В чем проявляется превышение должностных обязанностей. Превышение должностных полномочий - судебная практика

Впервые норма, устанавливающая ответственность за превышение должностным лицом своих полномочий, появилась в Соборном уложении, принятом в 1649 году. С того времени санкции за данное преступление значительно ужесточились. Своего максимума наказание достигло в положениях УК 1922-го и первой редакции Кодекса от 1926 годов. В нормах, в частности, предусматривалась смертная казнь за это преступление.

Особенности законодательства

В прежний исторический период в нормативных актах не предусматривалось существенной разницы между уровнем общественной опасности злоупотребления властью и превышения полномочий, между халатностью и бездействием должностных лиц. Это отражалось в наказаниях по основным и квалифицированным составам. Как показывает практика, излишне абстрактное описание, не содержащее четких критериев, допускает достаточно широкие пределы для рассмотрения дел судом. Фактически это противоречит В связи с этим в процессе последующего реформирования российского уголовного законодательства от таких формулировок было решено отказаться.

Статья 286 УК РФ

Превышение должностных полномочий рассматривается в качестве осуществления субъектом действий, которые выходят за рамки его компетенции. Такое поведение влечет нарушение прав и ущемление интересов организаций, граждан, общества и всего государства. Ст. 286, ч. 1 УК РФ для виновного предусматривает следующее наказание:


Санкции, приведенные в ст. 286 ч. 1 УК РФ, распространяются на основной В норме также предусматривается наказание по квалифицирующим признакам.

Отягчающие признаки

Ч. 2. ст. 286 УК РФ устанавливает наказание для лиц, находящихся на службе в государственных органах. Речь идет о федеральных, региональных и местных структурах власти. В этих случаях предусмотрен более жесткий приговор. Ст. 286 УК РФ для указанных виновных лиц устанавливает следующие санкции:

Ст. 286 ч. 3 УК РФ

Деяния, которые указаны выше, могут быть совершены:

  1. С использованием насилия.
  2. Причинением ущерба здоровью.
  3. С использованием спецсредств либо оружия.

В этих случаях ст. 286 ч. 3 УК РФ устанавливает тюремное заключение на 3-10 лет. При этом виновный будет лишен права заниматься некоторыми видами деятельности и пребывать на ряде постов до 3 л.

Объективная сторона ст. 286 УК РФ (с комментариями)

Она состоит в совершении служащим действий, которые в первую очередь явно выходят за рамки его обязанностей. Во-вторых, его поведение влечет существенный вред, следующий из нарушения прав и ущемления интересов организаций и граждан, государства и общества. Кроме этого, объективную часть преступления формирует причинная связь между неправомерным действием и последствиями. Отграничивая злоупотребление и превышение полномочий, необходимо учесть, что в первом случае лицо вопреки служебным интересам незаконно использует вверенную ему власть. Во втором же субъект совершает действия, явным образом выходящие за рамки его обязанностей. Они относятся к компетенции иного лица или могут реализовываться виновным при особых обстоятельствах. Последние должны быть указаны в законодательном или ином нормативном акте. К примеру, это может быть совершение действий в случае обоснованного риска или для предупреждения более существенного вреда без выхода за пределы крайней необходимости. Неправомерными считаются также деяния, которые ни один субъект ни при каких условиях не вправе совершать. К ним относят, например, выход за рамки установленных мер в ходе противоправное поведение, выражающееся в применении насилия над подчиненным. Именно это подразумевает статья 286 УК РФ. Превышение должностных полномочий должно быть очевидным и бесспорным для виновного. В этом случае преступление квалифицируется по рассматриваемой норме.

Разъяснение понятий

По (в новой редакции) в качестве существенного нарушения прав и ущемления интересов государства, общества, организаций либо граждан следует понимать ряд негативных последствий. Они связаны с:

  • Нарушением конституционных прав граждан.
  • Причинением имущественного, физического либо личности.
  • Нарушением нормальной деятельности предприятия, организации, учреждения, приведшее к продолжительному перерыву либо приостановлению работы и так далее.

Вопрос о существенности приведенных выше нарушений решается в соответствии с конкретными обстоятельствами дела.

Дифференциация составов

286 статья УК РФ устанавливает наказание за деяния, которые могут совершаться не только при выполнении лицом своих обязанностей в качестве представителя власти. Противоправность поведения может проявляться и при реализации им функций административно-хозяйственного или организационно-распорядительного характера. В этом, собственно, состоит отличие состава преступления, который предусматривает 286 статья УК РФ, от прочих преступлений, которые также могут быть связаны с выходом субъекта за пределы своей компетенции в поведении. Примером может служить ст. 302 Кодекса.

Установление факта

Для квалификации преступления по составам, которые предусматривает 286 статья УК РФ, нужно в первую очередь выяснить, какой закон либо нормативный акт регламентирует компетенцию виновного. Кроме этого, следует установить, в чем конкретно выражался выход за ее пределы. При отсутствии в процессуальных документах обоснований ответственность по рассматриваемой статье не наступает.

Мотив

286 для виновных наказания исключительно за действия. При этом они могут совершаться с косвенным либо прямым умыслом. В качестве мотивов совершения преступления могут выступать разнообразные стремления. Это может быть зависть, корысть, карьеризм. Некоторые действия совершаются в целях формирования видимости благополучия либо для создания ложного представления об истинных намерениях виновного. В последнем случае подразумевается поведение в так называемых "служебных интересах".

Служебное положение

Они предусматриваются во второй и третьей частях статьи. В качестве одного из них выступает совершение противоправных деяний лицом, пребывающим на госслужбе в федеральных, местных либо региональных органах власти. Повышенные требования к таким чиновникам предъявляются ввиду непосредственно самого характера их положения и наличия широкого круга полномочий. Выход за установленные рамки чреват существенными нарушениями интересов и прав большого количества граждан и предприятий.

Насильственные действия или угроза

Этот квалифицированный состав предусматривается в части третьей. Под насильственными действиями либо угрозой их применения 286 статья УК РФ подразумевает причинение физического вреда. Он может быть выражен в истязании, побоях, ограничении свободы, прочем повреждении здоровья. Кроме этого, преступление может совершаться и с использованием психического давления на потерпевшего. Оно выражается в угрозах применения насилия для подавления воли субъекта.

Применение спецсредств либо оружия

Использование этих предметов при превышении полномочий предполагает как физическое (удар резиновой дубинкой/рукояткой пистолета, выстрел на поражение и пр.), так и психическое воздействие. В этих случаях возникает реальная угроза здоровью либо жизни потерпевшего. Если неправомерное поведение виновного сопровождалось только демонстрацией оружия либо спецсредств и не представляло действительной опасности для гражданина, то оно может квалифицироваться как превышение полномочий субъектом с угрозой применения к потерпевшему насилия.

Тяжкие последствия

К ним относят, например, последовавшее за преступлением самоубийство потерпевшего, продолжительный простой предприятия, крупную аварию. К тяжким последствиям также относят причинение имущественного вреда в крупном размере. В случае когда превышение полномочий сопровождалось умышленным убийством, то данное деяние квалифицируется по совокупным составам по ч. 3, ст. 286 и ст. 105 УК.

Вред здоровью

При его причинении в результате превышения полномочий в ходе квалификации неправомерного деяния виновного правовая оценка зависит от конкретных обстоятельств дела. Необходимо в этом случае также учесть, что частью третьей установлена ответственность за причинение любого, кроме тяжкого, вреда здоровью. Наказание за него, в свою очередь, предусматривается в ст. 111. В таких случаях преступление квалифицируется по совокупности составов.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование конкретных органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. Дополнительный объект — охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: a) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; b) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; c) между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного . Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео

Новая редакция Ст. 286 УК РФ

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 286 УК РФ

1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.

2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. "а" ч. 3 коммент. статьи).

3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.

3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект специальный - должностное лицо (см. п. 5 - 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).

7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.

Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.

7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 - 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).

Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.

7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.

7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).

7.5. Причинение тяжких последствий - оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 - к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В судебной практике выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий: а) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; б) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации; в) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить; г) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.

2. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий в законе описаны аналогично ст. 285 УК РФ.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

4. Применение насилия (п. "а" ч. 3) означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК РФ о преступлениях против личности. Угроза убийством охватывается комментируемой нормой.

5. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (п. "б" ч. 3) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий. Специальные средства - это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

Человек, наделенный властью ввиду занимаемой должности, обязан четко соблюдать границы дозволенного. В реальности часто происходит наоборот: начальник унижает подчиненных, оскорбляет, хамит, относится с пренебрежением. Простые граждане тоже нередко подвергаются произволу со стороны сотрудников властных органов: полицейских, врачей, чиновников. Все эти неприятные инциденты характеризуются одним термином - превышение должностных полномочий. Это уголовное наказуемое деяние, состав и ответственность за которое мы рассмотрим сегодня.

Кто такие должностные лица?

Это люди, представляющие государственную власть по долгу службы:

  • сотрудники МВД (от сержанта ППС до высшего руководства);
  • работники прокуратуры (прокурор, его заместители, помощники и т.д.);
  • сотрудники Следственного комитета РФ;
  • госслужащие всех уровней (от федерального до муниципального);
  • лица, не являющиеся непосредственными представителями власти, но выполняющие определенные функции в соответствующих структурах (начальники отдела кадров, снабженцев, руководители АХО).

Человек может наделяться властными полномочиями временно, по поручению или на постоянной основе. Например, на время судебного слушания присяжный заседатель становится должностным лицом.

Должностные лица - это люди, постоянно или временно наделенные властью.

Объем и границы властных полномочий

Этот пункт оговаривается в трудовых соглашениях, служебных инструкциях, распоряжениях соответствующих ведомств и т.д. Почти для каждой государственной должности установлены строгие рамки дозволенного. Например, у полицейских существуют общие и конкретные требования к служебной деятельности. Первый вид прописан в Федеральном законе «О полиции», а второй - в Законе «О службе в органах внутренних дел РФ» и должностных инструкциях разных категорий сотрудников.

Рассмотрим конкретную ситуацию . Полицейский вправе иметь при себе табельное оружие, но пускать его в ход можно только в особых случаях:

  • при задержании особо опасных преступников;
  • для защиты граждан;
  • в ходе спецоперации при наличии опасной обстановки.

Если полицейский использовал оружие необоснованно, его накажут. Каждый случай разбирает особая комиссия. Если она установит вину сотрудника, его подвергнут дисциплинарной или уголовной ответственности.

Должностные полномочия прописаны в законодательных актах и рабочих инструкциях.

Превышение должностных полномочий

Преступление охватывается ст. 286 УК РФ. Оно имеет четыре ключевых признака:

  1. не входит в круг непосредственных обязанностей злоумышленника;
  2. влечет нарушение интересов общества или отдельных граждан;
  3. между неправомерным проступком и наступившими негативными последствиями имеется причинно-следственная связь;
  4. нарушитель понимал, что его выходка причинит вред, но проигнорировал этот факт.

Превышение должностных полномочий может выражаться только в виде действия.

К негативным последствиям относится моральный, физический и материальный ущерб, нанесенный отдельному человеку, нескольким лицам, организации или обществу в целом. От его тяжести зависит мера наказания преступника.

Субъективная сторона злодеяния подразумевает прямой или косвенный умысел. Мотив - корысть или другая личная заинтересованность.

Однако не все действия, подпадающие под превышение должностных полномочий, расцениваются как неправомерные. Состав преступления по ст. 268 УК РФ отсутствует, если должностное лицо:

  • превысило полномочия в целях устранения угрозы человеку или обществу, так как иным способом не могло этого сделать;
  • выполняло приказ или распоряжение руководителя;
  • не осознавало, что нарушает закон.

Для квалификации преступления по ст. 268 УК РФ требуется доказать наличие умысла.

Отграничение от схожих преступлений

Статья 286 УК РФ «Превышение служебных полномочий» схожа по составу со статьей 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». Главный идентичный признак - незаконное использование рабочего положения.

Но проступки имеют серьезные различия:

  • ст. 286 УК РФ предполагает выход за рамки служебной инструкции - злоумышленник искажает, преувеличивает, гипертрофирует свои функции в целях личной выгоды;
  • по ст. 285 УК РФ преступник не выходит за границы должностных обязанностей, а используют их не по назначению.

Еще один важный момент заключается в том, что превышение подразумевает активные действия, а злоупотребление может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Превышение и злоупотребление служебными полномочиями - разные составы преступлений.

Пример

В рабочее время следователь проводит процессуальные мероприятия по своему личному делу или просьбе знакомых. Он задержал и допросил гражданина. Согласно служебному положению, сотрудник СК РФ вправе это делать. Но поступок будет правомерен в том случае, если он выполнен в рамках служебного задания. Поэтому деяние можно смело квалифицировать по ст. 286 УК РФ.

Если дело заведено, но следователь удерживает гражданина на основании личных подозрений или неприязни, он превышает должностные полномочия, поскольку лишить человека свободы может только суд.

Ответственность по ст. 268 УК РФ


Статья 286 УК РФ разбита на три части, которые используются в зависимости от тяжести проступка.

Ч. 1 ст. 286 УК РФ квалифицирует преступление, совершенное без отягчающих признаков. Субъект - любое должностное лицо, не занимающее государственную или региональную должность РФ, а также не глава муниципалитета. Нарушителю грозит:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • пятилетний запрет на работу в определенных должностях или занятие некоторыми видами деятельности;
  • арест до полугода;
  • тюремный срок до четырех лет.

Ч. 2 ст. 286 УК РФ устанавливает санкции для должностей, не указанных в части первой. Злоумышленника ждет:

  • штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет.

Дополнительно суд вправе запретить занимать определенные должности или работать в конкретной организации на три года.

Если превышение должностных полномочий сопряжено с насилием или с угрозой его использования; применением оружия или аналогичных предметов; тяжкими последствиями, санкции будут самыми жесткими. Ч. 3 ст. 286 УК РФ предусматривает реальное лишение свободы до 10 лет.

Ограничение по продолжению трудовой деятельности на госслужбе — распространенное и эффективное наказание. Как правило, на момент передачи дела в суд виновный уже уволен или отстранен от должности. Контроль за соблюдением запрета на трудоустройство, наложенного на осужденного, осуществляет уголовно-исполнительная инспекция.

За властную вседозволенность могут посадить в тюрьму от 3 до 10 лет.

Куда жаловаться на властный произвол?

Большинство жалоб выпадает на долю «оборотней в погонах» - полицейских, которые применяют к задержанным физическую силу или моральный прессинг. Логично, что жаловаться в полицию на ее же сотрудников бессмысленно. Вам на помощь придут контролирующие органы - СК РФ, прокуратура, ФСБ.

Жалобу на полицейских рекомендуется писать в прокуратуру, потому что это главный вышестоящий орган МВД. Прокурор вправе полностью контролировать процедуру проверки и возбуждения уголовного дела по факту произвола сотрудников полиции.

Как доказать превышение должностных полномочий?

Чтобы преступник понес справедливое наказание по ст. 286 УК РФ, требуется доказать факт превышения должностных полномочий. Это, в первую очередь, несоответствие действий сотрудника с его рабочими функциями. Для этого анализируются конкретные трудовые соглашения, должностные инструкции и другие аналогичные документы.

Чтобы подать заявление в прокуратуру, вам нужно собрать бумаги, подтверждающие причиненный вред: медицинские справки, заключения независимой экспертизы, оплаченные квитанции и т.п. Обстоятельства дела вы изложите в ходатайстве. Остальные действия - компетенция сотрудников прокуратуры. Чтобы дело решилось в вашу пользу, рекомендуем обратиться за помощью к опытному адвокату.

Видео: ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»

Вопросы того, что называется превышением должностных полномочий, и кто подлежит ответственности по статье 286 УК РФ за подобное превышение, волнуют многих людей. Но далеко не все знают, как определить превышение служебных полномочий частным лицом и какие последствия подобные действия будут нести для разных категорий граждан – а ведь законодательство достаточно строго определяет ответственность в данном случае в зависимости от статуса сотрудника.

Превышение полномочий – что это такое

Прежде, чем рассматривать вопрос превышения должностных полномочий, необходимо прояснить правовую базу, в соответствии с которой обеспечивается данное регулирование трудовых взаимоотношений, и определить сами термины, которые используются в этом аспекте. Так, под превышением полномочий в целом подразумевается выполнение действий, которые явно не входят в перечень служебных или должностных задач.

Критерий явности требует, чтобы лицо осознавало незаконность своих действий при совершении превышения полномочий. В противном случае, если полномочия определены нечетко, или не были в полной мере донесены до сотрудника, подобные действия не могут считаться превышением.

Большое значение в контексте рассмотрения превышения полномочий как неправомерного деяния также имеет статус совершившего этот проступок лица. Законодательство предусматривает строгое разграничение возможной ответственности за превышение служебных полномочий между госслужащими и сотрудниками частных субъектов хозяйствования, вплоть до невозможности привлечения последних к отдельным видам ответственности.

Ответственность за превышение должностных полномочий – правовое регулирование

Ответственность за превышение должностных полномочий регламентируется:


В общих случаях, уголовная ответственность за превышение должностных полномочий предусматривается различными сферами права, от возмещения ущерба в ходе гражданского иска до уголовного преступления.. К дисциплинарному же взысканию за превышение должностных полномочий сотрудника вправе привлечь любой работодатель. Но данное взыскание должно осуществляться с соблюдением действующих законодательных нормативов:

  1. Превышение полномочий должно быть зафиксировано в качестве нарушения, а должны предусматривать возможность применения к сотруднику санкций за подобные деяния.
  2. Законодательство допускает лишь три возможных вида дисциплинарных взысканий в трудовых взаимоотношениях – , замечание или увольнение. Соответственно, применять какие-либо иные меры воздействия на нарушителя работодатель не вправе.
  3. Если в рамках превышения полномочий работодатель или его контрагенты понесут прямой материальный ущерб, то сотрудник также может быть привлечен и к материальной ответственности за свой проступок в рамках, установленных законодательством.

Несмотря на недоступность штрафов в качестве дисциплинарных взысканий, косвенно снизить доход работника, превысившего полномочия работодатель может. Например – при помощи , которое может предусматривать право лишить трудящегося премии за наличествущие взыскания.

Кроме этого, в отношении некоторых категорий граждан и конкретных видов деятельности может предусматриваться административная ответственность за превышение полномочий. Например – в статье 13.29 КоАП РФ.

Кто может быть привлечен к ответственности по ст. 286 УК РФ за превышение полномочий

Для отдельных категорий граждан предполагается возможность привлечь их к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по статье 286 УК РФ. Однако для возможности уголовного преследования необходимо, чтобы правонарушение обладало следующими чертами:

Наказывается в общих случаях данное преступление штрафом до 80 тыс. рублей, либо лишением свободы до 4 лет или иными ограничениями – дисквалификацией, принудительными работами, арестом. Однако отягчающие обстоятельства могут увеличить объемы и характер санкций. К ним можно отнести совершение означенного преступления лицом, занимающим госдолжность РФ или субъекта РФ, а также применение насилия, оружия или спецсредств в рамках превышения полномочий, либо наступившие вследствие рассматриваемого превышения тяжкие последствия.

Сотрудник, не являющийся госслужащим, работником силовых органов и работающий на частного работодателя, ни при каких обстоятельствах не может быть привлечен к уголовной ответственности за превышение полномочий, если его действия не содержат в себе состава иных преступлений.



 

Возможно, будет полезно почитать: