Курсовая работа: Бюджетные правоотношения. Бюджетные правоотношения: понятие, виды и особенности

Бюджетные правоотношения - это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.

Бюджетным правоотношениям свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

Они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;

Права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования;

В бюджетных правоотношениях, помимо органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно участвуют в качестве субъектов этих отношений государство, государственные или муниципальные образования.

Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными.

БК РФ для характеристики обязанностей органов власти в области расходов бюджетных средств вводит новые в российском законодательстве понятия - бюджетное и расходное обязательства. Согласно Кодексу бюджетные обязательства - это расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.

К субъектам бюджетного права применяются установленные в нормах бюджетного права меры ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Они предусмотрены в БК РФ, который привел вопросы ответственности за нарушения бюджетного законодательства в определенную систему.

В соответствии с БК РФ нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение или ненадлежащее исполнение установленного Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы.

БК РФ определяет основания для применения мер принуждения и перечень этих мер, которые применяются к нарушителям бюджетного законодательства.

В него входят:

Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

Блокировка расходов; изъятие бюджетных средств;

Приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа;

Начисление пени;

Иные меры.

Помимо упомянутых положений БК РФ, нормы об ответственности в данной области включены в новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. В нем предусматривается наложение административного штрафа (в разных размерах) на должностных лиц и на юридических лиц за следующие административные правонарушения: нецелевое использование бюджетных средств; нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе и нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами.


Вместе с тем в данной области в соответствующих случаях применяются и меры уголовной ответственности , предусмотренных УК РФ.

Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны. Для федеративного государства оно особенно велико. Нормы бюджета права регулируют внутрифедеративные отношения по распределению финансовых ресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня и уровня субъектов федерации. В силу своей важности часть отношений в области бюджета регулируется конституционными нормами. Необходимо отметить, что нормы БК РФ, касающиеся нарушения бюджетного законодательства нуждаются в уточнении.

Согласно п. 1 ст. 1 БК к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ , контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта - закона о бюджете, принимаемого на финансовый год. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т.е. действуют тоже один год. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами.

Сферой возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств и т.д.

Исходным основанием, определяющим критерием классификации бюджетных правоотношений является структура бюджетной системы РФ, которая определяет деление бюджетных правоотношений на бюджетные правоотношения относительно федерального бюджета, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований. Каждый из перечисленных видов обладает самостоятельностью и имеет свою специфику правового регулирования, обусловленную правовым статусом той территории, внутри которой он складывается.

Федеративное устройство России является критерием для подразделения бюджетных правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерацией в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по правовому статусу территориями: между субъектами РФ относительно друг друга или между муниципальными образованиями. В условиях федеративного государства вертикальные бюджетные связи являются преобладающими. Подобная классификация, проведенная по соотношению правового статуса участников бюджетных правоотношений, позволяет как бы в срезе увидеть все виды бюджетных взаимоотношений.

В свою очередь, вертикальные бюджетные правоотношения по конституционному статусу участников подразделяются на отдельные виды. Здесь разграничиваются отношения в бюджетной сфере между государственными территориальными образованиями, а также между государственными и муниципальными территориальными образованиями. Выделенные группы бюджетных отношений называются межбюджетными правоотношениями. Межбюджетные правоотношения отличаются от всей совокупности бюджетных правоотношений более узким кругом участников - в них вступают только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

По объекту правового регулирования выделяются имущественные и неимущественные, а также отделимые и не отделимые от материального содержания бюджетные правоотношения.

Классификация бюджетных правоотношений возможна по различным основаниям.

Исходным основанием, определяющим критерием классификации бюджетных правоотношений является трехзвенная структура бюджетной системы РФ, которая обусловливает деление бюджетных правоотношений на бюджетные правоотношения относительно федерального бюджета, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований. Каждый из перечисленных видов обладает самостоя-тельностью и имеет свою специфику правового регулирования, обусловленную правовым статусом той территории, внутри которой он складывается.

Федеративное устройство России является критерием для подразделения бюджетных правоотношений на вертикальные и горизонтальные. Первые опосредуют связи между Российской Федерацией в целом, субъектами РФ и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации. Вторые отражают связи между равноправными по правовому статусу территориями: между субъектами РФ относительно друг друга или между муниципальными образованиями. В условиях федеративного государства вертикальные бюджетные связи являются преобладающими. Подобная классификация, проведенная по соотношению правового статуса участников бюджетных право-отношений, позволяет как бы в срезе увидеть все виды бюджетных взаимоотношений.

В свою очередь, вертикальные бюджетные правоотношения по конституционному статусу участников подразделяются на отдельные виды. Здесь отграничиваются отношения в бюджетной сфере между государственными территориальными образо-ваниями, а также между государственными и муниципальными территориальными образованиями. Выделенные группы бюджетных отношений называются межбюджетными правоотношениями. Межбюджетные правоотношения отличаются от всей совокупности бюджетных правоотношений более узким кругом участников — в них вступают только Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Количественный состав участников бюджетных правоотношений позволяет выделить двусторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.

По объекту правового регулирования выделяются имущественные и неимущественные, а также отделимые и неотделимые от материального содержания бюджетные правоотношения.

Субъекты бюджетного правоотношения принимают участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являются участником бюджетного процесса либо получают из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования. Субъекты бюджетного правоотношения обладают одним или несколькими одновременно из перечисленных выше оснований.

В бюджетных отношениях участвуют Российская Федерация, ее субъекты, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, негосударственные юридические лица (при соблюдении определенных обязательств). Срок действия бюджетных правоотношений между этими субъектами ограничен финансовым годом и плановым периодом, т.е. их возобновление возможно в новом финансовом году и плановом периоде.

Статья 1 Бюджетного кодекса РФ относит к бюджетным правоотношениям отношения, возникающие между:

  • субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета , составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные правоотношения имеют свои особенности, основная из которых заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Отсюда и другая их особенность: бюджетные правоотношения, как и финансовые правоотношения в целом, являются разновидностью имущественных, поскольку возникают по поводу денежных средств , точнее финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении отношений между государством и организациями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований.

Следующая особенность бюджетных правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган, органы местного самоуправления. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений.

Однако государственные органы, выступая в бюджетных правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников указанных правоотношений. Права всех участников бюджетных правоотношений находятся под защитой государства, реализация их обеспечивается его принудительной силой.

Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в бюджетах и иных финансовых планах (квартальных, годовых) или в нормативах. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для бюджетных правоотношений.

Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений происходят при наличии четко определенных в правовых нормах условий или юридических фактов . Сами участники правоотношений договариваться о них не вправе. К юридическим фактам в бюджетном праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, являющиеся результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для бюджетных правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансовых планов. В них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в процессе планового образования, распределения и использования централизованных государственных (а также муниципальных) денежных фондов. После выполнения заданий, содержащихся в планах, бюджетные правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению бюджетных правоотношений. Это, например, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным организациям и др.

При неисполнении участниками бюджетных правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и т.п.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение бюджетных правоотношений. Например, в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу получения субвенций.

Бюджетное право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами бюджетного права . Следует различать понятия «субъект бюджетного права» и «субъект (или участник) бюджетного правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект бюджетного права - это лицо, обладающее правосубъектностью , т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений. А субъект бюджетного правоотношения - это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на четыре группы:

  • государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;
  • представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
  • государственные и муниципальные организации;
  • граждане и негосударственные организации.

К первой группе относятся Российская Федерация, республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа , края, области, города, районы, села и поселки. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия , закрепленный в Конституции РФ. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории. Государство, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, республики, края, области и т.д., являющихся носителями бюджетных прав и бюджетных обязанностей.

Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений относятся представительные и исполнительные органы власти разных уровней: Правительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система финансовых органов; Федеральное казначейство РФ; система банков ; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.

Бюджетные правоотношения могут возникать:

  • между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня;
  • внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня;
  • между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, иными организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях и вышестоящего подчинения) - с другой. Третья группа субъектов бюджетных отношений включает государственные и муниципальные организации: государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из него.

Что касается возможного участия негосударственных организаций в бюджетных правоотношениях, то следует отметить, что получение ассигнований ими из бюджета влечет за собой необходимость оформления доли государства в уставном капитале этих организаций (ст. 80 БК РФ).

Четвертую группу составляют граждане и негосударственные организации, выступающие субъектами отношений по поводу формирования доходов бюджетов .

Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:

  • участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;
  • участие в любой стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений;
  • участие в формировании доходов бюджетов;
  • связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, но могут присутствовать два или все признаки.

Субъект бюджетного права - понятие более широкое, чем субъект (участник) бюджетного правоотношения. В данный момент носители бюджетных прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Вместе с тем ее объем гораздо меньше объема по другим отраслям права в силу особенностей бюджетных правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе планового образования, распределения и использования централизованных государственных, а также муниципальных денежных фондов. Например, не требуется реализации всех прав, которыми законодательство наделяет субъектов гражданского права (права наследования , дарения, купли-продажи и т.д.).

Иное дело - бюджетные правоотношения: участие в них государственных органов с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области образования, распределения и использования централизованных государственных и муниципальных денежных фондов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих норм бюджетного права и других факторов субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав (например, право изыскания и использования дополнительно выявленных сверх утвержденных по бюджету доходов и др.).

Органы государственной власти и управления принадлежат к числу субъектов бюджетного права, участие которых в бюджетных правоотношениях обязательно. В их круг входят органы представи-тельной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. К органам исполнительной власти относятся как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции - министерства, комитеты, департаменты и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов.

Участие в правоотношениях не только органов государственного управления , но и органов представительной власти - характерная особенность субъектов бюджетного права.

юридические права и обязанности государственных органов как субъектов бюджетного права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части деятельности государства, касающейся образования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, подлежащую обязательной реализации.

Компетенция государственного органа власти распределяется между его структурными подразделениями и должностными лицами и в силу своей обязательности требует от них активных действий. Деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления строится в соответствии с их компетенцией.

Конституцией РФ (ст. 106) предусмотрена обязательная стадия в законотворческом процессе - рассмотрение в Совете Федерации Федерального Собрания РФ законов по вопросам федерального бюджета , федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии.

К бюджетным полномочиям Российской Федерации в соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ относятся:

  • установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений ;
  • определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  • установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ и иной бюджетной отчетности;
  • определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований;
  • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ, установление и исполнение расходных обязательств РФ;
  • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
  • определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • определение порядка установления нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;
  • определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • определение общего порядка и принципов осуществления заимствований и предоставления гарантий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, погашения и обслуживания го-сударственного (муниципального) долга;
  • осуществление государственных заимствований РФ, предоставление государственных гарантий РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом РФ и управление государственными активами РФ;
  • установление основ бюджетной классификации РФ и общего порядка ее применения;
  • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам РФ;
  • установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов;
  • установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, установление оснований и порядка временного осуществления органами государственной власти РФ (органами государственной власти субъектов РФ) отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления);
  • временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ;
  • установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ;
  • установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
  • иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям РФ.

К бюджетным полномочиям субъектов РФ по ст. 8 Бюджетного кодекса РФ относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;
  • установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;
  • установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
  • определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих ис-полнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ;
  • установление нормативов отчислений доходов в местные бюджеты от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов РФ;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
  • предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;
  • установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ;
  • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к бюджету субъекта РФ и бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;
  • в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  • иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, кроме вышеперечисленных, осуществляют следующие бюджетные полномочия:

  • определение законами указанных субъектов РФ источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; установленные Бюджетным кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах;
  • определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;
  • определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Особую группу составляют органы муниципальных образований, осуществляющие самостоятельное решение бюджетных вопросов местного значения, к бюджетным полномочиям которых относятся:

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
  • составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управления муниципальными активами;
  • установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету;
  • в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
  • иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

К бюджетным полномочиям муниципальных районов, помимо пол-номочий, перечисленных выше, относятся:

  • установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ нормативов отчислений доходов в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов РФ в бюджеты муниципальных районов;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;
  • определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений также осуществляяют бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться финансовым органом муниципального района на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.

Полномочиями в сфере бюджетных правоотношений обладают также органы исполнительной власти.

Президент РФ, как установлено Конституцией РФ, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80), вносит законопроекты в Государственную Думу РФ, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84) и по вопросам бюджетного законодательства. Послания Президента РФ могут заслушиваться на совместном заседании палат Федерального Собрания.

Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает и представляет в Государственную Думу РФ федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета (ст. 114 Конституции РФ).

Широкий круг субъектов бюджетного права образуют предприятия и иные коммерческие (хозяйствующие) организации различных организационно-правовых форм и форм собственности . Они вступают в бюджетные отношения в связи с получением из бюджетов различных уровней ассигнований, распределением прибыли и т.д. Для вступления в такие правоотношения организации должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план.

Учреждения, которые являются некоммерческими организациями и создаются для осуществления социально-культурной и иной деятельности, становятся субъектами бюджетного права, главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного бюджета . Однако все большее значение приобретают их права и обязанности, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых в результате выполнения работ, оказания услуг и т.п. Рассмотренные предприятия, организации и учреждения в бюджетных правоотношениях, как правило, имеют и качество юридического лица.

К юридическим лицам - субъектам бюджетного права - относятся и индивидуальные (семейные) частные организации, семейно-трудовые объединения граждан, такие, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в бюджетные правоотношения по поводу использования субсидий и дотаций из бюджетов, государственного кредита , получения государственных (муниципальных) гарантий и размещения государственных (муниципальных) заказов.

Индивидуальные субъекты бюджетного права - граждане. Их права и обязанности связаны с формированием и использованием бюджетных средств государства и муниципальных образований.

Наряду с юридическими лицами, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями , бюджетными учреждениями, граждане-предприниматели также наделяются прямыми бюджетными правами и обязанностями. Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена возможность предоставления им субсидий и субвенций в случаях, предусмотренных целевыми программами и законами соответствующего уровня. В то же время установлено, что субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также при неиспользовании их в установленные сроки.

Входящие в предмет бюджетного права отношения весьма разнообразны по содержанию, что обусловлено многозвенностью бюджетной системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Таким образом, бюджетные правоотношения представляют собой финансовые правоотношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации), местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования соответствующего централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов. К бюджетным правоотношениям относятся: · отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; · отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта - закона о бюджете, принимаемого на финансовый год. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т.е. действуют тоже один год. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами. Сферой возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств и т.д. Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумуляцией, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения задач и функций конкретной территории. С принятием БК в сферу бюджетно-правового регулирования были включены отношения, возникающие по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. До принятия БК эти отношения были исключительно предметом регулирования финансово-правового института государственного и муниципального кредита. Детальное закрепление прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений осуществлено частью третьей БК, которая устанавливает полномочия участников бюджетного процесса (гл. 18), особо выделяя полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня (гл. 19) и полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации (гл. 19.1). Финансовый год - это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т.е. также действуют в течение одного года. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами. Классификация бюджетных правоотношений возможна по различным основаниям. По содержанию, значению для бюджетной деятельности государства и муниципальных образований бюджетные правоотношения подразделяются на следующие группы: бюджетные правоотношения, возникающие в процессе мобилизации денежных средств - формирования доходов бюджетов; бюджетные правоотношения, возникающие в процессе использования денежных средств - осуществления расходов бюджетов; бюджетные правоотношения, возникающие в рамках бюджетного процесса между участниками бюджетного процесса - отношения по поводу составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, составления и утверждения отчетов об их исполнении; межбюджетные отношения - правоотношения, возникающие между публично-правовыми образованиями в связи с распределением бюджетных средств между бюджетами публично-правовых образований разных уровней в форме межбюджетных трансфертов - дотаций, субсидий, субвенций; контрольные бюджетные правоотношения - правоотношения в связи с осуществлением мероприятий по бюджетному контролю уполномоченными органами (контроль в ходе подготовки проекта бюджета, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления и утверждения отчета об исполнении бюджета - в рамках всех стадий бюджетного процесса) и др. Из приведенной классификации следует, что деление бюджетных правоотношений на виды предопределено содержанием прав и обязанностей субъектов, задействованных в бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. По субъектному составу бюджетные правоотношения разграничиваются на следующие виды. Бюджетные правоотношения, возникающие между: Российской Федерацией и субъектами РФ, РФ и муниципальными образованиями, субъектами РФ и муниципальными образованиями, различными субъектами РФ, 
различными муниципальными образованиями; органами исполнительной власти, осуществляющими исполнение бюджетов; органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления, органами муниципальных образований различных уровней по поводу вопросов реализации бюджетных полномочий; Правительством РФ и Государственной Думой; палатами Федерального Собрания - Государственной Думой и Советом Федерации Федеральным Собранием и Президентом РФ в ходе бюджетного процесса, и т.д. Обязательным субъектом любого бюджетного правоотношения является публично-правовое образование - государство (муниципальное образование) в лице уполномоченных органов власти(органов местного самоуправления). Это объясняется основной целью бюджетно-правового регулирования - направленностью на упорядочение бюджетной деятельности государства и муниципальных образований. По экономическому критерию выделяются: бюджетные правоотношения - собственно финансовые 
(материальные, денежные) правоотношения; бюджетные правоотношения, с экономической точки зрения не являющиеся финансовыми (денежными). Первая группа бюджетных правоотношений - собственно правоотношения - связана с движением денежных средств. Эти отношения имеют признаки, свойственные финансам, а именно: - денежный характер; - распределительный характер (отношения связаны с распределением общественного продукта в виде денежных средств, имеющих статус бюджетных- принадлежащих государственной (муниципальной) казне); - безэкивалентность (государство воздействует на уже распределенную в его пользу часть национального дохода в ходе бюджетного процесса); - организационная связанность с функционированием централизованных денежных фондов - бюджетов. Такие отношения являются имущественными, поскольку их объекты носят имущественный (точнее, денежный) характер: межбюджетные трансферты, бюджетные средства в различных формах. К указанной разновидности бюджетных правоотношений относятся, например: · материальные бюджетные правоотношения по формированию доходов бюджетов; · материальные бюджетные правоотношения по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований; · материальные бюджетные правоотношения, связанные с осуществлением расходов бюджетов, распределением межбюджетных трансфертов и др. Выделяется и другая группа бюджетных правоотношений, с экономической точки зрения не являющихся финансовыми (денежными). В рамках таких отношений не осуществляется «движение» бюджетных средств. Соответственно, объекты этих отношений носят нематериальный характер. В качестве объектов поведение участников правоотношений, проект бюджета, бюджет как правовой акт, бюджетная роспись, смета доходов и расходов казенных учреждений и т.д. Бюджетные правоотношения с такими объектами носят неимущественный, «организационный» в большинстве случаев выступают как процессуальные. К числу подобных бюджетных правоотношений относятся: · бюджетные правоотношения, развивающиеся в рамках бюджетного процесса: правоотношения по составлению проектов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, правоотношения по исполнению бюджетов - правоотношения исполнения доходов бюджета, правоотношения исполнения расходов бюджета; · бюджетные правоотношения, складывающиеся в ходе осуществления бюджетного контроля, и др. 
Отличительной чертой бюджетных процессуальных правоотношений является то, что они группируются с учетом их формирования в рамках сменяющих друг друга стадий бюджетного процесса - деятельности по приданию бюджету правовой формы. Процессуальные бюджетные правоотношения тесно связаны с материальными бюджетными правоотношениями, во многих случаях производны от них. Так, правоотношения в рамках бюджетного процесса способствуют непосредственной реализации имущественных правомочии владения, пользования, распоряжения 
бюджетными средствами. Таким образом, особенностью бюджетных правоотношений по сравнению с иными финансовыми правоотношениями является то, что помимо денежных средств ресурсов, являющихся объектами иных финансовых правоотношений, в качестве специфического объекта бюджетных правоотношений выделяются: проект бюджета; правовые акты о бюджете; бюджетные росписи, составленные на основе правового акта о бюджете; правовые акты об утверждении отчета об исполнении бюджета; различные документы бюджетной отчетности. К бюджетным правоотношениям применима классификация по функциям права, реализация которых обеспечивается за счет развития соответствующих правоотношений. В соответствии с данным критерием выделяются: · регулятивные бюджетные правоотношения; · охранительные бюджетные правоотношения. Регулятивные бюджетные правоотношения связаны с упорядочивающим воздействием норм бюджетного права на общественные отношения, возникающие в связи с функционированием бюджетов. Эти отношения предполагают установление связей между субъектами бюджетного права посредством реализации прав и обязанностей. К регулятивным правоотношениям относятся бюджетные правоотношения по поводу: - формирования бюджетов и их совокупности бюджетной системы РФ; - по поводу формирования доходов бюджетов; - осуществления расходов бюджета; - межбюджетные отношения; - правоотношения по бюджетному процессу относительно бюджетов и др. Охранительные бюджетные правоотношения возникают в случае нарушения субъектами бюджетного права прав и (или) неисполнения (неполного исполнения) обязанностей, установленных нормами бюджетного права. Такие правоотношения связаны с применением мер юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Особенности привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ предусмотрены гл. 29-30 БК РФ. Бюджетным правоотношениям присущ более узкий круг субъектов по сравнению с иными видами финансовых правоотношении. Субъектами бюджетных правоотношений различных видов являются: публично-правовые образования - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования; - органы государственной власти и органы местного самоуправления; - Банк России (в отдельных случаях - кредитные организации); - казенные учреждения и др. Исходя из того, что Бюджетное право направлено на регулирование бюджетной деятельности государства и муниципальных образований, одной из сторон любого бюджетного правоотношения всегда выступает публично-правовое образование - государство (муниципальное образование), уполномоченный государством (муниципальным образованием) орган, учреждение. Для любого субъекта бюджетного правоотношения характерен один из следующих признаков: каждый из них либо участвует в распределении доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы, либо принимает непосредственное участие в качестве стороны на одной из стадий бюджетного процесса, либо связан с бюджетом получением из него денежных средств. При этом некоторые из субъектов бюджетных правоотношений обладают не одним, а двумя и даже тремя указанными признаками одновременно. Следует разграничивать понятия «субъект бюджетного правам и «субъект бюджетных правоотношений. В первом случае речь идет о лице, обладающем правосубъектностью, т.е. лице, рассматриваемом в качестве потенциального участника бюджетных правоотношений. Во втором о непосредственном участнике конкретного правоотношения. Указанное разграничение прослеживается на примере такой разновидности правоотношений, как бюджетные процессуальные. Являясь субъектами бюджетно-процессуальных прав, например права на рассмотрение и утверждение соответствующего бюджета, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не являются непосредственными участниками бюджетных процессуальных отношений. Их субъектами выступают уполномоченные органы - законодательные (представительные) органы власти, осуществляющие действия по рассмотрению и утверждению бюджета. Иными словами, состав участников конкретных бюджетно-процессуальных отношений отличается от состава субъектов бюджетно-процессуальных прав, на основе которых они возникают. Для большинства бюджетных правоотношений характерен возобновляющийся характер, что также указывает на их особенности по сравнению с иными финансовыми правоотношениями. 
Возобновляющийся характер бюджетных отношений выражается в том, что отношения формирования, распределения и использования бюджетного фонда повторяются с учетом периодичности действия бюджета (бюджетных циклов). Так, процессуальные бюджетные правоотношения в рамках стадий бюджетного процесса повторяются в определенной последовательности (составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение бюджета, отношения исполнения доходов и расходов бюджета и т.д.) и возобновляются в соответствующих финансовых периодах. Таким образом, бюджетные правоотношения как предмет регулирования бюджетного права - это финансовые правоотношения, возникающие в рамках бюджетной деятельности государства и муниципальных образований в целях формирования, распределения и использования централизованных конкретных денежных фондов - бюджетов, имеющие как имущественные, так и неимущественные характеристики. Формирование бюджетных правоотношений подчиняется требованиям норм бюджетного права, представляющих в современный период неоднородную массу финансово-правовых норм. 16.

Бюджетное правоотношение – это вид общественных отношений, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная гос. волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности Характерные черты бюджетных правоотношений: 1)возникают только на основе НПА – закона(решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период 2)действует в течении 1 года, но носит циклический характер 3)характеризуется наличием специфического объекта, в качестве которого выступает проект закона о бюджете, закон о бюджете и бюджет как плановый акт классификация бюджетных правоотношений: 1)определяющим критериям классификации бюджетных правоотношений является трехзвенная структура бюджетной системы РФ, которая обуславливает деления бюджетных правоотношений на: - относительно федерального бюджета - относительно бюджетов субъекта РФ - относительно бюджетов муниципальных образований 2) исходя из финансово-правового статуса участников правоотношений, выделяют: - вертикальные бюджетные правоотношения - горизонтальные бюджетные правоотношения 3) по основным функциям права бюджетные правоотношения подразделяются: - регулятивные - охранительные 4) по объекту выделяют бюджетные правоотношения – имущ.е – неимущ. 5) по форме проявления бюджетные правоотношения подразделяются: - двусторонние - многосторонние Структура бюджетного правоотношения: 1)субъекты бюджетного правоотношения – непосредственные участники бюджетной деятельности гос. и муниципальных образований. К ним относятся субъекты, принимающие участие в распределении доходов и расходов между различными видами бюджетов, являющиеся участниками бюджетного процесса 2)объекты бюджетного правоотношения – материальные и нематериальные блага, по поводу которых или ради которых субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в финансово-правовую связь 3)юридическое содержание правоотношения – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей субъектов-участников общественных отношений в бюджетной сфере

95. Субъекты бюджетного права, их права и обязанности. Обладатели юридических прав и обязанностей в отношениях по образованию, распределению и использованию бюджетов всех уровней именуются субъектами бюджетного права.В круг субъектов бюджетного права РФ входят: государство и его территориальные подразделения – РФ в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования и входящие в их состав поселения; закрытые административно-территориальные образования); органы государственной власти и местного самоуправления – представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления; главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств; банковская система.

Право на соответствующий бюджет – это основное из материальных бюджетных прав. Оно принадлежит соответственно государству, государственному или муниципальному образованию, определяет именно их правосубъектность, а не правосубъектность тех или иных государственных (местных) органов. В этом находит свое проявление конституционное положение о том, что носителем суверенитета в РФ является ее народ. Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных бюджетных прав, принадлежащих названным субъектам (права на получение и включение в бюджет определенных доходов, использование их на экономические, социальные и другие потребности территории). С ними связаны соответствующие обязанности данных субъектов. Определенными процессуальными правами и обязанностями наделены представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. Это, например, полномочия по составлению и утверждению бюджета в определенные сроки при соблюдении установленных форм и т. д. Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений. На федеральном уровне осуществляется два вида полномочий – полномочия, связанные с тем, что это именно верхний уровень власти, который определяет общие принципы и основы организации и функционирования бюджетной системы РФ на всех ее уровнях, с одной стороны, и полномочия, относящиеся непосредственно и исключительно к этому уровню власти, – с другой. При этом при определении полномочий как первой, так и второй группы учитываются особенности финансовой и бюджетной деятельности государства и те общие требования, которые к ней предъявляются. Характер компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений определяется прежде всего федеративным устройством РФ. При этом учитываются уже отмечавшиеся особенности финансовой деятельности, требующие обеспечения в этой области более высокой степени централизации. Полномочия субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений также состоят из двух групп. Первую составляют полномочия, касающиеся всей бюджетной системы субъекта РФ, которая включает в себя собственно бюджет этого субъекта и местные бюджеты, а вторую – полномочия, относящиеся только к бюджету субъекта РФ, как таковому.Органы местного самоуправления также две группы полномочий. Эти органы, с одной стороны , формируют, утверждают и исполняют соответствующий местный бюджет, а с другой – издают нормативные правовые акты, которыми регламентируются все вопросы, касающиеся формирования и исполнения всей совокупности местных бюджетов на территории, где действует система местного самоуправления.

98. Бюджетная компетенция РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Бюджетная компетенция РФ. Бюджетная компетенция РФ представляет собой совокупность ее бюджетных прав, обусловленных суверенитетом РФ, федеративным устройством РФ, самостоятельностью местного самоуправления. Бюджетные права РФ представлены несколькими группами бюджетных прав. Первую группу составляют права в отношении бюджетных отношений, осуществляемых на всей территории РФ. Вторую группу бюджетных прав составляют бюджетные права по отношению к собственному федеральному бюджету. Третью группу составляют бюджетные права по отношению к бюджетам субъектов федерации. Четвертую – бюджетные права по отношению к бюджетам муниципальных образований. Бюджетные права РФ представлены следующей совокупностью бюджетных прав: Право на законодательное регулирование бюджетных отношений, складывающихся в стране в целом, исходя из федерального устройства и наличия местного самоуправления. Единое правовое регулирование обеспечивается БК РФ, нормативными актами, издаваемыми правительством РФ и Минфином России, определяющими единую методологию осуществления бюджетного процесса, единую бюджетную отчетность, единые меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также указами Президента, посланиями президента и бюджетными посланиями Президента, определяющими основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу. Право на самостоятельное формирование федерального бюджета. Закреплено ст. 71 КРФ и детально законодательно урегулировано БК РФ. Право на установление налогов и сборов, зачисляемых в бюджетную систему РФ. При этом установление общих принципов налогообложения и обложения сборами является совместной компетенцией РФ и ее субъектов.Право на распределение доходов федерального бюджета между доходами бюджетов субъектов федерации и доходами бюджетов муниципальных образований.Право на определение компетенции субъекта федерации, муниципальных образований в области установления и введения на их территории соответственно региональных и местных налогов, закрепляемых ст. 14, 15 ч.1 НК РФ. Право на определение основных направлений расходования средств бюджетной системы в целом посредством установления расходных и бюджетных обязательств. Особенности бюджетной компетенции субъектов федерации. КРФ определяет равенство субъектов РФ в бюджетных правоотношениях. Правовой основой бюджетной деятельности субъектов федераций явл.:- КРФ- бюджетный кодекс ФЗ об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ законы РФ о региональных бюджетах ФКЗ, внесшие изменения в КРФ определили изменение состава субъекта федерации через объединение отдельных субъектов, что было связано в оптимизацией бюджетных обязательств РФ, появились в частности Красноярский край, пермский край. Бюджетные полномочия субъекта федерации подразделяются на 3 большие группы: бюджетные полномочия по отношению касающиеся федерального бюджета полномочия, касающиеся бюджета субъекта РФ полномочия, касающиеся местных бюджетом В целом бюджетно-правовой статус характеризуется след полномочиями: 1. самостоятельное регулирование бюджетного устройства, бюджетного процесса на своей территории, через принятие соответствующих законов РФ в соответствии с БК. 2. полномочия на определение бюджетных прав МО входящих в состав субъекта федерации. 3. право на самостоятельный региональный бюджет. 4. право на получение в региональный бюджет средств из федерального бюджета при передаче субъекту отдельных государственных функций федерального характера. 5. право на зачисление в региональный бюджет закрепленных за бюджетом доходов. 6. право на установление и введение на территории субъекта региональных налогов установленных ст. 14 ч.1 НК РФ. 7. право на распределение между собственным региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований входящими в состав субъекта федерации получаемых доходов. 8. право на формирование в рамках бюджета различных резервных фондов в т.ч. фондов финансовой поддержки муниципальных образований. 9. право на образование внебюджетных целевых региональных фондов 10. право на осуществление контроля за расходами средств бюджета субъекта федерации.11. право на самостоятельное использовании доходов полученных сверх нормативов закрепляемых законами субъектов федераций о региональных бюджетах.

Бюджетная компетенция (бюджетные права) муниципальных образований. В соответствии со ст. 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: 1) установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; 2) составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

3) установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; 4) определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; 5) осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами; 6) установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету; 7) в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными фед. законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; 8) иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. Это общее правило, относящееся ко всем уровням МО.В целом бюджетно-правовой статус МО характеризуют следующие права ли полномочия: - право на самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета - право на компенсацию из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации расходов понесенных им вследствие передачи им отдельных гос. функций- право на сбалансированность местного бюджета- право на самостоятельное регулирование межбюджетных отношений на территории МО в случае вхождения в его состав иных муниципальных образований- право на получение закрепленных доходов- право на установление и введение на территорию местных налогов, определяемых ст. 15 ч.1 НК РФ. - право на самостоятельное расходование доходов полученных сверх нормативов закрепленных решением о местном бюджете и полученных в ходе исполнения местного бюджета. - право на формирование в рамках местного бюджета резервных и иных бюджетных фондов- право на осуществление контроля за расходованием средств местного бюджета выделяемых муниципальным образованием нижестоящего уровня. Среди МО особое правовое регулирование осуществляется в отношении закрытых административно территориальных образований и наукоградов. Отношения ЗАТО в сфере бюджетов строятся на том, что данная территория находится в непосредственном ведении федеральных органов исполнительной власти и в бюджетные отношения данные образования вступают непосредственно с федеральными органами власти поскольку денежные средства идут из федерального бюджета. В рамках трансфертов, объемы которых утверждаются ФЗ о региональных бюджетах. Наукограды имеют статус городского округа с высоким научно техническим потенциалом обладающие градообразующим научно-производственным комплексом присвоение такого статуса осуществляется правительством РФ, финансирование идет из средств федерального бюджета в рамках выделяемых трансфертов и субвенций

96. Понятие и формы государственного (муниципального) кредита. Значение государственного (муниципального) кредита. Принципы государственного (муниципального) кредита. На внутреннем и международном финансовых рынках гос. выступает не только заемщиком (должником) или гарантом, но и кредитором. Отношения, в которых государство выступает кредито­ром, принято называть отношениями в сфере гос. кре­дита. Гос. кредит наряду с гос. долгом явля­ется достаточно важным финансовым инструментом регулирования национальных и международных экономических отношений.Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. Гос. кредит как правовая категория - урегулированные нормами права обществен­ные отношения в сфере предоставления РФ денежных средств или товаров на условиях срочности, платности и возвратности иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (международный государственный кредит) и юридическим лицам, зарегистрированным на территории РФ (национальный гос. кредит). Бюджетный кодекс выделяет: кредиты кредитных организаций; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц. Значение гос. (муниципального) кредита. На внутреннем рынке - служит для целей стимулирования экономических отношений путем перераспределения денежных средств в пользу развивающих­ся отраслей экономики, требующих дополнительного финансиро­вания. На международной арене - предназна­чен для достижения международно-политических и международно-экономических целей. Предоставление государственных кредитов является исключи­тельной компетенцией РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права пре­доставлять государственные кредиты. Формы гос. (муниципального) кредита: В рамках действующего бюджетного законодательства выделяют две формы гос. кредита: государственный финансовый кредит; государственный экспортный кредит. Гос. финансовый кредит - это форма бюджетно­го кредита, при которой РФ предоставляет де­нежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правитель­ством РФ и правительством иностранного государства. Гос. экспортный кредит представля­ет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджет­ных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируе­мых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - аген­том Правительства РФ - и иностранным заемщиком - импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государст­венной гарантии иностранного государства по возврату этого креди­та, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу РФ. Результатом осуществления государственного финансового и экспортного кредитования является возникновение у РФ соответствующих внешних долговых требований. Внешние долговые требования РФ форми­руют долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед РФ. Долговые обязательства иностранных государств перед Россий­ской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных го­сударств перед РФ. В БК РФ предусмотрен ряд методов управления государственным кредитом. Среди них следует выделить: реструктуризацию; списание; уступку задолженности иностранных государств перед РФ. Под реструктуризацией долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед РФ понимается пересмотр условий погашения указан­ного долга. Реструктуризация долга иностранных государств и (или) иностранного юридического лица перед РФ может быть осуществлена с частичным списанием (сокраще­нием) суммы основного долга и начисленных процентов. Отметим, что списание долга государства является широко распространенной финансово-кредитной операцией по управлению гос. кредитом. В основном она применяется в отношении так называе­мых плохих долгов, которые с большой степенью вероятности ни­когда не будут возвращены должником. Договоры о реструктуризации задолженности или списании за­долженности иностранных государств перед РФ подлежат ратификации Госдумой, за исключени­ем случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия РФ в международных финансовых ор­ганизациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов. Бюджетным законодательством преду­смотрена уступка прав требований по долговым обязательствам ино­странных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ. Подобная уступка может быть осуществле­на Правительством РФ в соответствии со специальным федеральным законом либо с положением о соответствующей уступке прав требо­ваний, содержащимся в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Целью уступки прав требования является необходимость полу­чения государством-кредитором денежных средств до наступления срока погашения государственного кредита.

97. Право государственных и муниципальных внешних и внутренних заимствований. Полномочия Правительства РФ при осуществлении государственных заимствований РФ. Под государственными внутренними заимствованиями РФ или субъекта РФ, понимаются займы, привлекаемые от юридических и физических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ или её субъекта как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ. Муниципальные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте России, по которым соответственно возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта. Эмиссия государственных и муниципальных заимствований в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (ст. 7) допускается только в случае принятия РФ или ее субъектом закона (органом местного самоуправления - решения) о бюджете соответствующего уровня, где в обязательном порядке утверждаются: а) предельный размер соответствующего государственного (муниципального) долга; б) предельный объем заемных средств, направляемых в течение текущего финансового года на финансирование бюджетного дефицита или программ развития субъекта РФ или муниципального образования. При этом предельный объем заемных средств для субъекта РФ не должен превышать 30% объема его собственных доходов на текущий год, без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в том же году. Для муниципальных образований соответствующий объем заемных средств не может превышать 15% объема его доходов. Со дня вступления в силу Бюджетного кодекса РФ положение о необходимости ежегодно утверждать вышеуказанные «предельные» цифры утратит свою силу. Будут действовать нормы Бюджетного кодекса РФ, устанавливающие предельное значение объема долга, предельный объем средств, направляемых на финансирование бюджета соответствующего уровня на текущий финансовый год, и предельные расходы на обслуживание государственного или муниципального долга (ст. 106, 107, 111, 112). При эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг исполнительные органы власти соответствующего уровня утверждают Генеральные условия эмиссии (далее - Генеральные условия), являющиеся нормативно-правовым актом, в котором закрепляется: вид ценных бумаг; форма выпуска; указание на срочность данного вида ценных бумаг; валюта обязательств; особенности исполнения обязательства, предусматривающие право на получение вместо денежных средств имущественного эквивалента; наличие ограничений их оборотоспособности и круга лиц, среди которых данные бумаги распространяются. На основе этих Генеральных условий эмитент (на федеральном уровне, как правило, Минфин России) принимает нормативно-правовой акт, содержащий более подробныеусловия эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг (далее -условия эмиссии). В частности, в них должны содержаться такие атрибуты, как: указание на вид ценных бумаг, сроки выпуска займа, его доходность, порядок выплаты и формы дохода, номинальная стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных и муниципальных бумаг, льготы и другие существенные условия эмиссии. Этот правовой акт подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством РФ на составление или исполнение федерального бюджета. Об итогах эмиссии эмитенты соответствующего уровня обязаны принять нормативный акт, содержащий отчет. В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решениеоб эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных бумаг (далее -решение о выпуске). Решение о выпуске должно включать в обязательном порядке следующие условия: наименование эмитента; дату начала размещения и дату, или период размещения; форму выпуска и указание на вид ценных бумаг; номинальную стоимость одной ценной бумаги; количество бумаг данного выпуска; дату их погашения; наименование органа, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг (регистратора); наличие ограничений и иных условий, имеющих значение для их размещения и обращения. Все эти условия должны быть не позднее чем за два рабочих дня до начала их размещения опубликованы эмитентом либо в средствах массовой информации, либо иным способом. Гос. обладает достаточной полнотой прав по управлению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных операций. Управление гос. долгом РФ на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге РФ» возложено на Правительство РФ. Это же положение нашло отражение и в Бюджетном кодексе РФ. Статья 101 Бюджетного кодекса так и называется - «Управление государственным и муниципальным долгом». Кроме того, учитывая, что конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин РФ, Бюджетный Кодекс РФ (ст. 165) закрепляет за ним полномочие на осуществление «в порядке, установленном Правительством РФ, управления государственным долгом РФ», отнеся его к «полномочиям в бюджетном процессе». Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ, а муниципальным долгом - уполномоченным органом местного самоуправления. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. в Министерстве финансов РФ создаётся единая система управления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государственных заимствований. Управление гос. (муниципальным) долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Среди мероприятий по управлению государственным и муниципальным долгом наиболее распространенными в мировой практике являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация и некоторые другие.

Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на 4 группы:

  • 1. государство, национально-государственные и административно-территориальные образования;
  • 2. представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
  • 3. государственные и муниципальные организации;
  • 4. граждане и негосударственные организации.

К первой группе относятся: Российская Федерация, республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города, районы, села и поселки. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. В связи с правом на самостоятельный бюджет они обладают комплексом прав на получение определенных бюджетных доходов и использование их для социально-экономического развития соответствующей территории. Государства, национально-государственные и административно-территориальные образования участвуют в бюджетных правоотношениях через свои представительные и исполнительные органы власти. Однако в этом случае они выступают от имени и в интересах в целом соответственно Российской Федерации, республики, края, области, и т. д., являющихся носителями бюджетных прав и бюджетных обязанностей.

Ко второй группе субъектов бюджетных правоотношений относятся представительные и исполнительные органы власти разного уровня: Правительство РФ; правительства республик в составе Российской Федерации; администрация соответствующих государственных административно-территориальных образований; система финансовых органов; Федеральное казначейство РФ; система банков; все другие органы, входящие в систему органов государственной и местной власти.

Бюджетные правоотношения могут возникать между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти одного уровня; внутри самих исполнительных органов власти этого же уровня; между представительными и исполнительными органами государственной или местной власти, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями и иными организациями этого же уровня подведомственности (а в определенных случаях - и вышестоящего подчинения) - с другой.

К третьей группе субъектов бюджетных отношений относятся: государственные и муниципальные организации; государственные и муниципальные учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета. Субъекты данной группы вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Что касается возможного участия негосударственных организаций в бюджетных правоотношениях, то следует отметить, что получение ассигнований ими из бюджета влечет за собой необходимость оформления доли государства в уставном капитале (ст. 80 БК РФ).

Четвертую группу составляют граждане и негосударственные организации, выступающие субъектами отношений по поводу формирования доходов бюджетов.

Установлено, что субъектов бюджетных правоотношений характеризуют следующие признаки:

  • - участие в распределении доходов и расходов между бюджетами;
  • -участие в любой стадии бюджетного процесса в качестве одной из сторон правоотношений;
  • - участие в формировании доходов бюджетов;
  • - связь с бюджетом по линии получения из него денежных сумм в форме финансирования.

Наличие хотя бы одного из указанных признаков для субъекта бюджетных правоотношений обязательно, но их может быть два или все признаки. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Уч. для студентов вузов-3 изд.; прераб. и доп. М.- М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и Право, 2008 г.

Субъект бюджетного права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником бюджетных правоотношений, а субъект бюджетного правоотношения - это реальный участник, вступивший в конкретные правоотношения. Таким образом, субъект бюджетного права - понятие более широкое, чем субъект бюджетного правоотношения.



 

Возможно, будет полезно почитать: