О структуре федеральных органов исполнительной власти. О структуре федеральных органов исполнительной власти Структура федеральных органов исполнительной власти список

Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Судебная практика и законодательство - Указ Президента РФ от 21.05.2012 N 636 (ред. от 14.09.2018) "О структуре федеральных органов исполнительной власти"

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51, ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31, N 27, ст. 3866, N 29, ст. 4295, N 48, ст. 6730, N 49, ст. 7333, N 50, ст. 7337) и Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 22, ст. 2754, N 27, ст. 3674), с целью обеспечения организации служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих Министерства спорта Российской Федерации приказываю.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Два уровня органов исполнительной власти:

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

По организации:

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.

По характеру и объему компетенции:

Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик)

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства)

Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).

Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:

Правительство РФ;

Федеральные министерства;

Государственные комитеты РФ;

Федеральные комиссии России;

Федеральные службы РФ;

Российские агентства;

Федеральные надзоры России;

Иные федеральные органы исполнительной власти:

Главное управление специальных программ Президента,

Гос. техническая комиссия при Президенте,

Управление делами Президента.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:

Правительства (советы министров, мэрии, администрации);

Министерства;

Комитеты;

Департаменты;

Главные управления,

Управления,

Отделы и иные органы.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

Коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.);

Единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам:

По порядку образования (избираемые, назначаемые);

По источникам финансирования (видам бюджета).

В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:

Федеральный центральный аппарат ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);

Аппарат ИВ субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом.

Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью. Не вправе осуществлять информационно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральное агентство – осуществляет функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств (находящиеся в субъектах Федерации и отдельных регионах РФ) также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).

Исходя из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов государственной власти по функциональному принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти .

Органы законодательной власти - Федеральное собрание РФ в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации: Государственный совет Татарстана, Народный хурал Бурятии, Государственное собрание (курултай) Башкортостана и т.д.; законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.).

Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов и решения которых носят обязательный характер. Система органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.

Работа депутатов в законодательных органах в подавляющем большинстве случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.

Органы исполнительной власти - это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.


Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

Органы исполнительной власти подразделяются на:

Органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);

Органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

В системе органов государственной власти Правительству Российской Федерации принадлежит особое место. Конституционному положению Правительства РФ в системе органов государственной власти посвящена отдельная шестая глава Конституции. Вместе с тем о Правительстве упоминается и в других главах Конституции. Эта особенность российской Конституции, так как во многих зарубежных демократических конституциях о правительстве говорится очень скупо, некоторые зарубежные Конституции просто упоминают о нем, другие вообще о нем умалчивают. Выделение целой главы в Конституции РФ, посвященной Правительству, прямо подчеркивает ту особую роль, которую Правительство должно играть в системе органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с принципом разделения властей Правительство РФ осуществляет только исполнительную власть. Конституция РФ относит Правительство к органам, которым предоставлено право осуществлять государственную власть, наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами. Это означает, что правительство - это орган государственной власти, который занимает свое особое место в этой системе и взаимодействует с другими субъектами государственной власти (Президентом, Федеральным собранием, судами).

Роль Правительства регулируется помимо Конституции Федеральным конституционным законом 1997 г. "О правительстве Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента РФ. Правительство осуществляет свою компетенцию в рамках, установленных российским законодательством, и осуществляет оперативную деятельность по реализации исполнительных функций путем издания собственных постановлений и распоряжений.

Конституция РФ определяет порядок формирования Правительства РФ. Особенность его формирования определяется особой формой правления в РФ, устанавливаемой Конституцией (смешанная республика).

Правительство действует в течение срока полномочий Президента (т.е. в течение четырех лет). В соответствии с Конституцией Правительство прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом до сформирования Правительства нового состава старое Правительство продолжает выполнять свои полномочия и прекращает их выполнение после утверждения состава нового Правительства. Возглавляет Правительство Председатель, который назначается на свою должность Президентом с согласия Государственной думы. Совет Федерации в назначении председателя Правительства не участвует.

Президент обязан внести предложение о кандидатуре на пост Председателя Правительства не позднее двух недель после вступления Президента в должность или после отставки Правительства прежнего состава. Государственная дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня получения предложения о кандидатуре. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент в недельный срок должен представить Государственной думе новую кандидатуру.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы кандидат на должность Председателя Правительства представляет в Государственную думу доклад об основных направлениях политики будущего Правительства и отвечает на вопросы депутатов. Назначение Председателя Правительства проводится тайным голосованием депутатов Государственной думы, при этом принимается специальное постановление. Если Государственная дума трижды подряд отклоняет кандидатуру Председателя Правительства, Президент в соответствии с Конституцией своим указом назначает Председателя Правительства, одновременно распуская Государственную думу и назначая досрочные выборы депутатов Государственной думы.

После назначения Председателя Правительства состав Правительства далее формируется Президентом по представлению Председателя Правительства без участия Государственной думы. Это заместители председателя Правительства и федеральные министры. Все без исключения федеральные министры являются членами Правительства. Руководители других ведомств могут иметь статус члена Правительства (федерального министра), только если это предусмотрено законом или по указанию Президента.

Членам Правительства запрещено заниматься какой-либо иной оплачиваемой деятельностью в государственных, коммерческих, общественных организациях, кроме преподавательской, научной или иной творческой работы. Члены Правительства не могут быть одновременно депутатами Государственной думы или депутатами других представительных органов.
Правительство имеет право в полном составе подать в отставку, если сочтет невозможным осуществление возложенных на него функций до окончания срока своих полномочий. Подать в отставку имеют право и отдельные члены Правительства. Отставка всего Правительства или отдельных министров принимается или отклоняется Президентом РФ. Никакого утверждения со стороны Государственной думы такой отставки не требуется. Отставка Правительства или его отдельных членов оформляется указом Президента.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Государственная дума путем голосования может выразить Правительству вотум недоверия. Но это еще не означает, что Правительство тут же уйдет в отставку. Вопрос об отставке Правительства опять решает только Президент. Он может не согласиться с решением Государственной думы об отставке Правительства, и Правительство в этом случае будет продолжать осуществление своих функций. Но если Государственная дума в течение трех месяцев повторно выразит этому же Правительству вотум недоверия, тогда Президент вынужден будет либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную думу и назначить досрочные выборы, т.е. Президент в этом случае может осуществить свое право на досрочный роспуск парламента.

Члены Правительства имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий. Они могут получить слово и выступить по любому обсуждаемому вопросу. В свою очередь, комитеты, комиссии палат парламента, депутаты, депутатские фракции, депутатские группы, члены Совета Федерации имеют право запроса Правительству в целом или его отдельным членам. Запрос направляется в письменном виде, Правительство обязано дать ответ в установленные сроки. По запросам Государственной думой может быть принято специальное постановление.

Правительство в целом обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесения на рассмотрение Государственной думы законопроектов от своего имени. По ряду законопроектов (о введении или отмене налогов, государственных займах, изменении финансовых обязательств государства, предусматривающих расходы из государственного бюджета) требуется обязательное согласование (экспертиза) Правительства.
Правительство имеет своего представителя в Федеральном собрании, который назначается и освобождается Правительством по представлению руководителя Аппарата Правительства.

Этот полномочный представитель Правительства:

Выступает на заседаниях палат Федерального собрания от имени Правительства при обсуждении вопросов, касающихся деятельности Правительства;

Представляет от имени Правительства проекты законов в Государственную думу; дает пояснения по текстам законопроектов, осуществляет согласование их текстов с позицией Государственной думы;

Доводит до сведения Правительства любые вопросы, связанные с деятельностью Государственной думы, ее замечания, предложения и т.д.

Правительство РФ - это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.

В соответствии с Регламентом доклад на заседании Правительства допускается продолжительностью до 15 минут, содоклад - 10, выступление - 5, справки - 3 минуты. Кроме членов Правительства на заседании имеют право выступать специально приглашенные специалисты и эксперты. Прения прекращаются по предложению Председателя Правительства, который руководит его заседаниями, а в его отсутствие - одного из его заместителей. На заседаниях Правительства может присутствовать и председательствовать по своему усмотрению Президент РФ.

Председатель Правительства организует работу Правительства, проводит его заседания, распределяет обязанности между своими заместителями. Председатель Правительства представляет Правительство в международных отношениях. Для оперативного управления формируется постоянный орган Правительства - его Президиум, в состав которого входит Председатель Правительства, все его заместители, руководитель Аппарата Правительства.

Кроме того, в состав Президиума могут быть включены по предложению Председателя Правительства и отдельные федеральные министры. Обычно это министр финансов, торговли и экономического развития, иностранных дел, обороны, внутренних дел и некоторые другие. Президиум Правительства может оперативно рассматривать и решать текущие вопросы деятельности Правительства, осуществлять контроль за выполнением принятых Правительством решений.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, и решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства. Решения Президиума не должны противоречить решениям всего Правительства. В случае необходимости Правительство может отменить любое решение своего Президиума. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента. Аппарат Правительства разрабатывает правительственные документы, докладывает Председателю Правительства или его заместителям содержание документов, полученных от центральных органов исполнительной власти, от субъектов Федерации, от других органов государственной власти, от предприятий, учреждений и т.д; готовит по ним аналитические справки, осуществляет подготовку заседаний Правительства и его Президиума.

Для осуществления текущей и перспективной работы Правительства создаются координационные и консультативные органы - комиссии и советы при Правительстве. Они создаются решением самого Правительства для согласования действий различных органов исполнительной власти на федеральном уровне, по координации работы в регионах, для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки их для заседаний Правительства. Комиссии и советы могут иметь статус правительственных и межправительственных, но они не являются органами исполнительной власти.

В состав комиссий и советов в зависимости от направлений их деятельности могут быть включены представители федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов Федерации, предпринимательских структур, общественных объединений, экспертов-специалистов, общественных деятелей. Обычно эти вспомогательные органы при Правительстве РФ создаются по проблемам, имеющим общегосударственное значение. Кроме того, при Правительстве создаются межведомственные комитеты и советы, имеющие межотраслевое или межтерриториальное значение, которые решают вопросы, входящие в компетенцию различных ведомств и имеющие отношение сразу к нескольким регионам. По вопросам, требующим решения всего Правительства, межведомственные комиссии готовят свои предложения и вносят их на рассмотрение Правительства.

Правительство Российской Федерации как орган исполнительной власти обладает очень широкой компетенцией практически во всех сферах государственной жизни. Общие полномочия Правительства регулируются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О правительстве", другими федеральными законами, нормативными указами Президента и целым рядом других нормативно-правовых актов.

Правительство Российской Федерации руководит федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти и контролирует их деятельность. Министерства и другие органы исполнительной власти подчинены Правительству и несут перед ним ответственность за выполнение порученных им задач. Правительство утверждает положения о федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Правительство вправе отменить акты федеральных органов исполнительной власти или приостановить действие этих актов.
В соответствии с законом полномочия Правительства можно разделить на общие полномочия и полномочия в специальных сферах деятельности.

Общие полномочия Правительства РФ заключаются в том, что оно:

Организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;

Осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

Обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ;

Направляет и контролирует деятельность ее органов;

Формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

Реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия Правительства в специальных сферах деятельности можно разделить на несколько направлений.

  • Прежде всего, это полномочия Правительства в сфере экономики, где оно:
    • осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
    • прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, вырабатывает государственную, структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью;
    • разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
    • осуществляет общее руководство таможенным делом, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
    • формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.
  • Полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики заключаются в том, что оно:
    • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
    • разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
    • представляет Государственной думе отчет об исполнении государственного бюджета;
    • разрабатывает и реализует налоговую политику, обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
    • принимает согласованные с Центральным банком меры по регулированию рынка ценных бумаг ;
    • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
    • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
    • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;
    • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
  • Полномочия Правительства в социальной сфере заключаются в том, что оно:
    • обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
    • принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
    • разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
    • обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
    • принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
    • содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
    • взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
    • разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
  • Полномочия Правительства в сфере науки, культуры, образования:
    • разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
    • обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, а также имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
    • обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;
    • обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.
  • Полномочия Правительства в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
    • обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
    • принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
    • организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;
    • координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
  • Полномочия Правительства в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:
    • участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
    • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественноопасными явлениями;
    • разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
    • осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
  • Полномочия Правительства по обеспечению обороны и государственной безопасности:
    • осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;
    • организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил, других войск и воинских формирований РФ;
    • обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
    • обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;
    • принимает меры по охране государственной границы;
    • руководит гражданской обороной.
  • Полномочия Правительства в сфере внешней политики и международных отношений:
    • осуществляет руководство в сфере обеспечения отношений РФ с иностранными государствами, международными организациями;
    • обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;
    • в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
    • отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан РФ за пределами ее территории;
    • осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство может осуществлять и иные полномочия, установленные законодательством. Особенности осуществления полномочий Правительства при введении военного или чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами.
Правительство принимает собственные постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Постановления - это акты, имеющие нормативный характер. Акты же по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Все акты, издаваемые Правительством, подписываются его председателем и обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Датой официального опубликования правительственного акта является дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ (не позднее 15 дней со дня их принятия). Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самим постановлением не предусмотрено иное. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания.

Все акты Правительства могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме постановлений и распоряжений Правительство вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие нормативно-правового характера. Постановления и распоряжения Правительства, в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента, могут быть отменены Президентом РФ.

Следует отметить, что в соответствии с нормами Закона "О правительстве" Президент РФ как Верховный главнокомандующий и Председатель Совета безопасности направляет деятельность федеральных министров и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Правительство в установленные сроки представляет сведения в Счетную палату РФ об исполнении федерального бюджета. Правительство производит финансирование судов из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия, обеспечивает исполнение судебных решений.

Правительство разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, и с этой целью создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон. Правительство вносит предложения Президенту о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения этими актами гражданских прав и свобод.

Одно из важнейших направлений деятельности Правительства - осуществление законодательной инициативы. Правительство рассматривает и вносит в Государственную думу проекты федеральных конституционных законов и проекты федеральных законов, участвует в законодательной деятельности Президента и палат Федерального собрания. Именно от Правительства исходит основной поток законопроектов, подготовка и представление их на рассмотрение в Правительство осуществляется различными органами исполнительной власти. Первоначально проекты законов по планам Правительства проходят экспертную оценку в Аппарате самого Правительства.

На основании экспертных оценок и заключений специалистов законопроект или отклоняется или принимается к обсуждению в Правительстве. Президент Российской Федерации может от своего имени поручить Правительству подготовить законопроект. При рассмотрении законопроектов правительство назначает своих официальных представителей. Законопроект вносится с приложением необходимых документов и официального решения Правительства.

Официальный представитель Правительства представляет законопроект, дает по его содержанию необходимые объяснения, участвует в рассмотрении самого законопроекта. Представление федеральными органами исполнительной власти законопроектов, минуя Правительство, не допускается, причем в этом случае в качестве координирующего органа при представлении законопроекта выступает Министерство юстиции. Оно обобщает все предложения по законодательной деятельности Правительства, дает правовое заключение и заключение о соответствии законопроектов действующему законодательству, а также само может разрабатывать законопроекты.

Правительство взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов РФ при законопроектной деятельности и дает им при этом определенные поручения. Для подготовки комплексных межотраслевых законопроектов могут быть созданы специальные временные комиссии Правительства. Правительство РФ дает предварительные заключения по другим законопроектам, вносимым другими субъектами законодательной инициативы, в том числе и по законопроектам, вносимым Президентом РФ.

Законопроект, поступивший в Правительство с финансово-экономическим обоснованием, после предварительной проработки в аппарате Правительства в обязательном порядке направляется в Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов и Министерство юстиции. Министерство, указанное первым в сопроводительном документе, в течение пяти рабочих дней готовит проект заключения и представляет его в Правительство.
По законопроектам, обсуждаемым палатами Федерального собрания, Правительство может подготовить свои замечания и предложения.

Эти замечания по инициативе заинтересованного органа исполнительной власти или в связи с поступлением законопроекта в Правительство из Государственной думы после рассмотрения палатой в соответствующем чтении могут быть представлены на рассмотрение в Государственную думу. Поступившие из Государственной думы законопроекты направляются заинтересованным органам исполнительной власти, замечания и предложения от которых должны поступить не позднее чем в десятидневный срок.

К числу федеральных органов исполнительной власти относятся федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные федеральные органы исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти устанавливается указом Президента РФ, и указом же Президента в эту структуру могут вноситься необходимые изменения по предложению Председателя Правительства.

Федеральное министерство представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство порученной ему отраслью или сферой деятельности. Министерство функционирует на основе единоначалия, и его руководитель (министр) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство обязанностей. Министр возглавляет коллегию министерства, которая является совещательным органом при министре. Межотраслевое регулирование на основе коллегиальности осуществляет государственный комитет во главе с его председателем. Решения по межотраслевым вопросам нормативного характера принимаются совместно и оформляются в виде постановления.

Члены государственного комитета утверждаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Федеральные министерства и государственные комитеты обладают собственной компетенцией в соответствующей сфере управления. В рамках этой компетенции министерства и государственные комитеты осуществляют общее руководство вверенной им сферой управления, контроль за деятельностью нижестоящих органов исполнительной власти, взаимодействие с другими органами государственной власти и общественными объединениями.

Власти в большинстве стран мира, где устоялось федеративное административно-территориальное устройство, определяется конституцией, и потому не зависит от результатов парламентских и президентских выборов. Подобная независимость достигается в основном за счет того, что на законодательном уровне разделены функции государственной бюрократии (система министерского или федерального контроля) и, собственно говоря, которое и меняется в зависимости от результатов выборов. При этом под федеральными подразумеваются министерства, которым переданы функции определения принципов политики в той или иной области экономики, контрольные и мониторинговые функции, а также полномочия по проведению аналитических и Проще говоря, речь идет о структуре федерального правительства, политике той партии, программа которой победила на текущих парламентских и/или президентских выборах.

Структура федеральных органов исполнительной власти РФ определяется несколько иными принципами. Во-первых, учитывая, что Россия является президентской республикой, структура политического господства зависима от результатов выборов главы государства и может меняться в зависимости от целей и задач проводимой им политики. Понятно, что сами не являются константой и могут корректироваться как на протяжении всего избирательного цикла (президентские, парламентские выборы), так и в зависимости от внутриполитической ситуации. Причем система бюрократического управления - это одна из ключевых составляющих политики. Во-вторых, сама структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя как министерства и ведомства (федеральное правительство), так и их представительства на местах (региональные управления), а также совокупность и фирм, реализующих государственные контракты и подчиненных «своему» министерству. Такая сложная система сохранилась еще с советских времен и практически не менялась в последние 20 лет.

Современная структура федеральных органов исполнительной власти в общих чертах определена двумя документами - соответствующими указами президента РФ от 22.08.1998 г. и от 16.10.2001 г. Предложенную модель политической власти можно оценить как иерархическую:

  • Федеральное правительство, включающее в себя 24 министерства;
  • Министерства (как отдельные политико-административные структуры);
  • Государственные комитеты (всего 10, располагают министерскими полномочиями);
  • Федеральные комиссии (3 структурные единицы, служат своеобразной «связкой» между Правительством и Парламентом);
  • федеральные службы (15 автономных структур, формально не включенных в состав Правительства, но имеющие полномочия министерств);
  • национальные агентства (9 структурных единиц, отвечающих за развитие стратегических программ);
  • Федеральные структуры (подотчетные Президенту РФ). Речь идет о так называемом «силовом» блоке Правительства - МВД, ФСБ, Минобороны и пр. Иными словами, структура федеральных органов исполнительной власти предполагает наличие президентского блока, куда входит 16 министерств и ведомств. Однако, учитывая, что персональный состав правительства не зависит от результатов парламентских выборов и назначается указами главы государств, действующая модель государственной власти де-факто полностью подчинена Президенту РФ.

При этом интересно, что полномочия местного самоуправления регулируются соответствующим законом, но четко не определены, хотя административно соподчинены областным (республиканским) структурам. В связи с этим некоторые аналитики вынуждены говорить о региональных администрациях или местных органах власти, финансово и политически зависимых от федерального центра.



 

Возможно, будет полезно почитать: