Закон запрещающий снимать на сотрудника полиции. Можно ли снимать инспектора на видео: изучаем новый регламент гибдд

Автолюбители, желая засвидетельствовать действия сотрудников ГИБДД, нередко начинают снимать их действия на видеорегистратор, установленный в автомобиле или на любое другое записывающее устройство. А сотрудники госавтоинспекции, зачастую, настаивают на прекращении съемки, но, при этом, не ссылаются ни на какие нормы законов.

В то же время, многие автомобилисты не знают, насколько законной является видеозапись беседы с сотрудником ГИБДД, и как в дальнейшем ее использовать для доказательства своей правоты. Поэтому необходимо разъяснить ряд важных моментов.

Правовая сторона вопроса

Согласно Федеральному закону №149 от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в России расширился принцип информационной открытости. Для водителей наиболее важными являются пункты закона, гарантирующие:

  • Свободу законного поиска, получения и распространения информации;
  • Ограничение доступа к информации только на основании федеральных законов;
  • Открытость информации о работе государственных и местных органов и свободный доступ к ней, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Последний пункт также уточняется в известном Приказе МВД №185 от 2 марта 2009 года, а именно в п.25:

«Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись»

Запрет на проведение видеосъемки может допускаться, например, для сохранности государственной тайны или для обеспечения неприкосновенности частной жизни людей. В то же время, запись беседы сотрудника ГИБДД, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей, и водителя не подпадает ни под один из подобных запретов. Исключение составляет съемка стационарных контрольно-пропускных пунктов, а также запись внутри них.

Таким образом, с юридической точки зрения видеозапись действий сотрудников ГИБДД, которые остановили ваш автомобиль на дороге, является абсолютно законной. Теперь следует подробнее разобраться с конкретными действиями, которые желательно выполнить водителю, чтобы наиболее эффективно использовать видеоаппаратуру.

Запись разговора с сотрудником ГИБДД лучше осуществлять с помощью видеокамеры. Это может быть как встроенная в мобильный телефон камера, так и специфическое устройство – лучше всего видеорегистратор. Если регистратор или камера не позволяют записывать звук в хорошем качестве, то лучше подключить к ним дополнительные аудио-приемники. Дело в том, что во время разговора может быть достаточно большое количество помех – например, ветер или проезжающие мимо фуры.

Целесообразность использования именно видеорегистратора обусловлена тем, что многие модели позволяют не только производить видеозапись, но также фиксировать моменты включения поворотников и отстегивания ремня безопасности. Это особенно важно при встречах с инспекторами, которые за неимением других аргументов, часто пытаются «подловить» водителя не пристегнутым ремнем. Кроме того, желательно, чтобы записывающее устройство находилось в пределах видимости сотрудника ГИБДД. Многочисленные свидетельства водителей подтверждают - инспектор, знающий, что его записывают, ведет себя намного более корректно.

Не стоит забывать правильно подготовиться к записи разговора. Как только сотрудник ГИБДД остановил автомобиль, следует включить устройство и надиктовать информацию о месте и времени и обстоятельствах остановки. При разговоре с инспектором ДПС следует говорить ясно и четко, чтобы по записи впоследствии можно было однозначно понять, о чем идет речь. Кстати, если раньше суды очень часто не соглашались принимать видеозаписи в качестве доказательства при рассмотрении дел о нарушении ПДД, то после внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (примечание 3 к статье 1.5. КоАП), ситуация изменилась в лучшую сторону. Кроме того, в 2013 году в России могут принять закон, который обяжет суды использовать при рассмотрении дел материалы, полученные с видеорегистраторов.

Есть ряд частых ошибок, связанных с процессом записи действий сотрудников ГИБДД:

1) Не стоит провоцировать инспектора ДПС. Многие водители превратили видеокамеры в своеобразный инструмент «охоты» на сотрудников ГИБДД – с последующим выкладыванием своих «трофеев» в интернет. Даже не принимая во внимание моральную сторону вопроса, это может привести в дальнейшем к повышенному вниманию к вашему автомобилю со стороны ГИБДД.

3) Не стоит забывать, что сотрудники ГИБДД также могут записывать разговор. А в скором времени это может стать обязательной процедурой. Например, в Москве до конца 2013 года все патрульные машины должны быть оборудованы видеорегистраторами, на которые будет записываться каждый разговор с водителем остановленного автомобиля.

Резюме

Итак, за редкими исключениями, запись разговора с инспектором ДПС является абсолютно законной. В тех случаях, когда она является незаконной, сотрудник ГИБДД должен сообщить об этом, а также дать ссылку на закон, запрещающий съемку. Более того, начальник Главного управления ГИБДД В. Нилов не только подтвердил допустимость видеозаписей общения водителей с работниками его ведомства, но даже назвал такую практику желательной для повышения качества работы ГИБДД. Так что автомобилисты могут смело пользоваться своими правами, не забывая при этом оставаться вежливыми и тактичными.

Средства массовой информации нагнали жути по поводу вступления с 20 октября 2017 г. нового Административного регламента ГИБДД. Видеосъемка инспекторов ГИБДД запрещена, проверять документы у водителя можно где угодно и основания для этого не нужны, инспектор вправе маскировать автомобиль! Так ли это? Попробуем разобраться.

Новый Административный регламент …, утвержден приказом МВД России от 20.10.2017 № 664 и является внутренним документом министерства. По сути этот документ содержит правила о том, как инспектору правильно вести себя с участниками дорожного движения.

Видеосъемка инспектора ДПС

Старый Регламент содержал прямой запрет на запрещение видеосъемки инспектором. В век Интернета и доступности получения правовой информации из различных источников (YouTube, соцсети) водитель, насмотревшийся видеороликов о правильном поведении инспекторов, в случае его остановки разжигал бессмысленный спор или по-современному «троллил» инспектора, придираясь ко всему подряд. Именно поэтому из Регламента убрали запрет на препятствование проведению съемки. Раньше инспектор не мог даже попросить не снимать его на видеокамеру.

В новом Регламенте такого запрета уже нет. Однако помимо Регламента есть статья 8 Закона «О полиции», которая разрешает гражданам проводить видеосъемку сотрудников полиции (а инспектор ГИБДД является сотрудником полиции). Также, такое право предусмотрено частью 4 статьи 29 Конституции, статьей 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» и других законах.

Смысл заключается в следующем – так как МВД является публичным органом, то им должен соблюдаться принцип открытости и доступности.

Максимум, что инспектору ГИБДД дозволено – это предложить (попросить) не осуществлять видеозапись. Водителем в данной просьбе может быть и отказано.

Поэтому снимать на видеокамеру инспектора ДПС при исполнении не запрещено. Регламентом не запрещено. Если инспектор попросит не осуществлять видеозапись со ссылкой на другие правовые акты, то такое требование будет вполне законным и ему следует подчиниться. Например, запрет съемки при проведении спец мероприятий, вблизи спец объектов и др.

Что касается съемки водителя, то инспектор обязан уведомить об этом участника дорожного движения (пункт 38).

Передача документов без удерживающих устройств

Использование зажимов, зацепов и других ухищренных приборов, которые не дают инспектору возможности отойти с документами, использовать запрещено. Теперь инспекторы принимают документы без удерживающих устройств (пункт 53).

Однако не понятно, что делать инспектору если водитель передает документы на цепочке. Должен ли он принять или требовать от водителя освободить документы. По сути, если водитель передает документы с удерживающим устройством, то он не исполняет требования Регламента. Но Регламент, как было сказано выше, это внутренний документ и ни какие обязанности водителя там не закреплены. В ПДД не уточнено каким образом водитель передает документы. Поэтому какая ответственность, какое наказание должно быть применено к водителю не ясно.

Проверка документов вне стационарного поста

В связи с сокращением количества стационарных постов законодатель расширил перечень оснований для остановки транспортных средств. В старом Регламенте их было 10, в новом Регламенте их уже 14.

Новый Регламент не содержит требований об остановке автомобиля в целях проверки документов исключительно на стационарных постах. Значит остановить автомобиль можно вне стационарного поста? Ответ: да. Но для остановки нужны основания. А основания для проверки документов перечислены в пункте 106 Регламента. Прочитаете сами.

Засады ГИБДД

Теперь Инспектор в кустах уже не герой анекдотов. Новый Регламент допускает случаи маскировать служебный автомобиль.

По общему правилу служебный автомобиль должен быть размещен таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения (пункт 63). Этим же пунктом предусмотрены случаи для маскировки автомобиля.

Патрульный автомобиль может быть размещен в местах с ограниченной видимостью (замаскирован):

  • на аварийно-опасных участках дороги;
  • при использовании средств фото- видео фиксации.

Остановка на неосвещенном участке дороги

В старом Регламенте был прямой запрет на остановку автомобиля на неосвещенном участке дороги. В новом Регламенте такого запрета нет. Главное требование к остановке в темное время суток – наличие световых сигналов и то при наличии возможности.

Видеофиксация нарушений в зоне действия временных знаков

В старом Регламенте применение средств автоматической фиксации в местах, где установлены временные дорожные знаки, не допускалось (пункт 57).

В новом Регламенте такого запрета нет.

Связано это с тем, что в преддверии подготовки к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, власти решили отремонтировать дороги. Много дорог. Поэтому много сужений, объездов и временных знаков. По данным ГИБДД в зонах проведения ремонтных работ увеличилось количество аварий. Зависимость понятная. Увеличилось количество ремонтных работ – увеличилось количество аварий. Но в ГИБДД причиной увеличения аварий в зоне действия временных знаков назвали именно нарушения ПДД, а не резкий рост проведения ремонтных работ.

Для водителя важна не причина, а результат – фиксация нарушений в зоне временных знаков.

Водитель обязан выйти из автомобиля по требованию инспектора

Сотрудник вправе предложить выйти из автомобиля (пункт 93). Ключевое слово здесь «предложить». Т.е. водитель может вежливо отказаться от предложения. Как же тогда отстранить водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения? Легко, на основании статьи 27.12 КоАП.

Таким образом, инспектор не вправе требовать от водителей выйти из автомобиля.

Досмотр автомобиля

Весьма положительное изменение. Старый Регламент содержал положение о том, что основанием для проведения досмотра является проверка обоснованного предположения. Ключевое слово «предположение». Т.е. те самые «хотелки» инспектора: «что-то мне не нравится, как вы ведете со мной диалог», «что-то всё подозрительно, а, ну-ка, давайте я проверю автомобиль».

Теперь такого нет. Новый Регламент содержит следующее: досмотр транспортного средства возможен в соответствии с фактическими данными – сообщениями граждан, дежурной части и так далее, т.е., это должна быть какая-то фактическая информация. Не желание инспектора, а информация.

Итак, что сказать в заключении. Если в прежнем Регламенте сотрудники ДПС в течение 8 лет так и не разобрались, то сделать это в новом, более объемном, будет ещё сложнее.

А вообще новый Регламент ГИБДД-2017 написан для инспекторов дорожно-постовой службы. Каких-либо обязанностей для водителей там нет. Может и не стоит так скрупулёзно его изучать. Зачем водителям знать внутренние документы МВД. Водители должны соблюдать правила дорожного движения, а не контролировать соблюдение инструкций должностными лицами.

Сейчас в интернете ходит много вопросов и ведутся активные обсуждения на тему того, можно ли снимать сотрудника ГИБДД при исполнении или нет. Дело в том, что недавно был принят новый административный от 20 октября 2017, в котором убрали пункт, запрещающий инспектору препятствовать съёмке его на телефон или видеокамеру. После это многие сотрудники ГАИ вздохнули с облегчением — дескать убрали, значит нельзя! И даже зафиксированы несколько случаев, когда водителю за отказ выполнить требование представителя власти убрать камеру инкриминировали статью 19.3 «Неповиновение». Водители сразу зароптали — как же так? Как бороться с недобросовестными гаишниками?!На самом деле, с принятием нового регламента, по этой теме ничего не изменилось. Снимать сотрудников ГИБДД при исполнении по-прежнему можно абсолютно беспрепятственно! И вот почему:

  1. Статья 29 Конституции РФ даёт нам право свободно получать, передавать и распространять информацию любым законным способом.
  2. Статья 152.1 Гражданского Кодекса РФ говорит нам о том, что не нужно спрашивать никакого разрешения на съёмку инспектора ДПС, если Вы находитесь в общественном месте.
  3. Статья 8 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет принцип открытости и публичности, а это говорит о том, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. И это уже не говоря о том, что сам президент официально заявил, что работа полиции является гласной!

Окончательную точку в вопросе можно ли на камеру снимать сотрудников ГИБДД при исполнении и законна ли видеосъемка гаишников поставил начальник ГУ ОБДД МВД РФ генерал Михаил Юрьевич Черников. Его вердикт однозначен и понятен - снимать можно. Вот его официальный ответ:

Согласно его письму, на текущий момент положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использование оборудования фото- или видео-фиксации — нет. Разумеется если съёмка ведётся в публичном месте. Поэтому инспектор ДПС не имеет права запрещать водителям или простым прохожим осуществлять его видеосъёмку на посту или при выполнении должностных обязанностей.
Если же сотрудник ГИБДД РФ запрещает его снимать на фото или камеру — потребуйте у него представиться, согласно п.5 ст.5 ФЗ «О полиции», а так же постарайтесь зафиксировать его нагрудный жетон. После этого открываем сайт ГИБДД (ссылка) и пишем на этого полицейского жалобу с изложением всех подробностей. За самоуправство он понесёт заслуженное наказание!

А может ли сотрудник ГИБДД снимать на камеру?!

Теперь немного поговорим об обратной стороне медали, а именно о том — можно ли сотрудникам ДПС при исполнении снимать на фото- или видео-камеру участников дорожного движения — водителей и пешеходов. Конечно может. Он такой же гражданин Российской Федерации, как и Вы. А значит для него так же актуальная 29 статья Конституции и 152 статья Гражданского Кодекса. Даже если водитель находится в авто — снимать его можно, ведь улица, где стоит или едет его автомобиль — это так же общественное место. Полицейские тоже имеют право на защиту от неадекватных граждан и это надо учитывать!


Глава российской ГИБДД Михаил Черников в ответе на депутатский запрос прямо написал, что в административном регламенте ведомства нет положений, позволяющих сотрудникам ГИБДД запрещать видеосъемку.

Исчезновение из новой редакции Административного регламента по надзору за участниками дорожного движения, то есть документа, регламентирующего взаимодействие сотрудников ГИБДД и водителей, пункта о разрешении видеосъемки до сих пор вызывает массу споров среди автомобилистов. Несмотря на разъяснения, что убран этот пункт просто в силу избыточности, многие автолюбители до сих пор считают, что новый регламент грубо попрал их права.

Дело дошло до того, что главе Госавтоинспекции Михаилу Черникову пришлось отвечать на депутатский запрос, который направил Ярослав Нилов (фракция ЛДПР). В своем ответе он подтвердил, что никакого права на запрет фотовидеосъемки полицейских новая редакция регламента не внесла.

«Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру без наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований в Административном регламенте нет», - говорится в ответе Черникова на депутатский запрос.

Впрочем, инспектор все же может запретить съемку, но в рамках оговоренного в законах «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об оперативно-разыскной деятельности».


В официальном ответе главы ГИБДД России Михаила Черникова обычный обыватель запутается уже к третьему абзацу.
Поэтому Ярослав Нилов выделил ключевые моменты цветным маркером.

Кроме того, инспектор может попросить не мешать фото- и видеосъемкой исполнять ему свои обязанности. Некоторые начинающие блогеры стараются поднять свою популярность, записывая видеоролики с участием полицейских, буквально провоцируя тех на спорные действия.

Впрочем, есть и обратная ситуация: в соцсетях уже обсуждали несколько случаев, когда инспектор запрещал водителю снимать его, угрожая применением статьи 19.3 КоАП России («Неповиновение законному требованию сотруднику полиции»). А наказание за такое правонарушение - это либо штраф 5000 руб., либо административный арест на срок до 15 суток. Естественно, мало кому из водителей захочется отправиться под арест, и они прекращают съемку. Так вот такие требования незаконны.

Ярослав Нилов рекомендует водителям распечатать ответ Михаила Черникова и возить его с собой. Хотя мы не уверены, что инспекторы будут его читать и уж тем более вчитываться в забюрократизированный текст, в котором обычный человек запутается уже к третьему абзацу. Мы же рекомендуем адекватно и спокойно вести себя при общении с инспекторами ДПС и сообщать о всех нарушениях на «телефон доверия» службы, в дежурную часть батальона, сотрудник которого пытается незаконно запретить съемку, и в Службу собственной безопасности ведомства.

Дышло Матвей
Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Исчезновение из новой редакции Административного регламента по надзору за участниками дорожного движения, то есть документа, регламентирующего взаимодействие сотрудников ГИБДД и водителей, пункта о разрешении видеосъемки до сих пор вызывает массу споров среди автомобилистов. Несмотря на разъяснения, что убран этот пункт просто в силу избыточности, многие автолюбители до сих пор считают, что новый регламент грубо попрал их права.

Дело дошло до того, что главе Госавтоинспекции Михаилу Черникову пришлось отвечать на депутатский запрос, который направил Ярослав Нилов (фракция ЛДПР). В своем ответе он подтвердил, что никакого права на запрет фотовидеосъемки полицейских новая редакция регламента не внесла.

«Положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использовать фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру без наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований в Административном регламенте нет», - говорится в ответе Черникова на депутатский запрос.

Впрочем, инспектор все же может запретить съемку, но в рамках оговоренного в законах «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об оперативно-розыскной деятельности».

Кроме того, инспектор может попросить не мешать фото- и видеосъемкой исполнять ему свои обязанности. Некоторые начинающие блогеры стараются поднять свою популярность, записывая видеоролики с участием полицейских, буквально провоцируя тех на спорные действия.

Впрочем, есть и обратная ситуация: в соцсетях уже обсуждали несколько случаев, когда инспектор запрещал водителю снимать его, угрожая применением статьи 19.3 КоАП России («Неповиновение законному требованию сотруднику полиции»). А наказание за такое правонарушение - это либо штраф 5000 руб., либо административный арест на срок до 15 суток. Естественно, мало кому из водителей захочется отправиться под арест, и они прекращают съемку. Так вот такие требования незаконны.

Ярослав Нилов рекомендует водителям распечатать ответ Михаила Черникова и возить его с собой. Хотя мы не уверены, что инспекторы будут его читать и уж тем более вчитываться в забюрократизированный текст, в котором обычный человек запутается уже к третьему абзацу. Мы же рекомендуем адекватно и спокойно вести себя при общении с инспекторами ДПС и сообщать о всех нарушениях на «телефон доверия» службы, в дежурную часть батальона, сотрудник которого пытается незаконно запретить съемку, и в Службу собственной безопасности ведомства.

  • Со всеми нюансами новой редакции Административного регламента можно ознакомиться в материале нашего эксперта «Новый регламент ГАИ - что там на самом деле сказано» .
  • По новому регламенту, ГИБДД больше не выдает справки о ДТП. ГИБДД разъяснила, как быть участникам аварии для того, чтобы страховая компания приняла документы.


 

Возможно, будет полезно почитать: