Значение гражданских прав в жизни человека. Понятие права

Слово «норма» (от лат. norma) означает меру, правило, образец, стандарт. Социальные нормы устанавливают правила поведения людей в обществе, границы их дозволенного и запрещенного поведения. В процессе развития общества возникли и действуют различные социальные нормы - морали, религии, права, этики, политики, обычаи (традиции), корпоративные нормы и т.д. В условиях государственно-организованного общества основным социальным регулятором общественных отношений становится право.

Обычаи представляют собой правила поведения, которые сложились стихийно, естественным путем в процессе развития общества и укоренились в сознании людей в результате их многократного повторения в течение длительного времени. Это неписаные правила, которые передаются от поколения к поколению и соблюдаются в силу привычки. Например, русские обычаи «играть» свадьбу, печь блины на масленицу и др. Разновидностью обычаев являются традиции. К нормам обычаев относятся также обряды и деловые обыкновения.

Нормы морали, как и обычаи, возникают естественным путем и выражают представления людей о добре и зле, справедливости и порядочности, долге и чести и т.п. Они «живут» в сознании людей и обеспечиваются внутренним убеждением человека и силой общественного мнения.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) - это правила поведения, которые устанавливаются общественными объединениями и обеспечиваются ими. Такие нормы выражают интересы членов какой-либо организации и распространяют свое действие на них. Корпоративные нормы закрепляются в учредительных документах организации, например, в уставе политической партии.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения людей в обществе с позиций требований веры и церкви. Они поддерживаются благодаря своему многократному повторению и обеспечиваются страхом «божьей кары», ожидающей грешников. Религиозные нормы содержатся в священных книгах религий - Библии, Коране и т.д.

Нормы права - это общеобязательные правила поведения людей, которые устанавливаются правотворческими органами государства и регламентируют общественно значимое поведение людей. Норма права устанавливает типовую модель, стандарт должного поведения людей. Посредством правовых норм обеспечиваются наиболее важные социальные ценности общества и государства - жизнь и свобода человека, отношения собственности, конституционный строй и др. Нормы права имеют писаный характер и закрепляются в официальных юридических актах государства - законах, указах, постановлениях и т.д. Исполнение правовых норм обеспечивается возможностью государственного принуждения. В процессе социального регулирования общественных отношений нормы права наиболее тесным образом взаимодействуют с нормами морали.

2. Право и его признаки

Понятие «право» является многозначным. Во-первых, данным понятием обозначается государственный институт охраны высших ценностей общества и государства. Во-вторых, право выступает как социальный инструмент, устанавливающий определенные общественные идеалы и в первую очередь справедливость. В-третьих, право рассматривается как система прав и свобод человека и гражданина. В специальном юридическом смысле принято разграничивать объективное и субъективное право.

Объективное право можно определить как исторически сложившуюся систему общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, находящихся под его Защитой правил поведения, которые регулируют общественные отношения с учетом экономических, политических и духовных устоев. Объективность права следует понимать в аспекте его независимости от воли и сознания людей.

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту (человеку или организации) и определяющее его возможное поведение в границах объективного права. Иначе говоря, субъективное право выступает как форма реализации объективного права, когда определенные лица вступают в правовые отношения и наделяются по отношению друг к другу взаимными юридическими правами и обязанностями.

Право характеризуется рядом признаков, которые позволяют отграничить его от неправовых социальных норм.

Нормативность - есть результат закрепления устойчивых, повторяющихся социально-полезных отношений людей.

Общеобязательность для всех членов общества, всех лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства; находящихся на территории государства.

Волевая природа права - в праве отражается государственная воля господствующих социальных сил и воплощается в нормах права, установленных государством.

Взаимосвязь права с государством - государство участвует и в правообразовании, и в охране права.

Формальная определенность - юридические нормы обязательно выражаются в письменной форме; четко фиксируют права и обязанности участников правоотношений, исключают их различные трактования.

Системный характер - право представляет собой определенную целостность, единую логически обоснованную систему юридических норм.

Социальная природа права - право выступает средством социального компромисса в обществе, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальной свободы индивида.

3. Норма права

Норма права представляет собой особую разновидность социальных норм. Это первичная клеточка права, исходный структурный элемент его системы.

Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных нрав субъектов. С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия. Правовая норма, иначе говоря, действует посредством предоставления субъектам права юридических прав и возложения на них юридических обязанностей.

Правовой норме присущи многократность применения и длительность действия. Данное свойство нормы проявляется в том, что она регулирует повторяющиеся общественные отношения. В этом состоит его основное назначение. Любая правовая норма потенциально рассчитана на неограниченное число однотипных случаев. Она вступает в действие всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная данной нормой.

Следует уточнить и такой признак нормы нрава, как общеобязательность. Здесь надо учитывать, что многие нормы обращены только к определенным видам лиц: несовершеннолетним, военнослужащим, должностным лицам, лицам с неполной трудоспособностью и т.д. Обязательность нормы, следовательно, проявляется в том, что она должна быть выполнена каждым, кто оказался в условиях, предусмотренных нормой.

4. Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт - это изданный в установленном порядке акт, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовые акты могут быть приняты также референдумом и в порядке делегированного законодательства. Они являются основными и наиболее совершенными источниками права.

Каждый нормативно-правовой акт имеет специфические структуру, содержание, форму, способы изложения юридических норм, символы и реквизиты (наименование, дату издания, разделы, главы, статьи, пункты и т.д.). Наименование нормативного акта показывает, какой орган издал данный акт и, следовательно, какова его юридическая сила. Нормативно-правовые акты издаются в строгом соответствии с компетенцией конкретных органов, Это обусловливает законность самой правотворческой деятельности. Нормативному акту присуща определенность формулирования юридических норм. Нормативные акты характеризируются общеобязательностью, что является следствием общеобязательности содержащихся в них норм права. Нормативные акты обладают общеизвестностью. Они должны быть доведены до сведения всех субъектов, которым они адресованы. Это обеспечивается установлением особого порядка их опубликования.

Все нормативные акты: находятся в строгой соподчиненности. При их расхождении приоритет имеет акт, обладающий повышенной юридической силой. Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон является родовым по отношению к конкретным разновидностям законов, действующих в РФ.

Законы принимаются соответствующими представительными органами государственной власти. Кроме этого законы могут быть приняты непосредственно самим народом в ходе референдума.

В РФ действуют следующие виды законов:

Конституция РФ - это основной закон, закрепляющий, конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, систему федеральных органов государственной власти и основы местного самоуправления. Все нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы - в системе источников российского права следуют за Конституцией РФ. Помимо формальных признаков конституционные законы характеризуются тем, что они имеют одинаковый с Конституцией РФ предмет регулирования и непосредственно развивают и детализируют ее положения.

Федеральные законы - принимаются по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов. Они не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы субъектов РФ - принимаются в соответствии с федеральными законами по вопросам совместной компетенции РФ и ее субъектов, а также по вопросам собственной компетенции субъектов РФ.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный акт субъекта Федерации. Данное положение не противоречит принципу верховенства федерального закона. Оно в полной мере соответствует конституционным полномочиям субъектов РФ на осуществление собственного правового регулирования в условиях федеративного государства.

Подзаконные акты представляют собой нормативно-правовые акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, которые основаны на законе, не могут ему противоречить и издаются во исполнение закона. По сравнению с законами они обладают меньшей юридической силой. Подзаконные нормативные акты чрезвычайно многообразны и образуют сложную соподчиненную систему. С учетом их иерархии можно выделить следующие виды подзаконных актов:

Постановления палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы).

Указы Президента РФ - подлежат исполнению на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ. Они распространяются на территорию всей страны, обычно регулируют вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства.

Нормативные акты центральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и др.). Они регулируют, как правило, внутриведомственные отношения.

Нормативные акты органов местного самоуправления. Они действуют на территории, на которую распространяется деятельность муниципального органа.

Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяются только на членов данной организации.

На уровне субъектов РФ в систему подзаконных входят: нормативные акты президентов, постановления правительств, а также нормативные акты иных органов исполнительной власти соответствующих субъектов.

5. Система российского права

Система права - это внутренняя структура права. Она выражает единство и взаимосвязь юридических норм и одновременно их разделение на самостоятельные части. Система права показывает, из каких элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурным элементом системы права являются отрасли, институты и нормы.

Норма права образует первичный элемент системы права. Из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы - институты и отрасли права.

Отрасли права подразделяются на правовые институты. Правовой институт является первичным самостоятельным структурным подразделением отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не прямо, а только через соответствующие институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, а правовой институт - определенный вид общественных отношений внутри данного рода. Например, в государственном (конституционном) праве можно выделить институт гражданства как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с приобретением, осуществлением, изменением или утратой лицом статуса гражданина государства и т.д.

Правовые институты включают в себя совокупность правовых норм.

6. Основные отрасли права

Государственное (конституционное) право - это ведущая отрасль российского права. Она объединяет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, в которых выражаются главные интересы общества и государства. Государственно-правовые нормы закрепляют, прежде всего основные принципы, определяющие устройство государства. В них устанавливаются основы взаимоотношений государства и личности. Государственное право регулирует отношения между РФ: в целом и ее субъектами, закрепляет систему государственной власти и местного самоуправления. В качестве метода регулирования используется главным образом учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим регулированием.

Административное право охватывает совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфёре государственного управления, обеспечивает юридическое оформление таких управленческих отношений. Оно устанавливает правовой статус органов государственного управления, их компетенцию, права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере государственного управления и т.п. Основным методом правового регулирования является метод власти и подчинения.

Финансовое право регулирует отношения, связанные с финансовой и бюджетной деятельностью государства. В процессе этих отношений происходит составление и утверждение государственного бюджета, его исполнение, порядок установления и взимания налогов с населения, предприятий и организаций и др.

Гражданское право является наиболее обширной отраслью российского права, определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности, в том числе и интеллектуальной, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданским законодательством защищаются неотчуждаемые права и свободы человека. Метод регулирования представлен методом автономии, юридического равенства сторон.

Трудовое право регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности человека, в основе которой лежит трудовой найм. Нормами данной отрасли устанавливаются порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, дисциплина и охрана труда и др.

Семейное право - это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с браком и членством в семье. Семейно-правовые нормы предусматривают порядок и условия заключения брака, его прекращения, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, и какие наказания необходимо применять к лицам, виновным в их совершении. Единственным источником уголовного права является уголовный закон.

Никакие иные правовые акты не могут устанавливать нормы уголовного права.

Среди отраслей процессуального права следует особо выделить, во-первых, уголовно-процессуальное право. Оно объединяет совокупность правовых норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов в процессе расследования и рассмотрения в суде уголовных дел. Во-вторых, гражданско-процессуальное право. Его нормы регулируют порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

7. Публичное и частное право

В юридической науке существует деление системы права на публичное и частное. В современных условиях в связи с формированием в РФ гражданского общества и рыночной экономики развитию частного права придается важное значение.

Основной смысл разграничения частного и публичного права состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу имущественных и иных интересов граждан и их объединений. Частное право предполагает децентрализацию юридического регулирования. Здесь все отношения строятся на основе равенства и свобод участников правовых отношений. Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых регулируют сферу частных дел и интересов личности. Это, к примеру, гражданское, семейное, трудовое право. Публичное право включает отрасли, регламентирующие отношения государства, его органов с гражданами и иными организациями. Его нормы связаны с общими интересами всех членов общества. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное и иные отрасли права.

Возникновение правовых отношений является главным результатом правового регулирования. Именно в правоотношении, абстрактное содержание юридической нормы применяется к конкретной ситуации. В ней конкретные лица взаимосвязаны конкретными правами и обязанностями, в общей форме закрепленными нормами права. Такие права и обязанности сторон правоотношения называются субъективными (индивидуальными). Они обеспечивают особую - юридическую взаимосвязь участников правоотношения, которые строят свое поведение в соответствии с данными правами и обязанностями.

Однако для возникновения правоотношений недостаточно наличия одних только норм права. Требуются определенные фактические обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Такие фактические обстоятельства признаются юридическими фактами. С одной стороны, они представляют собой факты реальной действительности, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, явления материального мира. С другой стороны, это факты, предусмотренные нормами права. Именно они определяют, каким явлениям материального мира придается юридическое значение.

Юридические факты закрепляются в гипотезах правовых норм. Среди различных видов юридических фактов особое значение имеет их разграничение по волевому признаку. В этой точки зрения юридические факты подразделяются на две группы - юридические события (не зависят от воли людей) и юридические действия (волевые акты человеческого поведения). Действия делятся на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (преступления и проступки).

Значение юридических фактов в правовом регулировании выражается в том, что они соединяют правовые нормы с реальными общественными отношениями. Именно благодаря им реализуется норма права, возникает (изменяется, прекращается) правоотношение.

Правоотношения характеризуются определенными признаками. Во-первых, они являются интеллектуальными и волевыми отношениями. В отличие от производственных отношений, которые складываются объективно, правоотношения всегда носят сознательно-волевой характер. В них воплощаются осознанность поведения и воля участников правоотношений, а также воля государства, выраженная в нормах права.

Во-вторых, правоотношение неразрывно связано с нормами права. Общественные отношения становятся правовыми только в том случае, если из всех видов социальных норм на, них воздействуют именно нормы права. Поэтому правоотношения представляют собой форму реализации юридических норм. Вне правоотношения они реализоваться не могут.

В-третьих, участники правоотношения наделены взаимными субъективными правами и обязанностями, которые неразрывно связаны. Субъективным правом можно обладать только по отношению к какому-либо обязанному лицу. Равным образом и юридическую обязанность можно нести только перед каким-либо управомоченным лицом. Следовательно, в правоотношении всегда имеются две стороны - управомоченная как носитель определенного субъективного права и обязанность как носитель соответствующей юридической обязанности.

В-четвертых, правовые отношения являются элементом правопорядка в обществе. Они охраняются (гарантируются) государством. Как правило, правоотношение реализуется в добровольных действиях участвующих в нем лиц. Но в целях обеспечения выполнения его участниками принятых на себя юридических обязанностей всегда существует возможность применения государственного принуждения.

Таким образом, правоотношение представляет собой урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

8. Структура правового отношения

Правоотношение складывается из определенных элементов. Их совокупность образует его структуру. В нее входят субъекты, содержание и объект правоотношения.

Субъектами правоотношений признаются лица, которые могут быть их участниками.

Участником правоотношения может быть только человек или общность людей. В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов. Субъекты (участники) правоотношений могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным субъектам относятся физические лица. Среди них: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. Коллективные субъекты представлены различными организациями как объединениями людей. В их числе: государство в целом, государственные органы и учреждения, разнообразные общественные объединения, юридические лица и т.д.

Для участия в правовых отношениях каждый субъект наделяется государством особым юридическим свойством - правосубъектностью, т.е. способностью быть участником правоотношения. Правосубъектность не зависит от воли и желания физического лица или организации. Ее содержание, а также возникновение, изменение или прекращение устанавливаются государством. В составе правосубъектности принято выделять правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность представляет собой способность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Сама по себе правоспособность никакого реального блага не дает. Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность (способность) иметь их.

Правоспособность организаций возникает с момента их образования, т.е. со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Она является специальной и определяется целями и задачами их деятельности.

Дееспособность - это установленная законом способность субъекта непосредственно своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Дееспособность физических лиц неразрывно связана с их интеллектуальной и волевой зрелостью. Поэтому у граждан она возникает с момента достижения ими определенного возраста. Согласно ст.60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Но в отдельных отраслях российского права с учетом специфики предмета и метода правового регулирования вопрос о моменте наступления дееспособности физических лиц решается иначе.

Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью и прекращается с момента завершения ликвидации юридического лица. По общему правилу она осуществляется через органы юридического лица.

Дееспособность - это предусмотренная законом способность субъекта лично нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Например, в уголовном праве ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые преступления (убийство, кража, разбой и др.) - с 14 лет.

Субъективное право представляет собой вид и меру возможного поведения участника правоотношения, обеспеченную государством. Характерной чертой данного права является возможность пользоваться им по собственному усмотрению. Только от лица зависит, как распорядиться принадлежащим ему правом. Исключение составляют случаи, когда оно одновременно является и юридической обязанностью лица. Например, право родителей на воспитание своих несовершеннолетних детей является и их юридической обязанностью.

Юридическая обязанность проявляется в двух аспектах. Во-первых, в обязанности совершить определенные действия в интересах управомоченного лица. Во-вторых, в обязанности воздерживаться от действий, нарушающих права управомоченного лица.

Под объектом правоотношения понимается все то, на что направлены субъективные права и обязанности его субъектов. Объектами правоотношений являются материальные либо нематериальные блага, способные удовлетворять интересы (потребности) участников правоотношений. Среди них, во-первых, материальные предметы (вещи, деньги, ценные бумаги и иное имущество). Во-вторых, продукты творческой деятельности. В-третьих, действия (воздержание от действий) обязанных лиц. В-четвертых, личные нематериальные блага (честь, достоинство, деловая репутация, личная неприкосновенность и др.).

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Роль права в жизни обществ а. Правовое государство

Право - система общеобязательных норм (правил) поведения установленныхили санкционированные государством и обеспеченных его принудительной силой.

Но наряду с подобным нормативным подходом, который подчеркивает зависимость права от государственной воли, в юридической науке существуют и другие взгляды. Так, ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации. Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной спра ведливостью . Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Признаки права:

1) общеобязательность - требования права обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность - нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения - нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права :

    право, являясь универсальным регулято ром общественных отношений , закрепляет основы существующего строя.

    обязывая совершать активные положительные действия, право способствует раз витию общественных отношений .

    устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

    право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

    право играет и важную воспитательную роль , развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель , но отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье .

Правовое государство - такое государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границax, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона , «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей дея­тельности обязаны подчиняться требованиям закона. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана, прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить при­верженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гаранти ровать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей , создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина - нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правого государства являются :

    многообразие форм собственности , свобода предпринимательства

    эко номическая независимость и само стоятельность индивида (только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере);

    режим демократии , конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

    высокий уровень политиче ского и правового сознания людей , политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

    создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства , которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

    гражданское общество , т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

2 вариант.

Правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности, и подчиняющее власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в таком государстве конституцией, которая выступает своего рода «общественным договором» между народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Правовое государство формировалось постепенно, на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

Существует два подхода к пониманию экономической основы правового государства:

    ассоциация правового государства с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого наемного труда;

    полная противоположность первого подхода или, говоря словами Томаса Мора: «При частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о наилучшем устройстве государства».

Идеи правового государства присутствовали в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье, Канта, Радищева, Герцена и др.

Признаки правового государства:

наличие развитого гражданского общества;

максимальное обеспечение прав и свобод человека;

ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

правовое равенство всех граждан;

верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;

эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;

разделение властей;

создание антимонополистического механизма;

верховенство конституционного закона, его прямое действие;

суверенность государственной власти;

суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;

единство прав и обязанностей граждан;

приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов.

NB! Право появляется вместе с государством (нет права без государства, а государства без права!) , так как : а) правила поведения становятся общеобязательными юридическими нормами, когда они устанавливаются (либо санкционируются) государством; б) государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Другими словами, только государство в состоянии обеспечить через механизм власти, управления, правосудия разработку и реализацию единых, общеобязательных, четко определенных типовых масштабов для взаимоотношений и поведения в обществе, нарушение которых является «невыгодным», так как влечет установленные для этих случаев государственные меры воздействия. Именно это отличает правовые нормы от других социальных норм ― норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов и т.п.; в) не только право нуждается в государстве, но и государство ― в праве: право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения ; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений ; противостоит попыткам произвола и беззакония. Право ― исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано : а) с качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества в классовую эпоху, б) с обособлением личности как участника общественных отношений, в) с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим и механизм обязательного социального регулирования . Развитие права происходило и происходит в конкретно-исторических условиях; оно шло от санкционирования государством закономерностей общения и деятельности, которые выражались в обычаях, устойчиво повторяющихся ситуациях производства, обмена, быта и т.п. Особое место в становлении права занимали религиозные нормы, которые в древности являлись одновременно и всеобщими нормами . Позднее осуществился переход к правотворчеству : формулированиюзаконодательной, исполнительной и судебной властью законов, подзаконных актов и прецедентов. Нормы права имеют объективную базу: ― в виде закономерностей общественных отношений, тенденций их развития. В ходе правотворчества эти тенденции и закономерности улавливаются, открываются, и именно на их основе формулируются общеобязательные правила поведения; ― в экономическом строе, социальной структур, политической системе общества и его идеологии, с одной стороны, а с другой стороны, ― уровнем, характером, традициями и тенденциями его культуры. Право выражает сложные взаимодействия этих детерминантов во всей их противоречивости, а не редко и конфликтности. При этом надо учитывать и интенсификацию некоторых из них, влияющую на целеполагание и содержание правотворчества . Например, после второй мировой войны одной из основных идей развития правовых государств, возникших на территории бывшего «третьего рейха», была денафикация устранение последствий гитлеровского режима ; одна из основных идей современного правотворчества в Российском государстве ― демократизация всех сфер общественной жизни и т.д. Прав о не только исторически обусловленная, но и динамическая система . Смена социально-экономических формаций, изменения социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, социальных слоев и групп, политическая борьба ― все это обусловливало и обусловливает качественные изменения содержания права, его институтов, и норм. И вместе с тем можно констатироватьидущую от античноститенденцию все более последовательного отражения в теории права, его принципах, нормах и институтахидеи справедливого, сбалансированного соотношения свободы и ответственности. Право , будучи формой реализации государственной политики, призванной в идеале стимулировать и поддерживать прогрессивные процессы общественного развития, отнюдь не является вместе с тем безгласной служанкой политики. Право ― носитель ведущих социальных ценностей общества; оно закрепляет, в частности, основные моральные ценности, беря их под правовую защиту. Самостоятельной ценностью является принцип законности, само существование которого обусловлено наличием правовой регулятивной системы. Поэтому право содержит ориентиры для политики, построения и реализации «дерева целей», выбора средств. Право устанавливает и границы одобряемой или допускаемой обществом, политической деятельности (например, запрещает под угрозой наказания использование в ней любых форм насилия). Отсюда между властью и политикой могут возникать не только отношения инструментального взаимодействия, но и конфликтные отношения. Достаточно распространены, в частности, ситуации, когда политические силы идут на обход норм права или их нарушение, противопоставляя законность целесообразности, или, наконец, стремятся внести в действующее право изменения во имя сиюминутных политических интересов. Во всех этих случаях, однако, тактический успех превращается в стратегическое политическое поражение, так как нарушение законности рано или поздно влечет утрату поддержки общества (!) . С точки зрения С.С. Алексеева, теоретика права и одного из соавторов текста Конституции РФ 1 993 г., регулятивный эффект права зависит от разрешения органически свойственного ему диалектического противоречия, выражающего необходимость «обеспечить функционирование общества как единого организма в условиях существования классов». Это противоречие проявляется и разрешается, вновь проявляется и вновь разрешается в ходе борьбы и компромиссов социально-политических сил общества, заинтересованных вместе с тем в выработке определенной равнодействующей для осуществления общих дел, вытекающих из самой природы всякого общества. Прав о, таким образом, в обществе с различными или даже противоположными классовыми интересами выступает не только как инструмент господства определенного класса (эта сторона его сущности особо наглядно проявилась в докапиталистических классовых социально-экономических формациях и на первых этапах капиталистической формации), но и как система поддержания общих условий существования людей и общества, его устойчивости и упорядоченности по отношению к дестабилизирующим воздействиям, тормозящим развитие. Сказанное позволяет выделить в праве ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в общей и правовой культуре человечества и составляющих его народов: национальные системы права (в данном случае этот термин обозначает право отдельных государств как исторически обусловленное, имеющее специфику и относительно автономное явление), «семьи» родственных национальных систем права. Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни. Право регулируетотношения собственности, труда и обмена его продуктами; определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личности. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов; воздействует на некоторые виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности, например, отношения в сфере семьи и воспитания детей. Внутренняя система права взаимодействует с международным правом: системой норм и институтов, регулирующих отношения между государствами, статус лиц и их объединений в международном общении. Эти нормы и институты вырабатываются путем соглашений между государствами с участием международных организаций; по утвердившейся точке зрения, нормы международного права приоритетны по отношению к внутреннему праву и последнее должно им соответствовать.

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме. Посредством права закрепляется форма правления государства, форма государственного устройства и политический режим, определяется организация госаппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц, права и обязанности граждан.

Государство осуществляет правотворческую деятельность и в соответствии с законами общественного развития определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет для них наиболее рациональную юридическую форму (закон, указ и др.). Путем права регламентируется государственная деятельность, она вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму, без которой не может успешно осуществляться. Право закрепляет интересы наций и народностей, что для многонационального федеративного государства является необходимым условием его существования. Право выступает языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами и мировым сообществом.

Государство достигает своих целей путем реализации внутренних и внешних функций. Ни одна из них (экономическая, экологическая, обороны) не может быть реализована вне и помимо права. Чем в большей степени урегулирована правом та или иная функция государства, тем успешнее она может быть выполнена.

Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в пределах правовых требований, как и граждане, в свою очередь, с помощью права на государство. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается зачастую против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой оно мере обеспечивает развитие личности, ее права и свободы.

Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. Право обеспечивает возможность действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. Право делает законным государственное принуждение, определяя основания, пределы и формы государственного принуждения. Только при помощи права возможна охрана и защита прав и интересов личности и гражданина.

Введение 3
1. Понятие и роль права 4
2. Право в реальной жизни 11
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Введение

Право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.
Критически надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.
Целью настоящей работы является рассмотрение роли права в жизни человека, общества, государства.

1. Понятие и роль права

Право - явление цивилизации и культуры. Право соответствует определенной системе ценностей той или иной цивилизации, той или иной культуры. В различных цивилизациях встречаются различные подходы в понимании права. Например, можно рассматривать право в рамках китайской, индийской или же европейской цивилизации.
Право - это сложное явление общественной жизни. От понимания права во многом зависит общая ориентация юридической науки и практики. Задача научного познания заключается в том, чтобы за многообразными проявлениями права на поверхности общественной жизни попытаться найти его действительную сущность, социальную природу и общечеловеческую ценность. И, кроме того, поняв смысл права как социальной ценности, надо распознать, что есть право и не скрыто ли под его внешним, формальным подобием нечто иное, противоположное праву.
В обыденной жизни нередко право сводят к законам государства. При подходе к праву только как к системе норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам законодательства, то есть отождествление права и закона, обедняет содержание права, не вскрывает его глубинной социальной природы и приводит к его искаженному восприятию. Законодательство действительно представляет собой важнейшую форму выражения права, особенно в современном мире. В связи с этим о достоинствах закона еще будет сказано особо. Однако не столь редко под видом закона скрывается произвол, закон таит в себе бесправие, при помощи закона государство санкционирует то, что противоречит праву. На практике трактовка права как норм, установленных государством, то есть якобы им порожденных и от него зависимых, постоянно приводила и приводит к оправданию любых актов государственной власти, законов, санкционирующих произвол со стороны тех, кто политически господствует, вне зависимости от того, идет ли речь о какой-либо элите, бюрократии, партии или диктаторе. Сводя право к закону, мы, по существу, можем оказаться среди тех, кто оправдывает произвол, а то и среди тех, кто, применяя закон, сам творит произвол и несправедливость. Есть в сведении права к закону и другой порок. Все знают, что законы устанавливаются государством, но если право и закон тождественны, тогда выходит, что и право порождается государством, представляет его возведенную в закон волю.
На самом же деле право - это не возведенная в закон воля, если даже это воля господствующего класса или всего народа. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы страны, порожденная обществом на данном этапе его развития. Отождествляя право с законом, мы смешиваем содержание с внешней формой права, лишаем себя возможности познать право как реальный феномен общественной жизни, искажаем действительную социальную природу права.



 

Возможно, будет полезно почитать: