Как определить дату изготовления аккумулятора. Основные типы конструкций аккумуляторных батарей

Акб – это источник тока на химической основе, который способен запасать и в случае надобности отдавать электрическую энергию для того, чтобы провернуть стартер и завести двигатель автомобиля. Так как в современном мире появилось огромное разнообразие автомобилей разных марок, параллельно им постоянно разрабатываются и производятся различные источники питания. Маркировка аккумуляторных батарей является необходимым требованием для производителей этих приборов.

Все устройство электрической цепи питается от автоаккумуляторов, обеспечивая работоспособностью все вспомогательные приборы авто.

Стандартными устройствами для хранения электрической энергии являются свинцовые батареи стартерного типа, которые состоят из соединенных между собой последовательным способом отдельных частей, расположенных в одном блоке.

Маркировка автомобильных аккумуляторов является неотъемлемой частью их производства и помогает автолюбителю подобрать подходящий экземпляр для своего автомобиля, именно о марках акб и пойдет речь в данной статье.

Технические характеристики и классы источников питания

Каждый вид аккумулятора изначально спроектирован и предназначен для использования в работе определенных систем, поэтому все батареи различаются по своим техническим особенностям. Стоит отметить, что существуют разнообразные маркировочные данные, наносимые на каждую единицу данной продукции. Также на законодательном уровне существуют принятые стандарты качества, соответствовать которым обязаны все производители аккумуляторов.

В нашей стране действует межгосударственный ГОСТ 959 – 2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Под этот нормативный акт должны подходить все продаваемые агрегаты.

Особым спросом в России пользуется продукция производителей varta и bosh. Эти батареи оптимально подходят для эксплуатации в нашей климатической зоне.

Стоит перечислить основные технические данные акб:

  • Полярность . Показатель определяет месторасположение токовыводов на батареи (бывает прямой – плюсовая клемма расположена слева и обратной – плюсовая клемма расположена справа).
  • Ширина . Величина, которая рассчитана на установку батареи в стандартный поддон (показатели длины и высоты при этом могут значительно различаться).
  • Емкостной показатель . Общее количество электрической энергии, отдаваемой батареей в режиме 20 – и часового разряда при стандартных значениях окружающей среды.
  • Показатель резервной емкости . Количество минут, за которое акб полностью разряжается.
  • Сила тока при холодной прокрутке . Исходя из установленных ГОСТом значений, данная сила тока должна быть способной расходоваться полностью при температуре электролитной жидкости Равной -18 градусам на протяжении 10 секунд. Увеличение данного показателя прямо пропорционально более быстрому запуску двигателя в холодное время года.

Стоит отметить, что на корпусе акб обязательно должны быть нанесены его обозначение и год выпуска.

Батареи необслуживаемого типа имеют практически равноценные технические характеристики, но заметно отличаются от стандартных акб отсутствием расхода (выкипания и испарения) электролита, а точнее воды в его составе.

Как маркируют аккумуляторные батареи

ГОСТ 959 – 2002 предписывает ряд определенных показателей, которые обязательно должны быть нанесены на корпус источника питания для авто, а именно:

  • Дата производства.
  • Товарное обозначение или название производителя.
  • Условное обозначение полярности (месторасположение клемм).
  • Именной порядковый номер.
  • Емкостной показатель (а/час).
  • Показатель номинального напряжения (В).
  • Величина тока холодной прокрутки (А).
  • Показатели массы (при массе более 10 кг).
  • Знак класса опасности.
  • Знак обозначения дальнейшей утилизации или переработки.

На аккумуляторных батареях, которые изготавливаются для экспорта, дополнительно наносят название и расшифровку ГОСТа, название страны – производителя и букву «Т» для экспорта в страны, имеющие тропический климат. Маркировка аккумуляторов является неотъемлемой обязанностью всех производителей батарей.

Стандарты маркировки акб:

  • DIN (Deutsches Institut fur Normung). Этот немецкий стандарт является самым распространенным. Он подразумевает под собой маркировку батареи с помощью 5 – и цифр, где 3 первые цифры – это номинальная емкость источника питания (этот показатель идентичен для 6 – и вольтовых агрегатов, а для 12 – и вольтовых уже нет, в данном случае номинальная емкость обозначается как величина + 500). Последняя пара цифр обозначает конструктивные особенности (размер, тип расположения токовыводов, крепеж, наличие ручки и т. д.).
  • ETN (European Type Number). Данный стандарт является европейским и содержит в себе уже 9 цифр. Три первые цифры обозначают номинальную емкость, три следующие – конструктивные особенности, а вот последние три – обозначение 1/10 частью от общего показателя тока (А).
  • SAE (Society of Automotive, Engineers). Этот стандарт является американским и содержит 5 цифр. Две первые обозначают группу по типоразмеру и полярность, а три остальные цифры – это показатель тока холодной прокрутки (А).
  • ГОСТ . Является нашим российским стандартом и состоит из 5 – и цифр и нескольких букв в окончании. Первая цифра указывает на общее количество банок, далее три цифры определяют тип акб, далее через дефис наносятся еще две цифры, обозначающие показатель номинальной емкости (А/ч). В окончании стандарта прописывают буквы для обозначения общей крышки (А), полиэтиленового сепаратора (П) и заводскую заливку электролитной жидкости.
  • JIS (Japanese Industrial Standarts). Японский стандарт, обширно применяется в странах Азии. Маркировка имеет следующий вид: 2 цифры (отношение емкостных показателей к общей работе стартера, конкретней характеристики в эксплуатации) – буква (А – H, высота и ширина прибора) – 2 цифры (длина акб (см)) – последняя буква (расположение токовывода, R или L).
  • IEC (International Electrotechical Commission). Стандарт международного уровня. Прописывает показатели измерения пускового тока в результате разрядки источника питания до величины напряжения менее 8,4 В за минуту времени.

Что нужно знать при покупке источника питания?

Перед приобретением стоит уделить особое внимание маркировке на аккумуляторных батареях, особенно на дату ее производства и прикинуть, сколько она уже простояла на прилавке (сухозаряженные акб хранятся в течение 3 – ех лет, а залитые и заряженные – не более полугода).

Следует хорошенько осмотреть визуально весь агрегат на предмет наличия повреждений. Маркировка по дате выпуска аккумулятора даст более подробные сведения о времени хранения батареи, у относительно давно произведенных источников питания иногда можно выявить незначительные подтеки электролита. Такая батарея уже не пригодна к эксплуатации.

Отдельно стоит определить уровень электролита внутри прибора. Он должен соответствовать рискам минимального или максимального значения, в идеале должен находиться посередине между ними. Также электролитная жидкость должна скрывать пластины внутри батареи более чем на 15 мм выше от их уровня.

Необходимо знать требуемую плотность электролита она составляет 1,25 – 1,26 грамм на кубический сантиметр. Нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор? Для этого нужно измерить напряжение на клеммах батареи, оно должно быть в пределах 12,4 вольта (для этого хорошо под рукой будет иметь любое устройство типа вольтметра). В случае долгого хранения этот показатель может упасть и даже новому акб потребуется дополнительная зарядка.

У многих аккумуляторов есть специальный цветной индикатор показателя уровня заряда, от зеленого до красного. По нему легко ориентироваться при покупке.

Сухозаряженные источники питания зачастую требуют среза приливов, которые закрывают отверстия для дальнейшей вентиляции.

Гарантийные обязательства производителя

ГОСТ 959 – 2002 предусматривает основные показатели для данного вида продукции:

  • Сухозаряженные батареи хранятся до 36 месяцев .
  • Гарантийные обязательства распространяются на товар до 18 месяцев с момента приобретения или до выработки ресурса в 60000 км пробега авто.
  • Гарантия на необслуживаемые акб составляет 1 год и пробег – не более 75000 км.

Если отсутствует возможность контроля пробега автомобиля, то гарантийные обязательства производителя зависят только от наличия заводского брака, выявленного за время эксплуатации.

Срок службы стандартного отечественного аккумулятора может составлять до 5 – и лет, но при более щадящих режимах эксплуатации этот показатель может быть значительно выше.

Сроки службы необслуживаемой батареи напрямую зависят от условий эксплуатации агрегата и общего состояния электрической системы автомобиля в целом.

В итоге стоит отметить, что в данной статье были рассмотрены основные вопросы о том, как проверить аккумулятор по маркировке, также были даны рекомендации по правильному подбору хорошего образца. Перед покупкой новой акб всегда лучше изучить все предъявляемые к ней требования со стороны стандартов качества, прочитать инструкцию по эксплуатации и по возможности измерить основные показатели с занесением их в гарантийный талон. Эти меры позволят значительно продлить эксплуатационные сроки батареи и оградить автовладельца от ненужных денежных расходов.

Автомобильный аккумулятор — это резервный источник питания, без которого не способна обойтись ни одна машина. Принцип его работы довольно прост. Во время движения часть энергии, вырабатываемая двигателем, накапливается в батареи. Как только двигатель глушится, бортовая сеть начинает работать от АКБ.

Важно! Без аккумулятора вы бы просто не смогли запустить машину.

Как и любая другая деталь, аккумулятор со временем приходит в негодность. Обычно это проявляется в том, что его ёмкость уменьшается. Если же эксплуатировать АКБ крайне небрежно, то он может полностью разрядиться.

Конечно, существуют специальные методики, позволяющие зарядить аккумулятор, но вы должны учитывать, что некоторые АКБ просто не поддаются восстановлению. При таком раскладе вам понадобится приобрести новое устройство, а для этого нужно знать, аппарат с какой именно маркировкой вам подойдёт.

Классификация АКБ

На рынке существует огромное количество разнообразных АКБ. Автомобильные компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы добиться большей экономичности, увеличить объём и срок эксплуатации своих устройств. Поэтому перед тем как перейти к более подробной классификации разделим все устройства на обслуживаемые и необслуживаемые.

К необслуживаемым АКБ причисляют те, которые исключают возможность заливки воды внутрь. К плюсам подобных аппаратов можно причислить то, что практически во всех есть индикатор, отвечающий за состояние батареи.

Обслуживаемые АКБ требуют постоянного ухода. Водитель должен периодически заливать внутрь дистиллированную воду. Она будет компенсировать испарившийся за время работы электролит.

Более подробная классификация АКБ состоит из разделения по типу пластин:

  • свинцово-сурьмянистые,
  • свинцово-кальциевые,
  • гибридные.

Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

Общие требования к маркировке

Автомобильные аккумуляторы производятся многими машиностроительными компаниями, неудивительно, что без общей маркировки в данном сегменте рынка не обойтись.

Тем не менее разные автомобильные компании наносят разную маркировку на выпускаемые аккумуляторы. Мало того, сами батареи отличаются по ряду параметров и классов.

К тому же в каждой стране есть свои требования к маркировке аккумуляторов. С учётом того, что в современном глобализированном мире машины собираются путём кооперации компаний с разных стран и материков, есть ряд международных стандартов, на которые ориентируются производители.

Согласно действующим международным стандартам маркировка аккумулятора должна включать в себя такие данные:

  • знак производителя,
  • название компании,
  • значение номинального напряжения,
  • значение ёмкости,
  • полярность возле клемм,
  • тип батареи,
  • дату производства,
  • количество банок.

Также маркировка аккумулятора должна в себя включать знаки, ограничивающие эксплуатацию и предупреждающие о стандартах транспортировки. В общем, можно выделить четыре вида маркировки в зависимости от региона:

  • российская,
  • европейская,
  • азиатская,
  • американская.

Важно! Стоит признать, что некоторые маркировки сильно отличаются друг от друга. Поэтому знать нюансы расшифровки вам не помешает.

Виды маркировки в зависимости от региона

В России маркировка аккумуляторов регламентируется ГОСТом 959-91. Её ещё называют «А Б С Д». Данные буквы обозначают следующие понятия:

  • «А» — эта буква в маркировке указывает сколько банок в аккумуляторе. Один элемент — два вольта
  • «Б» — тип аккумулятора. Маркировка «СТ» говорит, что перед нами батарея стартерного типа.
  • «С» — ёмкость устройства. Единица измерения ампер-часы.
  • «Д» — указывает на материал, из которого изготовлен агрегат.

Это основные параметры, которые во многом определяют, подойдёт ли вам данный аккумулятор. Вариации исполнения подробно расписаны на рисунке сверху.

Европейская маркировка

Стоит признать, что в Европе требования к аккумуляторам, особенно их экологичности гораздо выше. Неудивительно, что и европейская маркировка имеет существенные отличия.

В Европе производители автомобильных аккумуляторов при создании своей продукции ориентируются в первую очередь на стандарт DIN. Он включает использование в маркировке пяти основных цифр.

Важно! Есть ещё стандарт ETN, он включает в себя девять цифр.

Пятизначная маркировка определяется следующими параметрами:

  • Три первых цифр указывают на ёмкость батареи. Чтобы точно определить данный параметры из написанного числа необходимо отнять 500.
  • Две цифры в конце указывают на тип аккумулятора.

Здесь нужно сделать одно важное уточнение. Несмотря на простоту официального стандарта, каждый производитель старается указать на аккумуляторах максимум полезной информации. Поэтому, изучая маркировку европейской батареи, можно узнать следующие данные:

  • исполнение,
  • спецификацию клемм,
  • особенности отвода газов,
  • показатель вибропрочности.

Маркировка аккумулятора ETN состоит из таких показателей:

  • Первая цифра обозначает ёмкость.
  • Вторая и третья — диапазон мощности. Цифра шесть в данной маркировке обозначает, что при подсчётах нужно добавить 100 Ач, семь — 200 Ач.
  • Три последующих цифры — конструктивное решение и используемые материалы.
  • В конце идут три цифры указывают значение одной десятой холодной прокрутки.

Когда вы изучаете маркировку европейского аккумулятора, то должны понимать, что на нём может быть множество дополнительных обозначений, которые производитель наносит на своё собственное усмотрение.

Азиатская маркировка

На азиатском рынке используют маркировку аккумуляторов стандарта JIS. Стоит признать, что она весьма запутана, и чтобы в ней разобраться, понадобиться время. Само собой, без специальных таблиц обойтись не получится.

Азиатская маркировка аккумуляторов состоит из шести знаков:

  • Первые две цифры традиционно указывают на ёмкость. Но вы должны учитывать, что номинальный параметр умножается на корректировочный коэффициент.
  • Третий символ — буква. Она указывает на форму аккумулятора и соотношение размеров.
  • Два последующих знака — размер в сантиметрах (длина).
  • Последний символ имеет всего два значение — R b L. Он указывает на расположение отрицательной клеммы.

Емкость азиатской батареи, которая указана в маркировке существенно ниже европейской.

Американская система нумерации

В Америке при обозначении батарей используется стандарт SAE, но возможны и другие варианты. В данном контексте законодательство США даёт довольно широкий простор для деятельности предпринимателей.

Американская маркировка аккумуляторных батарей выполняется в соответствии со стандартом SAE. Тем не менее могут быть использованы и другие типы маркирования. Традиционно количество символов в номенклатуре шесть (одна буква и пять цифр). Данные символы имеют следующие значения:

  • Первая буква указывает на тип АКБ.
  • Две первых цифр определяют размер устройства.
  • Последние в номенклатуре числа — это значение тока при холодной прокрутке.

Очень часто производители наносят на свои устройства показатель резервной ёмкости. Также на корпусе можно найти, сколько времени занимает снижение напряжения до 10 В. В качестве константы берётся фиксированный показатель тока 25 ампер.

Итоги

В основном АКБ классифицируются на обслуживаемые и необслуживаемые. Также их можно разделить на типы за счёт особенностей конструкции пластин. Маркирование устройств зависит от региона, в котором был изготовлен товар, и заводских стандартов производителя.

Аккумулятор — не мясо и не хлеб, но тоже имеет свой срок хранения, т.к. внутри этой маленькой, но тяжелой коробочки беспрерывно протекают химические реакции и процессы.

Поэтому, при покупке стартерной аккумуляторной батареи (АКБ) необходимо обратить внимание на дату его выпуска. Просроченный АКБ, как в случае с мясом и хлебом — это зря потраченные деньги и время. "Лежалый" "не свежий" АКБ в любую минуту может "сесть". Причем, для свинцово-кислотных батарей, изготовленных по традиционной технологии с добавлением сурьмы, срок хранения не должен превышать 6-10 месяцев. Если аккумулятор с легированными серебром пластинами – 12-15 месяцев. Ну а в случае кальциевых АКБ, их саморазряд сведен к минимуму, но все равно в течение года-двух такие АКБ садятся практически в ноль. Но принимать за константу эти сроки хранения не стоит. Во многом, срок хранения (без периодической подзарядки) зависит от тех условий, в которых хранится аккумулятор.

В общем итоге — потребительские характеристики АКБ через 2-3 года хранения на складе ухудшаются настолько, что покупать батарею, пролежавшую в течение этого или более длительного срока, просто не рекомендуется. Конечно, бывают исключения, например, аккумуляторы BOSCH AGM, практически не теряют заряда даже после 3-х лет.

Другими словами, брать "лежалый" товар не рекомендуется, а так же, при покупке АКБ любого срока свежести — перед установкой на автомобиль крайне рекомендуется!

Всю необходимую информацию даст маркировка аккумуляторов. Единых стандартов маркировки АКБ по дате производства не существует, на разных батареях она ставится по-разному. Большинство производителей указывает дату изготовления аккумулятора в виде набора букв и цифр, а иногда и в виде цветовой маркировки.

Дата изготовления аккумулятора может быть указана на фронтальной этикетке, выбита на крышке или помещена на отдельной этикетке на боковой стенке. Здесь нет стандартов.

Самые распространенные способы шифрования информации:

Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:

— дату производства аккумуляторных батарей

— сведения о батарее и условиях производства.

Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе — шесть цифр, например: 1234 567890.

Схема маркировки:

1 – номер производственной линии

2, 3, 4 – индивидуальный код партии

5 – последняя цифра года

6 – полугодие

7 – порядковый номер месяца в полугодии: Первое полугодие: 1-январь, 2-февраль, 3-март, 4-апрель, 5-май, 6-июнь Второе полугодие: 1-июль, 2-август, 3-сентябрь, 4-октябрь, 5-ноябрь, 6-декабрь

8,9 — день (число месяца)

0 — номер бригады (возможны 2 цифры)

Пример маркировки: 2260 311321

Расшифровка: Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 — индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1

Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе. Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 14010243

Расшифровка: Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Аккумуляторы Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал

Код маркировки наносится на корпус батареи с противоположной стороны от центральной этикетки при помощи лазерной перфорации. Шесть цифр на задней стенке батареи расшифровываются как ММ.ГГГГ.

Пример маркировки: 102011

Расшифровка: Дата изготовления — октябрь 2011 года.

Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей: 1112 Расшифровка: Выпущена в 11 месяце 2012 года.

Актех, Орион, Зверь

Код маркировки нанесен на верхней крышке. Аккумуляторные батареи завода Актех маркируют по принципу ММ.ГГ.

Пример маркировки: 0511

Расшифровка: Дата изготовления — май 2011 года.

Cobat, Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver, Vaiper)

С августа 2011 г. дата изготовления наносится на аккумуляторы завода TUBOR при помощи принтера и специальной цифро-буквенной комбинации. Размещение – на крышке АКБ, по центру.

Код содержит 5 символов: 12345

1 – день недели

2, 3 – порядковый номер недели в году (от 01 до 53)

4 – год (латинская буква): 2011 (H), 2012 (V), 2013 (N), 2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2018 (T), 2019 (X), 2020 (L).

5 – номер смены.

Пример маркировки: 208Н1

Расшифровка: 2 — вторник 08 — восьмая неделя Н — 2011 год 1 — первая смена. АКБ выпущен 22 февраля 2011 года в первую смену.

В настоящее время аккумуляторы завода TUBOR поступают в продажу как в прежнем варианте маркировки, так и в новом – приведенном выше. Прежняя маркировка: Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: 2112042 21 декабря 2004 года, "2" – служебная информация.

VARTA, BOSCH

Официальный ответ компании БОШ

Согласно требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, информация о дате производства не обязательна для нанесения на аккумуляторные батареи. С начала 2014 года, дата производства не наносится на батареи. Серийный номер несет информацию необходимую только для производства. Показателем качества батареи является не дата производства, а напряжение разомкнутой цепи, оно должно составлять не менее 12,5В.

Your Bosch Company / Ваша компания Bosch

Но тем не менее, разбираться в маркировке для нас не будет лишним.

Код маркировки расположен на верхней крышке в производственном коде.

Код состоит из 24-х символов, четвертая позиция обозначает год, пятая-шестая – месяц.

Пример маркировки: G2С1050520991 536528 82E 09

На аккумуляторах BOSCH дата выпуска продублирована в центральной части лицевой наклейки, она содержит три цифры, говорящие о годе и месяце выпуска.

Например, 105 – май 2011 года. Кроме того, дату производства аккумулятора VARTA можно определить по цветному кружку, нанесенному на этикетку или крышку аккумулятора.

Цвет кружка соответствует определенному кварталу: I.2011 — зеленый, II.2011 — красный, III.2011 — розовый, IV.2011 — белый, I.2012 — серый, II.2012 — оранжевый, III.2012 — желтый, IV.2012 — голубой, I.2013 — зеленый, II.2013 — красный, III.2013 — розовый, IV.2013 — белый и т.д.

Полная расшифровка всего кода: Первая буква — территориальное расположение завода Varta и Bosch: H — Германия (Ганновер), С — Чехия (Чешска Липа), S — Швеция (Хальтсфред), А — Австрия (Вена), F или R — Франция (Руан), E или G — Испания (Гвардамар — Бургос); Далее следует цифра — это номер конвейера. Вторая буква — особенности отгрузки: V- для розничной продажи, E- для комплектации на автозаводах.

Далее снова следует цифра — последняя цифра в нумерации года (год выпуска), третья и четвертая цифры — порядковый номер месяца: 01-январь, 02-февраль, 03-март, 04-апрель, 05-май, 06-июнь, 07-июль, 08-август, 09-сентябрь, 10-октябрь, 11-ноябрь, 12-декабрь; Пятая и шестая цифры — день месяца, седьмая цифра — номер смены.

С 2014 года VARTA и BOSCH стали использовать новую кодировку даты изготовления батареи.

В длинном коде это 4,5,6 цифры. 4-я цифра год выпуска, 5-я и 6-я код месяца выпуска: 17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь.

Дата производства аккумулятора нанесена посредством лазерной перфорации на верхней части корпуса АКБ.

Код состоит из шести цифр, первая из которых – номер линии, вторая – год, третья, четвертая – месяц, пятая, шестая – число.

Пример маркировки: 410819

Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)

Производственный код расположен на этикетке сверху (на крышке). Притом, на батареях Panasonic код нанесен краской, а на батареях Furukawa Battery – выдавлен.

Маркируются по принципу ЧЧ.ММ.ГГ

Пример маркировки: 181011А

Topla, Moratti

На аккумуляторах Topla код нанесен на верхнюю часть корпуса при помощи лазера.

Из четырнадцати символов третий, четвертый обозначают год, а пятый, шестой – неделю.

Пример маркировки: F1110600941864

Расшифровка маркировки: Батарея изготовлена в шестую неделю 2011 года (т.е. в феврале).

Дата выпуска расшифровывается по первым 4 буквам английского алфавита выжженным на крышки АКБ

Пример маркировки: DEBC DEBC — расшифровывается как порядковый номер каждой буквы в англ. алфавите: 1-я и 2-я буква означают неделю года, 3-я и 4-я буква последние 2 цифры года, порядковый счет идет от 0, т.е. A-0, B-1, C-2, D-3, E-4, F-5, G-6, H-7, I-8, J-9, K-10, L-11, M-12 и т.д. маркировка DEBC — это 34 нед. 12 год.

Atlas, Bost

Расшифровка кода (по первым 2м символам в маркировке на крышке (под ручкой)): KJD24 2 — последняя цифра года (2012 год) K — порядковая буква латинского алфавита (октябрь): А — январь, В — февраль, С — март, D — апрель, Е — май, F — июнь, G — июль, H — август, J — сентябрь, K — октябрь, L — ноябрь, M — декабрь. Буква «I» — в маркировке отсутствует.

Exide, Centra EXIDE Technologies (США)

принадлежат бренды Absolute, American, BIG, Centra (Польша, Познань), Champion, Chloride Motive Power, Deta, Emisa, Exide, Fulmen, Hagen, Luac Power, Marathon, Marshal, Exide Select Orbital, PAK, PCA, Prestolite, Saem, Sonnark, Sonnenchein, Sprinter, Trailblaizer, Tudor, York.

Код расположен на корпусе. Первая цифра — год выпуска, вторая буква – месяц (А-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, E-май и т.д.).

Португалия, торговая марка принадлежит EXIDE

Буквенно-цифровой код, где Вторая буква — год: V — 2008 год, W — 2009, X — 2010, Y — 2011, Z — 2012, A — 2013, B — 2014 и т.д.; Пятая буква — месяц выпуска: от A до L (A-январь, В-февраль, С-март, D-апрель, Е-май, F-июнь, G-июль, H-август, I(пропускается)-сентябрь, J-октябрь, К-ноябрь, L-декабрь).

Пример: OY24HPX66J — дата выпуска август 2011 года. STECO Шестизначный код: 1-я цифра — линия, 2,3-я цифры — неделя, 4-я цифра — день недели, 5-я цифра — год выпуска, 6-я цифра — тип АКБ.

А-mеga

Маркировка на крышке АКБ: Первая, вторая и третья цифры — день года. Четвертая и пятая цифры — последние цифры года.

Пример: 210/12 — 210 день (конец июля) 2012 года.

Sznajder

Код на ребре крышки: Три предпоследних цифры – день года, последняя цифра минус 1 – год.

Код находится на крышке. Третья цифра – год, четвертая буква – месяц (А-январь, В-февраль, С-март, -D-апрель, E-май и т.д.).

Маркировка на минусовой клемме: Первая и вторая цифра – неделя (01-53), третья и четвертая цифра – год.

Delphi Freedom Delphi Automotive Systems, Польша

Место нанесения маркировки – верхняя часть корпуса со стороны индикатора в дальнем от него углу. Пример: 16 2GF, где 16 – день месяца, 4 – последняя цифра года (2012 год), G – месяц (июль), F – страна-изготовитель (Франция). (A–январь, B–февраль, C–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, H–август, I–сентябрь, J–октябрь, K–ноябрь, L–декабрь)

Inci Aku Exmet, Ultra Hugel Inci Exide Турция

Ista Standart ООО ДОЗ «Энергоавтоматика», Украина

Место нанесения маркировки – верхняя крышка, над этикеткой. Пример: 2144, где 2 – номер производства, 4 – последняя цифра года (2011 год), 44 – номер недели (ноябрь).

Для батарей, произведенных ЗАО «ISTA-Центр», маркировка иная, например: 131224, где 1 – номер производства, 3 – номер бригады, 12 – год выпуска, 24 – номер недели (начало июня).

Medalist Delkor (американо-корейское совместное предприятие)

Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе.

Пример: 12.2011: 12 – месяц (декабрь), 2011 – год.

Power Bull Plus, Power Bull Banner, Banner Batterien Австрия

Место нанесения маркировки – задняя стенка батареи. Пример: 29Т6211 0 – 29-я неделя (начало июля) 2011 года (Т62 и 0 – служебная информация).

ПАЗ, Selenius ЗАО «Подольский Аккумуляторный Завод» (ПАЗ)

Место нанесения маркировки – продольный борт крышки. Пример: ОТК040112, где ОТК04 – штамп и номер контролера, 0112 – месяц и год выпуска (январь 2012 года).

Tyumen Battery ОАО "Тюменский аккумуляторный завод", Россия

Место нанесения маркировки – продольная сторона крышки. Пример: 12 11 09 5, где 12 – месяц (декабрь), 11 – последние цифры года (2011), 09 – день, 5 – номер бригады.

Аком ЗАО «АКОМ»

Место нанесения маркировки – верхняя крышка, между клеммами.

Пример: 0912 16C, где 09 — месяц (сентябрь), 12 — последние цифры года, 16 — день месяца, С — смена.

Амур ОАО «Комсомольский-на-Амуре Аккумуляторный Завод»

Место нанесения маркировки – у плюсовой клеммы. Пример: 02 12, где 02 – месяц (февраль), 12 – год (2012).

ЗиД ОАО «Завод им. В.А. Дегтярева»

Зубр ООО СП «Полесские аккумуляторы»

Место нанесения маркировки – левый верхний угол крышки батареи.

Пример: 2G03E1. 2 – 2012 год, G – месяц (июль), 03 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч). (А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)

Катод СП «УзЭксайд» под контролем ООО «НПО «Катод»

Место нанесения маркировки – сбоку на корпусе. Аккумуляторы поступают с завода в сухом (незалитом) виде, а заливаются в Петербурге на производстве НПО «Катод».

Пример маркировки – «Залит заряжен декабрь, 2011».

Пауэр Интернэшнл Bronze Dong Ah Tire& Rubber Co., Ltd, Корея

Место нанесения маркировки – на крышке сверху напротив полюсных выводов.

Батарея поступает в Россию сухозаряженной – дата заливки указана сбоку на этикетке.

Пример: (маркировка даты изготовления, а не заливки!)

B2D01, где: В – номер производственной линии, 2 – 2012 год, D – месяц (A – январь, B – февраль, C – март, D – Апрель, E – май, F – июнь, G – июль, H – август, I – сентябрь, J – октябрь, K – ноябрь, L – декабрь), 01 – служебная информация.

Пример: (маркировка даты заливки) «залита, заряжена 07.12».

Пилот, Пилот Silver, Электроисточник OOO «Электроисточник», Россия, Саратов

Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса.

BARS Кainar Technologies Казахстан Место нанесения маркировки на крышке: 1 2 3 4 5 6 1,2,3 — день года 4 — номер бригады 5,6 — год

Gillette Magico, Extra Start, Graisburg, Golden Horse, Asian Horse, Black Horse, Power Horse, White Horse

Фабрика аккумуляторов SOMBOR (Сербия)

Место нанесения маркировки на крышке: 1,2 — последние цифры года, 3,4 — неделя года, 5,6 — службная информация. Пример: 115022 — 2011 год, 50 неделя (конец декабря).

ТІТАН Bi-Force Крымский Аккумуляторный завод "Укрпроминвест"

На крышке всех АКБ выпускаемых на Крымском Аккумуляторном заводе «Укрпроминвест» наносится специальный шестизначный код, например: 120520, где 12 – год выпуска (2012); 05 — месяц выпуска (май); 20 – неделя, на которой выпущена АКБ.

Optima USA

На корпусе на пластике сбоку выдавлено год и день производства (первая цифра — год, остальные три — день выпуска). Например, 3117, что означает 117 день 2013 г.

В качестве примера — ответ представительства Johnson Controls Autobatterie GmbH, касающегося сроков введения в эксплуатацию аккумуляторов Varta:

Маркировка АКБ, это тот момент, который многие автолюбители упускают при выборе новой аккумуляторной батареи.

Однако маркировка АКБ, это как раз то, что нужно знать и пользоваться при выборе, для того чтобы не переплатить лишние деньги, или не ошибиться в правильном выборе.

Маркировка АКБ наносится на каждую аккумуляторную батарею в соответствии с международными стандартами.

На каждой батареи должна быть своя маркировка, которая отображает всю необходимую информацию о ней, которую должен знать покупатель. В основном это емкость батареи, напряжение, ее тип и предназначение.

Маркировка АКБ для каждой страны производителя разная и существенно отличается.

Давайте рассмотрим, как маркируются аккумуляторные батареи в странах СНГ и произведем расшифровку обозначений.

Маркировка 6СТ-75А1

Итак, рассмотрим на примере. Маркировка АКБ 6СТ-75А1.

В данном примере цифра 6 обозначает количество последовательно соединенных небольших аккумуляторов, из которых состоит основная батарея. Бывает 3, 6 и более мини батарей. По их количеству можно определить напряжение, которое выдает так или иная батарея.

Каждая мини батарея выдает напряжение в 2 V. Исходя из этого, если в банке 3 батареи, то получим 6 Вольт, если шесть банок, то 12, а если 12 банок, то 24 вольта.

СТ обозначает, что батарея стартерная, это функциональный признак.

Число 75 показывает емкость аккумуляторной батареи в А-ч (ампер-часах).

Маркировка АКБ предполагает и использование специальных букв и цифр в конце самой маркировки. В данном примере мы видим букву с цифрой А1.

Данная цифра дает нам информацию о способе производства батареи и материалах, из которых она была изготовлена.

В данной случаи буква «А» обозначает то, что АКБ с общей крышкой. Если мы видим букву «З», то это АКБ, которое залито и полностью заряженная. Если буквы «З» нет, то батарея сухозаряженная. Так же маркировка АКБ предусматривает использование и других букв и слов.

Другие обозначения

Если вы видите букву «П», то это означает, что сепаратор конверт изготовлен из полиэтилена. Буква «Т» указывает нам, что корпус АКБ изготовлен из термопластичной пластмассы.

Буква «М» сепаратор изготовлен из поливинилхлорида и соответствует типу «Мипласт». Буква «Э» - корпус выполнен из эбонита в виде моноблока.

Так же, вы можете встретить слово «Необслуживаемая», что характерно для батарей, у который не значительных расход воды соответствующий ГОСТУ.

И еще, маркировка АКБ предполагает указывать такую информацию:

Товарный знак от завода производителя, емкость номинальная в А-ч, пусковой ток в А при -18 градусов по Цельсию (по другому его еще называют ток холодной прокрутки). Указывается напряжение, которое выдает АКБ в вольтах (V или В), время изготовления (месяц, год), вес батареи, обязательно знаки полярности, так как на разных АКБ они могут быть размещены по-разному.

Дополнительные предупреждающие знаки, такие как не курить, едкое вещество, не оставлять с детьми. Обязательно, уровень залитого электролита по нижней или верхней метки, или max и min.

Вся маркировка АКБ соответствует требованием стандартов принятых в той или иной стране и наносится на батарею в районе крышки или боковой стороны с помощью специального трафарета. Так же может наноситься с помощью само клея.

Однако какая бы маркировка АКБ не была, она должна быть четкой и понятной, устойчивой к внешним воздействиям и сохранять данные свойства на протяжении всего срока своей эксплуатации.

Европейские страны

Давайте теперь рассмотрим маркировку аккумуляторной батареи, которая свойственна для большинства Европейских стран. Так как на нашем рынке таких батарей предостаточно, то я думаю, это будет полезной информацией для вас.

Маркировка АКБ для большинства Европейских стран представляет из себя пятизначный или девятизначный специальный код.

Первый код пришел в эти страны из Германии, и соответствует немецкому стандарту DIN. Второй код маркировки АКБ соответствует международному стандарту ETN. Пример кода стандарта DIN – 570 20. Пример кода в соответствии с международным стандартом – 570 060 044.

Теперь разберем эти коды поподробнее, так как данные маркировки по сложнее наших и в них очень просто запутаться.

Показатели первых 3-х цифр, что в стандарте DIN, что в стандарте ETN одинаковое. Оно указывает на напряжение и емкость аккумуляторных батарей.

Для каждого типа АКБ с разными показателями напряжения это цифры будут отличаться.

К примеру, берем 6 вольтовое АКБ. Для данного типа батареи существует предел первых трех цифр от 001 до 499, которые указывают на ее емкость в А-ч.

Берем более популярные батареи на 12 вольт. Что бы узнать их емкость нужно отнять число 500 от чисел в пределах от 501 до 799.

В итоге если 1-я цифра в маркировки равна пяти, то батарея имеет емкость в пределах от 1 до 99 А-ч, если цифра 6 то приделы уже составляют от 100 до 199 А-ч, а если стоит цифра 7, то от 200 до 290 А-ч.

Дальнейшая маркировка АКБ в виде двух последних цифр по DIN (20) и 2-я тройка цифр по ETN (060), показывает тип полюсных выводов и их размеры. А так же тип газоотвода, присутствие ручек для переноски, тип крепежных элементов и их конструкцию, тип крышки, стойкость АКБ к вибрации.

Последние 3 цифры в маркировки АКБ по ETN десятую часть показателя тока холодной прокрутки двигателя. Допустим в нашем примере этот показатель равен 044, умножаем на 10 и получаем ток холодной прокрутки равным 440 А, (обозначается как I).

Если пересчета тока холодной прокрутки из стандарта по DIN в стандарт ETN, существует своеобразная формула: 1,7: I (величина тока) по ETN = 1,7 x I (величина тока) по DIN.

В такой маркировки АКБ тяжело разобраться не опытному человеку, поэтому если вы решили приобрести батарею от Европейских производителей, то перед покупкой посоветуйтесь с специалистом, да и представители от автомагазинов могут дать дельные советы.

Американские производители

Маркировка АКБ от Американских изготовителей.

В Америке есть свой стандарт, которому «подчиняется» маркировка АКБ. Данный стандарт отличается от других стандартов и называется он стандартом S A E.

Отличительной особенностью данного стандарта от других, является то, что при маркировки АКБ, не указывается ее емкость. Сама маркировка указывает только два показателя, ток холодной прокрутки при минус 18 градусов и типоразмерную группу.

Давайте рассмотрим на примере, что бы было понятней. Батарея имеет маркировку А24420.

24 показывает, что батарея соответствует размерам равным 260х173х225мм, а 420 показывает значение тока холодной прокрутки.

Япония

Маркировка АКБ из Японии.

В Японии присутствует свой стандарт JIS. В данном стандарте предусмотрено 4 показателя.

Опять же давайте разберем на примере. Вот стандартное обозначение Японского АКБ - 55D23R.

Первые две цифры (55) указывают показатели емкости АКБ и ее пусковой ток, это своеобразный коэффициент и его нельзя расценивать как чистая емкость АКБ, как многие считают.

Второй показатель в виде букв от А до Н (в нашем случае D). Указывает нам на размеры батареи и конструкцию изготовления ее клемм.

Третий показатель (23) указывает на длину батареи в сантиметрах. В нашем случае длина АКБ 23 сантиметра.

Следующий, последний показатель, указывает, где расположена отрицательная клемма. Если буква R, то клемма расположена справа (как в нашем случае), если буква L, то клемма находится слева.

Более подробно разобраться в обозначении Японских АКБ, вы сможете, изучив таблицу.

Учитывая то, что в мире производителей аккумуляторных батарей очень много, и они привязаны к определенным странам, в которых существуют свои собственные стандарты, маркировка АКБ может содержать в себе довольно запутанные обозначение.

Данные обозначения порой не понятные не только многим автолюбителям, но и людям, которые уже долгие годы работают в данной сфере.

Поэтому я надеюсь, что статья Маркировка АКБ оказалась для Вас полезной и информативной.

Как не ошибиться при выборе аккумулятора, видео от НТВ.

Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо.

Автомобильный аккумулятор, как и любая батарея, со временем при хранении теряет свои свойства из-за химических процессов, протекающих в ней. Не рекомендуется устанавливать на автомобиль «старые» батареи, если они не были заранее проверены. Однако не все водители понимают, как узнать дату изготовления аккумулятора, соответственно, они могут «нарвать» на покупку старого АКБ, который просто не будет эффективно работать, либо быстро выйдет из строя. В рамках статьи рассмотрим, как самостоятельно определить дату изготовления аккумулятора автомобиля прямо в магазине или в сервисе при покупке.

Оглавление:

Где находится маркировка на аккумуляторе

Чтобы узнать дату изготовления автомобильного аккумулятора, потребуется ознакомиться с его маркировкой. Но найти ее не всегда просто.

Большая часть производителей автомобильных батарей маркируют аккумуляторы по длинной стороне сверху. Некоторые отдают предпочтение размещению маркировки неподалеку от положительной клеммы.

Реже аккумуляторы маркируются на короткой боковине, и практически не встретить современные батареи, у которых метка стояла бы на днище или торце.

Обратите внимание: Чтобы найти маркировку на аккумуляторе, необходимо его внимательно осмотреть. Чаще всего метка хорошо видна, ее не стараются «спрятать от глаз». Если вы не можете найти маркировку на аккумуляторе, попробуйте воспользоваться поисковыми системами в интернете, чтобы узнать, где обычно производитель интересующей вас батареи маркирует свои продукты.

Как узнать дату изготовления аккумулятора

Помимо того что производители аккумуляторов выбирают разные позиции для размещения маркировки, также отличаются способы «прочтения» оставленной ими информации.

Распространенная маркировка батареи

Чаще всего производители батарей используют для их маркировки шифр из 9-10 цифр. Пример: 0000 523445. Рассмотрим, как читать такую маркировку:

  • Первые 4 цифры – это номер партии, из которой «вышел» данный аккумулятор и кодировка линии;
  • Следующая цифра – последняя цифра года, когда выпущен аккумулятор. В рассматриваемом варианте стоит цифра 5 – это значит, что батарея выпущена в 2015 году;
  • Далее – полугодие, когда выпущена батарея. В рассматриваемом примере цифра 2 – это говорит о том, что выпущен аккумулятор в период с июля по декабрь 2015 года;
  • Следующая цифра – месяц в полугодии, когда произведена батарея. У нас в примере 3 – это говорит о том, что батарея выпущена с конвейера в сентябре;
  • Далее – день месяца. Может быть как однозначное число, так и двузначное. В данном случае цифра 4 означает, что батарея выпущена 4 числа месяца;
  • Последняя цифра (может быть двузначной) – это номер бригады, которая ответственна за производство батареи. В примере бригада №45 работала над аккумулятором.

Делаем вывод после прочтения маркировки 0000 523445, что аккумулятор был выпущен 4 сентября 2015 года.

Чаще всего подобную систему маркировки можно встретиться на аккумуляторах таких производителей, как: FireBall, Uno, Dominator, FB, Forse и Курский Аккумулятор.

Маркировка около этикетки

Еще один распространенный способ маркировки, который позволяет очень просто узнать, когда была произведена батарея. Около этикетки производитель ставит код из 6 цифр. Пример: 122011. В данном случае:

  • Первые две цифры – это месяц, когда была произведена батарея;
  • Последние 4 цифры – это год выпуска аккумулятора.

Соответственно, после прочтения маркировки примера 122011 можно сделать вывод, что аккумулятор выпущен в декабре 2011 года.

Такую систему маркировки можно встретиться на батареях моделей: Ямал, Тюменский медведь (Tyumen Batbear или Arctic Batbear).

Явным минусом такого способа маркировки является невозможность определить, в какой конкретно день и какой сменной была создана данная батарея. Соответственно, производителям таких батарей сложнее разбираться, кто именно ответственен за проблему с батареей, если она имеется.

Маркировка аккумуляторов Tubor

Популярные аккумуляторы российского производителя Tubor имеют свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Пример: 401 S1. Расшифруем данную маркировку:

  • Первая цифра – это день недели, когда выпущен аккумулятор. В нашем случае 4 – это четверг;
  • Вторые две цифры – это порядковый номер недели, когда сделана батарея. Максимально данная цифра может достигать порядкового номера 53. В нашем случае 01 – это первая неделя года;
  • Буква – это год. Производитель на сайте указывает, какой год обозначается какой буквой: Z – 2014; P – 2015; A – 2016; S – 2017; T – 2018; X – 2019; L – 2020. В нашем случае S – это 2017 год;
  • Последняя цифра – номер смены. В нашем варианте смена №1.

Соответственно, из маркировки 401S1 можно сделать вывод, что батарея создана в четверг на первой неделе 2017 года.

Маркировка аккумуляторов Актех

Данный производитель имеет довольно простую маркировку, тем не менее, правило ее прочтения нужно знать. Его маркировка состоит из 4 цифр. Пример: 0117. Расшифровывается это следующим образом:

  • Первые две цифры – месяц;
  • Вторые две цифры – год.

В нашем случае батарея сделана в январе 2017 года.

Обратите внимание: подобная маркировка может встречаться также на некоторых моделях батарей от Ориона и Зверя.

Маркировка немецких аккумуляторов (Bosch, Varta)

На батареях некоторых немецких брендов, например, Bosch и Varta, можно встретить маркировку, состоящую из 24 символов. Среди них имеются буквы, цифры, а некоторые моменты выделены цветом. Здесь важно знать, что дата производства аккумулятора – это цифры с 4 по 6.

Четвертая цифра при такой маркировке – это год. А пятая и шестая – это месяц. При этом месяц определяется следующим образом:

  • 17-январь;
  • 18 - февраль;
  • 19 - март;
  • 20 - апрель;
  • 53 - май;
  • 54 - июнь;
  • 55 - июль;
  • 56 -август;
  • 57 -сентябрь;
  • 58 - октябрь;
  • 59 - ноябрь;
  • 60-декабрь.

Цветовые кодировки обозначают квартал, когда выпущена батарея.

Маркировка других аккумуляторов

Многие другие производители используют свои собственные маркировки, и выше мы рассмотрели лишь самые распространенные варианты. Лучше информацию о «чтении» маркировок узнавать непосредственно на сайте производителя аккумулятора.

Обратите внимание: Многие производители обозначают дату производства аккумулятора стандартным для потребителя образом – дд.мм.гг.



 

Возможно, будет полезно почитать: