Подготовка оригинал-макета упаковки к печати.

С какими воспоминаниями связано ваше детство? Вы помните мультфильмы, которые мы бежали смотреть, бросив даже самую интересную и увлекательную игру с друзьями на улице? Помните сладости – например, ириски, от которых слипались зубы, но которые все мы очень-очень любили?

Я помню не только их запах и аромат. Я помню те непритязательные, простые бумажные обертки, в которые была завернута каждая конфетка. И если эта конфетка оставалась в жаркий день в кармане – помню, как он весь внутри оказывался липким, а мама потом ругала, что не знает, как отстирать теперь мои светлые шорты «от этой гадости».

Еще помню с детства яркие, синие банки сгущенки. Если они оказывались в холодильнике – значит, скоро праздник, значит, будут печь вкусный домашний торт.

Удивительно, как врезаются в память на всю жизнь цвета, форма и вид упаковки лакомства или другой, не менее любимой и полезной для тебя вещи.

На днях была в аптеке, и бабушка в очереди объясняла провизору, какое ей нужно лекарство:

От сердца, доченька, там еще на коробочке красное сердце нарисовано… Сама коробочка беленькая такая.

Удивительно, но «доченька» поняла сразу, о каком лекарстве идет речь, даже не услышав его названия.

Мы все действуем точно также, совершая покупки. Наши глаза ищут на полках знакомые цвета и формы упаковки, лишь затем мы читаем название товара. Мы запоминаем в первую очередь форму, цвет, запах – затем уже слова. Так устроен наш мозг.

К чему я веду? К тому, что для каждого товара его упаковка – это та самая одежка, по которой его встречают. Это то, благодаря чему товар запоминают и находят на полках в первую очередь.

Какой должна быть упаковка?

Упаковка и этикетка привлекают к себе взгляды покупателя, и часто играют главную роль в выборе среди товаров в одном ценовом сегменте. Человек думает так: раз тут упаковка хорошего качества, значит, и товар должен быть не хуже. Как правило, покупатель не ошибается.

Дизайн упаковки непременно должен быть запоминающимся, ярким, но не кричащим. При этом сама упаковка обязана быть практичной и удобной – как для хранения продукта, так и для его использования. Дизайн не должен вредить удобству!

Но кто лучше объяснит тонкости работы, как не профессионалы? Сегодня об особенностях разработки дизайна упаковки расскажут наши дизайнеры-фрилансеры.

Любезно согласилась ответить на мои вопросы Люба Гресь .

Насколько сложно создавать дизайн упаковки товара? Это проще или сложнее таких работ, как разработка логотипа или фирменного стиля? Какие особенности работы над дизайном упаковки?

- Не могу объективно оценить сложность. Скорее, создание упаковки - дело ответственное.
Красивая «внешность» никогда не теряет актуальность. Она является одним из сильнейших инструментов маркетинговой коммуникации. От внешнего вида и привлекательности зависит востребованность товара на рынке. Хорошо, если в команде или компании заказчика есть человек с соответствующими навыками. Тогда нужен просто грамотно составленный бриф. В противном случае, придется осваивать тонкости и нюансы самостоятельно. Что, кстати и открывает совершенно новый взгляд на дизайн вообще:)

Если задача логотипа - заявить о той или иной компании, четко и лаконично, с помощью одного образа или знака, фирменного стиля - поддержать позиционирование с помощью цвета и дополнительных элементов (паттерн, персонаж), то упаковка может быть совокупностью всего вместе, плюс целый список дополнительной информации, которую нужно с умом, грамотно распределить. Образ продукта на этикетке, упаковке должен быть понятен сразу и недвусмысленно. Поэтому перегруженные упаковки явно не в выигрыше.

С этого момента и начинаются все особенности.
Если повезет, можно создать упаковку с нуля. Запланировать форму, материал, метод печати. Но в большинстве случаев заказчик использует уже существующие пакеты, коробки, банки. Тогда следует начать с технических требований типографии, заполучить макеты вырубного штампа, раскрой пакета, выяснить метод печати и материал.
Что касается особенности графической составляющей, тут все, как и в любом другом дизайне - хорошая композиция, правильная цветовая гамма, исходя из специфики продукта, ценового сегмента и целевой аудитории. Учитывается воспринимаемость с расстояния, читаемость текста, контраст на фоне конкурентов. Например, мягкие, нежные тона могут прекрасно смотреться в фирменном стиле, но на полке - может сыграть банальное освещение в зале, загруженность полок, стоящие рядом упаковки конкурентов. Всего и не перечислить. Это я не к тому, что такая упаковка - плохо, а к тому, что всему свое место, и нужно внимательно изучить товарную группу, в которой будет представлен продукт с Вашим дизайном.

- От чего зависит стоимость работ по созданию упаковки?

- Стоимость напрямую зависит от особенностей. Как от технических требований, так и требований к графической составляющей. Тут возможны самые разные манипуляции с изображением. Бывает необходимость показать товар лицом - нужна качественная съемка или рисунок. В другом случае требуется создание персонажа. Нужно учитывать, что упаковка может быть не для единичного товара, а планируется линейка. Тогда стоит сразу продумать, как может меняться внешний вид. Само собой разумеется, это будет влиять на стоимость.
Следует отметить разницу в цене для товаров разных ценовых сегментов. Для упаковки класса «Премиум» возможность использования дорогих или нестандартных материалов, креативных решений, возрастает. Соответственно возрастает цена дизайна, адаптации и подбора методов.

Расскажите, как обычно Вы работаете над дизайном упаковки, этикетки - чем вдохновляетесь, как много времени занимает эта работа.

- Чем вдохновляется повар, готовя суп))) законами и настроением.
Главное не пересолить и учесть вкус клиента.
Когда дизайн, это твоя работа, вдохновляешься всем, что видишь, и всем, что рядом.
Это даже не к работе относится. Если есть внимание к жизни, идея может появиться из воздуха. Все случается быстро. Бывают, конечно, «долгострои» - вот не идет и все. Но хорошо составленный бриф и ТЗ должны сразу очерчивать круг деятельности и выдавать идею.

Еще я обратилась за помощью к Марине Потаничевой . Она тоже рассказала мне много интересного о дизайне упаковки и особенностях работы над ним.

- Каким должен быть хороший дизайн упаковки, этикетки?

- Хороший дизайн этикетки/упаковки должен быть продающим: привлекать внимание к продукции, выделять её среди конкурентов, он должен быть также дружелюбным по отношению к потенциальному покупателю.

- От чего зависит стоимость дизайна упаковки, этикетки? Почему разработка этикетки стоит на порядок дешевле?

- Стоимость дизайна я рассчитываю индивидуально под каждый проект, и зависит она от нескольких факторов: сложность/простота макета, необходимость отрисовывать элементы дизайна/наличие готовых материалов от заказчика, иногда - степень моей занятости на данный момент + секретный коэффициент))) Что касается вопроса: «Почему разработка этикетки стоит на порядок дешевле?» - могу сказать, что в моей практике были клиенты, которые очень хорошо оплачивали данную работу, так что такой вопрос никогда не стоял.

- Сколько времени обычно занимает разработка дизайна упаковки?

- Разработка дизайна по времени также индивидуальна (зависит не только от объёма работы, но и от щепетильности заказчика: иногда принимают работу сразу, иногда вносят бесконечное количество правок - работа, соответственно, длится долго). На предварительный эскиз я беру дня 3, а дальше - как пойдёт.

- За сколько лично Вы готовы разработать дизайн упаковки, допустим, гречневой крупы?

- Разработать дизайн упаковки гречневой крупы взялась бы за 1000-5000р, навскидку, не менее. Опять же, исходя из условий ТЗ.

Как видите, разработка дизайна упаковки – это сложная, ответственная и кропотливая работа. От вида вашего товара на полке очень многое зависит, поэтому:

Детально продумайте и составьте максимально подробное ТЗ;

Постарайтесь четко сформулировать свои пожелания;

Расскажите дизайнеру об особенностях продукта, укажите на конкурентов;

И самое главное – не пытайтесь сэкономить.

Стоимость разработки дизайна упаковки

Вот так плавно мы перешли к главному вопросу - сколько стоит дизайн упаковки?

Следует отметить сразу, что разработка логотипа и фирменного стиля не входят в работы по созданию дизайна упаковки. Упаковка создается на основе уже готового логотипа и фирменного стиля. Купить за одну цену все три элемента – и логотип, и стиль, и упаковку – не получится.

В поисках ответа на свой вопрос я прошлась, как обычно, по сайтам дизайн-агентств. Обращаясь сюда за разработкой дизайна этикетки, минимум готовьте 5 000 рублей, а за упаковку – 10 000 руб… Это минимальный рубеж, который встречается у большинства агентств, работающих в среднем ценовом сегменте.

Что касается фриланса, то сначала я прошлась по проектам, с целью увидеть, сколько готовы заплатить сами заказчики. Они, как оказалось, в основном ставят договорную цену, что свидетельствует о том, что клиенты не ориентируются в ценах на данную услугу на рынке.

Большинство фрилансеров готово сотрудничать по ценам:

- дизайн упаковки – от 1500 руб. до 6 000 руб. за один вариант;

- переделка готового дизайна – от 1000 рублей за 1 единицу;

- дизайн этикетки – от 1000 до 5000 рублей за один вариант.

Цены эти ориентировочны. Помните, что все зависит от сложности работы и конкретных пожеланий клиента, как уже объясняли нам наши дизайнеры.

За дизайном упаковки многие заказчики обращаются на сервисы с возможностью открыть конкурс (например, Freelance.Boutique). В таком случае можно увидеть множество вариантов дизайна упаковки, и выбрать самый лучший, на свой вкус.

Минимальная стоимость проведения конкурса на Freelance.Boutique – 13 000 рублей, но при этом вы можете не бояться мошенничества, и выберете действительно отличный вариант.

Выводы

Дизайн упаковки товара отыгрывает одну из главных ролей в его продвижении на рынке. Он должен быть запоминающимся, и таким, чтобы покупатель захотел приобрести ваш товар.

Поэтому экономить на разработке дизайна не стоит. Найдите хорошего фрилансера-дизайнера, посмотрите портфолио, подготовьте подробное ТЗ, расскажите об особенностях товара. Все это поможет мастеру создать именно то, что вам нужно.

Если не можете выбрать исполнителя – к вашим услугам сервисы конкурсов. Тут вам предложат массу вариантов по приемлемой цене.

Воспользуйтесь нашим для предварительного расчета стоимости упаковки .

Разработка упаковки ее проектирование – один из этапов производства. При этом учитываются основные характеристики продукции, которая будет упаковываться, толщина и тип материала, габариты вес и т.д. Перед серийным производством упаковку важно протестировать конструкции.
Конструирование упаковки - это сложный и трудоемкий процесс. Он делится на следующие основные стадии:

1. Выбираем тип конструкции (Рисунок №1) . Наша база содержит более 400 конструкций картонных и прочих . Наш штатный конструктор поможет Вам выбрать оптимальный вариант для вашей продукции.

Примеры работ можно посмотреть в разделе

2. Выбор материалов (Рисунок №2) . Учитывается механическая прочность картона, технологические особенности, стоимость. Также учитывается вес продукта, его форма, назначение упакованного товара. Формы и размеры зависят от пожеланий Заказчика. С целью минимизации расходов внимательно изучаются технические параметры, размеры упаковываемой продукции.

Стоимость упаковки на прямую зависит от использованного материала, его объема, количества дополнений таких как ложемент и совмещение разных материалов в один конструктив. Наша производственная компания работает с такими материалами как: однослойный целлюлозный картон; Гофрокартон часто используется в производстве Шоубоксов, Микрогофрокартон сокращенно МКГ профиль "E" "F" "B"; картон Хром-Эрзац; пластик.

3. Прорисовка чертежа упаковки с последующей адаптацией дизайна с использованием специальных профильных программ (рисунок №3) . В процессе создания чертежа будущей упаковки учитываются: допуски в местах сгиба в зависимости от материала его толщины; надежность замковых и клеевых соединений; рациональное использование внутреннего пространства упаковки; экономичное размещение кроя на печатном листе.

4. Компьютерное моделирование 3D макета по разработанному чертежу с наложение дизайна бедующей конструкции. (Рисунок №4)

5. Изготовление плотерного макета /сигнального образца (Рисунок №5) . При помощи планшетного плоттера из выбранного материала по проработанному чертежу вырезается образец утвержденной конструкции. Это важный этап перед запуском в серийное производство, на этом этапе проверяются все технические характеристики. Прочность конструкции, жесткость, проверка замков мест сгиба, эстетический вид.
При необходимости конструкция дорабатывается.

6. После согласования сигнального образца, конструкция передается в производстве где в зависимости от пожеланий заказчика наносится полноцветная печать, дополнительные операции такие как УФ лак, ламинация, тиснение и прочие виды отделки.

Мы ценим доверительные отношения с клиентами и стараемся, чтобы наша продукция максимально удовлетворила все их требования. Именно поэтому уделяем много времени этапу проектирования разработки упаковки.
При этом главная задача заказчика – грамотная формулировка технического задания. Только так можно гарантировать результат, который удовлетворит пожелания на 100%.

Все интересующие Вас вопросы вы можете задать нам по телефону либо написав нам письмо по адресу

Мы также будем рады Вас видеть у нас в офисе, где можно посмотреть образцы и обсудить все вопросы с менеджером лично.

Наше агентство поможет вам в разработке дизайна фирменной упаковки. Мы занимаемся разработкой упаковки около 5 лет, за это время нами разработано около 30 новых видов упаковки продуктов - пищевых, промышленных, потребительских товаров. У специалистов агентства накоплен серьезный опыт в разработке удобной и недорогой в изготовлении упаковки.


КОРОБОЧНАЯ УПАКОВКА

Разработка коробочной упаковки (коробки) начинается с уточнения размеров коробки и продукта, который упаковывается в неё. Далее определяется наличие информационного наполнения упаковки, наличине текстов описаний и требований к описанию (инструкции, содержание и состав товаров, артикулы, сроки годности, сроки реализации и другую информацию, размещение которых требуется Закону о потребителях). Далее специалисты по дизайну упаковки предлагают обсудить первоначальный эскиз упаковки.

Общий дизайн макет раскладывается на стороны коробки в соответствии с рисунком:

В векторном редакторе отрисовывается раскройка коробки (см. рисунок). Это необходимо для изготовления вырубного штампы в типографии. Часто бывает, что коробка берется из набора существующих штампов и раскроек упаковки - в таком случае, нужно только согласовать размеры продукции для упаковки и готового штампа.

После утверждения раскроя коробки и её размеров дизайн коробки наносится на раскройный макет. Это необходимо для уточнения деталей упаковки, которые приходятся на "вылет" в макете.

После утверждения эскиза дизайнеры изготавливают будущую упаковку в натуральную величину из материалов, приближенных к выбранным). По эскизу заказчик принимает решение о производстве упаковки, а специалисты по печати рассчитывают стоимость производства упаковки на промышленном типографском оборудовании. Обычно коробки поставляются заказчику в разобранном или сложенном виде, для удобства транспортировки.

Дизайнеру, разрабатывающему дизайн упаковки, очень важно правильно презентовать свою работу – результат должен выглядеть максимально реалистично, точно так же, как и настоящий продукт. Такой подход имеет очевидные преимущества – клиент видит все своими глазами и это непосредственно влияет на него. А значит шансы на успех у дизайнера повышаются – ведь он показывает не абстрактную концепцию, а реально работающий дизайн.

Для того, чтобы продемонстрировать свои брендинг-идеи, дизайнеры нуждаются в качественно сделанных макетах – только таким способом можно понять, будет ли смотреться логотип или другие элементы дизайна на том или ином физическом носителе. В интернете сегодня можно найти множество неплохих макетов или даже полноценных генераторов сцен, но есть небольшая проблема – многие из них являются платными. К счастью, жажду наживы испытывают не все. Многие дизайнеры выкладывают созданные ими макеты в свободный доступ. FreelanceToday представляет вашему вниманию 20 бесплатных реалистичных макетов упаковки.

Очень реалистичный генератор сцен для демонстрации фирменного стиля. Основная тема макета – пищевые продукты и упаковка. Сет содержит два макета, с помощью которых можно наглядно продемонстрировать, как будет выглядеть айдентика на разных носителях. Каждый из представленных PSD-файлов поставляется с набором полностью настраиваемых элементов.

Крафтовая упаковка сегодня в моде. Так что стоит пополнить свою коллекцию качественным макетом бумажного мешка. Файл полностью редактируемый, можно менять цвета и сам дизайн пакета. Например, можно изменить фон, если элементы дизайна вписываются в общую цветовую схему. Размер макета: 7400х6800 пикселей, разрешение 300 ppi.


Кофейная чашка – идеальный физический носитель. Чашка, украшенная фирменным логотипом, очень часто используется в рекламе, так что дизайнерам не помешает иметь как можно больше подобных макетов в своем арсенале. Данный набор состоит из трех макетов и идеально подходит для демонстрации своих брендинг-идей. PSD-файлы включают в себя смарт-объекты, так что дизайн можно менять под себя, трансформируя и редактируя логотип и другие элементы фирменного стиля.

Как правило, макеты посуды не блещут особой оригинальностью – это обычные чашки, бокалы или стаканы. Но иногда фирменный стиль требует нестандартной подачи. В этом случае стоит обратить внимание на макет футуристичной кружки кубической формы. Многие заказчики наверняка обратят внимание на такую эффектную презентацию, особенно, если айдентика будет такой же смелой и яркой, как сам дизайн кружки.

Этот многослойный PSD-файл может пригодиться для демонстрации упаковки пищевых продуктов. Данный макет – это что-то вроде упаковки для печенья или других подобных продуктов. Дизайн неплохо проработан, пакет выглядит реалистично. Размеры файла: 6000х5100 пикселей, разрешение 300 ppi.

Показать, как будет смотреться фирменный стиль на упаковке чипсов, можно с помощью этого очень качественного макета. Дизайнер постарался представить пакет максимально реалистично, упаковка выглядит убедительно и отлично подходит для демонстрации своих идей. Файл многослойный и может быть отредактирован с использованием смарт-объектов. Размеры файла: 2800х3100 пикселей, разрешение 300 ppi.


Консервная банка также является упаковкой. Создавать дизайн для такого продукта сложно, ведь дизайнеру нужно убедить покупателя, что продукт внутри выглядит точно так же, как и на этикетке. Убедиться, работает ли дизайн или нет, можно с помощью этого фотореалистичного макета. Файл содержит смарт-объекты, его размер 3500х2300 пикселей, разрешение 300 ppi.

Саше – это подушечка с ароматизатором. Также саше являются мешочки со специями и душистыми травами, которые опускают в бульон для ароматизации. Чайный пакетик также является разновидностью саше, так что не помешает иметь в своей коллекции реалистичный макет упаковки для такого продукта. Упаковка выглядит довольно мило и хорошо подходит для демонстрации фирменного стиля. Размеры файла: 5906х4200, разрешение 300 ppi.

Многие сегодня предпочитают пить кофе на ходу – ритм жизни заставляет людей менять пищевые привычки. Стартапов, работающих в сегменте стрит-фуд, становится все больше, следовательно, такие компании будут нуждаться в услугах дизайнера. На всякий случай нужно иметь в запасе макет бумажного стакана для кофе. Представленный макет показывает, как будет выглядеть упаковка, если взять ее в руки. Макет реалистичный, он хорошо подходит для демонстрации фирменного стиля компании на данном физическом носителе. Размер файла составляет 4100х2800 пикселей.

Картонный пакет для молока – очень распространенная упаковка для этого сверхпопулярного продукта. Данный набор включает в себя пять мокапов, показывающих упаковку с разных ракурсов. Файл в высоком разрешении, содержит смарт-объеты.

Такая тара, как стеклянная банка, несколько упрощает работу дизайнера. Потребитель знает как выглядит продукт внутри, так что нет необходимости изображать его на этикетке. Значит, можно сосредоточиться на типографике и брендинге в целом, что открывает большие возможности для дизайнера, который может реализовать свои самые смелые идеи. Размеры файла: 2500х2000 пикселей, документ многослойный, содержит смарт-объекты.

Еще один макет стеклянных банок. С его помощью можно показать, как будет выглядеть дизайн этикетки и оформление закручивающейся крышки. Достоинством этого продукта является возможность продемонстрировать, как будет смотреться дизайн на банках с джемом разного цвета. Макет очень реалистичный, тени и блики хорошо передают объем. Размеры файла: 3500х2500 пикселей, разрешение 300 ppi.

Сок является непростым продуктом для дизайнера. Особенно если это сок в непрозрачном пакете. Ведь в этом случае нужно описать свойство продукта, его цвет, вкус и аромат с помощью графики, а это сложно, ведь потребитель не видит самого сока. Проверить верность своих идей можно с помощью очень качественного макета упаковки для сока. Это многослойный PSD-файл, который содержит смарт-объекты, облегчающие редактирование. Размеры: 3000х2400, 300 ppi.

Очень симпатичный макет трех разноцветных стаканчиков для мороженого. Выглядит реалистично, хорошо подходит для демонстрации фирменного стиля. Файл многослойный, так что можно убрать ненужные объекты, изменить цвет упаковки или внести любые другие изменения.

Алюминиевая банка является весьма распространенной упаковкой. Это идеальная тара для газированных напитков и пива. Заказы на дизайн такой упаковки попадаются достаточно часто, так что нужно всегда иметь под рукой подходящий макет. Размер файла: 3500х2300, разрешение 300 ppi.

Сегодня в фольгированный пакетах продают самые разные продукты: майонез, кетчуп, сгущенное молоко и т.д. Продемонстрировать, как будет выглядеть дизайн на такой упаковке довольно сложно, так как подобная тара не имеет ярко выраженной геометрической формы. Это не банка или коробка – фольгированный пакет немного аморфен, что усложняет задачу. Тем не менее, порой нужно показать, как будет выглядеть упаковка именно в этом варианте. Реалистичный макет будет весьма кстати. Размеры файла: 3000х2000 пикселей, 300 ppi.

Очень необычный макет черной винной бутылки. Трудно сказать, оценят ли заказчики подобную презентацию, но если дизайн будет качественным, то результат будет очень заметен на темном фоне. В макете представлена сама бутылка и картонная коробка для нее. PSD-файл содержит два слоя со смарт-объектами, с их помощью можно отредактировать дизайн этикетки и кольеретки (этикетки на горлышке). Размер файла: 1078х1673 пикселей, разрешение 300 ppi.

Очень реалистичный макет, с помощью которого можно показать, как будет выглядеть в жизни этикетка готового продукта. Все, что нужно дизайнеру, это использовать смарт-объекты для вставки своих наработок. Размеры файла: 3500х2300 пикселей, разрешение 300 ppi.

Картонный пакет для молока уже был в нашем списке. Но не помешает иметь запасной вариант с упаковкой другой формы. Также в макете присутствует стеклянный бокал, что добавляет всей сцене реалистичности. Размер PSD-файла: 5000х4000 пикселей, разрешение 300 ppi, есть смарт-объекты.

Стильный и элегантный макет винных бутылок. Более традиционная подача позволит убедить заказчика в своей правоте. Дизайнер может по своему желанию изменить фон, дизайн этикетки, кольеретки и крышки.

На этом все, большое спасибо за внимание. Надеемся, что многие из этих макетов пригодятся вам в работе.

Прежде чем выбирать программу для создания упаковки, рассмотрим задачу в комплексе. Условно её можно разделить на две части: оформление поверхности или графические элементы дизайна; структурное (трёхмерное) проектирование упаковки. Две составляющие должны объединиться в удачную и эффективную упаковку, будь-то сегмент бытовых товаров, предметов роскоши или промышленной тары.

Графические программы далеко не всегда ограничиваются одной сферой применения. Многие способны реализовать широкий спектр дизайнерских задач и интегрироваться с другими совместимыми приложениями. Наглядный пример — пакет Adobe Creative Suite, включающий программы Adobe Illustrator, InDesign, Photoshop, Acrobat Professional и Dreamweaver.

Для дизайнеров пакет давно стал отраслевым стандартом: поддерживая практически любые типы входных файлов, он позволяет без проблем комбинировать иллюстрации, фотографии, тексты. Объединённые в линейке приложения делают работу с каждым элементом интуитивной — именно в этом и кроется секрет огромной популярности Adobe Creative Suite. Пакет стал выбором многих молодых дизайнеров, а в колледжах графического дизайна его изучают как стандартное отраслевое ПО.

Добавим сюда распространённость и универсальность, которые программы типа Photoshop обеспечивают дизайнерам, фотографам, ретушёрам и иже с ними, — и получим гибкость, ранее доступную лишь с системами класса high-end. Комбинация из векторных (линии) и растровых (пиксели) приложений трансформировалась в действительно мощный пакет для графического дизайна.

Частично функции пакета есть и у других программ, но комплексных аналогов у него почти нет. Основной программой многих верстальщиков по-прежнему остаётся QuarkXPress, но немалая стоимость приложения (особенно многопользовательских лицензий) постепенно свела на нет его востребованность среди дизайнеров. Безусловно, остаются и те, кто вырос на Quark и в жизни не перейдёт на InDesign, но это лишь вопрос личных предпочтений.

Достоинство пакета Adobe Creative Suite по сравнению с отдельными программами вёрстки, самой известной из которых всё ещё остаётся QuarkXPress, на мой взгляд, заключается в интеграции приложений. Другие же варианты в основном ориентированы не на профессиональных дизайнеров, а на обычных пользователей. Термин «настольные издательские системы» стал настолько обыденным, что грань между профессиональными и бытовыми программами постепенно стирается, хотя в отношении качества эти сегменты продолжает разделять глубокая пропасть.

Я начинал с Quark и Pagemaker, ныне почившем предшественнике InDesign. В то время считалось, что по функциональности Pagemaker значительно уступает Quark, но потом я переключился на InDesign с сопутствующими приложениями. Будучи страстным фотографом-любителем, не уставал поражаться широчайшим возможностям Photoshop, хотя поначалу активно использовали программу для ретуширования и редактирования изображений типографии и препресс-бюро, и только потом дизайнеры взяли её на вооружение как инструмент для творчества.

Отличие упаковочного дизайна от классического — в многообразии форм и размеров наряду с широким ассортиментом материалов, которым нужно придать объёмную форму: всевозможные картонные коробки, формованный пластик (всё чаще заставляющий хмуриться ратующего за экологию потребителя), запечатанная флексографией или офсетом рукавная упаковка с контролируемой средой, металлические банки, развивающееся направление вакуумной и мягкой упаковки с контролируемой средой для скоропортящихся товаров типа кофе и сушёных фруктов.

Трёхмерный дизайн упаковки

Вторая составляющая программного решения для создания упаковки — ПО для трёхмерного дизайна. Таких приложений великое множество, отличаются они сложностью и сферой применения. В некоторых можно даже вращать упаковку вдоль разных осей, оценивать глазами пользователя и «брать» в руки. Удобна функция расчёта внутренней вместимости упаковки: даже изделия сложной формы можно спроектировать так, чтобы они вмещали точный объём продукта.

Поскольку дизайн упаковки, в отличие от графического, исключительно многогранен и не сводится к двухмерной плоскости, одна единственная программа, на мой взгляд, не способна удовлетворить всех требований рынка. Сейчас пользователям доступна масса отличных продуктов. Особенно отмечу пакет Strata 3D CX (приложения Foto 3D CX 2, Enfold 3D CX, Design 3D CX 6 и Live 3D CX 2), разработанный в тесном сотрудничестве с Adobe. Например, приложение Enfold 3D интегрировано с ПО Illustrator.

Инструмент Strata Design 3D для трёхмерного моделирования по существу является конструкторской программой, но подходит и для создания объёмной упаковки — бутылок, контейнеров и пр. В очередной раз упомяну о полной интеграции с программами обработки изображений типа Photoshop.

Foto 3D CX — современный дизайнерский инструмент, хорошо адаптируемый под работу с упаковкой: тоже имеет отдельный программный модуль для Photoshop, но в отличие от Photoshop преобразует двухмерное изображение в трёхмерное и работает с ним, как с виртуальным продуктом.

Тем, кто ещё не понял, почему для работы непременно нужны два программных пакета, напомню: дизайн упаковки подразумевает графическое оформление поверхности в специализированной программе плюс структурный дизайн с использованием соответствующих инструментов моделирования. И хотя каждая программа представляет собой образец высоких технологий, ни одна не способна комбинировать трёхмерный структурный дизайн с созданием графики, которую затем можно качественно нанести полиграфическими способами. Одна дело — визуализация упаковки, и совсем другое — разработка дизайн-макета.

Как специалисту в области полиграфии мне прекрасно известно, что для эффективного нанесения печати на упаковку любой формы её предпочтительно перевести в плоский вид. Само собой, имеются и исключения: ротационная шелкография и термотрансферный деколь прекрасно работают с объёмными формами, но у этих технологий свои ограничения — и по уровню детализации, и по продуктивности.

Расположить на плоскости заготовки коробок и рукавные этикетки труда не представляет. После печати их вырезают, бигуют и склейкой придают нужную форму. Даже металлические коробки зачастую запечатывают в виде плоских листов УФ-офсетом, после чего штампуют или фальцуют, гофрируя либо сваривая края.

С цилиндрическими объектами типа бутылок или банок всё не так однозначно — готовому продукту невозможно придать изначально плоскую форму. Или всё же можно? Для бутылок используют рукавные этикетки, которые затем под воздействием температуры принимают форму ёмкости. Банки для напитков можно делать в два этапа: запечатать в виде диска, придать форму цилиндра, а затем приварить крышку. Тут потребуется узкоспециализированная программа, способная применить к обычному графическому файлу предварительно заданные параметры дисторсии с учётом того, как должна выглядеть готовая этикетка или металлическое изделие. Только в этом случае готовое изображение будет смотреться, как задумано.

К счастью для дизайнеров, подобные программы уже есть в распоряжении производств и заводов. Всё, что нужно, — обычная графика, созданная в одном из упомянутых выше пакетов. Единственное условие — специфические шаблоны, которые предоставит сам производитель.

САПР программы

Ещё одна полезная в производстве упаковки категория программ — САПР (системы автоматизированного проектирования) и АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами). С помощью лазера они высекают изделия сложных форм из проблематичных для обработки материалов, причём с высочайшей степенью точности.

САПР-программы часто используют и при создании упаковки по традиционным технологиям: для получения резального и биговального инструментария. При этом точность результата на порядок превышает ручные операции, когда в фанере ножом формируются канавки, а затем в них вручную вбиваются режущие линейки.

Хотя сами дизайнеры в этих программах работают редко, необходимо понимать роль подобных приложений в производственном процессе. В ином случае дизайнер просто не сможет эффективно подготовить дизайн-макет, а создание упаковки, не приспособленной под массовое производство, иначе как вопиющей ошибкой не назовёшь. Мастерство заключается в том, чтобы продукт и его упаковка выглядели привлекательно и оригинально, но оставались относительно простыми и экономически выгодными для выпуска.

Высокотехнологичные программы применяют не только при проектировании отдельных изделий: они в состоянии имитировать торговые интерьеры, давая возможность проанализировать оптимальные варианты размещения товара. Пользователь может пройтись вдоль полок виртуального магазина, взять в руки продукт и рассмотреть каждую деталь — по аналогии с реальным миром.

Подобные достижения открывают перед дизайнерами товаров и упаковки новые возможности. Мы живём в крайне интересное время и можем лишь догадываться, какие ещё сюрпризы уготовило для нас будущее.

Рассмотренный мною перечень ПО для дизайнеров ни в коем случае не является исчерпывающим: это лишь примеры приложений и программных пакетов, применяющиеся в создании высококачественных продуктов и образцов упаковки.

* Журнал FlexoTech, март, 2011. Публикуется с разрешения издательства Whitmar Publications Ltd. 2011.

На ту же тему:




 

Возможно, будет полезно почитать: