Изменения в жилищном законодательстве и новый закон о жкх. Новый закон о должниках за коммунальные услуги Нововведения в жкх с года

Весной 2018 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен ряд законопроектов, направленных на улучшения в социальной сфере в рамках послания Президента Российской Федерации 2018 г. Ряд законопроектов содержит предложения по внесению поправок в жилищное законодательство РФ. В настоящей публикации рассмотрим эти предложения.

Возложение обязанности по установке и поверке приборов учета на РСО

Законопроектом № 463879-7 предлагается внести изменения в статью 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На настоящий момент указанной статьей предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирных домах обязаны приобрести и установить (ввести в эксплуатацию) индивидуальные и общедомовые приборы учета потребления коммунальных ресурсов за счет собственных средств. Также в соответствии с пунктом 3 статьи 30, пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственники жилых помещений обязаны нести расходы на содержание, поверку и замену приборов учета

Суть поправок заключается в возложении на организации, осуществляющие снабжение многоквартирных домов электрической энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирного дома, обязанностей устанавливать и проводить поверку приборов учета электрической энергии за счет средств ресурсоснабжающей организации.

Установление данной обязанности для РСО, по мнению инициаторов поправок, позволит снизить нагрузку на семейные бюджеты. В качестве обоснований поправок указывается постоянный рост тарифов на коммунальные услуги, отсутствие у части населения возможности нести дополнительные расходы на приборы учета, в особенности в условиях явного недофинансирования социальной сферы и низких доходов населения для целого ряда категорий граждан (неработающих пожилых лиц, работников бюджетной сферы и т.д.). Введение новой нормы представляется вполне логичным, в том числе, в связи с установлением возможности перехода на «прямые договоры » предоставления коммунальных услуг между собственниками и РСО.

Исключение обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ при непосредственном управлении МКД

Законопроектом № 433579-7 предлагается внести изменения в часть 2.1. статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации в части возложения обязанности по размещению в ГИС ЖКХ договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, управляемом собственниками помещений непосредственно, заключенных с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, с которыми собственники их заключили, освободив граждан от этой обязанности. На настоящий момент такая обязанность возложена непосредственно на собственников помещений.

Инициаторы законопроекта предполагают, что РСО обладают необходимыми средствами и профессиональными навыками для исполнения обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ в отличие от пенсионеров и граждан с невысоким уровнем доходов. Кроме того, они в первую очередь заинтересованы в заключении указанных договоров. Инициаторы отмечают, что непосредственное управление реализуется в многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет не более чем 16, которые как правило, располагаются в малонаселенных пунктах, а собственники в большинстве представлены пенсионерами и гражданами с невысоким уровнем доходов. Такие граждане не имеют необходимых материально-технических средств (ксерокс, сканер, компьютер) для исполнения обязанности по размещению в ГИС ЖКХ соответствующих договоров и несправедливо могут быть подвергнуты административному наказанию. Введение такой нормы представляется обоснованным и справедливым.

Установление максимально допустимой доли расходов граждан на оплату ЖКУ

Законопроектом № 432772-7 пункт 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается дополнить нормой следующего содержания: «Максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи не может превышать 15 %».

По мнению инициаторов введение такой нормы обусловлено тем, что размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Существует довольно ощутимая разница установления максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения в различных субъектах, в ряде субъектов, согласно пояснительной записке к законопроекту она составляет порядка 22 %, когда в других — 10 %.

Установление предельной величины позволит хотя бы частично соотнести доходы граждан и оплату коммунальных услуг. Отметим, что норма предполагает установление максимальной границы, с учетом особенностей субъекта не запрещается устанавливать величину расходов менее 15 %. В субъектах с низкими доходами населения установление максимальной величины поможет реализовать более справедливые и равные условия на территории России по оплате коммунальных услуг гражданами, в том числе с учетом принципов адресности и нуждаемости.

Омена повышающих коэффициентов для льготников

Законопроектом № 472710-7 предусмотрено изменение в ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в части отмены применения в отношении отдельных категорий граждан повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. На настоящий момент в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), при этом в случае наличия обязанности по установлении в помещении приборов учета применяются повышающие коэффициенты.

Согласно позиции инициаторов законопроекта, применение к льготным категориям граждан повышающих коэффициентов приводит к снижению уровня их социальной защиты; также недопустимо применение повышающих коэффициентов в случае отсутствия технической возможности установки приборов учета. Введение такой нормы позволит учесть низкий уровень платежеспособности льготной категории граждан, а также в случае отсутствия технической возможности установить прибор учета будет отвечать принципу справедливости, поскольку вины собственников за не установление прибора учета в таком доме нет.

Право плательщика определять назначение платежа

Законопроектом 482489-7 предлагается внести изменения в ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, дополнив ее ч. 2.4, которая устанавливает, что в случае если в платежном документе указаны все или некоторые виды коммунальных услуг, услуг и работ по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, взнос на капитальный ремонт, собственники и наниматели вправе указать в этом платежном документе соответствующий вид коммунальной услуги или услуги, работы, которые они намерены оплатить. При этом управляющая организация, ТСЖ или ЖСК обязаны осуществить зачет поступивших средств в счет указанных такими собственниками и нанимателями жилых помещений услуги или работы.

По мнению инициатора законопроекта, плательщик, который должен оплатить несколько платежей, вправе сам определять назначение своего платежа и обязательство, которое он погашает этим платежом. Причинами для частичной оплаты могут быть: недостаточное количество средств у собственника (нанимателя), отсутствие предоставления или ненадлежащее качество той или иной услуги и другое.

Изменение кворума, необходимого для признания правомочности общего собрания собственников

Законопроектом № 334883-7 предлагается внести в ч. 1 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации следующие изменения:

  1. изменение в части снижения требуемого количества голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме (с двух третей до простого большинства);
  2. изменение в части увеличения с простого большинства голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании собственников помещений в многоквартирном доме, до двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

Снижение требуемого количества голосов по мнению инициаторов законопроекта будет способствовать упрощению и ускорению принятия решений о проведении текущего ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случаях, когда необходимость текущего ремонта требует оперативности принятия такого решения. Одновременное установление необходимости получения квалифицированного большинства голосов собственников помещений для принятия решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к их общему имуществу, соответствует порядку принятия решений по аналогичным вопросам, связанным с пользованием и распоряжением общим имуществом в многоквартирном доме (пункты 1, 11-1, 12, 2, 3, 31 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Каждый год тарифы на коммунальные услуги повышаются. 2017 год не стал исключением для граждан Российской Федерации. Еще в начале прошлого года был принят новый закон об ужесточении ответственности для должников по оплате за услуги ЖКХ. Что предполагает новый закон и какое наказание предусмотрено для злостных неплательщиков, рассмотрим далее в статье.

Порядок оплаты коммунальных услуг регламентируется Жилищным Кодексом. По статье 153 ЖК РФ это является ответственностью каждого гражданина, в том числе и юрлица, которые арендуют какое-либо помещение. Услуги жилищно-коммунального хозяйства включают в себя:

  • оплату горячей и холодной воды;
  • произведение выплат за электричество (изучить );
  • внесение выплат за отопление;
  • и газоснабжение.

Согласно статье 155 ЖК РФ, существует определенный срок, в течение которого коммунальные услуги должны быть оплачены. Оплата производится каждый месяц до 10-го числа при получении соответствующего платежного документа. Льготами по оплате пользуются военнослужащие, ветераны и другие категории граждан.

Максимальная задержка оплаты за коммунальные может быть 31 день. Ранее за месяц просрочки начислялись пени, теперь штрафные санкции начисляются на 31 день отсутствия произведения выплат. Чтобы использовать рассрочку и отсрочку требуются уважительные причины для задержки оплаты. К таковым относят:

  • тяжелое заболевание;
  • потерю должности или единственного кормильца.

В любом из вышеперечисленных случаев потребуется документальное подтверждение фактов.

Чем грозит неуплата коммунальных услуг?

Новый закон о неуплате коммунальных услуг предполагает начисление пени должникам, не производящим оплату по платежкам вовремя за коммунальные услуги. В Федеральном законе №307 рассматривается порядок начисления пени за неуплату. В закон были внесены корректировки для повышения дисциплины потребителей.

Основными методами борьбы со злостными неплательщиками являются:

  • начисление пени;
  • введение ограничения или приостановление подачи коммунальных услуг;
  • крайней мерой является выселение из квартиры при помощи суда.

Рассмотрим вышеперечисленные методы наказания за просрочку по оплате, осуществляемые поставщиками коммунальных услуг, далее в статье.

Размер пени по закону

Самой распространенной мерой наказания является начисление пени. Пеня — это неустойка за большую по длительности просрочку в оплате квитанций за коммунальные услуги. Согласно общефедеральному закону №307, граждане, просрочившие платеж больше, чем на месяц, подвергнутся штрафным санкциям. Оплатить счет можно в течение 31 дня, после получения квитанции.

Общий размер неустойки зависит от размера задолженности и количества дней неосуществления оплаты, а также ставки рефинансирования ЦБ России.

Должники по квартплате, являющиеся физическими лицами, должны помнить, что с 31 дня по 90 начисляется 1/300 от ставки рефинансирования за каждый день неуплаты квитанции. А с 91 дня пеня возрастет в размере до 1/130 от ставки Банка России. На сегодняшний момент ставка составляет 9%.

Правовой статус потребителя коммунальных услуг оказывает влияние на расчет пени за просрочку. Для организаций по снабжению отоплением, водой и т. д. штраф будет взиматься следующий:

  • с 1-го по 60 день — 1/300 процентной учетной ставки ЦБ;
  • с 60 — 90 — 1/170;
  • с 91 дня — 1/130 процентной учетной ставки.

Для юрлиц штраф будет взиматься по максимальной учетной ставке — 1/130. Если долг за квартиру можно оплатить через терминал, то пеню нет. Оплату можно произвести только в отделении Сбербанка или в управляющей компании, что следует осуществить в кратчайший срок.

Начисления пени можно избежать, если гражданину предстоит уехать в другой город на долгий период. Заинтересованное лицо обязано написать заявление в управляющую компанию и уведомить о данном факте. Отсрочка по оплате будет действовать полгода. Если требуется продление, то очередное заявление отправляется по почте.

На что имеют право поставщики?

Кроме начисления пени, поставщики коммунальных услуг имеют право прибегать к другим мерам наказания должников. За просрочку оплаты свыше 3-х месяцев предусматривается отключение или ограничение в подаче газа, света, воды за неуплату коммунальных услуг. Поставщик имеет право действовать по данному регламенту до поступления денежных средств от должника. Уведомление неплательщика производится письменно при помощи почты. Через 3 дня, если уведомление игнорируется, оповещение производится собственнолично уполномоченным лицом.

Выселение из квартиры за долги тоже возможно. Однако применяется оно к гражданам, которые арендуют жилплощадь. В ыселять собственника з аконодательно запрещено из приватизированной квартиры. Толчком для данной процедуры является не общий размер задолженности, а временной отрезок невнесения оплаты за коммунальные — больше 6 месяцев.

Куда жаловаться на незаконные отключения?

В ФЗ о квартплате предусмотрены коммунальные услуги, которые не имеют право отключать, даже если оплата не поступает — отопление и подача холодного водоснабжения .

Отключение любого вида коммунальных услуг без соответствующего предупреждения со стороны поставщиков незаконно! Данное неправомерное действие можно обжаловать. Жалобу можно направить в управляющую компанию или ТСЖ. Если к обоюдному согласию прийти не удалось, претензия направляется в госжилищную инспекцию или Роспотребнадзор. Далее следует подача письменного заявления в прокуратуру и суд.

Поставщики коммунальных услуг могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. За нарушение режима обеспечения населения ЖКУ налагает штраф на должностных лиц — 500 — 1.000 рублей, а на юрлиц — 5.000 — 10.000 рублей. За самоуправство и нанесение ущерба — взимается штраф до 80.000 рублей, или проводятся обязательные работы 180 — 240 часов, или исправительные работы от 1 — 2 лет, или арест на 3 — 6 месяцев.

Задолженность по оплате могла стать причиной отключения от подачи коммунальных услуг. Если должник получил уведомление вовремя и факт несвоевременной оплаты им признается, то единственным решением проблемы является выплата денежных средств. Когда долг погашен, подача света, газа, воды производится в двухдневный срок.

25 января на вебинаре «485-ФЗ, или Изменения в сфере управления МКД» Елена Шерешовец рассказала, какие изменения в законодательство сферы управления МКД внесли Федеральные законы, принятые в последние дни 2017 года.

Делимся основными мыслями: что может послужить поводом для проверки ГЖИ, что изменилось в лицензировании управляющих организаций, как хранить и передавать документы ОСС по новым правилам и зачем УО вести реестр собственников.

ГИС ЖКХ и проверки ГЖИ

В последнюю неделю 2017 года президент РФ подписал пять федеральных законов, которые важно изучить управляющим компаниям:

В течение пяти рабочих дней с момента заключения договора управления УО обязана разместить в ГИС ЖКХ информацию и направить сведения в орган ГЖН. ГЖИ, в свою очередь, в десятидневный срок обязана внести изменения в перечень домов лицензиата. Этот срок может быть продлён до 30 дней в случае, если:

  • предоставлен не полный пакет документов;
  • две и более УО претендуют на один МКД.
  • другие поводы, указанные в приказе Минстроя от 25.12.2015 № 938/пр .

Немного расскажем и об исключении МКД из перечня домов лицензиата. Если управляющая организация прекратила управление домом, согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ , в течение трёх рабочих дней она должна передать новой УО:

  • техническую документацию и иные, связанные с управлением многоквартирным домом документы;
  • ключи от помещений, входящих в состав общего имущества;
  • электронные коды доступа к оборудованию и иные технические средства, необходимые для эксплуатации МКД.

Теперь с момента исключения сведений об МКД из реестра лицензий управляющей организации запрещено осуществлять деятельность по управлению МКД - начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платёжные документы.

Хранение документов ОСС и ведение реестра собственников

На онлайн-семинаре Елена Шерешовец рассказала и о других нюансах, которые нужно знать управляющим организациям: что будет за воспрепятствование действиям жилищной инспекции, в чём отличие «грубых» и «негрубых» нарушений лицензионных требований, как распределить «экономию» на доме и какие изменения затронули Совет МКД. Чтобы разобраться во всех нововведениях, смотрите видеозапись.

Организовать и провести юридически грамотное общее собрание собственников помещений в МКД, подготовить к нему реестр собственников вы можете с помощью .

С начала 2018 года в работе управляющих организаций появилось достаточно много существенных изменений. Они касаются правил лицензирования, работы с ГИС ЖКХ, проведения общих собраний, расширенных полномочий ГЖИ, новых штрафов и других вопросов. В статье мы рассмотрим наиболее важные нововведения с отсылками к конкретным законам о ЖКХ и приведением текстов нормативных документов.

В течение последней недели 2017 года российский президент подписал сразу несколько федеральных законов, положения которых влияют на работу управляющих организаций. Прежде всего, речь идет о 437-ФЗ и 485-ФЗ (их мы приведем в приложении). Чтобы разобраться в большом количестве изменений, рассмотрим наиболее важные из них в соответствующих подразделах данной статьи.

Какие штрафы и за что ждут УК в 2018 году

Важные нововведения в работу управляющих организаций внес 437-ФЗ, который скорректировал ряд положений КоАП. Штрафы за нарушения правил работы с ГИС ЖКХ остались, но оказались снижены. С 1 января 2018 года УК, не разместившую необходимые сведения в информационной системе или подавшую недостоверные данные будут штрафовать на 5 000-10 000 рублей. Ранее штраф для управляющих организаций составлял 30 000 рублей.

Штрафные санкции снизились и для администраторов ОСС, которые должны передавать в систему сведения о проведенных собраниях. Их ранее по статье 13.19.2 КоАП штрафовали на 15 000 рублей, теперь в кодексе прописаны следующие суммы:

  • 3 000-5 000 руб. для физических лиц;
  • 5 000-10 000 руб. для должностных лиц.

Прописано в законе о ЖКХ и наказание для оператора ГИС ЖКХ, своевременно не восстанавливающего работоспособность системы. Его будут штрафовать на сумму 150 000-200 000 рублей.

Еще одной новинкой является введение штрафов в пользу потребителя. Если УК неправильно начислила плату за содержание жилья или коммунальные услуги, то владелец квартиры может потребовать от нее уплаты штрафа в размере 50% от суммы допущенного превышения. Штраф будет платиться в пользу собственника за исключением следующих случаев:

  • плата неверно начислена по вине самого жильца;
  • ошибка была устранена до того, как собственник обратился в УК и/или оплатил завышенную сумму.

Воспользуйтесь on-line сервисом, чтобы определить - должны ли вы размещать информацию в ГИС ЖКХ:

Автоматизация ЖКХ

О необходимости перехода на автоматизированное оборудование в ЖКХ говорят уже давно и на разных уровнях. В конце 2017 года данные инициативы были озвучены на самом верху. Замглавы Минстроя Андрей Чибис рассказал о желании сделать приборы учета «максимально комфортными и автоматическими». Это нужно для упрощения считывания их показаний, так как жильцов избавят от необходимости проводить данную процедуру самостоятельно или с приглашением сотрудников управляющей организации. По словам Чибиса, переход на цифровое ЖКХ с автоматизацией должен быть проведен без дополнительной финансовой нагрузки на простого потребителя. О том, читайте в статье справочной системы « ».

Для реализации озвученных планов требуется установка в домах систем, которые автоматически собирают и передают показания счетчиков. Такие решения уже существуют и используются для электроэнергии и воды (холодной и горячей).

При автоматизированном учете регулярное снятие показаний становится максимально простой и понятной для каждой из сторон процедурой, а также появляется возможность в «ручном режиме» отключать неплательщиков. Кроме этого, решается сразу несколько сопутствующих задач:

  • полностью контролируется потребление ресурсов;
  • точно измеряется объем поставленных и потребленных ресурсов в заданный временной промежуток;
  • оперативно собирается и передается информация о текущих показаниях счетчиков;
  • в случае сбоев и аварий все данные сохраняются;
  • счетчики надежно защищаются от вмешательства в их работу без соответствующих санкций;
  • первичные данные о потреблении ресурсов хранятся длительное время;
  • легко формируются отчеты, которые нужно размещать в ГИС ЖКХ или передавать контролирующим органам.

Нововведения в проведении общих собраний

В соответствии со свежими изменениями в законах о ЖКХ совет МКД получает продление своих полномочий на аналогичный срок, если по завершении ранее оговоренного периода его работы не было произведено переизбрание. Кроме этого, право на участие в общедомовых собраниях получают люди, которые приняли у застройщика квартиру с составлением акта приема-передачи, но еще не прошли процедуру оформления ее в собственность. Данное право действует на протяжении года с момента введения МКД в эксплуатацию. Эта норма закрепляется в части 1.1 статьи 44 ЖК РФ.

УК, ТСЖ и ЖСК обязуются вести реестр владельцев квартир с их реквизитами, которые передаются инициаторам проведения собраний. Получить такой реестр может любой из собственников на основании письменного заявления.

Оригинал протокола общедомового собрания теперь нужно передавать в управляющую компанию. Организаторы собрания должны сделать это в 10-дневный срок после того, как были подведены итоги мероприятия. УК, в свою очередь, передает эти документы на хранение в Госжилинспекцию. В ГЖИ размещаются именно оригиналы решений и протоколов, а в определенном собранием жильцов месте хранятся их копии.

Лицензирование управляющих компаний

В 485-ФЗ оказалось несколько важных законодательных инициатив, касающихся лицензирования управляющих организаций. В том числе, в соответствии с новым законом о ЖКХ с 11 января 2018 года возникло новое лицензионное требование. Оно заключается в том, что УК должны иметь уникальные наименования. Теперь создавать управляющие компании с тождественным или сходным до степени смешения названием запрещено – их не будут допускать к работе.

Причиной появления этой новеллы стало, в первую очередь, недобросовестное поведение отдельных управляющих организаций. Начала распространяться практика, когда УК банкротилась и прекращала существование вместе с собранными с жильцов деньгами, а оставленные ею дома тут же занимал «чистый» клон, зачастую с теми же людьми в числе руководства и учредителей.

Эта законодательная инициатива не ударит по добросовестным управляющим организациям, которые получили схожие названия случайным образом. В сфере ЖКХ действительно не принято давать компаниям звучные имена, здесь обычно пользуются ограниченным отраслевым лексиконом и общими сокращениями. Для соблюдения требования об оригинальности необходимо озаботиться изменением тождественного названия. На это дается шесть месяцев, которые отсчитываются с момента вступления закона о ЖКХ в силу – с 11 января.

Государственная жилищная инспекция начнет проверять исполнение лицензионного требования о наименованиях по истечении обозначенного полугодичного срока, то есть с 11 июля. При обнаружении нарушений допустившие их управляющие организации могут лишиться своих лицензий.

ГЖИ может появиться у вас без предварительного уведомления, чтобы провести внеплановую выездную проверку. Достаточно жалобы потребителя.

Чтобы иметь право заключить договор управления, УО должна получить лицензию и соблюдать лицензионные требования. Контролируют деятельность лицензиата органы государственного жилищного надзора - проводят плановые и внеплановые проверки. Когда и на каких основаниях инспекторы проверяют УО, разъяснил Минстрой в .

Другое важное изменение в части лицензирования УК касается того, что у лицензий теперь появился срок действия. По новым правилам они выдаются на пять лет, после чего потребуется проходить процедуру продления разрешительной документации. Отсчетной датой здесь также является 11 января 2018 года. Получается, что к 11 января 2023 года управляющим компаниям потребуется озаботиться продлением действия лицензии.

Новое требование касается списка домов, находящихся в управлении лицензиата. Управляющие организации, у которых в течение шести месяцев не появляется информации о находящихся в обслуживании МКД, лишаются лицензий. Аннулирование разрешительного документа в данном случае нужно для того, чтобы убрать с рынка «пустышек», которые создаются действующими УК на случай банкротства и оперативной миграции вместе с жилищным фондом в заранее подготовленную компанию. Чтобы не лишиться лицензии, управляющей компании нужно вести деятельность и официально обслуживать хотя бы один дом.

Поменялся также срок, в который УК должна начать исполнять свои обязательства перед владельцами квартир в многоэтажке. Теперь этот момент определяется датой, когда были внесены корректировки в реестр лицензий, связанные с заключением договора управления. Данная процедура описывается в части 7 статьи 162 ЖК РФ.

Управляющей организации дается 5 дней с момента подписания договора управления на то, чтобы внести необходимую информацию в ГИС ЖКХ, а также отправить сведения в Госжилинспекцию. У ГЖИ с момента получения сообщения появляется обязательство о внесении корректировок в список домов лицензиата. Она должна сделать это в течение 10 дней. Данный срок может быть продлен до 30 дней, если:

  • не предоставлены все необходимые документы;
  • на дом претендуют другие управляющие организации;
  • есть другие причины, закрепленные в приказе Минстроя №938/пр от 2015 года.

Регламентируется также процедура вывода МКД из списка объектов, обслуживаемых лицензиатом. При прекращении управления домом УК в соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ за 3 дня должна передать новой управляющей организации:

  • ключи от замков, закрывающих помещения, включенные в состав общедомового имущества;
  • техническую документацию и прочие документы, относящиеся к управлению МКД;
  • электронные коды, обеспечивающие доступ к оборудованию и прочие технические средства, которые нужны для эксплуатации МКД.

По новым законам о ЖКХ с 2018 года управляющей организации с момента исключения информации о доме из реестра лицензий запрещается вести какую-либо деятельность, связанную с управлением многоэтажным домом. Прежде всего, это закрепленное в законодательстве правило касается начисления платы за жилье и коммунальные услуги, взимания денег с жильцов и выставления платежных документов.

Расширение полномочий ГЖИ

485-ФЗ изменил текст статей 20 и 196 ЖК РФ, в результате чего у Госжилинспекции появились дополнительные поводы для проведения проверок. Теперь ГЖИ могут проверять управляющую компанию в следующих случаях:

  • вскрылись нарушения правил содержания общедомового имущества (ПП №491);
  • вскрылись нарушения правил, по которым предоставляются коммунальные услуги, а также приостанавливается и ограничивается их предоставление (ПП №354);
  • имеется соответствующее распоряжение или приказ от главного жилищного инспектора страны.

Эксперты отметили, что в практической плоскости особых изменений не произошло. Инспектор ГЖИ при визите в управляющую компанию и ранее проводил проверку того, как она выполняет требования правительственных постановлений № 491 и №354. Если обнаруживались нарушения правил, прописанных в указанных ПП, то Госжилинспекция накладывала соответствующие штрафы. Изменилось только то, что теперь подобные проверки оказались утвержденными на законодательном уровне.

Модернизация ГИС ЖКХ

Постепенное разворачивание работы ГИС ЖКХ сопровождается продолжающимися изменениями законодательства. Так, в 437-ФЗ от 28 декабря 2017 года были прописаны корректировки части 2.2 статьи 155 ЖК РФ, которые прекратили разговоры о возможности неоплаты собственником квитанции, если платежный документ не размещен в ГИС ЖКХ. Возможность не платить по этому поводу не появилась, так как она признана способной подорвать и без того далекую от идеала платежную дисциплину граждан.

У управляющих компании были опасения о том, что закон о ЖКХ с 1 января 2018 года введет жесткие санкции за несоблюдение требований относительно работы с ГИС ЖКХ. Больше всего УК боялись того, что такие несоответствия будут признаваться нарушениями лицензионных требований в соответствии с частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ. В этом отношении новости для управляющих компаний оказались хорошими. Законодатели не стали назначать УК, не разместившие в ГИС ЖКХ необходимые сведения, или разместившие недостоверную информацию нарушителями лицензионных требований.

На наших наши эксперты рассказывают о практических аспектах работы с ГИС ЖКХ:

В то же время размещение сведений осталось в числе лицензионных требований для управляющих организаций. По новому закону о ЖКХ такое условие должно соблюдаться с начала 2018 года. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (три существующих в России города федерального значения) данное требование станет лицензионным с 1 июля 2019 года.

Вложенные файлы

  • О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.doc
  • О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российс.doc

В 2018 году за неправильно начисленную плату за жилищно-коммунальные услуги УК или ТСЖ обязаны выплатить потребителю штраф, дольщики смогут участвовать в общих собраниях жильцов. Какие еще важные новации в жилищном законодательстве появились в этом году?

1. Информация не подтвердилась - выпишут штраф

С этого года за неполную или недостоверную информацию в ГИС ЖКХ должностные лица могут быть оштрафованы на 5 -10 тысяч рублей, юрлица - от 30 до 50 тысяч рублей.

Если информация в системе ГИС ЖКХ появилась с опозданием, виновника ждет штраф от 10 до 20 тысяч рублей.

2. Покупателей жилья пригласят на общее собрание

Дольщики, получившие квартиры по актам от застройщика, но не зарегистрировавшие право собственности, теперь могут участвовать в общих собраниях, в том числе по выбору способа управления многоквартирным домом. Раньше такое было возможно только в судебном порядке. Согласно принятым изменениям в Жилищный кодекс от 31 декабря 2017 года, дольщики смогут воспользовтаься своим правом в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома. "Это поможет бороться с злоупотреблениями при проведении собраний на этапе заселения дома, - пояснила Светлана Разворотнева.

3. О жильцах дома - в реестре

В законе установлена обязанность управляющей компании (или ТСЖ, ЖСК) вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, а при поступлении обращения от инициатора проведения общего собрания - передавать ему этот реестр. В нем сведения, позволяющие идентифицировать собственников (фамилия, имя, отчество). При этом согласия всех собственников на передачу данных не требуется. Информация такая является общедоступной.

Кроме того, Госдума планирует в весеннюю сессию рассмотреть законопроект, позволяющий проводить собрания жильцов в виде конференций, когда можно участвовать не лично, а делегировать на него представителя подъезда.

4. Если пришла неправильная платежка - вернут деньги

Уточнена процедура получения штрафов за неправильные начисления платы за жилищные услуги. Напомним, штраф в пользу потребителя за нарушения в части предоставления коммунальных услуг был введен еще в середине 2015 г. Теперь, если нарушения повлекут увеличение суммы, выставленной к оплате, УК или ТСЖ будут вынуждены выплатить штраф в размере 50 процентов от величины необоснованного превышения. Для этого жильцу квартиры достаточно обратиться с заявлением к своему управдому. В свою очередь, УК (ТСЖ, ЖСК) обязана в течение месяца с момента поступления жалобы провести проверку правильности начисления и либо выплатить штраф, либо отказать, объяснив свою правоту.

Установлен срок действия лицензии на право управления многоквартирным домом - 5 лет. Раньше она была бессрочной

В случае если факт нарушения установлен, гражданину не позднее 2 месяцев со дня получения обращения выплачивается штраф. За счет снижения размера платы за содержание жилого помещения. "Тот же порядок действует и в отношении нарушения порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, предоставляемые ресурсоснабжающей организацией, - сообщила Светлана Разворотнева.

5. Вспомнили о "брошенках"

Законодатель сделал попытку решить проблему "брошенных домов", введя понятие "временной управляющей компании". Согласно новым поправкам в ЖК, если собственники так и не определились со способом управления многоквартирным домом или конкурс по выбору компании так и не состоялся, то местные власти назначают управляющую организацию. Но это временный вариант, пока собственники не определятся со способом управления своего МКД.

Правда, по словам экспертов, непонятно, как быть с домами, которые управляющие компании "бросили" из-за того, что содержать их попросту невыгодно. К примеру, в "РГ" обратился председатель совета многоквартирного дома в Кургане, который столкнулся с тем, что их дом не хочет брать на обслуживание ни одна управляющая компания. "Видимо, дом старый, малоквартирный, поэтому управляющие организации и не хотят за него браться. Им это попросту невыгодно, - считает Светлана Разворотнева. - Если жильцы дома не выбрали управляющую организацию, по закону орган местного самоуправления обязан объявить конкурс и выбрать для вас управдома. Конкурс может проходить несколько раз, и каждый раз будет увеличиваться стоимость договора управления, пока не найдется УК, которая за предлагаемую цену будет готова взять ваш дом на обслуживание. Нужно быть готовым к тому, что, скорее всего, стоимость договора управления повысится. Но на практике чаще происходит по-другому. Администрация муниципалитета сама находит "управляшку", потому что мэру важно не допустить брошенных домов. Разговор с ее руководителем короткий: хочешь управлять новыми домами - бери старые".

6. "Клонов" вычислят

Установлен срок действия лицензии - 5 лет. Раньше она была бессрочной. "Уже есть случаи, когда происходило изъятие лицензии по конкретным домам. Грубыми нарушениями, за которые наказывается управляющая компания, считается воспрепятствование деятельности органов жилнадзора", - рассказала Светлана Разворотнева.

Много вопросов приходит из регионов по поводу "нулевых" лицензий от компаний с похожими реквизитами. Например, еще вчера домом управляла компания "ГоризонтМ", а завтра уже "ГоризонтС". "Это нарушение Жилищного кодекса, - уверена Светлана Разворотнева. - Смена УКдолжна происходить через собрание".

Введен запрет на выдачу лицензий для компаний-"клонов", у которых обнаружена "тождественность или схожесть наименования соискателя лицензии с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее".

А "нулевые лицензии" ликвидируются через 12 месяцев, если компания, ее пол учившая, не взяла за это время в управление ни одного дома.

7. Дома будут доступны для инвалидов

Многоквартирный дом должен быть приспособлен для инвалидов. Это обязательное требование было принято поправками в Жилищный кодекс 29 декабря 2017 г. ФЗ N 462-ФЗ.

Установлено, что конструкции и/или иное оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов в мноэтажке принадлежат собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Приспосабливать общее имущество для инвалидов без решения общего собрания собственников можно, только если их денежные средства для этого не привлекаются.

Инфографика: "РГ" / Антон Переплетчиков / Ольга Бухарова



 

Возможно, будет полезно почитать: