Право бессрочного пользования земельным участком. Понятие и подводные камни права постоянного бессрочного пользования земельным участком

Основаниями возникновения земельных прав и обязанностей п. 1 ст. 8 ГК РФ признает юридически значимые факты, в качестве которых могут выступать либо события или волевые действия, непосредственно не направленные на юридические цели, но с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий, либо непосредственно направленные на возникновение или прекращение правовых отношений юридически значимые действия граждан юридических лиц.

Последние, в свою очередь, подразделяются на односторонние и двусторонние сделки (договоры), административные акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения. Для земельного права, в отличие от гражданского, не имеют значения в качестве правоустанавливающего юридического факта правонарушения, связанные с причинением вреда другому лицу и неосновательным обогащением25.

Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ) право постоянного бессрочного пользования может быть предоставлено только органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям.26

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком нисколько бы не пострадало и не изменилось бы в своем содержании, если бы было названо как право постоянного (бессрочного) использования. С учетом своих особенностей и тенденции к уменьшению списка титульных прав на землю право постоянного (бессрочного) пользования в действительности представляет собой именно право использования, т.е. право, лишенное своего имущественного оборотного содержания. Применительно к объектам недвижимости, расположенным на земельном участке, этим названием - «постоянное (бессрочное) пользование» - фактически завуалирован режим земельного участка как придатка главной вещи - здания, строения, сооружения. Даже при аренде здания земельный участок с таким правом, как постоянное (бессрочное) пользование, -принадлежность главной вещи и следует ее судьбе.27

С введением в действие ЗК РФ возникает много вопросов об объеме полномочий государственных и муниципальных унитарных предприятий по распоряжению предоставленными им в постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, со дня введения в действие ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п.1 ст.20 этого Кодекса. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки могут быть предоставлены лишь государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Унитарные предприятия, которым земельные участки были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в силу нового ЗК РФ, сохраняют за собой такое право в соответствии с п. 3 ст.20 ЗК РФ. Нормы данной статьи исходят из признания ранее возникших прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в отношении тех лиц, которым в настоящее время предоставление указанных прав не предусматривается. Пункт 4 ст.20 ЗК РФ устанавливает запрет лицам, имеющим земельные участки в постоянном (бессрочном) пользовании, осуществлять распоряжение такими земельными участками. Согласно ст.270 ГК РФ к распоряжению земельным участком прямо отнесены передача земельного участка в аренду и безвозмездное срочное пользование. Кроме того, в силу п.2 ст.209 ГК РФ к распоряжению отнесены продажа и залог вещи.

Статья 3 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»28 содержит положение о недопущении внесения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Из изложенного можно сделать вывод, что п.4 ст.20 ЗК РФ запрещает совершение всех указанных юридических действий в отношении , принадлежащих унитарному предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.2 ст.3 Закона №137-Ф3 юридические лица, за исключением указанных в п.1 ст.20 ЗК РФ, обязаны были переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. В отношении унитарных предприятий речь идет о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды. Приведенная норма Закона № 137-ФЗ не предусматривала судебного порядка прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и не содержала иных санкций для предприятий, которые данную норму не исполнят в установленный законодательством срок. Более того, нигде не говорится о прекращении этого права, за исключением добровольного отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в порядке, предусмотренном ст.53 ЗК РФ. Так как в силу п.3 ст.20 ЗК РФ приобретенные права сохраняются, очевидно, что неисполнение указанной обязанности никак на правовом положении субъектов прав не отразится.

Поэтому переоформление права постоянного (бессрочного) пользования целесообразно осуществлять в отношении тех , которыми в будущем необходимо тем или иным образом распорядиться (например, передать в аренду, залог, в уставный капитал хозяйственного общества и т.д.). Статьей 3 Закона № 137-ФЗ установлено, что переоформление права на земельный участок включает: подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на соответствующем праве при переоформлении этого права согласно данной статье или подачу заявления юридическим лицом о предоставлении ему земельного участка на праве, предусмотренном ст. 15 или 22 ЗК РФ, при переоформлении этого права в соответствии с пп.2 и 5 ст.22; принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве; государственную регистрацию права в соответствии с Законом № 129ФЗ. На уровне Правительства РФ, а также правительств соответствующих субъектов РФ документ, специально регламентирующий порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные права в соответствии со ст. 3 Закона № 137-ФЗ, еще не разработан. Возникает проблема, которая рассматривалась заседания гражданскоправовой секции научно-консультативного совета при ВАС РФ - переходит ли в случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со ст. 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве? С.В. Сарбаш предложил весьма новаторский подход к толкованию ЗК РФ. В частности, было предложено при анализе положений ст. 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ использовать аналогию субъектов права постоянного (бессрочного) пользования с субъектами права хозяйственного ведения. Возможность такой аналогии обоснованы следующими аргументами: 1) обе группы субъектов (и субъекты права постоянного (бессрочного) пользования и субъекты права хозяйственного ведения) - это субъекты ограниченного вещного права. Более того, субъекты права постоянного (бессрочного) пользования, названные в ст. 20 ЗК РФ, так же как субъекты права хозяйственного ведения - это субъекты с «усеченной» гражданской правоспособностью; 2) закон не устанавливает запрета на совершение сделок такими субъектами с иными участниками гражданского оборота, в том числе с теми, которые имеют или могут иметь право собственности на те или иные вещи. Более того, реализация субъектом права хозяйственного ведения своей продукции иному лицу влечет возникновение у приобретателя именно права собственности, а не иного ограниченного вещного права. Следовательно, указанные лица в силу своего статуса и юридического режима распоряжаются чужой собственностью. Таким образом, используя приведенную аналогию, Сарбаш С.В. делает вывод о том, что в случае отчуждения здания, находящегося на земельном участке, принадлежащем отчуждателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, к приобретателю переходит и право собственности на здание, и право собственности на земельный участок. Такой подход позволил бы полностью снять проблемы, связанные не только с государственной регистрацией перехода вещного права на земельный участок, но и проблемы, связанные с налогообложением29.

Однако, по признанию самого Сарбаша С.В., данный подход является весьма радикальным и не свободен от некоторых недостатков. Таким образом, следует признать, что сегодня право постоянного бессрочного пользования переходит к приобретателю объекта недвижимости и считается перешедшим в силу Закона с момента государственной регистрации покупателем права собственности на недвижимость. По результатам проведенного заседания гражданско-правовой секцией Научно-консультативного совета при ВАС РФ от 8 февраля 2010 года № 9 выработаны следующие рекомендации: 1. В случае отчуждения здания (сооружения) к покупателю одновременно с передачей права собственности на него переходит принадлежащее продавцу право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, даже в том случае, если приобретатель не является субъектом, которому земельный участок в соответствии со статьей 20 ЗК РФ может быть предоставлен на таком праве. 2.Следует признать, что исключительно в целях налогообложения, лицо должно признаваться плательщиком земельного налога с момента государственной регистрации вещного права на земельный участок. При этом с позиций гражданскоправовых отношений, переход права постоянного (бессрочного) пользования считается состоявшимся с момента государственной регистрации перехода права собственности на отчужденный объект недвижимого имущества. Таким образом, ЗК РФ резко сократил правовое регулирование институтов вещных прав на землю. ЗК РФ содержит в себе нормы как публичноправового, так и частноправового характера. На наш взгляд, ЗК РФ взял на себя несвойственную ему функцию регулирования гражданских отношений: регулирование вещных прав и оборот земли следовало бы оставить гражданскому праву.

Вследствие такого подхода законодателя мы получили коллизию между нормами двух отраслей права. Так как Земельный кодекс РФ в п. 3 ст. 3 провозгласил, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами».

Использованные источники: 1. Быстров Г.Е., Гусев Р.К. Земельное прaво: учебник. М.: Проспект, 2009. С. 208. 2. Земельный кодекс Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 3. Гермaнов A.В. От пользовaния к влaдению и вещному прaву. М.: Стaтут, 2009. С. 23. 4. О введении в действие Земельного кодексa Российской Федерaции: федерaльный зaкон от 25 октября 2001 г. №137-Ф3 // Собрaние зaконодaтельствa РФ. 2001. № 44. Ст. 2363. 5. Сaрбaш С.В. Испoлнeниe взaимныx oбязaтeльств. М.: Стaтут, 2014. С. 7881.

Суханов Г.В.

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Бессрочное пользование представляет собой использование земельного участка по своему усмотрению гражданином, имеющим соответствующие полномочия. Данный вид пользования оформляется в установленном порядке, с обязательным прохождением всех этапов процедуры и созданием требуемых документов.

Право бессрочного пользования обладает рядом специфических признаков, например, в этом случае гражданин не является законным собственником данного объекта недвижимости. Он не сможет продать его или осуществить иные сделки в его отношении. В понятие бессрочного пользования входит исключительное использование земельных ресурсов по их прямому назначению. При этом продолжительность данного использования не должна ограничиваться по времени.

Иными важными признаками и характеристиками бессрочного права можно назвать:

  • безвозмездность использования земельной территории, то есть гражданин пользуется землей на абсолютно бесплатной основе, без какой-либо арендной платы или иных взносов. Отсутствие платы распространяется даже в отношении земельного налога, который также не взымается с гражданина при бессрочном пользовании землей
  • отсутствие четко ограниченных сроков использования (договор о бессрочном пользовании не должен обладать каким-либо периодом действия)
  • отсутствие возможности передать такую землю по наследству (даже если умерший гражданин пользовался землей всю жизнь, она все равно не может быть включена в общую наследственную массу)

Кто может претендовать на оформление участка в данный вид пользования?

На основании всех последних изменений, произошедших в земельном законодательстве, можно сделать выводы о том, что сейчас законные пользователи земли могут быть разделены на две основные категории:

  • граждане, которые оформили право бессрочного пользования участком еще до 2001 года, когда был принят Земельный кодекс. При этом тот факт, на каком именно основании ранее был оформлен данный вид пользования, здесь не будет иметь никакого значения
  • лица, которые произвели оформление бессрочного пользования земли уже после 2001 года, когда новый Земельный кодекс уже был принят в официальном порядке

Сам вид земельного участка, оформленного в бессрочное пользование, может быть абсолютно разным. Чаще всего это садовые участки, огороды, а также территории возле возведенных построек, зданий, сооружений и т.д.

Кроме физических лиц, в роли пользователей земельного участка могут выступать и различные организации, включая местные органы власти, государственные учреждения и т.д. Все вышеуказанные юридические лица также могут бессрочно пользоваться земельным участком, без оформления права собственности на него.

Решение о выделении определенного участка в бессрочное пользование принимается только специализированными организациями, имеющими соответствующие полномочия на данные действия. Чаще всего такими организациями являются местные органы самоуправления – администрации и т.д.

Порядок и этапы оформления бессрочного пользования

Полномочия по выделению земельного участка для его последующего бессрочного использования имеются у местных органов власти. Именно туда следует обратиться гражданину, который желает получить земельную территорию.

Обращение происходит вместе с составлением письменного заявления, в котором указывается желание обратившегося лица. После его сдачи в соответствующий отдел специалист принимает документ, проводит его регистрацию и выдает гражданину письменное подтверждение совершенного обращения.

Помимо заявления, обратившемуся лицу заранее следует позаботиться и о сборе всех необходимых документов. Как правило, в них входит полная информация о земельном участке, а также о лице, которое претендует на его получение. Точный список требуемых бумаг лучше уточнять по месту обращения, так как он может меняться в зависимости от действующих в данном регионе правил.

После того, как заявление и все необходимые документы были приняты у обратившегося лица, уполномоченный специалист начинает их проверку. В ходе этой проверки особое внимание уделяется представленным сведениям о гражданине, а также иной информации. По окончании проверки специалист должен вынести одно из двух решений: о предоставлении гражданину в бессрочное пользование указанного в документах земельного участка либо об отказе в данном требовании с обязательным указанием конкретных причин.

Основания для отказа в предоставлении участка

Как уже говорилось выше, специалист, принимающий решение о предоставлении участка в бессрочное пользование, вполне правомерно может отказать обратившемуся к нему лицу. Естественно, отказ будет признан законным только при наличии неоспоримых оснований. Чаще всего в роли таких оснований выступают следующие обстоятельства:

  • гражданин представил неполный пакет документов, которые требовались специалисту для регистрации права бессрочного пользования
  • в бумагах содержатся явные расхождения с реальным положением вещей либо имеются определенные ошибки, неточности
  • указанный в документах земельный участок, который заявитель желает оформить в бессрочное пользование, имеет определенное обременение, которое не позволяет провести законную регистрацию
  • в главном земельном документекадастровом паспорте неверно указан номер участка и т.д.

В том случае, если в пакете собранных документов не хватает определенных бумаг, уполномоченное лицо может приостановить процедуру регистрации и дать заявителю время для предоставления отсутствующей информации. Сюда же можно отнести и случаи наличия в бумагах каких-либо ошибок – в такой ситуации гражданину необходимо будет посетить орган, который ранее выдал данный документ, для исправления представленной в нем информации.

В ситуациях, когда в отведенное время гражданин так и не представил исправленные либо недостающие сведения, специалист имеет право закрыть дело. Также следует отметить, что в случае вынесения неправомерного отказа, по мнению заявителя, он всегда сможет оспорить его в судебном порядке.

Дополнительные правила при оформлении и порядок

Длительность процедуры оформления во многом будет зависеть от того факта, присутствует ли данная земельная территория в существующем кадастровом реестре. Если участок туда входи, процесс установления права бессрочного пользования пройдет значительно быстрее.

Если же сведений о конкретном участке в реестре не содержится, его обязательно придется ставить на учет, иначе дальнейшее оформление станет невозможным. Процесс оформления может быть остановлен не только отсутствием сведений в кадастровом учете, но и отсутствием сведений о ранее проведенной процедуре межевания. В таком случае предварительно необходимо определить точные границы земли, а также провести иные требуемые мероприятия. Этот процесс также может занять достаточное количество времени. Все схемы участка должны быть предварительно согласованы со специалистом из администрации. Если он будет находить определенные неточности, внесение исправлений будет осуществлять только с помощью составления нового документа.

К процедуре межевания должна быть привлечена специализированная организация, имеющая соответствующие документы на занятие данным видом деятельности. Именно она должна верно очертить границы участка и поставить его на кадастровый учет.

Только после предварительных мероприятий можно будет повторно обращаться в местные органы самоуправления с целью повторного предоставления туда всех необходимых документов.

Документы для установления законной возможности бессрочного использования территории

Заявитель при оформлении бессрочного пользования землей должен предоставить полный пакет требующихся документов. В него входят следующие бумаги:

  1. Письменное заявление от заинтересованного лица, написанное в свободной форме. Данный документ пишется на имя главы администрации либо иного лица, имеющего соответствующие полномочия
  2. Документальные основания, которые способны подтвердить правомерность требований заявителя
  3. Выписки о земельном участке из существующего реестра. Как правило, в ней должна быть представлена вся основная информация о данном объекте недвижимости: его место нахождения, точный размер, сведения о наличии четких границ, кадастровый номер и т.д.
  4. Кадастровый паспорт, который является главным документом любого земельного объекта
  5. Выписка из ЕГРЮЛ

При необходимости уполномоченное лицо может потребовать предоставления дополнительных документов, например, в цели проверки или уточнения определенных сведений.

Подача собранного пакета бумаг может осуществляться как напрямую, так и через организации-посредников, например, МФЦ. Специалист после принятия документов должен уточнить длительность периода их проверки и назначить дату следующего визита, для получения информации по данному делу.

В зависимости от различных дополнительных обстоятельств длительность периода оформления может составлять от одного до нескольких календарных месяцев. В том случае, если гражданин считает, что уполномоченный орган проявляет бездействие в отношении его дела, он имеет полное право на обращение с жалобой в вышестоящую инстанцию.

Земельный кодекс России предоставляет бессрочное пользование землей некоторым категориям юридических лиц. Вводный закон № 137-ФЗ разрешает гражданам и организациям, получившим земельный участок на бессрочном праве до 2001 года, пользоваться им.

Общая характеристика

Передачей занимается государство, регион, муниципалитет. При этом допустимо предоставление только участка из казны соответствующего уровня.

Разрешается передавать на бессрочное пользование землю следующим категориям претендентов:

  • органам власти;
  • учреждениям государственного или муниципального уровня;
  • казенным предприятиям;
  • центрам исторического наследия президентов России (не действующим).

Коммерческим организациям и гражданам предоставление земельного участка на бессрочное пользование не осуществляется . Но если во времена советской власти до начала действия современного Земельного Кодекса участок был уже получен таким лицом, то право на него сохраняется. При этом организации должны начать процедуру переоформления права на аренду или собственность. Игнорирование требования законодательства влечет привлечение к административной ответственности по ст. 7.34 КоАП РФ.

Граждане не обязаны переоформлять право на другое. В таком случае они могут только пользоваться участком, но не реализовывать его (например, продавать или дарить). В то же время граждане имеют право, но не обязаны, начать процедуру переоформления. В итоге они могут выкупить участок либо арендовать его.

Приобрести в собственность участок бесплатно допустимо, но только раз в жизни.

Правовые особенности

Закрепление участка земли на праве бессрочного пользования означает, что учреждение вправе использовать землю согласно ее категории, ввиду разрешенного использования и в рамках обозначенных собственником условий.

Правовые особенности статуса такого земельного участка выражаются в следующем:

  • Объектом права является конкретный земельный участок. Не допустимо передавать земельный пай, то есть право на неопределенный участок. Земля предоставляемая в бессрочное пользование должна быть оформлена, потому при передаче указываются кадастровые характеристики объекта.
  • Бессрочное пользование. При предоставлении срок отношений не указывается. Противоречием не является требование Вводного закона об обязанности организациям (кроме учреждений, казенных предприятий) переоформить пользование в собственность/аренду.
  • Безвозмездность. Пользование осуществляется бесплатно. Не является нарушением тот факт, что пользователь платить земельный налог.
  • Собственник и пользователь – это два разных лица, причем законодательно круг возможных участников сделки законодательно ограничен (собственник – это только государство или муниципалитет).

Особенности права позволяет не спутать его с другими видами пользования земельным участком, например, арендой. Бессрочное пользование предполагает более продолжительный и стабильных характер отношений между самим пользователем и собственником объекта.

Права и обязанности пользователя

Бессрочное пользование предоставляет пользователю следующие права:

  • пользоваться имеющимися на участке объектами (например, прудом).
  • возводить здание жилого, промышленного, иного назначения в соответствии с видом разрешенного использования;
  • обрабатывать участок (например, обрабатывать под посадку растений, орошать);
  • переоформить на другой вид права (например, выкупить в собственность).

Решив переоформить право, гражданин должен помнить, что приобрести объект в собственность бесплатно можно только один раз и в отношении одного участка. В отношении граждан законодательно не предусмотрены штрафные санкции за смену вида права на участок.

Кроме прав пользователи имеют обязанности:

  • порядок пользования не должен противоречить назначению земли;
  • недопустимо загрязнять объект;
  • соблюдать правила пожарной безопасности;
  • не причинять вред земли (например, недопустимо истощение почвы и иные виды ее порчи).

Гражданин, обладающий участком земли на бессрочном праве пользования, не вправе реализовывать его, в частности, продавать его, завещать, дарить, обменивать, передавать в аренду .

Основания для прекращения

Даже если право пользования предоставлено бессрочно, это не значит, что нет причин закончить отношения раньше срока.

Прекратить право можно по основаниям:

  • ненадлежащее использование объекта (например, несоблюдение санитарных, противопожарных норм и правил);
  • длительное неиспользование участка (например, не возделывание земельного участка более трех лет);
  • изъятие участка земли для нужд государства, региона, муниципалитета (например, необходимость строительства АЗС или дороги).

Законодательство может предусматривать иные случаи прекращения права. Если земля в казне субъекта страны или муниципалитета, то основания могут быть разработаны на уровне региональном или местном. При этом причины для прекращения прописываются в акте, на основании которого передается объект в пользование.

Право бессрочного пользования землей не теряет своей актуальности. У граждан и организаций, ставших обладателями такого советского «наследия» всегда есть возможность отказаться от этого права и оформить собственность или договор аренды.



 

Возможно, будет полезно почитать: