Диспетчерская служба мпс. Должностная инструкция диспетчера поездного На графике исполненного движения указываются

Привет! Сегодня я расскажу о целой дирекции. На железной дороге существует множество различных служб (иначе их называют дирекции), обеспечивающих беспрерывный процесс работы железнодорожного транспорта и всего того, что с ним связано. Ну для тебя это не секрет, правда? Одной из таких служб является Центральная дирекция управления движением (сокращенно ЦД). Часто всех сотрудников этой службы называют «движенцы», так как одними из их главных функций являются организация движения поездов и управление перевозочным процессом. Проще говоря — они организуют движение поездов.

На каждой железной дороге есть своя дирекция управления движением, которая возглавляется начальником дирекции, а главный штаб управления движением ОАО РЖД находится в Москве. Например, на моей дороге — Дальневосточная дирекция управления движением отвечает за работу всех движенцев по всем регионам дороги, среди которых Владивостокский, Хабаровский, Комсомольский, Сахалинский, Тындинский регионы.

В самой дирекции достаточно много отделов по направлениям работы. Один отдел занимается коммерческими вопросами, другой – взаимодействует с собственниками подвижного состава, третий – работает с клиентами и т.д.

Дежурный по станции

На каждой движенцы являются ключевыми работниками и самым главным является дежурный по станции (сокращенно ДСП). В его обязанности входят:

  • прием и отправление поездов;
  • приготовление маршрута (перевод стрелок, включение сигналов) с помощью пульта управления (им оборудованы только крупные станции);
  • взаимодействие с ответственными работниками за коммерческий и технический осмотр вагонов;
  • контроль закрепления состава после отцепки локомотива;
  • руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе.

Также, ДСП беспрерывно ведет различную документацию, вносит в рабочие журналы всю информацию, связанную с движением поездов.

Поездной диспетчер

Работу дежурного по станции контролирует поездной диспетчер (сокращенно ДНЦ), рабочее место которого находится в другом здании, в моей случае, вообще в другом городе, в Хабаровске. Дежурного и диспетчера соединяет специальная внутренняя телефонная связь. С машинистами поездов ДНЦ использует радиосвязь. Поездной диспетчер руководит движением поездов на своем участке (который может объединять десятки станций):

  • он отвечает за график движения поездов;
  • контролирует следование поездов по перегонам;
  • своевременное их отправление со станций;
  • работу станций по своевременной погрузке и выгрузке вагонов;
  • в случае закрытия путей или перегонов информирует дежурных по станциям на своем участке.

Также поездной диспетчер занимается организацией аварийно-восстановительных работ, принимает меры по устранению неисправностей технических устройств. Рабочее место ДНЦ оборудовано диспетчерским пультом или компьютером с установленной на нем программой диспетчеризации. Поездной диспетчер, также как и дежурный по , может управлять стрелками и сигналами на своем участке. Только для этого станция должна быть оборудована диспетчерской централизацией.

Маневровый диспетчер

На в связке с ДСП также работает маневровый диспетчер (ДСЦ) и дежурный по сортировочной горке (ДСПГ). Маневровый диспетчер (другое название – станционный) в отличие от поездного диспетчера находится на станции и отвечает за организацию движения поездов только на своей станции.

Напомню, что поездной диспетчер руководит движением поездов на участке с несколькими станциями и находится в здании Единого дорожного центра управления перевозками. На каждой железной дороге свой такой центр, в котором несколько поездных диспетчеров. У каждого ДНЦ, повторюсь, свой участок (другое название участка – круг).

Так вот, маневровый диспетчер, как и дежурный по станции, в оперативном порядке подчиняется ДНЦ. Выполняет его распоряжения. Кроме того, в обязанности ДСЦ (маневрового диспетчера) входит следующее:

  • планирование и организация маневровой работы на станции;
  • обеспечение своевременной подачи местных вагонов под погрузку/выгрузку в адрес организаций (Клиентов станции) примыкающих своими подъездными ж/д путями к станционным путям;
  • подготовка ж/д составов к отправлению.

Также ДСЦ руководит станционными работниками (машинисты маневровых локомотивов, составители поездов, регулировщики скорости) которые участвуют в маневровом процессе. В общем, сортировкой вагонов и формированием поездов по направлениям руководит именно ДСЦ.

Дежурный по станции отправляет поезда уже сформированные маневровым диспетчером. Если поезд транзитный ДСЦ обеспечивает наличие свободного пути для принятия/пропуска этого поезда. Помогает маневровому диспетчеру дежурный по сортировочной горке (ДСПГ). Рабочее место его (как и у ДСП, ДСЦ) находится на станции в здании поста ЭЦ (пост электрической централизации) – помещение в котором располагаются все технические средства для управления движением поездов и организации маневровой работы.

Обычно это 2-х, 3-х этажное здание со «стеклянным полукругом» на верхних этажах. Этот полукруг — своего рода балкон, с которого открывается хороший обзор на станционные пути. Построен пост ЭЦ недалеко от сортировочной горки, с которой происходит роспуск вагонов по разным путям. Вот за этим стеклянным полукругом и находится пульт, с помощью которого ДСПГ переводит стрелки — для того, чтобы вагон или группа вагонов, отцепленных составителем на горке, попали на нужный путь.

Дежурный по сортировочной горке, согласно распоряжениям маневрового диспетчера, передает по радиосвязи или через громкоговоритель указания составителям поездов, регулировщикам скорости движения вагонов (башмачники). Объясняет сколько вагонов, и на какой путь необходимо отцепить. Регулировщики скорости с помощью специального тормозного башмака снижают скорость отцепленного с горки вагона при его соединении с уже стоящими на пути вагонами. Некоторые станции с механизированными сортировочными горками, которые оборудованы пневматическими вагонными замедлителями, обходятся без регулировщиков скорости.

И всем этим коллективом руководит , про него я пишу отдельную статью, где хочу рассказать что конкретно входит в его обязанности, чтобы каждый понял как много ему приходится знать и уметь чтобы управлять. Так что подписывайся на обновление блога. Кстати если у тебя есть замечания, то обязательно укажи их в комментарии.

размер шрифта

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РАЗРЯДЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ ПО ОТРАСЛЕВОЙ ТАРИФНОЙ... Актуально в 2018 году

Диспетчер поездной

10 - 12 разряды

Должностные обязанности. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском) участке. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и локомотивов. Оценивает и прогнозирует положение на участке; планирует и организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и негабаритными грузами поездов и другими поездами. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема, отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках, оборудованных диспетчерской централизацией. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений станциями. Дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов; приказы о закрытии и открытии перегонов (путей); о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на однопутное; об отправлении поездов по неправильному пути и др. Обеспечивает своевременность предоставления "окон", принимает меры по организации аварийно-восстановительных работ и своевременному устранению неисправностей технических устройств и оборудования. Ведет график исполненного движения поездов и другую установленную документацию; регистрирует приказы в журнале диспетчерских указаний. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.

Должен знать: Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам Российской Федерации; распоряжения и указания МПС России, железной дороги, отделения железной дороги; методические, нормативные и другие руководящие материалы по организации движения поездов; график движения поездов, план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков, схемы, профиль путей, техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций участка; работу устройств диспетчерской централизации; правила работы на ПЭВМ; показатели и технические нормы эксплуатационной работы; правила и нормы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии; Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте; основы экономики и управления производством; Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта.

Требования к квалификации по разрядам оплаты. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях, связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

10 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок III группы;

11 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок II группы;

12 разряд: при выполнении должностных обязанностей диспетчера поездного, обслуживающего участок I группы.

  • 7.4. Соединенные поезда
  • Глава 8
  • 8.1. Принципы организации расформирования и формирования поездов
  • 8.2. Обработка составов по прибытии
  • 8.5. Нормирование горочных операций
  • Средняя скорость роспуска вагонов с механизированной горки в зависимости от количества вагонов в отцепе (км/ч)
  • 8.6 Технология работы горки
  • 8.7. Пути интенсификации работы горок
  • 8.8 Накопление вагонов на состав. Окончание формирования поездов
  • 8.9. Обработка составов перед отправлением
  • Глава 9 организация работы технической конторы
  • 9.2. Оборудование технической конторы
  • Шифры единой сетевой разметхи по назначениям плана формирования станции Орехово-Зуево Московской дороги
  • План формирования станции Орехово-Зуево (составлен по принципу возрастания кодов единой сетевой разметки)
  • 9.5. Автоматизация подготовки натурных листов и учета наличия вагонов в сортировочном парке
  • 9.6. Техника безопасности в раьоте операторов технической конторы
  • Глава 10
  • 10.2. Обеспечение взаимодействия станционных процессов
  • 10.3. Элементы сетевого планирования в технологии работы станций
  • Расчет показателей сетевого графика обработки на сортировочной станции состава поезда с замыкающей группой
  • 10 4, Передовой опыт станции люблино-сортировочное
  • 10.5. Суточный план-график работы станции
  • Глава II
  • 11.1. Операции, выполняемые с местными вагонлми
  • 11.2. Технология работы с местными вагонами
  • 11.5. Обработка вагонов на подъездных путях.
  • 11.6. Диспетчерское руководство местной работой
  • Глава 12
  • 12.1. Оперативные планы и их содержание
  • 12.2. Информация о подходе поездов
  • 12.3 Расчет поездообразования
  • Расчетная ведомость накопления составов
  • 12.4. Использование эвм для составления оперативных планов
  • 12.5. Выполнение оперативных планов
  • Глава 13
  • 13.1. Основные направления
  • 13.2. Механизация и автоматизация процессов в парках станции
  • 13.4. Автоматизированные системы управления для станций и узлов как составная часть асужт
  • Глава 14 учет и анализ работы станции
  • 14.1. Значение учета работы станции
  • 14.2. Первичная документация станционной отчетности
  • 14.7. Анализ работы станции
  • 15.3. Организация снегоборьбы
  • Глава 16
  • На станциях
  • 16.1. Мероприятия по обеспечению безопасности движения
  • Глава 17 организация работы железнодорожных узлов
  • 17.2. Организация вагонопотоков, движения поездов и развоза местного груза
  • 17.3. Оперативное руководство работой узла
  • 17.4. Организация слаженной работы транспортных узлов
  • 18.2. Содержание и показатели плана формирования поездов
  • 18.4. Последовательность составления плана формирования поездов
  • 18.5. Взаимосвязь плана формирования
  • Глава 19 организация вагонопотоков с мест погрузки
  • 19.1. Значение маршрутизации. Календарное планирование и сгущение погрузки
  • 19.2. Определение эффективности маршрутов с мест погрузки "
  • 19.3. Виды маршрутов. Разработка плана отправительской и ступенчатой маршрутизации перевозок
  • Календарное расписание погрузки
  • 19.4. Квартальное и месячное планирование погрузки маршрутов
  • 19.5. Особенности маршрутизации перевозок массовых грузов
  • Глава 20
  • 20.1. Основные принципы
  • 20.2. Процесс накопления вагонов и меры сокращения его продолжительности
  • 20.3. Экономия вагоно-часов при пропуске вагонов
  • 20.4. Выделение назначения специализации по условию ускорения оборота вагонов и сокращения себестоимости перевозок
  • 20.6. Разработка плана формирования одногруппных поездов методом абсолютного расчета
  • Четырех опорных станций
  • 20.8. Организация групповых поездов
  • 20.10. Маршрутизация порожних вагонопотоков
  • 20.11. Участковые и сборные поезда
  • 20.12. Скорые и ускоренные грузовые поезда
  • 20.13. Понятие о планах формирования вагонов
  • 20.14. Проверка соответствия плана формирования путевому развитию и перерабатывающей способности станций
  • Глава 21
  • 21.1. Контроль и анализ выполнения плана формирования
  • 21.2. Оперативная корректировка плана формирования. Формирование дальних сквозных поездов сверх плана
  • Раздел четвертый
  • 22.2. Графическое изображение движения поездов.1 форма и содержание графика
  • 22.3. Классификация графиков и условия их применения
  • 22.4. Расписание движения поездов
  • Раздел IV содержит собственно расписание грузовых поездов (в ч. Мин) по следующей форме:
  • 22.5. Основные вопросы теории графика
  • Глава 23 расчет элементов графика движения поездов
  • 23.1. Элементы графика
  • 23.3. Скорости движения и времена хода поездов
  • 23.4. Расчет станционных интервалов
  • 23.6. Обеспечение требований безопасности при расчете интервалов
  • 24.1. Основные понятия
  • 24.6. Понятие о расчете пропускной способности станции1
  • 24.7. Понятие о расчете пропускной способности на эвм
  • Глава 25
  • 25.2. Реконструктивные мероприятия
  • Глава 26 обслуживание поездов локомотивами
  • 26.2. Организация труда и отдыха локомотивных бригад
  • Глава 27
  • 27.1. Понятие о местной работе и основах ее организации
  • Данные об отправках и прибытии вагонов по станциям участка а - б
  • 27.2. Способы обслуживания местной работы промежуточных станций
  • 27.3. Сборные поезда, их специализация:
  • 27.4. План-график местной работы и порядок его составления
  • 27.5. Выбор оптимального варианта местной работы
  • Глава 28 составление графика движения поездов
  • 28.1. Исходные данные
  • 28.2. Порядок составления графика
  • 28.5 Порядок прокладки нл графике грузовых поездов в увязке с оборотом локомотивов и работой станции
  • 28.6. Увязка графика движения с планом формирования поездов
  • 28.7. Вариантные графики движения поездов
  • 28.8. Понятие о составлении графика движения поездов с помощью эвм. Пути совершенствования графиков движения
  • Глава 29 основы организации пассажирского движения
  • 29Л. Требования к организации пассажирских перевозок
  • 29.2. Виды пассажирских перевозок и классификация пассажирских поездов
  • 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
  • 29.4. Составы пассажирских поездов и их формирование
  • 29.5. Основы планирования пассажирских перевозок
  • 29.7. Руководство пассажирским движением
  • Глава 30
  • 30.1. Установление массы и скорости пассажирских поездов
  • 30.4. Составление расписания пассажирских поездов и расчет потребного количества составов и вагонов
  • 21 24 Рис. 30 4. Варианты про­кладки на графике пасса­жирского поезда местного сообщения
  • 30.5. Согласование пассажирских поездов с другими видами транспорта
  • 30 6 Обслуживанир пассажирских поездов
  • Глава 31 организация пригородного пассажирского движения
  • 31.1. Особенности пригородного движения и его организации
  • 31.2. Расчет числа пригородных поездов и распредгление их по времени суток
  • 31.3. График движения поездов пропускная способность пригородной линии
  • Глава 32 организация работы пассажирских станций
  • 32.1. Технологический процесс станции
  • 32.2. Обработка транзитного поезда
  • 32.3. Операции по прибытии поезда на конечную станцию
  • 32.4. Обработка составов на путях
  • Время на текущий осмотр, текущий ремонт и экипировку составов пассажирских поездов
  • 32.5. Операции по отправлению дальних и местных поездов. Обработка пригородных составов
  • 32.6. Суточный план-график и руководство работой станции
  • 33 2 Государственный план перевозок -
  • Глава 34 техническое нормирование эксплуатационной работы
  • 34.1. Задачи технического нормирования
  • 34.4. Планирование норм передачи поездов по стыковым пунктам
  • Глава 35
  • 35.3. Пробеги вагонов. Коэффициент порожнего пробега
  • Простой вагонов под грузовыми операциями
  • Оборот и среднесуточный пробег вагона
  • 35.7. Среднесуточный пробег и производительность вагона
  • 35.8. Пути ускорения оборота вагона, повышения среднесуточного пробега и производительности вагона
  • Влияние изменений отдельных показателей на производительность вагона
  • 35.9. Расчет норм рабочего парка грузовых вагонов
  • Наличие транзитных вагонов на отделении назначением за выходные пункты дороги
  • Глава 36 показатели использования локомотивов
  • 36.1. Парки локомотивов, учет и анализ их работы
  • 36.2. Пробеги локомотивов. Коэффициент вспомогательного пробега
  • 36.4. Бюджет времени использования локомотивов
  • 36.5 Среднесуточный пробег и производительность локомотивов
  • 36.6. Расчет потребного парка поездных локомотивов
  • Глава 37
  • 37.2. Составление суточного и сменного планов поездной и грузовой работы отделения
  • 37.3. Использование эвм для оперативного планирования эксплуатационной работы
  • 37.4. Понятие о регулировании погрузки, вагонных и локомотивных парков
  • Глава 38 диспетчерское руководство движением поездов
  • 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера
  • 38.6. Передовые приемы и методы диспетчерского руководства
  • 38.7. Организация пропуска поездов
  • Глава 39
  • 39.1. Задачи и виды анализа. Анализ поездного положения
  • 39.2. Анализ состояния безопасности движения и производственной дисциплины
  • 39.3. Анализ выполнения технических норм работы отделения
  • Список литературы
  • Глава 1 Общие понятия об эксплуатационной работе
  • Глава 2 Управление желечнодорожным транспортом
  • Глава 3 Общие сведения
  • Глава 4 Технологический процесс работы станции
  • Глава 8
  • Глава 9 Организация работы технической конторы
  • Глава 10
  • Глава 11
  • Глава 12
  • Глава 21
  • Глава 22
  • Глава 23 Расчет элементов графика дв"жен»я пое"ов
  • Глава 24
  • Глава 25
  • Глава 27 Организация местной работы участка и района
  • Глава 28 Составление графика движения поездов
  • Глава 29 Основы организации пассажирского движения
  • Глава 31
  • Глава 33 Основы управления днижением
  • Глава 35 Показатели использования [рутовых ваюнов
  • Глава 36 Показатели использования локомотивов
  • Глава 37 Оперативное планирование эксплуатационной работы
  • Глава 38 Диспетчерское руководство движением поездов
  • 38.2. Роль, права и обязанности поездного диспетчера

    Дежурный поездной диспетчер непосредственно руководит дви­женьем поездов на участке. Его приказы об отправлении и просле­довании поездов, их обгоне и скрещении на промежуточных стан­циях, организации погрузки и выгрузки подлежат безоговорочному исполнению работниками, непосредственно связанными с движени­ем поездов на данном участке: дежурными по станции, машиниста­ми, главными кондукторами сборных поездов и т. д. Оперативные распоряжения по движению поездов на участке другим лицам, кро­ме поездного диспетчера, давать запрещается.

    Поездной диспетчер обязан: максимально использовать всё име­ющиеся резервы для обеспечения заданных размеров движения, увеличения технической и участковой скорости, сокращения време­ни обработки поездов на станциях, эффективного использования ва­гонного парка, локомотивов и пропускной способности; контроли-

    ровать работу станций и принимать меры к отправлению поездов в соответствии с графиком движения и планом формирования; своевременно давать указания по движению поездов дежурным по станциям, а при необходимости машинистам поездных локомоти-ьов; следить за приемом и отправлением поездов на станциях, осо­бенно при скрещениях пассажирских, грузопассажирских и люд­ских поездов с другими поездами, следить за проследованием по­ездов по перегонам, принимая меры к выполнению графика дви­жения и обеспечению безопасности движения; поддерживать на вы­соком уровне дисциплину среди подчиненных ему работников.

    Диспетчер должен обеспечивать прием пассажирских и людских поездов на пути, выделенные для этой цели техническо-распоряди-тельными актами станций. Прием этих поездов в особых случаях на неспециализированные пути может быть разрешен приказом дежурного по отделению. Диспетчер обязан своевременно информи­ровать дежурных по станциям о подходе поездов и предстоящей работе с ними и машинистов локомотивов о намечаемых изменени­ях в порядке пропуска поездов, поддерживать постоянную связь с диспетчерами смежных участков. Поездной диспетчер организует выполнение плана местной работы на своем участке, контролирует обращение поездных локомотивов, организует работу обслуживаю­щих участок диспетчерских, вывозных и подталкивающих локомо­тивов.

    Поездной диспетчер отдает распоряжения по движению поез­дов устно или (в установленных случаях) диспетчерскими прика­ зами, которые регистрируются в специальном журнале. Запрещено загружать диспетчера работой, не имеющей прямого отношения к руководству движением поездов (в том числе передачей сведений из графика исполненного движения, сбором сведений и др.).

    Поездной диспетчер руководит линией - станциями, депо и дру­гими пунктами- при помощи селекторной (избирательной) теле­фонной связи, а с локомотивами поездов, находящихся в движении, связан при помощи радио. Диспетчерская селекторная связь пред­ставляет собой особый вид телефонной проводной связи, которая позволяет вызывать любой включенный в линию пункт отдельно, а также несколько или все пункты одновременно (групповой, цир­кулярный вызовы).

    В помещении поездного диспетчера установлены вызывной кно­почный пульт, репродуктор и микрофон с ножной педалью или кнопкой.

    На станции находится аппаратура для приема вызывного им­пульса и включения звонка, оповещающего дежурного по станции о вызове его диспетчером, а также телефонный аппарат, включен­ный в линию селекторной связи.

    Для вызова линейного пункта диспетчер нажимает на пульте кнопку соответствующего пункта. При этом в линию посылаются вызывные импульсы тока. На вызываемом пункте включается зво­нок. Для вызова диспетчера работник линейного пункта должен

    снять с рычага наушники (телефонную трубку) и, если в это время на линии нет переговоров, нажав кнопку, произнести слово: «Дис­петчер». Один пункт с другим могут вести переговоры по селектору только с разрешения диспетчера и под его контролем.

    Устройства поездной радиосвязи обеспечивают связь машинис­та локомотива с диспетчером или с дежурными по станции, через которых диспетчер передает ему необходимые указания. При боль­шом числе поездов связь с машинистами целесообразно осуществ­лять через дежурных по станции, так как при непосредственной свя­зи резко возрастает загрузка диспетчера. От дежурного по станции машинист узнает, будет ли стоянка на станции, па какой путь принимается поезд и т. д.

    Вызов машиниста диспетчером или дежурным по станции осу­ществляется набором на диске номеронабирателя трех последних цифр номера локомотива. Поездная радиосвязь открывает большие возможности для улучшения диспетчерского командования, по­скольку диспетчер в любой момент может выяснить интересующие его данные о движении поездов и передать распоряжение машини­сту локомотива.

    Основное требование к помещению, в котором работает диспет­чер,- изоляция от посторонних шумов. Под диспетчерские комна­ты отводится та часть здания, которая не выходит окнами на мно­голюдные улицы, станционные пути, пассажирские платформы, не связана общими коридорами. Каждому диспетчеру в отделе дви­жения отделения дороги выделяют отдельную комнату, достаточ­но светлую и вентилируемую. Комнаты смежных диспетчерских кругов располагают рядом.

    В комнате устанавливают специальный стол, конструкция ко­торого позволяет диспетчеру, не делая лишних движений, находить нужные справочные материалы, вести переговоры по селектору и другим телефонам, заполнять график исполненною движения На лобовой доске диспетчерского стола вывешивают график движения, напротив стола (на стене комнаты) -схему участка в достаточно крупном масштабе. С левой стороны устанавливают вызывной пульт диспетчерской селекторной связи и репродуктор. На столе монтируют микрофон, а под столом - недаль, которую диспетчер нажимает при разговоре.

    В рабочем столе диспетчера хранятся книга приема дежурств, журнал диспетчерских распоряжений, книга учета нарушений дей­ствия селекторной связи и др.

    Поездной диспетчер должен постоянно иметь под руками: Пра­вила технической эксплуатации железных дорог СССР, Инструк­цию по движению, Инструкцию по сигнализации и другие руково­дящие инструктивные материалы; план формирования грузовых поездов; сокращенный масштабный продольный профиль пути; схе­матические планы станций, подобранные в географическом поряд­ке их расположения; таблицы перегонных времен хода для составов разной массы; таблицы норм маневровой работы на станциях.

    38.3. ГРАФИК ИСПОЛНЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

    Для непрерывного контроля за выполнением графика движения и своерременного принятия мер, предупреждающих или устраня­ющих его нарушения, а также для возможности последующего ана­лиза работы участка диспетчер ведет график исполненного дви­жения поездов, фрагмент которого приведен на рис. 38.2. Чтобы диспетчер своевременно располагал всеми необходимыми данными для ведения этого графика, установлен порядок, согласно которому дежурные по раздельным пунктам немедленно сообщают диспет­черу данные о фактическом времени прибытия, отправления или проследования поездов и другие сведения.

    На двухпутных участках с интенсивным движением, оборудован­ных автоблокировкой, а также поездографами, может быть установ­лен порядок, при котором дежурные по станции докладывают дис­петчеру только о поездах, следующих с отклонениями от графи-

    . Восточт- 6 Сортировоч­ ная

    Рис, 38.2. Фрагмент графика исполненного движения

    Рис. 38.3. Рабочее место диспетчера участка, оборудованного диспетчер­ским контролем движения поездов

    ка. Возможен также порядок, при котором уведомления передают­ся лишь с выделенных станций участка. Диспетчеру немедленно со­общается о порче подвижного состава в пути следования и других обстоятельствах, которые могут повлиять на поездную и грузовую работу участка.

    Диспетчер на графике исполненного движения отмечает: мас­су, состав, длину, а также индексы и номера поездов, номера поезд­ных локомотивов, фамилии машинистов; время проследования по­ездов, одиночных локомотивов, мотодрезин, снегоочистителей и др. по станциям участка; данные о поездной и грузовой работе на стан­циях по периодам суток (обычно шестичасовым); наличие действу­ющих предупреждений; движение поездов по неправильному пути, а также закрытие и открытие отдельных путей или перегонов и дру­гих устройств, обслуживающих движение; стоянки транзитных поез­дов и занятость путей на станциях участка; поезда, требующие осо­бых условий пропуска (длинносоставные, негабаритные и др.); дан­ные об использовании локомотивного парка.

    Диспетчер ведет также приложение к графику исполненного дви­жения, где фиксируются сведения о составах поездов.

    На грузонапряженных участках для учета проследования поез­дов через промежуточные станции в помощь поездному диспетчеру назначают оператора. По мере роста размеров движения работа поездного диспетчера будет все более усложняться. Поэтому боль­шое значение имеет внедрение технических устройств, разгружаю­щих диспетчера и позволяющих ему уделять больше времени не­посредственному руководству движением поездов.

    На участках, оборудованных автоблокировкой, применяют уст­ройства диспетчерского контроля (рис. 38.3), которые сигнализиру­ют диспетчеру о фактическом занятии поездами блок-участков и станций. Значительно облегчают работу поездных диспетчеров на участках с диспетчерским контролем или диспетчерской централи­зацией поездографы - приборы, автоматически фиксирующие ли­нии хода поездов на диспетчерском графике. у 516

    Сетка графика исполненного движения печатается обычно свет­ло-зеленым или светло-синим цветом с делением на десятиминут­ные интервалы. Масштаб, в котором откладывается время, выби­рается в соответствии с размерами движения. Раздельные пунк­ты, имеющие путевое развитие, обозначены на сетке одной горизон­тальной линией или двумя с промежутком между ними. Ширина го­ризонтальных полос, соответствующих участковым станциям, обыч­но не менее 30 мм. Эти полосы делят дополнительными горизон­тальными линиями по числу приемо-отправочных путей на стан­циях, чтобы можно было вести график занятия путей. Помимо это­го, на бланке графика исполненного движения оставляется место для отметки оборота локомотивов. На графике помещены также таблицы, в которых записывают: условия погоды, распоряжения командного состава, ход работы на станциях и др.

    Фактическое следование поездов показывается на диспетчер­ском графике исполненного движения условными цветами. Нагон поезда на перегоне отмечается знаком «-» против линии хода по­езда с указанием цифрой числа минут; опоздание поезда - зна­ком «4-». Отцепка или прицепка вагонов на промежуточной стан­ции обозначается соответственно знаком «-» или «4-» на линии данного раздельного пункта с указанием дробью числа отцепленных или прицепленных вагонов; в числителе - груженых, в знаменате­ле- порожних. При необходимости отмечают также род отцеплен­ных или прицепленных вагонов.

    Остановки поезда в пути помечают на графике отрезком гори­зонтальной линии с условным знаком причины стоянки (например, грение букс - ГБ). Более подробно причину стоянки указывают на полях графика. Причина опоздания в отправлении поезда с началь­ной станции отмечается также на полях графика. Закрытие пути из-за тех или иных причин отмечают на графике красной, а пре­дупреждение о снижении скорости - желтой горизонтальной лини­ей, начиная с момента действия предупреждения. Над этой линией диспетчер записывает, на каком километре или на каком пути уста­новлено предупреждение и до какой величины должна быть сниже­на скорость во время движения поезда по этому месту. При следо­вании пассажирских поездов диспетчер возле линий их хода, в ме­сте пересечения с линией каждой промежуточной станции отмечает номер пути, на который они принимаются.

    Таким образом, график исполненного движения отражает пол­ ностью поездное положение на участке и позволяет диспетчеру не­ прерывно контролировать следование поездов и локомотивов, немедленно принимать решения, обеспечивающие выполнение гра­ фика.

    Диспетчеры сдающей и принимающей смен расписываются на графике и в книге диспетчерских приказов данного участка, отме­чая точное время приема и сдачи дежурства. Вступив на дежурство, диспетчер вызывает дежурных по всем станциям и депо и передает приказ о сдаче и приеме дежурства. Каждый дежурный по станции записывает его в книгу диспетчерских приказов и сообщает затем

    диспетчеру, что приказ принят. При этом он называет свою фами­лию, которую диспетчер записывает в книгу приказов. Одновремен­но на каждой станции сверяют часы с часами диспетчера.

    В диспетчерском аппарате отделений дорог, в состав которых вхо­дят железнодорожные узлы, предусматриваются узловые диспетче­ ры, несущие сменное дежурство. В диспетчерский круг узлово! о диспетчера включаются станции и перегоны, образующие узел. Уз­ловой диспетчер координирует работу станций узла и прилегающих участков, руководит движением поездов в узле, организует развоз местного груза в узле и подачу порожних вагонов под погрузку. В его оперативном подчинении находятся локомотивные и состави­тельские бригады передаточных и вывозных поездов, обслуживаю­щих узел. На крупных узлах может быть организовано несколько узловых диспетчерских кругов. Узловой диспетчер работает в тес­ном контакте с маневровым диспетчером основной сортировочной станции узла, принимает меры к обеспечению ритмичной и высоко­производительной ее работы, обеспечивая равномерный подвод к сортировочной станции разборочных и транзитных поездов, своев­ременный вывоз сформированных составов. При необходимости уз­ловой диспетчер принимает меры к оперативному перераспределе­нию работы по расформированию и формированию поездов между станциями узла.

    38.4. ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО РАБОТОЙ УЧАСТКА

    Поездной диспетчер организует движение поездов и руководит местной работой участка. Выполняемые им операции по обеспече­нию выполнения графика, предупреждению его нарушений, введе­нию поездов в график при его нарушениях называются диспетчер­ ским регулированием движения поездов.

    В случае нарушения графика диспетчер должен найти наиболее правильное решение для предупреждения опозданий и ввода опаз­дывающих поездов в график. Основные регулировочные приемы диспетчера следующие: ускорение хода поезда по перегонам и про­движение ранее расписания; сокращение времени стоянок; измене­ние пунктов и порядка скрещения и обгона; изменение стоянок для технических операций; использование неправильного пути на двух­путных линиях (параллельное движение по двум путям); перво­очередной пропуск опаздывающих поездов или скоростное подтал­кивание их; регулирование подвода поездов к станциям.

    Выбор того или иного регулировочного приема зависит от сло­жившейся на участке обстановки. Но во всех случаях должна быть обеспечена безопасность движения поездов. Регулировочные прие­мы следует выбирать заблаговременно, чтобы своевременно пре­дупредить о намеченном плане пропуска поездов дежурных по станции, машинистов и др. Рассмотрим наиболее типичные прие­мы регулировочной работы диспетчера-

    С/п б

    Ст д ^

    Рис. 38 4. Пример ускорения хода поезда

    У
    скорение хода грузо­
    вого поезда по сравнению с предусмотренным распи­ санием. Этот резерв свя­зан с тем, что значитель­ная доля поездов форми­руется в зависимости от длины состава, вследст­вие чего часть поездов имеет массу менее нормы, применительно к которой определены перегонные времена хода.

    Пример (рис. 38 4) Па двухпутном участке, оборудованном полуавтома­тической блокировкой, поезд 2002 опоздал из-м наличия предупреждения и про­шел станцию Д вместо 3 ч 26 мин в 3 ч 40 мин Опоздание делало неизбежной остановку поезда на станции /" для обгона (с простоем п 1 ч 29 мин) пачкой пас­сажирских поездов, идущих по расписанию. Диспетчер предложил машинисту по радио (можно запиской через дежурного по станции Д) нагнать 4 мин на пе­ре! оне Д - Г, 4 мин на перегоне Г - В и 6 мин на перегоне В -Б Машинист принял это предложение, и поезд прибыл на участковую станцию Б и 4 ч 40 мин, нагнав опоздание Диспетчер же предупредил дежурных по станциям Г к В о необходимости беспрепятственного пропуска поезда 2002 с ходу и вел за ним особое наблюдение

    Ускорением хода поезда против расписания можно решить и бо­лее сложные задачи.

    Пример (рис 38 5) Между поездами скорым 11 и пассажирским 57 на станцию Д со станции А должны прибыть два грузовых поезда 2211 и 2601, при­чем 2211 на станции Г обгоняется поездом 11. На станции В находится местный состав, следующий до станции Д с вывозным локомотивом. Диспетчер, догово­рившись с машинистом поезда 2211 о том, что он до станции Г нагонит 4 мин, пропускает его до станции Д впереди поезда }

     

    Возможно, будет полезно почитать: