Манипулирование рынком.

Манипулирование рынком

Комментарий к статье 185.3 УК РФ:

Данная статья направлена на защиту законных интересов участников рынка ценных бумаг, а также интересов граждан, организаций или государства в сфере оборота ценных бумаг.
1. Диспозиция комментируемой статьи является бланкетной и требует изучения и применения норм Федеральных законов от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 28.07.2012), от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (в ред. от 04.10.2010) и от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 28.07.2012).

2. Непосредственным объектом преступления в данном случае являются отношения, интересы, складывающиеся на рынке ценных бумаг.
Предметом преступления являются ценные бумаги, особенно в части установления их цены.
Состав этого преступления относится к так называемым формально-материальным составам.

3. Если речь идет о совершении деяния с причинением указанных в законе последствий, то налицо материальный состав, где обязательными признаками объективной стороны являются: деяние в форме действия (манипулирование ценами), последствия в виде крупного ущерба, причиненного гражданам, организации или государству, причинная связь между деянием и последствиями. Понятие манипулирования ценами и виды подобного деяния определены в ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", что говорит о бланкетности диспозиции комментируемой статьи. Все действия связаны с рынком ценных бумаг, с характером проводимых торгов, информационной политикой продавца и покупателя. Крупным признается ущерб, превышающий 2,5 млн. рублей (примечание к ст. 185 УК).

4. Если речь идет о совершении деяния, сопряженного с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, то мы подразумеваем формальный состав преступления, момент окончания которого наступает при совершении самого деяния. Размер дохода или убытков аналогичен размеру ущерба.
Учитывая сложный характер объективной стороны, можно выделить и особенности субъективной стороны преступления. При материальном составе субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины (умысел может быть и прямым, и косвенным), а при формальном составе виновный действует только с прямым умыслом. Цель и мотив не являются обязательными признаками, но могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект преступления - физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 ст. 185.3 УК) характеризуется следующими признаками: совершение деяния организованной группой (см. комментарий к ст. 35); в случае причинения охраняемым интересам особо крупного ущерба, или повлекшие извлечение излишнего дохода либо избежания убытков в особо крупном размере. В этом случае размер должен превышать 10 млн. руб.

Ст. 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее: УК РФ), устанавливающая уголовную ответственность за манипулирование рынком, появилась сравнительно недавно. В отличие от ряда зарубежных стран, имеющих развитое законодательство о противодействии манипулированию рынком, отечественное законодательство в данной сфере переживает стадию становления.

Обратившись к ст. 15.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мы увидим, что о сути манипулирования рынком в нем не сказано ничего – правовая норма отсылает к УК РФ, и предлагает соответствующим административным правонарушением считать действие, которое не содержит уголовно наказуемого деяния.

Однако и УК РФ в части установления уголовной ответственности за манипулирование рынком отнюдь не идеален.

Рассуждая о качестве всего законодательства о противодействии манипулированию рынком, глава Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин отметил, что нормативная база по этому вопросу нуждается в совершенствовании. К его словам необходимо прислушаться, поскольку дела о манипулировании рынком относятся к подследственности Следственного комитета. Указывается, что многие соответствующие правовые нормы имеют крайне низкий правоприменительный потенциал и лишь создают видимость уголовно-правовой защищенности экономических отношений.

В частности, известно, что глубокая девальвация российского рубля была связана не только с такими экономическими факторами, как падение мировых цен на энергоносители, высокая степень зависимости российской экономики от импорта, ужесточение монетарной политики США, мировая рецессия, но и с сильнейшим спекулятивным давлением на него. Некоторые крупные участники валютного рынка вели себя таким образом, словно им было во всех деталях известно о динамике дальнейших курсовых колебаний национальной валюты. Очевидно, что без знания соответствующей инсайдерской информации они вряд ли совершали бы спекулятивные сделки, связанные с высокими рисками, используя для этого практически все имеющиеся финансовые ресурсы.

Между тем, за три первых года действия ст.ст. 185.3 и 185.6 УК РФ, предусматривающих ответственность за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации, по ним было возбуждено всего три дела. Это было связано не только с объективными трудностями, отсутствием навыков выявления подобного рода преступлений, разработанных и апробированных криминалистических методик их расследования, но и с недостаточных качеством самих правовых норм.

Не случайно Следственный комитет неоднократно отмечал, что необходимо улучшить уголовное законодательство в части ответственности за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации.

Ст. 185.3 УК РФ («Манипулирование рынком») достаточно сложна для толкования, что связано с необходимостью обращения не только к уголовному, но и к административному, гражданскому и финансовому законодательству.

Согласно ч. 1 ст. 185.3 УК РФ, манипулирование рынком есть умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере.

Как видим, данная уголовно-правовая норма довольно громоздка, и в определенной мере именно поэтому сложна для уяснения. Описывая способы манипулирования рынком, законодатель не может определить их исчерпывающе. Это невозможно сделать ввиду того, что способы совершения данного деяния постоянно меняются и становятся все изощреннее, в то время как закон не обладает такой мобильностью. Однако, оставляя перечень способов манипулирования рынком открытым, законодатель одновременно делает отсылку к законодательству о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Очевидно, что такое законодательство прежде всего представлено Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Обращаясь к ч. 1 ст. 5 Закона («Действия, относящиеся к манипулированию рынком»), мы видим исчерпывающий перечень таких действий. Становится неясно, зачем в ст. 185.3 УК РФ законодатель вообще делал попытку раскрыть содержание некоторых способов манипулирования рынком.

Уголовно-правовая норма требует, чтобы в результате манипулирования рынком цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий. В ч. 2 ст. 5 Закона говорится о том, что критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций Банка России.

Другими словами, Федеральный закон отсылает правоприменителя к следующему документу, без которого ему не обойтись при квалификации деяния – соответствующим методическим рекомендациям Банка России. Такие рекомендации не одни – к примеру, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагами, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены на иностранную валюту, Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг и др. .

Отметим существенную роль Банка России при выявлении незаконных действий, которые впоследствии могут быть квалифицированы как манипулирование рынком. В структуре банка России имеется Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на открытом рынке, которое осуществляет деятельность по обеспечению контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, расследует случаи неправомерного использования инсайдерской информации, манипулирования рынком, выявляет случаи создания фиктивной оценки активов на открытом рынке, выявляет деятельность организаций, имеющих признаки финансовых пирамид.

Так, следственными органами Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 185.3 УК РФ (манипулирование рынком). По версии следствия, в ноябре 2013 г. неустановленные следствием лица совершали сделки по продаже обыкновенных акций ОАО «Мечел» в интересах кипрских инвестиционных компаний. В результате этих сделок цена обыкновенной акции ОАО «Мечел» существенно (более чем на 30%) отклонилась от уровня, который сформировался бы без проведения указанных сделок. Впоследствии указанные лица совершали противоположные сделки по приобретению акций по ценам ниже установленных первоначально, в результате чего получили излишний доход в сумме свыше 350 млн. рублей. В ходе расследования было установлено, что основную роль в падении котировок акций ОАО «Мечел» сыграли клиенты нескольких профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе ООО «Компания-БКС». В рамках расследования уголовного дела в офисах ООО «Компания-БКС» были проведены обыски с целью изъятия первичной документации по сделкам с акциями ОАО «Мечел», а также по взаимоотношениям с кипрскими компаниями. В настоящее время проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств преступления и задержание лиц, причастных к его совершению.

Стоит отметить, что указанное преступление было выявлено благодаря совместной работе следователей управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по городу Москве и сотрудников Центрального Банка Российской Федерации. На необходимость такого взаимодействия уже указывалось в литературе. Оно необходимо, поскольку сам Банк не может осуществлять деятельность по выявлению манипулирования рынком и по борьбе с таковым достаточно эффективно.

Однако, указания в тс. 185.3 УК РФ на «существенное отклонение» мало. Требуется, чтобы манипулирование рынком причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо было сопряжено с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере, то есть состав преступления, предусмотренного ст. 183.3 УК РФ, является материальным.

Как указано в примечаниях к статье, крупным ущербом, излишним доходом, убытками в крупном размере признаются ущерб, излишний доход, убытки в сумме, превышающей три миллиона семьсот пятьдесят тысяч рублей, в особо крупном размере – в сумме, превышающей пятнадцать миллионов рублей (размер был существенно повышен законодателем в июле текущего года). Излишним доходом в настоящей статье признается доход, определяемый как разница между доходом, который был получен в результате незаконных действий, и доходом, который сформировался бы без учета незаконных действий, предусмотренных настоящей статьей. Избежанием убытков в настоящей статье признаются убытки, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Непосредственный объект данного состава преступления – установленный порядок справедливого ценообразования на финансовые инструменты, валюту, товары; равенство инвесторов, их доверие. Дополнительный непосредственный объект составляют имущественные интересы граждан, организаций, публично-правовых образований.

Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 16 лет. В этой связи необходимо сделать следующе замечание.

Учеными давно обращено пристальное внимание на проблему борьбы с преступлениями, совершаемыми в интересах юридических лиц или с их использованием. Масштабность этого явления позволяет утверждать, что в России окончательно сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц (корпоративная преступность). Как показала практика, действующий механизм привлечения юридических лиц к административной ответственности за причастность к преступлению абсолютно неэффективен. Об этом свидетельствует и статистика. К примеру, по данным Следственного комитета Российской Федерации на фоне тотальной коррупции в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд по фактам причастности юридического лица к корпоративной коррупции за три года к административной ответственности были привлечены лишь немногим более 20 организаций. При распространенности монополистических сговоров в целях завышения цен на отдельные виды сырья и продукции, а также в целях манипулирования рынком, случаи привлечения организаций к административной ответственности носят единичный характер. Полагаем, вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности юридических лиц весьма актуален. Это позволит лучше продумать границы соприкосновения административного правонарушения и преступления, учитывать общественную опасность содеянного и назначать адекватное наказание.

УК РФ справедливо предполагает, что манипулирование рынком совершается с умыслом. Поскольку Кодекс упоминает термин «заведомость», очевидно, что речь идет о прямом умысле.

Как квалифицирующие признаки в ч. 2 ст. 185.3 УК РФ указаны: совершение данного деяния организованной группой; причинение ущерба в особо крупном размере гражданам, организациям или государству либо сопряжение деяния с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере. Ученые полагают, что законодатель упомянул не все квалифицирующие признаки. Так, Р.О. Долотов в качестве квалифицирующего признака отмечает необходимость указания на неоднократность совершения упомянутых действий. В проекте Федерального закона № 1001539-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» предложено ч. 1 ст. 185.3 после слов «в крупном размере» дополнить словами «если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние», а в ч. 2 ст. 183 исключить слова «совершенные организованной группой или» .

Полагаем, данные некоторые предложения законодатель мог бы учесть. В частности, следует поддержать введение неоднократности в качестве квалифицирующего признака. Манипулирование рынком – деятельность «профессиональная», осуществляемая, как правило, не разово, а на постоянной основе.

Ставить в качестве условия привлечения лица к уголовной ответственности за манипулирование рынком привлечение его к административной ответственности, на наш взгляд, нельзя. Это повлечет несоответствие общественной опасности содеянного и наказания за это. Напротив, введение соответствующего квалифицирующего признака было бы не лишним, так как если лицо, совершив административное правонарушение, продолжает дальше нарушать закон, это доказывает, что административное наказание для него недостаточно эффективно.

Совершенно не лишним является упоминание законодателем такого квалифицирующего признака, как совершение деяния организованной группой – при манипулировании рынком это случается довольно часто и должно быть учтено.

К недостаткам современного российского законодательства о противодействии манипулированию рынком можно отнести следующие:

1) позднее введение в УК РФ состава «манипулирование рынком», в то время как деяния, которые могли бы квалифицироваться соответствующим образом, совершаются очень давно;

2) как следствие вышеуказанного – в России очень небольшой опыт противодействия манипулированию рынком в отличие от многих зарубежных стран;

3) неудачные механизмы противодействия манипулированию рынком;

4) отсутствие эффективной системы взаимодействия соответствующих государственных органов, которые должны выявлять деяния, подпадающие под манипулирование рынком;

5) расплывчатость формулировки ст. 185.3 УК РФ, которая выражается в применении цепи бланкетных признаков, существенно затрудняющих работу правоприменителя при квалификации деяния как манипулирование рынком;

6) нецелесообразное цитирование положений Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части описания манипулирования рынком;

7) недостаточное число учтенных законодателем квалифицирующих признаков данного деяния;

8) завышение размера крупного ущерба;

9) несоответствие наказания за манипулирование рынком общественной опасности содеянного.

Также возникает вопрос, насколько целесообразно освобождение от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, к которым относится в том числе манипулирование рынком.

Согласно ч. 2 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 185.3 Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы. Отметим, что раньше речь шла о пятикратной сумме.

Не стоит забывать, что негативными последствиями манипулирования рынком помимо прочего являются его дестабилизация, создание финансовых рисков различного рода, материальные потери. Очевидно, что не весь этот ущерб можно возместить. Кроме того, в УК РФ заложена реальная возможность ухода от привлечения к уголовной ответственности, что в сложившихся в настоящее время обстоятельствах сводит на нет действие принципа неотвратимости ответственности.

Налицо неоправданная либерализация уголовного законодательства, хотя не все авторы поддерживают данную точку зрения.

Также необходимо отметить важность разработки криминалистической методики расследования данного вида преступлений. Безусловно, пока практика не дает для этого достаточных данных, характеризующих обстановку, способы, механизм совершения и сокрытия манипулирования рынком, личность преступника и потерпевших, однако работа над данной методикой должна вестись.

Подводя итог, следует отметить следующее.

1. Во избежание перегруженности ст. 185.3 УК РФ понятиями полагаем необходимым сформулировать данную уголовно-правовую норму следующим образом: «манипулирование рынком – умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, пред ложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере».


Библиографический список
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Следственный комитет Российской Федерации: Официальный сайт // URL://http:sledcom.ru
  4. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31. Ст. 4193.
  5. Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены, спроса, предложения и объема торгов неликвидными ценными бумагами (утв. Банком России 23.03.2016 № 8 МР); Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения цены на иностранную валюту (утв. Приказом ФСФР России от 12.07.2012 № 12-61/пз-н), Методические рекомендации по установлению критериев существенного отклонения спроса и предложения ликвидных и низколиквидных ценных бумаг (утв. Приказом ФСФСР России от 28.12.2011 № 11-70/пз-н) // КонсультантПлюс. URL://http: http://www.consultant.ru [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.07.2016).
  6. Банк России: Официальный сайт // . URL://http://cbr.ru/today/?PrtId=bankstructute_sub [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.07.2016).
  7. Ахмедов Т.Ч. Механизм противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 9. С. 3-9.
  8. Долотов Р.О. Проблемы привлечения лиц к уголовной ответственности за манипулирование рынком // Адвокат. 2016. № 3. С. 64-72.
  9. Проект Федерального закона № 1001539-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL://http: http://www.consultant.ru [Электронный ресурс] (дата обращения: 27.07.2016).
  10. Хвалыбова А.А. Освобождение от уголовной ответственности за манипулирование рынком // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 2. С. 108-110.
  11. Ивченко А.А. Криминалистические особенности манипулирования рынком и их значение для формирования частной методики расследования // Российский следователь. 2012. № 13. С. 8-10.
Количество просмотров публикации: Please wait

Манипулирование рынком - это стремление участника товарного рынка или рынка ценных бумаг получить доход на искажении обычного действия рыночных сил. Часто манипулирование рынком подразумевает открытие короткой или длинной позиции, способной влиять на ценовой уровень, а также подавление или поддерживание рынка посредством дальнейших продаж или покупок активов.

Манипулирование рынком - намеренное распространение через СМИ (информационно-телекоммуникационные и электронные сети, интернет) ложных данных или совершение сделок с товарами, ценными бумагами или валютой, запрещенных законодательством Российской Федерации. Итогом манипулирования рынком может быть нанесение крупного ущерба государству, компаниям и гражданам, извлечение чрезмерной прибыли или спасение от убытков.

Сущность и способы манипулирования рынком

С точки зрения закона есть два основных действия, которые подпадают под определение «манипулирование рынком»:

1. Намеренное распространение через СМИ (в том числе и через интернет) не соответствующей действительности информации. В результате такого манипулирования может меняться спрос, предложение, цена, объем торгов активами, товарами или финансовыми инструментами, чтоб было бы невозможно без совершения противоправных действий.

2. Совершение сделок с различными финансовыми инструментами, товарами, иностранной валютой по предварительному сговору с одним или несколькими участниками рынка, в интересах которых могут совершаться определенные сделки. Итогом, как и в прошлом случае, может быть изменение спроса, цены, объема торгов и предложения.


Как следствие, само понятие «манипулирование рынком» является очень «тонким» и поймать нарушителя за руку практически нереально. На Западе существует множество различных служб, которые отслеживают подобные нарушения. По их примеру начинают работать и биржи в России. Появляются внутренние службы мониторинга, внедряются новые технологии, ведется постоянные контроль совершаемых сделок. Основная цель таких систем - поддерживать справедливость на рынке для всех его участников и защищать последних от манипуляций с ценами.

Манипулирование можно охарактеризовать, как искусственный контроль курса ценных бумаг. По сути, это попытка купить или продать активы по цене, которая отлично от цены рыночной (сформированной на основании спроса и предложения). Но из-за явных пробелов в законодательной сфере многие махинации на рынке остаются незамеченными и подпадают под категорию законных. Таким образом, главный фактор манипуляций на биржевой площадке - искусственный контроль цен, а не нарушение закона при совершении сделок.

Манипулирование рынком в целом - это действие одного (нескольких) участников рынка, направленное на искусственный контроль стоимости активов. При этом осуществляются сделки с различными инструментами (как правило, это купля-продажа) для создания видимой активности торгов. Итог - ожидаемое повышение (понижение) стоимости на нужный актив. Цель - заставить других участников рынка совершать сделки с интересующей ценной бумагой (группой ценных бумаг), что ведет к реальному изменению стоимости актива по отношению к его реальной рыночной цене.

Манипулирование - это не только «раскачка» рынка с целью изменения цены нужных активов. К таким действиям можно отнести многократное неисполнение обязательств участником рынка по той или иной сделке. При этом запреты, как правило, касаются только трейдеров. В свою очередь компании-эмитенты и управляющие компании могут осуществлять ряд манипуляций. Первые - с целью недопущения снижения цен на свои ценные бумаги, а вторые - для выкупа акций, покрытия своих задолженностей по паям и так далее.


С позиции законодательства манипулирование рынком - это биржевое правонарушение, которое относится к категории недобросовестной практики и может привести к административному или уголовному наказанию.

Признаки и виды манипулирования рынком

К основным признакам манипулирования рынком можно отнести :

1. Ситуационное (кратковременное, единичное) манипулирование ценовой политикой активов на рынке. Как правило, такие виды обмана имеют «обертку» стандартных операций на рынке. В этом манипулировании может принимать участие только один человек или группа заинтересованных лиц. Кроме этого, сделка бывает одиночной или групповой. Основная цель - закрепление, стабилизация или фиксация курсовой стоимости интересующего инструмента.

2. Манипулирование рынком в целом. Подобные действия осуществляются за счет воздействия на расчетную (курсовую) стоимость одного или нескольких фондовых активов. Реализуется за счет краткосрочных или долгосрочных операций в больших объемах.

К популярным способам манипуляции рынком можно отнести :

1. Искусственное повышение объема торгов. Делается это путем мгновенной продажи акций или их покупки без переоформления прав собственности.

2. Оформление множества операций по котировкам, которые отличаются от среднего уровня цен рынка.

3. Завышение или занижение стоимости актива (группы ценных бумаг) с дальнейшей его продажей или покупкой.

4. Скупка большого объема акций одного эмитента и сосредоточение их у одного человека или группы сговорщиков. Как следствие, спекулянтам приходится покупать активы по заведомо высоким ценам еще до закрытия позиции.

Кроме этого, манипулированием рынком злоупотребляют не только трейдеры и инвесторы. Часто в такой роли выступают и профессиональные участники рынка. К примеру, в качестве нарушителей могут выступать и брокеры, совмещающие свои обязанности с дилерской деятельностью. При выполнении поручений своих клиентов они могут выполнять действия, направленные на манипулирование с ценами активов. Такие махинации вполне можно квалифицированы, как нарушение закона и ряда нормативных актов о рынке ценных бумаг.

К популярным способам обмана со стороны брокеров можно отнести :

1. Инвестор дает поручение брокеру продать группу ценных бумаг. Брокер делает покупку инструментов по цене, которая существенно отличается от рыночной (при этом операция совершается от своего имени и за собственные средства). Также проводится сделка по продаже ценных бумаг с ценой отличной от рыночной инвестору, который дал поручение брокеру купить определенные активы.

Таким образом, брокер может покупать ценные бумаги по сниженной стоимости, а продавать - по более высокой цене. Здесь происходит нарушение статьи 922 ГК РФ о том, что брокерские сделки должны осуществляться на наиболее выгодных условиях.


2. Брокер проводит собственные сделки при поступлении встречных заявок от различных инвесторов на покупку или продажу активов. Если в заявках, которые передаются брокеру, есть «пересекающиеся» цены (к примеру, стоимость покупки в заявке инвестора выше, чем стоимость продажи встречной заявки, отправленной другим инвестором), то такие сделки позволяют брокеру получить дополнительную прибыль. При этом брокер имеет доход не с рыночной конъюнктуры, а посредством использования имеющейся информации в корыстных целях.

При совершении такой сделки нарушается принцип, который был описан выше (совершение сделки на лучших условиях), а также не выполняется правило приоритета поручений брокера против собственных операций.

3. Совершение сделок, которые нарушают требования законодательства, где обеими сторонами выступают профессиональные участники биржи, работающие от себя и выступающие в роли покупателя (продавца).

Кроме этого, к манипулированию рынком можно отнести еще ряд действий :

1. Совершение притворной операции, когда проведение сделки не подразумевает смены собственника.

2. Заявление брокерами цен и факта совершения сделки без совершения каких-либо действий в этом направлении.

3. Продажа ценных бумаг своим родственникам, знакомым, членам семьи.

4. Одновременное размещение заявок у нескольких брокеров (на покупку и продажу). При этом сделки проводятся с одними и теми же активами. Сначала они продаются одному брокеру, а затем приобретаются у второго.

5. Направляется множество приказов на проведение операций в период, когда биржа открывается и закрывается. При этом происходит перераспределение активов по нескольким биржевым площадкам для того, чтобы в моменты последующего открытия (закрытия) биржи возникало движение цен.

6. Совершение сделок с крупными блоками для искусственного завышения цены. В этом случае через рынок проводятся крупные партии ценных бумаг, которые неизбежно влияют на ценообразование актива.

7. Искусственное завышение размера дивидендов без наличия достаточного объема нераспределенного дохода. Основная цель - вызвать понижение курсов акций или манипулятивный рост.

8. Злоупотребление полномочиями, которые были получены по доверительному управлению. В этом случае создается необходимое движение цен, активность торговли.

9. Сброс спекулянтами большого объема ценных бумаг на рынок с целью получения быстрого дохода в виде разницы между первичным размещением и стоимостью актива на вторичном рынке. Такие массовые «выбросы» могут привести к дестабилизации рынка, снижении курса актива и подрыву самой возможности размещения ценных бумаг по фиксированной цене.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

В данной статье рассказывается про ст 185 ч 3 УК РФ. Что это за статья и какие могут быть последствия. Практически любое изменение и недостоверная поправка в проспекте ценных бумаг, где также могут быть якобы утверждающие или даже подтверждающие факты считаются уголовно-наказуемым делом в соответствии со Ст 185 ч 3 УК РФ.

Любая поправка в проспекте разных ценных бумаг, где могут быть внесены непроверенные информации, которые являются возможным утверждением недостоверных информационных данных, а также в виде уведомления об итоговых результатах. Все это будет приравниваться размещению ценных документаций, выпуск которых не смог пройти госрегистрацию. Но даже при этом деле есть свои исключительные моменты, особенно когда закон России, относительно ценных документов практически не предусматривается госрегистрация начального выпуска ценных бумаг, если даже все эти действия могут причинить особо большой урон всем гражданам, учреждениям и даже страну. Практически все это наказывается определенной суммой в виде штрафных выплат, или же в общем объеме трудовой деятельности или других вариантов уголовного наказания, которые могут быть назначены только судебными организациями. Здесь же может быть принято решение для определения срока на всю ответственность по Ст 185 ч 3 УК РФ.

Это все те же действия, которые осуществляются организованной группировкой людей по заранее подговоренному плану. Все члены данной преступной группировки понесут наказание в виде лишения свободы, или же выплатив крупную сумму штрафа избежать данной участи. Но в любом случае, любое наказание будет выбрано только через суд, к тому же именно здесь виновнику будет присуждено время, срок выплаты или отбывания наказания, а также общая сумма штрафа согласно со Ст 185 ч 3 УК РФ.

Примечание к Ст 185 ч 3 УК РФ

В виде большого урона, а также дохода в особо крупном размере предусматривается именно в статье 185 действующего законодательства, где также может быть признан урон, в общем объеме, который будет превышать 1 млн руб, но в качестве особо крупного объема в 2 млн руб.

Законодательные разъяснения к Ст 185 ч 3 УК РФ

В качестве непосредственных объектов преступного деяния считаются лишь общественные отношения, которые складываются на экономическом рынке ценных бумаг. Дополнительно ко всему данным объектом могут выступать только имущественные вопросы, интересующие всех граждан РФ, учреждений, стран.

Объективной частью преступного деяния могут быть охарактеризованы в альтернативном варианте и только по определенным действия, в виде крупного урона всем заинтересованным в этом лицам и основным признакам для создания связи между всеми деяниями, где также не исключаются последствия. В начальном пункте среди альтернативно-проявленных деяний закон предусматривает внесение в список проспекта ценных документов, где могли быть внесены недостоверные данные. Согласно с данным законодательством на экономическом рынке имеется дополнительно установленная Федеральным законом очередность деяний, которые также могут быть размещены в стат. No2.

Общий состав преступных деяний считается финансовым; преступление может быть признан законченным именно с того самого момента, когда будет причинено любое рассматриваемое деяние в особо крупном объеме, то есть, если общая сумма урона превышает одного миллиона рублей. Это же рассматривается в примечании Ст 185 ч 3 УК РФ. Под общим уроном в составе преступного деяния необходимо будет понимать совокупность действующего ущерба, который может быть понесен только при итоговом заключении различных сделок на экономическом рынке по отношению ценных документаций, выпуск которых обычно признается совершенно недействительным.

Так как закон в этом случае может признать выпуск данных бумаг недействительным, если даже при этом предусматривается возможность без рискованного возврата потраченных на нее средств. Но в других ситуациях получивший урон можно будет определить в виде невозвращенных эмитентом ресурсы, помимо исключительных моментов.

Субъективная часть преступного деяния может быть охарактеризована только в качестве прямого умысла.

Субъективная часть преступного деяния в данном случае является специальным. Если же в проспект были внесены совершенно недостоверные данные и им при этом оказывается сотрудник эмитента, который непосредственно работает над этим проектом. При любом утвердительном вопросе содержимого в виде непроверенной информации указанного проспекта или же определенного уведомления, но все это будет равным размещению ценных бумаг, которые не были выпущены, так как по каким-то причинам не прошли регистрацию в госучреждении.

И только квалифицированный вариант состава преступного деяния могут быть охарактеризованы как совершение преступного деяния целой группой людей.

В этой статье вы узнали, что такое ст 185 ч 3 УК РФ. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Ст. 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее: УК РФ) закрепила такой новый состав преступления, как манипулирование рынком. Формулировка соответствующей уголовно-правовой нормы представляют известные трудности для правоприменителя, поскольку для уяснения ее смысла ему требуется обращение к большому количеству нормативных правовых актов, составляющих предпринимательское законодательство (включая конкурентное, банковское, биржевое, о ценных бумагах и проч.). Проблема манипулирования рынком в уголовно-правовом аспекте является малоизученной. Комментарии к ст. 185.3 УК РФ весьма кратки, в юридической литературе данный вопрос освещается, как правило, фрагментарно и однобоко. Между тем исследование недобросовестных рыночных практик крайне необходимо в целях их эффективного пресечения и реального обеспечения такого принципа функционирования рынка, как информационная прозрачность. Последняя весьма важна для сохранения целостности рынка и доверия к нему инвесторов.

Обратимся к толковым словарям. Термин «манипулирование» имеет латинское происхождение (manus - рука). Когда-то так назывались специальные подразделения римской армии, - гибкие, подвижные, свободные в выборе форм и средств наступления. Постепенно термин «манипулирование» прижился в различных областях научного знания. Экономический словарь трактует данное понятие как «порождаемое с помощью рекламы распространение информации, слухов для воздействия на покупателей, потребителей с целью создать желаемую ситуацию на рынке». Как видим, в понятие «манипулирование» вкладывается отнюдь не положительный смысл. Манипулирование предполагает воздействие на покупателя (потребителя) в интересах манипулятора, которые, конечно же, не совпадают с интересами лиц, в отношение которых осуществляется воздействие (в том числе путем распространения ложной информации). Словарь телекоммуникационных технологий полагает, что это «совокупность операций, связанных с преобразованием, переработкой и передачей данных». Безусловно, при манипулировании основной инструмент - это информация, с которой совершаются различные действия, целью которых является заставить лиц, в отношении которых осуществляется воздействие, вести себя определенным образом. В Энциклопедическом словаре педагога говорится, что манипулирование - «гибкая тактика управления кем-либо или чем-либо, характеризующаяся как ловкость, граничащая с мошенничеством. Так, манипулирование общественным мнением состоит из спекуляций интересами, использования «слабых» мест, передергивания фактов и их подтасовки, подкупа людей, полуправды, игры на людских ожиданиях, заинтересованной расстановки фактов, искажения их смыслов, а также посредством использования психотропных веществ и приемов суггестивного программирования человеческого поведения». Манипулирование «опирается не на реальное положение вещей, а на мнимое, символическое или желаемое». Полагаем, данное толкование понятия «манипулирование» представляет значительный интерес. Манипулирование имеет своей целью управление, причем управление, которое включает в себя весьма негативные элементы - оно осуществляется с помощью ложной информации, в противном случае вряд ли было возможно заставить лицо действовать определенным, желательным для манипулятора способом.

В современном Толковом словаре русского языка говорится, что манипулирование «вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями», «скрытое управление человеком против его воли, приносящее инициатору одностороннее преимущество», «система способов и приемов идеологического и психологического воздействия на массовое сознание людей с помощью СМИ с целью внушения им каких-либо идей», «использование кого-либо или чего-либо в своих - обычно неблаговидных - целях». Таким образом, мы видим, что манипулирование - это воздействие на людей с помощью информации ложного характера в целях управления их поведением для получения манипулятором односторонних преимуществ. Манипулирование рынком можно определить как незаконное воздействие на субъектов рынка с помощью информации ложного характера в целях управления их поведением манипулятором из корыстной или иной личной заинтересованности. Отдельные характеристики манипулирования, предлагаемые в словарях, были использованы отечественным законодателем. Термин «манипулирование» - вполне юридический и не так уж редко встречается в действующем российском законодательстве. Термин «рынок» часто используется законодателем, однако нужно учитывать тот смысл, который вкладывается в данное понятие в том или ином случае.

Обратимся к нормативным правовым актам, в которых встречается словосочетание «манипулирование рынком».

Так, ст. 15.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и ст. 185.3 УК РФ, именуется «манипулирование рынком», правда, кодекс не дает расшифровки данного понятия и устанавливает административную ответственность за указанное действие, если оно «не содержит уголовно наказуемого деяния», отсылая, таким образом, к уголовному закону. В ч. 1 ст. 185.3 УК РФ говорится, что манипулирование рынком - «умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть «Интернет»), заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо иные умышленные действия, запрещенные законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере».

Таким образом, мы видим, что законодатель делает акцент на умышленный характер манипулирования (да и как можно манипулировать рынком без умысла на то?). Перечень действий, криминализируемых кодексом, не исчерпывающий, что в целом неплохо, поскольку позволяет законодателю периодически вносить изменения не в УК РФ, а в законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, которое, конечно, куда более чутко реагирует на общественные изменения и появление новых недобросовестных рыночных практик. К тому же состав преступления, исходя из формулировки уголовно-правовой нормы, является материальным - цена, спрос, предложение, объем торгов должны отклониться от уровня или поддерживаться на уровне, существенно отличающемся от такого, который бы сформировался, если бы не совершалось указанных в законе неправомерных действий. Вдобавок такие действия должны причинить крупный ущерб либо принести существенную выгоду правонарушителю в виде извлечения «излишнего дохода» или «избежания убытков в крупном размере». Интересно, что в странах Европейского Союза понятие «манипулирование рынком» является составной частью понятия «рыночное злоупотребление» и тоже раскрывается путем простого перечисления соответствующих действий, квалифицируемых как манипулирование. В законодательстве США единого понимания данного явления нет, поэтому, как и в Европе, законодатель предпочел установить перечень деяний, подпадающих под данный состав правонарушения. По этому пути пошел и российский законодатель. Однако Е.В. Емельянова подметила важную особенность российского законодательства о манипулировании рынком по сравнению с западным: в ст. 185.3 УК РФ имеет место указание на наступившие последствия совершения правонарушения. Только тогда его можно квалифицировать как преступление. Это, с одной стороны, позволяет сузить сферу уголовных запретов. Исследователи, впрочем, все же отмечают, что «метод перечисления» нельзя назвать удачным, и законодателю было бы лучше попытаться определить понятие «манипулирование рынком», а также указать конкретные критерии, которым должны отвечать действия, квалифицируемые как правонарушение.

Так, в уголовно-правовом смысле можно определить манипулирование рынком как уголовно наказуемое противоправное умышленное воздействие на субъектов рынка с помощью распространения информации ложного характера либо совершения иных противоправных действий, запрещенных законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в целях управления их поведением из корыстной или иной личной заинтересованности.

Как видим, данное определение понятия все равно будет чрезмерно общим и потребует конкретизации через перечисление способов воздействия на рынок и обращение к специальному законодательству. Но в то же время такое легальное определение поможет правоприменителю составить представление о сущности совершенного деяния без его излишнего загромождения дополнительными квалифицирующими признаками.

Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 5 путем перечисления определяет действия, относящиеся к манипулированию рынком:

  • 1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;
  • 2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
  • 3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
  • 4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;
  • 5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;
  • 6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;
  • 7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

В части 3 указанной статьи закона говорится, что не являются манипулированием рынком действия, определенные пп. 2-6 ч. 1 настоящей статьи, которые направлены:

  • 1) на поддержание цен на ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом или лицом, обязанным по ценным бумагам;
  • 2) на поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;
  • 3) на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

Подводя итог, следует отметить следующее.

Четкий понятийно-категориальный аппарат ст. 185.3 УК РФ совершенно необходим для успешной деятельности правоприменителя, поскольку от этого зависит возможность реальной защиты прав добросовестных участников рынка (товарного, валютного, финансового). В настоящее время кодекс дает определение понятия «манипулирование рынком» через перечисление уголовно наказуемых действий, оставляя перечень не исчерпывающим и делая отсылку к специальному законодательству. Считаем возможным предложить общее легальное определение понятия «манипулирование рынком» - это уголовно наказуемое умышленное воздействие на субъектов рынка с помощью распространения информации ложного характера либо совершения иных противоправных действий, запрещенных законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в целях управления их поведением из корыстной или иной личной заинтересованности.

Также следует учитывать, что недобросовестные рыночные практики не статичны, а постоянно меняются, поэтому законодатель должен быть достаточно дальновиден и оперативно реагировать на появление новых видов манипуляционных действий. юридический экономический преступление

Для этого среди прочего необходимо внимательно отслеживать судебную практику применения ст. 185.3 УК РФ. Пока такой практики, к сожалению, нет, и о тенденциях говорить рановато.

Библиографический список

  • 1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
  • 2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА М, 1999.
  • 3. Невдяев Л.М. Телекоммуникационные технологии. М.: МЦНТИ, 2002.
  • 4. Безрукова С.В. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург: УГППУ, 2000.
  • 5. Ефремова Т.Ф. Новый толковый словообразовательный словарь русского языка. М.: Дрофа, 2000.
  • 6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1.
  • 7. Directive 2003/6/EC of the European Parliament and of the Council of 28 January 2003 on insider dealing and market manipulation (market abuse) // Official Journal L 096, 12/04/2003. P. 0016-0025.
  • 8. Емельянова Е.А. Правовые последствия манипулирования информацией на рынках: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2013. С. 11-12.
  • 9. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 №224-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2010. №31. Ст. 4193.


 

Возможно, будет полезно почитать: