принимают участие руководители предприятий, всех структурных подразделений, включая отделы главных специалистов, отдельных участков, лабораторий, подразделений. занимающихся обучением, материально-техническим снабжением и др. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет служба (инженер) ОТ. Основой для принятия управленческих решений, в частности планирования работ, является анализ результатов контроля, включающий оценку состояния охраны труда.

Для оценки состояния ОТ труда на производственных участках и в цехах рекомендуется применять обобщенный коэффициент уровня ОТ(К от ):

K ot = (K сп + К б + К впр) / 3

  • К сп — коэффициент уровня соблюдения правил охраны труда работающими;
  • К б — коэффициент безопасности оборудования;
  • К впр — коэффициент выполнения плановых работ по охране труда.

Коэффициент уровня соблюдения правил ОТ работающими определяется соотношением числа работающих с соблюдением правил к общему числу работающих.

Для определения К сп на предприятии вводится карта уровня соблюдения охраны труда для участка и цеха.

Коэффициент безопасности оборудования (К б ) определяется отношением числа показателей (требований) безопасности, соответствующих нормативно-технической документации по безопасности труда, к общему числу показателей (требований) безопасности, относящихся к данному оборудованию.

Для контроля за уровнем безопасности производственного оборудования на участках и в цехах вводится коэффициент безопасности участка (К бу ) и цеха (К бц ):

K бу = (K б 1 + K б2 + ... + K бn / n,

  • К бi — коэффициент безопасности единицы эксплуатируемого оборудования на i-м (i = 1,...,n) участке;
  • n — число единиц оборудования на участке:

К бц = (К бу1 + К бу2 + ... + K буm) / m,

  • К бyj — коэффициент безопасности j-го участка (j = 1,...,m) ;
  • m — число участков в цехе.

Коэффициент выполнения плановых работ по ОТ (К впр ) определяется отношением числа фактически выполненных и предусмотренных на данный месяц мероприятий по всем видам планов, предписаний, приказов.

Важнейшей функцией системы управления ОТ является контроль состояния охраны и условий труда, результаты которого являются основой для принятия управленческих решений. Основными видами контроля ОТ являются оперативный контроль (внеплановые проверки) руководителя работ и других должностных лиц; плановый контроль (целевые и комплексные проверки); контроль требований безопасности труда при аттестации рабочих мест; выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда).

Оперативный контроль (внеплановые проверки) реализуются службой ОТ в связи с разного рода авариями и отказами. В зависимости от их характера к ним привлекается отдел главного механика, отдел главного энергетика, подразделения, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений. Кроме того, отдел охраны труда организует плановый контроль (целевые и комплексные проверки).

Целевые проверки ставят своей задачей контроль производственного оборудования по определенному признаку, например проверка соответствия требованиям безопасности электроприводов, систем пневматики и гидравлики, средств защиты от механического травмирования. Кроме того, объектом контроля могут быть средства коллективной защиты в производственных помещениях (системы вентиляции, кондиционирования, отопления, освещения и др.). Как правило, целевые проверки проводятся в масштабах всего предприятия.

Комплексные проверки проводятся в одном цехе. Объектом контроля является производственное оборудование, которое проверяется на соответствие комплексу требований безопасности, установленных стандартами ССБТ. Работники отделов ОТ совместно с работниками служб стандартизации принимают участие в контроле за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ. организуют проведение замеров параметров опасных и вредных производственных факторов. При этом на соответствие требованиям безопасности контролируются все виды оборудования, производственные процессы, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также состояние строительных конструкций цеха (участка). К этим проверкам привлекаются все упомянутые выше службы. Комплексные проверки организуются отделом ОТ, представители которого также принимают участие в их проведении.

Аттестационный контроль — это прежде всего аттестация рабочих мест по условиям труда. Она базируется на контроле соответствия требованиям безопасности условий труда (производственной среды, напряженности и тяжести труда), производственного оборудования и приспособлений. Оценке подлежат величины (уровни) всех имеющихся на рабочем месте опасных и вредных факторов, а также характеристики тяжести и напряженности труда. Значения указанных факторов определяются на основе инструментальных измерений в процессе работ в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом должны использоваться методы контроля, установленные соответствующими стандартами или другими нормативными документами. При проведении измерений должны использоваться только те приборы, которые указаны в нормативных документах и прошли госпроверку в установленные сроки. Результаты измерений оформляются протоколами.

При оценке соответствия оборудования требованиям безопасности контролируется наличие средств защиты согласно нормативно-технической документации на проверяемые машины и механизмы и их соответствие требованиям безопасности. При оценке рабочего места с точки зрения использования средств индивидуальной и коллективной зашиты контролируется не только их наличие, но и их соответствие установленным требованиям безопасности.

При аттестации оценивается обеспеченность рабочих мест средствами обучения. Аттестационная комиссия заносит результаты аттестации в специальные карты рабочих мест. Данные, полученные при аттестации рабочих мест по условиям труда, используются при оформлении трудовых договоров, при разработке программ улучшения охраны и условий труда, а также при сертификации работ по охране труда.

Выборочный контроль (контроль тяжелых, особо тяжелых, вредных и особо вредных условий труда) проводится с целью проверки правильности применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска, обоснованности предоставления работникам предприятий в соответствии с законодательством компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, а также с целью контроля качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, особенно на рабочих местах, где применяется труд женщин.

По результатам контроля условий и охраны труда, включая проверки соответствующих органов надзора и контроля, ведется планирование работ, направленных на их улучшение. Планы могут быть перспективными, текущими и оперативными. Первые связаны с реализацией крупных мероприятий, выполнение которых рассчитано на несколько лет. Текущие планы составляются на год, оперативные планы сориентированы на ликвидацию последствий разного рода аварий.

Стимулирование работ по ОТ предусматривает поощрение работников за выполнение требований ОТ в виде доплат к заработной плате, премии и т.д.

Оценка условий и охраны труда на предприятии позволяет определить приоритетные направления работ по их улучшению, выявить подразделения, где они должны проводиться в первую очередь.

Важнейшими показателями состояния охраны труда являются статистические показатели травматизма: коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев, а также коэффициент смертельных исходов. Анализ динамики изменения этих коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период.

Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай на производстве), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. В соответствии с этим Положением расследованию и учету подлежат несчастные случаи. повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату трудоспособности либо смерть, происшедшие при выполнении работником своих трудовых обязанностей (работ), выполнении работы по заданию работодателя в течение рабочего времени (включая установленные перерывы) на территории организации или вне ее (в том числе по дороге к месту выполнения задания), а также во время, необходимое для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни.

К несчастным случаям на производстве относятся травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, расследованию и учету как несчастные случаи на производстве подлежат травмы, полученные при следовании к месту работы или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо наличном транспорте при соответствующем договоре или распоряжении работодателя о его использовании в производственных целях; при следовании к месту командировки и обратно и в некоторых других случаях.

Если несчастный случай на производстве произошел с работником, застрахованным от него, работодатель обязан в течение суток сообщить об этом в исполнительный орган фонда социального страхования (по месту регистрации в качестве страхователя).

Расследование производит комиссия в составе представителей работодателя и трудового коллектива. Включение в нее представителей администрации, отвечающих за охрану труда на участке, где получена травма, запрещается. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации или уполномоченного им лица. Пострадавший может принять участие в расследовании происшедшего с ним случая. Комиссия по результатам расследования в трехдневный срок оформляет акт по форме Н -1 в двух экземплярах, для застрахованных лиц — в трех. При необходимости председатель комиссии может увеличить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Акт оформляется, если травма вызвала необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу на один день и более или потерю трудоспособности на тот же срок. Акт по форме Н-1 является документом статистической отчетности. Он утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Групповые, тяжелые и смертельные случаи расследуются в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителя работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа. Кроме акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего составляется специальный акт о расследовании группового несчастного случая на производстве (тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом). Кроме того, государственный инспектор по охране труда пишет свое заключение.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, произошедшего с застрахованным работником, комиссией установлено, что его возникновению или увеличению причиненного им вреда здоровью содействовала грубая неосторожность пострадавшего, то с учетом заключения профкома или иного уполномоченного застрахованным органа комиссия определяет степень его вины (в процентах), и размер страховых выплат соответственно понижается (максимально на 25%).

Учет несчастных случаев на производстве позволяет изучить причины и обстоятельства возникновения несчастных случаев и на основе этого разработать и выполнить мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.

Многообразные причины несчастных случаев могут быть объединены в следующие группы: технические, организационные и санитарно-гигиенические.

Технические причины : техническое несовершенство и конструктивные недостатки энергетических, транспортных систем и оборудования; несовершенство технологического процесса; несовершенство или отсутствие средств безопасности — блокировок, ограждений и предохранительных устройств.

Организационные причины, нарушение технологического процесса, неправильная организация труда, рабочего места; использование несоответствующего оборудования, приспособлений, инструмента, отсутствие руководства и надзора за работой, недостаточная обучен- ность рабочих безопасным приемам труда, нарушение и несоблюдение инструкций по технике безопасности, необеспеченность индивидуальными средствами зашиты.

Санитарно-гигиенические причины : ненормальные метеорологические условия, нерациональное освещение, превышение норм уровней шума, вибрации, вредные выделения и излучения, антисанитарное состояние производственных и бытовых помещений.

Анализ причин и уровня травматизма может быть проведен следующими методами: групповым, топографическим, монографическим. статистическим и экономическим.

При групповом методе несчастные случаи распределяются по группам в зависимости от характера работ, вида оборудования, характера повреждений и т.п. за определенный период времени. При этом выявляется повторяемость случаев, опасность работы на том или ином оборудовании.

Топографический метод - распределение причин несчастных случаев по месту происшествия, при этом выявляются неблагоприятные места по травматизму.

Монографический метод - детальное исследование комплекса условий, при которых произошел несчастный случай: детально изучаются технологический процесс, оборудование, особенности работы и пр. При этом выявляются не только причины несчастного случая, но и потенциальные опасности, что позволяет наиболее полно установить меры предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний.

Статистический метод дает возможность оценить количественно и качественно уровень травматизма посредством двух показателей: коэффициента частоты и коэффициента тяжести несчастных случаев.

Коэффициент частоты (К ч ) — это отношение числа несчастных случаев за отчетный период к 1000 работающих:

К ч = (N/P) * 1000 ,

  • N - число учитываемых несчастных случаев, вызвавших потерю трудоспособности;
  • Р — списочный состав работающих в отчетный период, чел.

Коэффициент тяжести (К т ) — это число, показывающее среднее количество рабочих дней, потерянных каждым пострадавшим в отчетный период:

К т = Т/N ,

Т — общее количество рабочих дней, потерянных в учтенных случаях за отчетный период.

Используя эти коэффициенты и распределив несчастные случаи по профессии пострадавших, месту происшествия и другим показателям, можно определить направление работ по борьбе с травматизмом.

Экономический метод - определение экономического ущерба от травматизма, а также оценка эффективности затрат, направленных на предупреждение несчастных случаев, с целью оптимального распределения средств на мероприятия по ОТ.

В данном случае используются коэффициент минимальных материальных потерь и экономический показатель травматизма.

Коэффициент минимальных материальных потерь (К п ) — число трудопотерь в днях на 1000 работающих:

К п = К ч * К т = (Т/Р) * 1000

Экономический показатель травматизма - стоимость потерь рабочего времени на 1000 работающих:

Э = (3 п - Т)/Р * 1000 , где З п — средняя зарплата пострадавшего.



 

Возможно, будет полезно почитать: