Справочная юридическая информация. Порядок увольнения военнослужащих по призыву с военной службы

  • Порядок выплат
  • Военный эксперимент

Срочная служба, денежное довольствие на которой вряд ли может быть действенным мотиватором, является почетной обязанностью для российских граждан. Молодые люди отправляются служить Родине. В армии из них сделают не только настоящих мужчин, но и защитников Отечества. Каждый солдат независимо от должности получает денежное довольствие, именно так называются финансовые выплаты военнослужащим. Размер денежного довольствия солдата на срочной службе будет интересно узнать каждому будущему бойцу.

Порядок выплат

По Приказу Министерства обороны РФ от 1.09.2014 года каждый военнослужащий, находящийся на срочной службе, вправе получать материальные выплаты, размер которых, согласно постановлению, составляет 2000 рублей.

Согласно Приказу №2700 от 30.12.2011 года, выплаты начисляются ежемесячно с 10 по 20 число текущего месяца и выплачиваются по месту прохождения военной подготовки за весь период.

Каждый военнослужащий обязан получить денежный аттестат, на основании которого происходят выплаты материального пособия. Документ выдается призывнику финансово-экономическим органом. Солдат имеет право на получение выплат по предписанию, которое выдается военным комиссариатом, и приказу командира о зачислении в список личного состава воинской части, где проходит подготовку служащий.

Если срочник перевелся с другого места службы и не имеет на руках аттестат в связи с утерей либо по какой-либо другой причине, то выплаты ему начисляются с первого числа месяца, следующего за текущим. В связи с этим военнослужащий обязан написать рапорт.

В сумму материальной помощи учтены надбавки, связанные с местом прохождения военной подготовки, степени ее секретности и риска при выполнении заданий. В 2015 году призывники, проходящие военную подготовку, имеют право на получение надбавок к материальной помощи, размер которых зависит от таких показателей:

  • квалификация военнослужащего;
  • условия прохождения военной подготовки;
  • решение задач, которые влекут за собой угрозу для жизни;
  • деятельность, связанная с государственной тайной.

По окончании срока службы солдат получает денежное довольствие в двукратном размере, а сироты — пособие, увеличенное до 5 окладов.

По действующему законодательству предусмотрена индексация материальной помощи, которая должна проводиться по согласованности органов власти с субъектами воинской службы, но в 2015 году она не осуществлялась.

Поднятием суммы денежного довольствия правительство желает заинтересовать призывников. По решению законодательных органов повышены не только ежемесячные материальные выплаты солдатам, находящимся на срочной службе, но и оклады офицеров. Если учитывать то обстоятельство, что военнослужащие имеют полное государственное содержание, то повышение выплат должно заинтересовать призывников. Понятно, что этой суммы недостаточно на покупку автомобиля, но ее хватит на поход в кафетерий или кино во время увольнения.

Вернуться к оглавлению

Военный эксперимент

Повышение размера денежного довольствия в 2012 году является неким военно-финансовым экспериментом, проводимым правительством с целью заинтересовать призывником службой в армии. Ранее срочники получали нефиксированную сумму, то есть она зависела от занимаемой должности:

  • стрелок или курсант учебного подразделения получал 1000 р.;
  • водитель, гранатометчик, снайпер, телефонист — 1100 р.;
  • старший телефонист, разведчик, водитель-машинист пусковых ракет — 1200 р.;
  • командир миномета — 1300 р.;
  • командир отделения мотострелкового взвода — 1400 р.;
  • старшина подразделения имел самую большую сумму материальных выплат в размере 1800 р.

Кроме того, курсанты, проходящие обучение в военных вузах, или гражданские лица, поступившие в училища либо академии этого направления, также вправе получать денежные пособия в размере 2000 рублей. Можно отметить, что эта сумма является минимальной, которую получает срочник.

Но некоторые военнослужащие выражают свое недовольство по поводу размера материального пособия. Они утверждают, что справедливым решением будет приравнивание ратного труда к гражданскому, поэтому необходимо установить сумму денежного довольствия не ниже минимального размера оплаты труда, который утвержден Гражданским кодексом РФ.

Военный эксперимент должен был продлиться до 31 декабря 2012 года. Правительство надеялось, что повышенное денежное довольствие военнослужащего срочной службы даст хорошие результаты, а государство, в свою очередь, будет иметь экономические возможности обеспечения призывников. Результаты эксперимента оказались положительными, и Министерство обороны решило не отменять данный размер материальных выплат.

До настоящего времени срочники получают вышеуказанную сумму материального пособия.

Более того, призывники, служащие на российских военных базах за пределами государства, получают довольно неплохую финансовую помощью, размер которой практически такой же, как и у солдат на контрактной основе.

Помимо этой суммы, служащим причитаются надбавки, которые зависят от условий получения военной подготовки.

Призывники могут выбрать контрактную или срочную службу. Денежное довольствие, естественно, будет существенно отличаться. Данный проект еще находится на рассмотрении. По нему будущий призывник может выбрать: год на срочной службе или 2 года по контракту.

Цель введения денежного довольствия военнослужащим — создание стимула для солдат, чтобы они были заинтересованы в достойном выполнении своих служебных обязанностей по защите Родины. Сильному полу стоит помнить что нужно отдать долг Родине. Служба в армии сделает из молодых ребят настоящих мужчин, которые способны защитить не только себя, но и свою Отчизну.

Граждане, проходящие военную службу по призыву, с даты ее начала до окончания приобретают статус военнослужащих. Военнослужащие обладают установленными законодательством РФ правами и свободами человека и гражданина, за некоторыми исключениями. В связи с особым характером выполняемых обязанностей военнослужащим предоставляются социальные гарантии и компенсации (п. 2 ст. 1 , п. п. 1 , 2 ст. 2 Закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву (далее — военнослужащие), имеют, в частности, следующие права.

Право на защиту свободы, чести и достоинства

Воинская дисциплина строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. За оскорбление военнослужащих, насилие и угрозу применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество и другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, предусмотрена ответственность. Так, за нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими виновные привлекаются к дисциплинарной и к уголовной ответственности (п. 2 ст. 5 Закона N 76-ФЗ; ст. ст. 335 , УК РФ; п. 2 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ и п. 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495).

Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания. О задержании военнослужащих вне расположения их воинской части уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета РФ (п. 3 ст. 5 Закона N 76-ФЗ).

Право на свободу передвижения

Право на свободу передвижения военнослужащих ограничено необходимостью поддержания ими боевой готовности воинских частей и своевременного прибытия к месту военной службы. Военнослужащие вправе свободно передвигаться в расположении воинской части и не вправе выезжать за пределы местного гарнизона, за исключением случаев убытия в отпуск или командировку. Один раз в неделю военнослужащий, если на него не наложено дисциплинарное взыскание «лишение очередного увольнения», имеет право на увольнение из расположения полка (п. 1 ст. 6 Закона N 76-ФЗ; п. п. 239 , Устава).

Право на свободу слова, свободу совести и вероисповедания

Право военнослужащих на свободу слова ограничивается запретом разглашения ими государственной и военной тайны, обсуждения и критики приказов командира.

Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по религиозным мотивам и использовать свои служебные полномочия для пропаганды отношения к религии. При этом создание религиозных объединений в воинской части не допускается (п. 1 ст. 7 , п. п. 2 , 5 ст. 8 Закона N 76-ФЗ).

Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

Военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Кроме того, они могут состоять в общественных объединениях, за исключением политических, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы, а также участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта (ст. 9 Закона N 76-ФЗ).

Право на труд

Характер служебной деятельности и перемещение по службе определяются квалификацией военнослужащих и служебной необходимостью. При этом время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж из расчета один день военной службы за два дня работы. Направлять военнослужащих на работы, не связанные с военной службой, допускается только в установленных законом случаях.

Военнослужащим запрещено участвовать в забастовках, а также прекращать исполнение обязанностей военной службы в целях урегулирования вопросов, связанных с ее прохождением (п. 3 ст. 7 , абз. 5 п. 2 , п. п. 3 , 8 ст. 10 Закона N 76-ФЗ).

Право на отдых

Продолжительность служебного времени определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Ежедневно военнослужащим предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей, а также не менее одних суток отдыха еженедельно. В определенных случаях военнослужащие имеют право на отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток, не считая времени проезда к месту отпуска. Кроме того, на основании заключения военно-врачебной комиссии может быть предоставлен отпуск по болезни (п. п. 2 , , , 10 ст. 11 Закона N 76-ФЗ; п. 63 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565).

Право на жилище, денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение

Военнослужащие, кроме находящихся на кораблях, размещаются в казармах. На время службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Также они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 11 ст. 15 Закона N 76-ФЗ; п. 168 Устава).

Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, состоящим из оклада по воинской должности и дополнительных выплат, в том числе за особые условия службы. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих осуществляется по установленным нормам (ст. 12 , п. п. 1 , 2 ст. 14 Закона N 76-ФЗ; ч. 3 ст. 2 Закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ; пп. «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65).

Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страховые гарантии

Право военнослужащих на охрану здоровья предполагает, в частности, ограничение опасных факторов военной службы, бесплатное получение медицинской помощи и обеспечение лекарственными препаратами, а также бесплатное санаторно-курортное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. Кроме того, военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета (Закона N 76-ФЗ).

Право на обращение в суд и на юридическую помощь

Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и интересов через суд. При этом расходы по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, возмещают соответствующие воинские части. Также военнослужащие вправе получать юридическую помощь адвоката по вопросам, в частности, связанным с прохождением военной службы (п. 1 ст. 21 , п. 3 ст. 22 Закона N 76-ФЗ; п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.06.2005 N 352).

Право на оружие

Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в установленном порядке при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время (п. 4 ст. 1 Закона N 76-ФЗ; п. 13 Устава).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»

Как таковой, зарплаты в армии не бывает, все выплаты для срочников называют денежным довольствием. Все размеры выплат в армии регулируются и устанавливаются Федеральным законом, в который ежегодно вносятся поправки и изменения. Формирование итоговой суммы денежного довольствия военнослужащего зависит от нескольких факторов:

  • занимаемая должность военнослужащего;
  • продолжительность службы;
  • место службы;
  • звание.

Для того чтобы солдаты-срочники могли рассчитывать на надбавки к окладу, был издан Приказ Министерства обороны от 01.09.14 № 633. В нем учитываются надбавки за следующие особенности службы срочника:

  • уровень квалификации;
  • достижения в физподготовке;
  • условия, в которых проходит служба;
  • взаимодействие с секретной информацией государственного уровня.

Таким образом, со всеми надбавками срочный военнослужащий в 2017 году получает фиксированные 2 000 рублей в месяц. По завершении службы солдату выплачивается денежное довольствие в двукратном размере – 4 000 рублей.

Солдаты-сироты получают единовременное денежное довольствие в пятикратном размере.

Также Приказ № 633 предусматривает надбавку в 10% от первичного оклада военнослужащего по контракту для тех солдат-срочников, чья служба проходит на зарубежных военных базах или при выполнении боевых задач в особых условиях. Т. е. месячное денежное довольствие в таком случае составит 3 000 рублей.

  • участие в разминировании;
  • прыжки с парашютом;
  • участие в водолазных работах.

Еще одна незначительная, но приятная выплата для срочных военнослужащих – это компенсации за проезд на общественном транспорте (такси по понятным причинам в этот список не включено). Сумма компенсаций зависит от того, в каком населенном пункте (региональном субъекте) оплачивается проезд. Минимальная сумма компенсации составит 70 рублей, а максимальная – 200.

Другие выплаты солдатам-срочникам

Если тщательно покопаться в федеральных законах для военнослужащих, можно отыскать еще несколько полагающихся срочникам выплат при наличии определенных условий. Некоторые выплаты требуют сбора документов для оформления пособий:

  1. Если у срочного военнослужащего есть беременная жена (и срок беременности от 180 дней), с которой он расписан официально, то ей положено единовременное пособие. С февраля 2019 года его сумма составляет 25 892 рублей. Начисление данного пособия не лишает женщину других выплат по беременности и родам. Однако если солдат является курсантом военного учебного заведения, то выплата в таком случае не начисляется.
  2. Если солдат-срочник имеет в подчинении личный состав (при замещении должности начальников подразделений). Довольствие начисляется, только если солдат служит за пределами России в потенциально опасных для жизни условиях. Сумма надбавки к денежному довольствию составляет 800 рублей.
  3. При увольнении в запас солдату выдаются на руки воинские перевозочные документы. Их он может бесплатно обменять на билет домой в кассе вокзала.
  4. Семья солдата-срочника готова рассчитывать еще на одну выплату: пособие на ребенка военнослужащего срочной службы. Пока солдат служит и не демобилизован, на его ребенка (до 3-х лет) ежемесячно выплачивается 10 528 рублей. Деньги начисляются независимо от выплат других пособий.

Сегодня я расскажу о зарплате в армии . Приказ Министра обороны под номером 2700 установил, что зарплата срочника в армии в 2019 году будет равняться 2000 рублей в месяц.

Какая зарплата срочника сегодня? Она равна 2000 рублей

Сколько получает срочник

В некоторых регионах срочник может получать и больше денег, значительно больше! Это зависит от того места, где вы будете служить. К примеру, зарплата срочника в Северной Осетии равна 12000 рублей.

Еще один важный момент — это смотря на какой воинской должности вы будете стоять. Командиры отделений, заместители командиров взводов получают зарплату больше, чем к примеру обычный стрелок. Но для этого нужно обязательно .

В армии и как , читайте в отдельной статье.

Куда приходит зарплата срочнику

Зарплата военнослужащему по призыву перечисляется на банковскую карточку (как правило ВТБ 24), ее вам выдадут на сборном пункте. Что происходит с призывниками на сборном пункте и как они уходят в армию я напишу чуть позже, а , вы можете узнать в одной из нашей статей.

Вместе с банковской картой вам выдадут секретный пароль, который не нужно никому показывать, а лучше всего запомнить и после этого уничтожить. Так как пароль могут украсть, лучше держать в голове эти четыре цифры.

Как сохранить свои деньги в армии солдату

Также, когда вы получите банковскую карточку, запомните пароль и запомните 3 цифры на обороте карты и сотрите их (три цифры), но не просто зарисуйте их ручкой, а соскребите чем нибудь металлическим, потому что с помощью этих цифр могут купить различные товары в интернете. И этим нехорошим людям даже не нужно будет знать ваш пароль от карты. Мошенники действуют следующим образом: берут вашу банковскую карту, фотографируют передние 16 цифр и задние 3 цифры. Далее заходят в интернет, вводят там эти данные, и готово. Вы навсегда расстались со своими денежками.

Сколько бы не получал солдат срочник денег часто их просто не хватает

Еще один совет, когда вы едете в армию возьмите с собой вашу любую гражданскую банковскую карту желательно с чипом. Для чего это делать? На вашу зарплатную карту будет приходить зарплата, когда как на своей карте вы можете привезти немного денег на первое время, и еще, что важно, вам на нее могут ваши родные и близкие.

Но, как правило, зарплата в армии у срочника уходит очень быстро. Помимо обычных личных трат, как правило, это происходит в чепке, или солдат отводят в ближайший магазин, каждый месяц в некоторых частях практикуют сбор денежных средств на нужды подразделения, где служит солдат. Это может быть покупка уборочного инвентаря или канцелярные принадлежности. Сразу хочу сказать, что делается это незаконно, и ни один солдат этого делать не обязан! Но реалии, к сожалению, таковы.

Как получить зарплату срочнику, если банковская карта сломалась или потерялась?

Нужно сразу же позвонить на бесплатный номер банка, где была выпущена ваша карта, и заказать новую карту. Не забудьте узнать адрес ближайшего банковского филиала, где можно получить карту. Затем, после того, как банк выпустит новую карточку, обращаетесь к своему непосредственному командиру (командир взвода или роты), чтобы он сводил вас в ближайший филиал банка за ней.

Дембельская зарплата срочникам

Когда солдаты уходят на «дембель», им полагается дополнительная выплата, так называемые дембельские деньги. Размер их составляет два месячных оклада денежного довольствия. Соответственно, если солдат каждый месяц получает 2000 рублей, то в последний месяц службы получит 6000 (2000+4000) рублей.

Подведем итог: зарплату в армии срочникам в 2019 году выплачивают в размере 2000 и более рублей. А перед отправкой домой вас ждет приятный бонус!

Согласно российскому законодательству, существует несколько способов защиты прав человека: обжалование решения в вышестоящий орган (обжалование в административном порядке), обращение к Уполномоченному по правам человека (обмудсману) Российской Федерации, подача жалобы в Европейский суд по правам человека и, наконец, самый действенный способ – судебная защита.

Согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

– нарушены права и свободы гражданина;

– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Итак, обжалование в административном порядке может быть нескольких видов. Например, обжалование заключения медицинской комиссии. В соответствии со статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Нередки случаи, когда призывники не соглашаются с заключениями врачей. В такой ситуации они имеют право заявить о своем несогласии с заключением об их годности к военной службе в вышестоящую призывную комиссию – в призывную комиссию Российской Федерации. В этом случае указанная комиссия организует контрольное медицинское освидетельствование такого призывника (ч. 2 п. 22 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Кроме того, гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению производится независимая медицинская экспертиза соответствующего вида.

Обжаловать решение призывной комиссии можно в призывную комиссию субъекта Российской Федерации. Важно то, что обжалование решения призывной комиссии военного комиссариата в призывную комиссию субъекта Российской Федерации не исключает в дальнейшем возможности обжаловать принятое призывной комиссией субъекта Российской Федерации решение в судебном порядке в случае несогласия с ним (п. 4 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии или военного комиссара приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации, военным комиссаром соответствующего субъекта Российской Федерации.

В суде можно также обжаловать заключения военно-врачебной экспертизы, решения призывной комиссии.

Согласно статье 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Обжаловать решение призывной комиссии можно и в суд (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Решение призывной комиссии военного комиссариата можно обжаловать в течение трех месяцев (ст. 256 ГПК РФ). Первым днем этого срока является день получения копии указанного решения (п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации, которым отказано в удовлетворении жалобы гражданина, может быть обжаловано в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления призывной комиссии субъекта Российской Федерации об этом отказе. Согласно статье 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» не предоставление ответа в срок более одного месяца приравнивается к отказу. Если в течение месяца после подачи жалобы в призывную комиссию военного комиссариата субъекта Российской Федерации не получено письменного ответа на нее, то в течение следующего месяца призывник вправе обжаловать бездействие призывной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации в суд.

Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом, однако не следует забывать про консультации у юриста или в местном Комитете солдатских матерей.

Можно также подавать жалобы Уполномоченному по правам человека РФ. Так, число обращений, поступивших в 2005 году, увеличилось по сравнению с 2004 годом на 17 %. Обращения, как правило, затрагивали вопросы предоставления льгот, реализации жилищных прав, пенсионного обеспечения, нарушения прав военнослужащих во время прохождения военной службы, обеспечения денежным довольствием, проверки законности и обоснованности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности. Серьезнейшей проблемой, как отмечает в своем Докладе Уполномоченный по правам человека, остается соблюдение прав военнослужащих срочной службы.

Результаты посещения воинских частей сотрудниками аппарата Уполномоченного, публикации средств массовой информации свидетельствует о многочисленных нарушениях прав военнослужащих во время проведения призывных мероприятий, прохождения военной службы и увольнения с военной службы.

Учитывая остроту проблем в этой сфере, Уполномоченный в июне 2005 года опубликовал специальный доклад «О соблюдении прав граждан в связи с прохождением военной службы по призыву». В докладе нашли свое отражение вопросы, связанные с системой отсрочек; действиями органов, осуществляющих призыв на военную службу; содержанием военнослужащих на гауптвахте; привлечением военнослужащих к работам, не обусловленным исполнением обязанностей военной службы. Были предложены конкретные меры законодательного и организационного характера, направленные на совершенствование призывной системы и организации службы по призыву.

Также Уполномоченный обращает внимание на то, что проблема нарушения прав граждан органами, осуществляющими призыв на военную службу, остается актуальной. Наиболее распространены нарушения, связанные с такими факторами:

– организацией деятельности призывных комиссий;

– призывом лиц, не подлежащих призыву либо имеющих отсрочку от призыва;

– ущемлением прав граждан при медицинском освидетельствовании;

– злоупотреблениями должностных лиц и ненадлежащим исполнением должностных обязанностей в воинских частях при приеме молодого пополнения.

Имеются случаи проведения мероприятий по призыву на военную службу граждан в период действия отсрочки. В первую очередь это касается обучающихся в учебных заведениях, которые призываются до окончания сроков обучения. По требованиям военкоматов учебные заведения нередко сокращают время обучения и досрочно выдают учащимся и студентам документы об окончании этих образовательных учреждений.

Несмотря на то, что решение о призыве может быть принято только после достижения гражданином 18 лет, действия по призыву на военную службу порой совершаются в отношении лиц, не достигших этого возраста, то есть не являющихся призывниками. Наиболее типична ситуация, когда юношей, которым 18 лет должно исполниться лишь к концу призывной кампании, в нарушение законодательства принуждают заранее проходить медицинские и призывные комиссии.

Следствием плохого медицинского освидетельствования являются многочисленные факты призыва на военную службу граждан, негодных для ее прохождения, чье физическое и психическое здоровье не позволяет им справиться с тяготами армейской службы. В ряде случаев это обусловлено нехваткой врачей-специалистов, прежде всего узкого профиля: психиатров, невропатологов, окулистов и других. Имеются трудности с выявлением наркозависимых и ВИЧ-инфицированных. Врачи-наркологи в обязательный состав медицинских комиссий не входят. Исследование крови на ВИЧ в перечень обязательных медицинских исследований при призыве не включено.

По утверждению представителей Комитета солдатских матерей, сумма взятки за освобождение от службы в различных регионах колеблется от 10 тысяч рублей до 5 тысяч долларов. По данным Главной военной прокуратуры России, только в ходе весеннего призыва 2004 года в военные прокуратуры обратились свыше 4,5 тысячи человек. Большинство обращений сигнализировали о фактах взяточничества. Только в 2004 году привлечены к ответственности более 70 должностных лиц военкоматов.

Указанные факты нарушения прав граждан свидетельствуют о необходимости введения общественного контроля над призывом в армию. Многие случаи нарушений в работе призывных комиссий были выявлены и стали достоянием общественности лишь благодаря вмешательству общественных организаций. В этой связи необходимо отработать формы участия общественных организаций в работе призывных комиссий и законодательно закрепить их.

Что касается так называемой «дедовщины», то молодым призывникам следует иметь в виду, что, согласно данным статистики, в 2004 году преступность в Вооруженных Силах выросла почти на 5 % по сравнению с 2003 годом. При этом до 40 % преступлений, совершенных в 2004 году, приходится на долю посягательств на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев или, иначе говоря, на неуставные отношения. По сравнению с 2003 годом количество подобных преступлений выросло почти на 20 %.

В настоящее время, к сожалению, не существует органа, к компетенции которого в полном объеме были бы отнесены вопросы поддержания правопорядка и борьбы с правонарушениями в армейской среде. Эти вопросы входят в сферу полномочий командиров, прокуратуры, дознавателей и других лиц.

Однако призывнику необходимо помнить об уголовной ответственности за определенные в Уголовном кодексе РФ преступления, к которым относятся преступления против военной службы, то есть предусмотренные главой 33 Уголовного кодекса РФ преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Подробно составы подобных преступлений были рассмотрены в первой главе.



 

Возможно, будет полезно почитать: