Радиоактивные отходы в море – прошлое, настоящее и будущее. Правовой статус затонувших военных объектов Прах в основании рифа – новый похоронный тренд

Место последнего упокоения беспокоит многих еще при жизни. Для нашего курорта, и не только, эта тема очень актуальна. Земли становится всё меньше, места на кладбищах - всё дороже. Да и сам внешний вид многих кладбищ вызывает дрожь. Кто был на сочинских кладбищах, не понаслышке знает, что они переполнены - сплошь и рядом подзахоронения, гроб на гробе, у нас реально нет мест для расширений погостов. К тому же очень много заброшенных могил, а оградки делают у кого как финансы позволяют. В некоторых местах трава в человеческий рост и непролазная грязь. Да что говорить, это видеть надо…

Одно время муссировалась идея с крематорием, но так до сих пор и не прошла. Хоронить на луне, в космосе, поближе к Богу, как сейчас придумали международные миллионеры, тоже не по карману. К нам в редакцию обратились читатели с предложением - а почему бы не организовать морское кладбище? «Народная газета» попыталась рассмотреть идею, которую предложили наши читатели.

Прах в море
Высокий уровень смертности и все меньшее количество земли для захоронений заставляют крепко задуматься. Для города Сочи с его высокой концентрацией населения и отсутствием земли – это вообще проблема. Одним из выходов было бы организовать крематорий, эта тема до сих пор муссируется на градостроительных советах. Но здесь все, по большому счету, упирается в экономический вопрос и ментальность граждан. Опросы показали, что на первоначальном этапе процент кремаций (дело все же новое, непривычное) будет составлять максимум 15% от умерших, в число которых будут входить невостребованные, безродные тела.

А содержание крематория между тем дело затратное. Также чиновники говорят, что уже построен крематорий в Новороссийске, в планах работы которого обслуживание всего Краснодарского края. И при грамотном подходе, в случае предсмертной воли и желания родственников, поездку туда можно будет организовать буквально в течение одного дня. Поэтому с крематорием скорее всего вопрос у нас решен не будет. Тем не менее проблему с захоронениями решать нужно как можно скорее, кладбища в Сочи переполнены, и хоронить уже скоро станет просто негде.

Выход из ситуации наши читатели видят в организации морского кладбища
Просторы Черного моря позволят реализовать подобную идею, как известно, оно является огромным резервуаром сероводорода. Ниже глубины 150 -200 метров у нас в море залегает сероводород, так называемая «мертвая зона», где отсутствуют живые существа и разлагается вся органика. В том числе и за счет этого фактора экосистема моря имеет свойство самоочищаться. Кто-то может сказать, зачем нам вторая река Ганг? А не выйдет ли вся затея боком? Здесь хочется уточнить, что сероводород – это газ, который без остатка растворяет все, что попадает на глубину его залегания. Получается, как бы это странно ни звучало, экономичное хозяйствование, да и экологические бы нормы были соблюдены. Да и все мы разумные люди, и никто не стал бы делать морские кладбища в местах туристического скопления и с моральной точки зрения.

Недавно губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил оборудовать пустующие прибрежные территории от Сочи в сторону Геленджика. Там, где невозможно создать туристическую инфраструктуру, в промежутках можно было бы организовать морские кладбища. И местное население могло бы зарабатывать на оказании ритуальных услуг.

А как у них?
Кстати, в Китае всерьез заинтересовались темой захоронений в море. В центральном городе китайской провинции Гуандун место на кладбище обойдётся в 1200 долларов за квадратный метр. Это даже дороже, чем элитные квартиры. Но в Шанхае, Шаосине или Вэньчжоу власти заплатят вам 320, 800 или 1290 долларов за рассеивание праха умерших в море. Включена даже стоимость поездки на лодке и лепестков цветов, с которыми смешивают прах. По традиции военно-морских сил США, самых отличившихся тоже хоронят в море.

Устав ВМС допускает предание воде как тела в гробу, так и развеивание праха. Прощальная церемония сопровождается религиозным ритуалом (если человек исповедовал ту или иную религию) и завершается тремя выстрелами траурного взвода из семи человек. В Великобритании и Ирландии захоронение тела в море разрешено в определенных частях Северного моря, для чего требуется специальное разрешение. На Гавайских островах такие погребения имеют давнюю традицию среди коренного населения и практикуются до сих пор. Получается, тема морских захоронений не нова и могла бы стать для Сочи выходом из ситуации с перенасыщенностью местных кладбищ.

Традиция погребения в море зародилась в древние времена и существовала у самых разных народов.
Все это имело свою подоплеку - верования, что путь на тот свет ведет по воде или о прибытии прародичей по морю. У викингов бытовало погребение человека в особой погребальной ладье, которая перед отплытием поджигалась. На Руси, где жило много варягов, тело вождя клали на корабль, который поджигал ближайший родственник покойного.

Упокоиться с шиком
Морские похороны сейчас набирают популярность и в научной сфере. Быть похороненным в море становится еще и очень модно. В противовес теории Чарльза Дарвина о происхождении людей от обезьяноподобных предков есть другая – человечество вышло из воды. Последняя в настоящее время очень популярна. Если человек не слез с дерева, а вышел из воды, получается, гармоничнее было бы и найти в ней свое последнее пристанище. Эту идею поддерживают и многие психологи. Похороны в море морально переносить проще, чем похороны в землю.

– Опускание гроба в землю, медленное кидание земли – это очень тяжело, так же, как и кремация, этого многие боятся. А морское захоронение – более мягко действует на психику, – уточнил для «Народной газеты Сочи» один из психологов курорта.

Действительно – огражденная акватория, катер, торжественная музыка, красивый гроб в виде ракушки-жемчужницы, который опускают в море, плавающие кругом лепестки цветов – все это может выглядеть для нас непривычно, но красиво. Если развивать эту тему дальше, то можно еще организовать установку плавучего памятника и получить специальное свидетельство, где будут определенные координаты захоронения. Можно оборудовать подходящим образом для поминок прибрежную зону с поминальными столиками и беседками, где можно предаваться скорби по ушедшим с красивым видом на море и проплывающими рядом дельфинами…

Есть мысль, что особенно это бы заинтересовало иностранцев (быть похороненным в Черном море, и вообще в море, для многих из них – статусно, красиво и необычно). И это, кроме решения проблемы с кладбищами вообще, был бы и дополнительный заработок сочинцам. Ведь родственники усопших будут приезжать к ним на морские могилы, что-то покупать, где-то селиться. Похоронили, а потом еще и платный выезд на лодке для поминок и посещений – это целая индустрия необычных похорон.

Подводные камни
Однако с организацией морских кладбищ у нас не все так просто. В этом деле есть свои подводные камни. Директор МБУ г. Сочи «Управление по организации похоронного дела» Александр Мамлай, согласившись, что в идее морских захоронений есть рациональное зерно, объяснял, что реализовать такой проект будет непросто.

– Есть действующее законодательство, а оно ни слова не говорит по поводу захоронений в море, – пояснил Александр Мамлай, – поэтому мы можем много обсуждать, но пока на законодательном, федеральном уровне это не будет прописано, все это бесполезно.

Получается, чтобы запустить проект с морскими кладбищами, надо перекраивать законодательство на уровне Федерации. Пойдут ли на это парламентарии – вопрос. Между тем проблема с нашими сочинскими погостами, где уже негде хоронить, требует решения. Хотелось бы, чтобы наша власть побыстрее обратила на нее внимание и нашла выход.

Вопросы правового статуса затонувшего имущества, кораблей, судов и летательных аппаратов также остались вне пределов регулирования КМП-82. Вместе с тем гибель военного корабля, летательного аппарата или иного военного объекта с членами экипажа как в бою, так и в мирное время образует на дне не просто могилу, а военное захоронение, попечение о котором должно осуществлять государство флага.

Применительно к настоящей книге под "затонувшим военным имуществом" следует понимать корабль (судно), летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам государства, их части и принадлежности, а также принадлежащее экипажу военное снаряжение и прочее имущество, дрейфующие под водой, находящиеся на дне или выброшенные на мелководье, банки или скалы, при условии утраты судовладельцем способности к их управлению.

Анализ известных случаев работ в местах гибели военных кораблей свидетельствует пусть пока о незначительной, но весьма важной и поучительной прецедентной практике, складывающейся по отношению к затонувшему военному имуществу.

Трагедия с российской атомной подводной лодкой "Курск" и осуществленные на лодке работы показали, что технический аспект судоподъема, на наш взгляд, уже достиг того уровня, когда проблема регулирования судоподъемных работ и иных работ на затонувших объектах требует вполне определенного международно-правового оформления.

Считается уже "академическим" случай подъема летом 1974 г. американским судном "Гломар Эксплорер" части советской подводной лодки, затонувшей в 1968 г. в тысяче миль северо-западнее от Гаваев. Советский Союз о факте и районе затопления (или катастрофы) официально не сообщал и вплоть до подъема отсека подводной лодки никаких официальных демаршей не предпринимал. Однако осенью 1980 г. при попытке подъема крейсера "Адмирал Нахимов", затонувшего в Корейском проливе во время русско-японской войны 1904–1905 гг., японской частной фирмой советская сторона заявила решительный протест, объявляя район гибели "Адмирала Нахимова" "военно-морским захоронением". Весьма поучительной, с точки зрения дальнейших умозаключений, явилась и практика спасательных работ в месте гибели советской атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 г.

Соотнося практику судоподъема со статусом различных категорий морских пространств, справедливо сделать следующие выводы:

  • 1. Во внутренних, архипелажных водах и территориальном море вопрос судоподъема может быть решен только с получением разрешения прибрежного государства на проведение указанных работ.
  • 2. В прилежащей зоне допустимо проведение судоподъемных работ с санкции прибрежного государства, с соблюдением санитарных или иных правил, вытекающих из законодательства государства, осуществляющего на эти пространства свою юрисдикцию.
  • 3. В ИЭЗ и на континентальном шельфе иностранного государства судоподъемные работы не противоречат положениям КМП-82. Однако если характер их последствий угрожает или наносит ущерб биологическим или минеральным ресурсам указанных пространств, прибрежное государство вправе потребовать от бывшего судовладельца:
    • – ликвидации источника опасности;
    • – возмещения наносимого ущерба.

Непринятие мер по судоподъему указанного источника повышенной опасности может служить формальным основанием для принятия "страдающим" государством самостоятельных мер по ликвидации источника опасности.

В случае если достоверно установлено, что затонувшее в архипелажных водах или территориальном море государственное судно, военный корабль или летательный аппарат, принадлежащий иному государству, прибрежное государство информирует об обнаружении такого поддающегося идентификации объекта (п. 3 ст. 7 Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 г.).

Правовой статус затонувшего военного имущества следует рассматривать в связи с конкретной стадией судоподъемных или иных подводных работ, например связанных с предотвращением выхода из корпуса корабля особо опасных веществ. Затонувший объект в процессе подводных или судоподъемных операций может находиться в следующих функциональных состояниях: на дне; на поверхности после судоподъема с обеспечением нахождения в водоизмещающем состоянии; погруженным на специализированный плавучий объект (например, типа самоходной баржи "Giant 4") или транспортное судно государства флага (или на иностранное судно).

Находясь на дне, вне зависимости от статуса района затопления, затонувший военный корабль (летательный аппарат) является собственностью государства флага или регистрации и остается под его суверенитетом, пока это государство формально от него не откажется. Вместе с тем затонувший корабль (судно) не может признаваться военным кораблем, так как в затонувшем состоянии лишен признаков, предусмотренных международным морским правом, в частности КМП-82, для таких морских объектов.

В КМП-82 содержится вполне определенное понятие "военный корабль", которое означает "судно, принадлежащее вооруженным силам государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе у правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине" (ст. 29 КМП-82).

Однако ситуация резко изменится, если удачно смоделировать подъем затонувшего корабля (судна) и придать ему положительную плавучесть для дальнейшей транспортировки. Потеряв статус военного корабля, поднятое судно становится объектом тех же норм, которым подчинены суда, находящиеся на некоммерческой службе, но с приобретением характеристики судна возникнет проблема юридического оформления такой функциональной трансформации, поскольку с учетом определений, зафиксированных в кодексах мореплавателей многих стран, включая и КТМ РФ, а также в МППСС-72, поднятый на поверхность корабль будет являться судном. Более существенным представляется вопрос о владельце такого судна. Применительно к российскому законодательству собственником такого судна может явиться как государство в лице ВМФ, так и государственный орган морского транспорта, кооперативная или общественная организация. Не вдаваясь далее в эту проблему, поскольку это вполне самостоятельный вопрос, заметим, что сразу же после подъема возникнут проблемы документального оформления права плавания под флагом конкретного государства: процедура подъема флага (и какого, если, например, по договору со спасателем последний должен на свой страх и риск отбуксировать судно в конкретный район или порт), регистрация судна и целый ряд других, связанных с этим вопросом. Подобные проблемы кажутся несколько искусственными, если можно было бы со стопроцентной гарантией утверждать, что транспортировка поднятого объекта будет безаварийной. В противном случае при совершении аварии, например вызванной столкновением с другим судном, в процессе транспортировки вопросы собственности, регистрации и другие неизбежно возникнут. Кроме того, если предположить, что затонувший корабль подпадает под понятие "ядерное судно", т.е. судно, оборудованное ЯЭУ, то на него, безусловно, будут распространяться нормы и международного атомного права.

Вместе с названными применительно к работам на затонувших объектах могут возникнуть и другие, не менее сложные проблемы. Как уже отмечалось выше, район гибели – не просто место катастрофы. По складывающемуся международному обычаю это место военно-морского захоронения, которое и в мирное время является, по сути, братской могилой военных моряков, погибших при выполнении служебных обязанностей.

Международные нормы практически не регулируют подобный процесс. Законодательство России вопросы военно-морских захоронений также не рассматривает; этим же характеризуются законодательства и других государств. Из анализа зарубежных источников следует, что более подробно данная проблема раскрывалась в актах, изданных до Первой мировой войны . В настоящее время эти вопросы частично разрешены в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок службы на кораблях и судах ВМС. Например, известно, что американские моряки при подъеме части советской подводной лодки в районе Гавайских островов отдавали почести погибшим советским морякам по Уставу ВМС США. По-видимому, единственным источником предполагаемых правил может служить сложившаяся практика, основанная на давних морских традициях.

Попробуем обозначить некоторые вопросы общего характера, способные влиять на организацию работ, проводимых на военно-морском захоронении.

Очевидно, первым должен быть поставлен вопрос о том, уместно ли вообще каким-то образом затрагивать покой погребенных в океане моряков? Как известно, в случае гибели российской атомной подводной лодки "Курск" государство в лице высших органов государственной власти приняло решение о подъеме лодки, невзирая на многочисленные протесты родственников. Однако в связи с действиями ВМС США на советской подводной лодке К-129, затонувшей в Тихом океане в марте 1968 г., МИД СССР направил США ноту, в которой наряду с другим подчеркивалось: "Вы нарушили покой погибших моряков, осквернили их братскую могилу" . В публикациях, связанных с попытками проведения несанкционированных работ на английском крейсере "Эдинбург", затонувшем в годы Второй мировой войны, отмечалось, что английская сторона объявила утонувший "Эдинбург" военным захоронением и, следовательно, никто из иностранцев не имел права нарушать вечный сон полусотни моряков, разделивших судьбу "Эдинбурга" .

Очевидно, что право государства принимать решения по судоподъему затонувших военных кораблей с погибшими членами экипажа должно быть законодательно регламентировано, ибо в противном случае судом подобные действия, без согласия родственников погибших, могут рассматриваться как "надругательство над могилой", предусматривающее уголовное наказание за несанкционированные действия в местах захоронений. Подобные нормы мы находим как в уголовном законодательстве России, так и в УК РСФСР (ст. 229) и уголовных кодексах некоторых других стран.

Вторая проблема носит терминологический характер и заключается, прежде всего, в детерминации понятия "военно-морское захоронение", поскольку наряду с этим понятием, в связи с рассматриваемыми действиями, в нормативных документах встречаются и такие, как "братская могила", "могила" , "место погребения" , "кладбище" , "памятные места славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота" .

Чем они различаются? Каково их толкование? Ни международно-правовые акты, ни нормативные акты РФ официального толкования вышеназванных терминов не дают, равно как не определяют правовой статус захоронений вообще и с военнослужащими в частности применительно к мирному или военному времени.

Между тем, конечно, разграничение таких понятий имеет практическое значение с точки зрения правил захоронения, содержания захоронений, права собственности на захоронение, учета прав родственников, ритуала памяти, источника финансирования расходов и т.п.

На наш взгляд, затонувший военный корабль, а также судно (независимо от характера времени: мирный или военный, с членами экипажа или без них, правового статуса вод, где затонул корабль (судно)), в большей степени имеет основания обозначаться "военным захоронением".

Под "военно-морским захоронением" мы предлагаем понимать официально объявленный государством (или судовладельцем, если таковой является органом государства) район затопления корабля (судна), летательного аппарата или иного объекта, вместе с которым погребены военнослужащие вооруженных сил.

На военно-морское захоронение распространяется юрисдикция государства флага затонувшего корабля (судна) или летательного аппарата, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с последним проводить какие-либо судоподъемные или иные подводные работы на таком объекте, за исключением случаев, когда затонувший объект угрожает или является источником загрязнения морской среды, а бывший судовладелец устраняется от работ по демпфированию существующей опасности.

Представляется, что для формально юридического отнесения места гибели к военному захоронению могут служить критерии определения понятия "военный корабль", содержащегося в ст. 29 КМП-82, а именно: принадлежность погибшего судна к вооруженным силам какого-либо государства; наличие документов, подтверждающих, что корабль в момент гибели находился под командованием офицера, состоявшего на службе правительства государства, идентифицирующего погибшее судно; наличие на судне останков военнослужащих, формировавших его экипаж.

По нашему мнению, на военное захоронение:

  • – сохраняется право собственности государства независимо от срока давности;
  • – распространяется юрисдикция государства флага корабля (судна).

Ни одно физическое или юридическое лицо не вправе без согласования с государством флага затонувшего корабля (судна) проводить какие-либо работы на таком корабле (судне).

Здесь мы лишь обозначили некоторые слагаемые правового статуса военного захоронения, и такой термин, равно как и определение его правового статуса, нуждается в международно-правовом закреплении.

К другим проблемам общего характера, только на первый взгляд кажущимся второстепенными, следует отнести проблемы оказания воинских почестей при погребении в случае подъема затонувшего корабля (судна). Назовем некоторые из них: надо ли отдавать почести, каков их ритуал, где проводить погребение в случае подъема судна и идентификации тела члена экипажа (в море или на берегу) , как проводить после этого захоронение (индивидуально или коллективно), по законам (правилам) государства флага затонувшего объекта или государства флага регистрации спасателя ?

Анализ международно-правовых актов и внутригосударственного законодательства показывает, что прямых ответов на поставленные вопросы они не содержат, однако, вместе с тем, позволяют выделить ряд принципиальных соображений, о которых, как нам представляется, уместно заметить и в настоящем параграфе.

В ст. 17 упоминавшейся Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. от сторон, находящихся в конфликте, требуется погребение погибших "с честью" и "если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, а также чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать".

Что касается места захоронения, то в ст. 16 Конвенции о применении к морской войне начал Женевской конвенции содержится положение о том, что воюющие стороны будут "следить за тем, чтобы их погребению на суше или в море (выделено автором. – А. С.) предшествовал внимательный осмотр их трупов" . В ст. 20 Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. фиксируется, что стороны, находящиеся в конфликте, примут необходимые меры для того, чтобы погребение в море производилось, насколько это возможно, индивидуально.

Таким образом, обобщая сказанное в отношении места погребения, отметим, что международные нормы допускают захоронение как в море, так и на берегу, по возможности индивидуально, согласно национальным обрядам.

В Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ зафиксировано, что погребение умерших военнослужащих производится либо по месту их службы, либо вне его. Корабельный устав ВМФ требует, чтобы тела умерших или погибших в бою на корабле были погребены на берегу. Только при невозможности соблюсти это правило тела предаются морю. В мирное время погребение в море умерших (погибших) военнослужащих производится с разрешения командующего флотом.

Другим, хотя в большей степени внутренним, вопросом является выбор обряда или ритуала погребения. В уже упоминавшихся действиях американского флота при погребении останков советских моряков с подводной лодки К-129 ритуал выглядел следующим образом. На американском судне был выстроен на юте личный состав; из корабельных динамиков звучал гимн Советского Союза. Перед строем на металлических тележках лежали шесть человеческих тел, обшитых парусиной и покрытых бело-голубыми военно-морскими флагами СССР. Тележки поочередно скатывались и опрокидывались с телами в море, сопровождаемые при этом троекратным салютом. Затем в такт музыки на воду был опущен пурпурнозеленый венок. Вахтенный офицер записал в журнал событий: "Широта 40° северная, долгота 180° восточная. Произведен ритуал захоронения шести советских моряков-подводников по морскому обычаю их страны" .

А вот как описывает К. М. Станюкович в рассказе "Между своими" ритуал похорон матроса в море. "Труп его одели в полный матросский костюм и ранним утром вынесли наверх, на шкафут, и положили на доске, лежавшей на козлах. Перед обедом, в присутствии капитана, офицеров и всей команды была отслужена священником панихида. После панихиды все подходили прощаться с усопшим. Флаг с утра был приспущен, в знак того, что на судне покойник. К вечеру труп зашили в парусиновый мешок, плотно охватывавший мертвое тело, к ногам привязали ядро, и после отпевания и отдачи воинских почестей, при глубоком молчании команды, четыре матроса понесли усопшего на доске к борту корвета, наклонили доску, и труп молодого матроса с легким всплеском исчез в прозрачной синеве океана" . Американский и английский опыт мало чем отличаются от приведенного и добавляет к последнему минуту молчания .

По-видимому, международно-правовое регулирование погребения вряд ли уместно, ибо ритуалы прощания и похорон с умершим наитеснейшим образом связаны с морально-этическими и религиозными основами национального самосознания.

Что касается российских правил, то ритуал отдания воинских почестей при погребении, содержащийся в Корабельном уставе ВМФ, Уставе гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, распространяется на военнослужащих, которые погибли (умерли) во время службы на корабле (в части) и подлежат погребению впервые. Ситуаций, когда корабль (судно) затонул вместе с членами экипажа и останки перезахораниваются, ни Корабельный устав ВМФ, ни Устав службы на судах обеспечения ВМФ, ни КТМ РФ, ни другие законодательные или служебно-распорядительные документы не содержат. При организации похорон в море Корабельный устав ВМФ РФ требует создания специальной комиссии (ст. 706), согласования порядка похорон со старшим морским начальником (командиром военно-морской базы) (ст. 712), построения личного состава и исполнения траурного марша (ст. 711), приспускания военно-морского флага (ст. 708) и использования военно-морского флага для покрытия гроба (ст. 710).

Сколько ни говорят, что «могила моряка - это море», каждый моряк мечтает быть похороненным на суше, чтобы родным было куда прийти, чтобы его помянуть. Не стали исключением и японцы - у каждой военно-морской базы было своё кладбище, где хоронили погибших и умерших моряков. Однако во время Второй мировой войны многие японские моряки уходили на дно вместе со своими кораблями, и местом их памяти становились символические могилы.

Специальные флотские кладбища начали создавать при главных японских военно-морских базах ещё в XIX веке. В таких местах торжественно хоронили умерших и погибших военных моряков, однако у них было одно отличие от классических кладбищ европейского типа. Дело в том, что по японской традиции раз в год принято поминать души покойных. Эта церемония официально проводилась и на флотских кладбищах, но оказалось, что не очень удобно поминать погибших в морском бою или катастрофе, если могилы разбросаны по всей стране, или море так и не отдало тела. Тогда на кладбищах стали устанавливать мемориалы-кенотафы - символические могилы без праха умерших. В отличие от классических памятников погибшим кораблям и морякам, которые существуют как на Западе, так и в Японии, это были именно символические могилы, объекты поминовения мёртвых.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Йокосука: кенотаф экипажа линейного крейсера «Цукуба», погибшего при взрыве боезапаса 14 января 1917 года.
tokyo-bay.biz


Йокосука: индивидуальные могилы.
tokyo-bay.biz


Йокосука: ежегодная церемония поминовения.
cocoyoko.net.e.rb.hp.transer.com

После поражения Японии во Второй мировой войне официальная флотская церемония поминовения была отменена как «милитаристский ритуал» . Впрочем, и японского флота к тому времени уже не было, поэтому кладбища стояли без присмотра. В Куре кладбище и вовсе лежало в руинах - летом 1945 года оно сильно пострадало во время американских бомбёжек, а потом по нему прошёлся сильный тайфун. Но в стране остались ветераны, пережившие ужас войны, и родственники моряков, ушедших на дно вместе с кораблями, - эти люди продолжили ухаживать за кладбищами, периодически собираясь, чтобы помянуть павших.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6


Куре: вид на мемориал-кладбище. Фото автора


Куре: кенотаф экипажа линкора «Ямато». Фото автора


Куре: кенотаф экипажа линкора «Хюга». Фото автора


Куре: кенотаф экипажа авианосца «Хиё». Этот монумент был установлен в 1983 году в Киото. В 1995 году его перевезли в Вакаяму, а в 2002 году установили на кладбище в Куре. Фото автора


Куре: кенотаф экипажа крейсера «Аоба». Фото автора


Куре: кенотаф экипажей крейсера «Могами» (слева) и сторожевого корабля №82 (справа). Фото автора

Во времена американской оккупации и в первые годы после неё эту деятельность старались не афишировать, опасаясь обвинений в милитаризме. Только в начале 70-х годов на кладбищах стали массово устанавливать новые мемориалы-кенотафы в память о погибших во Второй мировой. При этом экипажи крупных боевых кораблей обычно имели отдельные кенотафы, а экипажи небольших кораблей часто поминались целыми частями. Устанавливались и более общие кенотафы - например, в память о погибших подводниках или о пропавших без вести на острове Гуадалканал.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Куре: кенотаф экипажей крейсера «Ицукусима» и канонерской лодки «Хиэй», погибших в 1894 году в морском бою с китайцами в устье реки Ялу. Установлены в 1895 году в другом месте, были перенесены на кладбище в 1981 году. Фото автора


Куре: кенотаф экипажей подлодок военно-морского округа Куре. Фото автора


Куре: кенотаф экипажа эсминца «Симакадзе». Корабль погиб 11 ноября 1944 года, памятник установлен 11 ноября 1965 года. Фото автора


Куре: могила британского моряка Джорджа Тиббинса. Единственная могила, защищённая решёткой, установленной ещё до 1945 года - очевидно, во избежание инцидентов. Сейчас за могилой ухаживают столь же тщательно, как и за могилами японских моряков. Фото автора


Куре: памятник павшим в войне за Великую Восточную Азию (официальное японское название войны на Тихом океане). Установлен 25 января 1947 года - первый памятник из появившихся на мемориальном кладбище в Куре после войны. Фото автора

С начала 70-х в уходе за кладбищами-мемориалами и ежегодных мемориальных церемониях стали принимать официальное участие моряки японских ВМС. Однако и по сей день кладбища-мемориалы находятся в ведении общественных организаций, и ВМС официально не имеют к ним отношения. Присутствие на ежегодных мемориальных церемониях флотского почётного караула, оркестра и высших чинов военно-морских баз объясняется исключительно желанием развивать дружеские отношения с местным населением. Осторожность в вопросах, связанных со Второй мировой войной, до сих пор является неотъемлемой частью японской политики.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Общий вид кладбища в Сасебо. Фото автора


Кенотаф экипажей подлодок военно-морского округа Сасебо. Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа линкора «Харуна». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа броненосца «Хацусэ», погибшего 15 мая 1904 года на минах русского минзага «Амур». На этом же кладбище находится кенотаф экипажа броненосца «Ясима», погибшего вместе с «Хацусэ». Фото автора

Скорее всего, по тем же соображениям политкорректности бывшее флотское кладбище в Йокосуке переименовано в «Кладбище Мамондзан», кладбище в Куре называется «Парк Нагасако», а кладбище в Сасебо - «Парк Хигасияма». И только самое маленькое и неприметное флотское кладбище в Майдзуру продолжает называться «Флотским кладбищем в Майдзуру». При этом только в Йокосуке бывшее флотское кладбище всё ещё разрешает захоронения частных лиц на своей территории, на остальных же кладбищах это запрещено.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Хирю», затопленного японцами после битвы при Мидуэе в 1942 году. Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Дзуйхо». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа авианосца «Тайё». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажей крейсера «Тёкай», потопленного 25 октября 1944 года в битве у острова Самар, и эсминца «Фудзинами», погибшего два дня спустя вместе со всем экипажем и моряками, спасёнными с «Тёкай». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Мёко». Фото автора

Самые заметные памятники на территории кладбищ-мемориалов - это кенотафы экипажей погибших кораблей. Но есть там и кенотафы береговых частей флота, а также родов войск (например, подводников). Существуют и общие кенотафы погибшим в войнах и конфликтах. Кроме того, до 1941 года на кладбищах устанавливались кенотафы погибшим и умершим вследствие несчастных случаев и даже эпидемий. Сохранились на флотских кладбищах и индивидуальные могилы. Так, на территории кладбища-мемориала в Куре находится 92 коллективных мемориала, 157 индивидуальных могил японских моряков и могила английского военного моряка Джорджа Тиббинса, умершего в 1907 году во время визита его корабля в Японию. Всего на бывшем флотском кладбище в Куре поминают около 130 000 погибших моряков.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6


Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Хагуро». В постамент вмурован иллюминатор, поднятый с затонувшего крейсера. Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа крейсера «Яхаги», погибшего 4 апреля 1945 года вместе с линкором «Ямато». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажей эсминцев 27-го дивизиона эскадренных миноносцев: «Ариакэ», «Югурэ», «Сирацую», «Сигурэ». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Хацуюки». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Вакаба». Фото автора


Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Вараби», погибшего при столкновении с крейсером «Дзинцу» в 1927 году. Увенчанный статуей бодхисаттвы Каннон, это один из самых необычных кенотафов на мемориалах-кладбищах. Фото автора

Мемориалы-кенотафы выглядят по-разному - от роскошных произведений кладбищенской архитектуры до скромных конструкций, которые можно спутать с индивидуальными могилами. Никаких правил при их установке не существовало - всё явно определялось вкусами и финансовыми возможностями тех, кто заказывал тот или иной кенотаф. В результате монумент флотскому стройотряду может выглядеть солиднее памятника экипажу авианосца. Более старые монументы обычно выглядят скромнее, чем более новые, а почти все индивидуальные могилы выполнены в виде одинаковых каменных столбиков.

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5


Сасебо: кенотаф экипажа эсминца «Суги». Фото автора

Военные похороны - это ритуал, который направлен на погребение тела военного умершего, существующий практически во всех странах мира.

В этой статье мы поделимся с вами интересной информацией про традиции военных похорон в России и других странах. Приятного чтения!

Традиции военных похорон в России


Во время захоронения военных траурная музыка является обязательным обрядом. Во время проведения церемонии звучат патриотические произведения. Погибшему солдату или воину отдается честь. Музыка выступает в качестве благодарности за его заслуги.

Традиции похорон в России можно разделить на два периода - Имперский и современный.

В Имперском периоде похороны проходили по разному для разных людей, в зависимости от их чина. В отличие от обычных похорон, военные похороны происходят с отданием воинских почестей погибшим.

В качестве таких воинских почестей выступали:

  • почетный эскорт или караул;
  • выходная форма одежды всех участников данного мероприятия;
  • использование государственной или военной символики;
  • незначительный спуск государственного флага;
  • незначительный спуск государственных и военных атрибутов;
  • прикрепление к гробовой крышке головного убора, в зависимости от чина, который занимал умерший военный, орденов и оружия;
  • накрывание гроба полотном флага, которое соответствует чину военного;
  • использование тягача, как катафалки;
  • салют;
  • отличное от других место захоронения погибшего военного.

В настоящее время военные похороны проходят в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации.

В данный момент почестей достойны следующие граждане:

  • солдаты, погибшие в результате защиты Родины, а также граждане, погибшие в результате прохождения воинской службы;
  • служившие на протяжении 20 лет и более;
  • Граждане, которые получили звание героя Советского союза;
  • Граждане, которые получили звание героя российской Федерации;
  • кавалеры ордена Славы;
  • Граждане, участвующие в военных действиях, а также ветераны военных действий;
  • Граждане, занимавшие государственные должности в стране;
  • лица, получившие некоторые заслуги перед Отечеством.

Хоронят военных людей в форме и с наградами на груди. При захоронении военного применяется почетный эскорт от отделения до роты. Так же к гробу идет почетный караул и военный оркестр. В зависимости от принятого решения начальником гарнизона, гроб с телом везут на специальной машине или лафете.

Гроб покрывают флагом государтва и прикрепляют головной убор, впрочем, это точно также, как и в Имперский период.

Перед захоронением флаг, оружие и головные уборы снимаются и отдаются самым близким родственникам умершего. Позади гроба идут военнослужащие граждане, которые несут почетные награды и медали погибшего. Каждый орден крепится к отдельной подушечке, а медали могут быть расположены по несколько штук на одну подушечку.

В случае, когда организация военного оркестра невозможна, вместо него приглашают сигнального барабанщика. Если местом захоронения военного будет служить другой населенный пункт, то гроб с телом умершего военнослужащего сопровождается до черты города.

Таким образом, отличие военных похорон от обычных заключается в отдании военных почестей. Все почести, которые отдаются военным умершим разделяются на несколько категорий, среди них:

  • Отдание военных почестей, которые символизируют выражение скорби. В этом случает незначительно спускается государственный флаг или воинская атрибутика.
  • Военный эскорт и караул, который означает уважение к погибшему солдату. Также все участники мероприятия надевают парадно-выходную форму и гремит салют.
  • Отдание почестей, которые показывают честь военного погибшего и его государственную принадлежность. Сюда относится применение воинской атрибутики во время ритуала, например, прикрепление к гробу оружия или головных уборов.

Современные похоронные традиции могут показаться странными человеку, живущему в другом месте или в другое время. Мы используем химические вещества и грим для создания иллюзии живого тела, чтобы родственники, друзья и знакомые смогли последний раз прийти проститься и выразить своё уважение. Но для представителей других культур наши попытки провести это мероприятие стерильно и с «как живым» покойником вступают в противоречие с самой сущностью смерти.

Смерть является неизбежным явлением в нашей жизни, и содержание похоронных традиций зависит от общества, религии, географического положения, а также от социального статуса умершего, а во многих случаях и от его материального положения. Очень богатые могут построить Тадж Махал или Пирамиды. Но большинство традиционных процедур похорон в мире достаточно простые, священные и не публичные.

Индийские похороны

Жители Индии полагают, что после смерти тело удерживает душу, и огонь является единственным способом освобождения души для следующей жизни. После смерти порядочного индуса во время подготовительных процедур около его тела горит лампа, символизирующая путеводный огонь, который будет присматривать за душой человека во время перехода в следующую жизнь. Тело очищают, одевают в новую одежду, украшают травами, драгоценностями или цветами. Затем доставляют на место проведения ритуала кремирования – погребальный костёр.

Главный плакальщик, обычно старший сын умершего, совершает священный обряд, а затем разжигает погребальный костёр. Пока тело горит, главный плакальщик проводит ритуал, называемый kapal kriya : бамбуковой палкой он раскалывает череп покойника, что символизирует освобождение души из тела. Через несколько дней после кремации он возвращается на место костра и собирает пепел, остатки костей в урну, чтобы похоронить её в святых водах Ганга.

Похороны в море

Хотя этот ритуал уже тысячелетиями совершают по всему миру, тем не менее морские похороны ассоциируется обычно с моряками. Жители побережий и островов (для которых земля – слишком ценный ресурс, чтобы применять его как кладбище) использовали море для пропитания и торговли, а также для погребения умерших. Это позволяло телам быстро разлагаться в воде и завершать полный цикл жизни. Египтяне и викинги сплавляли тела в море на плотах или лодках. В наши дни морские похороны означают распыление пепла в море, но существуют организации, которые специализируются на проведении древнего ритуала.

Так как транспортировка на судне мертвого тела считалась не практичным, моряки стали проводить достаточно простой ритуал похорон своих товарищей в океан. Обычно, тело помещали в мешок, который утяжеляли камнем, чтобы груз быстро опустился на дно.

Еврейские похороны

В иудаизме тело умершего заслуживает самого большого уважения и почитания. С телом обращаются бережно и с достоинством, но при этом стараются избежать суеты и показухи. Еврейские законы запрещают бальзамирование и грим, которые считаются оскорблением. Также не одобряются аутопсия (патолого-анатомическое или судебно-медицинское вскрытие трупа – прим. mixednews) и использование органов для донорских целей. Тело заворачивают в простую белую ткань и помещают в обычный деревянный гроб без процедуры визуального прощания.

До похорон, которые стараются провести как можно быстрее после смерти человека, рядом с телом умершего сидит «сторож» или Shomer, который охраняет его и читает псалмы. На кладбище пришедшие проститься бросают горсть земли в могилу, тем самым, совершая благодеяние для умершего.

Небесные похороны

Этот странный ритуал проводят высоко в Гималаях, где земля слишком твёрдая для традиционных похорон и нет деревьев, чтобы проводить кремацию. Тибетские буддисты верят, что после смерти душа отделяется от тела, которое после этого остается пустым и бесполезным. Похоронный ритуал проводят вдали от поселений. Лама читает несколько молитв над телом, а затем rogyapa, используя нож, расчленяет тело и разбрасывает органы и куски плоти. Слетаются стервятники и падальщики, а работа rogyapa помогает им быстро уничтожить тело. После того как остался один скелет, rogyapa ломает и измельчает кости, смешивает их с мукой и маслом. Эта масса затем полностью съедается ястребами и мелкими птицами. Буддисты рассматривают похороны как идеальный акт жертвоприношения: он дает пищу птицам и поддерживает круговорот веществ. Небесные похороны проводятся по всему миру в различных вариациях; некоторые просто оставляют тело в лесу или высоко в горах для поедания животными.

Традиционные китайские похороны

Суеверные китайцы очень серьёзно относятся к похоронным ритуалам. Чем старше и уважаемей был умерший, тем более сложной является процедура похорон. Покойника омывают и одевают в лучшие одежды, как правило, синего, чёрного или коричневого цвета, но только не красного. Красный цвет, символизирующий счастье, запрещён на похоронах, если только покойник не был старше восьмидесяти лет. На похоронах долгожителей обычно присутствуют детали красного цвета, чтобы отметить их долгую жизнь. Перед тем как поместить тело в гроб, его покрывают светло-голубой тканью, а лицо накрывают жёлтой. Гроб ставят в доме, где родственники и все пришедшие оставляют подношения в виде еды или бумажных денег, которые умерший может использовать в загробном мире, также как ладан и свечи.

После всех обрядов тело хоронят в наиболее благоприятном месте по фен-шую. Лучшим считается место на холме. Семьи стараются как можно тщательней соблюсти все традиции, чтобы не привлечь неудачу и несчастье. В апреле на День поминовения усопших родственники посещают кладбище, где они ухаживают за могилой и оставляют подношения в виде еды и денег.

Существуют разные способы погребения умерших, и, проанализировав их, можно сделать некоторые выводы об отношении к жизни и смерти у представителей данной культуры.



 

Возможно, будет полезно почитать: