Уроки идиотских ситуаций. Как себя вести, когда тебя обвиняют, а ты не виноват

Дженнифер Нивен

Ты не виноват

Мы все сломаны. И именно в местах надломов мы часто сильнее всего.

Э. Хемингуэй

ALL THE BRIGHT PLACES

Печатается с разрешения Random House Children’s Books, a division of Random House LLC.

© Jennifer Niven, 2015

© Издание на русском языке AST Publishers, 2015

Финч и Вайолет

Я снова в сознании. 6-й день

Интересно, сегодня подходящий день, чтобы умереть?

Именно этот вопрос я задал себе в утро того дня, когда очнулся. Во время третьего урока, пока мистер Шредер что-то монотонно бубнил себе под нос, а я отчаянно старался снова не уснуть. Потом еще раз, когда передавал кому-то зеленую фасоль за столом во время ужина. И еще раз уже ночью, когда лежал с открытыми глазами и не мог заснуть из-за огромного количества мыслей в голове.

Может быть, сегодня – тот самый день?

А если не сегодня, то когда?

Я задаю этот вопрос себе и сейчас, стоя на небольшом выступе на высоте шестого этажа. Я нахожусь так высоко, что мне кажется, будто я сам стал частичкой неба. Я смотрю вниз, на асфальт, и весь мир плывет. Тогда я закрываю глаза и наслаждаюсь тем, что все вокруг меня медленно раскачивается. Может быть, на этот раз я все-таки совершу прыжок – и пусть воздушные потоки унесут меня прочь. Я буду плавать в невидимом бассейне, нестись вместе с течением до тех пор, пока от мира и меня больше ничего не останется.

Я уже и не помню, как забрался сюда. И вообще я мало помню из того, что было до субботы, по крайней мере из того, что относится к нынешней зиме. Это происходит постоянно, я то отключаюсь, то снова прихожу в сознание. Я похож на того старика, Рип ван Винкля . Вы то видите меня, то не видите. Только не подумайте, что я привык к такой жизни, нет. Причем последний раз оказался худшим из всех. Я проспал не день или два и даже не неделю, я проспал все праздники: День благодарения, Рождество и Новый год. Не могу точно сказать, почему на этот раз все оказалось по-другому, но, проснувшись, я чувствовал себя мертвецом. Да, я очнулся, но совершенно опустошенным, как будто кто-то за это время высосал из меня всю кровь. Сегодня шестой день моего бодрствования и первая неделя после четырнадцатого ноября, как я снова хожу в школу.

Я открываю глаза. Земля на прежнем месте, такая же твердая, как и всегда. Я нахожусь на школьной колокольне. На крохотном выступе сантиметров в десять. Сама колокольня невелика. Здесь всего лишь пара метров бетонной площадки да невысокая каменная стена, служащая оградой, через которую мне пришлось перелезть, чтобы попасть сюда. Время от времени я стучу по ней ногой, дабы убедиться, что она по-прежнему здесь.

Мои руки направлены чуть в стороны и вверх, как будто я намерен прочитать проповедь, а весь этот не слишком большой и скучный городок и есть моя паства.

– Дамы и господа! – кричу я. – Добро пожаловать на мою смерть.

Вы, наверное, ожидали услышать от меня слово «жизнь», потому что я лишь недавно очнулся, но ведь я могу думать о смерти только тогда, когда не сплю. Я вещаю так же, как это обычно делает наш школьный проповедник, выкрикивая слова и выбрасывая руки вверх, отчего кажется, что и слова вылетают изо рта, дергаясь и извиваясь. Я почти теряю равновесие. Теперь я держусь за край ограды за спиной, но этого, к моему удовольствию, никто, похоже, не замечает. Поймите меня правильно: трудно сохранять полное хладнокровие, когда в это же время приходится судорожно цепляться за каменную ограду, как птенец, боящийся выпасть из гнезда.

– Я, Теодор Финч, будучи в нездравом уме, завещаю все свое имущество Чарли Донахью, Бренде Шенк-Кравиц, а также своим сестрам. Все остальные могут отправляться на… к чертовой матери.

Мама довольно рано научила нас этому слову, предупредив, что лучше его не использовать, но оно, к сожалению, прочно засело в моей голове. И хотя звонок на урок уже прозвенел, кое-кто из моих одноклассников все еще оставался на своих местах. Идет первая неделя второго полугодия последнего года в школе, но они ведут себя так, будто обучение уже закончено, и они свободны от занятий. Один из них даже смотрит вверх, как будто слышит мои слова. Другие даже не поворачивают головы. Они или вообще не замечают меня, или решили: «Подумаешь, какое дело! Это же всего-навсего наш Теодор Фрик». Потом мой одноклассник отворачивается и указывает всем остальным куда-то в небо. Поначалу мне все же кажется, что он указывает на меня, но почти в ту же секунду я замечаю ее, ту самую девушку.

Она стоит в нескольких метрах от меня, но с другой стороны колокольни, на таком же крохотном выступе, для чего ей тоже пришлось преодолеть каменную ограду. Ее светло-русые волосы развеваются на ветру, а юбка раздувается, как парашют. И хотя у нас, в Индиане, январь, она почему-то стоит без обуви, в одних колготках, а свои сапожки держит в руке, смотря то ли себе под ноги, то ли на землю. Мне трудно сказать, куда именно направлен ее взгляд. Она замерла на месте и не шевелится.

Я как можно спокойнее говорю, забыв об интонации проповедника:

– Поверь мне на слово, худшее, что ты можешь делать сейчас, – это смотреть вниз.

Она очень медленно поворачивает ко мне голову, и я узнаю эту девчонку. Я определенно встречал ее в школьных коридорах. Увидев меня, незваная гостья округляет глаза, и мне хочется думать, будто это происходит лишь потому, что я прекрасно выгляжу. Хотя, конечно, это совсем не так.

Не удержавшись, я продолжаю:

– Ты сюда часто заглядываешь? Это, можно сказать, мое место, и раньше я тебя тут не видел.

Девушка не смеется. Она даже глазом не моргнула. Просто внимательно смотрит на меня из-за стекол своих дурацких огромных очков, которые закрывают ей пол-лица. Она пытается сделать шаг назад, но тут же упирается в стену и на мгновение теряет равновесие, но не успевает впасть в панику, потому что я тут же выдаю:

– Не знаю, что привело тебя именно сюда, но лично мне кажется, что вид на город отсюда лучше, да и люди кажутся добрее, даже самые неприятные их представители. Кроме, разумеется, Гейба Ромеро и Аманды Монк, да еще разве что той компании, в которой ты сама вращаешься.

Девушку зовут Вайолет, фамилию не помню. Она чирлидер – одна из тех популярных девчонок, кого вы никогда бы не подумали встретить на крошечном выступе на уровне шестого этажа над землей. Если бы не эти уродские очки, то она бы была прекрасна, как фарфоровая куколка. Огромные глаза, милое лицо в форме сердечка, а губы, кажется, сами собой готовы растянуться в искренней улыбке. Такие девчонки, конечно же, встречаются с парнями вроде нашего Райана Кросса, известного бейсболиста, а в столовой садятся за один столик с такой же известной красоткой, как Аманда Монк.

– А теперь давай поговорим серьезно. Мы же оказались здесь совсем не потому, что отсюда открывается великолепный вид, да? Если не ошибаюсь, тебя зовут Вайолет.

Она моргает, что я расцениваю как подтверждение.

– А я Теодор Финч. Кажется, в прошлом году у нас была одна группа по математике.

Она еще раз моргает.

– Терпеть не могу алгебру, но сюда я забрался, конечно же, не из-за нее. А если ты только из-за математики, то без обид, как говорится. К тому же ты наверняка лучше меня в ней разбираешься. Это потому, что почти все в ней разбираются лучше меня. Но я не расстраиваюсь, не обижаюсь, поскольку я гораздо лучше многих разбираюсь в других вещах, куда более важных – игра на гитаре, секс, что, правда, уже долгое время огорчает моего отца. Вряд ли тебе придется когда-нибудь в реальной жизни использовать свои знания. Это касается математики, конечно же.

Я продолжаю болтать без умолку, хотя начинаю понимать, что запал у меня скоро закончится. Внезапно я осознаю, что мне очень хочется в туалет, и от этого моя речь становится еще более бессвязной. (Стоит запомнить: прежде чем решиться отдать Богу душу, надо непременно отлить.) К тому же начинает противно моросить. Учитывая сегодняшнюю температуру, будет дождь со снегом.

Сохраняйте спокойствие. Возможно, вы не узнаете, что вас обвиняют в совершении преступления, пока полиция не постучит в дверь. Несомненно, вы будете шокированы и сбиты с толку. Тем не менее, вам следует сохранять спокойствие, чтобы не наделать ошибок.

Откажитесь разговаривать с полицией. Вам не обязательно разговаривать с полицейскими. Даже если они вас арестовали, вы можете сохранять тишину.

  • Немедленно наймите адвоката. Если вы находитесь под арестом, то можете потребовать, чтобы вам предоставили государственного защитника. Но даже если вы не находитесь под арестом, вам следует поговорить с адвокатом, как только вы узнали, что вас обвиняют в совершении преступления.

    • Юрист может помочь оценить ваше дело, то есть вероятность того, имеет ли государство достаточно улик, чтобы обвинить вас. Он может также помочь вам найти улики, которые подтвердят вашу невиновность.
    • Вам не дадут государственного защитника, пока вы не окажетесь под арестом, так что вам придется платить за адвокатские услуги.
  • Обеспечьте себе алиби. Ваш адвокат должен узнать, в совершении какого преступления вас обвиняют, а также время и место его совершения. Затем он составит список всех, кто видел вас во время совершения преступления.

    • Ваш адвокат получит их письменные показания, данные под присягой. Также ваш адвокат должен постараться добиться видеозаписи допроса. Если свидетель исчезнет перед судебным процессом, возможно, вы сможете представить записанные показания в суде.
    • Также ищите документальные доказательства своего местонахождения. Чеки из банкомата или покупки по кредитной карте – это прекрасный способ доказать, что вас не было на месте совершения преступления.
    • Постарайтесь установить, не находились ли вы в здании, где ведется видеонаблюдение – к примеру, в банке или ночном магазине. Это доказательство может быть использовано, чтобы доказать, что вас не было на месте совершения преступления.
  • Разузнайте, кто является свидетелями преступления. Если вы находитесь в тюрьме, вам следует нанять частного детектива, чтобы выяснить, кто может быть свидетелем преступления. Если вы не можете позволить себе частного детектива, то можно привлечь к расследованию друзей или членов семьи.

    • Детектив должен пойти на место совершения преступления и спросить всех живущих по соседству людей, не помнят ли они, что произошло той ночью. Они могут оказаться свидетелями.
    • Детектив будет искать ключи к разгадке. Детектив также может попробовать поговорить с вашим обвинителем.
    • Если государство решило выдвинуть вам обвинение, то вы имеете право получить список свидетелей. Но не факт, что вы получите его на стадии расследования.
  • Сохраняйте каждый электронный адрес и записывайте каждый телефонный разговор во время поисков улик. Вы можете заметить, что вам чинят помехи. Следует приложить все усилия, чтобы человек перестал мешать вам (идеальный сценарий) или перестал препятствовать отправлению судопроизводства.

    • Если у человека, владеющего доказательствами, которые вам нужны, есть адвокат, вам следует общаться с ним только через адвоката.
  • Предоставьте ваши доказательства полиции. Проконсультировавшись с адвокатом и собрав улики, возможно, вы захотите официально встретиться с полицейскими и поговорить с ними. Ваш адвокат должен присутствовать на протяжении всего допроса. Это ваш шанс представить свою позицию по данному делу.

    • Принесите с собой оправдательные доказательства, в том числе имена и адреса свидетелей, подтверждающих ваше алиби.
    • Полицейские могут арестовать вас в любой момент. Будьте готовы к аресту.
    • Если государство уже обвинило вас в совершении преступления, то, предоставив ему улики, вы вряд ли сильно повлияете на ход дела. Оно уже уверено в том, что у него есть все основания завести на вас дело. Тем не менее, все собранные вами улики – доказательство вашего алиби, показания свидетелей и так далее – будут полезны в суде.
  • Откажитесь от полиграфа. В некоторых отделениях полиции используют тесты на полиграфе в качестве части расследования. Вам могут сказать, что тест на полиграфе – это способ очистить ваше имя.

    • Напротив, полиграф часто используется как средство для добычи признаний. Когда вы прошли тест, вам могут сказать, что вы его провалили и должны признаться. Вы можете избежать данного сценария, отказавшись проходить тест на полиграфе.
  • Поговорим немножко о ситуациях унизительных и оскорбительных, о ситуациях крайне неприятных, к тому же нелепых или, как еще их называют, идиотских.

    Кто в них не попадал?!

    Моя подруга (не знаю человека честнее и чище нее) рассказывала мне о том, как соседки по студенческому общежитию обвинили ее в краже денег и какой-то дорогой косметики. Логика этих девушек была проста: все остальные из «нормальных», то есть обеспеченных, семей, а Наташа из бедной, многодетной - кому же, как не ей?..

    Мне самой никогда уже не забыть, как кондуктор троллейбуса заподозрил меня в некоем хитром приеме, с помощью которого я якобы получила у него билет бесплатно: «Я сообразил только сейчас, что ты билет взяла, а деньги-то мне не отдала». Кондуктор разговаривал со мной как крутой опер с бандитом. Слова «дрянь», «мразь» и «аферюга» сыпались на меня как из рога изобилия. Самое страшное - что некоторые пассажиры поспешили встать на его сторону. Это весьма свойственно человеку, между прочим, - даже тогда, когда конфликт лично его не касается, - становиться на сторону «сильного», то есть агрессора.

    Один известный мне молодой человек жарким летом в дачной местности купил у бабушки яблок и имел неосторожность пойти с этой покупкой мимо садов, охраняемых частным казачьим агентством. Слегка подвыпившие казачки почему-то решили, что яблоки прохожий украл во вверенном им саду, и не слушали никаких контрдоводов. Они намеревались привязать молодого человека к забору, повесив ему на грудь заготовленную уже табличку «Вор», и держать так до захода солнца (уже отработанная, по всей видимости, карательная практика). Парня спасло только то, что его родной дядя работал в прокуратуре и один из ретивых не в меру охранников этого дядю неплохо знал, чем и отрезвился.

    Сюда же надо отнести совершенно необоснованные задержания милицией, о которых я, как журналист, много раз писала; нескончаемые конфликты в магазинах самообслуживания; «наезды» соседей из-за прорвавшейся трубы… Иные из этих ситуаций менее драматичны, чем вышеописанные, однако тоже неприятны. Иные трагикомичны… Вряд ли стоит пересказывать их здесь одну за другой. Зададим для начала вопросы психологического характера.

    Как мы переносим подобные передряги? Не становимся ли мы их заложниками на всю свою жизнь? Не «прописывается» ли в нас страх, подавленность, ощущение бесправия, беззащитности?..

    Умеем ли мы в подобных ситуациях вести себя правильно, не во вред себе самим? В силах ли мы сохранить внешнее спокойствие (а оно совершенно необходимо) и то, что принято называть человеческим ? Случается ведь и такое: от страха, от агрессивного напора, от невозможности (как представляется) себя защитить человек признается в краже, которой не совершал. Или, в лучшем случае, отдает деньги, которых никому на самом деле не задолжал, становясь по сути жертвой вымогательства.

    Находим ли мы в себе силы, хватает ли у нас смелости добиваться правды, справедливости, а когда-то и наказания наших обидчиков? Дядя в прокуратуре или журналистское удостоверение в сумочке - они есть не у всех, а вот ощущение обступающего беззакония и личной беззащитности - у всех практически…

    Что касается моего собственного поведения в попадавшихся на моей дороге ситуациях-ловушках - я сама оценивала его по-разному: от четверки до двойки. Не раз себя ругала: «Как журналист, других должна научить вести себя в подобных конфликтах, а ты - сама не умеешь!» И тут же раздавался внутри печальный контрголос: «Других-то учить легче, а вот когда сама попадаешь, да еще так неожиданно…»

    Что все-таки делать с такими ситуациями в нашей жизни, как их осмысливать, какие выводы из них делать? И вообще, зачем они нам даны? Последний вопрос - уже не психологический, как предыдущие, а христианский.

    Поступлю как обычно: сначала попробую поискать ответ сама, цепляясь за свои обрывочные и поверхностные познания в православной литературе, а потом обращусь к священнику.

    Что касается литературы: обычный молитвослов, который есть у любого верующего человека, - это удивительный, богатый, глубокий учебник христианской жизни. Сколько в нем смыслов, сколько стрелочек-указателей пути к Истине! Лично для меня одним из самых важных стало вот это место в вечерней молитве святителя Макария Великого: «… яко ленящася мене на Твое угождение и ничтоже благо сотворша, привел еси на конец мимошедшаго дне сего, обращение и спасение души моей строя…»

    Оглядываясь на промелькнувший день, понимаешь, что, хотя весь день работал, на угождение при этом действительно ленился; и что Отец Небесный, при всей этой твоей лени, натаскивал тебя, как бесконечно терпеливый учитель бестолкового школьника, вновь и вновь ставя в ситуации, не дающие заснуть, заставляющие нащупывать духовную опору и делать выбор.

    Но как это трудно - научиться воспринимать собственную жизнь со всеми ее перипетиями - вот именно так. Как бесконечную возню Творца с тобой, неприлежным и малоуспешным. Особенно это трудно, когда Учитель использует, скажем так, неприятные и жесткие для нас методы. Когда мы попадаем в ловушки, подобные вышеописанным.

    Как уже сказано, мы не всегда умеем правильно себя в этих переплетах вести. Это проблема. Ну а если всё же попытаться воспринимать любую подобную ситуацию как Самим Богом назначенный нам урок?.. Как упражнение, направленное на преодоление малодушия, на возрастание в доверии ко Творцу?

    Всё происходит по воле Божией. Значит, так надо. Кому надо? Тебе. Ты не можешь понять, для чего? А кто тебе обещал, что ты будешь прямо вот так сходу всё понимать? Вот поблагодаришь за случившееся Господа от всего сердца - тогда и сделаешь, может быть, первый шаг к пониманию. Помнишь Послание апостола Павла фессалоникийцам: «За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18)? А молитву Оптинских старцев помнишь? - «Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой…»

    Бог не посылает испытания не по силам. Он ведает, что с тобою. Можно сказать, что Он держит руку на пульсе ситуации. Но многое зависит от тебя самого. Молись, не сомневайся в Его помощи, в заступничестве Пресвятой Богородицы, не теряй присутствия духа. Вспомни, сколько раз святые становились жертвами клеветы, жертвами диких, грязных обвинений и воспринимали это как посланное им во благо.

    Мне кажется, что у человека, настроенного подобным образом, гораздо больше шансов выйти из унизительной ситуации победителем, в дальнейшем добиться справедливости и преодолеть последствия психологической травмы. Это земное благо, это необходимое нам, немощным, далеким от духовных высот людям утешение. Но получаем мы его всё же в результате посильного для нас духовного напряжения.

    В общем, всё правильно: встряски эти нам нужны для того, чтобы мы, как сказано в молитве Макария Великого, обращались , взоры свои обращали к Нему, тянулись к Нему, подрастали духовно; а подрастая, мы обретаем способность, умение из этих ловушек выбираться.

    Кстати, о той моей подруге, Наташе. Она с детства верующий человек, хотя православной в тот тяжелый момент - момент обрушившейся на нее клеветы - не была: поддерживала связь с одной из протестантских конфессий. И у протестантов порой можно чему-то хорошему научиться. Наташа рассказывала так: «Я стала молиться, и чем больше молилась, тем спокойнее мне становилось, и они, эти девчонки, как-то затихли, будто смутились… А на следующий день вели себя со мной как ни в чем не бывало. Конечно, меня это коробило - хоть бы извинились… Но я поняла: если я буду сейчас пытаться выяснить с ними отношения, они снова примутся меня обвинять, не в этом, так в чем-нибудь другом - лишь бы самим не быть виноватыми. И решила просто держаться от них подальше». (Наташа - человек с трудным детством и мудрой стала до срока - уже в юности.)

    Однако мне уже пора за советом к священнику.

    - Отец Михаил , к вам приходят люди, травмированные такими вот унизительными, оскорбительными ситуациями? Что вы им говорите? Всякий ли человек в силах увидеть в подобной передряге духовный урок? Всякому ли можно помочь?

    Не только ко мне приходят, а я и сам тысячу раз в таких ситуациях бывал, - отвечает настоятель Владимирского храма в Саратове иерей Михаил Богатырев. - Это болезненно в самом деле, когда тебя обвиняют - в том, о чем ты и не думал, чего ты и в принципе не мог совершить. В том, например, что ты лампочки в подъезде выкручиваешь…

    Я по сей день помню, как это произошло со мною в первый раз - в детском саду. Мне было четыре или пять лет, и меня обвинили в обычном детском безобразии, совсем не мною совершенном. Я не мог сопротивляться, я был совершенно задавлен и признал, что это сделал я. Потом выяснилось, что не я, но извиниться передо мной никто, конечно, и не подумал. И потом, в жизни, это было не раз, и я сделал для себя такой вывод: трагических реакций на такие обвинения у нас быть не должно. Ты знаешь, что ты этого не делал, и Бог это знает. Ты перед Ним этого греха не совершил - вот главное. А людям, которые тебя обвиняют, твои оправдания не нужны. Они устраивают такого рода самочинные расследования вовсе не для того, чтобы найти правду. Правда им вообще безразлична. Им всё равно, ты это сделал или не ты. У них есть потребность унижать и третировать другого человека. Для этого им нужен повод. Их поведение может быть связано с комплексом неполноценности, ущербностью, завистью - человек, который завидует, может не только того, кому завидует, грязью поливать, но и других тоже - ему всё равно.

    Нужно вовремя переключиться с человеческого суда на Суд Божий и сказать: Господи, Ты всё знаешь - и да будет воля Твоя

    Конечно, нервная система у людей разная. Кто-то махнет рукой и забудет, а для кого-то это действительно травма на всю жизнь. Но здесь важно понять: если ты увязнешь в выяснении отношений с этими людьми, хотя бы мысленно, - у тебя вся жизнь мимо пройдет. Ты всю жизнь будешь что-то им доказывать. А доказывая, что ты не верблюд, ты сам себе потихоньку внушаешь, что ты таки верблюд - по крайней мере, в чьих-то глазах. И таким образом становишься зависимым от обвинения. Вот почему это страшно, это опасно - оправдываться в том, чего ты не сделал. Нужно вовремя переключиться с человеческого суда на и сказать: Господи, Ты всё знаешь - и да будет воля Твоя. Этого достаточно. По сути это означает - остаться здоровым психически и целым духовно.

    - Но легко ли это на деле - переключиться?

    Лично я всегда исхожу из того, что мне есть чем жить дальше. Есть о чем и о ком думать, чем заняться. Я стараюсь работать на результат, и мне не хочется отвлекаться на какие-то посторонние вещи. Потеря драгоценного времени, данного нам Богом для достижения результата, - это грех. Вспомним притчу о талантах (см.: Мф. 25: 14-30). Тебе нужно трудиться, приумножая данный Господином талант, а тут тебе кто-то вдруг помешал, и ты, разбираясь с ним, не замечаешь, как теряешь свою духовную вертикаль и оказываешься в двухмерном пространстве, на плоскости. И уже ничего не можешь делать для Бога. А ведь конечный результат твоего труда - это всегда результат духовный. И это не твоя личная цель. Это цель, которая тебе Богом задана. А это значит, что она важна для многих людей.

    - С вашей точки зрения, стало быть, справедливости добиваться не нужно?

    Справедливость - она у Бога. Мой жизненный опыт подсказывает: через некоторое время после таких вот голословных обвинений правда всегда откуда-нибудь вылезет. Я не один раз это пережил, прежде чем сказать: Господи, да будет воля Твоя.

    Батюшка, но ведь их еще простить надо, этих наших обидчиков, иначе и впрямь увязнешь в хроническом конфликте с ними. У вас это получается?

    Я вообще не умею держать зло на людей. Могу обидеться, но обида не будет долгой. У меня в жизни бывали очень сложные случаи, когда меня предавали по полной программе. Но потом, по прошествии какого-то времени, вслушиваясь в собственную душу, я убеждался, что я к этим людям никаких претензий не имею. Ни злости нет, ни уж тем более чувства мести. Я не буду, конечно, по-дружески сидеть с ними за столом, у меня вообще нет желания с ними общаться - хотя бы потому, что это связано с неприятными воспоминаниями. Но если я узнаю, что они попали в беду, я сделаю всё, чтобы их выручить. И никогда потом их этим не попрекну.

    Слушаю отца Михаила и понемногу избавляюсь от всяких невротических сомнений в простой истине: все эти наши унизительные, оскорбительные, нелепые, идиотские ситуации даны нам Отцом и Учителем нашим ради обращения и наших душ. И поменьше бы нам лениться на угождение .


    Быть обвиненным без вины и как поставить в известность своих «судей» безистерических всхлипований, задача не из простых. Иногда так и распирает ответить чтонибудь нецензурное в отмеску своим обидчиками в самой что не наесть грубой форме, которое полвечет за собой неминуемые скандальные последствия для вас и для окружающих.

    Вот несколько способов как выдержить такое осуждение грамотно и выйти сухим из воды.

    1. 1. Выключите громкоговоритель. (понизьте тон своего голоса)

    Громкие звуки это позыв к тому, что что-то происходит ужасное и пора искать пути и выходы для защиты.А вот если подсознаниепритормозилось и выход найти не может. Как только происходит такой разворот событий появляется беспомощность и гневная реакция на отсутсвие возможностей. Агрессиякак вирусная инфекция переходит капельным путем на обидчика и температура тела от этого подымается еше выше. Круг замыкается и разорвать его только сможет посторонний, и то с последствиями.

    1. 2. Не упрекайте своих обидчиков в вашем обвинении (вслух, и на них)

    Те, кто обвиняет вас в несовершенном вами поступке, либо хочется манипулировать вами, обвести вас вокруг своего пальца, держать на ниточке и пользоваться этими привелегиями или им про cто некогда было разбираться иони решили использовать свою необразованность. Их неосознанное обвинение напрямую связано со снятием ощущение вииновности за свои поступки и переложить вину на других, и в этом и есть их модель поведения. Обвиняния их в неразборчивости вы наведете еще больше агрессивности на своих обидчиков. Круг замкнется и выход придется искать из вне.

    1. 3. Не принимайте позицию жертвы

    Что же эта за позиция жертвы? Принять ее очень легко и еще хуже ничего для этого не делать. Мы все виновыты в какой то мере. Мы даже чувствуем себя виноватыми за то, что чувствуют наши обвинители. Я знаю что это звучит обсурдно, но так устроено уж наше подсознание: генетически заложенноеколлективное чувство вины.Вина, естественнаяприродная эмоция, которая в немягкой форме предлагает, что вы сделали что-то не так. Иными словами говоря, мы чувствуем себя виноватыми, что вызываем боль и неудобство в ком либо - обвинители они или нет, неосознано конечно. Понять разницу в вине,вызваетели вы боль у обвинителя своим поступком илипринять этот поступок на себя и почувствовать себя виноватым за то что вы совершили, которого вы не совершили. Запутались? Вот и ваше бессонание запутано так же. Виноваты только в том, что рядом с вамичеловек находиться в полном расстройстве и совем не виноваты в действиях, которые на вас накладывают.Пытаитись себя уверить что не виноваты и не помогает. Теперь понимаете почему.Примите это и простите. А теперь пора выходить из круга жертвы.

    1. 4. Послушайтев чем вас обвиняют и попросите доказательства.

    Послушайте вашего обвинителя внимательно и задайте конкретные вопросы по существу вашего дела.Собирите данные и какие у них есть основания вас обвинять. Задавая подобные впросы вы даете им возможность разобраться с упреками в вашу сторону и перестроить их систему обвинения.При таком допросе выотстраняете себя от события иустановите заново свое положение. Так что заинтересуйтесь подробностями.

    1. 5. Не защищайте себя.

    Принимаяпозицию защитника толькоприведет к хаусу в отношениях. Подсознание принимает защищающую себя особь как виновника и пора его наказать еще покруче. Держите расстояние, слушайте и распрашивайте.

    Ally Davies, november 2012



     

    Возможно, будет полезно почитать: