Освобождение военнослужащего от исполнения обязанностей по болезни. Как писать рапорт на больничный

Согласно ч. 2. ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В силу п. 2 ст. 1 Ф3 «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными указанным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащего» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров.

Исходя из положений ст. 25 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

А особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

В соответствии с п. 2 Ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащего» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские организации).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Кроме того, военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов (п. 2.2 ст. 16 настоящего Закона).

Также на основании п. 7 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Исходя из вышеизложенного, медицинская помощь военнослужащему, за исключением случаев возникновения необходимости в получении медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, оказывается ведомственными медицинскими учреждениями по месту прохождения военной службы.

В связи с этим военнослужащий, не нуждающийся в оказании ему скорой или неотложной медицинской помощи, не вправе самостоятельно обращаться в гражданское учреждение здравоохранения. Он должен обратиться в соответствующее военно-медицинское учреждение, где ему при необходимости будет выдано направление.

Таким образом, для получения заключения об освобождении от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием Вам необходимо обращаться в военно-медицинское учреждение по месту прохождения службы. Больничный лист не является основанием для освобождения от исполнения обязанностей военной службы.

Хаматова Резеда (06.09.2014 в 13:56:17)

Да, имеете право. Основание:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»

V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

34. Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

Военнолужащие, как и другие граждане, также имеют такое право. Основание:

Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” В период болезни и отпуска по болезни

58. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период непрерывного нахождения на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни, предусмотренного Положением о порядке прохождения военной службы.

В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении.

59. По истечении сроков непрерывного нахождения на излечении и в отпуске по болезни денежное довольствие военнослужащим, указанным в пункте 58 настоящего Порядка, выплачивается, если пребывание на излечении (в отпуске по болезни) продлено решением прямого начальника от командующего отдельной армией (флотилией), им равным и выше — по ходатайствам командиров воинских частей с приложением отношений военно-медицинских учреждений.

60. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни в период нахождения в распоряжении командира (начальника), денежное довольствие выплачивается с учетом пунктов 46 — 48 настоящего Порядка.

61. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в отношении которых в период нахождения на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни поступили выписки из приказов об увольнении с военной службы, денежное довольствие выплачивается в порядке, предусмотренном пунктом 87 настоящего Порядка.

62. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобожденным от исполнения должностных обязанностей в связи с уходом за больным членом семьи на основании больничного листа (справки) лечебного учреждения, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период освобождения от исполнения должностных обязанностей.

63. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за весь период нахождения на лечении и в отпуске по болезни.

Мунасипова Нина Викторовна (06.09.2014 в 16:59:13)

Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны России от 30.12.2011 N 2758

Согласно "Положению о порядке прохождения военной службы" ст.11 вы можете взять отпуск по личным обстоятельствам

11. Отпуск по личным обстоятельствам предоставляется военнослужащему на срок до 10 суток в случае:

а) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца, матери, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий);

Тут как-то много получилось, возможно хватит с 357 по

348. Основными лечебно-профилактическими мероприятиями являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение военнослужащих.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний лечебно-профилактические мероприятия, проводимые медицинской службой, обязательны для всех военнослужащих.

349. Диспансеризация включает медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава, активное раннее выявление заболеваний, изучение условий военной службы и быта военнослужащих, выявление факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

350. Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих осуществляется путем проведения:

ежедневного медицинского наблюдения за личным составом в ходе боевой подготовки, несения службы в суточном наряде и в быту;

медицинских осмотров военнослужащих;

углубленных и контрольных медицинских обследований военнослужащих.

351. Медицинским осмотрам подвергаются:

весь личный состав полка - перед проведением профилактических прививок;

все солдаты и сержанты - в бане перед помывкой;

личный состав дежурных сил (смен) - перед заступлением на боевое дежурство (боевую службу);

военнослужащие, служебная деятельность которых связана с возможным воздействием неблагоприятных факторов, а также лица, находящиеся под диспансерным динамическим наблюдением, - в установленные для них сроки;

лица, постоянно работающие в столовых, на продовольственных складах, объектах водоснабжения, в пекарнях, банях, прачечных, и санитары - один раз в неделю;

личный состав, назначаемый в наряд по столовой, - до развода суточного наряда;

все солдаты и сержанты, вновь прибывшие в полк, а также возвратившиеся из отпусков, командировок и лечебных учреждений по выздоровлении, - в день прибытия в полк, но до направления их в подразделения;

водители - перед выездом в рейс;

участники спортивных состязаний - перед соревнованием;

военнослужащие, подвергнутые дисциплинарному аресту, - перед направлением на гауптвахту, в последующем - в дни помывки в бане.

Углубленное медицинское обследование солдат и сержантов проводится два раза в год перед началом зимнего и летнего периодов обучения, офицеров и прапорщиков - ежегодно (в четвертом квартале; во втором квартале проводится контрольное медицинское обследование).

К углубленному медицинскому обследованию офицеров и прапорщиков привлекаются врачи-специалисты из военно-медицинских учреждений.

352. Время, место и порядок проведения медицинского обследования и осмотра личного состава подразделений полка объявляются приказом командира полка. Запрещается назначать медицинские обследования и осмотры подразделений в дни отдыха.

353. Роту на медицинское обследование представляет командир роты, на медицинский осмотр - старшина роты.

На медицинских обследованиях личного состава роты обязаны присутствовать все офицеры и прапорщики роты. Они должны сообщать врачу о своих наблюдениях за состоянием здоровья подчиненных.

Результаты медицинских обследований и осмотров личного состава роты врач заносит в медицинские книжки. Военнослужащие, нуждающиеся по состоянию здоровья в диспансерном динамическом наблюдении, берутся на учет и периодически подвергаются контрольным медицинским обследованиям. Командир роты отвечает за полный охват личного состава медицинским обследованием.

354. Военнослужащие, отсутствующие по каким-либо причинам на медицинском обследовании, при первой возможности направляются командиром роты для этого в медицинский пункт полка.

355. Результаты медицинского обследования личного состава полка, а также предложения по проведению необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий начальник медицинской службы полка докладывает командиру полка.

356. Военнослужащий не должен скрывать своего заболевания. При заболевании он обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и с его разрешения обратиться за медицинской помощью в медицинский пункт полка.

357. Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте полка в часы, установленные распорядком дня полка.

Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травму, направляются немедленно, в любое время суток, в медицинский пункт полка (госпиталь), а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.

358. Солдаты и сержанты направляются в медицинский пункт полка дежурным по роте под командой санитарного инструктора роты или старшего, назначенного из числа больных. Книга записи больных (приложение N 10) за подписью старшины роты представляется дежурному фельдшеру (санитарному инструктору) по медицинскому пункту полка не позже чем за два часа до начала амбулаторного приема.

Врач (фельдшер) контролирует прибытие в медицинский пункт всех военнослужащих, внесенных в книгу записи больных роты.

После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера заболевания направляются для лечения в лазарет медицинского пункта полка или госпиталь, а при необходимости в другие учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения либо им назначается амбулаторное лечение. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому).

После получения медицинской помощи солдаты и сержанты возвращаются в роту под командой санитарного инструктора или старшего команды. Санитарный инструктор или старший команды передает книгу записи больных дежурному по роте, который представляет ее командиру роты. Старшина роты по заключению врача, имеющемуся в книге записи больных, и соответствующему решению командира роты отдает необходимые указания.

359. Заключение о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения должностных и специальных обязанностей, занятий и работ дается врачом на срок до шести суток, а в воинских частях, где должность врача штатом не предусмотрена, - фельдшером на срок до трех суток. В случае необходимости освобождение может быть продлено. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

По истечении предоставленного срока освобождения солдаты и сержанты должны быть направлены, если они в этом нуждаются, на повторный медицинский осмотр.

Об освобождении от исполнения обязанностей военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и о выходе их на службу после болезни объявляется в приказе командира полка.

Больные, которым назначено амбулаторное лечение, для приема лекарств и проведения других лечебных процедур, а также нуждающиеся в консультации медицинских специалистов, направляются в медицинский пункт полка в дни и часы, указанные врачом (фельдшером) в книге записи больных.

360. Зачисление солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, на диетическое и дополнительное питание осуществляется приказом командира полка на срок до трех месяцев на основании решения военно-врачебной комиссии.

361. В лазарете медицинского пункта полка проводится стационарное лечение больных со сроками лечения до 14 дней. При поступлении в лазарет больные проходят санитарную обработку.

362. На стационарное лечение вне расположения полка военнослужащие направляются по заключению врача командиром полка, а для оказания неотложной помощи в отсутствие врача - дежурным фельдшером (санитарным инструктором) по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы полка и дежурному по полку.

Доставка больных в лечебное учреждение осуществляется санитарным транспортом полка в сопровождении фельдшера (санитарного инструктора).

При направлении на лечение вне расположения полка военнослужащие должны быть обмундированы в соответствии со временем года и иметь при себе направление, подписанное командиром полка, медицинскую книжку, документ, удостоверяющий личность, личные вещи и аттестат на продовольствие, в случае необходимости - справку о травме и медицинскую характеристику, а при убытии на лечение за пределы гарнизона - кроме того, аттестаты на вещевое и денежное довольствие, проездные документы до места расположения лечебного учреждения и обратно.

363. Обо всех военнослужащих, поступивших на стационарное лечение вне расположения полка, а также о выписке их по выздоровлении начальник (командир) военно-медицинского учреждения (медицинской части) обязан в тот же день сообщить командиру полка, из которого эти военнослужащие прибыли.

Об обнаружении у поступившего больного инфекционного заболевания и о поступлении больных с отравлениями, травмами начальник (командир) военно-медицинского учреждения (медицинской части) обязан немедленно известить командира того полка, из которого прибыл больной (больные), а об обнаружении у больного травмы с трудопотерями сообщить в органы военной прокуратуры. Об инфекционном заболевании следует оповестить, кроме того, ближайшее санитарно-эпидемиологическое учреждение.

Военнослужащие, заболевшие в период отпуска или командировки, направляются на стационарное лечение военными комендантами или военными комиссарами.

Выздоровевшие военнослужащие направляются из военного госпиталя или другого учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения в полк с соответствующими документами, которые сдаются по прибытии старшине роты.

Вопрос 11. Обязанности командиров (начальников) по сохранению здоровья военнослужащих. (Вышневый)

Самое важное – статья 320.

335. Охрана здоровья и физическое развитие военнослужащих - неотъемлемая часть их подготовки к выполнению своего воинского долга. Охрана здоровья обеспечивается созданием командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти безопасных условий военной службы. Забота о сохранении и укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров (начальников).

336. Охрана здоровья военнослужащих достигается:

проведением командирами (начальниками) мероприятий по оздоровлению условий службы и быта;

систематическим их закаливанием, регулярными занятиями физической подготовкой и спортом;

осуществлением санитарно-противоэпидемических (профилактических) и лечебно-профилактических мероприятий.

338. Основными направлениями деятельности командиров (начальников) по оздоровлению условий службы и быта военнослужащих являются:

проведение мероприятий по предупреждению гибели, увечий (ранений, травм, контузий) и снижению заболеваемости военнослужащих, определенных статьями 320-322 настоящего Устава;

320. Заместители командира полка, начальники родов войск и служб, командиры подразделений и их заместители, другие должностные лица полка (подразделения) отвечают за безопасность военной службы в подчиненных подразделениях (службах) в соответствии с должностными, специальными обязанностями и настоящей главой.

Указанные должностные лица, организующие мероприятия повседневной деятельности или руководящие их проведением (начальники команд, старшие или руководители на местах исполнения должностных и специальных обязанностей либо на рабочих местах), непосредственно при организации и проведении каждого мероприятия повседневной деятельности обязаны:

уточнять опасные факторы военной службы, которые могут возникнуть при выполнении мероприятия, и определять меры по их ограничению (нейтрализации);

определять порядок организации и выполнения мероприятий повседневной деятельности, назначать руководителей на местах исполнения должностных и специальных обязанностей (на рабочих местах), исполнителей и лиц, которым поручается контроль за их выполнением;

обеспечивать создание безопасных условий военной службы на каждом месте исполнения должностных, специальных обязанностей (на рабочем месте) и снабжение военнослужащих положенными средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическими средствами;

проводить лично (организовывать) занятия по изучению требований безопасности, в том числе по овладению личным составом безопасными приемами и способами исполнения своих должностных и специальных обязанностей, а также инструктажи;

лично убедиться перед проведением мероприятия повседневной деятельности, что для этого созданы безопасные условия, подчиненные усвоили доведенные до них требования безопасности военной службы и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении, знают порядок действий в аварийных ситуациях и умеют оказывать помощь пострадавшим;

добиваться выполнения требований безопасности военной службы, принимать в ходе контроля за их выполнением меры по предупреждению гибели, увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний военнослужащих и гражданских лиц, причинения вреда окружающей среде; в случае выявления нарушений требований безопасности или в аварийных ситуациях приостанавливать проведение мероприятия повседневной деятельности, а лиц, допустивших нарушения, привлекать в установленном порядке к ответственности;

обеспечивать по окончании мероприятия повседневной деятельности приведение места его выполнения (рабочего места) в порядок, определенный соответствующими руководствами и инструкциями.

Вопрос 12. Что в себя включает подготовка суточного наряда. Развод суточного наряда. (Вышневый)

Подготовка суточного наряда

273. Штаб воинской части за пять-шесть суток до начала нового месяца на основании ведомости суточного наряда доводит до командиров подразделений сведения о днях заступления в суточный наряд и его состав.

274. Командиры подразделений, от которых назначается суточный наряд, отвечают за подбор личного состава и подготовку его к несению службы, за своевременное прибытие суточного наряда на занятие (инструктаж) к соответствующим должностным лицам полка и на развод.

275. В ночь, предшествующую наряду, лица, назначенные в суточный наряд, должны быть освобождены от всех занятий и работ. Пожарный наряд, назначенный от нештатной пожарной команды, от занятий и работ, проводимых в расположении полка, не освобождается.

276. Личному составу, заступающему в суточный наряд, в день заступления, в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), должно быть предоставлено не менее трех часов, а при заступлении в караул через сутки - не менее четырех часов для подготовки к несению службы, в том числе не менее одного часа для отдыха (сна).

277. Подготовка личного состава, заступающего в суточный наряд, кроме караула, назначенного от роты (батареи), проводится старшиной или другим должностным лицом подразделения. Подготовка суточного наряда, назначенного от батальона (дивизиона) или от воинской части, организуется соответствующими командирами и проводится их заместителями.

Подготовка караула осуществляется в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

278. Личный состав, назначенный в суточный наряд приказом командира полка, в установленное время в соответствии с предназначением по службе прибывает на занятие (инструктаж) к заместителям командира полка или назначенным для этого командиром полка другим должностным лицам.

На занятии (инструктаже) изучаются положения общевоинских уставов, инструкций и требования безопасности военной службы, а также проверяется знание личным составом, заступающим в наряд, специальных обязанностей.

Практические занятия проводятся в день заступления военнослужащих в наряд в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), в оборудованных помещениях (местах) для несения службы суточным нарядом, в расположении подразделения или на месте несения службы; основное внимание уделяется практическим действиям суточного наряда в различных условиях обстановки.

С личным составом, заступающим в суточный наряд, вооруженным автоматами (карабинами), проводятся занятия по действиям с применением оружия.

279. За пятнадцать минут до выхода на развод суточный наряд должен быть готов к несению службы и принят своими дежурными и начальником караула полка в подчинение.

Развод суточного наряда

280. Развод суточного наряда производится в порядке, установленном Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Развод производит заступающий дежурный по полку во время, установленное командиром полка.

281. За десять минут до развода заступающий помощник дежурного по полку из числа офицеров выстраивает личный состав, заступающий в суточный наряд, в установленном для развода месте, проверяет его наличие и по прибытии заступающего дежурного по полку докладывает ему.

Если помощник дежурного по полку прапорщик, то построение суточного наряда и доклад дежурному по полку производит офицер из числа лиц суточного наряда.

282. Для развода суточный наряд строится: на правом фланге - караулы, а затем справа налево - дежурный по парку, дежурный фельдшер (санитарный инструктор), дежурный по контрольно-пропускному пункту, дежурный по штабу полка, дежурный по общежитию военнослужащих женского пола, все дежурные по ротам в порядке подразделений, посыльные, дежурный по столовой, пожарный наряд, дежурное подразделение и дежурный сигналист-барабанщик; помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, дневальные и механики-водители (водители) дежурных тягачей выстраиваются в затылок своим дежурным, а рабочие в столовую - левее дежурного по столовой; помощник дежурного по полку становится на правом фланге караулов. Дежурное подразделение строится в соответствии со Строевым уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Любой военнослужащий, независимо от того, проходит он срочную службу или на основании контракта, имеет те же права и гарантии, которые предоставляются обычным гражданам. Так, согласно действительной законодательной базе статус военнослужащего будет приравнен к простым трудящимся гражданам за исключением некоторых моментов, связанных с особенностями прохождения службы.

Что же касается больничного, то здесь имеются свои нюансы. Если служащий желает получить отгул в связи с болезнью, он обязан, прежде всего, посетить врача, и лишь на основании выданной справки он сможет претендовать на больничный.

Кратковременный больничный отгул

Военная служба является своеобразной и специфической деятельностью, и в отношении всех военнослужащих действуют некоторые ограничения. Так, руководство не вправе просто так отпустить своего подчиненного.

Если военному понадобится больничный отгул, ему предстоит для начала посетить врача, который выпишет справку с рекомендациями по лечению. Просто рапорт на больничный, не подкрепленный никакими доказательствами, к рассмотрению принят не будет.

Если больничный требуется в связи с болезнью ребенка, то и здесь будут свои особенности. Так, если мать ребенка является военнослужащей, она может указать в рапорте, что ей нужен больничный, и прикрепить к нему подтверждающие справки от врачей, а вот с отцом все будет куда сложнее - мужчины не могут взять больничный с ребенком.

Продолжительный больничный военнослужащим

Больничный продлится от 1 до 2 месяцев максимум. При передаче рапорта руководству нужно будет представить заключение ВВК. При отсутствии документа рапорт может быть отклонен.

Если требуется дополнительное время на реабилитацию после продолжительной болезни, срок больничного может быть увеличен на 1 месяц. Однако нужно будет представить документацию, подтверждающую тот факт, что военнослужащий нуждается в продлении сроков больничного, так как его состояние еще не пришло в норму.

Единый образец рапорта на больничный по уходу за ребенком отсутствует. Бумага оформляется в произвольной форме, и эксперты рекомендуют, чтобы обращение было лаконичным и кратким.

Важно! На законодательном уровне закреплено, что непрерывный отпуск не может быть более 4-х месяцев. Если пользователь пребывает на больничном более указанного срока, поднимается вопрос о его дальнейшей пригодности к воинской службе. Будет инициировано заседание специальной комиссии, которая и решит его дальнейшую судьбу.

Образец рапорта на больничный


Слово «рапорт» пришло к нам из французского языка и обозначает «докладывать». Таким образом, документ в первую очередь является сообщением командиру, которое представляется от имени военнослужащего.

Рапорт на больничный подается военным по контракту или срочником. Данный документ является обязательным, и именно на его основании и решается вопрос относительно предоставления отгула.

На государственном уровне отсутствует единая форма рапорта на , некоторые требования касательно его содержания все же предъявляются.

Структура документа должна быть соблюдена в обязательном порядке с указанием:

  1. Личностных данных командира, в частности, ФИО и занимаемый чин.
  2. Персональных сведений по заявителю, включающих в себя ФИО и воинское звание.
  3. Оснований для подачи рапорта на больничный. Нужно указать, что рапорт на больничный подается в связи с тяжким заболеванием, неудовлетворительным состоянием здоровья и так далее.
  4. Временного промежутка, в течении которого военному требуется освобождение от службы. Нужно указать дату начала и окончания больничного периода.
  5. Приложенной сопроводительной документации, которая подтверждает наличие оснований. Больничный будет выдан, если обстоятельство действительно веское и аргументированное.

Что же касается конкретной формы документа, то все данные, отмеченные в бумаге, должны содержать в себе актуальную и правдивую информацию. Неточности или намеренный обман влечет за собой отказ от подписи командира.

Образец рапорта на отпуск по уходу за ребенком

Законодатель не подтверждает такое основание, как уход за ребенком в качестве обстоятельства для ухода на больничный. Единственное исключение делается в отношении женщин-военных, на попечении которых находится ребенок до 3 лет. Они могут подать рапорт, и если предоставят веские причины, получат отгул.

Исключительным вариантом в данной ситуации будет подача рапорта начальству на предоставление отпуска по личным обстоятельствам. По установленным правилам данная возможность гарантирована пользователям, попавшим в нижеперечисленные ситуации:

  • тяжелое состояние здоровья близкого члена семьи служащего;
  • гибель родственника и необходимость в присутствии на похоронах;
  • непредвиденные стихийные бедствия, повлекшие за собой негативные последствия для семьи военного или его родственников;
  • иные ситуации.

По закону длительность отпуска имеет максимальное значение в 10 дней, однако, в отдельных ситуациях данный показатель может быть увеличен. Если военному предстоит длительная поездка, то продолжительность отпуска будет продлена на временной период, нужный для проезда к месту назначения и обратную дорогу.

Важно! Отпуск по личным обстоятельствам дается неоднократно, однако, закон устанавливает, что воспользоваться им нельзя больше, чем раз в 2-3 месяца. Исключение будут составлять ситуации, когда присутствие военного в семье обязательно, и существует серьезная причина.

Право военнослужащих мужчин на отпуск по уходу за ребенком

Довольно часто возникает проблема, когда командиры отказывают в предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Чаще всего такие отказы затрагивают мужчину-военнослужащего. Объясняется это тем, что формально у военных отсутствует право на больничный по уходу за ребенком.

В данной ситуации законным основанием будет только доброта командира и его готовность пойти навстречу своему подчиненному, однако, если ситуация критическая, и отгул необходим, можно использовать следующие варианты:

  • Отправка рапорта, подкрепленного листом нетрудоспособности через почтовое отделение заказным письмом с уведомлением.
  • Регистрация рапорта в секретариате и поступление документа, подтверждающего факт получения обращения.
  • Обращение в военную прокуратуру, если действия командира противоречат действительным нормам законодательства.

Если вы или ваши близкие сталкивались с проблемами при оформлении больничного для военнослужащего, поделитесь своими историями в комментариях к статье. Мы готовы подсказать вам, как поступить в той или иной ситуации, и дадим ценные рекомендации по вашей проблеме.


Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях
О.А. Ищенко, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, старший лейтенант юстиции

Законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию общих вопросов охраны права на здоровье граждан, в том числе военнослужащих, является Конституция Российской Федерации (ст. 41). Данная статья императивно определяет право каждого гражданина на здоровье в качестве субъективного неотъемлемого права, обеспечиваемого предоставлением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработкой и реализацией федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, принятием мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, созданием безопасных условий труда. Вопросы охраны и сохранения здоровья военнослужащих также регламентированы в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Положении о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г.
· 123), в Руководстве по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основными мероприятиями в Вооруженных Силах Российской Федерации, направленными на сохранение здоровья военнослужащих, являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, предоставление основного отпуска, предоставление отпуска по болезни, предоставление в случае нетяжелого заболевания освобождения от исполнения служебных обязанностей на определенный срок (далее
· освобождение).
В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу того, в чем заключаются различия между отпуском по болезни и освобождением и каков объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих в каждом из этих случаев.
В соответствии с п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни и освобождения выносится военно-врачебной комиссией (далее
· ВВК) в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе, причем ВВК определяет и их продолжительность. Необходимо отметить тот факт, что рекомендации ВВК и врача (фельдшера) медучреждения воинской части об освобождении от исполнения обязанностей, а также рекомендации ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни подлежат обязательному выполнению должностными лицами.
Рассмотрим характерные отличия отпуска по болезни и освобождения.
Отпуск по болезни в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам военнослужащих и предоставляется на основании заключения ВВК, а период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 350 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее
· УВС ВС РФ) и ст.ст. 399 и 621 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время является продолжением лечения, которое для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может проходить на дому.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - председателя суда Бамматова p.p., при секретаре Магомедове М.М., с участием заявителя Королева СВ. и представителя должностного лица - Паскарь СВ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 283/10 по заявлению военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан старшего прапорщика Королева Сергея Викторовича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части,

установил:

Королев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальнику Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан (далее – ПУ ФСБ РФ по РД), связанные с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, а также обязать указанное должностное лицо устранить названные нарушения путем издания соответствующего приказа.

Он также просил отнести судебные расходы по уплате государственной пошлины на ПУ ФСБ РФ по РД.

В судебном заседании Королев поддержал требования, изложенные в заявлении, и пояснил, что оспариваемые действия должностного лица приводят к тому, что он вынужден постоянно доказывать необходимость освобождения его от исполнения обязанностей военной службы, предоставлять справки о болезни, носить с собой на службу копию свидетельства о болезни и Положение о военно-врачебной экспертизе. Считая, что одного заключения военно-врачебной комиссии, в котором имеется отметка о необходимости освобождения его от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части достаточно, просил суд обязать должностное лицо освободить его от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, путем издания соответствующего приказа.

Представитель должностного лица Паскарь требования Королева не признал и в обоснование своих доводов пояснил, что законодательством России не предусмотрена обязанность должностных лиц издавать письменный приказ об освобождении военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы.

Выслушав объяснения заявителя и представителя должностного лица, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявление Королева подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что Королев, проходящий военную службу в ПУ ФСБ РФ по РД, находится в распоряжение начальника управления с 1 мая 2010 года. 20 июня 2007 года он признан не годным к военной службы с освобождением от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказов начальника Службы в г.Каспийске от 6 апреля 2010 года №43-лс о направлении 30 апреля 2010 года Королева в распоряжение начальника ПУ ФСБ РФ по РД, справкой от 17 июня 2010 года №8/664 о нахождении заявителя в распоряжении начальника ПУ ФСБ РФ по РД с 1 мая 2010 года, выданной ПУ ФСБ РФ по РД, копии свидетельства о болезни от 4 июня 2007 года №538, утвержденного Центральной пограничной военно-врачебной комиссией ФСБ России 20 июня 2010 года, о негодности Королева к военной службе и необходимости предоставления ему освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Листком освобождения от исполнения обязанностей служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №739, выданного военно-медицинской службой УФСБ РФ по РД, подтверждается факт обращения Королева в указанную службу и освобождения его от исполнения служебных обязанностей на срок с 19 мая по 4 июня 2010 года, с отметкой о необходимости приступить к работе с 5 июня 2010 года.

Как следует из письма начальника ПУ ФСБ РФ по РД от 21 июля 2010 года №21/304/8/21, адресованного заявителю, должностное лицо в нем сообщает, что в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии Королев освобожден от исполнения обязанностей военной службы на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Оценивая указанные выше обстоятельства, суд приходит к следующему .

В соответствии с пунктом 34 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №123, в случае если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе, военно-врачебная комиссия одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о необходимости предоставления освобождения на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Как следует из статьи 359 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

Отсюда следует, что заключение военно-врачебной комиссии о необходимости предоставления военнослужащему освобождение на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, подлежит обязательному исполнению должностными лицами.

Королев пояснил, что несмотря на имеющееся заключение военно-врачебной комиссии о необходимости освобождения его от исполнения обязанностей военной службы до дня исключения из списков личного состава воинской части, он вынужден постоянно доказывать должностным лицам ПУ ФСБ РФ по РД это обстоятельство, повторно представляя копию свидетельства о болезни, листок нетрудоспособности и разъясняя нормы Положения о военно-врачебной экспертизе, которое также вынужден приносить с собой на службу.

Представитель должностного лица Паскарь подтвердил факты, отмеченные заявителем и пояснил, что вопросы о законности отсутствия заявителя на военной службе действительно возникали.

На основании изложенного суд, учитывая, объяснения заявителя о том, что он вынужден постоянно доказывать должностным лицам ПУ ФСБ РФ по РД свое право на освобождение от исполнения обязанностей военной службы по болезни, а также объяснения представителя должностного лица Паскарь, согласно которых вопросы о законности отсутствия заявителя на военной службе действительно возникали, приходит к выводу , что несмотря на письменное уведомление заявителя об освобождении от исполнения обязанностей военной службы по болезни фактически такое освобождение должностным лицом осуществлено не было.

Довод представителя должностного лица, со ссылкой на письменное уведомление Королева об освобождении его от исполнения обязанностей военной службы, суд отклоняет, поскольку согласно заключению военно-врачебной комиссии должностное лицо обязано фактически освободить заявителя от исполнения военной службы до исключения из списков личного состава воинской части.

При этом, одно лишь уведомление заявителя об освобождении его от исполнении обязанностей военной службы с одновременным регулярным предъявлением к нему требований подтвердить правомерность не исполнения обязанностей военной службы, является формальным, а потому обязанность освободить Королева от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, судом признается невыполненной должностным лицом.

Вместе с тем, суд признает обоснованным довод представителя должностного лица Паскарь о том, что нормативными – правовыми актами, регламентирующим порядок прохождения военной службы, не предусмотрена обязанность должностного лица письменным приказом закрепить освобождении заявителя от исполнения обязанностей военной службы, поскольку в соответствии со статьей 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, фактическое освобождение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы с одновременным письменным уведомлением его об этом, является достаточным для исполнения соответствующей рекомендации военно-врачебной комиссии.

Потому, требование заявителя об обязании должностного лица письменным приказом освободить его от исполнении обязанностей военной службы, Суд считает незаконным.

На основании изложенного суд признаёт заявление Королева в части требований о признании незаконными действий начальника ПУ ФСБ РФ по РД, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части обоснованным и полагает необходимым его удовлетворить, а в части его требований об обязании указанного должностного лица издать письменный приказ об освобождении заявителя от исполнения обязанностей военной службы по болезни до дня исключения из списков личного состава, полагает необходимым отказать.

Наличие судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей, подтверждается представленной заявителем и исследованной в судебном заседании квитанцией.

Вместе с тем, требование заявителя об отнесении судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей, суд в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации, из которых следует, что при частичном удовлетворении заявления судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом требований в разумных пределов, находит подлежащими частичному удовлетворению и необходимым возложить на ПУ ФСБ РФ по РД на сумму 100 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Королева Сергея Викторовича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, - удовлетворить частично.

Обязать начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан предоставить Королеву Сергею Викторовичу освобождение от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Взыскать с Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан в пользу Королева Сергея Викторовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (ста) рублей.

В удовлетворении остальной части требований Королева СВ. - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме – 2 августа 2010 года.

Копия верна:

Подлинное за надлежащей подписью

Председатель суда

p.p. Бамматов

Секретарь судебного заседания М.М. Магомедов



 

Возможно, будет полезно почитать: