Сборы резервистов: кого призовут и кто заплатит. Работник призван на военные сборы Как оплачивается сборы в военкомате

Наш механик принес повестку из военкомата. Его призывают на военные сборы на 2 недели. Понятно, что не отпустить его мы не можем, но как быть с его зарплатой? Работать-то он не будет, значит и платить мы ему не должны? Бухгалтер говорит, что начислять зарплату за это время нет никаких оснований. Механик же утверждает, что по закону в заработке он терять не должен. Да и как все это оформить, тоже непонятно. Помогите разобраться!

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов является одной из составляющих воинской обязанности гражданина РФ (ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Поэтому, если у вас работает гражданин РФ, пребывающий в запасе, вы должны быть готовы освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности) на период военных сборов. Такая обязанность работодателя прямо установлена законом (ч. 1 ст. 170 Трудового кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Продолжительность военных сборов, а также место и время их проведения определяет Минобороны России либо иной федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (например, ФСБ России).

Военные сборы бывают учебные и проверочные (по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов).

На учебные сборы вашего работника могут привлекать не чаще одного раза в 3 года. При этом на проверочные сборы граждане, пребывающие в запасе, могут призываться независимо от прохождения ими учебных сборов.

Находиться на военных сборах работник должен не дольше 2 месяцев, и в сумме продолжительность всех сборов за время пребывания в запасе не должна превышать 12 месяцев.

К участию в военных сборах могут привлекаться не все граждане, пребывающие в запасе. Например, освобождаются от участия в военных сборах:
граждане женского пола;
граждане, обучающиеся по очной и вечерней формам обучения в образовательных учреждениях;
граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях (но только на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы);
граждане, уволенные с военной службы, - в течение 2 лет со дня увольнения в запас;
граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (ст. 55 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Призыв на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования. Кстати, на этот период вы тоже должны освободить работника от работы. Для призыва на проверочные сборы отбор граждан военными комиссариатами не проводится. Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Повестка может быть направлена не только по месту жительства военнообязанного лица, но и по месту его работы. В этом случае вы обязаны вручить ее работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом.

Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки. Обратите внимание! Составной частью этой повестки является отрывное извещение руководителю организации. Данное извещение должно остаться у вас.

Повестку, направленную по месту работы военнообязанного лица, необходимо вручить работнику и обеспечить ему возможность своевременной явки в место, указанное военным комиссариатом. Если этого не сделать, работодателя могут привлечь к административной ответственности (ст. 21.2 КоАПРФ).

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Если гражданин без уважительной причины не явится в назначенное время в место, указанное в повестке военного комиссариата о призыве на военные сборы, военный комиссар примет все необходимые меры по его призыву и доставке к месту проведения военных сборов. Принеобходимости для этих целей в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» привлекаются органы внутренних дел (п. 13 Положения о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности»).

Итак, на основании повестки вы должны издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он создается в произвольной форме.

Вручая работнику повестку, поступившую по месту работы, не забудьте получить с него расписку. Это лишит работника возможности «списать» свою неявку в военкомат на то, что вы не вручили ему повестку, и вас нельзя будет привлечь к административной ответственности по ст. 21.2 КоАП РФ

Этот приказ будет подтверждением того, что вы предоставили работнику возможность участвовать в военных сборах. И если он по каким-то причинам не явится в военкомат - это уже будет не ваша вина. Наличие приказа послужит доказательством того, что вы свою обязанность выполнили.

Период, пока работник будет отсутствовать на работе в связи с призывом на военные сборы, в табеле учета рабочего времени нужно кодировать буквенным кодом «Г» (цифровым кодом «23»).

С документальным оформлением освобождения сотрудника от работы в связи с призывом на военные сборы мы разобрались. Но остался вопрос - должен ли работодатель оплачивать это время.

Виды выплат (возмещений), которые выплачиваются работнику, зависят от того, в каких целях он призван на сборы (таблица .).

Так как работодателя затрагивает только вопрос выплаты среднего заработка работнику, призванному на сборы, то на этом мы и остановимся.

Не забудьте ознакомить работник ка с приказом об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы под роспись

Необходимо отметить, что закон прямо говорит об обязанности работодателя сохранить за работником, призванным на сборы, только место работы (должность) (ст. 170 ТК РФ). О сохранении за ним среднего заработка за этот период ТК РФ не упоминает. Вместе с тем, анализ ряда нормативных документов (Положение о проведении военных сборов, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333, Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи среализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) позволяет сделать вывод, что вам все же придется выплачивать работнику среднюю заработную плату за период его отсутствия. Не переживайте, впоследствии данные расходы будут компенсированы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны России и ФСБ России. Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, на основании данных из справки военного комиссариата.

Виды выплат (возмещений), которые производятся работнику, призванному на военные сборы

Обратите внимание на дату выдачи работнику справки о прохождении военных сборов. Она не может быть позднее даты его убытия из военного комиссариата.

Для того, чтобы получить компенсацию расходов, вам нужно будет сначала подтвердить, что организация эти I расходы понесла. Для этого на официальном бланке необходимо предоставить в соответствующий военный комиссариат сведения о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Документ должен быть подписан руководителем организации (его заместителем), на нем должна быть проставлена печать организации.

Резюме

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за сче т средств федерального бюджета.

Помимо этого, организации необходимо предоставить заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие расходы организации, связанные с выплатой работнику, призванному на военные сборы, среднего заработка за период его отсутствия.

- Знал я, что ваш воинский учет до добра не доведет, - в отдел кадров вошел раздосадованный начальник отдела продаж, помахивая какой-то бумажкой. - И что мне теперь с этим делать?

«Этим» оказалась бумага из военкомата, разделенная на две части. В верхней половине была повестка работнику явиться в определенное время для прохождения сборов, в нижней - извещение для работодателя о необходимости сохранить за призываемым не только рабочее место, но и средний заработок.

- Нижнюю половину я у Вас заберу, а верхнюю оставьте себе. В указанное время явитесь, куда просят с вещами.

- С вещами на выход. - буркнул начальник отдела. - А откосить это как-нибудь можно? Что я им - пацан зеленый, в Зарницу играть. Мне, в конце концов, семью кормить надо и отделом руководить. Можете вы написать, что я особо ценный работник?

Ответственная за воинский учет отрицательно покачала головой.

- Мы обязаны Вас отпустить… Семья не сильно пострадает - средний заработок получите. А отдел…. Покидаете же Вы его на время отпуска, и ничего, справляются. Только после сборов обязательно возьмите справку, что Вы их прошли, а то нам деньги не компенсируют.

- Какие деньги?

- Которые мы Вам заплатим за время сборов.

- А, так наши доблестные военные за что-то еще платят? - Начальник отдела несколько повеселел. - Ну, раз зарница не совсем бескорыстная… Ладно, посмотрим, что там у них происходит и как.

- Если б они еще зарплату ответственному за воинский учет платили, еще лучше бы было, - проворчала начальник отдела кадров.

Шпаргалка

Граждане, пребывающие в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья, могут призываться на военные сборы (п. 1 ст. 54 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). сотрудников, поскольку прохождение военных сборов является государственной обязанностью (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ, абз. 7 п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона № 53-ФЗ).

Перечень граждан, не подлежащих призыву, содержится в ст. 55 закона № 53-ФЗ. В частности, к ним относятся женщины, сотрудники органов внутренних дел, педагогические работники, студенты, лица, имеющие право на отсрочку, граждане с непогашенной судимостью, отцы трех и более несовершеннолетних детей.

Срок военных сборов не может превышать двух месяцев, а их общая продолжительность за время пребывания гражданина в запасе - не более 12 месяцев. Призыв на военные сборы возможен не чаще одного раза в три года. (п. 3 и 4 статьи 54 Закона № 53-ФЗ.)

Повестка может прийти как сотруднику домой, так и в организации - точно также, как и при призыве на срочную службу. В первом случае работник должен вручить работодателю извещение, во втором - работодатель должен своевременно передать повестку работнику. За препятствия военкомат может привлечь организацию к штрафу от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП). Сумма небольшая, но она не избавит от необходимости направить работника на сборы.

Отстранение работника от работы на период сборов и сохранение за ним среднего заработка оформляются приказом в произвольной форме, с обязательным указанием срока отстранения и документа - основания для издания приказа.

В отсутствие работника отмечается буквенным кодом «Г» или цифровым «23» - исполнение государственных обязанностей (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.)

Расходы на выплату среднего заработка организациям возмещают военные комиссариаты. Для этого необходимо составить заявление на бланке организации в произвольной форме, с указанием конкретной суммы и банковских реквизитов для перечисления денег. К заявлению следует приложить заверенные копии документов: приказа о направлении на сборы, извещения и справки о прохождении сборов из военкомата, расчетно-платежной ведомости (Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704, п. 7 ст. 1 Закона № 53-ФЗ).

Вопрос

Дайте разъяснение, как осуществляются расходы, связанные с призывом сотрудников учреждения на военные сборы?

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о воинской обязанности воинская обязанность граждан РФ в том числе предусматривает призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Призывают граждан на военные сборы на основании указов Президента РФ. Решение о призыве на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

Согласно п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы:

  • освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы;
  • им выплачивается средний заработок или стипендия по месту постоянной работы или учебы;
  • им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Работникам на время исполнения обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военные сборы выплачивается средний заработок за время освобождения от работы и возмещаются расходы, связанные с оплатой жилья, проезда и командировочные расходы.

Началом военных сборов считается день отправки либо день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.

При этом продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев в соответствии с положениями ст. 54 Закона о воинской обязанности, п. 4, 5 Положения о проведении военных сборов . Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на военные сборы не может превышать одного раза в три года.

Вопрос

Как в этом случае рассчитывать средний заработок работнику? Подлежат ли оплате выходные дни, в которые работник участвует в военных сборах, если ему установлена пятидневная рабочая неделя?

Порядок расчета среднего заработка работника за время нахождения на военных сборах установлен ст. 139 ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее - Положение № 922).

Согласно п. 9 Положения № 922 средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Вместе с тем ст. 153 ТК РФ установлено, что не менее чем в двойном размере оплачивается работа в выходной или нерабочий праздничный день.

Статьей 170 ТК РФ установлено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Следовательно, в указанный период времени работник перестает выполнять свои трудовые обязанности, то есть работать.

В случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей в нерабочие (выходные) дни нормы ст. 153 ТК РФ не применяются.

Поэтому для определения количества дней в периоде, подлежащем оплате, в данной ситуации следует исходить из графика работы, установленного в учреждении, то есть без учета выходных дней. В данном случае, если работник проходит военные сборы не только в рабочие дни, но и в субботу и воскресенье, он делает это не по распоряжению работодателя с целью исполнения своих трудовых обязанностей, а по указанию государственных органов. Это означает, что в случае исполнения работником государственных или общественных обязанностей в нерабочие (выходные) дни нормы ст. 153 ТК РФ не применяются.

Таким образом, работнику следует выплатить средний заработок за рабочие, а не календарные дни прохождения военных сборов по графику его работы в учреждении без оплаты выходных дней (субботы и воскресенья).

Вопрос

Разъясните порядок компенсации указанных расходов? Какие документы необходимо оформить?

Основанием для освобождения сотрудника от работы является извещение (приложение 1 к Положению о проведении военных сборов), направленное работодателю военным комиссариатом. Указанное извещение является частью повестки. В нем указывается время начала и окончания военных сборов, на которое соответствующий гражданин призван для исполнения государственных обязанностей.

На основании этого извещения работодатель издает приказ о том, что работник в соответствии со ст. 170 ТК РФ на указанный срок освобождается от работы с сохранением за ним места работы и среднего заработка.

Основанием для освобождения работника от работы является извещение, направленное работодателю военным комиссариатом.

Расходы работодателя, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета (ч. 2 ст. 170 ТК РФ, п. 7 ст. 1 Закона о воинской обязанности, пп. «д» п. 8, п. 26 Положения о проведении военных сборов).

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее - Правила компенсации расходов).

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению 2 к Положению о проведении военных сборов, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата. Оригинал справки представляется в бухгалтерию для оплаты времени исполнения работником своей воинской обязанности.

Выплата компенсации расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений об их фактическом размере.

На основании п. 5 Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов учреждения представляют заверенные в установленном порядке копии следующих документов:

  • приказ об освобождении работника от работы;
  • извещение руководителю организации о призыве работника на военные сборы;
  • справка о прохождении военного сбора;
  • и другие.
Учреждение представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Вопрос

Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить поступление средств для возмещения расходов на оплату среднего заработка работнику, призванному на военные сборы?

Сумма компенсации фактических расходов, понесенных работодателем в связи с призывом работника на военные сборы, независимо от источника, из которого производилась выплата, является доходом бюджетного учреждения и отражается по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ как компенсация затрат государственных (муниципальных) учреждений (разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ).

На сумму подлежащих возмещению расходов, произведенных бюджетным учреждением и предъявленных военному комиссариату, оформляется запись по дебету счета 2 205 30 560 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 21 Инструкции № 157н , п. 93 Инструкции № 174н).

Пример

Бюджетное учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания выплатило сотруднику, призванному на военные сборы, сумму среднего заработка в размере 14 000 руб. Данная сумма и начисленные на нее страховые взносы в сумме 4 228 руб. компенсированы военным комиссариатом на лицевой счет учреждения.

В учете бюджетного учреждения формируются следующие записи по выплате среднего заработка работнику, призванному на военные сборы, и поступлению компенсации данных расходов от военкомата:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, Документ-основание
Начислена сумма среднего заработка 4 109 60 211 4 302 11 730 14 000 Справка о прохождении военных сборов, расчетно-платежная ведомость
Начислены страховые взносы 4 109 хх 213 4 303 хх 730 4 228 Справка
Удержан НДФЛ

(14 000 х 13%) руб.

4 302 11 830 4 303 01 730 1 820 Налоговая карточка
Выданы сотруднику суммы среднего заработка из кассы учреждения

(14 000 - 1 820) руб.

4 302 11 830 4 201 34 610 12 180 Расчетно-платежная ведомость
Предъявлена военкомату сумма для компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка

(14 000 + 4 228) руб.

2 205 30 560 2 401 10 130 18 228 Справка
Поступила на лицевой счет сумма компенсации расходов учреждения от военного комиссариата 2 201 11 510

17 (статья 130 КОСГУ)

2 205 30 660 18 228 Выписка из лицевого счета
Вопрос

Учитываются ли средства, поступившие от военного комиссариата на компенсацию расходов учреждения, произведенных в связи с призывом работника на военные сборы, в целях обложения налогом на прибыль?

В пункте 1 ст. 251 НК РФ перечислены виды доходов, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Денежные средства, полученные от военных комиссариатов в качестве компенсации расходов учреждения, связанных с выплатой среднего заработка работникам, призванным на военные сборы, в данном перечне не указаны.

Таким образом, компенсация произведенных расходов в связи с исполнением Закона о воинской обязанности подлежит учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Положение о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333.

Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Праздник 23 февраля напомнил нам о том, что почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы. Поскольку исполнение гражданами воинской обязанности имеет приоритет перед их трудовой деятельностью, наниматель обязан отпустить таких работников. Кроме того, работникам, которые призваны на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации. Настоящая статья поможет бухгалтерам отразить хозяйственные операции, связанные с призывом на военные сборы, без ошибок.

Из письма в редакцию:

«Работник нашей организации призван на военные сборы с 18 января 2016 г. сроком на 40 календарных дней. Он работает по графику 5-дневной рабочей недели при сдельной форме оплаты труда. Рабочие дни в ноябре и декабре 2015 г. отработаны работником полностью. Заработная плата работника, начисленная в ноябре 2015 г., составила 7 443 500 руб., в декабре - 6 890 000 руб.

Как правильно начислить заработную плату работнику за время нахождения на военных сборах и отразить указанные хозяйственные операции в учете организации?

С уважением, бухгалтер по заработной плате
Лариса Михайловна»

Уважаемая Лариса Михайловна, большое спасибо за своевременный вопрос. Давайте сначала обсудим общие положения, касающиеся прохождения военных сборов.

Военнообязанным является гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других воинских формирований (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон № 1914-XII)).

Военнообязанные лица, состоящие в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь, могут быть призваны на военные сборы, которые организует и проводит военный комиссар (ст. 70 Закона № 1914-XII). Гражданам, призванным на сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством о труде Республики Беларусь (ст. 6 Закона № 1914-XII), а именно: за военнообязанными, призванными на военные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с постоянного места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок по месту работы (ст. 339 Трудового кодекса Республики Беларусь). По окончании сборов работнику выдается справка о количестве дней нахождения на сборах, которую необходимо представить в бухгалтерию организации. Справка подтверждает фактическое время нахождения на военных сборах, и на ее основании за время сборов работнику выплачивается средний заработок.

Финансирование мероприятий, связанных с исполнением гражданами воинской обязанности, производится за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и средств организаций в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (ст. 8 Закона № 1914-XII). Таким образом, компенсация расходов, понесенных организациями независимо от форм собственности (за исключением бюджетных) в связи с исполнением части шестой ст. 6 Закона № 1914-XII, производится военными комиссариатами и воинскими частями в пределах средств, выделяемых на эти цели в соответствии с законодательством Минобороны Республики Беларусь и другим государственным органам, в которых предусмотрена военная служба (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2003 № 1642 «О финансировании мероприятий, связанных с исполнением гражданами Республики Беларусь воинской обязанности»).

Нормы указанных выше документов необходимо учитывать, рассчитывая средний заработок работника, подлежащий к выплате.

Исчисление среднего заработка, сохраняемого по месту работы, производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее - Инструкция № 47).

Средний заработок, сохраняемый за время военных сборов, исчисляется исходя из заработной платы, начисленной работнику за 2 календарных месяца работы (с 1-го по 1-е число), предшествующих месяцу его направления на сборы (п. 20 Инструкции № 47).

Общая сумма среднего заработка, причитающаяся к выплате работнику за время подготовки к военной службе, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество дней, подлежащих оплате (п. 21 Инструкции № 47). Заработная плата, сохраняемая работникам за время выполнения ими государственных, общественных, воинских обязанностей, производится за рабочие дни согласно графику работы организации (подп. 4.4 п. 4 Перечня выплат , учитываемых при исчислении среднего заработка (приложение к Инструкции № 47)).

Таким образом, выходные дни, приходящиеся согласно табелю учета рабочего времени в организации на период сборов, работнику не компенсируются, дни отдыха взамен их не предоставляются.

Среднедневной заработок определяется путем деления заработной платы, фактически начисленной за принятый для исчисления период, на фактически проработанные в течение этого периода дни.

Произведем расчет среднего заработка, причитающегося к выплате работнику за время нахождения на военных сборах в Вашей ситуации:

1) заработная плата за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу ухода работника на военные сборы, составила 14 333 500 руб. (7 443 500 руб. + 6 890 000 руб.);

2) количество фактически отработанных дней в 2 календарных месяцах, предшествующих месяцу ухода работника на военные сборы, - 43 рабочих дня (21 раб. день ноября + 22 раб. дня декабря);

3) среднедневной заработок составляет 333 337 руб. (14 333 500 руб. / 43 раб. дня);

4) количество рабочих дней, приходящихся на период военных сборов продолжительностью 40 календарных дней с 18 января 2016 г., - 30 рабочих дней;

5) средний заработок, сохраняемый за работником за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов, составил 10 000 110 руб. (333 337 × 30).

Обложение подоходным налогом среднего заработка, сохраняемого в рассматриваемой ситуации за работником за рабочие дни, приходящиеся на период военных сборов, производится в общеустановленном порядке (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее - Перечень № 115), но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297).

Так как Перечень № 115 не содержит норм относительно средней заработной платы, сохраняемой за работниками за время выполнения ими государственных, общественных обязанностей, обязательные страховые взносы в ФСЗН и страховые взносы в Белгосстрах в рассматриваемой ситуации следует начислять в общеустановленном порядке.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие записи (см. таблицу):

__________________________
* Размер страхового взноса в Белгосстрах определен условно.

** Применение предоставляемых в соответствии с законодательством налоговых вычетов не рассматривается.

Надеюсь, мне удалось разъяснить все вопросы.

Зачастую призыв на военные сборы является испытанием не только для призывника, но и для его работодателя. О том, какие гарантии предоставляются работнику в случае призыва, как должно оплачиваться время его пребывания на сборах, какие компенсации предусмотрены законодательством для организаций, рассказывается в статье А.В. Ярвельян, ЗАО "Си Дата".

Определение военных сборов

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • воинский учет;
  • обязательную подготовку к военной службе;
  • призыв на военную службу;
  • прохождение военной службы по призыву;
  • пребывание в запасе;
  • призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (п. 3 "Положения о проведении военных сборов", утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее - Положение)).

Порядок призыва и прохождения военных сборов

Призыв граждан на военные сборы осуществляется следующим образом:

1. Предварительно военные комиссариаты производят отбор граждан для призыва на учебные сборы. В период отбора на учебные сборы граждане вызываются по повестке в военные комиссариаты для уточнения данных воинского учета и медицинского освидетельствования.

2. После того, как приказом военного комиссара оформлено решение о призыве гражданина на военную службу, призывнику не позднее чем за 10 дней до начала военных сборов вручается повестка.

3. Военными комиссариатами осуществляется доставка граждан, призванных на военные сборы от военного комиссариата (пункта сбора) к месту прохождения военных сборов и обратно.

4. Продолжительность и порядок проведения военных сборов регламентируются Положением.

Гарантии и компенсации работнику

Согласно статье 170 ТК РФ, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей.

Также работнику должна быть выплачена компенсация за время исполнения им государственных или общественных обязанностей. Компенсацию выплачивает государственный орган, привлекший работника к выполнению государственных обязанностей.

В рассматриваемом случае, государственным органом, осуществляющим компенсацию, являются военные комиссариаты (подп. "д" п. 8 "Положения о военных сборах"). Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военных сборах"), компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением этого закона, является расходным обязательством РФ и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Продолжительность военных сборов, подтверждающие документы

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать 2 месяца, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 Положения).

Как было упомянуто, вызов гражданина в комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования и призыва на военные сборы осуществляется повесткой. Форма повестки представлена в приложении № 1 к Положению. Повестка состоит из трех частей:

  • расписки о получении;
  • собственно повестка;
  • извещение руководителю организации.

В извещении указывается дата и время, с которой (на которое) работник призывается на военную службу или дата и время его нахождения в военном комиссариате.

Кроме того, согласно пункту 26 Положения, гражданину, проходившему военные сборы или медицинское освидетельствование, не позднее даты его убытия из военного комиссариата должна быть выдана справка военного комиссариата. Форма справки представлена в приложении № 2 к Положению. В ней указывается период времени, в который работник находился на военных сборах или в военном комиссариате.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы можно классифицировать следующим образом:

1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. "а" и "б" п. 24 Положения).

2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов. К таким выплатам в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктов 2-3 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военных сборах", относятся:

  1. выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части и оклада по воинскому званию;
  2. выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. При этом расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению.

3. Выплаты, осуществляемые организацией, по месту работы или учебы призывника, с последующей компенсацией военными комиссариатами. К таким выплатам, в соответствии с пунктами 25-26 Положения и пунктами 1-2 статьи 6 Закона "О воинской обязанности и военной службе", относятся:

  • выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
  • возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
  • возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
  • выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору. Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

Расчет и налогообложение компенсаций

Средний заработок для оплаты времени прохождения работником военных сборах и времени участия работника в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы исчисляется в порядке, определяемом статьей 139 ТК РФ.

Расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.

Письмом Минфина России от 16.06.2006 № 03-05-02-04/81 разъясняется, что в соответствии со статьей 236 НК РФ, суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы (в том числе за время медицинского обследования), за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, и, следовательно, единым социальным налогом не облагаются.

Письмом Минфина России от 26.07.2006 № 03-05-01-04/227 разъясняется порядок обложения среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях, производимых военкоматами с целью обеспечения мобилизационной и вневойсковой подготовки подоходным налогом.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика. Пунктом 29 статьи 217 НК РФ освобождены от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Таким образом, суммы среднего заработка за время участия работника в военных сборах и иных мероприятиях подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

При нахождении работника в ежегодном отпуске он может его прервать для прохождения медицинского освидетельствования или других процедур, связанных с воинской обязанностью и военными сборами. В таком случае в соответствии со статьей 124 ТК РФ, отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок.

Компенсации организациям

Порядок компенсации расходов организациям, работники которых призывались на военные сборы или проходили другие мероприятия, связанные с военной службой в рабочее время, определяется "Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила).

Компенсация указанных выше расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны РФ.

Выплата компенсации осуществляется на основании представляемых организациями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных сведений организации предоставляют заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов. Таким образом, счета военным комиссариатам выставляются организациями после прохождения работниками военных сборов.

Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.

Минобороны РФ в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданам Российской Федерации средства, предусмотренные настоящим пунктом.



 

Возможно, будет полезно почитать: