Аутсорсинг в вооруженных силах российской федерации. Военный аутсорсинг по-русски

Система аутсорсинга в армии, введенная в свое время бывшим министром обороны , может быть пересмотрена. Такое предположение высказал новый директор имущественных отношений Минобороны Дмитрий .

Привлечение гражданских организаций к обеспечению армии не может быть универсальным решением для всех военных частей, считает военный чиновник.

«На мой взгляд, нельзя вставать на какое-то единое, типовое решение в масштабах всех вооруженных сил. Если мы говорим об обеспечении функционирования вооруженных сил, то условия бывают абсолютно разные», — цитирует Куракина. При этом он оговорился, что это его личное мнение, которое он пока не обсуждал с министром обороны .

Куракин пояснил: одно дело, когда речь идет о боевом корабле в походе, другое — о маяке на Новой Земле, совсем другое — когда речь ведется о воинской части, дислоцированной в Москве, где сложилась на рынке развитая инфраструктура в части общепита, уборки территорий, обслуживания ЖКХ. «Это должны быть разные подходы. Не надо вставать на позицию единообразия», — подчеркнул Куракин.

«Может быть, скажу что-то крамольное, но я лично не вижу ничего плохого, когда солдат убирает свою личную казарму. Ничего страшного в этом нет, мы все это делали. Не надо солдату ждать бабушку из «Славянки» с метелкой, которая уберет за ним мусор», — добавил директор имущественных отношений военного ведомства.

Аутсорсинг при обеспечении гражданских потребностей военного ведомства был введен при экс-министре Сердюкове, который объяснял это тем, что военнослужащие не должны отвлекаться от выполнения боевых задач. Поэтому питание, обслуживание военной техники и многое другое было передано в ведение гражданских организаций.

В свое время высшее руководство страны исключительно благожелательно отнеслось к идее гражданских подрядов. В сентябре прошлого года тогдашний Дмитрий высоко оценил инициативу своего министра. «Военная служба заключается в другом — в приобретении боевых навыков», — повторил его тезис Медведев, заметивший, что первоначально у него был, конечно, скепсис, что «мы сможем наладить нормальное хозяйственное обслуживание за счет привлекаемых организаций, тем более что практика хозяйственных работ в наших вооруженных силах имеет давнюю историю». Медведев, как раз тогда объявивший повышение обороноспособности страны главным приоритетом своей политики, пообещал дополнительные средства на организацию аутсорсинговых программ.

Однако с началом в октябре этого года антикоррупционной кампании в Минобороны под удар попала ключевое звено в новой системе аутсорсинга — ОАО «Славянка», которое было «дочкой» , подчинявшегося, в свою очередь, военному ведомству. Александр Елькин, генеральный директор «Славянки», которой было передано обслуживание жилых домов в военных городках, благоустройство и уборка территорий, был арестован в середине ноября по обвинению в мошенничестве вслед за руководством «Оборонсервиса».

Именно деятельность «Славянки» вызывала больше всего претензий со стороны военнослужащих: они жаловались на перебои в отоплении, нерегулярный вывоз мусора и уборку территорий. При этом квартплата значительно возросла. Другой проблемой аутсорсинга было обслуживание армейских частей в отдаленных районах или во время учений. Сами военные жаловались, что при сокращении штатных должностей им приходится заниматься самообслуживанием.

О проблемах аутсорсинга в армии президент России Владимир Путин заговорил еще в июне, он предложил проанализировать его эффективность.

«В целом такие способы обслуживания вооруженных сил сегодня применяются во всех ведущих странах мира, с тем чтобы избавить военнослужащих от исполнения не свойственных им функций. У нашей армии раньше никогда такого не было. В целом это достаточно эффективная система, но ее внедрение, конечно, связано с определенными проблема и сбоями», — отметил вернувшийся в Кремль Путин.

При этом он оговорился, что необходимо учитывать российскую специфику и совершенствовать систему аутсорсинга. «Либо, если мы убедимся, что в наших российских условиях это неприменимо, будем отказываться», — отметил Путин. При этом он выразил прежнюю уверенность, что солдаты не должны выполнять не свойственные им функции. «Если мы солдата призываем на 12 месяцев, а он шесть месяцев драит, извините, гальюн или у печки стоит, из него хорошего специалиста совсем не получится», — подчеркнул президент.

Аутсорсинг в армии — это действительно очень проблемная сфера, отмечает член , координатор проекта «Человек и армия» Сергей . «С одной стороны, как идея — как избавить военнослужащего по призыву от выполнения не свойственных ему работ — это хорошо и здраво. Многие ребята, проходящие службу, действительно от этого избавлены. Тем более срок службы был сокращен до одного года, за который надо дать солдату необходимые навыки», — отмечает эксперт. Но при введении аутсорсинга возникло много проблем.

«Реализация этой идеи сопровождалась большими скандалами. Они были вызваны ошибками в управлении. Те структуры, которые были предназначены для аутсорсинга, зачастую аффилированы с Минобороны. Не была выстроена схема «заказчик — исполнитель — контролер», все замыкалось на военное ведомство», — подчеркивает Кривенко.

По его словам, во многих частях военные жаловались на недобросовестность гражданских подрядчиков. «На Дальнем Востоке одна из фирм ради получения прибыли наняла на работу в качестве поваров бомжей, ну понятно, какое было питание. Такие скандалы есть», — подчеркивает эксперт.

Другой проблемой является обеспечение военных подразделений во время боевых действий. «Тут не очень ясная ситуация. Хотя остаются тыловые службы, которые и должны обеспечивать армию. К счастью, в ближайшее время никакой войны у нас не будет, и есть время для решения и этой проблемы», — уверен Кривенко.

После изменений в руководстве Минобороны после отставки Сердюкова на фоне коррупционных скандалов в ведомстве заговорили о корректировке реформы армии, проведенной в конце 2000-х. В частности, Шойгу распорядился пересмотреть решение о том, что воспитанники суворовских и нахимовских училищ не должны принимать участие в параде 9 Мая. Затем новый министр обороны приостановил перенос Военно-медицинской академии имени Кирова из исторического центра Петербурга. После этого источники в Минобороны сообщали, что Шойгу выступает против перехода к болонской системе образования для выпускников военных вузов. На первой , которая прошла в закрытом режиме, по данным присутствовавших на ней источников, речь шла о недостаточной комплектации армии и отсутствии современного вооружения. Сам Шойгу отметил, что в последнее время сделано «немало, но еще больше нужно поправлять и изменять».

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА ВОЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ *

, соискатель Московского пограничного института

Федеральной службы безопасности Российской Федерации,

подполковник юстиции, *****@***ru

Аннотация : В статье отмечается увеличение объемов и форм применения аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также результаты его применения военными организациями. Делается вывод о том, что в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, аутсорсинг реализуется путем размещения соответствующих заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Ключевые слова : аутсорсинг, государственный контракт, внешние исполнители, конкурс, размещение заказа, военная организация.

Annotation : In the article the increase of volumes and forms of application of autsorsing registers in Army Forces of Russian Federation, and also results of its application. Taken conclusion that in the federal organs of executive power with military service, autsorsing will be realized by placing the orders on implementation of works (providing of services).

Keywords : autsorsing, state contract, external performers, competition, placing the order, military organization.

________________________________________________________________

С каждым годом увеличиваются объемы и формы применения аутсорсинга военными организациями. По заявлению Министра обороны Российской Сердюкова в 2012 г. хозяйственные функции армии полностью перейдут в ведение гражданских организаций.

В настоящее время наиболее распространенной формой реализации аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации является передача воинскими частями сторонним организациям выполнения следующих функций: организация питания личного состава; банно-прачечное обслуживание; хранение и освежение запасов материальных средств; выполнение внутригарнизонных перевозок воинских грузов и военнослужащих; заправка военной техники горючим; погрузочно-разгрузочные работы; хлебопечение; торгово-бытовое обслуживание; химическая чистка и ремонт обмундирования и обуви; эксплуатация зданий и сооружений; содержание и уборка территории и служебных помещений; вывоз мусора ; охрана отдельных объектов воинской части; организация подписки на периодические издания, доставка периодических изданий и почтовых отправлений. По оценкам некоторых специалистов, Министерством обороны Российской Федерации в 2011 г. за счет сокращения бань и прачечных сэкономлено 600 млн. руб.

Аутсорсинг «пришел» в армию из бизнеса. Термин «аутсорсинг » происходит от английских слов «outside resource using» – «использование внешних ресурсов». В международной бизнес-практике этот термин определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельно реализуемых организацией функций или видов деятельности , внешней организации или, как принято говорить, «третьей стороне».

До начала 90-х гг. ХХ в. слова аутсорсинг (outsorsing) не было ни в одном языке мира. Однако, положительные результаты использования аутсорсинга на практике увеличили его популярность и широкое распространение в бизнесе, а термин «аутсорсинг» стал применяться в договорных отношениях и упоминаться в научной литературе . Использование аутсорсинга позволило существенно повысить экономические показатели как организаций (хозяйствующих субъектов), так и отдельных регионов и стран.

Кроме того, аутсорсинг стал использоваться не только в частном секторе , но и в сфере государственного управления , что позволило достичь определенных положительных эффектов его применения в органах исполнительной власти. Однако процесс применения аутсорсинга органами исполнительной власти недостаточно изучен, а термин «аутсорсинг» нормативно не закреплен.

Одним из первых нормативных правовых актов Российской Федерации, в которых раскрывается понятие аутсорсинга, является Концепция административной реформы в Российской Федерации в годах (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г.), согласно которой одной из составляющих оптимизации функций органов исполнительной власти является разработка и обеспечение широкого применения аутсорсинга – механизма выведения определенных видов деятельности за рамки полномочий органов исполнительной власти путем заключения контрактов с внешними исполнителями на конкурсной основе.

Л. Демидова, рассматривая аутсорсинг в сфере реформирования государственного сектора , характеризует его как организационно-хозяйственную модель, предполагающую передачу тех или иных видов деятельности государственной организации на сторону, где они выполняются более эффективно благодаря преимуществам специализации, использования новейших технологий и квалифицированного персонала.

Вместе с тем, рассматривая аутсорсинг в контексте способов и технологий совершенствования деятельности органов государственной власти, отмечает, что аутсорсинг является способом оптимизации функционирования органов государственной власти за счет сосредоточения деятельности на главном направлении и передачи непрофильных работ внешним специализированным организациям на договорной основе.

В Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, аутсорсинг не стал чем-то существенно новым. Однако в процессе принятия решения по вопросу внедрения (расширения степени использования) аутсорсинга при организации материально-технического обеспечения войск (сил) необходимо в обязательном порядке принимать в расчет целый комплекс военно-политических и экономических факторов, определяющих реальные причины, условия и тенденции применения подрядной практики.

Теоретически использование аутсорсинга может иметь большое значение для повышения боеготовности подразделений и эффективного использования бюджетных средств, однако использование аутсорсеров не представляет собой панацею в предоставлении гарантий экономии военного бюджета .

Применение аутсорсинга военными организациями предоставляет возможность, не отвлекаясь на вспомогательные функции, сконцентрироваться на основных, таких как поддержание необходимого уровня боеготовности и боеспособности воинской части, повышение боевой подготовки военнослужащих и др., и, кроме того, значительно снизить расходы на реализацию хозяйственных, обеспечивающих задач, а также повысить качество получаемых услуг.

Результаты применения аутсорсинга военными организациями можно рассматривать с различных позиций, но наиболее важными являются организационные, социальные и экономические.

В организационном аспекте применение аутсорсинга позволяет военным организациям освободить военнослужащих от выполнения функций, не связанных со служебно-боевой подготовкой, а также устранить большую часть дублирующих функций и тем самым создать необходимые условия для улучшения управляемости и повышения устойчивости системы материально-технического обеспечения войск.

С социальной точки зрения применение аутсорсинга военными организациями, вкупе с переходом на новую систему денежного довольствия военнослужащих согласно Федеральному закону от 7 ноября 2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», способствует повышению престижа военной службы, так как военнослужащие не станут привлекаться к выполнению хозяйственных функций, таких как уборка помещений и территории, приготовление пищи и др., а будут повышать свое воинское мастерство.

Кроме того, потребности воинской части в определенных услугах дадут импульс к развитию бизнеса в месте ее дислокации, созданию новых рабочих мест и повышению деловой активности предпринимателей.

В отличие от бизнеса, экономический аспект применения аутсорсинга военными организациями, не является основным, но тем не менее также важен. Он позволяет оптимизировать расходы воинской части на организацию материально-технического обеспечения, разделить (или частично передать) сторонней организации риски хозяйственной деятельности, привлекать аутсорсеров, которые будут использовать специализированное оборудование, которое отсутствует у воинской части, а также повысить конкуренцию на рынке данного вида услуг, тем самым появляется возможность получения услуг более высокого качества по более низкой цене.

Необходимо отметить, что экономический эффект от применения аутсорсинга военными организациями может изменяться, и его сложно рассчитать за какой-то конкретный период времени (год, квартал, месяц, или срок действия государственного контракта), так как это трудоемкий процесс, требующий всесторонней оценки расходов, связанных с содержанием штатного подразделения и ценой государственного контракта.

В военных организациях аутсорсинг реализуется путем размещения государственного заказа на выполнение работ (оказание услуг) для федеральных государственных нужд. В этой связи, для размещения соответствующего заказа необходимо определить виды деятельности, которые следует передать на аутсорсинг, включить данные виды деятельности в план государственных закупок и после доведения соответствующих лимитов осуществить, предусмотренные Федеральным законом от 01.01.01 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) действия по размещению государственного заказа.

Процедура размещения заказа на аутсорсинг в военных организациях будет иметь ряд особенностей, которые предлагается рассмотреть подробнее.

Исходя из требований Федерального закона от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» военным организациям предписано создать федеральные казенные учреждения, изменив тип федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования данного закона, следовательно, полностью финансироваться из федерального бюджета и размещать заказы в пределах выделенных лимитов денежных средств . В этой связи очень важно правильно рассчитать потребность в денежных средствах, которые будут запланированы для потребности воинской части на закупку услуг, которые планируется передать на аутсорсинг.

Очень важной составляющей размещения заказа на аутсорсинг будет являться выбор способа закупок. В настоящее время заказы размещаются как путем торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, так и без проведения торгов (ст. 10 Закона о размещении заказов). Наиболее оптимальной формой размещения заказа на аутсорсинг, по нашему мнению, является конкурс.

4. Договор аутсорсинга в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

5. , Корякин В. М. Аутсорсинг по-военному: некоторые вопросы ответственности сторон контракта на оказание услуг, выполнение работ // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 10.

6. , Аутсорсинг: история методология, практика: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012.

7. , Бабурин Д. Е. Аутсорсинг для нужд армии: зарубежный опыт и применение в Вооруженных Силах Российской Федерации //Право в Вооруженных Силах. 2011. № 12.

* Рецензент – , доктор юридических наук.

, Корякин В. М . Аутсорсинг по-военному: некоторые вопросы ответственности сторон контракта на оказание услуг, выполнение работ // Право в Вооруженных Силах. 2010. № 10.

, Рудая И. Л . Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 7.

, Аутсорсинг: история методология, практика: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 5.

Демидова Л . Реформы общественного сектора на западе // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11. С. 31.

Василенко Л. А . Аутсорсинг – инновационная кадровая технология государственной службы. М.: Наука, 2007. С. 29.

, Плотников В. А . Указ. соч. С. 67

, Бабурин Д. Е . Аутсорсинг для нужд армии: зарубежный опыт и применение в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 12. С. 90.

Ещенко И. А . Договор аутсорсинга в гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 4.

Подробнее о способах обеспечения исполнения государственного контракта см.: Сорокин А. В . Способы обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта, применяемые при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // Современное право. 2011. №С. 36.

Подробнее о размещении заказов в случае, когда конкурс признан не состоявшимся см.: Сорокин А. В. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в случаях, когда конкурс признан не состоявшимся // Современное право. 2010. № 12(1). С. 54.

Намерено внести изменения в саму систему обеспечения войск. С этой целью решено преобразовать подведомственные Минобороны компании - ОАО «Гарнизон» и ОАО . По мнению специалистов, реформирование, прежде всего, будет означать отказ от наследия прежнего министра обороны , активно внедрявшего в сфере обслуживания армии . По словам министра обороны РФ , обращение к услугам сторонних организаций для выполнения несвойственных военнослужащим функций позволило высвободить свыше 65 тысяч военнослужащих для решения своих непосредственных задач. В то же время, заявил Сергей Шойгу на коллегии министерства, аутсорсинг не является универсальным средством и не может обеспечить все тыловые потребности армии.

Недостатки такой системы, по мнению министра, связаны с непрозрачностью деятельности компаний-аутсорсеров, низким качеством выполняемых ими работ и, соответственно, недовольством конечного потребителя их результатами. Из этого глава Минобороны делает вывод, что настало время провести реформу существующей системы обеспечения Вооруженных сил.

Была произведена проверка работы входивших в систему «Оборонсервиса» предприятий за четыре года. В ходе этой проверки был выявлен целый комплекс проблем. Так, внутренняя и внешняя кредиторские задолженности этих предприятий составляла десятки миллиардов рублей. Из них задолженность по зарплате составила 1,4 млрд, а задолженность перед контрагентами - около 97,6 млрд. В целом, убыток, накопленный за услуги ЖКХ, составил свыше 40 миллиардов рублей.

Кроме того, в 2013 году расходы бюджетных средств на ОАО «Оборонсервис» выросли на 49 млрд руб., при заметном ухудшении качества предоставляемых услуг. По словам Сергея Шойгу, коррупционная составляющая увеличилась из-за непрозрачности деятельности компаний-аутсорсеров. За этот период было возбуждено свыше тысячи дел арбитражного разбирательства и 25 уголовных дел, которые удалось выиграть.

Для освоения бюджетных средств компанией создавались многочисленные цепочки посредников. По словам министра обороны, в 2012 году, например, для транспортного обслуживания создавались цепочки, насчитывавшие от 5 до 8 посредников, а в сфере поставок угля цепочки от 4 до 6 посредников. При этом Сергей Шойгу подчеркнул, что созданная при предыдущем главе Министерства обороны Сердюкове система аутсорсинга оказалась полностью несостоятельной в военных условиях.

Например, частные аутсорсинговые компании, в обязанность которых входило сопровождение войск всегда и везде, не справлялись с этой задачей, продемонстрировав полную неспособность выполнять свои прямые обязанности. Во время учений, походов и полевых выходов, отметил заместитель министра Руслан Цаликов, стала совершенно очевидной невозможность выполнения клининговых работ такими компаниями-подрядчиками. По его словам, бизнесмены вряд ли захотят «лезть в грязь» и пытаться заработать в таких условиях.

На основании вышеизложенных причин, Министерство обороны намерено в настоящий момент частично отказаться от передачи работ на аутсорсинг частным компаниям в таких сферах как уборка казарм, общежитий и прилегающих территорий воинских частей. Еду в полевых условиях также в армии теперь будут готовить самостоятельно, не передавая эти функции сторонним организациям. В то же время, в министерстве считают необходимым сохранить систему «шведских столов» в воинских частях. По словам Руслана Цаликова, данная система себя оправдала и нравится самим военнослужащим.

Структура «Оборонсервиса» на сегодняшний день включает в себя свыше 300 акционерных обществ и 9 субхолдингов. После предлагаемой Министерством обороны реформы должно остаться всего 4 субхолдинга структуры ОАО «Гарнизон». Численность обслуживающего персонала также предлагается снизить вдвое - с нынешних 130 тысяч человек до 65 тысяч. Создаваемые новые субхолдинги должны будут заниматься оказанием услуг там, где эти услуги востребованы, и работать в интересах Министерства обороны.

Руслан Цаликов сообщил, что экономический эффект в результате принимаемых ведомством мер по совершенствованию деятельности и структуры «Оборонсервиса» должен дать экономический эффект и общую экономию средств в перспективе от 60 до 70 млрд руб. Реформирование ОАО «Оборонсервис» началось в прошлом году и уже дало возможность сэкономить свыше 22 млрд руб. По словам Сергея Шойгу, следует четко обозначить сферы, в которых приемлемо использование аутсорсинга, а также объёмы необходимых услуг. Решения в данном направлении должны быть взвешенные, ответственные и компетентные, подчеркнул министр. Он также сообщил, что планируется создание инвестиционного блока предприятий в составе нового холдинга.

ОАО «Гарнизон» будет объединять четыре субхолдинга:

1. Единый строительный и жилищно-коммунальный субхолдинг, в который войдут ОАО «Славянка», ОАО «Оборонэнерго» и ОАО «Оборонстрой».
2. Ремонтно-производственный субхолдинг, который объединит свыше 150 промышленных предприятий, входящих в ОАО «Ремвооружение», ОАО «Спецремонт», ОАО «Авиаремонт» и ОАО «Агоропром».
3. Субхолдинг бытового обслуживания и снабжения, в котором останется ОАО «Военторг», на чьей базе создадут дополнительное ОАО «Военторг-Москва», выделив его из ОАО «Военторг-Запад». Оно будет включать блок гостиничных услуг.
4. Субхолдинг для предоставления услуг связи и телекоммуникаций будет включать ОАО «Красная звезда», в качестве основного звена и информационного рупора Министерства обороны. В него войдут телеканал «Звезда», газета «Красная звезда», студия документальных фильмов Министерства обороны, радиостанция «Звезда» и новое информационное агентство, открытие которого намечалось на 1 июля нынешнего года, но так пока и не состоялось.

По словам Руслана Цаликова, Минобороны планирует привлечь крупных инвесторов в систему ведомственного ЖКХ. Он привёл в качестве примера удачного сотрудничества с инвесторами их участие в процессе перевода котельных на газовое топливо. При этом замминистра подчеркнул важность правильного выстраивания системы взаимоотношения с инвесторами, над чем в настоящий момент, по его словам, работают в министерстве. Желательно не повторять прошлых ошибок, считает он, когда при «Оборонсервисе» участие таких инвесторов в проектах Минобороны было лишь эпизодическим по причине «неповоротливости» холдинга.

До середины следующего года, продолжает Руслан Цаликов, входящие в «Оборонсервис» ремонтные предприятия будут переданы структурам оборонно-промышленного комплекса, с которым уже согласованы графики передачи. Предстоящая интеграция будет способствовать осуществлению единой государственной политики в сфере разработок, производства, ремонта, технического обслуживания и утилизации военной техники и вооружений.

Если удастся всё это реализовать, считает эксперт, Министерство обороны будет располагать работающим механизмом, позволяющим эффективно использовать услуги сторонних организаций, хотя в самом министерстве понимают всю сложность предстоящей задачи. Сомнения в успехе вызывает сама система тендеров, считают в ведомстве. По словам одного из источников в министерстве, если изучить списки победителей тендеров, выяснится, что победители всегда одни и те же. После выигрыша они сами объявляют тендер на те же услуги, только снизив стартовые цены. Таким образом набирают субподрядчиков, которые, согласно схеме подрядного бизнеса, имеют право набирать своих субподрядчиков. Так возникают цепочки, в которых налицо коррупционная составляющая. Хотя, с точки зрения закона, тут придраться не к чему.

Аутсорсинг хорошо знакома всем бизнесменам - это видоизмененный договор подряда, позволяющий компании сэкономить деньги и повысить качество получаемых услуг. Суть заключается в том, чтобы передавать несвойственные функции сторонним организациям. Это актуально в том числе и в вооруженных силах, где большая часть бытовых проблем раньше решалась за счет рабочей силы солдат.

Шведский стол в российской армии. Фото: Шамуков Руслан/ТАСС

Если в недавнем прошлом приготовление пищи, уборка казарм и прилегающих территорий занимали значительное время в повседневной службе бойца, теперь за это отвечают профессиональные повара и специально нанятые клининговые компании. Поставки продуктов также обеспечиваются исполнителем. Новая система заметно улучшила качество контроля поставляемой продукции и практически исключила факты дефицита продуктов.

Новая система, отмечают в армии, освободила значительное время, которое прежде бойцы были вынуждены тратить на подобную "бытовуху". Теперь все свое время и силы солдаты могут, не отвлекаясь, отдавать профессиональной военной подготовке, еще и на отдых время остается.

Не менее важен и тот факт, что привлечение аутсорсинговых компаний позволило значительно улучшить качество материально-технического обеспечения армии. В первую очередь, военнослужащие в частях почувствовали это на собственных желудках: им теперь предлагается не фиксированное меню, а возможность выбора. В ассортименте военных столовых есть несколько перемен блюд, разнообразное первое и второе, гарниры, напитки и даже "салат-бар". К праздникам повара традиционно пекут и подают к столу пироги.

На новый уровень вышла и уборка воинских частей - договоры с клининговыми компаниями гарантируют качественную ежедневную уборку внутренней и внешней территории части, чистоту санузлов и душевых, обеспечение моющими и дезинфицирующими средствами. Военнослужащие стали лишь потребителями этих услуг.

В перспективе такая форма работы позволит не только разгрузить вооруженные силы от несвойственных им функций, но и повысить качество подготовки солдат и офицеров, исключая возможное психологическое давление на личный состав. Но для того, чтобы добиться заветной цели, требуется тщательная проработка контуров реформы, дифференцированный подход и общественный контроль над эффективностью расходов в данной сфере.

По сегодняшним результатам становится очевидно, что Министерство обороны приняло правильное решение, передав бытовые вопросы в руки гражданских специалистов. Это позволило убить двух зайцев сразу: профессионалы в своей области обеспечивают качественное предоставление услуг, а у военнослужащих стало больше времени на реальную военную подготовку.

Среди других немаловажных плюсов: использование специализированного оборудования и технологий, которые ранее просто отсутствовали в воинских частях, а также здоровая конкуренция на рынке исполнителей, когда заказчик может перезаключить контракт на более выгодных условиях.

Отметим также, что западные страны уже давно практикуют аутсорсинг персонала , находя в нем большое количество преимуществ для развития вооруженных сил. Ведь залог сильной армии не только в современном вооружении, но и в качественном материально-техническом обеспечении, которое формирует достойно организованный солдатский быт.

Фирмы-подрядчики, нанятые для оказания тех или иных военных услуг, появились на рынке в конце XX в. в Великобритании и изначально занимались лишь обучением и подготовкой военных специалистов. И лишь в 90-х гг. прошлого века такие компании начали принимать более активное участие в жизнедеятельности вооруженных сил.

В настоящее время услуги, которые оказываются на основании договора аутсорсинга, получает достаточно большое число зарубежных армий - США, Великобритании, Италии, Канады, Франции, Германии и даже армий стран СНГ (к примеру, Украины, Грузии и Киргизии). Этот положительный опыт наконец-то взяли на вооружение и российские Вооруженные силы.

Как приживается система аутсорсинга в экстремальных условиях Заполярья, на суровых и относительно безлюдных просторах Кольского полуострова? Способны ли гражданские предприятия вместе с группой дивизионов зенитного ракетного полка выйти, к примеру, на боевые стрельбы - несколько часов по бездорожью Кольского полуострова и морем - к острову Кильдин?.. Об этом - беседа корреспондента «Красной звезды» с заместителем командира заполярного радиотехнического полка (бригады воздушно-космической обороны) по материально-техническому обеспечению подполковником Бахтиёром Бабаджановым.

Бахтиёр Ташпулатович, насколько успешно удаётся обеспечивать всем необходимым радиотехнический полк нового облика в Заполярье?
- Сегодня основная сложность в том, что обязанности заместителя командира полка по материально-техническому обеспечению включают несколько прежних должностных сфер. Поэтому мне и небольшому коллективу подчинённых (пять офицеров и десять гражданских специалистов) приходится одновременно снабжать подразделения всем - техникой, оружием, боеприпасами, продовольствием, горючим - на широком географическом пространстве. Более пятнадцати подразделений полка разбросаны по всему Кольскому полуострову, и мы используем различные схемы обеспечения с привязкой к тем или иным условиям и ближайшим складам. Имеются особенности. К примеру, всё вещевое и техническое обеспечение в полном объёме, централизованно идёт непосредственно через меня (вооружение, заводское обслуживание техники). Продовольственное снабжение организовано по региональному принципу. Все подразделения южнее Мончегорска обеспечиваются через Северный флот, то есть через мурманские склады и Оленегорский гарнизон. Западное направление обеспечиваем через заозёрские склады и Видяево. Северная сторона Кольского полуострова - отдельное направление. Кашкаранцы, Гремиха и Дальние Зеленцы обеспечиваются всем необходимым по навигационному принципу - получаем на Северном флоте полуторагодичный запас продовольствия для трёх подразделений полка и завозим морем. На Кольском полуострове есть точки, до которых аутсорсинг ещё не дошёл, потому что только морем в навигацию или вертолётом можно долететь (если погода позволит), а ближайший населённый пункт - в сотне километров.

С учётом удалённости при переходе на аутсорсинг возникли определённые
трудности. Котельные и столовые наши разбросаны на огромной территории, и не везде есть местные жители, которые могли бы работать в рамках новой системы. Должности военных поваров и кочегаров сокращены, однако столовые и котельные нельзя оставлять без присмотра. Поэтому кое-где пришлось брать солдат из боевого расчёта и делать из них нештатных поваров и кочегаров.
- В каком процентном отношении материально-техническое обеспечение полка переведено сегодня на аутсорсинг?
- Материально-техническое обеспечение - многопланово, и сложно передать обстановку в процентах. Тем более что на новую систему полк перешёл относительно недавно - в декабре 2011 года. На юге Кольского полуострова (Мончегорск, Ковдор) аутсорсинг внедряется лучше. Накоплен определённый положительный опыт обеспечения отоплением и питанием. Приживается и уборка территорий. На северной стороне - проблем больше. И даже в относительно крупных гарнизонах сторонние фирмы к уборке территорий и помещений приступили лишь в апреле. Дело новое, шероховатости неизбежны. При этом у нас есть объекты, на которые мы не можем допускать гражданских лиц. Знаете, дворник с допуском - это проблема. Таким образом, полковая уборка охвачена аутсорсингом примерно на 60 процентов.
По продовольствию на аутсорсинг мы перешли в одиннадцати подразделениях из шестнадцати.
В трёх точках: Ханлаута, Гремиха, Кашкаранцы пока нет перемен с питанием. А там, где уже властвует аутсорсинг, к сожалению, меню-раскладка из Санкт-Петербурга не всегда соответствует ассортименту продуктов на складе.
Отопление передано почти полностью, за исключением двух отдалённых объектов на Ханлауте и Гремихе. Есть протокольно-технологическая проблема с поставкой отопительного мазута в посёлок Килп-Явр. Войска ушли, а люди остались.
С топливом для техники проблем нет. Правда, наши объёмы не вызывают интереса у коммерсантов. Зато Северный флот никогда не подводит.
Большинство подразделений обеспечивается электроэнергией по промышленным сетям, и лишь в трёх отдалённых точках работаем от своих дизель-генераторов. К сожалению, аварийные источники питания, новые дизель-генераторы не получаем уже около 18 лет. Переделываем списанные генераторы боевых станций. Стараемся поддерживать в удовлетворительном техническом состоянии то, что имеем. При этом должен отметить улучшение работы в подразделениях представителей заводов-изготовителей нашей техники.
- Как действует система доставки материально-технического имущества?
- Транспортная тема - тонкая. У нас нет специального транспорта, при управлении осталось всего шесть единиц автомобилей, и каждый имеет лимит в 1.500 км. Выручают Северный флот и батальон центроподвоза. Пользуемся морем, однако должен заметить, если администрация Мурманской области перестанет поддерживать дотациями единственную пассажирскую линию в Баренцевом море, маршрут на Гремиху теплохода ледового класса «Клавдия Еланская» (весь маршрут: Мурманск - Йоканьга), то мы не сможем обеспечить побережные подразделения даже питанием. А семьи военнослужащих не смогут выехать в отпуск Большую землю. Такая опасность есть, ведь маршрут экономически невыгоден.
- Бахтиёр Ташпулатович, в 1990 году вы окончили Горьковское высшее военное училище тыла и уже 19 лет служите на Севере. Очевидно, профессионализм и опыт позволяют вам соблюдать нынешний баланс полкового аутсорсинга?
- В целом баланс положительный. Во-первых, к хозяйственным работам не привлекаются военнослужащие по призыву, это очень хорошо для боевой подготовки. Во-вторых, когда работают материально заинтересованные гражданские специалисты, повышается качество. И реакция сторонних организаций на все наши замечания, как правило, следует незамедлительно. Фирмы дорожат своей репутацией на этом новом и для них участке, работают стабильно. Надеюсь, в дальнейшем положительный баланс аутсорсинга в полку станет ещё выше.

АУТСОРСИНГ (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) - передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией менеджмента, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % - часть административных функций.

Мотивация руководства Минобороны: у подчиненных появилась возможность вместо мытья полов и чистки картошки больше времени заниматься военным делом. Рассматривается вопрос о том, чтобы охрану военных городков и объектов также взяли на себя гражданские структуры.
Так, по новому распорядку дня, после обеда введен так называемый "адмиральский час" - солдаты отдыхают.

НЕДОСТАТКИ

При использовании аутсорсинга в России проявлялись следующие его недостатки:
- уровень профессионализма сотрудников аутсорсинговой компании - аутсорсера (как исполнителя, так и его руководителя) может оказаться недостаточным для выполнения работ или оказания услуг на должном уровне,
- недостаточность рычагов управляющего воздействия, что может привести к снижению эффективности процессов и увеличению затрат на обслуживание,
- наличие рисков нарушения сохранности имущества, безопасности и утечки сведений КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО характера, в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия.
- увеличение времени решения проблем в аварийных ситуациях, связанное с лишним передаточным звеном и согласованиями (особенно проявляется в телекоммуникациях).
- И ГЛАВНОЕ – ВЕДЕНИЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ!

22.04.2011. Прокуроры выясняют обстоятельства отравления более 100 студентов уральского института МЧС. Питанием учебное заведение обеспечивает сторонняя организация, выигравшая договор по тендеру.

Несмотря на положительные перемены после внедрения системы аутсорсинга, военная прокуратура гарнизона недавно вскрыла существенные недостатки. Речь о проведённой в августе вместе с коллегами из Роспотребнадзора по Ярославской области проверке обязательств контрагентами Минобороны РФ в структурном подразделении 1586-го окружного военного госпиталя. В результате надзорных мероприятий с привлечением всего прокурорского состава и специалистов были выявлены существенные нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, а также законодательства, направленного на защиту жизни и здоровья военнослужащих. По договору с ОАО «Военторг» услуги по организации питания находящихся там на лечении стационарных больных оказывало ООО «Сервис-К».
Проверка показала, что хранение, обработка и приготовление продуктов питания в дислоцированном в Ярославле структурном подразделении ФГУ «1586 ОВКГ МВО» были организованы и выполнялись с грубейшими нарушениями санитарно-эпидемиологических норм, причём как по вине сотрудников привлечённой коммерческой организации, так и должностных лиц госпиталя. В результате после приёма пищи, приготовленной в несоответствующих требованиям условиях, 10 августа с.г. произошло массовое заболевание военнослужащих острой кишечной инфекцией. По требованию военной прокуратуры Ярославского гарнизона питание пациентов госпиталя продуктами, приготовленными на пищеблоке, приостановлено, а сам он закрыт до устранения выявленных нарушений. В ходе проверки в отношении ООО «Сервис-К» возбуждено три производства об административных правонарушениях. Начальнику Ярославского гарнизона военной прокуратурой внесено соответствующее представление. Потребовано принять исчерпывающие меры по контролю за качеством питания. Принят ещё ряд мер, в т.ч. по подследственности переданы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении заведующей производством ООО «Сервис-К». Дело возбуждено. Идёт следствие. (1 ДЕКАБРЯ 2011 ГОДА. "КРАСНАЯ ЗВЕЗДА". Полковник юстиции в отставке Сергей УСТИНОВ.
Олег ПОЧИНЮК)

17.01.12 В воинской части под Питером произошло массовое отравление

В свою очередь организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" утверждает, что много человек находится в казармах с диареей, рвотой и высокой температурой. При этом, по данным организации, солдатам своевременно не оказали надлежащую медпомощь. РИА Новости 11:42

В военной прокуратуре Западного военного округа завершена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического норм при организации питания военнослужащих в п.Каменка Выборгского района Ленинградской области

Проверкой военной прокуратуры Западного военного округа совместно со специалистами санитарно-эпидемиологического надзора установлено, что при организации питания военнослужащих в войсковой части 02511 сотрудники ООО «ЛенПродТорг» нарушили технологию приготовления пищи, а также использовали некачественные и небезопасные продукты и кулинарные изделия.

В результате семнадцать военнослужащих после приема пищи в солдатской столовой почувствовали недомогание и обратились за медицинской помощью.

Командование бригады, как выяснилось, должным образом работу коммерсантов не контролировало.

Военными прокурорами исполняющим обязанности начальников продовольственной и медицинской служб соединения объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона, а в отношении начальника столовой и руководителя ООО «ЛенПродТорг» возбуждены дела об административных правонарушениях по ст.6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований при организации питания).



 

Возможно, будет полезно почитать: