Наука и образование. Наука

Конспект урока на тему: «Наука. Образование».

Цель урока : Сформировать у учащихся осознание решающего значения науки и образования в становлении личности.

Задачи урока: образовательные: рассмотреть особенности развития науки и образования;сформировать у учащихся мотивацию к получению образования.

развивающие:

развивать навыки самоанализа, продолжить формирование умений аргументировать свои ответы при решении философских задач;

развивать умения продуктивно работать с текстом учебника;

воспитательная: воспитывать уважительное и внимательное отношение к личности человека.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

1.Учитель приветствует класс.

2.Проверка подготовки к уроку (посещаемость учащихся, наличие у них учебников, атласов, тетрадей и т.п.)

Учащиеся взаимодействуют с учителем, готовятся к продуктивной работе на уроке.

2. Проверка домашнего задания

Вводное слово учителя к теме опроса (напоминает, что проходили на прошедшем занятии):

Ребята, на предыдущем занятии мы с вами говорили о культуре и духовной жизни общества. Надеюсь, все прочитали заданный параграф.

Ученики открывают свои учебники, тетради.

3.Всесторонняя проверка знаний

Давайте попробуем ответить на вопросы:

Что такое культура?

Виды культур?

Ее функции?

Массовая культура?

Молодцы, а теперь записываем новую тему урока.

Учащиеся отвечают:

- Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Народная, массовая, элитарная.

Функция приспособления к среде. Познавательная функция. Информативная функция. Коммуникативная функция. Регулятивная функция. Оценочная функция. Функция разграничения и интеграции человеческих групп.

Массовая культура, поп-культура, культура большинства - культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Массовая культура - термин, придуманный Франкфуртсткой социологической школой.

4.Этап подготовки учащихся к активному усвоению новых знаний

На доске В тетрадях

Запись:

§ 9 «Наука. Образование».

Вводное слово учителя:

- С детства каждому известны слова «наука», «образование». Повседневная жизнь неотрывна от науки. Телевизор, самолет, холодильник и многое другое, чем мы пользуемся постоянно, - все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы – школьники, следовательно, образование – главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.

5.Этап усвоения новых знаний.

I .Наука в современном обществе.

Ребята, запишем определение термина «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

На доске В тетрадях

Запись:

Черты современной науки

универсальность безграничность

- Основные характеристики «большой науки»:

1. Резко возросшее количество ученых

2. Рост научной информации

3. Изменение мира науки

4. Превращение научной деятельности в особую профессию

Цели науки:

    Описание

    Объяснение

- Поработаем немного с учебником стр.95, попробуем письменно выделить функции науки.

Таким образом, в современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности.

II .Этика науки.

Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки - дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности. Основные этические нормы науки - бескорыстный поиск и отстаивание истины, стремление обогатить науку новыми результатами, добросовестное обоснование выдвигаемых научных положений, открытость для обсуждения вопросов и научной критики, свобода научного творчества, социальная ответственность ученого и др. В связи с постоянно возникающими кризисами науки в XX в., а также по иным причинам ученые часто обращаются к идеям эволюционной этики. Впервые она была сформулирована английским ученым Г. Спенсером. Он рассматривал нравственность как форму развития эволюционного процесса, затрагивающего всю живую природу на той ее стадии, которая соотносится с развитием человеческого общества. Идеи эволюционной этики, согласно которым добро определяется как "более развитое", а зло как "менее развитое", получили развитие в этике английских философов Дж. Хаксли и К. Уодинггона, французского философа, теолога и палеонтолога П. Тейяра де Шардена. При имеющихся различиях их взгляды объединяет общий методологический принцип: нравственность рассматривается не в качестве специфического общественного явления, а как проявление процесса биологической эволюции, определенной фазой которого является история общества. Американский неореалист Э. Хоулт вообще отрицает общественный характер морали. Понятия "добро" и "долг", с его точки зрения, - это средства ориентации человека в природной действительности, они помогают людям соотносить свое поведение с требованиями органической эволюции, поступать в соответствии с внешней средой.

III .Век живи, век учись.

Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки – пустой звук.

Что такое образование?

Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились. Так говорил Б. Ф. Скиннер.

- Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т.п.

Учащиеся открывают учебник на указанной странице и начинают выписывать:

функции науки:

    Познавательная (познание и объяснение того, как устроен мир и каковы законы его развития).

    Мировоззренческая (построение целостной системы знаний о мире и выработка человеком своего отношения к ним).

    Прогностическая (предвидение изменений в окружающем мире и последствий таких изменений).

    Производительная (наука является мощным катализатором процесса непрерывного совершенствования. производства).

    Коммуникативная.

    Социальная (наука выступает в качестве социальной силы, включаясь в процессы социального развития и управления им).

Учащиеся отвечают:

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Учащиеся записывают термин в тетрадь.

На доске В тетрадях

Запись:

Функции образования:

компенсирующая адаптивная развивающая.

6.Этап закрепления новых знаний.

Давайте повторим:

Что такое наука?

В чем заключается этика науки?

Назовите цели науки.

Учащиеся отвечают:

- «наука» – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний(понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке.

Основные нормы науки как феномена духовной культуры представлены в этике науки - дисциплине, изучающей нравственные основы научной деятельности.

- Цели науки:

    Описание

    Объяснение

    Предвидение явлений и действительности.

7.Этап информатизации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Записываем домашнее задание: §9(читать).

Ученики записывают в дневник или в тетрадь Д/З.

1.Наука- форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель-постижение истины и открытие объективных законов (справочник П.А.Баранова)

Наука- творческая деятельность, направленная на……..

3.Главная задача науки-…….

4. В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?

5 .Три функции науки

Познавательная…..

Практическо- действенная-… Прогоностическая

6. Классификация наук 1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика

2-По связи с практикой- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные(результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)

7.Перечислите первые академии наук.

8. Что такое «большая наука»?

10 Основные черты большой науки

Универсальность Безграничность

Дифференциация Интеграция

16. Образование- получение людьми знаний, приобретение умений, навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов- семья, школа, СМИ. (справочник П.А.Баранова)

Функции образования (справочник Баранова)

Экономическая Социальная Культурная

21.Почему образование является национальным богатством страны?

22.В чём заключается особенность непрерывного образования?

23. Почему самообразование- непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

Образование – трудоёмкий процесс, без которого невозможно представить сегодня успешного человека. Человек начинает свой образовательный процесс буквально с самого рождения – учится говорить, ходить. Затем – ясли, садик, школа, колледж или институт. И на этом образование не заканчивается. Кто-то ходит на дополнительные курсы, чтобы изучить то, что не преподавалось в школе/институте.

Наука и образование – наше всё!

Если Вы сейчас читаете данный текст, вы уже постигли основы дисциплины «Чтение». Применение найдётся всем дисциплинам! Считаем сдачу в магазине – математика, грамотно пишем заявление на отпуск – русский язык, общаемся с иностранным инвестором – английский язык, думаем, где отдохнуть – география (да и математика тоже), покупаем иностранную валюту – экономика, оказываем первую помощь – ОБЖ, входим на скорости в крутой поворот – физика. Повышайте уровень своего образования!

Портал Infoogle предлагает Вам статьи на тему образования – вы можете изучить русский и английский язык, географию, математику, основы безопасности жизнедеятельности и иные интересные и полезные дисциплины.

Почему количество научных дисциплин в хх в. сильно возросло? В чем состоит сущность, значение треугольника: наука - техника - технология? Что означает фраза А. с. Пушкина: «...в просвещении быть с веком наравне»?

С детства каждому известны слова, вынесенные в заголовок параграфа. Повседневная жизнь неотрывна от нaуки. Телевизор, самолет, автомобиль , холодильник и мнoгoe другое, чем мы пользуемся постоянно,- все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы - школьники, следовательно, образование - главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.

НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Призвание науки - добывать новые знания. Для этогo нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений, необходимо «дум высокое стремленье» .

Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и OCнoвнoгo результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева , теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т. п. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука.

Итак, наука - система знаний. Вспомните, что система - это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность. главной задачей науки, ее «собственной задачей», отмечают ученые, является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки. (Вдумайтесь в содержание этого абзаца, обсудите положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи» О науке в современном смысле слова, полагает большинство исследователей, можно говорить начиная с XVII-XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы нaблюдения и эксперимента. В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию. Aнглийскому ученому А. Тойнби принадлежат крылатые слова: «сознание - мать технологии», наука и технология « обручились друг с другом и шагают вместе». Так наука начала реализовывать две свои основные функции: познавательную (теоретическое проникновение в сущность peальных явлений) и пракстuческкu-действенную (участие в преобразующей деятельности человека, общества). Cooтветственно этим функциям принято и членение существующих наук на фундаментальные и прuкладные.

О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В начале XVнI в. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской.

Научная работа превращалась в профессию, научноисследовательская деятельность - в устойчивую общественную и культурную традицию , а наука - в социальный институт. Всеобъемлющее развитие науки относится к ХХ в., к современности. Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, тeоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути нaучно-технuческого пpoгpecca (НТП). НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и тexники. (Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние НТП на современное общественное развитие.)

Приведем некоторые данные, характеризующие coвpeменную науку. В начале ХХ в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие тeмпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Мировая научная информация в ХХ в. удваивалась за 10- 15 лет. постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. В 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в ХХ в. Объем мирового промышленного производства в конце ХХ в. был в 20 раз выше, чем в начале века.

Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки. Это, прежде вceгo, унивepсальность. Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование eгo психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, ее взаимодействие с другими областями культуры.

Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние нaуки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества .)

Другая черта науки - ее безграничность. «Нaукa,- говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр,- вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, нeизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче».

Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной кoнкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.

Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), 8 иногда и небольшой группой исследователей. Здесь ocoбенно важна инициатива ученого, eгo озарение. Поиск новoгo, соединенный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех про водимых исследований.

Признанным центром российской науки является Pocсийская академия наук (РАН). В ее научных подразделениях трудятся свыше 110 тыс. человек. Нет ни одной сферы жизни человека, в деятельность которых РАН не внeсла бы весьма ощутимого вклада - технико-экономическогo и гуманитарного.

НТП во мнoгoм базируется на достижениях научнопроизводственных центров, таких, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии, «Pубин», занимающийся вопросами сооружения подводного флота, и т. п.

Современная наука сочетает дифференциацию и интeграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаeмoгo наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний нeизбежно,- писал видный отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев,- оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний...» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний » .

Важнейшей особенностью большой науки является ее теснейшее сближение с потребностями развивающегося общества. Удовлетворить эти потребности может только нaука, способная, говоря словами поэта, «услышать жизни зов». Так общество дает толчок, стимул к определенной нaучной деятельности.

В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Oткрытия в электронике, оптике , химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств мaccoвой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества. Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым И Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, eгo многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.

Известна потребность общества и в энергетических peсурсах. Здесь научный поиск может привести к фантастическим результатам. Кукуруза вместо нефти - таков cмeлый и осуществляемый замысел. В США уже разработана биотехнология получения топливного спирта из стеблей кукурузы, которые фермеры прежде сжигали. Данная тexнoлогия не только дешева, но, по утверждению ее создателей, позволяет надеяться на то, что через 25 лет четверть химической промышленности США может быть переведена на растительное сырье. (Опираясь на свои знания по ряду учебных предметов, назовите открытия последней четверти ХХ в., оказавшие серьезное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, на повышение качества жизни людей.)

Сплав высоких моральных категорий - добра и coвeсти - образовал новое качество - добросовестность, cтaвшее одним из первейших требований к научному труду.

Добросовестность проявляется:
- в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследования;
- в доказательности новых научных знаний, в их нeоднократной проверке;
- в научной честности и объективности - в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими другими обстоятельствами, а должен руководствоваться изречением Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»;
- в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, нeобоснованные новации.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты - норма выработанной учеными этики. Физик и философ И. Ньютон говорил, что все eгo научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов - своих предшественников.

Выдающиеся достижения большой науки ХХ - ХХI вв. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий мoгут нанести людям вред. Так, например, НТП - одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей вoeннoгo производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тpeвoгу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность , активная позиция в защите человека и планеты - неотъемлемая часть этики науки.

Ученые доказывают: использование достижений науки на благо всем людям возможно лишь в демократическом обществе. Академик А. Д. Сахаров подчеркивал: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования eгo достижений во вред человечеству».

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ

Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук. Обеспечение конкурентной способности новыми тexнологиями требует не только фундаментальных исследований, но и участия в них фундаментально подготовленных людей исследовательского и инженерного труда, способных мобильно переходить на новые рубежи. Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки, разработка принципов новой российской экономики , путей созидания гражданского общества и правового государства, добывание достоверных сведений о прошлом Родины и мира требуют значительного числа образованных экономистов, юристов, историков. Так наука и образование создают национальное богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности.

В начале ХХI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой - достижение cовpeмeннoгo качества образования, eгo соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, oтpaжая общенациональные интересы, учитывает и общие тeнденции мирового развития:

Ускорение темпов развития общества, eгo демократизация определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющейся ситуации;
- в период перехода к постиндустриальному обществу, расширения межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возможность решения глобальных проблем лишь coтрудничеством в рамках международного сообщества требует формирования у молодого поколения coвpeмeннoгo мышления;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, coкращение сферы неквалифицированного и малоквалифициpовaннoгo труда вызывают постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образоваине - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:

В постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;
- в подготовке не только образованных, но и нpaвствeнных людей. Вспомним слова pуccкoгo ученого, составителя
«Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Образование есть образование ума и образование нравственности»;
- в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, кoнcтpуктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;
- в формировании гражданской ответственности, правовогo самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.

Наука и образование - сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Именно социальное развитие, быстрое умножение научного багажа планеты требуют периодической модернизации образования, свойственной всем eгo ступеням.

Народная мудрость «век живи, век учись» ежечасно подтверждается в начавшуюся постиндустриальную эпоху, когда наука, техника, технология, культура обновляются с небывалой доселе быстротой. Но образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих уcловиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни - с детства до старости. Среди функций непрерывного образования выделяют кмпeнcирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности , потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью цeленаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением мaтериала. Основная форма самообразования - изучение литературы, прослушивание лекций, докладов, концертов, посещение музеев и выставок.

Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Проявляйте интерес к новым достижениям науки и тexники. Это поможет вам ориентироваться в жизни, положительно скажется на вашем труде, культурном уровне, будет способствовать самообразованию.

2 Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в ее выборе вам помогут учителя , библиотекари), научитесь самостоятельно работать с каталогом. Читайте жизнеописания ученых, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».

3 Если вы задумали посвятить свою деятельность научному труду, помните слова древних: «В науке нет цapcкoгo пути». Это означает, что работать придется мнoгo и зачастую в непростых условиях. Но если вы все взвесили и приняли решение стать научным работником, не сходите с дистанции.

4 Самообразование - постоянный ваш спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно coставлsпь личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.

Документ

Из выступления Президента РАН Ю. С. Осипова на общем собрании Академии 12 ноября 2001 г.

России предстоит построить новую экономику, способную стать фундаментом общественного благосостояния и оборонной мощи. Для этого нужна передовая научно-технологическая сфера. Огромный ресурс экономики Pocсии - накопленный страной научный потенциал. ...Одна из задач - создание в России конкурентоспособного ceктора высоких технологий, способного выступить локомотивом промышленного развития страны. Причем тaкoгo развития, которое направлено на завоевание, удержание и pacширение экономически и стратегически благоприятных позиций на мировом рынке. Решение этой задачи - одна из основных целей стратегии национальной безопасности. Нашему обществу пора осознать, что безопасность и тexнoлогическая независимость страны в ХХI веке будет определяться ее научно-технологическим потенциалом.

В основе науки лежат фундаментальные исследования, они создают основы современных технологий, а также определяют качество образования. Именно развитая система фундаментальных знаний лежит в основе решения проблемы технологического развития и национальной безопасности .

Вопросы и задания к документу

1. Почему в качестве важнейших задач выдвигается обеспечение общественного благосостояния и оборонной мощи?
2. На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить, какое содержание вкладывается в термины « передовая научно-технологическая сфера», «научно-технический потенциал», «технологическая независимость». Почему научно-технический потенциал определяет безопасность и технологическую независимость страны?
3. Аргументируйте положение о том, что фундаментальные исследования создают основы современных технологий и определяют качество образования. Докажите, что высокие тexнологии являются «локомотивом промышленного развития страны» .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели?
2. кaковы основные черты большой науки?
З. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
4. Назовите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
6. Каковы основные положения этики ученых?
7. В чем состоит взаимосвязь науки и образования?
8. Почему образование является национальным богатством страны ?
9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

ЗАДАНИЯ

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чем вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли ученые, считающие, что это членение носит условный характер?

1. Наука, социум, познание.

2. Институциализация науки в политическом контексте.

3. Этическое измерение науки.

1. Наука – социоцентирная по своей природе. Она – неотъемлемый атрибут общественного бытия и форма общественного сознания. Социальный институт – это исторически сложившийся, устойчивый способ взаимодействия людей, характеризующийся:

1) профессионализацией деятельности;

2) разделением функций в научной деятельности;

3) создание специализированных организаций и учреждений;

4) возникновение норм, правил, регулирующих эту деятельность;

5) признание обществом в целом ценности, значимости этого рода

деятельность.

Например, возникает разделение функций – одни учат, другие учатся. Учеба – упорядоченный процесс; возникают разные учреждения – школы, гимназии и т. д. Чем более институциализирована деятельность человека, тем более она организована. Социальные институты: государство (как социаль­ный институт), экономические учреждения и т. д.

Наука как социальный институт стала формироваться в XVII – XVIII вв., когда впервые появились научные общества, академии и специальные научные журналы. Первоначально научными исследованиями занимались отдельные энтузиасты из числа любознательных и обеспеченных людей. Но уже начиная с XVIII века наука постепенно превращается в особый социальный институт: появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный про­цесс дифференциации научного знания, сопровождающийся специализацией научного знания, возникновением новых научных дисциплин и после­дующим разделением прежних наук на отдельные их разделы и дисциплины. Этот процесс, начавшийся в конце XVIII в. и продолжавшийся до середины XIX в., привел к дисциплинарному построению научного знания. Благодаря ему каждая научная дисциплина заняла свое место в общей системе классификации наук, а самое главное – стала разрабатывать свои специфические приемы и методы исследования, чтобы глубже и тщательнее изучить свой предмет. На рубеже XIX–XX вв. достижения науки начинают все больше применяться в материальном производстве и социальной жизни, а во второй половине XX века наука превращается в непосредственную производительную силу, значительно ускорившую рост экономики и благо­состояния в развитых странах мира. Именно достижения науки определили возникновение научно-технической революции в XX столетии, которая коренным образом изменила современную технологию производства посредством его механизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютеров и другой информационной техники. На каждом историческом этапе развития науки менялись формы ее институализации, которые определялись основными ее функциями в обществе, способами организации научной деятельности и взаимосвязью с другими социальными институтами общества.


Социальное познание есть познание общественных явлений с определенных социальных позиций. Здесь поиск истины связан не только с познавательными интересами, но и с интересами социальными. Исследо­ватель всегда, сознательно или подсознательно, проявляет определенную позицию.

Онтологическая сторона социального познания. С одной стороны мы исследуем сам процесс, с другой стороны – гносеологической – каким образом мы познаем процесс, какие методы мы применяем. Все науки –социальные и гуманитарные, есть результат социального познания. К способам производства Маркс подходил с классовых позиций, Смит – с позиций частной собственности. Ценностная сторона играет решающую роль в социальном познании (была для Гоббса ценна монархия – он ее и вывел из теории естественного права).

Интегральная идея Платона: государство – это лучшее, что может быть, справедливое государство – то, где человек будет обеспечен. Интегральная идея Платона – идея справедливости. Идеи государства Платона близки к русской духовности – государство обеспечивает безопасность людей, их нормальное существование. Государство существует для людей. Но и люди должны своим трудом обеспечить функционирование государства. Аристо­тель создал теорию социалистического государства: государство создано для того, чтобы жить счастливо, а не только для наведения порядка.

«От каждого по способностям – каждому по труду» – идея Аристотеля. Всегда существуют идеи интегрального характера, которые утверждают направления социальных исследований. При изучении социальных наук необходимо признать значимость идеи. По Канту, развитие общества носит дуалистический характер. В обществе есть два начала: мир явлений и мир вещей в себе. Феномен: мир, свободный от сущностей, и мир необходимости. Суть гегелевского подхода – разум в истории. Разум каждого из нас –проявление мирового разума через человека. История – развитие мирового духа. Начало человеческой истории – создание государства, до этого была предыстория, подготовка к истории. Предметом анализа является не мир вещей, а сознание людей, которое является проявлением мирового духа.

Интегральная идея: прогресс общества – сознание свободы. Свобода для человека – это основное. Сущность человека в свободе – если человек раскован, свободен – он может творить. Свобода есть условие для творчества. Главная идея – прогресс общества в сознании свободы –основополагающая идея, на которой можно строить какие-либо концепции.

2. Политика и наука суть порождения цивилизационного этапа культур­ного развития (чего не скажешь, например об искусстве: еще в эпоху палео­лита живопись достигла такого уровня развития, который даже современные художники считают совершенным). Внутреннее родство политики и науки отмечал известный американский философ и социолог Д. Белл. «Наука, – писал он, – это особый вид социальной организации, предназначенный для достижения... «рационального консенсуса мнений». Такой же в идеале является и функция государства; отличия здесь лежат на уровне процедур. В науке истина достигается через споры и критику, в процессе которых вырабатывается единственно правильный ответ. В политике консенсус достигается посредством торга и уступок, и окончательное решение является компромиссом».

Политикой обычно называют деятельность по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. Словом «политика» древние греки называли режим полиса (т. е. государства), способ организации руководства всем сообществом. Государство как важнейший объект и субъект политики возникает на заре цивилизации. Оно являет собой основанный на разумных началах принципиально новый способ организации общественной жизни. Например, историческое призвание варягов можно считать первым актом политического рационализма и, в известном смысле, началом российский цивилизации. Наши далекие предки пришли к выводу, что чужеземцам, людям со стороны, будет сподручнее осуществить эту новую форму органи­зации сообщества. С самого начала жизни цивилизации политика становится важнейшим социальным институтом. О науке этого сказать нельзя. Институ­циализация науки осуществилась только в Новое время, и на то были свои причины.

Утверждение механической (исторически первой научной) картины мира помимо общеизвестных естественнонаучных достижений, знаменовало собой и прорыв в понимании государства и цивилизации. В этом отношении по­казательно произведение английского философа Томаса Гоббса «Левиа­фан». Библейский образ морского дракона привлечен для выражения сущ­ности государства как колоссального общественного механизма, призван­ного обеспечить интересы и права граждан. Средневековая идея божественного структурирования человеческого общества себя дискредитировала и от­брошена. В своем «естественном состоянии», по Гоббсу, человеческие инди­виды автономны и самодостаточны, подобно атомам (латинское «индивид» тождественно греческому «атом») они находятся в состоянии перманентной и саморазрушительной «войны всех против всех». Подобно тому, как человек в своей практике, перекомбинируя атомы, создает нужный ему предмет, люди-атомы вступают в договорные отношения между собою, делегируют часть своих прав государственным органам и создают таким образом искусственное тело Левиафана.

Абстрактная механистическая модель Вселенной оказалась вполне эвристичной в деле постижения некоторых существенных аспектов в становлении политической жизни. В определенный момент исторического времени, взамен комфортно обустроенного космоса общинно-родственных связей, человек оказался в гомогенном геометрическом пространстве атомар­ного бытия. В этом новом пространстве утратили силу традиционные различия «своего» и «чужого» и всякие очертания границ (физических или нравствен­ных) весьма произвольны. Регламентация отношений между людьми, не испытывающими друг к другу родственных чувств, отныне осуществлялась политическими средствами.

Таким образом, «Левиафан» Т. Гоббса, во-первых, продемонстрировал цивилизационное родство политики и науки и, во-вторых, очертил возмож­ное методологическое поле научного изучения политической жизни. Такие науки, как политология, политическая социология и т. п., не могли бы воз­никнуть вне методологического базиса, разработанной: мыслителями Нового времени.

Указанное родство политики и науки можно усмотреть в том, что они призваны к вящей пользе людей гносеологически и практически упорядочить общественный (политика) и вещественный (наука) миры. Американский философ и культуролог Л. Мэмфорд связывал становление политической власти с изобретением так называем «архетипической машины». «Это экстраординарное изобретение, – писал он, – оказалось самой ранней рабо­чей моделью всех позднейших сложных машин, хотя детали из плоти и крови постепенно заменялись в ней более надежными механическими деталями. Собрать воедино рабочую силу и дисциплинировать организацию, позво­лившую выполнять работы в масштабах, дотоле невиданных, - таково было уникальное деяние царской власти».

Когда на историческую повестку дня была поставлена задача такой замены человеческих деталей механическими, вещественными, тогда наука была востребована в качестве социального института. Отечественный исследователь творчества И. Ньютона Б. Гессен (его справедливо считают одним из основоположников современной социологии науки) убедительно показал, что вся физическая проблематика «Математических начал нату­ральной филосо­фии» вырастает из потребностей экономики и техники ньютонианской эпохи.

Доинституциональная наука функционировала в системе института образования (слово «доктор» – наименование средневекового ученого – пер­воначально означало учителя), что и предопределяло ее функциональную нагрузку. Средневековая физика главным образом была ориентирована не на решение познавательных проблем, а на доказательство и изложение готовых истин.

Переход науки в институциональное состояние знаменовал собой из­менение иерархии ее функций. Познавательная и конструктивно проективная функции становятся важнейшими. Отныне образовательная, политическая, экономическая и другие подсистемы общества не могут претендовать на то, чтобы наука находилась в полной функциональной и информационной зависимости от них. Для нормального существования науки в качестве самостоятельного социального института необходим избыток информации, поэтому первостепенное значение для нее приобретает интернаучная коммуникация (внутринаучные каналы общения), в том числе междуна­родные связи между сообществами ученых. Институциализация науки означает признание обществом права науки на самостоятельное существо­вание и одновременно установление социального контроля над ее предста­вителями.

3. Связь науки и этики является более органичной, чем обычно считается. Обратимся к своеобразию соответственно прагматических, гипо­тетико-дедук­тивных и логико-математических наук.

Во всех прагматических науках используется тот же самый метод, что и в этике, а именно прагматический. Не означает ли это, что все прагматические науки изначально существенно нагружены этическим компонентом? Пожалуй, дело обстоит именно таким образом. Во всех прагматических науках при­ходится рассматривать ценностные и целевые установки людей. Без этого не могут состояться даже сами науки. Поэтому все прагматические науки, от технических до гуманитарных, согласно их специфике отвечают на вопрос: что может быть (случиться)? Но характерный для этики вопрос гласит не "что может случиться?", а "что предпочтительнее из возможного осуществления, чего следует добиваться?"

На первый взгляд кажется, что в прагматических науках совсем необязательно определяться насчет предпочтительного будущего, никто не может, мол, запретить ограничивать себя тематикой вопроса: что может быть? Достаточно обратиться к трудам ученых и учебникам, чтобы убедиться: в прагматических науках всегда, во всех случаях, в той или иной форме обсуждаются все три вопроса: что может быть? что предпочтительнее из возможного? осуществления чего следует добиваться?

Переход от одного вопроса к другому совершается непременно – в одних случаях преднамеренно, в других непреднамеренно, спонтанно. Рассуждая формально, допустимо утверждать, что каким-то неведомым путем ока­завшийся на вершине абсолютно гладкой полусферы маленький шарик будет находиться там бесконечно долго. Но в действительности такое не может случиться – подверженный внешним возмущениям шарик непременно начнет скатываться в какую-то вполне определенную сторону. Нечто аналогичное происходит в прагматических науках, здесь непременно происходит спонтан­ное нарушение этического безразличия. Приписывание прагматическим наукам этической нейтральности отчасти объясняется попытками подмены прагмати­ческого метода гипотетико-дедуктивным, отчасти незнакомством с этической проблематикой.

Необходимо, однако, отметить, что этическая активность прагма­тических наук не гарантирует их этическую самодостаточность. В этическом отношении самодостаточна только этика. Каждая из прагматических наук (от этики мы в данном случае абстрагируемся) имеет дело всего с одним классом событий и именно в их научном осмыслении она самодостаточна. К сожалению, при неучете широкого спектра междисциплинарных связей самодостаточность той или иной прагматической науки сродни ее абсолютизации, что с этических позиций несостоятельно. Если, например, экономисты учат, как добиваться сверхприбыли, то они заслуживают за свои глубокие познания благодарности. Но если эти сверхприбыли сопро­вождаются обнищанием какой-то части людей, то их обеспечение является делом безнравственным. Этическая неполнота отдельных прагматических наук обусловливает их амбивалентность; будучи этически активными, они могут использоваться как во вред, так и ради благополучия человека. Этика требует системной, всесторонней, а не одно­сторонней, фрагментарной оценки деяний. Она ориентирует на междисципли­нарный синтез.

Обратимся теперь к гипотетико-дедуктивным и аксиоматически-конструктивистским (логико-математическим) наукам. Следует отметить, что и эти науки не чужды прагматическому методу. И математик, и физик действуют отнюдь не бесцельно, вне каких-либо ценностных убеждений. Ясно, что, например, математики-логицисты, формалисты, интуитивисты придержи­ваются различных ценностей. Но, и это в данном случае является решающим моментом, в гипотетико-дедуктивных и логико-математических науках прагма­тический метод и привносимая им этическая активность имеют подчиненное значение, их предназначение состоит в обеспечении успеха познания на основе непрагматических методов. В этих науках прагматика подчинена семантике (в случае гипотетико-дедуктивных наук) и синтактике (в случае логико-математических наук).

Особо следует сказать о внутринаучном этосе, его нормах, которые желательны для всякого научного сообщества. В 40-е годы Р. Мертон разработал концепцию нормативного этоса науки, которая стала довольно популярной. Согласно Мертону, основу нормативного этоса науки состав­ляют четыре императива: универсализм (руководствование критериями всего науч­ного сообщества), всеобщность (результаты научной деятельности являются всеобщим достоянием), незаинтересованность (готовность поступиться своими собственными убеждениями, если они противоречат научным аргументам), организованный скептицизм (самокритичность). Позднее А. Коонэнд переформулировал нормативные основы научной работы исследователя, подчеркнув особую значимость честности, объективности, толерантности (терпимости к чужому мнению) и готовности к самопожертвованию ученого. Согласно Г. Моору, следует отличать в нормативном этосе науки осново­полагающие предпосылки научного творчества (свободу мысли и признание познания высшей ценностью науки) от конкретных требований (быть интеллектуально честным и добро­совестным, точным в работе, лаконичным в формулировках). К сожалению, даже рискуя быть изгнанным из научного сообщества, часть его пред­ставителей попадает в ловушки безответственности, кстати, опровергая своим позором тезис об этической нейтральности науки. Нормативный этос науки призван обеспечить каждому ученому его ответственность в рамках того научного сообщества, к которому он принадлежит.

При анализе проблемы ответственности применительно к науке приходится различать ее интерналистские (внутренние) и экстерналистские (внешние) аспекты. До сих пор мы рассматривали в основном этическое содержание наук безотносительно к их внешнему контексту. Поэтому речь шла главным образом об интерналистских аспектах ответственности ученого. Обратимся теперь к экстерналистским аспектам той же проблемы.

Общеизвестно, что потоки знаний текут в самых различных направ­лениях, образуя междисциплинарную сеть соотносительности наук. Об этой соотносительности свидетельствуют названия так называемых пограничных наук: математическая физика, математическая биология развития, физическая химия, биофизика, лингвопсихология, социальная психология и т. п. Хорошо известно, что, например, математика широко используется во всех науках. Менее известно, что при этом математика сама видоизменяется, в частности под влиянием новых задач, которые ставятся перед ней.

Следует учитывать также и такое обстоятельство: происходящее в том или ином научном сообществе не лишено ценностей, которыми оперируют прагматические науки (нет науки, в том числе математики, физики, философии, например, без экономических и властных полномочий ее представителей). Как только достаточно полно начинают учитываться междисциплинарные связи, так сразу же выясняется, что наука насквозь пропитана прагматическим началом. Междисциплинарные связи нара­щивают вес прагматического, а вместе с ним и этического компонента науки. Происходит это не случайно, а в полном соответствии с природой человека и общества, обеспокоенных в первую очередь не чем иным, как своей собственной судьбой. Общество как целое стремится прежде всего обеспе­чить свое будущее, а это означает, что оно выступает в качестве этического субъекта и подчиняет в этой связи себе и науку, и технику, и искусство. Междисциплинарные связи усиливают этический потенциал и этическую активность всех наук, в их огне сгорает мнимая этическая индифферентность любой науки. Много раз делались попытки провести науку по ведомству этики. В этом нет необходимости, причем по простой причине – наука и есть этическое мероприятие, впрочем не лишенное проблемных, часто плохо осознаваемых проблем. Экстерналистская (междисциплинарная) ответствен­ность отдельных ученых и научных со­обществ дополняет их интерна­листскую ответственность.

С философских позиций важнейшей чертой междисциплинарных связей является их знаковая природа. Рассмотрим, например, так называемую прикладную математику. Она представляет собой интерпретацию мате­матики на определенную предметную область, положим, на область биологических явлений. Математика как таковая становится знаком, симво­лом прикладной математики. Естественно, со своей стороны, прикладная математика может выступать в роли символа фундаментальной математики. В контексте обсуждаемой тематики существенно, что этический статус "чистой" мате­матики другой, нежели этический статус прикладной математики. В случае, если математика переводится в сферу прагматических наук, она, став прикладной математикой, приобретает новый, символический смысл. Учет символической природы наук и связанных с ней этических реалий – сложнейшая научная проблема. Его невозможно осуществить без широчайшей междисциплинарной компетентности, обладание которой в условиях высо­коспециализированной науки становится делом весьма затруднительным, но тем не менее необходимым.

Итак, наука не только не нейтральна в этическом плане, но, наоборот, чрезвычайно активна. Разумеется, эту активность приходится как-то направлять, контролировать. Стоит прислушаться к знаменитому немецкому физику и философу Карлу фон Вайцзеккеру, который, подводя итог своему жизненному пути, пришел к окончательному выводу: "Наука ответственна за свои последствия". По крайней мере на первый взгляд тезис Вайцзеккера представляется несколько декларативным. Ясно ведь, что ни один ученый не может в полной мере предвидеть все последствия своих открытий. Так, изобретатели лазера вряд ли могли предвидеть, как именно он будет использоваться, в том числе в медицине. Однако в свете указываемых ниже дополнительных обстоятельств тезис Вайцзеккера представляется вполне уместным. Ответственность за последствия, вызванные наукой, несет не только отдельный ученый (за свою деятельность), но и сообщество ученых в целом (речь идет о корпоративной ответственности). К тому же, согласно Вайцзеккеру, узаконенную ответственность за использование науки несут только те, кто ее действительно используют. В глобальном смысле ученые ответственны за свои действия в моральном, а не легальном, узаконенном плане. Отсутствие юридической ответственности не освобождает ученых от ответственности моральной.

Характер научной деятельности ученых вынуждает занять их опреде­ленную этическую позицию. В идеале речь должна идти о созна­тельном следо­вании принципам неклассической этики ответственности (ей не видно альтернативы). Что при этом имеется в виду, мы продемонстрируем на примере разработок, осуществленных группой влиятельных философов и техников в рамках Немецкого союза инженеров.

При разработке вопросов оценки техники были выделены базовые цен­ности: развитие личности и общественное качество, благосостояние людей, их здоровье и безопасность, экономичность, функциональная пригодность и экологическое качество технических устройств. Каждая базовая ценность конкретизируется в ценностях второго уровня. Так, функциональная пригод­ность изделия предполагает его совершенство, простоту, надежность, произ­во­дительность и т.п. Что касается базовых ценностей, то относительно друг друга они находятся либо в инструментальном, либо в конкурентном отно­ше­нии. К примеру, экономичность изделия способствует росту благо­состояния людей, а последнее создает базу для развития личности; одна ценность является инструментом для обеспечения другой. Однако некоторые ценности ослабляют друг друга, иначе говоря, находятся в отношении конкуренции. Например, обеспечение безопасности, здоровья и эколо­гического комфорта людей связано с определенными инвестициями, что приводит к падению благосостояния людей; стремление сделать безопасной эксплуатацию изделия и добиться его соответствия экологи­ческим нормам повышают себестоимость этого изделия.

В условиях, когда люди в своих поступках руководствуются многими ценностями, им не остается ничего другого, как добиваться их оптимального сочетания. Но для этого нужна определенная программа действия. Ее выработкой как раз и призваны заниматься ученые – обладатели уникальных знаний. Грандиозная задача обеспечения улучшения всего комплекса жизненно важных для человека отношений в принципе не может быть решена без ученых, той могущественной силы науки, которую они в состоянии задействовать в полном соответствии с ее современным неклас­сическим статусом. Некласси­ческая концепция ответственности – родное дитя современной неклассической науки. Назначениеэтой концепции состоит в том, чтобы в максимально четкой и ясной форме выразить эти­ческий смысл самой науки.

Неклассическая концепция ответственности не признает этические догмы, раз и навсегда установленные ценности. Она руководствуется теми ценностями, которые действительно актуальны, но вместе с тем ищет возможности их усовершенствования и создает базу для выдвижения новых ценностных ориентиров. Творчество, компетентность, отсутствие догматизма – вот главные черты как современной неклассической науки, так и неклассической этики в форме неклассической концепции ответственности.

На первый взгляд кажется, что ориентиры, задаваемые неклассической концепцией ответственности, неопределенны – она, мол, не задает один, бесспорный ориентир типа свободы, справедливости. Бога или личного благосостояния каждого человека. Однако это впечатление обманчиво. Неклассическая концепция ответственности задает ориентир – лучшее будущее для человека, социальных общностей и общества в целом. Но что такое "лучшее будущее"? То самое, которое определяется оптимальной оценкой ценностей и совершаемых во имя их реализации поступков. В этическом круге все взаимосвязано – ценности, цели, деяния, творчество. Этическое измерение науки как раз и состоит в том, что она не выпадает из этического круга, но при этом может выступать в роли как периферийной, так и центростремительной этической силы. Забвение положительного потенциала науки кардинальным образом противоречит ее действительному назначению. Разумеется, много­мерность науки не исчерпывается ее этическим измерением. Именно в силу многомерности науки возможны диспропорции между ее отдельными измерениями, что всегда чревато нежелательными последствиями.

В заключение отметим, что в последние десятилетия бурно развиваются так называемые прикладные этики: биоэтика, медицинская этика, эколо­гическая этика, этика техники, этика бизнеса. Комплекс приклад­ных этик сви­детельствует о благотворных изменениях, происходящих в этике, которая обогащается детально разработанными научными програм­мами.






Образование В высокоразвитых странах Западной Европы в XIX в. началось широкое распространение образования. Рост богатства и мате- риального благополу- чия людей Потребность индустриаль- ной цивилизации в квали- фицированных рабочих Широкое распространение образования Уровень грамотности населения Западной Европы в конце XIX в. (мужчины)


Французский учёный Луи Пастер () заложил основы современных микробиологии (наука о микроорганиз- мах) и иммунологии (наука о защитных свойствах организма), что позволило начать успешную борьбу с инфекцион- ными заболеваниями В 1895 г. немецкий учёный Вильгельм Рентген () открыл рентгеновс- кие лучи (названы в его честь), кото- рые сразу стали применяться в меди- цине и технике. Наука


С именами таких выдающихся физи- ков, как М.Склодовс- кая-Кюри (Польша), П. Кюри (Франция), Н. Бор (Дания), Э.Ре- зерфорд (Англия) связаны открытие радиоактивности и исследования в об- ласти атомного ядра. Наука М.Склодовская-КюриП.Кюри Н.Бор Э.Резерфорд


В учении Дарвина нашла своё воп- лощение теория эволюции видов путём естественного отбора. Он доказывал, что человек не был создан Богом, а произошёл от некогда существовавшего сходного с обезьяной существа. Учение Дарвина и формирование новой картины мира Чарльз Дарвин ()


Создание крупного машинного производства составляет со- держание второго периода Нового времени. Мощный толчок механизации производства дало изобрете- ние в конце XVIII в. парового двигателя. Почти одновременно был разработан процесс получения железа и стали из чугуна. Возникла новая отрасль производства – машиностроение. Раз- вернулся массовый выпуск разнообразных машин. Паровые установки стали применяться в различных отраслях промыш- ленности и сельского хозяйства. Не случайно современники охарактеризовали XIX в. как «век пара и железа». Шотландец Дж. Уатт создал в 1782 г. паровой двигатель, который приводил в действие машины и механизмы на фабриках. Переворот в технике


Огромные изменения в жизнь внесло создание парового транспорта. Первым пароходом стало речное судно, пост- роенное в США в 1807 г. Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза и строительство железных дорог. В 1814 г. англичанин Джордж Стефенсон построил первый паровоз «Блюхер». Развитие транспорта 27 сентября 1825 г. паровоз Д.Стефенсона «Ло- комошен» («Движение») провёл по железной дороге поезд со скоростью 20 км/час. Этот день считается «днём рождения» железнодорожного транспорта. В 1823 г. Д.Стефенсон был главным инженером компа- нии по строительству пер- вой железной дороги обще- го пользования. Она соеди- нила Стоктон и Дарлингтон. Паровоз «Движение» Дж.Стефенсон


Большую роль в развитии транс- порта сыграло строительство ка- налов. В 1869 г. был открыт Суэц- кий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго- Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строи- тельство Панамского канала, свя- завшего Атлантику с Тихим океа- ном. Развитие транспорта Открытие Панамского канала Строительство Суэцкого канала Суэцкий канал


Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни учёные выдвигали идеи, другие в ходе экспериментов выявляли области их практического при- менения. Так, например, произошло с изучением электричест- ва. Особый вклад в эту область науки внесли англичанин Майкл Фарадей и шотландец Джеймс Максвелл. Наука об элек- тричестве привела к созданию электротехнической промыш- ленности. Началась эпоха электричества: был изобретён электродвигатель, появилось электрическое освещение и т.д. Связь науки с практикой Майкл Фарадей Джеймс Максвелл


Выдающимся достижением конца XIX в. стало изобретение фонографа и кинематографа. Аппарат для записи и воспроиз- ведения звука предложил в 1877 г. Томас Эдисон. А братья Луи и Огюст Люмьеры изобрели в 1895 г. аппарат для съёмки и проецирования «движущихся фотографий» (так появился кине- матограф). В 1836 г. американец Сэмюэл Морзе изобрёл телеграф, а в 1876 г. был изобретён телефон. На рубеже ХХ в. появилось радио. Средства связи Т.Эдисон и его фонограф Телефонные барышни Литография 1904 г.



 

Возможно, будет полезно почитать: