Порядок оформления ОПО с нуля. Регистрация ОПО по новым правилам: комментарии Разрешение администрации на эксплуатацию опасного производственного объекта

Под регистрацией ОПО подразумевается постановка на учет и внесение в реестр Ростехнадзора опасного производственного объекта, эксплуатируемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который имеет признаки опасности. При этом признаки опасности определяются согласно Приложению №1 Приложению и №2 к ФЗ №116-ФЗ.

Является ли регистрация ОПО обязательной?
Согласно существующему законодательству, регистрация ОПО в Едином госреестре ОПО проводится в целях возможности учета тех или иных опасных производственных объектов и организаций, их эксплуатирующих, в Ростехнадзоре. Данная процедура регламентируется пунктом номер 2 статьи 2 ФЗ №116. Если же объект не прошел обязательную регистрацию, но при этом продолжает функционировать, Ростехнадзор в праве наложить на владельца предприятия крупный административный штраф.

Когда нужно регистрировать опасный производственный объект?

Владелец опасного производственного объекта должен подать заявку на проведение регистрации в срок не превышающий 10 дней (согласно 14 пункту Приказа № 495 от 25.11.2016 года), с момента:
  • Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  • Оформления акт ввода в эксплуатацию объекта.
На основании существующих Положений, сроки, в течение которых Ростехнадзор должен выдать Свидетельство о регистрации ОПО, ограничиваются 20 рабочими днями . При этом не предусматривается приостановка рассмотрения заявления на регистрацию ОПО. Но нередко на сбор документации и предварительный сбор данных уходит немало сил и времени, не говоря уже о необходимости долгого хождения по кабинетам.
Помните, что полученное Свидетельство о регистрации ОПО является БЕССРОЧНЫМ, а значит пройти эту процедуру достаточно один раз.

Порядок регистрации ОПО в Ростехнадзоре

Основополагающим документом регламентирующим порядок действий владельца опасного производственного объекта и Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, является вступивший в силу в 2017 году административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов №494.

Процесс получения свидетельства о регистрации ОПО можно разделить на несколько этапов:
  • Идентификация ОПО. На данном этапе владелец предприятия определяет, можно ли отнести тот или иной объект производства, на основании 116-ФЗ, к опасным;
  • Определение класса опасности объекта. Данная процедура проводится на основании результатов предыдущего пункта;
  • Сбор необходимых данных и документов для осуществления регистрации ОПО. Важно на этом этапе осуществить сбор как можно более полного пакета документов;
  • Уже на его основании будет заполнен пункт «Сведения, характеризующие ОПО» и подано заявление;
  • Заполнение сведений, которые характеризуют ОПО и подача заявления на регистрацию;
  • Оформление пакета документов для подачи в органы Ростехнадзора;
  • Подача в органы Ростехнадзора полного пакета документов;
  • Получение Свидетельства о регистрации опасного производственного объекта.
Отсутствие необходимых документов, подтверждающих регистрацию опасного производственного объекта, является серьезным административным правонарушением. Если слишком долго оттягивать с процедурой регистрации, то Ростехнадзор, как показывает практика, чаще всего передает дела в прокуратуру.

С чего начать регистрацию ОПО?

Первым делом, стоит определить, иначе говоря идентифицировать , опасные производственные объекты по выявленным в них признакам опасности и отнести их к той или иной категории опасных производственных объектов. Всего существует 4 класса опасности опасных производственных объектов, при этом независимо к какому классу относится объект, регистрации в органах Ростехнадзора подлежат объекты всех классов.
  • I класс опасности - объекты чрезвычайно высокой опасности;
  • II класс опасности - объекты высокой опасности;
  • III класс опасности - объекты средней опасности;
  • IV класс опасности - объекты низкой опасности.
Естественно, говорить о регистрации опасных производственных объектов в Госреестре ОПО, стоит только после их верной идентификации. Стоит отметить, что владелец опасного объекта, не только обязан самостоятельно идентифицировать эксплуатируемые объекты, но и несет полную ответственность за их верную идентификацию и присвоенный класс опасности.

Так же стоит отметить, что ряд технических устройств эксплуатируемых на опасных производственных объектах, может подлежать постановке на Учет в Ростехнадзоре, такие как:
  • Оборудование работающее под избыточным давлением;
  • Подъемные сооружения.
Нужно отметить, что подъемные сооружения ставятся на учет еще до начала пуска устройства в работу,а оборудование работающее под избыточным давлением, ставится на учет только после принятия решения о их вводе в эксплуатацию.
Не стоит путать эту процедуру с Регистрацией ОПО. Постановка на учет того или иного оборудования осуществляется соответствующими отделами подразделения Ростехнадзора, находящимися по месту нахождения самого оборудования, а ставить на учет в Ростехнадзоре технические устройства, необходимо либо до регистрации опасных объектов, либо одновременно с Регистрацией ОПО.

Когда может возникнуть необходимость исключения из реестра ОПО?
Для начала стоит определиться, попадает ли Ваш случай под требования законодательства, и действительно нуждается в исключении. Правительством Российской Федерации установлены лишь несколько причин, на основании которых исключать ОПО из реестра стоит в связи с:

  • Изменением критериев отнесения объекта к категории опасных или требований к их идентификации;
  • Утратой объектом признаков опасности;
  • Ликвидацией ОПО или выводом его из эксплуатации.
Так же, Ростехнадзором может быть принято решение об исключении объекта из реестра опасных, основываясь на таких причинах, как:
  • Смена владельца объекта;
  • Сдача в аренду объекта;
  • Консервация объекта на срок от одного года.
Хотя процедура исключения объекта из реестра ОПО не относится к сложной, к ней необходимо отнестись со всей ответственностью.
Одним из важных аспектов, стоит отметить одну типичную ошибку которую совершают большинство эксплуатирующих компаний: они сначала разбирают объект и утилизируют оборудование и лишь после этого начинают обращаться в Ростехнадзор за исключением из реестра ОПО. Это неверный путь, который влечет за собой определенные проблемы административного характера, дополнительные бумажные проволочки и финансовые затраты.
Что бы не запутаться во всевозможных нюансах в области промышленной безопасности, рекомендуем Вам, для решения таких вопросо обращаться только к профессионалам.
Наша компания предлагает провести весь процесс регистрации опасного производственного объекта от начала и до конца в срок не превышающий 30 рабочих дней . Специалистами центра будет подготовлен полный пакет всех необходимых документов. Имея большой опыт работы в подобного рода делах, поможет вам быстро и без лишних усилий на любом этапе регистрации ОПО.
  • Нужно ли назначать ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, работающих под избыточным давлением?
  • Как правильно подбирать области аттестаций по промышленной безопасности для аттестации работников?
  • Что такое оформление необходимых формуляров для ведения радиационно опасных работ?
  • Разрешается ли использовать кувалду с деревянной рукояткой при производстве работ на ОПО III класса в нефтяной и газовой промышленности?
  • Допускается ли использовать второй вилочный погрузчик для замены аккумуляторных батарей с вилочного электро погрузчика?

Вопрос

Существует ли в Законодательстве РФ понятие пробная эксплуатация (опробование), период эксплуатации до выхода на проектную мощность, период опробования и корректировки технологически параметров работы вновь построенного ОПО (объект подготовки нефти) и можно ли в этот период работать без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Ответ

То, что на Вашем объекте проходит «период эксплуатации до выхода на проектную мощность, период опробования и корректировки технологически параметров работы» означает, что он эксплуатируется в этом режиме. Тем более, что пуско-наладочные работы относятся к работам повышенной опасности.

Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных , деклараций промышленной безопасности ( Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ).

Т.е. лицензию Вам получить необходимо. Без лицензии работать нельзя. Для этого не обязательно иметь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Достаточно положительных заключений ЭПБ на ТУ, поскольку Вы эксплуатируете свой ОПО в режиме пробной эксплуатации.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (). В данной статье ничего не сказано о том, что регистрировать ОПО надо только при наличии документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию. Так, как это сформулировано ч. 2 ст. 6 № 116-ФЗ в требованиях для получения лицензии.

Как только признаки опасности Вами выявлены, Вам следует зарегистрировать ОПО. Что Вы, как мы поняли из вопроса, и сделали.

Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте ().

Самые актуальные статьи в системе Охрана труда:

Подробности в материалах Системы Охрана труда:

"Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов":

98. При выводе ОПО МТ из консервации эксплуатирующая организация составляет акт о вводе объекта в действие с приложением перечня выполненных работ после пробной эксплуатации ОПО МТ в течение 72 часов.

"Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (конвейерный, трубопроводный и другие транспортные средства непрерывного действия)":

2.2.65. Результаты испытаний конвейеров оформляются приемо-сдаточным актом и протоколом, в которых дается заключение о годности конвейера к эксплуатации.

2.2.66. После выполнения монтажно-наладочных работ производится пробная эксплуатация (обкатка) конвейера под нагрузкой в течение нескольких рабочих смен под постоянным наблюдением эксплуатационного персонала.

(ред. от 10.12.2016) "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".

Извлечения:

5. Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

6. Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в государственном реестре не позднее 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил».

Обратите внимание: вводимые в эксплуатацию, а не введенные в эксплуатацию.

Осуществление лицензируемого вида деятельности (эксплуатация объекта) без лицензии является административным правонарушением, за которое установлена ответственность в виде штрафа.

1. Техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом законодательства о градостроительной деятельности. Если техническое перевооружение опасного производственного объекта осуществляется одновременно с его реконструкцией, документация на техническое перевооружение такого объекта входит в состав соответствующей проектной документации. Документация на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Соответствие построенных, реконструированных опасных производственных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

Современное законодательство в области обеспечения промышленной безопасности уделяет максимальное внимание объектам, эксплуатация которых представляет определенную угрозу жизни, здоровью и личным интересам человека, а также окружающей среде. Такие объекты классифицируются как ОПО (опасные производственные объекты), и для запуска любого из них в эксплуатации владельцам или арендаторам необходимо выполнить целый ряд требований. Органом, осуществляющим контроль над их выполнением, является Ростехнадзор . Эта федеральная служба не только принимает решение о возможности запуска ОПО в эксплуатацию, но также регулирует деятельность таких объектов в дальнейшем, посредством плановых и внеплановых проверок. Рассмотрим, что представляет собой процедура ввода ОПО в эксплуатацию, согласно требованиям Ростехнадзора.

Порядок запуска эксплуатации ОПО: регистрация опасных производственных объектов и другие этапы

Согласно действующему федеральному законодательству со всеми изменениями и дополнениями последних лет, для ввода ОПО в эксплуатацию владелец или арендатор обязан не позднее 10 рабочих дней подать в Ростехнадзор сведения, необходимые для регистрации. К таким сведениям относится карта учета объекта и подробные характеристики направления его деятельности. При этом заявитель самостоятельно определяет, к какому классу опасности относится данный ОПО. Этот пункт не является задачей регистрационной службы. Тем не менее, если на первой проверке будет выявлено, что заявитель неверно определил этот класс, в регистрации будет отказано (естественно, речь идет о занижении класса). Поэтому определение класса опасности или, как его принято называть, идентификация ОПО, требует высокой ответственности и профессионализма.

После передачи в Ростехнадзор всех необходимых сведений о запускаемом в эксплуатацию объекте, регулирующий орган проводит следующие работы:

  • Регистрация ОПО, состоящая из присвоения регистрационного номера и занесения объекта в реестр.
  • Выдача карты учета и регистрационного свидетельства ОПО его владельцу или арендатору.
  • Регулярное обновление информации из реестра, а также предоставление сведений заявителю при необходимости.

Все эти процедуры являются государственными услугами Ростехнадзора, предоставление которых регулируется законодательством. При этом параллельно с ними, в процессе эксплуатации ОПО, его владельцы или арендаторы всегда могут обращаться за дополнительной помощью в коммерческие службы. Здесь предоставляется полная консультационная поддержка по всем вопросам данного характера.


Нам часто задают вопросы о том, в каком порядке нужно оформлять разрешительные и нормативно-технические документы на ОПО. К примеру, почему нельзя сначала оформить лицензию, а потом зарегистрировать ОПО? Какие документы нужно разработать после регистрации объекта в госреестре?

В этой статье мы укажем очередность оформления (получения) документов, которые требует эксплуатация опасных производственных объектов по действующему законодательству.

1. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта. Оформляется Акт ввода (разрешение на ввод) в эксплуатацию ОПО в целом и/или составных частей (технических устройств) ОПО.

2. Постановка на учет в качестве технических устройств оборудования ОПО (грузоподъемные механизмы, оборудование под давлением и т.д.). Оборудованию присваивают индивидуальный регистрационный номер, который указывается на титульном листе паспорта.

3. Регистрация ОПО - получение Свидетельства о регистрации ОПО в реестре Ростехнадзора.

4. Страхование ответственности владельца опасного объекта - оформление полиса на обязательное страхование ОПО согласно ст. 9 и 15 ФЗ №116 и ст. 5 ФЗ №225. Иногда страховой полис нужно получать до регистрации ОПО - в частности, некоторые управления Ростехнадзора придерживаются такой практики по грузоподъемным механизмам.

5. Разработка, утверждение и согласование (регистрация) нормативно-технических документов для ОПО:

  • Положение о производственном контроле (ППК) - согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263.
  • План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (для ОПО 1-3 кл. опасности) - согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013г. № 730 + заключение договора с аварийно-спасательным формированием (АСФ).
  • Положение о порядке технического расследования причин инцидентов (ПРИ) - согласно ст. 9 ФЗ №116 и п. 32 Приказа Ростехнадзора от 19 августа 2011г. № 480.
  • Должностные, производственные инструкции и приказы о назначении ответственных за ОПО - согласно ФНП по каждому типу опасных производственных объектов.
6. Аттестация по промышленной безопасности - получение протоколов проверки знаний в конкретных областях ПБ по результатам сдачи экзамена (прохождения тестирования) в Ростехнадзоре (или в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации).

7. Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО 1-3 классов опасности согласно ст. 9 ФЗ №116 и Постановлению Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492.

Обратите внимание ! Получить лицензию можно только после того, как ОПО введен в эксплуатацию, зарегистрирован, застрахован, на него оформлены нормативно-технические документы. И только на ту организацию, которая эксплуатирует объект (на которую выдано Свидетельство о регистрации ОПО).

Причина и логика Ростехнадзора просты - пока ОПО не существует юридически (т.е. он не зарегистрирован), на нем нельзя вести деятельность, которая лицензируется.
Еще один нюанс - вместе с заявлением на лицензию подаются (п. 7 Постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492) Положение о производственном контроле, страховой полис, Положение о расследовании инцидентов и т.д.

А эти документы можно оформить и согласовать (в случае с ПРИ) только когда сведения об ОПО внесены в реестр Ростехнадзора и объекту присвоен регистрационный номер в формате А00-0000(0)-0000, а также класс опасности.



 

Возможно, будет полезно почитать: