Правовая основа местного самоуправления. Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления Правовая основа местного самоуправления представляет

Закон об общих принципах организации местного самоуправления 1995г. не определяет правовую основу местного самоуправления в нашей стране. В ст.7 лишь говориться о законодательной основе местного самоуправления, которая включает Конституцию РФ и федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

Однако, как указывают О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев, правовую основу местного самоуправления в нашей стране составляют: «Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является… Европейская хартия местного самоуправления…»

Таким образом, понятие законодательной основы местного самоуправления уже" понятия его правовой основы: оно не охватывает международные нормы, действующие в области местного самоуправления, нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти и муниципальные нормативные правовые акты.

В отличие от действующего Закона новый Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления 2003г с изм., внесенными от 29.03.2011. закрепляет понятие правовой основы местного самоуправления. Согласно его ст.4 правовую основу местного самоуправления составляют:

Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);

Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Правовая основа местного самоуправления занимает важное место среди основ организации муниципальной власти в нашей стране. Это связано с тем, что право в современном обществе выступает важнейшим регулятором различных социальных отношений. Не исключение здесь и сфера местного самоуправления. Территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления находят отражение в праве, конституируются и реализуются с его помощью.

Таким образом, можно дать определение правовой основы местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления в Российской Федерации– это совокупность правовых норм, содержащихся в международных правовых актах, Конституции РФ, нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, а также в муниципальных правовых актах, которые закрепляют и регулируют территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления в стране.

Правовая основа местного самоуправления ¾ это система законодательных и иных нормативных актов, определяющих его функционирование.

Правовую основу местного самоуправления в нашей стране составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры и правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию Российской Федерации, федеральныеконституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и др.), конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации , уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и другие муниципальные правовые акты. 1

Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская хартия о местном самоуправлении , принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., 2 подписанная Российской Федерацией в 1996 г. и ратифицированная Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». Для Российской Федерации хартия официально вступила в силу 1 сентября 1998 г.

Европейская хартия о местном самоуправлении ¾ конечный результат ряда инициатив и многолетней законотворческой работы в рамках Совета Европы. В этот документ включены международно-правовые нормы, которые отражают общие тенденции развития муниципально-правовых отношений в большинстве развитых государств мира.

Цель Европейской хартии о местном самоуправлении ¾ создать отсутствовавшие ранее общеевропейские нормативы определения и защиты прав местных органов власти, ведь именно эти органы находятся ближе всего к гражданам и предоставляют им возможность активно участвовать в принятии решений, затрагивающих их повседневную жизнь.



Хартия состоит из трех частей.

В первой части хартии закреплены принципы местного самоуправления , обосновывается необходимость конституционных и правовых основ местного самоуправления, формируется концепция и устанавливаются принципы, регламентирующие характер и объем полномочий местных органов власти. Последующие статьи касаются защиты границ самоуправляющихся территорий, обеспечения автономии местных властей (в отношении их административных структур и найма компетентного персонала), определения условий для замещения выборных должностей в местных органах власти.

Во второй части хартии содержатся положения, регламентирующие объем обязательств, которые участники могут взять на себя. В связи с намерением обеспечить реальное равновесие между защитой основных принципов и гибкостью, необходимой для учета правовых и организационных особенностей государств ¾ членов Совета Европы, допускается исключение определенных положений хартии, но это касается только положений, признанных необязательными к исполнению. Таким образом, в хартии содержится компромисс : с одной стороны, признается факт, что местное самоуправление затрагивает структуру и организацию всего государства, управление которым составляет главную задачу центрального правительства, а с другой ¾ утверждается минимальный набор основных принципов, соблюдаемых при функционировании любой демократической системы местного самоуправления. Обязательства участников хартии могут быть расширены после устранения соответствующих преград.

Закрепленные в хартии принципы местного самоуправления распространяются на все уровни или категории местного самоуправления в каждом из государств ¾ членов Совета Европы, а также с соответствующими изменениями ¾ на органы управления на региональном уровне. В особых случаях участники вправе исключать определенные категории органов власти из сферы действия хартии.

В третьей части текста хартии содержатся положения, традиционные для разрабатываемых под эгидой Совета Европы конвенций (порядок подписания, ратификации, вступления в силу, денонсации указанного документа и т. п.).

Европейская хартия о местном самоуправлении установила, что органы местного самоуправления составляют одну из главных основ любого демократического строя, а право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к важнейшим демократическим принципам современного правового государства.

Правовые нормы хартии, сформулированные в общей форме, носят рекомендательный характер, но их соблюдение ¾ обязательное условие для присоединения к ней любого государства Европы. Оценивая реализацию требований хартии, можно выделить несколько групп основополагающих положений,относящихся к конституционным основам местного самоуправления, сфере его компетенции , территориальным, организационным и финансовым основам, правовым гарантиям и контролю над деятельностью муниципальных образований.

Некоторые теоретические положения Европейской хартии о местном самоуправлении следует считать теоретическим обоснованием современной концепции муниципальной реформы в России. В федеральных и региональных актах Российской Федерации реализованы требования хартии по содержанию местного самоуправления, включая такие положения, как выборность местных органов, сочетание форм прямой и представительной демократии (пункт 1 статьи 3); самостоятельное принятие решений, свободный выбор средств и способов осуществления собственных инициатив в пределах установленной компетенции (пункт 2 статьи 4); полные и исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления, гарантии невмешательства в их деятельность, если этого не требует закон (пункт 4 статьи 4); расширение компетенции путем делегирования дополнительных государственных полномочий с передачей соответствующих ресурсов (пункт 5 статьи 4); согласованное принятие государственными органами решений, связанных с регулированием отдельных отношений в сфере местного самоуправления (пункт 6 статьи 4).

Ключевые слова: общий закон, отраслевой закон, муниципальная хартия, Европейская хартия о местном самоуправлении, совместная компетенция, федеральное законодательство, законодательство субъекта РФ (региональное законодательство), муниципальные правовые акты, устав МО, город федерального значения.

Правовая основа МСУ задает формальные рамки, в которых функционирует ТПС МСУ. Правовую основу МСУ в России составляют: принципы и нормы международного права, Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральное и региональное законодательство, уставы и иные правовые акты МО. Такая последовательность (можно сказать иерархия) правовых актов характерна для современной России, в XX в. отечественные нормативные правовые акты обладали приоритетом над международными.

Правовые основы местного самоуправления

Функционирование местной власти определяется национальными конституциями и законодательством, в федеративных государствах, кроме этого, еще и региональными законами, причем национальное законодательство определяет лишь принципы организации и деятельности МСУ, возлагая на региональное законодательство все правовое регулирование системы МСУ.

Зарубежная практика

Конституция Германии устанавливает лишь, что в землях, уездах и общинах народ должен иметь выборное представительство. В США деятельность МСУ регулируется исключительно штатами (их конституциями и законами), причем выделяют две группы штатов по степени детализации регулирования. Первая - группа, где регулирование неподробно, и содержит лишь список ограничений деятельности (Алабама, Миссисипи); вторая - штаты, конституции которых содержат основные принципы деятельности МСУ а также нормы по организации и внутренней структуре муниципалитетов (Нью-Мексико).

В Мексике, напротив, МСУ подробно регулируется национальной конституцией, в отличие от США, Индии, Германии.

В унитарных государствах степень регламентации местных властей, закрепленная в их конституциях, также сильно различается. Если конституция Франции содержит всего несколько фраз о том, что имеются коммуны и департаменты, которые свободно управляются выборными органами, то конституции Японии, Болгарии и Монголии посвящают МСУ отдельные главы, в конституции Испании целый раздел о МСУ.

Нормы конституций конкретизируются в законах, причем существуют как общие законы, так и законы, регулирующие деятельность органов МСУ в отдельных административно-территориальных единицах.

Общие законы: Акты о местном самоуправлении в Великобритании, Муниципальный закон в Швеции (1977), Закон о местном самоуправлении в Японии (1947) и др. Специальные законы: Муниципальный закон в Финляндии (1976), который регулирует деятельность только низового звена МСУ.

Многие нормативные правовые акты, регулирующие избирательный процесс, относятся также и к МСУ: в Китае этому посвящен Закон о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей (1979).

МСУ касаются также и многие отраслевые законы: законы о коммунальных налогах в Швеции (1965), жилищный закон в Великобритании (1985).

Кроме этого имеются особенности правового регулирования МСУ в англосаксонских странах. В США важным документом, определяющим правовой статус местных органов являются муниципальные хартии (аналог наших уставов МО). В Великобритании, кроме законов, принимаются также «частные» парламентские акты, каждый из которых адресован конкретному муниципалитету, в Великобритании и других англосаксонских странах распространены также «адаптивные» законы, такой закон вводится в действие не автоматически, а лишь по просьбе соответствующих муниципальных советов, которые принимают специальную резолюцию. Так применяются различные нормы Закона об аренде (1968) х.

Согласно российскому законодательству нормативно-правовую основу МСУ составляют Конституция РФ, международные договоры, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, местные нормативные правовые акты. Рассмотрим их по порядку.

Статья 3 Конституции РФ определяет народ России единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы МСУ. Таким образом согласно Конституции основным субъектом МСУ является российский народ. Надо полагать, что на уровне МО это означает местное население.

Статья 12 Конституции относит МСУ к основам конституционного строя: в пределах своих полномочий оно самостоятельно, органы МСУ

не входят в систему органов государственной власти . В ст. 130-133 говорится, что МСУ осуществляется гражданами путем выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы МСУ; что МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением местных вопросов, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; органы МСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка . Структуру органов МСУ население определяет самостоятельно. Органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей средств для их осуществления. МСУ осуществляется путем референдума, выборов, через выборные и иные органы МСУ на территории городов, поселков и иных территориях. Территория МО может быть изменена только при учете мнения населения. МСУ гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией.

Конституция РФ практически полностью соответствует Европейской хартии местного самоуправления. Отличия состоят в следующем:

  • по Конституции субъект МСУ - это российский народ, а по Хартии - выборные органы, т.е. разные субъекты МСУ;
  • по Конституции население решает местные вопросы, а по Хартии органы МСУ регламентируют и управляют частью государственных дел, т.е. согласно Хартии МСУ не исключается из системы государственной власти.

Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы в 1985 г. и ратифицированная Российской Федерацией в 1998 г., занимает особое место в системе источников муниципального права. Согласно Конституции РФ она является международным договором и имеет приоритет над внутренними российскими законами.

Хартия содержит следующее определение МСУ (ст. 3): под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из числа избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме участия граждан, там, где это допускается по закону». Таким образом, согласно Хартии, основным субъектом МСУ являются советы или собрания, т.е. выборные органы МСУ. Хартия декларирует самостоятельность органов МСУ «для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

Кроме этого, в Хартии говорится, что принцип МСУ должен содержаться в законодательстве, а по возможности и в конституции. Органы МСУ самостоятельны и независимы в пределах своей компетенции. При исполнении делегированных государственных полномочий они могут быть подконтрольны вышестоящим органам власти. Изменения муниципальных границ требуют учета мнения органов МСУ, а по возможности и проведения референдума. Статья 8 Хартии гласит: любой административный контроль над органами МСУ может осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом. Любой административный контроль за деятельностью органов МСУ, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Органы МСУ имеют право на обладание собственными финансовыми средствами, достаточными для исполнения их функций, причем часть этих средств должна поступать в виде местных налогов и сборов. Органы МСУ должны иметь право на судебную защиту.

Федеральное законодательство является наиболее важным для МСУ. Федеральное законодательство определяет общие принципы МСУ, порядок образования структур МСУ, правила и процедуры их деятельности, экономическую и финансовую основы, основы муниципальной службы.

Основными федеральными законами в сфере МСУ являются: ГК РФ, БК РФ и НК РФ, Федеральный закон № 131-ФЗ, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.

ГК РФ вводит понятие МО, делает его субъектом рыночных отношений, регулирует вопросы, связанные с муниципальной собственностью, сделками.

БК РФ определяет понятие местного бюджета, его место в бюджетной системе России, принципы бюджетной системы, в том числе относящиеся к МСУ, норматив отчисления от федеральных налогов в местные бюджеты, порядок исполнения местных бюджетов, межбюджетные отношения и пр.

НК РФ регулирует разграничение налоговых полномочий между властями всех уровней, определяет местные налоги.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» определяет цели, задачи и принципы муниципальной службы, права, обязанности, гарантии и ограничения для муниципального служащего, регулирует процесс прохождения службы.

Федеральный закон № 131-ФЗ - это самый важный закон: именно он определяет общие принципы МСУ, порядок образования структур МСУ, правила и процедуры их деятельности. Рассмотрим здесь некоторые нормы Закона, которые должны присутствовать согласно Хартии.

Под местным самоуправлением понимается (ст. 1) форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы МСУ вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций. Таким образом, субъект МСУ - это население.

Органы МСУ имеют свой бюджет, муниципальное имущество и местные налоги. Муниципалитеты могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей средств для их осуществления. МСУ осуществляется на территории городских округов, поселений, муниципальных районов, внутригородских территориях городов федерального значения населением непосредственно либо через органы МСУ, среди которых обязательно должен быть выборный орган. Территория МО может быть изменена только при учете мнения населения. МСУ гарантируется правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав МСУ, установленных Конституцией.

Закон подробно прописывает контрольные функции государства за МСУ: помимо контроля за исполнением переданных государственных полномочий, органы государственной власти получили дополнительные права по контролю за МСУ и вмешательству в его работу:

  • глава субъекта РФ получил право распускать муниципальный совет в случаях принятия советом решений, противоречащих законодательству, и в случаях длительного отсутствия заседаний совета;
  • глава субъекта РФ получил также право отрешать от должности главу МО или главу местной администрации, в случае, если они издают акты, противоречащие законодательству, нарушающие права человека, угрожающие национальной безопасности и пр.;
  • органы государственной власти получили право осуществлять временное управление МО, в том числе в случае задолженности МО (временная финансовая администрация).

Федеральный закон № 131-ФЗ (его мы будем более подробно рассматривать ниже) также формально соответствует Хартии (с оговорками, аналогичными для Конституции), другое дело, что контроль над МСУ со стороны государственной власти (главным образом, региональной) и их вмешательство в деятельность органов МСУ, прописанные в законе, являются чересчур жесткими.

Сравнивая Хартию и Федеральный закон № 131-ФЗ, можно убедиться, что в обоих документах проводится взгляд на МСУ, как на самостоятельную в пределах свей компетенции власть, и как на подконтрольную государству власть в случае исполнения органами МСУ отдельных государственных полномочий. Однако в отличие от стран - членов Европейского Союза, в реальной жизни в России с 2003 г. этот контроль и вмешательство в работу являются чрезмерными и охватывают практически всю сферу деятельности органов МСУ. То есть провозглашая на словах самостоятельность МСУ, на деле государственная власть в России сегодня исповедует подход к МСУ как к подконтрольной себе власти.

Все субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование МСУ в рамках, установленных Конституцией и федеральным законодательством. Региональное законодательство адаптирует федеральные правовые акты к местным условиям, учитывает местную специфику, кроме этого, именно в региональных законах определяется порядок и процедура выборов органов и должностных лиц МСУ, их статус, границы МО и преобразование МО, порядок наделения МСУ отдельными региональными государственными полномочиями, порядок образования фондов финансовой поддержки МСУ и другие нормы. Федеральный закон № 131-ФЗ значительно сузил сферу правового регулирования МСУ на региональном уровне.

Основными законами, относящимися к сфере МСУ, имеющимися практически в каждом регионе, являются:

  • устав субъекта РФ;
  • закон о МСУ в субъекте РФ;
  • закон о территориальном устройстве субъекта РФ;
  • закон о выборах депутатов и должностных лиц МСУ в субъекте РФ;
  • закон о статусе депутата МСУ и должностных лиц МСУ в субъекте РФ;
  • законно муниципальной службе в субъекте РФ и др.

Во время начала реформы МСУ в России (с 1995 г.) проблеме законодательного регулирования организации и деятельности системы МСУ уделялось большое внимание: более 200 федеральных законов по этому вопросу были приняты и действовали до 2003 г., к ним необходимо добавить другие федеральные нормативные правовые акты (указы Президента, постановления Правительства, решения КС РФ и пр.), нормативные правовые акты субъектов РФ и органов МСУ (в России в то время было 89 субъектов РФ и около 14 тыс. МО).

Серьезной проблемой, более или менее решенной лишь после 2003 г., являлось соответствие (на самом деле несоответствие) правовых актов друг другу. К сожалению, сплошь и рядом законодательство по МСУ субъектов РФ не соответствовало, а иногда и противоречило федеральному законодательству (примеры с Удмуртией, Краснодарским краем и пр.). Причина здесь состояла в том, что МСУ отнесено Конституцией РФ к сфере совместной компетенции федерального центра и субъектов РФ, отсутствовали в то время федеральные законы, разграничивающие полномочия центра и субъектов (проблему решил принятый Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Все это порождало правовой беспредел со стороны субъектов РФ, причем страдали от него большей частью органы МСУ (при осуществлении экономической и хозяйственной деятельности на подведомственной территории).

Кроме этого, отсутствовал анализ правоприменительной практики для новых нормативных правовых актов всех уровней (отсутствует он и сейчас). Только анализ такой практики мог бы выявить, какие акты работают, а какие нет, и что необходимо сделать для того, чтобы они заработали.

Деятельность каждого МО регулируется местными нормативными правовыми актами, главным из которых является устав (аналог конституции МО, акт высшей юридической силы на территории МО) . Проект устава МО в обязательном порядке публикуется в СМИ и выносится для обсуждения на общественные слушания.

Статья 44 Федерального закона № 131-ФЗ указывает, что уставом МО должны определяться (см. приложение 6):

  • 1) наименование МО;
  • 2) перечень вопросов местного значения;
  • 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов ТОС;
  • 4) структура и порядок формирования органов МСУ;
  • 5) наименования и полномочия выборных и иных органов МСУ, должностных лиц МСУ;
  • 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
  • 7) срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
  • 8) виды ответственности органов и должностных лиц МСУ, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МСУ, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц МСУ;
  • 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;
  • 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав МО.

и полежит государственной регистрации.

Кроме устава МО в систему муниципальных правовых актов входят:

  • 1) правовые акты, принятые на местном референдуме, нормативные и иные правовые акты муниципального совета МО;
  • 2) правовые акты главы МО, местной администрации и иных органов и должностных лиц МСУ, предусмотренных уставом МО.
  • Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М., 1994; Грибанова Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе: Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,1998.
  • 2 Данная статья однозначно говорит о независимости органов МСУ в пределахсвоей компетенции от органов государственной власти. К сожалению, реальная российская практика, особенно после 2003 г., говорит об обратном.
  • Далеко не во всех российских МО имеется муниципальная полиция, что, вообщеговоря, является нарушением Конституции. В предметы ведения российских МОсогласно Федеральному закону № 131-ФЗ включено создание и функционированиенародных дружин, это в какой-то мере исправляет ситуацию.
  • Примерное оглавление устава МО см. в приложении 6.

Введение

Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.

Рассматривая местное самоуправление нельзя опустить ее правовую основу. Ведь без нормативной базы и вообще бы не существовало этой формы организации власти.

Актуальность данной проблемы говорит сама за себя. Ежегодно подвергается реформированию и корректировке нормативная база местного самоуправления.

В данном реферате мы попытаемся кратко рассмотреть основные правовые основы местного самоуправления.

Понятие и развитие правовой основы местного самоуправления

Под правовой основой местного самоуправления понимается система нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.

Согласно ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют:

  • 1) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
  • 2) Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти);
  • 3) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации;
  • 4) уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В перечне нормативных правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место Федеральный закон поставил общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации (к которым, в частности, относится Европейская хартия местного самоуправления, ратифи­цированная Российской Федерацией в 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ ставшая частью нашей правовой системы).

Такое законодательное расположение нормативных правовых актов можно, в частности, объяснить тем, что местное самоуправление (наряду с другими формами осуществления народом своей власти) обеспечивает реализацию общепризнанного права каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и в силу этого местное самоуправление является одной из главных основ любого демократического строя.

Российская Федерация признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17). Закрепляемые Конституцией РФ основы конституционного строя России как демократического государства (включая и принцип местного самоуправления) должны соответствовать демократическим принципам, признаваемым нормами международного права.

Поэтому разработка и принятие конституции любого современного демократического государства должны осуществляться с учетом международных обязательств данного государства, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. При этом надо учитывать следующее: международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед законами, а не перед Конституцией (ст. 15 Конституции РФ). Вместе с тем Федеральный закон 1995 г. «О международных договорах» устанавливает, что если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке (ст. 22).

В развитии правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно выделить четыре периода: 1) с 1990-1991 гг. по октябрь - декабрь 1993 г.; 2) с октября - декабря 1993 г. по сентябрь 1995 г.; 3) с 1 сентября 1995 г. (в этот день вступил в силу Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до принятия и вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г., который знаменует новый (четвертый) период развития правовой основы местного самоуправления, продолжающийся по настоящее время. Вступление данного Закона в силу в полном объеме было перенесено на 1 января 2009 г., с тем, чтобы в период между датой его принятия и датой вступления в силу в полном объеме был осуществлен ряд переходных (подготовительных) мероприятий, направленных на создание организационно-территориальных, финансово-экономических и правовых предпосылок, необходимых для реализации всех положений Закона, для реформирования системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Первый период связан с началом формирования правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации. Именно в 1990-1991 гг. происходит переход к новым принципам организации местной власти, принимаются первые законы о местном самоуправлении (Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР»). Со­ответствующие изменения вносятся в союзную Конституцию и Конституцию РСФСР.

Закон СССР об общих началах местного самоуправления определял местное самоуправление как часть социалистического самоуправления народа, которое призвано обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды. Он устанавливал систему местного самоуправления, которая включала местные Советы народных депутатов в качестве основного звена данной системы, органы территориального общественного самоуправления, а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии. Местное самоуправление осуществлялось в границах административно-территориальных единиц.

Закон РСФСР о местном самоуправлении определял местное самоуправление как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей на основе Конституции и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации.

Российский закон в отличие от союзного ввел в понятие местного самоуправления такой важный его признак, как собственная ответственность населения, берущего на себя право самостоятельного решения вопросов местного значения.

Российский закон предполагал формирование местного самоуправления на основе сложившейся структуры местной советской власти, сохраняя при этом главенствующую роль местного Совета в системе местного самоуправления, двойное подчинение местных органов управления, право вышестоящих Советов отменять противоречащие законодательству решения местных Советов.

31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, который стал 1 составной частью Конституции РФ. Договор относил установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов. Края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения получили право осуществлять собственное правовое регулирование вопросов местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством. За республиками в составе Российской Федерации признавалось право принимать по данным вопросам законы и иные правовые акты.

Второй период развития правовой основы местного самоуправления связан с начавшимся осенью 1993 г. процессом реформирования системы местного самоуправления, сложившейся на основе реализации Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».

Правовой основой реформирования местного самоуправления послужили указы Президента РФ по вопросам местного самоуправления, изданные в рамках его полномочий, которые были определены Указом от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной в Российской Федерации»1, указами Президента РФ от 9 октября 19931 № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» и от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных Советов была прекращена, их функции возлагались на местную администрацию. Органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано осуществлять реформу местного самоуправления в соответствии с положениями Указа от 26 октября 1993. Указом от 26 октября 1993 г. № 1760 было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. Были также утверждены Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. Органам государственной власти субъектов Федерации было рекомендовано принять положения о выборах в органы местного самоуправления с учетом данных Основных положений.

Указы Президента РФ послужили правовой базой для принятия субъектами Федерации соответствующих, правовых актов по местному, самоуправлению.

Третий период развития правовой основы местного самоуправления связан с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 28 августа 1995 г. он был подписан Президентом РФ и 1 сентября 1995 г. - со дня своего официального опубликования - вступил в силу. Начался новый этап в развитии правовой основы местного самоуправления.

Статья 55 Федерального закона установила, что нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с данным Законом применяются в части, не противоречащей ему.

Закон также сохранил действие ст. 49-76 (закрепляющих полномочия местной администрации) и ст. 80-86 (регулирующих вопросы территориального общественного самоуправления) Закона РСФСР о местном самоуправлении, которые применяются в части, не противоречащей Конституции РФ и данному Закону, и действуют до принятия субъектами Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований, а также законов о регулировании осуществления местного самоуправления в формах, предусмотренных ст. 24 и 27 Федерального закона. В этих статьях содержатся положения о собраниях (сходах) граждан, о территориальном общественном самоуправлении и других формах участия населения в осуществлении местного самоуправления. Федеральный закон установил трехмесячный срок для приведения правовых актов субъектов Федерации в соответствие с ним.

Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержал требование, согласно которому Правительство РФ должно было разработать и представить на рассмотрение Государственной Думы проекты:

  • - федеральных законов, обеспечивающие приведение законодательства Российской Федерации, в том числе налогового и бюджетного, в соответствие с данным Законом;
  • - законодательных актов, обеспечивающих правовую защиту органов местного самоуправления;
  • - законодательных актов, устанавливающие ответственность, в том числе уголовную, за воспрепятствование осуществлению прав граждан на местное самоуправление, включая ответственность за нарушение установленных сроков проведения выборов органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

Начало четвертому этапу развития правовой основы местного самоуправления положило принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Осуществляемое на его основе реформирование местного самоуправления представляет собой часть реализуемого федерального плана мероприятий, направленного на создание наиболее оптимального механизма функционирования публичной власти в государстве. В системе этих мер отчетливо прослеживается тенденция к правовому закреплению общих для всей системы публичной власти принципов ее организации и деятельности, к определенной унификации всех ее основных элементов, а также к централизации в определенных сферах функционирования институтов публичной власти. В основе этой тенденции - стремление добиться не только согласованного функционирования всех органов публичной власти в государстве, но и жестко разграничить полномочия, ресурсы и ответственность каждого территориального уровня власти в государстве.

Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе следующих общих принципов:

  • 1) признание общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации в качестве составной части правовой основы местного самоуправления; преимущественное действие международных договоров России, когда ими устанавливаются иные правила поведения, чем предусмотрено российским законодательством;
  • 2) верховенство Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по отношению к федеральным законам и (или) иным нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим вопросы местного самоуправления;
  • 3) верховенство Конституции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов по отношению к конституции (уставу), закону, иному нормативному правовому акту субъекта Федерации, регулирующим вопросы организации местного самоуправления и устанавливающим права, обязанности и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в сфере правового регулирования местного самоуправления;
  • 5) обязательность муниципальных правовых актов для исполнения на территории муниципального образования;
  • 6) высшая юридическая сила в системе муниципальных правовых актов и прямое действие на территории муниципального образования устава муниципального образования и оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);
  • 7) вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования;
  • 8) особый порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него изменений, дополнений и государственная регистрация в органах юстиции;
  • 9) соответствие муниципальных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), иным нормативным правовым актам субъектов Федерации;
  • 10) отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов органами и должностными лицами, их принявшими (издавшими), судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, - уполномоченным органом государственной власти;
  • 11) обжалование органами местного самоуправления в суд федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, если орган местного самоуправления полагает, что они не соответствуют Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации;
  • 12) участие населения в формировании правовой основы местного самоуправления;
  • 13) обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления;
  • 14) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только федеральными законами и законами субъектов Федерации; государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
  • 15) наступление ответственности в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ за неисполнение муниципальных правовых актов.
  1. правовые акты федерального уровня;
  2. международно-правовые документы;
  3. акты субъектов федерации (региональный уровень);
  4. муниципальное правотворчество;
  5. решения Конституционного Суда РФ.

Правовые акты федерального уровня

К ним можно отнести:

  • Конституцию РФ;
  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ.

Во главе системы актов, представляющих собой нормативно-правовое регулирование местного самоуправления в нашей стране, стоит Конституция РФ.

Во-первых, закрепляя основы местного самоуправления как элемента конституционного строя, формы народовластия, устанавливая предназначение и главные правила организации местного самоуправления в стране, Конституция РФ не ограничивает местное самоуправление публично-властными и экономико-хозяйственными делами (хотя это очень важно), а допускает его активные позиции в гражданском обществе, в духовно-нравственном, просветительском и патриотическом воспитании личности. Сказанное означает, что Конституция РФ, как в целом и нормативные правила местного самоуправления, определяют для него правовые средства творческого выполнения своего предназначения.

Во-вторых, Конституция РФ предопределяет возможности и пределы каждого уровня публичной власти в создании нормативных основ местного самоуправления. Относя в п. "н" ст. 72 "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" к совместному ведению РФ и ее субъектов, тем самым Конституция РФ определяет роль РФ как центра, от которого исходят основополагающие нормы и правила для местного самоуправления на всей территории России, вместе с тем предполагая и возможности субъектов РФ в регулировании муниципальной жизни. Исходя из того, что местное самоуправление решает вопросы местного значения самостоятельно (ст. 130), Конституция РФ тем самым допускает и муниципальное правотворчество. Кроме того, Конституция РФ допускает возможность существования в качестве нормативной основы местного самоуправления международно-правовых документов.

После принятия Конституции РФ 1993 г. ее исходные положения получили развитие в в ряде федеральных законов, сыгравших в тот период важную роль в целом в организации публичной власти в РФ и непосредственно в деятельности местного самоуправления. Это, в частности, Федеральные законы:

  • "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
  • "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления ";
  • "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ ";
  • "О муниципальной службе РФ ".

Решения Конституционного Суда РФ, его правовые позиции как неотъемлемая часть решений, являются общеобязательными. Это своеобразные носители части нормативных начал институтов местного самоуправления.

Нормативное значение для формирования и деятельности местного самоуправления могут иметь и решения других судов РФ, в особенности Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: