Русская Правда – важнейший памятник раннефеодального права. Три редакции Русской правды

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в "Русской Правде"- памятнике феодального права.

Наличие в Древнерусском государстве соседской общины - верви, приводит нас к признанию того, что члены ее имели определенный круг прав и обязанностей как во взаимоотношениях между собой, так и вне общины. Об этом свидетельствуют ст. 3-8 "Русской Правды", которые законодательно закрепили порядок ответственности членов верви за убийство человека. Данные нормы возникли значительно раньше "Русской Правды", в период формирования феодальных отношений, и существовали в виде обычая. Следовательно, обычай был одним из основных источников создания "Русской Правды".

Изучение древнейших документов истории Древней Руси свидетельствует о самостоятельности исторического процесса возникновения и развития государства н права у восточных славян.

Правовые нормы играли важную роль в укреплении раннефеодальной монархии; Наиболее ранними, дошедшими до нас памятниками древнерусского феодального права, были договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 гг.), в которых содержались сведения о "Законе Русском". Эти договоры содержали ряд статей о праве собственности и наследования, о пленных и "челяди" и т. д.

К источникам "Русской Правды" следует отнести и договоры между отдельными русскими князьями.

Иной характер носили договоры князей с народом. Такие до говоры заключались вечем от имени народа с князем. Условия княжения предлагались той или, другой стороной, а затем утверждались взаимным соглашением.

Так, новгородцы, приглашая к себе князя, ставили ему целый ряд условий, серьезно ограничивающих его власть: не судить без Суда посадника, не раздавать без него волостей и грамот, не приобретать самому, княгине, боярам и дворянам недвижимого имущества в пределах Новгородской земли и т. д.

К источникам относились и договоры с дружиной, которые заключались устно и содержали условия о сроках службы, раз мерах пожалований за службу и т. д.

Одним из источников "Русской Правды" является законодательная деятельность князей. Так, после подавления Древлянского восстания 945 г. княгиня Ольга установила характер нормы дани - "Уроки", создала на земле древлян новые административно- финансовые единицы (погосты, места). С целью установления регулярных поборов с населения ввела различные "виры", "продажи", "пошлины", что закреплено в статьях "Русской Правды".

Присоединяя к Киевскому государству новые земли, князья назначали на них своих посадников, наделяя их различными полномочиями по управлению, сбору дани с населения, совершению правосудия. Некоторые статьи "Краткой Правды" говорят нам о суде, но ни одна не упоминает о его составе, порядке образования. Суд выборных старейшин превратился в княжеский суд и был в руках князя средством борьбы с преступниками.

Большое значение для создания норм "Русской Правды" имели судебные решения, в которых содержались отдельные виды наказаний за преступления.

Следовательно, "Русская Правда" возникла не "на пустом месте", а явилась итогом развития Древнерусского государства. Нормы русского права, как и феодальные отношения, в Киевской Руси складывались неравномерно и по-разному. Сохранилось свыше ста списков, в которые включены различные нормы права. В соответствии с их содержанием историки сгруппировали списки "Русской Правды" в три основные редакции - Краткую, Пространную и Сокращенную.

Нормы раннефеодального права отражены в первой части "Краткой Правды", или "Древнейшей Правды", которая представляет сборник правовых норм, изданных в различное время князем Ярославом Мудрым для разрешения конфликтов, возникающих в дружинной среде. По происхождению и задачам "Краткая Правда" не могла отразить многих сторон феодального государства Руси. Она состояла из двух частей: "Правды Ярослава" и "Правды Ярославичей". Круг наказуемых преступлений, упоминаемых во всех 18 статьях, очень ограничен: убийство, побои до крови или до синяков, удары палками, нанесение увечий, вырывание усов и бороды, езда на чужом коне, порча чужого имущества. В "Краткой Правде" говорится и о таком пережитке патриархально-общинных отношений, как право родственников на кровную месть за убийство. В "Правде Ярославичей", возникшей в обстановке дальнейшего развития феодальных отношении, отражается процесс складывания на Руси крупной феодальной собственности и содержатся нормы, обеспечивающие защиту от посягательств па княжеское хозяйство. Запрещалась кровная месть, во всех случаях она заменялась вирой. Целой системой специальных штрафов охранялась от покушений со стороны крестьян жизнь княжеских слуг (огнищан, тиунов, мечников), защищалась незыблемость феодальной собственности (земля, амбары, скот и т. д.).

"Пространная Правда" состоит из двух частей: "Устава князя Ярослава" и "Устава Владимира Мономаха", изданных в разное время, а затем механически объединенных переписчиками.

"Устав Владимира Мономаха" уточнил правовое положение закупов, установил ответственность за кражу ряда иных объектов, расширил раздел, посвященный наследственному праву, большое внимание уделил законодательству о холопах, принял меры по охране имущественных прав купечества.

С распадом. Древнерусского государства отдельные нормы находили применение в Московском государстве. Из "Пространной Правды" были выбраны и частично переработаны отдельные нормы, составлены более краткие списки, которые получили название сокращенной редакции "Русской Правды".

"Русская Правда" является крупнейшим раннефеодальным кодексом Древней Руси, сложным по своему происхождению, составу и содержанию.

Кроме "Русской Правды", памятниками права Древнерусского государства, отражающими законодательную деятельность князей, являются церковные уставы и уставные грамоты.

Князья жаловали различные привилегии отдельным лицам за их службу. На эти привилегии выдавались специальные грамоты. в которых указывалось конкретное содержание привилегии: владеть землей, крестьянами, осуществлять суд, сбор пошлин и другие полномочия в зависимости от заслуг данного лица.

Часто князья составляли завещания с указанием сделанных пожалований тем или иным лицам о предоставлении определенных прав.

Многие князья устанавливали привилегии русской церкви. До нас дошел целый ряд таких привилегий: Уставы князя Владимира, князя Ярослава, новгородского князя Всеволода; Уставная грамота, данная князем Всеволодом церкви Ивана на Опоках; Устав новгородского князя Святослава; Уставная грамота смоленского князя Ростислава и др.

Значение этих памятников права состоит в том, что они знакомят нас с отношениями, существовавшими между церковью и государством, с правовым положением духовенства, с делами, которые подлежали ведению и суду церкви. Кроме того, они знакомят с теми правовыми нормами, которые не нашли своего отражения в "Русской Правде".

В Древнерусском государстве, кроме собственных правовых источников, применялись сборники византийских церковных правил и законов, определяющих права церкви и указывающих на взаимоотношения церкви и государства. После принятия христианства, византийское духовенство всячески стремилось в своей деятельности проводить, основные принципы византийского феодального права. На Руси распространялись переводы сборников византийского церковного права. Ввиду зависимости русской церкви от Константинополя русское духовенство частично подчинялось правилам греческой церкви. Влияние византийских сборников на русское право обусловливалось подсудностью духовным судам вопросов семейно-брачного и наследственного права. Сборники византийского церковного права носили наименование номоканонов. Русские переписчики объединили номоканоны с правилами из других русских правовых источников, в результате вышли более полные сборники права, получившие название Кормчих книг. Источники "Русской Правды" убедительно свидетельствуют о том, что этот документ права возник на основе закономерного развития, русского общества, и рассуждения норманистов, дворянско-буржуазных историков, современных западноевропейских советологов о германском происхождении "Русской Правды" или о заимствовании ею норм из Саксонского, Салического или Фризского прав явно несостоятельны и не могут быть обоснованы никакими научными доказательствами. Этот древнейший кодекс является сборником русского феодального права. Содержание его дает представление о характере и устройстве феодальной вотчины, о правовом положении населения, о государственном строе Древней Руси, суде, преступлениях и наказаниях, наследовании и договорах.

2. Правовое положение феодалов и феодальнозависимого населения

В процессе развития феодальных отношении повсеместно происходил процесс превращения родоплеменной знати в собственников земля, феодалов. Прямые захваты общинных земель способствовали росту феодального землевладения и ускоряли формирование класса феодалов.

Высшей социальной группой в Киевской Руси были великие и удельные князья. Они являлись крупнейшими землевладельцами Руси. В "Русской Правде" нет ни одной статьи, в которой бы прямо определялось правовое положение князя. И в этом, видимо, не было никакой необходимости. Сосредоточение в его руках законодательной, исполнительной, военной и судебной власти делало его и верховным собственником всех земель, входящих в состав княжества. Одним из начальных способов установления княжеской собственности на землю была финансово-административная реформа княгини Ольги. Отменив полюдье и заменив его определенными ставками дани и другими повинностями, она тем самым положила начало превращению дани в феодальную ренту. Другим способом установления собственности князя на землю являлось строительство городов на окраинах княжеских сел, где князья эксплуатировали холопов и обезземеленное крестьянство: закупов, изгоев и т. д.

Дальнейшее развитие княжеского домена шло по линии постепенной консолидации княжеских городов и волостей с города ми и волостями, находившимися в общей административной системе земли - княжений.

Киевские князья в процессе своей законодательной деятельности стремились создать нормы права, которыми закреплялось бы их право на землю, эксплуатацию крестьян, охрану и защиту собственности феодалов. Бояре, как верхушка класса феодалов, стремились оформить свое правовое положение, обеспечив за собой целый ряд привилегий.

Первоначально право владения землей предоставлялось вассалам князя на период службы, но со временем они добились превращения этого права в наследственное. Владение феодалов стали называться вотчинами. И "Русская Правда", как кодекс феодального права, чутко стояла на страже защиты феодальной собственности на землю. "Русская Правда" охране феодальной собственности на землю уделяла большое внимание. За порчу межевых знаков в бортных лесах, за перепахивание полевой межи (ст. 71, 72), за уничтожение дерева с межевым знаком (ст. 73) полагалась продажа в размере 12 гривен, в то время как за убийство крестьянина (смерда) штраф составлял всего лишь 5 гривен (ст. 18).

Очень много статей посвящено охране имущества феодалов. Так, ст. 83 назначала поток и разграбление (обращение преступника и членов его семьи в рабство и конфискация всего имущества) за поджог жилого и нежилого помещения (двора, гумна), ст. 35 - за конокрадство. За преднамеренное истребление скота по ст. 84 взыскивался штраф в пользу князя -12 гривен и возмещался вред хозяину (урок). За порубку бортного дерева (ст. 75) - 3 гривны штраф князю и полгривны - хозяину.

Из всех преступлений против имущественных прав основное внимание в "Русской Правде" уделялось краже (татьбе) (Татьба - тайное похищение чужого имущества). Наиболее тяжкими видами кражи считались кражи из закрытых помещений (ст. 41, 43). Классовая подоплека усиленной охраны имущества в закрытых помещениях закрепляется в ст. 41, 42, 43, 44 ответственностью за соучастие в краже.

В "Русской Правде" подробно говорится об ответственности за кражу самых" разнообразных видов имущества. Можно сказать, что закон охранял все; что было в хозяйстве феодала: коня, свинью, ястреба, пса, сено, дрова, хлеб, постройки, пашню и т.д. С исключительной подробностью регламентированы вопросы защиты права собственности феодалов на холопов, детально определяется порядок отыскания и задержания беглого холопа (ст. 32), его возвращение хозяину, а также ответственность за его укрывательство или оказание помощи (ст. 112, 113, 115, 144).

Классовая сущность древнерусского права особенно ярко выражена в нормах, охраняющих жизнь и здоровье представителей класса феодалов, выделяя их в качестве особого привилегированного сословия. В "Русской Правде" нет норм, определяющих ответственность за убийство князя. Но оно, безусловно, наказывалось смертной казнью. За убийство феодалов и лиц княжеской администрации была установлена вира в размере 80 гривен (ст. 3).

Очевидно, защита личности, чести бояр вообще обеспечивалась более строгими наказаниями, нежели наказания по "Русской Правде", которые часто устанавливались князем, исходя из каждого отдельно взятого случая. Так, "Правосудие Митрополичье" говорит, что "князю за бесчестье главу снята".

За убийство простого человека, младших княжеских дружинников и младших княжеских слуг - 40 гривен; за убийство свободной женщины - 20 гривен (ст. 88); за убийство пашенных и сельских тиунов, кормилец и ремесленников - 12 гривен (ст. 13. 15, 17). Убийство феодальнозависимых людей влекло за собой значительно меньшее наказание 5 гривен (ст. 14 и 15). За убийство холопов всех категорий вира вообще не взыскивалась, хозяину холопа уплачивалось денежное возмещение (ст. 89).

Штраф за убийство феодала был настолько велик, что уплатить его силами одного крестьянского хозяйства было невозможно (80 гривен равнялись стоимости 23 кобылиц пли 40 коров, или 400 баранов). Поэтому "Русская Правда" установила в некоторых случаях уплату виры всеми членами крестьянской общины-дикой виры (ст. 3 - 6). "Русская Правда" охраняла здоровье феодала, твердо соблюдая принцип феодального права, согласно которому нанесение побоев считалось более серьезным преступлением, чем нанесение ран оружием. Так, за нанесение мечом раны, даже самой тяжкой, взыскивался такой же штраф (ст. 30), как и за удар по лицу или удар палкой (ст. 31).

Описание работы

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в "Русской Правде"- памятнике феодального права.
Наличие в Древнерусском государстве соседской общины - верви, приводит нас к признанию того, что члены ее имели определенный круг прав и обязанностей как во взаимоотношениях между собой, так и вне общины.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
1. Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. 4
2. Правовое положение населения. 5
3. Основные черты частного права. 8
4. Преступление и наказание. 17
Заключение 20
Список использованных источников и литературы 21

Введение

Актуальность настоящей работы состоит в том, что возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с X в. мы знаем и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.
Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для русского права. История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывает древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской - Киеве.
Целью настоящей работы является рассмотрение Русской Правды как памятника права.

1. Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы.

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях:
Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1–18), Правды Ярославичей (ст. 19– 41), Покона вирного (ст.42). Урока мостников (ст.43).
Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121).
Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.
Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину) .
Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).
Определенное влияние на Русскую......

Список использованных источников и литературы

1. Дмитренко В.П. Есаков В.П. Шестаков В.А. История отечества. – М.: Дрофа. 2012.
2. Исаев И. А. История государства и права России – М.: Юрист, 2012.
3. История государства и права / Под ред. М. И. Сизикова. - М.: ИНФРА-М, 2012.
4. История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. - М.: Проспект, 2012.
5. История отечественного государства и права. Часть II / Под ред. О.И. Чистякова. М.: БЕК, 2012.
6. Краснов Ю.К. История государства и права России М, 2012.
7. Кузнецов И. Н. История государства и права России - Минск: Амалфея, 2012.

Русская Правда стала первым сборником законов в Древней Руси. Первые ее редакции появились во время правления киевского князя Ярослава Мудрого в первой половине XI в. Он же был инициатором создания Русской Правды. Сборник был необходим для того, чтобы упорядочить жизнь в государстве, где по-прежнему судили и решали споры по неписанным традициям. Все они нашли отражение на страницах этого сборника документов.

Краткая характеристика Русской Правды говорит о том, что она оговаривает порядок социальных, правовых и экономических отношений. Кроме того, сборник содержит нормы нескольких видов законодательства (наследственного, уголовного, процессуального и торгового).

Предпосылки

Главная цель, которую поставил Ярослав Мудрый перед сборником, - это определить правовое положение населения по Русской Правде. Появление кодифицированных норм являлось обычным для всех средневековых европейских обществ. Так, во Франкском государстве аналогичной была «Салическая правда». Свои судебники появлялись даже в варварских северных государствах и на Британских островах. Единственное отличие заключается в том, что в Западной Европе эти документы были созданы на несколько столетий раньше (начиная с VI века). Связано это было с тем, что Русь появилась позже феодальных католических государств. Поэтому и создание юридических норм у восточных славян произошло через несколько веков.

Создание Русской Правды

Древнейшая Правда, или Правда Ярослава, появилась в 1016 году, когда он окончательно утвердился в Киеве. Однако этот документ предназначался не для южной столицы, а для Новгорода, так как князь именно там начинал свое правление. В этой редакции содержатся в основном различные уголовные статьи. Но именно с этого перечня в 18 статей началось создание Русской Правды.

Вторая часть сборника появилась через несколько лет. Она получила название Правды Ярославичей (детей великого князя) и затронула правовые отношения между жителями государства. В 30-е годы появились статьи, касающиеся кормления вирников. Эти части существуют в виде краткой редакции.

Однако сборник дополнялся и после смерти Ярослава. Создание Русской Правды продолжилось при его внуке Владимире Мономахе, которому удалось ненадолго объединить удельные княжества (приближалась эпоха феодальной раздробленности) и закончить свой Устав. Он вошел в пространную редакцию Правды. Пространная редакция затронула споры, связанные с правом на собственность. Это было связано с тем, что на Руси развивалась торговля и денежные отношения.

Существующие копии

Доподлинно известно, что не сохранилось оригинальных экземпляров Русской Правды. Отечественная историография открыла для себя более поздние копии, когда их обнаружил и изучил Самой ранней копией считается список, помещенный в Новгородскую первую летопись XI века. Именно она стала для исследователей.

Позже были найдены копии и списки, созданные вплоть до XV века. Отрывки из них использовались в различных Кормчих книгах. Русская Правда перестала быть актуальной с выходом Судебника Ивана III в конце XV века.

Уголовное право

Ответственность человека за преступления подробно отражена на страницах, которые содержит Русская Правда. Статьи фиксируют разницу между умышленным и неумышленным злодеянием. Также разделяется слабый и тяжкий ущерб. По этой мерке решалось, к какой мере наказания будет приговорен преступник.

В то же время славяне по-прежнему практикуют о которой говорит Русская Правда. Статьи утверждают, что человек имеет право покарать убийцу отца, брата, сына и т. д. Если родственник не делал этого, то государство объявляло награду в 40 гривен за голову преступника. Это были отголоски прежнего строя, существовавшего на протяжении веков. Важно отметить, что Русь уже была крещена, но в ней по-прежнему существовали пережитки языческой кровожадной эпохи.

Виды штрафов

Уголовное право также включало в себя и денежные штрафы. У славян они назывались вирой. Штрафы пришли на Русь от скандинавского права. Именно вира со временем полностью вытеснила кровную месть как меру наказания преступления. Она измерялась по-разному, в зависимости от знатности человека и тяжести совершенного проступка. Аналогом русской виры являлся вергельд. Это было денежное взыскание, прописанное в варварских правдах германских племен.

При Ярославе вирой назывался штраф исключительно за убийство мужчины, который был свободным человеком (то есть не холопом). За простого крестьянина штраф составлял 40 гривен. Если жертвой становился человек, находившийся на службе у князя, то взыскание увеличивалось в два раза.

Если свободному человеку наносились тяжелые увечья или была убита женщина, то виновный должен был заплатить полувирье. То есть цена падала вдвое - до 20 гривен. Менее серьезные преступления, например кража, карались небольшими штрафами, которые определялись судом индивидуально.

Головничество, поток и разграбление

Тогда же в русском уголовном праве появилось определение головничества. Это был денежный выкуп, который убийца должен был предоставить семье погибшего. Размер определялся статусом жертвы. Так, дополнительный штраф родственникам холопа составлял всего 5 гривен.

Поток и разграбление - еще один вид наказания, который ввела Русская Правда. Право государства на кару преступника дополнялось высылкой провинившегося и конфискацией имущества. Также его могли отправить в рабство. При этом имущество подвергалось разграблению (отсюда и название). Мера наказания менялась в зависимости от эпохи. Поток и разграбление назначались виновным в разбое или поджоге. Считалось, что это самые тяжкие преступления.

Социальная структура общества

Общество делилось на несколько категорий. Правовое положение населения по Русской Правде полностью зависело от его Высшей прослойкой считалась знать. Это был князь и его старшие дружинники (бояре). Поначалу это были профессиональные военные, являющиеся опорой власти. Именно именем князя вершился суд. Также к нему шли все штрафы за преступления. Слуги князя и бояр (тиуны и огнищане) также имели привилегированное положение в обществе.

На следующей ступеньке находились свободные мужчины. В Русской Правде был специальный термин для такого статуса. Ему соответствовало слово «муж». К свободным лицам относились младшие дружинники, сборщики штрафов, а также жители новгородской земли.

Зависимые слои общества

Самое худшее правовое положение населения по Русской Правде было у зависимых людей. Они делились на несколько категорий. Смерды были зависимыми крестьянами (но со своими наделами), работающими на боярина. Пожизненные рабы назывались холопами. У них не было собственности.

Если человек брал в долг и не успевал расплатиться, то он попадал в особенную форму рабства. Она называлась закупом. Такие зависимые становились собственностью заемщика до тех пор, пока не расплатятся по своим долгам.

Положения Русской Правды говорили и о таком договоре, как Ряд. Так называлась соглашение, по которому добровольно шли на службу к феодалу. Их называли рядовичами.

Все эти категории жителей были в самом низу социальной лестницы. Такое правовое положение населения по Русской Правде практически обесценивало жизнь зависимых в буквальном смысле этого слова. Штрафы за убийство таких людей были минимальными.

В заключение можно сказать, что общество на Руси сильно отличалось от классической феодальной модели в Западной Европе. В католических государствах в XI веке лидирующее положение уже занимали крупные землевладельцы, которые часто даже не обращали внимания на центральную власть. На Руси дело было иначе. Верхушкой славян была дружина князя, у которой был доступ к самым дорогим и ценным ресурсам. Правовое положение групп населения по Русской Правде делало их самыми влиятельными людьми в государстве. В то же время класс крупных землевладельцев из них еще не успел образоваться.

Частное право

Помимо прочего, Русская Правда Ярослава включала в себя статьи о частном праве. Например, в них оговаривались права и привилегии купеческого сословия, которое было двигателем торговли и экономики.

Негоциант мог заниматься ростовщичеством, то есть давать кредиты. Штраф по ним также выплачивался и в виде бартера, например еды и продуктов. Ростовщичеством активно занимались евреи. В XII веке это привело к многочисленным погромам и вспышкам антисемитизма. Известно, что когда в Владимир Мономах пришел властвовать в Киев, он в первую очередь попытался урегулировать вопрос о заемщиках-евреях.

Русская Правда, история которой включает в себя несколько редакций, также затрагивала вопросы наследования. Устав разрешал свободным людям получать имущество по бумажному завещанию.

Суд

Полная характеристика Русской Правды не может пропустить статьи, касающиеся процессуального права. Уголовные правонарушения рассматривались в княжеском суде. Он вершился специально назначенным представителем власти. В некоторых случаях прибегали к очной ставке, когда две стороны тет-а-тет доказывали свою правоту. Также был прописан порядок взыскания штрафа с должника.

Человек мог обратиться в суд, если у него пропадала вещь. Например, этим часто пользовались страдавшие от воровства купцы. Если в течение трех дней пропажу удавалось найти, то человек, у которого она оказывалась, становился ответчиком в суде. Он должен был оправдаться и предоставить доказательства невиновности. В противном случае выплачивался штраф.

Показания в суде

В суде могли присутствовать свидетели. Их показания назывались Сводом. Этим же словом обозначалась процедура поиска пропажи. Если она приводила разбирательство за пределы города или общины, то вором признавался последний подозреваемый. Он имел право оправдать свое имя. Для этого он мог сам провести свод и найти человека, совершившего кражу. Если ему это не удавалось, то именно на него накладывался штраф.

Свидетели делились на два вида. Видоки - люди, которые своими глазами видели совершившееся преступление (убийство, кражу и т. д.). Послухи - свидетели, которые в своих показаниях сообщали о непроверенных слухах.

Если не удавалось найти какие-либо преступления, то прибегали к последней мере. Это была присяга посредством целования креста, когда человек давал свои показания в суде не только перед княжеской властью, но и перед Богом.

Также использовали испытание водой. Это была форма божьего суда, когда показания проверялись на истинность доставанием кольца из кипятка. Если ответчик не мог этого сделать, он признавался виновным. В Западной Европе подобная практика называлась ордалиями. Люди считали, что Бог не даст пораниться добросовестному человеку.

Введение 3

1. Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы. 4

2. Правовое положение населения. 5

3. Основные черты частного права. 8

4. Преступление и наказание. 17

Заключение 20

Список использованных источников и литературы 21

Введение

Актуальность настоящей работы состоит в том, что возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Первым источником его были обычаи, перешедшие в классовое общество из первобытно-общинного строя и ставшие теперь обычным правом. Но уже с X в. мы знаем и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.

Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в следующие периоды истории, и не только для русского права. История Русской Правды достаточно сложна. Вопрос о времени происхождения ее древнейшей части в науке спорен. Некоторые авторы относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывает древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Спорно и место издания этой части русской Правды. Летопись указывает на Новгород, но многие авторы допускают, что она была создана в центре земли Русской - Киеве.

Целью настоящей работы является рассмотрение Русской Правды как памятника права.

1. Возникновение Русской Правды: источники, княжеские уставы.

До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которые можно представить в трех основных редакциях:

Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП). Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1–18), Правды Ярославичей (ст. 19– 41), Покона вирного (ст.42). Урока мостников (ст.43).

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделяется на Суд Ярослава (ст. 1–52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53–121).

Сокращенная редакция появилась в середине XV в. из переработанной Пространной редакции.

Работа опубликована

Важнейший источник древнерусского права - Русская Правда. Представляет собой первый свод законов Руси, вобрала в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей XI-XII вв. Русская Правда дошла до современных исследователей более чем в ста списках XIV-XVI вв., которые сильно отличались друг от друга по составу, объёму, структуре. Следует отметить что, о происхождении этого законодательного памятника в литературе не выработано единого мнения, как, собственно, и о толковании его содержания. Исследователь Гриднев А.Н., отмечает, что «в отечественной и зарубежной историографии высказывались различные взгляды на происхождение и сущность Русской Правды. До сих пор в историко-правовой литературе вызывает споры и остается нерешенным вопрос о происхождении этого важнейшего памятника права древней Руси. Особый интерес представляет оценка данного исторического памятника как результата иностранного влияния. Большинство исследователей вопроса о характере и становлении Русской Правды не отрицают влияния в той или иной степени иностранного элемента, но в литературе встречается и абсолютизация генезиса Русской Правды как результата рецепции скандинавского или немецкого права».

Русская Правда представляет собой сборник законодательных памятников, выступающих под названием Правды Русской Ярослава Владимировича. Но Ярослав издал лишь первые семнадцать статей, затем этот памятник постоянно дополнялся вплоть до XIII в.

Русская Правда дошла до нас во множестве рукописей (около пятидесяти), однако, в них различают три редакции: краткую (список академический), пространную (списки синодальный, троицкий, карамзинский и др.) и сокращенную из пространной (список князя Оболенского). В первой изложены уставы Ярослава и его сыновей; во второй - Русская Правда, сложившаяся в XII и XIII вв. из уставов упомянутых князей и последующих дополнений. Третья редакция не имеет определяющего значения.

Краткая редакция.

Правда Ярослава включает в себя первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Вероятнее всего, она возникла во время борьбы за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Пытаясь заручиться поддержкой новгородцев, конфликтовавших с его наёмной варяжской дружиной, Ярослав «дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите» (Новгородская I летопись).

Правда Ярослава имеет систематический, а не хронологический состав (об убийстве - ст. 1; о ранах, увечьях и личных оскорблениях - ст. 2-9; нарушение прав имущественных - ст. 10-15 и добавочные ст. 16 и 17). Но не все уставы Ярослава вошли в нее.

Правда Ярославичей есть сборник разновременных уставов, данных этими князьями. Состав этой Правды хронологический: законы, измененные и исправленные, сохраняются наряду с позднейшими их исправлениями. Сборник не охватывает всех уставов Ярославичей (в нем нет отмены мести), но зато заключает в себе уставы, изданные раньше Ярославичей. Правда Ярославичей есть сборник дополнительный к Правде Ярослава: в нем нет важнейших постановлений - об убийстве и прочего.

Пространная правда.

Правда Пространная имеет две половины: первую, законченную, вероятно, при Мономахе, вторую дополнительную. Первая половина есть систематический свод Правды Ярослава и его сыновей и последующих узаконений; вторая - позднейшие приписки (XII - XIII вв.), вносимые в сборник целыми уставами: таковы устав о закупничестве, о наследстве (103-117) и о холопстве (119-132). Сюда же включен и устав о мостовых (134), приписываемый Ярославу. Характер Пространной правды более научный: в ней сводятся разновременные постановления в одно, однородные постановления обобщаются; уничтожается казуистическая форма законов. Состав Пространной Правды окончательно сложился не позже половины XIII в., так как она внесена в Кормчую книгу, написанную около 1284 г. повелением князя Новгородского Димитрия и стяжанием архиепископа Новгородского Клемента.

Создание Пространной Правды исследователи относят к XII в., ко времени княжения Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого. Но и она не представляет собой созданного в одно и то же время единого свода законов. Её составляющие - Суд Ярослава Владимировича (ст. 1-52), обобщивший законодательную практику князя Ярослава Мудрого, и Устав Владимира Всеволодовича Мономаха (ст. 53-121), целиком состоящий из постановлений этого князя. Пространная Правда, кроме статей уголовного права содержит в себе еще целый ряд статей по регулированию гражданских правоотношений, достаточно подробно урегулированы вопросы наследственного права и др.

Сокращенная редакция.

Сокращенная редакция считается сжатым вариантом Пространной Правды, возникшим позднее, в XIII-XIV вв., в условиях феодальной раздробленности. Но её происхождение ещё более туманно, чем происхождение двух предыдущих редакций. При столь однозначном выводе трудно объяснить, почему в ней присутствуют статьи, которых нет в Пространной Правде, и пропущены статьи, заимствованные в Пространную Правду из Краткой.

Таким образом, Русской Правдой называется ряд сборников, составленных из княжеских уставов, обычного права и частично - византийских источников. Различают несколько редакций этого исторического памятника права: Краткую Русскую Правду, Пространную Русскую Правду и Сокращенную Русскую Правду.

Русская Правда по существу является первым относительно полно кодифицированным актом древнерусского права, соответствующим своей эпохе и содержащим правовые регуляторы общественных отношений того времени. Кроме того, значение Русской Правды как источника древнерусского права определяется и тем, что она явилась основой для создания других, более поздних правовых источников русского права. Русская Правда жила и действовала в церковно-юридическом обществе.

3. Уголовное право и процесс по Русской правде .

Рассматривая вопрос о правовом регулировании уголовных и уголовно-процессуальных отношений по Русской Правде, отметим, что, с точки зрения некоторых ученых, «большинство норм по существу относятся к уголовному праву, поэтому Русская Правда позволяет составить достаточное представление о системе основных преступлений и наказаний в древнерусском государстве». Термину «преступление» соответствует термин «обида», т. е. причинение кому-либо материального, физического или морального вреда (например, моление у воды, ввод в церковь животных и пр.). Субъектами уголовного права, по Русской правде, могли быть только свободные люди - феодалы, городские люди, земельно-зависимые крестьяне. За правонарушение, совершенное холопом, ответственность нес его господин, который или выкупал холопа (уплачивал штраф за его деяние), или выдавал его потерпевшему. В силу того, что холоп не являлся субъектом права, за свои действия он отвечать не мог. Холопы, не являясь первоначально преступниками в юридическом значении этого слова, подлежали иной ответственности за свои преступления или проступки, нежели другие члены феодального общества. Так, по Русской Правде, раба, ударившего свободного мужа, в эпоху Ярослава можно было убить.

В то время как Русская Правда назначала за кражу, произведенную свободным человеком, продажу (штраф) в пользу князя и урок (вознаграждение) в пользу потерпевшего, князь не применял к холопам, обвиненным в этих преступлениях, подобного наказания; уплачивался только урок пострадавшему, но не виновным холопом, а его господином.

Примечательно, что Русская Правда знала и наказывала действие, начатое, но не достигшее цели (покушение) «если кто вынет меч, но не ударит им, то гривна куну». Анализ статьи Краткой Правды показывает, что при ее составлении или при возникновении отдельных ее частей (Правда Ярослава или Правда Ярославичей) различались деяния по участию в них злой воли преступника. Удар батогом, жердью, чашей или рогом, мечом в ножнах, рукоятью меча, удар обнаженным мечом предполагает умышленность действия (Краткая Правда, ст. 4 - 6).

Сфера прав объектов преступления по Русской Правде - это права физических лиц. Физическое лицо как объект преступления определялся следующими чертами. Человек, не обладающий достоинством лица, т. е. холоп, не мог быть объектом преступления. Убиение холопа являлось не убийством, а истреблением чужой вещи. Лица, имеющие полную правоспособность, не все в одинаковой степени пользовались уголовной защитой своих прав. В этом отношении они различались: 1) по общественному положению: Русская Правда ограждала двойной вирой жизнь княжьих мужей; 2) по полу: жизнь женщины оценивалась вдвое меньше жизни мужчины.

Обычно субъектом преступления являлось одно лицо. Свободный человек за кражу платил штраф в пользу князя и урок в пользу пострадавших. Если преступление совершалось группой лиц, все виновные отвечали одинаково, независимо от степени участия каждого из них в совершении преступления.

В рамках классификации преступлений в Русской Правде на основании их объектов можно выделить следующие виды преступлений: 1) преступления против личности и 2) против имущества. Исследователь Тарановский Ф.В среди преступлений против личности выделяет: предумышленные и непредумышленные убийства; увечья, различаемые по степени тяжести; преступления против свободы (продажа полусвободного человека).

К преступлениям против имущества относились, в первую очередь, это татьба (кража), тяжесть которой определялась ценностью украденного. Кроме того, можно выделить истребление чужих вещей и незаконное пользование чужими вещами. Известно, что, Русская Правда предусматривала наказание за кражу рабочего скота, сена и т. д. В Русской Правде, наряду с таким посягательством, как кража (тайное похищение чужого недвижимого имущества), существовали частные указания и на повреждение или уничтожение имущества. Краткая Правда предусматривала случай, когда кто-либо «изломит копье, либо щит, либо порт» (ст. 18): ее первая часть регулировала случаи, когда испортивший вещь желал оставить ее у себя, а собственнику вещи возвращалась ее цена; во второй части статьи оговаривается случай, когда сломанную вещь хотят вернуть собственнику помимо его воли, причем стоимость вещи должна быть возвращена.

Следует подчеркнуть, что Русская Правда употребляет разные термины, имеющие смысл «наказания»: казнь, месть, продажа и др. Наказание возникает сначала в форме частного возмещения пострадавшему или членам его семьи. Со временем начинает карать и государство. Наказания, налагаемые на преступников представителями власти, сначала имели характер частных кар, т. е. выражались в выкупе.

Месть (которая упоминается в Русской Правде Ярослава) совмещала в себе частный и общественный элементы наказания - она не только признавалась, но и предписывалась законом. Месть обиженного или членов его семьи полагалась за такие преступления, как убийство, увечье или посягательство на здоровье и честь. Со временем месть была заменена денежным штрафом. Денежные штрафы включали: виру (в пользу князя), головничество (родственникам потерпевшего), продажу (князю) и урок (потерпевшему).

Большую группу преступлений составляли преступления против собственности. Защищая собственность на землю, Русская Правда в ряде статей устанавливала строгую ответственность за порчу межевых знаков в бортных лесах и за перепахивание пашенной межи. По Русской Правде вира взыскивалась в том случае, если не было мстителя. Взыскивалась она не только с одного преступника, но иногда и с общины - верви, к которой он принадлежал; в таком случае она называлась дикой вирой и взыскивалась в двух случаях: 1) если совершено непредумышленное убийство, и преступник состоял с членами общины в круговой поруке; 2) если совершено предумышленное убийство, но община не разыскала убийцу, покрывая и не выдавая его.

Потоком, по Русской Правде, называлось лишение личных прав, а разграблением - имущественных. И то, и другое вместе составляли одно наказание. Наиболее опасным считалось убийство в разбое без всякой ссоры, за которое была установлена высшая мера наказания - поток и разграбление, то есть продажа в холопы виновного, членов его семьи и конфискация имущества (ст.7) . Почти таким же опасным считалось убийство княжа мужа. Вира в 40 гривен взималась за убийство свободных людей, приближенных ко двору и слуг. В Русской Правде также говорится об ответственности за поджог жилого и нежилого помещений (двора и гумна, ст. 83), за что устанавливалась суровая мера - поток и разграбление.

В Древней Руси судебные функции выполняли органы власти, как в центре, так и на местах. Суд не был отделен от администрации - судьями были князья, посадюши, волостели. Поскольку Киевская Русь делилась на административные единицы - волости и погосты, суд отправляли представители местной администрации - волостели. Расширение юрисдикции обуславливало усложнение и рост судебного аппарата. Наряду с судьями появилось много вспомогательных судебных должностных лиц. Одним из государственных чиновников был тиун; существовало два вида тиунов: княжеские судьи и несвободные домашние управители княжеские и боярские, старосты над крестьянами. Помощниками судей были отрок и детский. Вместе с тем, существовали судебные служители: мечник, писец, метельник. Мечник присутствовал при испытании железом. Должность метельника, как и писца, состояла в записывании получаемых вир. Об организации боярского суда памятники умалчивают. Можно предположить, что боярин сам отправлял правосудие при помощи своих тиунов и отроков и, возможно, рядовичей.

Судебный процесс в Русской Правде носил состязательный характер: он начинался только по инициативе истца. В то же время дело об убийстве могло начинаться по инициативе судебных органов и по жалобе родственников убитого. Стороны (истец и ответчик) обладали равными правами, и на суд являлись в окружении родственников и соседей, которые являлись своеобразными «свидетелями доброй славы» (то есть должны были подтвердить в суде «добропорядочность» истца и чистоту его намерений). В суде требовалось личное присутствие сторон. Судопроизводство было гласным и устным. Процесс осуществлялся средствами, требовавшими личного присутствия сторон (например, испытание железом, водой, принесение «присяги» - клятвы, выступление в судебном поединке - «поле»).

Необходимо также подчеркнуть, что по Русской Правде деления на гражданский процесс и уголовный процесс фактически не существовало, поэтому при рассмотрении дел всех категорий использовались единая форма. Таким образом, можно сделать вывод о том, что алгоритм действий правоприменителя при рассмотрении гражданско-правового или уголовно-правового спора был аналогичен. Отличия касались методики применения норм Русской правды (с учетом казуистичности норм, входящих в сборник) и были обусловлены обстоятельствами конкретного дела (субъективными характеристиками сторон, свойством похищенного, объективной стороной и т.д.).

Сам судебный процесс делился на три этапа. Первый – заклич, объявление о совершившемся преступлении (например, о пропаже имущества). Во время заклича потерпевший объявлял о происшествии, об обстоятельствах дела или о приметах похищенной вещи. Так, например, если имело место конокрадство, потерпевший мог объявить «на торгу» приметы пропавшей лошади: пол, масть, возраст и другие особенности украденного животного. Если после трех дней с момента заклича вещь не обнаруживалась, лицо, у которого она была найдена впоследствии, признавалось ответчиком. Ответчик должен был не только возвратить вещь, но и уплатить штраф.

Объявление непосредственно о начале процесса производилось судебными органами. В Русской Правде нет точных указаний, каким образом ответчик или обвиняемый призывались в суд. Чтобы обеспечить явку ответчика или обвиняемого в суд, с него брали поручителя. Согласно ст. 14 Русской Правды (Краткая редакция), в случае невозможности явки ответчика, закон предоставлял ему пять дней срока, чтобы выставить поручителя. Выставление поручителя со стороны обвиняемого могло быть совершено только под воздействием судебных властей.

Второй стадией судебного процесса по Русской Правде был свод, который внешне напоминал современную очную ставку. Свод мог производиться до заклича, в срок или по истечения трех дней после него. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение о природе спорной вещи. Он и признавался преступником. Если свод заканчивался отысканием вора, последний должен был уплатить вознаграждение тому, кому он продал похищенную вещь, и уплатить штраф. Наконец, свод мог привести к границам государства. В этих случаях добросовестный приобретатель очищался от обвинения указанием на двух свидетелей покупки, которые приносили присягу.

Третьей стадией судебного процесса было «гонение следа». Оно заключалось в розыске преступника по его следам. Предполагалось, что в той стороне, куда ведут следы, находится преступник. Если след терялся на большой дороге или в степи, розыск прекращался.

Непосредственно судебное разбирательство производилось князем или боярином в присутствии священнослужителей и народа. В качестве доказательств использовались:

· свидетельские показания «видоков» - очевидцев, а также - «послухов»;

· вещественные доказательства;

· результаты испытаний, например, ордалиев - так называемого «божьего суда», который представлял собой испытание огнем, водой или железом, или результаты судебного поединка - состязания, результат которого также предопределялся «божьим промыслом»;

· присяга, клятва.

Судебный приговор выносился открыто и приводился в исполнение немедленно.

Таким образом, нормы Русской Правды, памятника обычного права, регулировали уголовно - правовые и процессуальные отношения. Кроме того, они содержали сведения о судебных органах и судебной процедуре, которая повсеместно применялась в Древнерусском государстве. В то же время, являясь памятником феодального права, Русская Правда всесторонне защищает интересы господствующего класса и закрепляет сословное неравенство.

Список используемой литературы:

1. Чистяков О. И. «История отечественного государства и права».

2. Исаев И.А. «История государства и права России» М., 2005.

3. Кириллова Т. К. «История отечественного государства и права».

4. Буданов М.Ф. «Обзор истории русского права». М., 2005.

5.Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2010.»

6. Гриднев А.Н. «Роль Русской Правды в построении системы права Древней Руси».

7. «Отечественное законодательство XI-XX веков. Часть I (XI-XIX вв.)». Под ред. О.И. Чистякова. М., 2000.

8. Кушнир М.И. « Древнерусский летописный текст как источник юридического документа: теоретико-методологический анализ» 2004. Т. 6.

9. Савельев В.С. «Законодательные источники древнерусского права». М., 2006.

10. Тарановский Ф.В. «История русского права». Под ред. В.А. Томсинова. М., 2004.

Блехут А.А.


Похожая информация.




 

Возможно, будет полезно почитать: