Высшие органы власти по конституции ссср 1936. Органы власти в ссср схема

Общесоюзные наркоматы

Союзно-республиканские наркоматы

Иностранных дел

Внутренней торговли

Внутренних дел

Путей сообщения

Внешней торговли

Пищевой промышленности

Водного транспорта

Лесной промышленности

Финансов

Оборонной промышленности

Тяжелой промышленности

Зерновых и животноводческих совхозов

Земледелия

Здравоохранения

Были внесены принципиальные изменения в систему общесоюзных государственных органов. Их система была упрощена, четко разграничена компетенция законодательной и исполнительной властей.

Верховный Совет СССР – высший орган государственной власти, состоящий из двух равноправных палат. Обе палаты избирались одновременно и на один и тот же срок – 4 года.

К исключительной компетенции Верховного Совета СССР было отнесено:

    издание общесоюзных законов;

    избрание Президиума Верховного Совета СССР;

    образование СНК СССР;

    избрание Верховного суда СССР и Прокурора СССР.

Президиум Верховного Совета СССР являлся вторым высшим государственным органом страны, но он не имел права заниматься законодательной деятельностью. Конституция предоставила ему право лишь толковать законы и принимать указы. На практике это привело к тому, что Президиум Верховного Совета СССР стал принимать указы, вносящие изменения в действующие законы, т. е. осуществлять законотворческую деятельность вопреки Конституции.

К ведению Президиума Верховного Совета СССР относились вопросы:

СНК СССР высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР.

СНК СССР как исполнительный орган должен был проводить в жизнь законы СССР, принимать действенные меры по выполнению народно-хозяйственного плана, защищать интересы государства и охранять права граждан.

СНК СССР как распорядительный орган наделялся правом издавать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты – постановления и распоряжения, которые являлись обязательными на всей территории СССР.

СНК СССР лишался права принимать общесоюзные законы.

В 1946 году СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР.

Органы государственной власти и управления ссср по Конституции 1977 года

Как видно, система органов власти и управления в основном осталась прежней. Были уточнены и конкретизированы полномочия центральных органов, срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет. Возрастной ценз для избрания в Верховный Совет СССР снизился с 23 лет до 21 года.

Тема. Местные органы власти и управления

Местные органы подразделяются на местные органы власти – Советы и органы управления – исполнительные комитеты (исполкомы) Советов и их отделы.

Данную тему следует рассматривать в связи с вопросами административно-территориального устройства, в соответствии с которым формировалась вся система органов Советской власти.

Период 1917–1922 годов характерен следующим административно-территориальным делением: область, губерния, уезд, волость .

Конституция РСФСР 1918 года закрепила структуру, полномочия, порядок избрания местных Советов. Конституцией было определено два вида местных Советов: Советы депутатов и съезды Советов.

Советы депутатов образовывались в городах, селах и других населенных пунктах.

Съезды Советов выступали в качестве представительных органов, действовавших на территории отдельных административно-территориальных единиц – волость, уезд, губерния, область.

Конституция РСФСР 1918 года к ведению местных Советов относила :

    проведение в жизнь всех постановлений высших органов Советской власти;

    разрешение всех вопросов, имеющих местное значение;

    объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.

Съездам Советов принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов.

Исполнительно-распорядительными органами Советов являлись исполнительные комитеты.

С образованием СССР появилась и возможность и необходимость провести новое районирование, т.е. изменить административно-террито-риальное деление.

К 1930 году в РСФСР сложилась следующая система:

Остальные республики делились только на районы, областное деление появилось в них позднее.

В 1925–1931 годах велись интенсивные работы по изменению законодательства о деятельности местных Советов. Были введены местные бюджеты, что давало Советам реальные финансовые средства. Местные органы власти и управления были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением. Существовали областные (краевые) и районные съезды Советов и их исполкомы, а также городские и сельские Советы и их исполкомы. Они имели право издавать постановления, обязательные для исполнения на своей территории, контролировать деятельность всех местных учреждений и предприятий, должны были являться проводниками политики партии и правительства на местах.

Конституция СССР 1936 года изменила систему Советов. Такое звено, как местные съезды Советов, было ликвидировано. В обобщенном виде выделяются областные (краевые), районные, городские, сельские Советы и их исполкомы. Конституция закрепила двухгодичный срок действия местных Советов.

Советы депутатов трудящихся должны были руководить деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивать охрану государственного порядка, соблюдение законов и прав граждан, руководить местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливать местный бюджет.

Основная задача исполкомов – проводить в жизнь решения местных Советов, общесоюзных и республиканских законов, руководить деятельностью подчиненных им отделов, учреждений, организаций.

Но следует отметить, что происходило сращивание партийного и государственного аппаратов, и Советы (особенно в период культа личности И. Сталина) отстранялись от участия в принятии важных управленческих решений.

Конституция 1977 года изменила название Советов (Советы народных депутатов) , расширила их функции и полномочия. Были четко определены следующие направления деятельности местных Советов:

    руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством;

    утверждение планов экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

    осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями;

    обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка, прав граждан.

По-прежнему сохранялся неустанный контроль партии, и большая часть вопросов решалась не Советами, а исполкомами.

Органы власти и управления. Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся, что должно было свидетельствовать о достигнутой социальной однородности советского общества. Она упростила и сделала более четкими структуру и статус органов власти и управления.Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру. Сохранен был и принцип формирования палат. Одна из них - Совет Национальностей - включала в себя фиксированное количество депутатов: по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Как и прежде, палаты были равноправны. Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союз а. Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать подобно прежним ЦИКам в сессионном режиме.Сессионный порядок работы Верховного Совета обусловил необходимость создания постоянно действующего Президиума Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Он состоял из председателя, его заместителей, секретаря и 24 членов. Президиум созывал сессии Верховного Совета, давал толкование действующим законам, отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Президиум Верховного Совета не являлся законодательным органом . Однако он имел право издавать указы - своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была.

Конституция 1936 г. сохранила Совет Народных Комиссаров СССР (правительство). Однако теперь он был лишен зак. прав.В качестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде, предусматривала народные комиссариаты. Было сохранено деление наркоматов на три категории : общесоюзные, союзно-республиканские, республиканские.Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной.

местных Советы, на их судьбе отразилось проведение сплошной коллективизации, которая привела к тому, что на селе сложились два руководящих органа - сельсовет и правление колхоза .Конституция СССР 1936 г. изменила конструкцию местных советских органов. Теперь в областях, краях, районах вместо прежних съездов Советов стали избираться, как и в населенных пунктах, просто Советы. Исполкомы Советов стали теперь только испол-распор.органами.

Усложнение руководства промышленностью вызвало необходимость реорганизации управления отраслью .До сих пор руководство было сосредоточено в одном Наркомате - ВСНХ. В 1932 г. он был разделен на три наркомата - тяжелой, легкой и лесной промышленности. Из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился самостоятельный общесоюзный Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. Эта реорганизация привела к тому, что теперь каждой сложившейся отраслью руководил свой отраслевой орган - наркомат. Реорганизованы были и финансовые органы . В связи с кредитной реформой все дело кредитования было сосредоточено в Государственном банке. При этом Госбанк стал обслуживать лишь текущую эксплуатационную деятельность предприятий. Финансирование же капитального строительства поручалось специальным банкам долгосрочных вложений: Промбанку, Сельхозбанку и др.

Вооруженные Силы. Организационные основы Красной Армии были закреплены в Законе об обязательной военной службе, принятом в 1930 г. 1 сентября 1939 г., в день нападения Германии на Польшу, был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности. Отказались от классового подхода к призыву, прежние ограничения по военной службе были сняты.

Еще в 1936 г. призывной возраст был снижен с 21 до 19 лет. Теперь закон установил, что лица с полным средним образованием могут призываться с 18 лет.

Вооруженные Силы на протяжении всех тридцатых годов росли количественно и качественно. Численность армии и флота за девять лет выросла в три с половиной раза. Однако в конце 30-х годов по личному составу Вооруженных Сил был нанесен сильнейший удар. Массовые репрессии коснулись самой ценной их части - командного состава.

Конституция СССР 1977.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР, которая состояла из преамбулы, 9 разделов и 174 статей. В конституции с одной стороны подчеркивалась преемственность с предшествующими конституциями (1918, 1924, 1936), а с другой стороны констатировался выход страны Советов на принципиально иной уровень развития – «развитого социализма» и «общенародного государства». В связи с этим особое внимание уделялось таким формам участия граждан в управлении, как всенародное обсуждение и референдум, гарантировались права граждан на обжалование решений должностных лиц и критику действий государственных организаций, обращалось внимание на обязанность государства заботиться об охране прав и свобод личности, определялся статус народных депутатов. Впервые закреплялись права советских граждан на пользование достижениями культуры и свободу творчества. Вместе с тем, все эти положительные начинания носили декларативный характер, т.к. не подвергались сомнению монополия КПСС на власть и идеологический контроль за общественной жизнью. В ст. 6 Конституции говорилось, что партия является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов.

Конституция внесла некоторые изменения в деятельность советских органов власти. Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. Срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет, а местных Советов – с 2 до 2,5 лет. Снижался возрастной ценз для избрания депутатами: в Верховный Совет СССР - с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик – с 21 до 18 лет. В каждой из двух палат Верховного совета СССР (Совета Союза и Совета Национальностей) отныне заседали по 750 депутатов.В ст. 70 Конституции СССР характеризовался как единое союзное федеративное многонациональное государство. Подчеркивая советский и социалистический характер союзных республик (ст. 76), Конституция не называла их национальными, имея в виду усиление централизации государства. Из Конституции было исключено установленное еще в 1944 г. право республик на военное управление и собственные воинские формирования, но сохранилось закрепленное в том же 1944г. право внешних сношений. Реально такое право использовали только Украина и Белоруссия, которые имели своих представителей в ООН. Декларировался суверенитет республик, однако, не был предусмотрен механизм защиты суверенных прав от возможных посягательств со стороны союзного центра. Каждая республика по-прежнему имела право выхода из состава СССР, но в законах не был определен порядок выхода, что делало такое право формальным. Республики могли иметь собственные конституции, и в 1978 г. «организованно» приняли новые Основные законы, согласованные с союзной конституцией.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР.

Исключительно Верховный Совет СССР осуществляет законодательную власть.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

Законы считаются утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Верховный Совет СССР может назначать, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР: их нельзя было привлечь к судебной ответственности или арестовать без согласия Верховного Совета СССР.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР.

Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал широчайшими правами: созывал сессии, давал толкование действовавших законов, издавал указы, распускал Верховный Совет и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум); осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры и т. п.

Правительство СССР (Совнарком) было высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, объединяя и направляя работу 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия и др.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов - Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

Высшие органы государства Япония по форме правления - парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление Высшими органами власти каждого из 25 штатов являются: губернатор, легислатура штата. Совет министров и Высший суд штата.Губернатор возглавляет в штате высшую впасть. Он назначается президентом

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти - Президент и

Из книги автора

40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;2) 1710–1719 гг. – ликвидация

Из книги автора

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Из книги автора

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная

Из книги автора

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В

Из книги автора

49. Высшие органы управления в начале XIX в. Россия в первой половине XIX в. оставалась по форме правления абсолютной монархией. Для управления государством абсолютный монарх использовал разветвленный чиновничий аппарат.До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при

Из книги автора

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

В феврале 1935 г. пленум ЦК ВКП (б) принял решение об изменении Основного закона (Конституции) СССР. В соответствии с ним VII Всесоюзный съезд советов постановил внести изменения 8 союзную Конституцию.

ЦИК СССР образовал конституционную комиссию во главе с И. В. Сталиным. К апрелю 1936 г. был подготовлен первоначальный, а в мае того же года - окончательный проект Основного закона. Вместо изменения действующей Конституции был создан совершенно новый конституционный акт.

В июне 1936 г. проект был одобрен пленумом ЦК коммунистической партии. Пленум решил утвердить проект на Всесоюзном съезде советов. Проект был опубликован во всех газетах страны. Организовывалось всенародное обсуждение, в котором по официальным данным участвовало 55% взрослого населения страны.

5 декабря 1936 г. чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд советов принял текст Конституции (Основного закона) СССР. В средствах массовой информации и официальной историографии утвердилось ее наименование «сталинская конституция».

Конституция включала в себя 13 глав и насчитывала 146 статей:

Глава 1. Общественное устройство;

Глава II. Государственное устройство;

Глава III. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик;

Глава IV. Высшие органы государственной власти союзных республик;

Глава V. органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик;

Глава VI. Органы государственного управления союзных республик;

Глава VII. IV Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;

Глава VIII. Местные органы государственной власти;

Глава IX. Суд и прокуратура;

Глава X. Основные права и обязанности граждан;

Глава XI. Избирательная система;

Глава XII. Герб, флаг, столица;

Глава XIII. Порядок изменения Конституции.

В соответствии с классовым подходом и коммунистической идеологией конституционные нормы утверждали социалистический тип советского государства, социалистический характер общества и экономической системы. СССР определялся как «социалистическое государство рабочих и крестьян» (ст. 1).

Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность. Закреплялся плановый принцип организации хозяйственной жизни. Труд объявлялся «обязанностью и делом чести» (ст. 12).

Социалистическая собственность имела две формы: государственную и кооперативно-колхозную. Земля, недра, воды, леса, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, крупные сельскохозяйственные предприятия, коммунальные предприятия и основной жилой фонд находились в государственной собственности. В собственности колхозов и кооперативов могли находиться постройки, инвентарь, скот. Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Частная собственность не признавалась, однако устанавливалось право личной собственности граждан и допускалось «мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей», если при этом не применялся наемный труд. Колхозники также могли вести подсобное хозяйство, но в ограниченных размерах.

Хозяйственная жизнь определялась государственными планами.

Конституция отразила усиление централизации управления экономикой. В ведение СССР в лице общесоюзных органов власти перешло управление финансовой системой и сельским хозяйством, а также значительной долей промышленности и торговли.

Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся (ст. 2). Новое название советов (вместо прежнего - советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов) призвано было подчеркнуть участие в работе советов всех трупп трудящихся.

Структура системы советов была изменена и упрощена. Упразднялись съезды советов всех уровней. На всех уровнях функционировали советы: от Верховного совета СССР до сельских советов. Советы сохранили сессионный порядок работы.

Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный совет СССР. Высшими органами государственной власти союзных республик и автономных республик были их верховные советы. Все иные советы назывались местными: краевые, областные, автономных областей, автономных округов, районные, городские, сельские.

Впервые в советской истории в конституционном акте была закреплена руководящая роль коммунистической партии в политической системе. Партия была объявлена руководящим ядром всех общественных и государственных организаций (ст. 126).

Избирательная система подверглась существенным изменениям. Активное и пассивное право были предоставлены всем гражданам СССР (ст. 134). Тем самым было отменено правило о лишении избирательных прав представителей «эксплуататорских классов». Отменялось и неравное представительство городских (рабочие) и сельских (колхозные крестьяне) жителей: все граждане должны участвовать в выборах на равных основаниях (ст. 136). Отменялась многоступенчатость выборов. Выборы во все советы стали прямыми. При этом вводилось тайное голосование.

Указанные изменения избирательного права означали его демократизацию. Однако сохранение однопартийной системы, отсутствие какой-либо политической конкуренции, полный контроль партийно-государственного руководства над всей процедурой выборов придали этой демократичности внешний, «показательный» характер.

В 1937 г. социалистическая экономическая и политическая система была закреплена конституциями союзных республик. Все конституции имели одинаковые или схожие основные положения. Близость содержания подчеркивалась сходством структуры: две первые главы каждой конституции имели одинаковое название («общественное устройство» и «государственное устройство»). Политическую основу всех республик составляли советы депутатов трудящихся. Все конституции закрепляли руководящую роль коммунистической партии. Во всех конституциях говорилось о добровольном объединении в составе СССР, о сохранении права на выход из состава союза. Имевшиеся различия менее важного характера определялись специфическими условиями отдельных республик. Например, конституции Таджикской, Туркменской и Узбекской республик декларировали национальное воссоединение их народов.

В рассматриваемый период государственные полномочия осуществляли не только государственные органы, но и руководящие органы ВКП(б). Партийные органы превратились по существу в важнейший компонент государственного механизма.

Партийное руководство определяло внутреннюю и внешнюю политику страны и решало все важнейшие вопросы. Фактически руководителем СССР являлся генеральный секретарь (с 1934 г.

Секретарь) ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, не занимавший государственных постов. В стране сформировался культ личности Сталина. Официальная пропаганда широко использовала неюридическую терминологию, обозначавшую исключительное положение Сталина («вождь», «гениальный продолжатель дела Ленина», «великий зодчий коммунизма», «отец народов» и пр.).

Центральные партийные органы (съезды, конференции, ЦК, Политбюро) принимали решения, являвшиеся обязательными как для членов партии, так и для государственных органов. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин отмечал: «Кадры партии - это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти - они являются также командным составом руководящих государственных органов».

Прерогативой партии являлось формирование кадрового руководящего состава государственных органов. Центральные партийные органы СССР и союзных республик решали вопросы назначения и увольнения руководителей советов, народных комиссаров и т. д. Во исполнение партийных директив государственные органы проводили необходимые процедуры избрания, назначения, перевода на другую работу.

Высшим государственным органом до 1936 г. юридически являлся Всесоюзный съезд советов. Конституция СССР 1936 г. предусматривала в качестве высшего государственного органа Верховный совет СССР. Верховный совет состоял из двух равноправных палат: Совета Союза, избираемого по территориальным округам, и Совета национальностей, избираемого по национальным округам.

К компетенции Верховного совета относилось принятие законов, формирование правительства.

Функции главы государства выполнял Президиум Верховного совета (председатель - М. И. Калинин). Президиум имел право издавать указы в качестве общеобязательных нормативных актов.

Функции правительства выполнял Совет народных комиссаров СССР (СИК СССР). Члены СНК избирались Верховным советом.

При СНК функционировал экономический совет, контролировавший выполнение хозяйственных планов. ВСНХ был преобразован в наркомат тяжелой промышленности. Центральными отраслевыми органами управления являлись народные комиссариаты.

Количество, структура и компетенция наркоматов менялись. Например, в 1936 г. был создан Наркомат юстиции СССР, в компетенцию которого входило: контроль за деятельностью судов, коллегий адвокатов, нотариата, оказание юридической помощи населению, кодификационная работа, обобщение судебной практики.

В 1938 г. Закон СССР «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республиках» установил следующую систему судебных органов. Она состояла из общих судов и специальных судов.

Судами первой инстанции были народные суды. В качестве второй инстанции выступали коллегии по гражданским и уголовным делам краевых, областных, окружных судов. Высшими судебными инстанциями являлись Верховные суды автономных и союзных республик и Верховный суд СССР.

Постоянно повышалось значение правоохранительных органов.

В 1933 г. была создана прокуратура СССР. С 1936 г. прокуратура превратилась в централизованную систему: все прокуроры страны стали подчиняться Прокурору СССР. Наркоматы юстиции союзных республик лишились полномочий по контролю за органами прокуратуры.

В 1934 г. система правоохранительных органов была централизована. В состав НКВД СССР было включено ОГПУ. Среди структурных подразделений НКВД имелись Главное управление рабоче-крестьянской милиции и Главное управление лагерей (ГУЛАГ). При НКВД действовал карательный несудебный орган - Особое совещание. Совещание имело полномочия применять в административном прядке меры уголовного наказания: ссылка, заключение в исправительно-трудовые лагеря.

НКВД осуществлял функции охраны общественного порядка, обеспечения государственной безопасности, охраны государственных границ. Затем в его ведение были переданы управление автомобильными дорогами, архивами, картографией и т. д.

В 1941 г. НКВД был разделен на Наркомат внутренних дел (НКВД) и Наркомат государственной безопасности (НГБ).

В 1940 г. была проведена централизация контролирующих органов. Образован Наркомат государственного контроля СССР вместо ранее существовавших контрольных органов. Указания Наркомата государственного контроля являлись обязательными для руководителей предприятий и учреждений.

3. Местные органы власти. В 1938-1940 гг. прошла реорганизация местных органов государственной власти.

В 1938 г. прошли выборы в Верховные советы союзных и автономных республик, в 1939 г. - выборы в областные, краевые, окружные, городские, поселковые и сельские советы. Кандидаты блока коммунистов и беспартийных получили 98-99% голосов. После выборов новые Советы сформировали свои исполнительные комитеты. «К началу 1940 г. была перестроена вся система органов государственной власти сверху донизу в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и Конституциями союзных республик».

4. Вооруженные силы. Существенно изменилось как управление, так и организация вооруженных сил.

Территориально-милиционная система была ликвидирована. Все вооруженные силы стали кадровыми. Закон «О всеобщей воинской обязанности» (1939 г.) увеличил сроки военной службы по призыву до трех лет в сухопутных частях и до пяти лет во флоте. Призывной возраст снижался до 19 лет, а для окончивших среднюю школу - до 18 лет. Женщины, имевшие медицинскую, санитарную и специальную техническую подготовку подлежали воинскому учету, призыву на учебные сборы в мирное время и на военную служб в военное время.

В 1935 г. штаб РККА переименован в Генеральный штаб; в 1937 г. образован Наркомат военно-морского флота; в 1938 г. создан Главный военный совет Красной армии и Главный совет военно-морского флота. Увеличилось количество военных округов.

В автономных республиках, краях, областях и городах создавались военные комиссариаты, обеспечивавшие воинский учет и призыв в армию. При партийных комитетах создавались военные отделы.

В 1937 г. был введен институт военных комиссаров. Он просуществовал недолго и был ликвидирован в 1940 г. с учетом опыта военных действий против Японии и Финляндии.

Во второй половине 1930-х гг. была изменена система воинских званий. Устанавливались новые генеральские, адмиральские и офицерские звания.

Кадровый состав вооруженных сил подвергся политическим репрессиям. В силу этого уровень компетентности советских генералов, адмиралов и офицеров накануне Великой Отечественной войны серьезно понизился.

К 1941 г. по численности личного состава вооруженных сил СССР занимал одно из первых мест в мире, а по количеству боевой техники - первое место в мире.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18 . Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг .

1. В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2. Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3. 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

5. Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6. Создан в мае 1942 г.

7. Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.



Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР

По Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.



10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.



 

Возможно, будет полезно почитать: