Каланча центральной пожарной станции. Пожарная каланча (Кострома)

В наглядно-художественной форме воссозданы наиболее яркие страницы истории пожарного дела в России. В текущем году эта работа нашла свое отражение в виде красочно оформленного настенного календаря и буклета.

Январь 2013 .

Утилитарное по сути своей сооружение - обычное пожарное депо - напоминает мощную крепость в сочетании с дворцом в стиле модерн. Высота каланчи - чуть более 30 метров. Уверенный почерк мастера-архитектора Г. Саре на века вписал ее в архитектурную историю города. Яркие цветовые контрасты и безупречность силуэта подкупают своей лаконичностью.

Февраль 2013 .

Тем, кто попадает в Суздаль одну из жемчужин «Золотого кольца», непременно бросается в глаза оригинальное, сверкающее новизной и белым великолепием, под стать белокаменным храмам, строение с высокой башней - пожарной каланчой

Март 2013 .

Возведенное в начале 20 века здание пожарного депо в Волгограде стало вершиной инженерной мысли. Площадь новоиспеченного здания пожарной каланчи была весьма обширной: здесь находилось 7 депо на соответствующее число обозов и несколько конюшен. Второй этаж занимали общежития-казармы пожарных с шестовым спуском.

Спустя годы после разрушения пожарная каланча восстанавливалась с использованием знаменитой царицынской тычковой кладки, при которой кирпичи устанавливают торцом. На фасаде каланчи сохранилась уникальная версия герба уездного города Царицына конца 19-го века.

Апрель 2013 .

Здание Сущёвской полицейской части великолепный памятник архитектуры 19 века. Оно примечательно высокой пожарной каланчой с площадкой для дозорного. Каланча Сущевской пожарной части - одна из самых старых и хорошо сохранившихся в Москве. В главном корпусе размещались пожарный пост, телеграф, арестантские и административные помещения, квартиры чинов полиции.

Май 2013 .

Историко-культурное значение здания пожарной каланчи в Калуге определяется не столько ее оригинальной и интересной архитектурой, сколько уникальной историей. Это тем более важно, что в Калуге сохранился только один комплекс пожарной части и то лишь частично.

В прошлом веке Управлением внутренних дел Калужской области монахам Оптиной пустыни был безвозмездно передан городской пожарный колокол, который ранее с каланчи оповещал о пожарах.

Июнь 2013 .

Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части - вторая по времени постройка после Сущевской из сохранившихся в Москве каланчей. Верхняя часть каланчи оборудована обходной галереей с ажурными кронштейнами крепления. Шпиль венчают шары - знаки, сигнализировавшие другим пожарным частям о силе пожара.

Июль 2013 .

Внешнему облику пожарных каланчей в 19 веке придавалось огромное значение. На разработку проекта их строительства обязательно объявлялся архитектурный конкурс. В частности, в конкурсе на проектирование угличской каланчи победил известный санкт- петербургский архитектор итальянского происхождения Луиджи Руска.

Здание угличской каланчи - двухэтажное, с мезонином, украшенное монументальным четырехколонным портиком. На нижнем этаже под портиком в 19 в. находились арочные ворота, через которые вывозилось пожарное оборудование

Август 2013 .

Восьмигранная пожарная каланча в Санкт-Петербурге взметнулась на высоту 46 метров. В своё время она считалась одной из высотных доминант города. Здание каланчи упоминается в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В нем следователь Порфирий Петрович вёл допрос Родиона Раскольникова.

Сентябрь 2013 .

В 2012 году исполнилось сто лет пожарной каланче в Рыбинске. На сегодняшний день 48-метровая пожарная каланча в этом городе является самой высокой в России. Каланча-юбилярша была построена в августе 1912-го, всего за год.

Пожарная каланча в Рыбинске в своем роде уникальна. Она была построена по абсолютно новой для начала 20 века строительной технологии - из монолитного железобетон.

Октябрь 2013 .

Местные жители в Коврове всегда называли это сооружение «пожарным замком». Из всех пожарных частей Владимирской губернии ковровское пожарное депо по праву считалось наиболее значительным.

Ноябрь 2013 .

В сентябре 1899 года на заседании Городской Думы было предложено вместо старого ветхого здания пожарного обоза возвести новое каменное с помещениями для служителей, конюшен и смотровой каланчой с пожарным колоколом. Уже через год началось строительство по проекту вологодского архитектора И. И. Павлова. Лишь к осени 1907 года здание было окончательно достроено и 19 октября состоялся молебен по случаю размещения в нем пожарного обоза. На фасаде каланчи были расположены куранты. Они играли мелодию песни, посвященную Сыктывкару. Можно с уверенностью отметить, что здание пожарной каланчи является не только памятником архитектуры, но и неофициальным символом

Декабрь 2013 .

Пожарная каланча в Костроме - уникальный памятник архитектуры эпохи классицизма. Она расположена на главной площади города, носящей имя Ивана Сусанина, и является ее высотной доминантой. В 1834 году она вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I, после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. Возведена пожарная каланча по задумке Баумгартена К.И. - губернатора Костромы, который решил, что она « с одной стороны, будет услаждать взгляд в силу своей эстетической ценности, а с другой - обезопасила бы обывателей от пожарных ситуаций».

Деревянная башня пожарной каланчи, стоящая в самом центре города, - самое высокое здание на романовской стороне Тутаева

Прямо за станцией метро, на Селезневской улице расположено здание бывшей Сущевской полицейской части. Построенная в 19 веке, она одна из самых старых в городе. Стоит отметить, что часть одновременно решала правоохранительную и противопожарную задачи. При этом собственно здание служило в основном задачам полицейским, а каланча — пожарным.

Полицейская часть существовала здесь с конца восемнадцатого века. В 1817 году действительный статский советник Д.И. Киселев продал казне большой участок земли с каменными и несколькими деревянными строениями для Сущевской полицейской части. Строительство же основного здания, вместе с пожарными службами, производилось по проекту архитектора М.Д. Быковского в начале 1850-х. В те времена, когда с высоты каланчи была видна вся Москва, на балкончике круглосуточно дежурил часовой, который внимательно осматривал окрестности и как только замечал дым — тут же дергал за веревку, привязанной к колоколу во дворе, чтобы звоном разбудить сонных товарищей, и вывешивал шары и флаги, служившие системой опознавательных знаков — по ним судили о месторасположении и силе пожара. Ночью вместо шаров вывешивались фонари. Услышав сигнал тревоги, пожарные выскакивали из здания, натягивали форму и каски, и неслись в обозах по улицам, оглушительно гудя в медные трубы и распугивая прохожих.

Однажды обер-полицмейстер Сущевской части Арапов разрешил своим приятелям из Петровского театра выбрать пожарных для участия в театральных постановках. С этим фактом связана одна забавная история. Как-то раз в театре ставили «Хижину дяди Тома», и всех пожарных загримировали под негров и одели в полосатые куртки. И как раз во время представления брандмейстеру по фамилии Корыто, присматривавшему за подопечными, доставили записку о том, что на Никольской пылает пожар. Пожарные, как были в куртках и гриме, повскакивали с мест и бросились к обозам. На следующий день весь город говорил о скором конце света, припоминая чертей, которые в сверкающих касках мчались по улицам и дудели в трубы. После этого и вышел приказ, запрещающий использовать пожарных в театральных постановках.

Но главное, что именно сотрудники Сущевской части создали прецеденты, ставшие впоследствии серьезнейшими институтами. В частности, в 1911 году купец Николай Алексеев оставил свой автомобиль марки «Бенц» на дороге, перекрыв выход из храма. По окончании службы богомольцы испытывали неудобства при выходе, за что околоточный надзиратель Сущевской полицейской части Дмитрий Быков наложил на нарушителя немалый штраф — видимо, первый в Москве штраф за незаконную парковку.

Здесь же было принято одно из исторических решений: «Городового вице-унтер-офицера Егорова за пьянство и буйство во время несения постовой службы посадить на хлеб и воду на две недели, пожарного служителя Коноплева за небрежное и жестокое обращение с лошадью и оскорбление унтер-офицера наказать 140 ударами розог». Сейчас подобными вещами ведает целое подразделение — служба собственной безопасности ГУВД.

Здесь же в 1898 году по приказу обер-полицмейстера за номером 117 была организована первая в городе станция «Скорой помощи». В распоряжении врачей была всего одна карета (притом в буквальном смысле на гужевой тяге), на которой выезжала бригада, состоящая из трех специалистов — врача, фельдшера и санитара. Правда, вызов принимался только у должностных лиц — у дворника, к примеру, или у ночного сторожа, и только по поводу несчастных случаев на улицах.

Но самая, пожалуй, колоритная работа, выполнявшаяся штатом этой части, — сожжение неблагонадежных книг. Последнее в истории Москвы книжное аутодафе произошло в 1888 году, и это был труд Гиляровского под названием «Трущобные люди». Автор вспоминал: «С заднего двора поднимался дым. Там, около садика, толпа пожарных и мальчишек. Снег кругом был покрыт сажей и клочками бумаги. В печи догорала последняя куча бумаги: ее шевелил кочергой пожарный. Пахло гарью и керосином, которым пропитался снег около печи».

Интересны истории, связанные не только со служивыми части, но и с ее "постояльцами"-заключенными.

Здесь, в Сущевской части в разное время содержались такие знаменитости, как игуменья Митрофания (она обвинялась в мошенничестве) и Владимир Владимирович Маяковский. Впрочем, последний по этому поводу не слишком скорбел. Он сообщал своей сестре на волю: «Дорогая Люда... Сижу опять в Сущевке, в камере нас три человека, кормят или, вернее, кормимся очень хорошо». Для полного счастья юному поэту не хватало только книг и рисовальных принадлежностей. Их-то он и просил передать. Правда, далеко не все узники этих камер относились к заключению столь философски. Многие пытались выбраться отсюда, не брезгуя любыми способами. Раз, например, в газетах появилось вот такое сообщение: «24 февраля в Сущевском полицейском доме трое арестантов, крестьяне Алексей Румянцев, Константин Монахов и Василий Светцов, взломав пол в чулане, спустились через проделанное ими отверстие в выгребную яму, откуда выбрались во двор и скрылись».

Летом здание целиком запечатлеть достаточно сложно - оно утопает в зелени. Поэтому вот зимняя фотография. Кстати, в 1970-80 гг здание отреставрировали и разместили в нем музей МВД.

 
  © warsh

Наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение - дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков (*kala(n)ѕa от турецкого kale «крепость»).

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая 1804). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол. Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются каланчами, не несущими дозорных функций, в которых как правило размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов и боевой одежды пожарных.

На фото - здание Полицейской-пожарной части в Сокольниках с пожарной каланчёй и смотровой площадкой. Оно было выстроено в 1881-1884 года в самом начале улицы Стромынка, на Стромынской площади. Архитектор М. К. Геппенер. Это вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Сейчас в здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и пожарная часть № 12.

Владимир Гиляровский писал в "Москве и москвичах":

"Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. Тогда не было еще небоскребов, и вся Москва была видна с каланчи как на ладони. На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому "высокопоставленному" лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, только гляди, не зевай! И ходит он кругом и "озирает окрестности".

Отважен, силен, сердцем прост,
Его не тронула борьбы житейской буря,
И занял он за это самый высший ноет,
На каланче дежуря.

Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Тогда еще электрических звонков Не было.

Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой. Выскакивает брандмейстер и, задрав голову, орет: - Где? Какой?

В Охотном! Третий!--отвечает часовой сверху. А сам уже поднимает два шара на коромысле каланчи, знак Тверской части. Городская - один шар, Пятницкая - четыре, Мясницкая - три шара, а остальные - где шар и крест, где два шара и крест--знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар. А то вдруг истошным голосом орет часовой сверху:

Пятый, на Ильинке! Пятый!

И к одинокому шару, означающему Городскую часть, привешивают с другой стороны коромысла красный флаг: сбор всех частей, пожар угрожающий. И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, и обыватели бросаются к окнам или на улицу поглядеть на каланчу.

Ночью вывешивались вместо шаров фонари: шар - белый фонарь, крест - красный. А если красный фонарь сбоку, на том месте, где днем - красный флаг,--это сбор всех частей. По третьему номеру выезжали пожарные команды трех частей, по пятому - всех частей.

А если сверху крикнут: "Первый!" - это значит закрытый пожар: дым виден, а огня нет. Тогда конный на своем коне-звере мчится в указанное часовым место для проверки, где именно пожар,--летит и трубит. Народ шарахается во все стороны, а тот, прельщая сердца обывательниц, летит и трубит!

И горничная с завистью говорит кухарке, указывая в окно: - Гляди, твой-то...

В те давние времена пожарные, николаевские солдаты, еще служили по двадцать пять лет обязательной службы и были почти все холостые, имели "твердых" возлюбленных - кухарок.

В свободное от пожаров время они ходили к ним в гости, угощались на кухне, и хозяйки на них смотрели как на своих людей, зная, что не прощелыга какой-нибудь, а казенный человек, на которого положиться можно.

Так кухарки при найме и в условие хозяйкам ставили, что в гости "кум" ходить будет, и хозяйки соглашались, а в купеческих домах даже поощряли. Да и как не поощрять, когда пословица в те давние времена ходила:

"Каждая купчиха имеет мужа - по закону, офицера - для чувств, а кучера - для удовольствия". Как же кухарке было не иметь кума-пожарного!

Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой. А тогда в особенности: полазь-ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьет вода, когда толстое сукно куртки и штанов (и сухое-то не согнешь) сделается как лубок, а неуклюжие огромные сапожищи, на железных гвоздях для прочности, сделаются как чугунные. И карабкается такой замороженный дядя в обледенелых сапогах по обледенелым
ступеням лестницы на пылающую крышу и проделывает там самые головоломные акробатические упражнения; иногда ежась на стремнине карниза от наступающего огня и в ожидании спасительной лестницы, половиной тел" жмется к стене, а другая висит над бездной... Топорники, каски которых сверка-гот сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненные тартарары.

А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма, и, рискуя задохнуться или быть взорванным каким-нибудь запасом керосина, ищет, где огонь, и заливает его... Трудно зимой, но невыносимо летом, когда пожары часты.

Я помню одно необычайно сухое лето в половине восьмидесятых годов, когда в один день было четырнадцать пожаров, из которых два - сбор всех частей. Горели Зарядье и Рогожская почти в одно и то же время... А кругом мелкие пожары...

В прошлом столетии в одной из московских газет напечатано было стихотворение под названием "Пожарный". Оно пользовалось тогда популярностью, и каждый пожарный чувствовал, что написано оно про нею, именно про него, и гордился этим: сила и отвага!"

Удивительное по своей оригинальности и красоте здание похоже скорее на античный театр, чем на столь значимый объект. Вот уже почти двести лет оно украшает город и до недавнего времени служило по прямому назначению. Лишь в 2005 году власти приняли решение передать уникальное здание местному музею. Пожарная каланча (Кострома) находится на Сусанинской площади, ранее именовавшейся Екатеринославской. Гуляя по древнему городу, сложно пройти мимо этого необычного строения.

Как пожарная каланча появилась в городе Костроме?

История Костромы напрямую связана с пожарами. За свою многовековую историю город выгорал полностью 14 раз. Местным жителям приходилось отстраивать его заново. Именно поэтому возникла острая необходимость возвести в городе такое строение, как пожарная каланча. Кострома должна была противостоять огню.

Каланчу строили по приказу губернатора К. И. Баумгартена с 1823 по 1825 год. Автором проекта стал губернский архитектор Фурсов, который творчески подошел к заданию начальства и предложил такой оригинальный проект. Сам губернатор пожелал, чтобы каланча была не только полезным объектом, способным противостоять разрушительным пожарам, но и украшать главную площадь города.

Уникальное строение

Здание пожарной каланчи выполнено в стиле позднего классицизма. Его украшает фронтон с шестью белыми колоннами. В его центр помещен двуглавый орел. Над четырехугольным зданием надстроена восьмигранная башня, в которой находится наблюдательная площадка, где должен был нести службу зоркий пожарный и наблюдать, не появилась ли где-нибудь струйка дыма. Чтобы у служащего был полный обзор, вокруг «караульни» был сооружен балкон.

Только отстроенное здание сразу стало местной достопримечательностью. Когда в 1834 году император Николай Первый прибыл в Кострому с деловым визитом, он восхитился зданием пожарной вышки. Монарх произнес: «Такой у меня в Петербурге нет!». Тогда пожарная вышка в Костроме получила статус лучшей провинциальной каланчи.

Из истории пожарной каланчи

В 1860 году основное здание было дополнено двумя крыльями. В них размещались пожарного депо, жилые комнаты для персонала и помещения, в которых содержался гужевой транспорт. Также там хранились запасы воды и оборудования.

В 80-х годах XIX века здание претерпело некоторые архитектурные изменения. Была существенно упрощена караульная вышка. Однако уже в середине XX века была произведена реконструкция, и прежний облик здания был восстановлен. Пожарная каланча в Костроме, старые фото которой теперь стали достоянием местного музея-заповедника, снова приобрела первоначальный вид, задуманный архитектором Фурсовым. В ее здании до начала XXI века находилась действующая пожарная часть.

Памятник-музей

Сегодня пожарная каланча (Кострома) относится к одному из пяти зданий головного комплекса Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также входит в состав 16 филиалов областного музея. Здесь можно получить информацию об экскурсиях и выставках, проходящих в городе.

Желающие заказать экскурсию по городу или области, а также купить билеты на любую выставку, проходящую в музее, могут зайти сюда за билетами. Пожарная каланча (Кострома) теперь является экскурсионным отделом. А еще здесь находится интересный и уникальный музей. Аналогов ему не найти ни в одном уголке планеты.

Музей Пожарного дела

В городе, много раз сгоравшем до основания и отстроенном заново, находится музей Пожарного дела. Зданием, в котором он разместился, стала в 2005 году пожарная каланча (Кострома). Музей открыт для всех желающих. Сюда приходят и взрослые, и дети, приезжают огнеборцы со всей страны и даже из-за рубежа.

Сотрудники оборудовали здесь обширную экспозицию из накопленных в депо артефактов. В музее можно увидеть пожарные машины разных лет, которые в свое время выезжали на вызов. Интересна экспозиция, представляющая костюмы борцов с огнем разных эпох. Можно проследить эволюцию от самых первых костюмов до современных. В музее Пожарного дела у каждого желающего есть возможность посмотреть на старинные огнетушители и водяные насосы, помогавшие пожарным некогда тушить огонь. Здесь также представлены диорамы, на которых воссозданы картины пожаров. Глядя на них, чувствуешь, будто ходишь по пепелищу только что сгоревшего дома. Оригинальным украшением музея являются детские рисунки и поделки на пожарную тематику.

О чем можно узнать, отправившись на экскурсию?

Экскурсоводы знакомят посетителей с историческими фактами о городских пожарах, которых в истории Костромы было 14, историей возведения каланчи, рассказывают о том, как появилась и развивалась благородная профессия пожарных в России, о том, как вести себя при пожаре, чтобы сохранить свою жизнь и помочь тем, кто попал в подобную ситуацию.

Сюда непременно стоит заглянуть, чтобы узнать, чем славится старинный город Кострома. Пожарная каланча (на фото ниже можно увидеть, как она выглядит сейчас) станет, бесспорно, интересным местом и для детей, и для взрослых. Пожарная вышка уже много лет является символом Костромы. Ее изображение печатают на сувенирной продукции наряду с другими достопримечательностями города. Итак, когда же можно посетить это удивительное место?

Пожарная каланча (Кострома): режим работы

Пожарная каланча открыта с 11 до 19 часов каждый день. Касса закрывается в 18 часов 30 минут. Цена билета символическая - 70 рублей. Дети до 7 лет могут войти бесплатно. За фотосъемку необходимо доплатить еще 30 рублей.

Когда-то Москва была полностью деревянной, поэтому на протяжении столетий город неоднократно выгорал почти полностью. Одним из последних крупных пожаров стал пожар 1812 года, когда перед сдачей города Наполеону Москву подожгли свои.


Пожарные команды всегда были одной из важных городских служб. Считается, что начало московской пожарной службе в начале XVI века положил Иван III, своим указом повелевший организовать пожарно-сторожевую охрану. На заставах организовали круглосуточное дежурство, сторожами понуждали быть простых горожан, которые должны были следить и за порядком, и «чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню». А при возникновении пожара народ на тушение сгонялся массово и силой, отказаться от такой работы было нельзя. С середины XVI века тушение пожаров было возложено на воинские подразделения - на стрельцов. Те были вооружены бердышами и топорами, при помощи которых можно было развалить окружающие пожар строения, чтобы воспрепятствовать распространению огня. Уже в XVII веке возле особо важных объектов стали устанавливать кадки и ведра с водой и насосы.

Пока города были малоэтажными, пожар легко было заметить по поднимающемуся столбу дыма. С ростом городов в высоту замечать начинающийся пожар стало сложнее, и чтобы заметить дым как можно раньше, с начала XIX века во многих российских городах начали строить специальные вышки - пожарные каланчи.

В Москве было построено 16 каланчей. В те времена пожарные команды размещались в одном здании с полицейской частью, поэтому и каланчи, с которых велось постоянное наблюдение за городом, были над этими полицейскими частями. Если где-то возникал пожар, то на каланче той части, которая выезжала на пожар, в определенной последовательности вывешивались чёрные кожаные шары и поперечины, оповещавшие соседние пожарные части. Если пожар был очень сильным и требовал помощи, то на него выезжали все части города. В ночное время для оповещения о пожарах соседних частей на каланче зажигали сигнальные фонари.


На тушение выезжал конный пожарный обоз, обычно состоявший из четырёх повозок. На двух повозках ехал личный состав, две другие везли гидрант и пожарные рукава, а также раздвижную лестницу, достававшую до пятого этажа. Чтобы на пожаре не перепутались лошади разных частей, в каждой пожарной части держали лошадей только одной масти.


И лишь в 1907 году у пожарных появились первые автомобили: сначала только в двух частях - Городской и Арбатской.


С 1930-х годов строить каланчи в Москве перестали: дома в городе стали настолько высокими, что с каланчи их было уже не разглядеть.


К тому же в Москве широко распространилась телефонная связь, и в начале 30-х годов появился единый номер вызова пожарной охраны — 01.


В Москве до сих пор сохранилось несколько пожарных каланчей, которые хоть и потеряли своё утилитарное значение, но давно стали архитектурным украшением города.

Хамовническому полицейскому дому (Комсомольский проспект, дом 16/2) вернули венчавшую его когда-то каланчу лишь в 2012 году, в ходе реставрации.


Памятник архитектуры восстановлен концерном «СТРАЖ», подрядчик «МСНРУ-2».


Когда-то здесь находилась часть служб и конюшни Хамовнических казарм, к которым позже пристроили домовую церковь.


Не исключено, что пожарную каланчу сделали из церковной колокольни.


В конце XIX века здание перестраивали по проекту архитектора Анатолия Гунста.


Пожарной каланчи дом лишился в 1941 году, когда для дезориентации немецкой авиации в Москве сносились приметные объекты, которые было сложно замаскировать.


Сейчас часть этого здания занимает 17-я пожарная часть федеральной противопожарной службы.


Самая старая из сохранившихся в Москве пожарных каланчей находится на Селезновской улице и является памятником архитектуры XIX века.


Здание для Сущевской полицейской части (улица Селезневская, дом 11А) было построено в начале 1850-х по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича (Дормедонтовича) Быковского.

Здесь же располагалась и пожарная команда. На самом верху трёхъярусной пожарной каланчи находилась круговая площадка для дозорного.

Помимо административных помещений в доме были квартиры для полицейских чинов, а также комнаты для арестантов.


Флигель Сущевской полицейской части

Одним из них был арестованный за распространение революционных прокламаций гимназист Владимир Владимирович Маяковский.

Ещё этой полицейской части приходилось жечь неблагонадёжные книги, видимо под присмотром своих же пожарных. В частности, в 1888 году здесь сожгли весь тираж (1800 экземпляров) первой книги Владимира Алексеевича Гиляровского «Трущобные люди», запрещённой цензурой к распространению. Сейчас здание занимает Центральный музей МВД.


Вторая по возрасту и степени сохранности пожарная каланча в Москве возвышается над зданием бывшей Сокольнической полицейской части (улица Русаковская, дом 26).

Сегодня она относится к действующей пожарной станции № 12 Управления ГОЧС ВАО Москвы.

Построена в 1884 году по проекту архитектора Максима Карловича Геппенера на бывшей Стромынской площади.

Здание сложено из красного кирпича, но в последующие годы неоднократно меняло окраску. Сейчас здание выкрашено жёлтой краской.

Как и каланча на Селезневке, вышка в Сокольниках увенчана круговой обходной галереей, на которой круглосуточно дежурили пожарные.


При возникновении пожара с галереи к вершине шпиля по веревкам поднимали сигнальные шары, количество которых указывало, к ведению какой пожарной части Москвы относится пожар.

В течение нескольких минут упряжки лошадей с пожарными были готовы к выезду.

Рогожская полицейская часть (Николо-Ямская улица, дом 54) находилась близко к началу Владимирского тракта, по которому уходили этапы сосланных в Сибирь. Выкупленное городом в начале XIX века здание обычной усадьбы переделали под нужды полицейско-пожарной части. Во дворе построили служебный корпус и арестный дом. При этом деревянную пожарную каланчу надстроили почти через полвека - в 1862 году. В 1930-х годах здание приспособили под жилье и каланчу снесли за ненадобностью. Но в ходе реконструкции здания в середине 1990-х была восстановлена и пожарная каланча.

Каланча на Соколе (Ленинградский проспект, дом 71А) — Пожарная часть № 19.


В конце 1920-х годов в Москве в стиле конструктивизма стали строить специальные здания для пожарных частей, включавшие гараж для автомобилей и пожарную каланчу.


Одно из таких зданий было построено в 1927-1929 годах в селе Всехсвятское по проекту архитектора Александра Владимировича Куровского.

Село это находилось в районе нынешних станций метро «Аэропорт» и «Сокол» и вошло в территорию Москвы в 1917 году.


Каланча была самым высоким зданием в селе, выше находящегося поблизости храма Всех Святых (по имени этого храма и было дано название селу).

Уже в середине 2000-х годов на месте пожарной части хотели построить торговый центр, но оказалось, что здание пожарной части попадает в зону охраны объекта культурного наследия, которым является храм.


Так храм уже в наше время сберег архитектурный памятник социалистического конструктивизма.

Каланча на шоссе Энтузиастов — Пожарная часть № 16 (шоссе Энтузиастов, дом 11). Недалеко от станции метро «Авиамоторная», на углу шоссе Энтузиастов и Авиамоторного проезда, находится близнец здания пожарной части на Соколе. Архитектор - тот же Александр Владимирович Куровский, тот же конец 20-х годов. В отличие от спрятанного во дворе здания на Соколе, оказавшегося позади выстроенного позже высокого здания на Ленинградском проспекте, эта пожарная часть хорошо видна и используется так же, как и раньше. Здесь до сих пор располагается пожарная часть №16. В высокой башне развешивают для сушки пожарные рукава, на лестницах и балконах можно тренироваться.



 

Возможно, будет полезно почитать: