Режимы труда и отдыха водителей. Режим работы по тахографу

От эмоционального и физического состояния человека, управляющего транспортным средством, зависит не только его работоспособность, но и жизни других людей. Исследования показали, что непрерывное вождение в течение более чем 7 часов повышает вероятность аварий в два раза, а при работе свыше 12 часов – в девять раз.

На сегодняшний день разработано большое количество нормативных актов, регламентирующих допустимое время пребывания за рулем.

Режим труда и отдыха для водителей-международников: правила работы по чипу

Практически в каждой стране существуют собственные законы или стандарты, призванные не допустить переработки со стороны человека, управляющего ТС. Например, в Соединенных Штатах запрещено ехать более 8 часов без перерыва, а суточная норма движения составляет 11 часов. Кроме того, введен порядок обязательной передышки, длительностью 36 часов после 80 часов управления транспортом.

Несоблюдение требований страны, могут привести к тому, что шофер-иностранец будет либо серьезно оштрафован, либо столкнется с проблемами на таможне, если фактически пройденный километраж превысит расчетный: произведение средней скорости на допустимые часы работы. Впрочем, в последнее время для контроля за соблюдение дорожных директив применяется специальное устройство – тахограф.

Режим труда и отдыха водителей в Европе

Действующее Постановление Совета ЕС, касающееся вопросов нормирования рабочего дня лиц, осуществляющих грузовые перевозки, является обязательным для исполнения всеми участниками дорожного движения, независимо от их гражданства, места регистрации транспорта, направления движения и т.д.

В соответствии с этим документом, время управления транспортом без остановок не может превышать 4 часа 30 минут. По истечению указанного времени шофер обязан сделать остановку и не осуществлять никаких работ 45 минут. При необходимости, этот перерыв может быть разбит на два (15 и 30 минут).

График может выглядеть следующим образом:

    Движение – 2 часа 30 минут.

    Перерыв – 15 минут.

    Движение – 2 часа.

    Перерыв – 30 минут.

    Движение – 4 часа 30 минут.

    Ежедневный отдых.

В течение суток допускается не более 9 часов езды. Отсчет начинается с момента выезда: если Вы начали движение в 7-30 в воскресенье, то должны находиться в движении не более 9 часов до 7-30 понедельника. Дважды в неделю продолжительность рабочего дня может быть увеличена до 10 часов, при этом общее время за 14 дней не должно превысить 90 часов.

Время работы водителя по тахографу в России: режим и правила езды

Аналогичные правилам ЕС нормативы действуют и в нашей стране, а также в пределах ТС. Установка аппарата на коммерческий транспорт большой грузоподъемности стала обязательной в 2013 году.В настоящее время в силу ряда поправок обязательному оснащению контрольными приборами подлежат:

    Средства для перевозки пассажиров, как массой до 5 т. (категория М2), так и свыше (М3).

    Грузовой транспорт группы N: грузоподъемностью менее 3,5 т., до 12 т., и более 12 т.

Средства контроля в Европе и в ТС имеют существенные различия. Отечественная система использует идентификатор стандарта СКЗИ, зарубежные – ЕСТР. При этом, российский код не подходит для импортных моделей, и наоборот.

График работы по тахографу в России: таблица


Начиная с 2014 года устройства строго разделены, использовать иностранные могут только водители, которые осуществляют международную деятельность, в то время, как для всех внутренних перевозок обязательно применение СКЗИ. Российский стандарт имеет высокую степень защиты и подделка или корректировка данных при работе с ним практически исключена.


Помимо времени движения, тахограф фиксирует расстояние, которое проехал автомобиль или автобус, среднюю и максимальную скорости и т.д. Для получения этих данных используются специальные датчики, которые устанавливаются КПП, а также информация от спутников ГЛОНАСС. Все сведения тахометр сохраняет в собственной внутренней памяти и дублирует на карточке.

Следует отметить, что статистика подтвердила эффективность системы: так, транспорт, оборудованный СКЗИ, на четверть реже попадает в аварии, а количество происшествий с летальным исходом сократилось почти на 60%.

Режим и график работы водителей школьных и других автобусов по тахографу

Время, которое может проводить за рулем лицо, осуществляющее городские, пригородные или междугородние перевозки пассажиров, несколько отличается от нормативов для грузоперевозчиков:

    Максимальный период езды без перерыва увеличен до 5 часов.

    Время остановок между периодами ограничено 3 часами.

    Обеденное время не учитывается в качестве перерыва.

Такой распорядок позволяет осуществлять, например, доставку рабочих на предприятие, а потом – обратный трансфер. Для тех, кто управляет автобусами длиной свыше 9,5 метров, продолжительность рабочего дня сокращена на 1 час.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей и дальнобойщиков: график и нормы работы и отпуска по тахографу

Транспортировка грузов в пределах одного города и в пригороде предполагает передышку между сменами в два раза больший, чем продолжительность смены.

Для шоферов, осуществляющих перевозки на дальние расстояния (не ограниченные одной сменой), рабочий день также ограничен 9 часами, с возможностью продления до 10 часов, а время остановок устанавливается в размере 11 часов.

В этой статье мы поговорили о том, как работают по тахографам дальнобойщики на грузовых автомобилях, автобусах а России, обсудили, как правильно ездить и соблюдать рабочее время труда отдыха водителям международникам, пояснили порядок предписаний для действий в Европе. Надеемся, что эта информация стала для вас полезным приобретением.

В таблице представлены основные правила режима труда и отдыха водителя, осуществляющего работу по международным нормам, согласно требованиям директивы ЕС 561/2006. Для наилучшего понимания таблицы предлагаем ознакомится с пояснениями для каждого пункта.

1 водитель 2 и более
Норма Допускается Норма
1 Макс. время другой работы в сутки 13 часов по 15 часов не более 3-х раз между 2- еженедельными периодами отдыха 13 часов
2 Макс. время суммарное время другой работы и управления ТС 6 часов 6 часов
3 Макс. время непрерывного управления 4,5 часа 4,5 часа
4 Макс. время управления в сутки 9 часов по 10 часов не более 2-х раз в неделю >9 часов
5 Макс. время управления в неделю 56 часов 90 часов в течение любых 2-х недель 56 часов
6 Мин. время перерыва 45 минут разделение на два перерыва 15 минут и 30 минут 45 минут
7 Мин. время ежедневного отдыха 11 часов по 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часов в течение 30 час работы каждый водитель должен отдыхать не менее 9 часов непрерывно
8 Мин. время еженедельного отдыха 45 часов не менее 24 часов 45 часов

1. Ежедневная работа (вождение и другие работы) не должна превышать 13 часов. Возможно продлить период до 15 часов в сутки не более 3-х раз между 2-я еженедельными периодами отдыха.

2. Максимальная продолжительность непрерывной другой работы и управления ТС не должна превышать 6 часов, после чего водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха. Так же в течение 30 часов после окончания ежедневного или еженедельного периода отдыха водитель, входящий в состав экипажа из нескольких человек, имеет новый ежедневный период отдыха продолжительностью, не менее 9 часов.

3. Непрерывное управление ТС не должно превышать 4,5 часа.

4. Ежедневная продолжительность управления автомобилем не должна превышать 9 часов. Она может быть увеличена до 10 часов не более двух раз в течение недели.

5. Продолжительность управления автотранспортным средством не должна превышать 56 часов за одну неделю. При этом общая продолжительность управления автотранспортным средством в течение двух недель подряд не должна превышать 90 часов.

6. После периода управления в течение 4,5 часов водитель делает перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха. Этот перерыв может быть заменен перерывом продолжительностью не менее 15 минут, за которым следует перерыв продолжительностью не менее 30 минут. В течение этих перерывов водитель не может выполнять другую работу. Данные перерывы не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.

7. В течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов. Если часть ежедневного периода отдыха, которая попадает на этот 24-часовой период, составляет как минимум 9 часов, но менее 11 часов, то данный ежедневный период отдыха рассматривается в качестве сокращенного ежедневного периода отдыха. Ежедневный период отдыха может использоваться на автотранспортном средстве, если на нем имеется спальное место и автотранспортное средство находится на стоянке.

8. В течение каждой рабочей недели водитель должен иметь еженедельный отдых, который должен составлять 45 последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до 24 часов, если он используется в месте прописки автотранспортного средства или в месте прописки водителя. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано предоставлением соответствующего времени отдыха целиком до конца третьей недели. Еженедельный период отдыха начинается не позднее, чем по окончании шести 24-часовых периодов, начинающихся после завершения предыдущего еженедельного периода отдыха.

1. При любом нарушении режима труда и отдыха, который произошел не по вашей вине, следует сделать распечатку с тахографа и на обратной стороне написать причину нарушения.

2. Если Вас задержали на погрузке/разгрузке или был превышен режим работы, следует его компенсировать прибавкой к последующему отдыху, так же сделав распечатку с записью объяснений.

Вы въезжаете в большой город. До перерыва остается ехать 1-2 часа. Рекомендуем перед въездом в город встать на 45 минутный перерыв, чтобы тахограф позволил снова ехать 4,5 часа. Так можно избежать нарушения режима труда и отдыха, если Вы попадете в пробку.

На разгрузке Вас задержали. После получения ЦНР делаете распечатку с тахографа и на обратной стороне описываете ситуацию. Пишете название компании, место и время. Желательно поставить печать этой организации у тех, кто подписывал ЦНР.

После выполнения работы вы отправляетесь на поиск места отдыха, но все уже занято. Если режим труда и отдыха нарушен по причине того, что Вы не можете вовремя найти место для стоянки, необходимо по прибытию на место сделать распечатку и указать время и причину.

Вы нашли не лучшее место на стоянке и ночью Вас просят подвинуть машину. При любом движении режим «отдыха» будет переведен в режим «вождения», поэтому после того как Вы снова будете в режиме «отдыха» необходимо сделать распечатку и попросить виновника Вашего нарушения расписаться на ней, указав причину просьбы и по возможности проставить печать.

Водитель - это весьма ответственная профессия. Перевозка грузов и пассажиров производится с помощью тяжёлых транспортных средств, которые являются источниками повышенной опасности. По этой причине за состоянием водителей необходимо осуществлять тщательный контроль. Также законодательно установлены многочисленные нормы, определяющие, сколько времени в течение того или иного периода может длиться смена водителя. В частности, определено, как долго шофёр может находиться непосредственно за рулём. Также указывается, какое время, которое в течение смены ушло на выполнение иных функций, не связанных непосредственно с вождением, может быть засчитано ему в рабочее.

В чём особенность

Особенность режим труда водителей авто состоит в том, что всё их рабочее время подразделяется на ряд периодом:

В итоге водитель, для которого предприятием введён восьмичасовой рабочий день, может включить в него и время, потраченное на некоторые действия, входящие в вышеприведённый перечень.

В частности, в эти 8 часов полностью включается время, которое было потрачено на медосмотр перед рейсом и после его завершения, а также время на отдых.

Время, которое у водителя ушло на устройство охраны перевозимой продукции, можно включить в рабочее не целиком. Однако, по меньшей мере, 30% от такого времени необходимо засчитать именно как рабочее . Тот промежуток времени, в который шофёр находится на рабочем месте в грузовике, но при этом не управляет ТС, требуется как минимум в половинном размере внести в рабочее время.

Правовое регулирование: положение о режиме труда

Порядок исполнения водителем ТС своих обязанностей регулируется соответствующим правовым актом - Положением о режиме времени работы и отдыха. Данный документ был принят приказом Министерства транспорта России 20 августа 2004 года . В нём описаны все особенности, которые характерны для работы водителей, а также каким образом эти особенности влияют на определение графика их работы.

Нормы труда водителей

Упомянутое в предыдущем разделе этой статьи Положение, которым регулируется режим труда водителей ТС, содержит ряд нормативов, относящихся к продолжительности времени их работы. В числе прочего оно включает следующие нормы:

  • водитель авто по нормативу должен работать не свыше сорока часов еженедельно;
  • продолжительность его смены не может превышать восьми часов, если для него установлена пятидневка;
  • продолжительность его смены не может превышать семи часов, если для него установлена шестидневка;
  • при несоблюдении на предприятии норм, включённых в два предыдущих пункта, вследствие особенностей рабочего процесса в организации для сотрудника действует учёт времени суммированно, иначе говоря, оно не должно превышать норму, установленную для более длительного периода, это может быть месяц или квартал.
    Такой порядок возможен, в частности, при управлении грузовиком при его движении в течение смены по маршрутам внутри города либо в пределах пригородов.
    Также его применяют для шофёров, которые перевозят грузы, предназначенные для почты или организаций телефонной связи, а также для учреждений здравоохранения.
    При этом его введение допускается лишь на условии его утверждения структурами, которые представляют интересы водителей на данном предприятии;
  • в случае, если учёт времени производится по системе, указанной в предыдущем пункте, смена по продолжительности также не может превосходить десять либо в некоторых случаях двенадцать часов;
    в то же время ранее уже упоминалось, что в любом случае в течение смены водитель не только непосредственно осуществляет вождение авто, но также выполняет иные операции. Предусмотрено, что непосредственно водить ТС он может не более девяти часов в продолжение смены. Если же он работает на габаритном ТС либо его рейс проходит по маршруту в горной местности со сложным рельефом, то непосредственно вождение не должно занимать свыше восьми часов в течение смены.
  • при этом увеличение рабочего времени, в размерах, указанных в предыдущем пункте, не может происходить свыше двух раз в течение одной недели;
  • в итоге в общей сложности водитель не может работать свыше 90 часов в течение недели;

Отдельно устанавливаются нормативы для сотрудников, которые специализируются на работе на скорой помощи либо перевозят пассажиров на автобусах.

Также существуют чёткие нормы, относящиеся к режиму отдыха сотрудников данной специальности.

Первый из них - интервал внутри смены, который предназначен для приёма пищи и локального восстановления сил . Установлено, что в середине трудового дня шофёру необходимо предоставить обеденное время, длительность которого должна быть от получаса до двух часов. Конкретная его величина определяется длительностью смены. В частности, два часа обеденный перерыв составляет , если шофёр в течение смены трудится более 8 часов.

Отдых между двумя сменами должен по продолжительности быть, по меньшей мере, равен длительности смены, взятой в двойном размере. При этом в данный отдых включается и обеденный перерыв, что подразумевает, что при его наличии разрыв между сменами уменьшается.

Если учёт трудового времени сотрудника суммированный, то установлено, что в общем случае между сменами ему необходимо отдыхать не менее 12 часов. В то же время в нормативных актах установлены ситуации, когда из этого правила можно сделать исключение:

  • если сотрудник занимается перевозками внутри городской черты или по пригородам, то пауза между двумя сменами может составлять девять часов, в то же время при завершении второй из них ему требуется предоставить отдых уже в 48 часов;
  • также при междугородных перевозках допускается уменьшить промежуток между сменами до 11 часов
    в дополнение каждую третью неделю позволяется сократить эту паузу для сотрудников, занимающихся такими перевозками, до девяти часов. При этом после завершения второй смены сотрудник получает возможность отдыхать всю оставшуюся неделю, в этот период дополнительно включается и промежуток, на который уменьшился его отдых между сменами.

Наконец, непрерывный еженедельный отдых - это ещё один, третий, вид свободного времени, который нельзя смешивать с отдыхом между двумя сменами . Установлено, что в выходные дни водитель ТС должен отдыхать подряд по меньшей мере 42 часа. При этом при стандартной рабочей неделе по пятидневной схеме минимальная продолжительность подобного отдыха составляет уже 75 часов.

Выходные дни для водителя при суммированном графике могут быть не привязаны к субботе и воскресенью. Допускается их назначение на любые иные дни недели. Решение этого вопроса производится с учётом физиологического критерия.

Режим по тахографу

В настоящее время режим работы водителей контролируют с применением тахографа . Данное устройство устанавливается на транспортное средство и служит для регистрации скорости и маршрута движения этого ТС, а также для фиксации трудового графика лица, находящегося за рулём. Обязательно необходимо устанавливать тахограф:

  • на автомобилях, которые весят менее 5 тонн, при этом вмещают 8 пассажиров;
  • в любом случае на автомобилях, масса которых превышает 5 тонн;
  • на грузовых авто, разрешённая максимальная масса которых составляет 3,5 тонны.

В целом любые лица, которые занимаются перевозками коммерческого характера, должны установить на своих ТС эти аппараты.

Установлено, что тахографы прежнего образца, на которых отсутствует криптозащита и которые ставились до марта 2014 года, в 2018 году нельзя эксплуатировать.

Наказание за нарушения

Нарушения данного режима предполагают различные санкции. Так, при эксплуатации транспортного средства, на котором отсутствует тахограф для нарушителей предусмотрены штрафы в следующем размере:

  • от тысячи до трёх тысяч рублей для граждан;
  • от пяти до десяти тысяч для предпринимателей и должностных лиц.

Если же водитель нарушает установленный для него режим труда и отдыха, его ждёт выплата штрафа с диапазоне от тысячи до трёх тысяч рублей.

В данном видео дополнительная информация о правильном режиме труда и отдыха водителей.

Требование законодательства относительно обязательного использования тахографа, при работе водителя, – это не столько контроль режима работы, но и контроль соблюдения режима отдыха водителя, что непосредственно связано с безопасностью на дорогах.

Порядок и расчёт времени труда водителей должны соответствовать требованиям законодательства. Согласно правовым нормам распределение времени работы и длительности отдыха водителя, оно должно состоять из времени:

  • — когда водитель управляет автомобилем в движении;
  • — затраченного на подготовительные работы к рейсу, на работы по погрузке и разгрузке и т.д.;
  • — простоя, произошедшего по чужой вине;
  • — на работу, затраченную на технические осмотры обслуживание и устранение неисправностей грузовика;
  • — на отдых, перерывы, приём пищи и т.д.

Режим работы и отдыха водителей по тахографу способствует оптимизации трудового режима водителей, и позволяет выполнить требования трудового законодательства.

Тахограф, режим труда и отдыха — особенности применения прибора.

Порядок учёта времени работы и отдыха с использоваем тахографа:

  • — водитель вначале рабочей смены помещает в ячейку тахографа личную карту и вводит нужные данные на аналоговом приборе, а на цифровом – данные вводятся автоматически;
  • — тахограф фиксируетданные о скоростном режиме автомобиля, его маршруте, о времени движения и простоя, контролируя работу водителя во время рабочей смены;
  • — по окончанию смены, личная карта водителя изымается из устройства. При этом информация сохраняется и может в любое время расшифроваться и отпечататься.

Здесь можно заказать карту водителя для тахографа — http://www.tahocard.ru/ есть офисы в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Волгограде, Уфе и других городах России.

Анализ рабочей смены водителя проводится на основе информации тахографа. Эта информация может выявить нарушения и отклонения в соблюдении графиков движения автомобиля и отдыха водителя.Таким же образом может проводиться анализ и для режимов работы водителя с напарником.

Мониторинг работы водителя, по требованию руководства транспортной кампании, может проводиться ежемесячно, еженедельно и даже ежесменно.

По требованию законодательства, тахограф должен быть обязательно установлен на грузовые автомобили и автобусы, которые заняты в грузопассажирских перевозках. Он позволяет:

  • — фиксировать информацию о технических показателях транспортного средства;
  • — учитывать режимы работы, периоды движения, простои в связи с вынужденным ремонтом, под погрузкой и разгрузкой;
  • — фиксировать ошибки тахометра, а также периоды отсутствия электропитания прибора, движение автомобиля без карты водителя и даже попытки несанкционированного вмешательства в его работу

Режим работы по тахографу расшифровывается с помощью специального программного обеспечения. Тем самым позволяет руководству транспортной компании вести эффективный анализ и контроль работы автомобилей и водителей и на основе объективных данных режима работы по тахографу принимать решения по оптимизации и коррекции этого режима.

Работа по тахографу в России, режим труда.

Основное предназначение тахографа – это сбор и хранение данных о работе автомобиля, которые способствуют оптимизировать работу транспорта, логистику и эффективность маршрутов, что позволяет принимать успешные решения по развитию бизнеса. Однако информация о работе водителей также является одним из важных показателей, на основе которых составляются графики чередования работы и отдыха работников, устанавливаются оптимальные их режимы работы в соответствии российского законодательства.

Требования российского законодательства:

  • — общее время управление водителем автомобиля или автобуса — не более 9 часов в день;
  • — общее время управления для водителя на внутрироссийских направлениях не должно превышать 90 часов за 14 дней;
  • — время кратковременного отдыха – не менее 45 минут в смену (может иметь три интервала продолжительностью по 15 минут);
  • — общее время отдыха между смежными сменами работы водителя грузовика или автобуса не менее 12 часов;
  • — суммарное время для отдыха водителя в неделю – 42 часа (иногда может составлять 29 часов).

Режим работы водителя дальнобойщика по тахографу

Нормативы труда и отдыха водителей дальнобойщиков, на перевозках на дальние расстояния:

  • — общее время управления для дальнобойщика — не свыше 9 часов в смену;
  • — общее время управления для водителя дальнобойщика не более 90 часов за 14 дней;
  • — время кратковременного отдыха не меньше 45 минут (может использоваться, как единоразово, так и может разделяться на два отрезка по 30 и 15 минут);
  • — общее еженедельное время отдыха для водителя дальнобойщика – 45 часов (может сокращено до 25 часов).

Стандартный режим работы по тахографу по России не должен быть больше 40 часов. При этом те водители, которые работают пятидневную неделю, имеют 8 часовую ежедневную смену, а те, кто шесть дней в неделю работает – то смена длится 7 часов.

Иногда особые условия работы водителей не позволяют соблюсти требования норм труда и отдыха, поэтому законодательство допускает использование принципа суммарного времени работы водителя. При этом, рабочее время суммируется обычно за месячный период.

Решение о применении суммарного времени работы принимает работодатель, однако при условии, что оно прошло согласование с профсоюзной организацией. В случае отсутствия профсоюзов – тогда согласовывается такой режим работы по тахографу непосредственно с водителями.

При использовании суммированного времени работы, продолжительность смены водителя — не более 10 часов в день. Однако когда в междугородных грузоперевозках водителю нужно доехать к месту отдыха, тогда рабочая смена, в виде исключения может быть продолжена до 12 часов.

Зачастую, из-за скоропортящегося груза требуется необходимость работы водителя более 12 часов, тогда ему назначается напарник или сменщик при условии, что кабина автомобиля оснащена местом для сна. В случае отсутствия спального места – одновременная работа двух водителей на таком автомобиле запрещена.




 

Возможно, будет полезно почитать: