Задачи и основы организации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс (рсчс). Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс) единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайн

Филиал НОУ ВПО<<Санкт-Петербургский институт внешэкономическихсвязей,экономики и права>> в г. Калининграде.

Контрольная работа

по дисциплине<< История государства и права зарубежных стран>> на тему:<<Гражданский кодекс Наполеона 1804г..>>

Студента 2 курса

Юридического факультета

Группы 58 - Ю

Прусакова Максима

Владимировича.

Преподаватель:

к.ю.н.,доц.Тимошевская А.Д.

Калининград

Введение.

Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Важную роль в системе предупреждения и ликвидации ЧСиграет региональная подсистема.

1 . Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.

С целью предупреждения ЧС при их возникновении, обеспечения безопасности населения, уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством РФ постановлением к1113 от 05.11.93 г. была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

Одна из главнейших задач РСЧС – проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача – сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.

Центральная задача РСЧС – проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других, потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальность системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы – все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления.

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.

Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.

Мероприятия гражданской обороны должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства.

Оказание гуманитарной помощи задача новая, но в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы доставлялись в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.

Важная задача – подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения. Основополагающим правовым документом для решения этой задачи является Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятый Государственной Думой, подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 г. Этот законодательный акт призван в корне изменить отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, ко всему комплексу защитных мероприятий.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

И последняя задача: используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:

1. федеральный;

2. региональный;

3. территориальный;

4. местный;

5. объектовый.

2. Региональная подсистема и пути ее развития.

Региональный уровень РСЧС появился в результате деления России на 9 крупных регионов. Они, в основном, вписываются в границы существующих военных округов. Их центры размещены в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Чите и Хабаровске. Этот уровень необходим для управления войсками гражданской обороны, организации и координации взаимодействия территориальных органов исполнительной власти и управления сопредельными республиками, краями, областями в случае возникновения не только местных, но и региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

Региональный уровень РСЧС имеет:

координирующие органы;

постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);

органы повседневного управления;

силы и средства;

системы: связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов.

Координирующими и управляющими органами РСЧС на данном уровне являются региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС).

Органы повседневного управления:

пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях);

оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГО и ЧС);

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

Основу сил и средств РСЧС данного уровня составляют:

силы и средства федеральных органов исполнительной власти:

силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;

силы и средства органов местного самоуправления;

силы и средства организаций.

Все эти силы подразделяются на:

силы наблюдения и лабораторного контроля;

силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения (ЦГСЭН, ветслужб с/х и продовольствия, станций защиты растений и животных, геофизических служб и т.д.).

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных, восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов исполнительной власти;

формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;

формирований ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства с/х и продовольствия РФ;

военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

формирований ГО территориальных уровней;

специально подготовленных сил и средств Войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;

служб поисково и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

восстановительных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;

аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно- координационный центр), Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

В составе этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Заключение.

В настоящий момент первый этап создания Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в Российской Федерации завершен. На данном этапе в основном решались задачи по созданию Государственной системы спасения населения в ЧС В результате:

    заложены основы законодательной нормативно-правовой базы по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

    созданы высокоэффективные технологии проведения аварийно-спасательных работ, жизнеобеспечения пострадавшего населения;

    обеспечена готовность к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС,

    заложены основы создания системы организации и проведения международных гуманитарных операций.

Главная задача второго этапа развития РСЧС – развитие системы на региональном уровне: снижение рисков и смягчение последствий ЧС, т.е. осуществление комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Список литературы:

    Воробьев Ю.Л. Основные направления государственной стратегии снижения рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации на период до 2010 года. М., 2002.

    Гузенко В.Л., Маньков В.Д., Косьмин Г.В., Вайнтрауб А.Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности войск: учебное пособие для ВУЗов, ВИКУ – 2000 г.

    Косьмин Г.В., Маньков В.Д. Руководство к ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в ВС РФ – ВИКУ – 2001 г.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций всегда занимали ведущее место в политике любого государства. Выполнил: преподаватель ОБЖ МОУ «СОШ5 им.В.Хомяковой» Савостин Г.П.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В нашей стране в апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В нашей стране в апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).




Основными задачами и решениями РСЧС являются: разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях; подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;


Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий. На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения


Постоянно действующими органами управления единой системы являются: на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на межрегиональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на региональном уровне - территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления на объектовом уровне - структурные подразделения организа­ ций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны на объектовом уровне - структурные подразделения организа­ ций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны


Силы и средства РСЧС К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. К силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно- спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно- спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.




Запомните! Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.


Вопросы 1. Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)? 2. Какие основные задачи решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? 3. С какой целью созданы функциональные и территориальные подсистемы РСЧС? 4. Какими силами и средствами располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера? 5. Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?

  • 5. Всероссийская Служба медицины катастроф. Определение и задачи.
  • 6. Формирования Службы медицины катастроф Росздрава России.
  • 7. Организационная структура Всероссийской Службы медицины катастроф (всмк).
  • 8. Специализированные (противоэпидемические) формирования Роспотребнадзора России. Предназначение и состав.
  • 9. Медицинские средства защиты. Определение понятия и классификация.
  • 10. Медицинская защита. Определение и содержание мероприятий медицинской защиты.
  • 11.Основные мероприятия медико-психологической защиты населения и спасателей в чс.
  • 13.Радиационная авария. Определение и классификация, основы медико- санитарного обеспечения при ликвидации последствий радиационных аварий.
  • 14. Силы и средства Федеральных органов исполнительной власти, привлекаемые для ликвидации последствий чс.
  • 15. Медико-санитарное обеспечение населения при ликвидации последствий землетрясений.
  • 16. Особенности медико-санитарного обеспечения населения при наводнениях
  • 17. Санитарная экспертиза продовольствия, пищевого сырья и воды.
  • 18. Нештатные формирования Службы медицины катастроф Министерства обороны России.
  • 19. Медицинская сортировка пораженных в чс. Определение, виды медицинской сортировки, сортировочные группы.
  • 20. Медицинская эвакуация. Определение понятия и цели. Современные санитарно-транспортные средства.
  • 21. Организация защиты медицинского имущества в чс.
  • 22. Задачи военной медицины при ликвидации последствий чс в мирное время.
  • 23. Бригады специализированной медицинской помощи (бсмп). Предназначение, база создания.
  • 24. Медицинский отряд специального назначения мо рф (мосн). Задачи и организационно-штатная структура.
  • 25. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных в чс мирного времени. Сущность системы этапного лечения с эвакуацией по назначению.
  • 26. Медико-тактическая характеристика чс, ее основные элементы.
  • 27. Основные принципы организации Всероссийской Службы медицины катастроф.
  • 28. Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Состав, предназначение и правила пользования аи-2, ппи, ипп-8.
  • 29. Условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения в чс.
  • 3. .Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс). Определение и задачи.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

    Основные задачи РСЧС

    1. подготовка населения к действиям при ЧС;

    2. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

    3. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    4. ликвидация ЧС;

    5. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории у ЧС;

    6. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

    7. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;

    8. осуществление мероприятий по соц. защите населения, пострадавшего от ЧС, и проведение гуманитарных акций;

    9. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, а так же подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

    10. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории от ЧС;

    11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

    Эти задачи решаются в трех режимах:

    В режиме повседневной деятельности;

    В режиме повышенной готовности;

    В режиме чрезвычайной ситуации.

    Принципы построения и функционирования РСЧС:

    Защите от ЧС подлежит все население РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, а так же территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ;

    Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а так же предприятий, учреждений и организаций не зависимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

    Реализация мероприятий по защите населения и территории от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

    Заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов реализации;

    Согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территории от ЧС и по гражданской обороне (ГО);

    Соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству РФ и решаемым задачам.

    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 4 уровня управления: федеральный уровень, территориальный, местный, объектовый.

    Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно - территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.).

    Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяется положением об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ.

    Задачи, которые возлагаются на РСЧС, выполняются с учетом особенностей своих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях РФ (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

    Для выполнения задач, возложенных на РСЧС, создаются федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС на безе федеральных органов исключительной власти:

    Служба медицины катастроф (создает Минздрав России);

    Служба охраны общественного порядка (МВД России);

    Противопожарная служба (МЧС России);

    Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельскохозпрод России);

    Государственная спасательная служба (МЧС России);

    Служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав России);

    Служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

    Служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

    Противопаводковая служба (Минприроды России);

    Служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

    Транспортная служба (Минтранс России);

    Служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

    Служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

    Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объективном уровнях.

    Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК).

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством РФ.

    Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

    Все уровни управления РСЧС имеют:

    Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (органы управления по делам ГОЧС);

    Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

    Силы и средства для ликвидации ЧС;

    Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

    На федеральном уровне – МЧС России;

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, -органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов РФ;

    На местном уровне (в организациях) – отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

    Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

    В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

    Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов РФ, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

    Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

    Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

    Формирования и учреждения ВСМК;

    Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

    Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

    Формирования ГО РФ территориального, местного и объектных уровней;

    Специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

    Аварийно - технические центры Министерства по атомной энергетики;

    Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации федеральной авиационной службы России;

    Восстановительные пожарные поезда МПС России;

    Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

    Особое место в ликвидации последствий ЧС занимают силы и средства постоянной готовности МЧС России, которые включают: Центр управления в кризисных ситуациях (Москва); Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково-спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующими федеральными органами исполнительной власти; центр специального назначения (Москва); авиация МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО РФ.

    Необходимость образования РСЧС и в России, и за рубежом диктовалась стремительным увеличением нависших военных угроз, разработкой и постоянным совершенствованием всевозможных средств поражения.

    К примеру, в военное и послевоенное время силами местной противовоздушной обороны (современное МЧС России) не только были спасены многочисленные граждане в момент артиллерийских и авиационных ударов противника, ликвидированы завалы, проведены мероприятия по первичному жизнеобеспечению населения, обезврежены неразорвавшиеся снаряды и авиабомбы, разминированы сооружения и здания, но и восстановлены канализация и водопровод, линии электроснабжения и связи, командные пункты и многое другое.

    Законодательный аспект касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС

    Впервые в нашей стране, согласно Постановлению РФ № 261 от 18.04.1992 года: «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», была сформирована соответствующая система, предназначенная для предупреждения всевозможных ЧС и в военное, и в мирное время, их ликвидации в случае возникновения, а также для обеспечения полной безопасности населения, всесторонней защиты окружающей среды и сокращения масштабов нанесенного ущерба экономики страны.

    Позже организационно-правовые нормы РФ, которыми регламентируется защита населения в чрезвычайных ситуациях, а также воздушное, водное и земельное пространство, окружающая среда и объекты социального, производственного назначения, стали регулироваться Федеральным законом: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21. 12. 1994 г.

    Последующее исполнение данного закона вылилось в принятие Постановления Правительства РФ № 1113 от 05.11.1995 года «О Единой Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в котором утверждалось Положение в отношении РСЧС. Оно определило, какие задачи решает РСЧС, принципы построения данной единой системы, состав средств и сил, порядок взаимодействия основных структурных элементов. В общем, Положение регулирует то, как единая система функционирует.

    Основные термины в РСЧС

    Чрезвычайная ситуация - определенная обстановка на конкретной территории, которая сложилась по причине аварии, катастрофы, опасного события природного происхождения, стихийного либо иного бедствия, последствием которого стал (станет) ущерб человеческому здоровью или окружающей среде, человеческие жертвы, разного рода нарушения касаемо условий приемлемой жизнедеятельности людей, существенные материальные потери.

    Предупреждение ЧС - обширный комплекс предварительно проводимых мероприятий, направленных на минимизацию рисков их возникновения, сохранение человеческого здоровья, сокращение масштабов нанесенного ущерба природной среде, существенных материальных потерь.

    Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - виды неотложных работ аварийно-спасательного характера, которые проводятся в случае возникновения ЧС. Они ориентированы на сохранение человеческого здоровья, спасение жизни, сокращение материальных потерь и масштабов нанесенного ущерба природной среде, а также на локализацию участков (зон) ЧС.

    Зона ЧС - пространство, на котором развернулась чрезвычайная ситуация и которое в связи с этим находится под постоянным контролем.

    Цели и задачи РСЧС

    Первые представлены тремя направлениями:

    • предупреждение возникновения и последующего развития ЧС;
    • сокращение масштабов ущерба от них;
    • проведение комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

    Основные задачи РСЧС:

    1. Разработка и надлежащее исполнение экономических и правовых норм, которые связаны с обеспечением полноценной защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

    2. Внедрение научно-технических и целевых программ, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций, укрепление функционирования учреждений, предприятий и организаций (без привязки к их организационно-правовым формам), им подведомственных объектов социального, производственного назначения в ЧС.

    3. Прогнозирование и анализ социально-экономического аспекта последствий ЧС.

    4. Обеспечение полной готовности осуществления определенных действий в чрезвычайных ситуациях органами управления, средствами и силами, предназначенными для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

    5. Международное сотрудничество касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

    6. Осуществление такого комплекса действий, как сбор, оперативная обработка, обмен и последующая выдача информации о том, как реализуется защита населения в чрезвычайных ситуациях.

    7. Подготовка граждан к определенным действиям в рамках ЧС.

    8. Создание необходимых резервов различных ресурсов, которыми будет обеспечиваться ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

    9. Проведение госнадзора, контроля и экспертизы в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

    10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

    11. Проведение комплекса мероприятий (гуманитарных акций) касаемо социальной защиты граждан, пострадавших от ЧС.

    12. Реализация гражданских прав и обязанностей в рамках защиты населения страны и ее территорий от последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями.

    Задачи, решаемые РСЧС, являются приоритетными во всех областях. От их тщательной проработки и своевременного исполнения зависят многие жизни, а также территории, повреждение которых может быть необратимо.

    Цели и задачи РСЧС должны постоянно корректироваться в соответствии с существующей техногенной и антропогенной ситуацией в стране. Предупреждение ЧС - главное направление работы служб.

    РСЧС: структура, задачи и функции

    Ее структура представлена территориальными и функциональными подсистемами, выраженными пятью уровнями: объектовым, местным, территориальным, региональным и федеральным.

    Территориальные подсистемы формируются в пределах территории субъектов РФ в целях предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Они состоят из определенных звеньев, которые соответствуют административному делению данных территорий.

    Что касается функциональных подсистем, то их формируют федеральные органы исполнительной власти в порученных им отраслях экономики в целях организации мероприятий в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от воздействия ЧС.

    Каждый уровень рассматриваемой системы имеет следующие органы (подразделения РСЧС):

    • координирующие;
    • повседневного управления;
    • управления по делам гражданской обороны и ЧС;

    Также в каждый из них входят: необходимые средства и силы, резервы различных ресурсов, связи и информационного обеспечения.

    Безопасность в ЧС

    Для начала следует дать определение данному понятию.

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях - это создание достаточной защищенности всех граждан, экономических объектов, природной среды от всевозможных опасностей в ЧС. Она бывает нескольких разновидностей.

    Виды безопасности в ЧС

    Она бывает:

    • пожарной;
    • радиационной;
    • экологической;
    • сейсмической;
    • промышленной;
    • биологической;
    • химической.

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях также можно классифицировать по объектам:

    • население;
    • окружающая среда;
    • экономические объекты.

    Достижение данного рода безопасности осуществляется посредством предупреждения, предотвращения либо максимального уменьшения негативных последствий ЧС.

    История МЧС России

    Она тесно сопряжена с (04.10.2010 - 78 лет). Периодом ее образования считается 04.10.1932 г., когда Совет народных комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», в котором впервые были определены мероприятия и конкретные средства касаемо непосредственной защиты всех граждан страны и ее территорий. Это начальный этап по развитию государственной системы в этой области (день рождения Местной противовоздушной обороны). В 1961 г. было принято решение преобразовать МПВО в ГО.

    РСЧС (функции и задачи которой мы рассматриваем) - это результат пересмотра старых взглядов в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от всевозможных противников (включая вероятность использования оружия массового уничтожения).

    27 декабря 1990 г. ознаменовалось принятием постановления Совета министров РСФСР № 606 «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государственного комитета РСФСР». Именно эта дата - день, когда было образовано Министерство по чрезвычайным ситуациям России (впоследствии - День спасателя РФ).

    10 января 1994 г. ГКЧС России преобразовали в современное Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, министром которого был назначен С. Шойгу.

    А 9 декабря 1992 г. бывшие Высшие центральные курсы гражданской обороны трансформировались в нынешнюю Академию гражданской защиты МЧС России (унитарное учебное заведение, не имеющее аналогов в мире).

    Итак, можно сказать, что сформированные в настоящее время задачи и структура РСЧС берут начало со времен МПВО.

    Средства и силы РСЧС

    Основные задачи РСЧС, которые были перечислены ранее, включают пункт касаемо обеспечения полной готовности осуществить ряд действий в ЧС органов управления, средств и сил, предназначенных для их оперативного предупреждения и последующей ликвидации вызванных ими последствий.

    Выделяют два вида вышеуказанных средств и сил:

    1. Наблюдения и контроля:

    • органы надзора (в отношении состояния котлов, АЭС, электрических и газовых сетей, мостов и т. д.);
    • контрольно-инспекционная служба (Минэкологии);
    • учреждения и службы ведомств, которые отслеживают состояние природной среды;
    • ветеринарная служба;
    • сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК);
    • лабораторный мониторинг качества продуктов питания, пищевого сырья;
    • служба предупреждения о стихийных бедствиях.

    2. Ликвидации ЧС:

      • Министерство по чрезвычайным ситуациям, МВД и МО (их подразделения, части и соединения);
      • невоенизированные формирования гражданской обороны;
      • средства и силы, относящиеся к другим ведомствам и министерствам, государственным органам (находящимся на территории РФ).

    Профилирующие направления деятельности рассматриваемой системы

    Продолжаем рассматривать РСЧС. Структура, задачи и функции ее есть важнейший элемент системы нац. безопасности РФ.

    Основными направлениями ее деятельности выступают:

    1. Разработка предложений касаемо государственной политики в отношении защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, их своевременная реализация. Данная функция исполняется органами управления совместно с силами и средствами страны (ранее эта проблема решалась ими разрозненно).

    2. Управление рабочими моментами данной системы. Руководящим органом выступает МЧС России, координирующее работу органов государственного управления, а также местного самоуправления в рамках рассматриваемой проблемы. Для того чтобы повысить эффективность указанной деятельности, Правительство РФ создало коллегиальный орган управления - Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС, которая занимается межотраслевым регулированием в рассматриваемой области. Ее решения обязательны для выполнения федеральными В структурных элементах РСЧС данная функция осуществляется органами управления ГОЧС и комиссиями по ЧС.

    3. Контроль, предназначенный для обеспечения надлежащего соблюдения соответствующих нормативно-правовых актов, отдельных норм, правил и стандартов в сфере защиты от ЧС федеральными органами исполнительной власти, ее органами субъектов РФ, организациями, органами местного самоуправления. На федеральном уровне данная функция осуществляется МЧС РФ.

    4. Производственная деятельность, которая заключается в проведении профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, сокращение их масштабов, минимизацию ущерба и потерь от их последствий и неотложных работ аварийно-спасательной направленности по ликвидации данного рода последствий.

    5. Разного рода обеспечение деятельности рассматриваемой единой системы (материально-технической, финансовой и др.). Резервы необходимых для ликвидации последствий воздействия ЧС материальных ресурсов включают: пищевое сырье, продовольствие, инженерное, вещевое и средства связи и транспортные средства, медикаменты, топливо, строительные материалы, средства индивидуальной химической и радиационной защиты и т. п.

    6. Международное сотрудничество. Оно выражено открытостью России к целенаправленной интеграции РСЧС в формирующиеся в мире системы предупреждения и последующей ликвидации ЧС. Сотрудничество реализуется посредством заключения контрактов и других международных актов, разработке совместной правовой базы касаемо вопросов взаимной либо коллективной заинтересованности, а также деятельности в специализированных международных учреждениях и организациях.

    МЧС России: задачи и направления деятельности

    Основные задачи РСЧС, возлагаемые на данное министерство, можно сгруппировать в два направления:

    1. Разработка предложений в отношении государственной политики в рамках ГО, а также предупреждения и последующей ликвидации ЧС.
    2. Курирование и обеспечение нормального функционирования рассматриваемой системы (РСЧС) в ЧС не только в военное время, но и в мирное.

    Будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что основные задачи и структура РСЧС четко прописаны в ранее указанном Федеральном законе касаемо защиты граждан РФ и ее территорий от воздействия ЧС.

    Принципы создания рассматриваемой системы с учетом действующей обстановки в стране

    Во-первых, это, конечно, необходимость соблюдения всестороннего подхода в процессе формирования системы (учет техногенного, природного происхождения ЧС, их стадий развития и последствий, мер противодействия им и необходимого количества участников).

    Во-вторых, признание, если можно так сказать, «ненулевого риска» (факта того, что нельзя исключить риски возникновения ЧС в рамках всевозможных потенциальных угроз).

    В-третьих, базирование на основополагающем принципе превентивности (предупреждения) в отношении безопасности (максимально возможное сокращение вероятности возникновения ЧС и систематическое проведение профилактических мероприятий).

    Режимы работы рассматриваемой единой системы

    В зависимости от существующей обстановки выделяют три режима:

    1. Постоянной деятельности (при условии, когда все имеющиеся органы управления и существующие силы РСЧС функционируют в обычном темпе):

    • исследование текущего состояния природной среды и всестороннее прогнозирование ЧС;
    • планирование, организация и обеспечение комплекса действий сил РСЧС и органов управления в случае возникновения ЧС;
    • сбор, обработка и последующий обмен информацией касаемо защиты всего населения страны и ее территорий от ЧС, обеспечение полноценной пожарной безопасности;
    • пропаганда знаний касаемо защиты всего населения страны и ее территорий в случае ЧС;
    • организация формирования, размещения, хранения, своевременного восполнения существующих резервов, необходимых для проведения ликвидации последствий, нанесенных ЧС.

    2. Повышенной готовности (существующая угроза возникновения ЧС):

    • усиление контроля за изменением состояния прогнозирование наступления и степень нанесения ущерба от ЧС;
    • непрерывный процесс сбора, обработки и передачи силам РСЧС и органам управления сведений о прогнозируемых ЧС, информирование граждан о способах и приемах защиты в этих случаях;
    • быстрое реагирование (предупреждение наступления и развития ЧС);
    • уточнение планов и других документов в отношении предупреждения и ликвидации последствий, нанесенных чрезвычайными ситуациями;
    • проведение (если это посчитается необходимым) эвакуационных мероприятий.

    3. Чрезвычайной ситуации (наступление ЧС и ее оперативная ликвидация):

    • непрерывный мониторинг текущего состояния природной среды, осуществление прогнозирования степени угрозы;
    • оповещение граждан и руководителей о наступивших чрезвычайных ситуациях;
    • непрерывный сбор, обработка (анализ) и обмен данными касаемо сложившейся обстановки в зоне ЧС и способов ликвидации ее последствий;
    • проведение комплекса защитных мер в отношении всего населения страны и ее территорий от ЧС;
    • организация и непрерывное обеспечение взаимодействия всех имеющихся органов исполнительной власти в отношении определенных мер по ликвидации последствий воздействия ЧС;
    • проведение необходимых мероприятий касаемо полноценного жизнеобеспечения населения в рамках сложившейся чрезвычайной ситуации.

    Классификация ЧС исходя из масштабов распространения и степени тяжести их последствий

    Принято выделять:

    • локальные действия в чрезвычайных ситуациях (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах производственного участка, которые могут быть оперативно ликвидированы собственными средствами и силами);
    • местные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации сохраняется в пределах населенного пункта);
    • территориальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС остается в пределах определенного субъекта: республики, области, края, автономного образования);
    • региональные (воздействие поражающих факторов и очага чрезвычайной ситуации распространяется на несколько субъектов РФ);
    • федеральные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС охватывает от четырех и более субъектов РФ);
    • глобальные (воздействие поражающих факторов и очага ЧС выходит за пределы всего государства).

    Итак, подытожив все вышесказанное, будет не лишним в очередной раз подчеркнуть, что тщательно проработанные основные задачи РСЧС и их грамотное воплощение на практике способны заблаговременно предотвратить разрушительное воздействие различных ЧС, а также в случае необходимости оперативно ликвидировать их последствия.

    ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

    Структура РСЧС

    Сущность единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды.

    Концепция государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС - это система взглядов, принципов и общих положений, определяющих цели и конкретные задачи как предупреждения, так и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всей территории России. Она обеспечивает организацию и подготовку органов управления, сил и средств для защиты населения, объектов экономики и военной инфраструктуры, а также окружающей природной среды в чрезвычайных ситуациях.

    Для защиты жизнедеятельности человека от опасностей, предотвращения ЧС и ликвидации их последствий постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в России создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). Сейчас действует постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

    РСЧС создана с целью координации и объединения деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации ЧС, вызываемых авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями. Она объединяет как органы государственного и муниципального управления, так и различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в ЧС. Она должна предупреждать ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения - ликвидировать последствия, обеспечивать безопасность населения, защищать окружающую среду и уменьшать ущерб народному хозяйству.

    Задачи, решаемые РСЧС, определяют принципы ее организационной структуры. РСЧС организуется и функционирует по территориально-производственному принципу. Территориальный принцип заключается в создании и функционировании систем на территориях республик, краев и областей, т. е. субъектов РФ, а также городов, районов, сел (поселков) согласно административному делению. В соответствии с этим ответственность за состояние РСЧС на вышеуказанных территориях несут органы государственной власти субъектов и муниципального самоуправления (администрации). Начальниками систем являются главы администраций.

    Производственный принцип заключается в организации системы ЧС в министерствах, ведомствах и объектах, создаваемых по отраслям и сферам деятельности. Руководителем системы ЧС является руководитель (министерства, ведомства, объекта).

    В зависимости от подведомственной территории РСЧС делится на уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. В каждом уровне имеются следующие структуры:

    • ? координирующий орган - межведомственные и ведомственные постоянные чрезвычайные комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, региональный центр, комиссии по ЧС субъектов и органов местного самоуправления (ПЧК), возглавляемые руководителями указанных органов или их заместителями;
    • ? постоянно действующий орган управления (орган управления по делам ГО и ЧС);
    • ? центры управления кризисными ситуациями, единые дежурно-диспетчерские службы, диспетчерские службы организаций (объектов);
    • ? силы и средства;
    • ? резервы финансовых и материальных ресурсов;
    • ? системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

    Объектовые КСЧС руководят разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС; организуют работы по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения, сил и средств к действиям в ЧС, руководят ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала объектов, созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; организуют подготовку руководящего состава, сил и персонала объектов к действиям в ЧС.

    Органами управления по делам ГО и ЧС являются:

    • ? на федеральном уровне - Министерство по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
    • ? на региональном - региональные центры;
    • ? на территориальном - главные управления ГОЧС (УГОЧС) ;
    • ? на местном - управления ГОЧС (УГОЧС);
    • ? на объектовом - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782 в организациях, отнесенных к категориям по ГО с количеством работников до 500 человек (в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек) назначается один освобожденный работник по ГОЧС;

    На должности работников структурных подразделений по ГОЧС назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку. Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, связи, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

    В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС.



     

    Возможно, будет полезно почитать: