Конкурс на замещение вакантной должности как основание заключения трудового договора с госслужащими. Порядок поступления на государственную гражданскую службу Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.

Конкурс -- это, по существу, замещение должности в порядке соревнования, и он может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. Претенденты на замещение соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Конкурс не проводится:

  • - при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники);
  • - при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
  • - при заключении срочного служебного контракта;

при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Конкурс может не проводиться также при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Конкурс в государственном органе объявляется по решению руководителя государственного органа либо представителя указанного руководителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, при наличии вакантной (не замещенной гражданским служащим) должности гражданской службы, замещение которой в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть произведено на конкурсной основе.

Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие установленным законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы. Гражданский служащий вправе на общих основаниях участвовать в конкурсе независимо от того, какую должность он замещает на период проведения конкурса.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе не менее чем в одном периодическом печатном издании, а также размещает информацию о проведении конкурса на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

В публикуемом объявлении о приеме документов для участия в конкурсе указываются наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, а также сведения об источнике подробной информации о конкурсе (телефон, факс, электронная почта, электронный адрес сайта государственного органа).

На сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования размещается следующая информация о конкурсе: наименование вакантной должности гражданской службы, требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности, условия прохождения гражданской службы, место и время приема документов, срок, до истечения которого принимаются указанные документы, предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок его проведения, другие информационные материалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган:

  • - личное заявление;
  • - собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством Российской Федерации, с приложением фотографии;
  • - копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
  • - документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
  • *копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
  • *копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
  • *документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
  • *иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Кадровая служба государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, обеспечивает ему получение документов, необходимых для участия в конкурсе.

С согласия гражданина (гражданского служащего) проводится процедура оформления его допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин (гражданский служащий), связано с использованием таких сведений.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке. Проверка достоверности сведений, представленных гражданским служащим, осуществляется только в случае его участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы.

Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Документы, указанные в пункте 7 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, представляются в государственный орган в течение 30 дней со дня объявления об их приеме. Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме. При несвоевременном представлении документов, представлении их не в полном объеме или с нарушением правил оформления по уважительной причине представитель нанимателя вправе перенести сроки их приема.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе.

Претендент на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе. При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются правовым актом государственного органа. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса принимаются открытым голосованием простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении. Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением, которое подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принявшими участие в заседании.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, и кандидатов, участвовавших в конкурсе, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и другие), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ГРАЖДАН НА ДОЛЖНОСТИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ДОСТУП К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Курки Анна Юрьевна
Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
магистрант факультета магистратуры и аспирантуры


Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты приема на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В данном случае процедура приема на работу имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо знать, как кадровому работнику, так и гражданину, претендующему на соответствующую должность.

FEATURES OF HIRING CITIZENS FOR POSITIONS INVOLVING ACCESS TO INFORMATION CONSTITUTING A STATE SECRET

Kurki Anna Yurevna
Volga Institute of management named after P. A. Stolypin – the branch of the Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation
Undergraduate faculty of graduate and postgraduate


Abstract
The article discusses the main aspects of hiring citizens for positions involving access to information constituting a state secret. In this case, the procedure of recruitment has a number of specific features that you need to know how HR employee and citizen applying for the post.

Библиографическая ссылка на статью:
Курки А.Ю. Особенности приема на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. Ч. 1 [Электронный ресурс]..03.2019).

Государственная тайна - согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства .

Доступ к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну .

Государственная тайна строго охраняется законом, в связи с чем, прием на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям данной категории, несколько осложняется, а сама процедура может затянуться на месяц, а то и на два.

Помимо этого, процедура приема на работу граждан в организации, где предусматривается наличие у сотрудников допуска к государственной тайне, предполагает ряд обязательных аспектов. В противном случае, их игнорирование может привести к негативным последствиям, затрагивающим как организацию, так физическое лицо.

Во избежание совершения каких-либо ошибок при приеме на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, кадровик должен внимательно изучить законодательство Российской Федерации в данной области и знать на какой документ можно сослаться при выполнении тех или иных кадровых операций.

Нормативно- правовые документы

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации (глава 10 и 11) – именно они регламентируют процесс заключения трудового договора и этапы приема на работу ;
  2. Постановление Правительства от 06.02.2010 № 63 – определяет порядок доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, устанавливает формы учетной документации и перечень документов, необходимых для оформления такого допуска ;
  3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 № 989н – утверждает перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной, определяет правила получения должностными лицами и гражданами Российской Федерации справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и устанавливает срок действия такой справки ;
  4. Закон «О государственной тайне» устанавливает временные ограничения для работников, имеющих доступ к государственной тайне, закрепляет степени секретности, а соответственно и формы допуска для работы со сведениями, составляющими государственную тайну .

Этапы приема на работу

Процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну, включает в себя следующие этапы:

1. Предоставление гражданином перечня необходимых документов при поступлении на работу. Базовый перечень таких документов отражен в ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации , однако данный перечень следует дополнить такими документами, как:

  • справка об отсутствии медицинский противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну;
  • фото 4Х6 (2 шт);
  • заграничный паспорт (если имеется);
  • копия свидетельства о заключении и (или) расторжении брака (если имеются);
  • копии свидетельств о смерти близких родственников (если имеются);
  • копии документов о вручении государственных наград, почетные грамоты и т.д.

Кадровый работник должен обратить внимание на наличие тех сведений, которые могут послужить основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне:

Судимость гражданина;

Наличие медицинских противопоказаний;

Постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей.

Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне определяется номенклатурой должностей работников , подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Следовательно, прием на работу граждан на соответствующие должности должен вестись строго в соответствии с номенклатурой.

2. Знакомство кандидата с нормами законодательства в области защиты государственной тайны, в частности с его правами и обязательствами, социальными гарантиями и ограничениями, которые вступят в силу с момента оформления гражданину допуска к государственной тайне и подписания им трудового договора.

3. Работник кадрового подразделения проверяет соответствие предоставленных гражданином документов с пунктами рукописной анкеты кандидата (форма анкеты установлена Постановлением Правительства РФ № 63 ). После проверки и конечного редактирования, подписанная кадровым работником и заверенная печатью анкета кандидата, вместе с фото 4Х6 и медицинской справкой передаются в режимно-секретный отдел организации.

4. Работник режимно-секретного отдела проверяет правильность заполнения анкеты, клеит на нее фото кандидата, подписывает ее, заверяет печатью.

ВАЖНО ПОМНИТЬ: с момента заполнения анкеты кандидатом, она действительна ровно 1 месяц. Если по каким-либо причинам допуск кандидату не был оформлен в установленный срок, анкета заполняется повторно.

Затем кандидату оформляется карточка-допуск (форма установлена Постановлением Правительства РФ № 63 ), в которой отображается его ФИО, дата рождения, место регистрации и фактического проживания, вносятся сведения о заграничном паспорте, образовании, близких родственниках и т.д. Карточке присваивается номер, на лицевой стороне клеится фото кандидата, после чего ее подписывает начальник режимно-секретного отдела и заверяет печатью.

Вернемся к номенклатуре должностей:

а) если согласно нее, должность предусматривает наличие у работника допуска с проведением проверочных мероприятий, то режимно-секретный отдел готовит необходимый пакет документов и направляет его совместно с анкетой и карточкой-допуском в органы безопасности. После возвращения карточки-допуска с соответствующей отметкой на ее обороте о завершении проверочных мероприятий, руководитель принимает решение о допуске кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну.

б) если граждан претендует на должность, предполагающую 3 форму допуска без проведения проверочных мероприятий, а сведения, представленные кандидатом в анкете, не вызывают сомнения относительно их достоверности, руководитель вправе самостоятельно принять решение о его допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

Решение руководителя о допуске будущего сотрудника к государственной тайне отображается на оборотной стороне карточки путем проставления подписи руководителя организации и ее заверения печатью.

5. Только после того, как допуск кандидату оформлен, работодатель имеет право заключить с гражданином, претендующим на должность, предполагающую работу со сведениями, составляющими государственную тайну, трудовой договор .

На этом этапе сотрудникам кадрового подразделения важно помнить, что помимо трудового договора, с гражданами, претендующими на вышеуказанные должности, заключается обязательство (дополнение к трудовому договору) о не разглашении сведений, составляющих государственную тайну. Обязательство (дополнение к трудовому договору) так же составляется в 2-х экземплярах и подписывается работником. Один экземпляр трудового договора и обязательства (дополнения к трудовому договору) хранятся в кадровом подразделении, второй – передается работнику, в отношении которого были составлены данные документы.

Последующие этапы оформления приема на работу достаточно стандартны: издается приказ, оформляется запись в трудовой книжке, заполняется личная карточка на сотрудника. В целом можно сделать вывод, что данная процедура приема на работу незначительно отличается от вполне привычных для нас этапов. Однако нарушение или несоблюдение сотрудниками кадрового отдела вышеперечисленных этапов приема

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2011 N 989н “Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну” (Зарегистрировано в Министерстве юстиций Российской Федерации 11.10.2011 № 22016) // Российская газета. 2011. № 234.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Добрый день, Евгения!

    Частью 2 ст. 22 Закона N 79-ФЗ и п. 3 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112) установлено, что конкурсные процедуры не проводятся:

    а) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)".

    Необходимо, чтобы должности категорий "руководители", "помощники (советники)" соответствовали должностям из реестров должностей федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации (ст. 10 Закона N 79-ФЗ). Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утвержден Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574;

    б) назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;

    в) заключении срочного служебного контракта;

    г) переводе на иную, соответствующую квалификации госслужащего и не противопоказанную по состоянию здоровья должность гражданской службы в случае невозможности исполнять должностные обязанности по замещаемой должности на основании медицинского заключения (ч. 2 ст. 28 Закона N 79-ФЗ);

    д) назначении на иную должность гражданской службы при сокращении должностей или упразднении государственного органа.

    Так, гражданскому служащему, который замещает сокращаемую должность гражданской службы в госоргане либо должность гражданской службы в упраздняемом госоргане, может быть предоставлена иная должность гражданской службы в том же или другом госоргане при наличии письменного согласия этого служащего и с учетом требований, предусмотренных в п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 79-ФЗ. В данном случае государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются. Такие выводы следуют из ч. 1 ст. 31 названного Закона;

    е) переводе гражданского служащего на иную должность, предложенную ему в случае отказа от ротации по причинам, которые указаны в ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ (ч. 9 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ);

    ж) назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в соответствующий кадровый резерв. Конституционный Суд РФ указал следующее. Особый внеконкурсный порядок, в котором на должность государственной гражданской службы назначаются состоящие в кадровом резерве лица, не означает, что у лица из кадрового резерва федерального государственного органа возникает право замещать конкретную вакантную должность. Такие правовые последствия включения в кадровый резерв Законом N 79-ФЗ не предусмотрены (см. Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2016 год).

    На государственной гражданской службе формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ, кадровый резерв государственного органа субъекта РФ (ч. 1 ст. 64 Закона N 79-ФЗ).

    Положение о кадровом резерве федерального государственного органа утверждено Указом Президента РФ от 01.03.2017 N 96.

    Конкурс может не проводится в следующих случаях (ч. 3, 4 ст. 22 Закона N 79-ФЗ, п. 4 Положения о конкурсе):

    При назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

    Степени секретности документов ("особой важности", "совершенно секретно", "секретно") установлены ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1.

    Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203.

    Перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждается в каждом конкретном случае нормативным актом государственного органа (см., например, Приказы Минтранса России от 28.06.2013 N 226, Минэнерго России от 23.10.2013 N 737);

    Назначении на должности младшей группы должностей гражданской службы.

    Одним из оснований заключения трудового договора, установленных ст. 16 ТК РФ, является избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Такой конкурс проводится в отношении определенных категорий работников с целью оценки их профессионального уровня и их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности. В данной статье рассмотрим порядок проведения конкурса с государственными и муниципальными служащими и особенности заключения с ними трудовых договоров.

    Категории работников, при трудоустройстве которых проводится конкурс, установлены ТК РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами или уставами (положениями) организации. Отметим, что в законодательных нормативных актах названы всего три категории таких работников: государственные гражданские служащие, муниципальные служащие и научно-педагогические работники высших учебных заведений. Что касается других учреждений, они могут предусмотреть процедуру заключения трудовых договоров на конкурсной основе локальными нормативными актами — уставами или положениями.

    К сведению. Порядок проведения конкурса для педагогических работников установлен ст. 332 ТК РФ и Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 26.11.2002 N 4114.

    Трудовой кодекс не содержит положений о проведении конкурса для государственных и муниципальных служащих (это регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами), но при этом устанавливает обязательное требование, которое должно соблюдаться при заключении трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности: трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации должен быть определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности (ст. 18 ТК РФ).

    Поступление на государственную службу

    Прежде, чем рассмотреть порядок проведения конкурса для государственных гражданских служащих, обратим внимание, что в ст. 21 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) установлены следующие требования к поступающему на гражданскую службу:
    1. Наличие гражданства РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под гражданством РФ понимается устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Служащий также не может находиться на гражданской службе, то есть служебный контракт с ним прекращается, если во время ее прохождения он выходит из гражданства РФ или приобретает гражданство другого государства (ст. 16 Закона N 79-ФЗ).

    Примечание. Различают высшие, главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы (ст. 9 Закона N 79-ФЗ).

    2. Достижение возраста 18 лет, то есть совершеннолетия, когда гражданин приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности (ст. 21 ГК РФ). Отметим также, что предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 60 лет, который с согласия служащего может быть продлен решением представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, замещающему должность категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, — до окончания срока полномочий указанного лица (ст. 25.1 Закона N 79-ФЗ).
    3. Знание государственного языка. В соответствии с Конституцией РФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений РФ используются государственный язык РФ, государственные языки республик и иные языки народов РФ (ст. 15 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»). Таким образом, поступающий на государственную службу в любом субъекте РФ в обязательном порядке должен владеть русским языком, но эта обязанность никоим образом не умаляет его права на пользование государственными языками своей республики, находящейся в составе РФ.
    4. Соответствие квалификационным требованиям. Что же к ним относится? В силу ст. 12 Закона N 79-ФЗ это требования:
    — к уровню профессионального образования. Так, для должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей и «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей обязательно наличие высшего профессионального образования. А для обеспечивающих специалистов старшей и младшей групп должностей гражданской службы необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности;
    — к стажу гражданской службы. Для федеральных гражданских служащих такие требования устанавливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ;
    — к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Эти требования устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего. Например, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих федеральных служб, находящихся в ведении Минфина, утверждены Приказом Минфина РФ от 22.12.2009 N 142н.
    Отметим, что конкурс при поступлении на госслужбу проводится не всегда. Статьей 22 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что он не проводится:
    — при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
    — при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
    — при заключении срочного служебного контракта;
    — при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по медицинским показаниям и в ряде случаев при сокращении должностей, реорганизации или ликвидации государственного органа (ч. 2 ст. 28, ч. 1-3 ст. 31 Закона N 79-ФЗ);
    — при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

    К сведению. На основании заявлений, поступивших от гражданских служащих (граждан), формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта РФ и кадровый резерв государственного органа субъекта РФ. Кадровый резерв формируется для замещения:
    — вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
    — вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста служащего;
    — должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой служащего осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ (ст. 64 Закона N 79-ФЗ).

    Также конкурс может не проводиться:
    — при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа, одним из которых является, например, Приказ Минфина РФ от 26.08.2010 N 94н;
    — при назначении на должности гражданской службы, относящихся к группе младших ее должностей.

    Порядок проведения конкурса

    Общие положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности государственного гражданского служащего содержатся в Указе Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее — Указ N 112). Конкретные методики проведения конкурсов, сроки и порядок работы комиссии устанавливаются ведомственными правовыми актами. Например, методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, включающая порядок и сроки работы Конкурсной комиссии ФМС по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в ФМС, утверждена Приказом ФМС РФ от 07.04.2008 N 91. А порядок и сроки работы комиссии и методика проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих в Минфине утверждены его Приказом от 21.04.2011 N 49н.
    Итак, в соответствии с Указом N 112 конкурс проводится в два этапа.
    Первый этап начинается с того, что на официальном сайте государственного органа, который объявляет конкурс, размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:
    — наименование вакантной должности государственной гражданской службы;
    — требования, предъявляемые к претендентам;
    — условия прохождения гражданской службы;
    — место и время приема документов;
    — срок, до истечения которого принимаются документы;
    — предполагаемая дата проведения конкурса, место и порядок проведения;
    — другая информация (п. 6 Указа N 112).
    Объявление о приеме документов для участия в конкурсе и информация о конкурсе также могут публиковаться в периодическом печатном издании.
    В течение 21 дня со дня объявления о приеме документов участники конкурса представляют в государственный орган документы, перечисленные в п. 7 Указа N 112:
    а) личное заявление на имя представителя нанимателя;
    б) собственноручно заполненную и подписанную анкету с приложением фотографии (форма анкеты утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р). Если гражданский служащий участвует в конкурсе в ином государственном органе, то предоставляет анкету, подписанную и заверенную кадровой службой государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы;
    в) копия паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
    г) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию, — копия трудовой книжки или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность, копии документов о профессиональном образовании. По желанию гражданина представляются копии документов о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени и ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
    д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, — заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу РФ, выданное согласно Порядку прохождения диспансеризации, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 984н;
    е) иные документы, предусмотренные Законом N 79-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Для ряда должностей федеральной государственной службы, перечень которых утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 , предусмотрено предоставление сведений о доходах и об имуществе.

    Обратите внимание! Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными для поступления и прохождения государственной гражданской службы. Несвоевременное представление документов (представление их в неполном объеме или с нарушениями правил оформления) без уважительной причины является основанием для отказа в их приеме (п. 10, 11 Указа N 112).

    Если гражданский служащий участвует в конкурсе на замещение вакантной должности, относящейся к высшей группе должностей гражданской службы, достоверность представляемых им сведений подлежит проверке (п. 9 Указа N 112). В случае обнаружения обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу, представитель нанимателя информирует его об этом в письменной форме. В свою очередь, претендент, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение.

    Примечание. Если в результате проведения конкурса не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на замещение которой он был объявлен, представитель нанимателя может принять решение о проведении повторного конкурса.

    Представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса обязан направить сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе.
    Для проведения конкурса государственный орган издает правовой акт, согласно которому образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе. Допускается и образование нескольких таких комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы. Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов. Состав комиссии, как уже было сказано, определяется правовым актом государственного органа. Он формируется так, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, которые могли бы повлиять на решения, принимаемые комиссией.
    На втором этапе проведения конкурса комиссия оценивает кандидатов на основании представленных документов, а также с помощью конкурсных процедур, используя при этом не противоречащие федеральным законам и иным нормативным правовым актам методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая:
    — индивидуальное собеседование;
    — анкетирование;
    — проведение групповых дискуссий;
    — написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы.
    Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 общего числа ее членов. Результаты голосования комиссии оформляются решением. Кроме этого, по результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и с победителем заключается служебный контракт. В течение семи дней со дня завершения конкурса следует уведомить об этом в письменной форме кандидата, а в течение трех дней разместить информацию о результатах конкурса на официальном сайте государственного органа в Интернете. Решение комиссии кандидат может обжаловать.

    Конкурс на замещение должности муниципальной службы

    Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены следующие требования к кандидатам, поступающим на муниципальную службу:
    — наличие гражданства РФ (за исключением случая, когда претендент на муниципальную должность является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе);
    — возраст не менее 18 лет;
    — владение государственным языком;
    — соответствие квалификационным требованиям (ст. 16).
    В силу ст. 17 Закона N 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к такой должности. Порядок проведения такого конкурса устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Например, Постановлением городской думы г. Нижнего Новгорода от 30.01.2008 N 13 утверждено Положение о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода (далее — Положение о конкурсе).
    В целом порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальных служащих мало чем отличается от порядка проведения конкурса для государственного гражданского служащего. Информация о проведении конкурса также публикуется в виде акта на официальном сайте городской думы г. Нижнего Новгорода не позднее 20 дней до дня проведения конкурса. Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия. Лица, решившие принять участие в конкурсе, предоставляют комиссии документы согласно перечню. В частности, Положением о конкурсе допускается рассмотрение комиссией таких документов, как рекомендательные письма с места работы.
    Конкурс также осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится предварительное рассмотрение поданных документов и утверждается список кандидатов. После этого секретарь комиссии не менее чем за десять дней до начала второго этапа оповещает претендентов, допущенных к участию в конкурсе. На втором этапе комиссия проводит с участниками конкурса собеседования и принимает решение по отбору кандидатов на замещение должности муниципальной службы. Решение принимается большинством голосов и оформляется протоколом. В течение трех рабочих дней сведения о кандидатах направляются представителю нанимателя и участникам конкурса. При этом согласно Положению о конкурсе комиссия может рекомендовать несколько кандидатов на должность, а представитель нанимателя выбирает одного из них и с ним заключает трудовой договор. Другие кандидаты могут быть включены в кадровый резерв.
    В отличие от конкурса для государственных служащих, обязанность по размещению информации о результатах муниципального конкурса на официальном сайте Положением о конкурсе не предусмотрена. Решение конкурсной комиссии также может быть обжаловано.

    Заключаем трудовой договор

    С государственными гражданскими служащими заключается не трудовой договор, а служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (ст. 23 Закона N 79-ФЗ). Как было сказано выше, служебный контракт с государственным служащим заключается на основании акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. При этом гражданину придется предоставить пакет документов, необходимых для заключения контракта, установленный ст. 26 Закона N 79-ФЗ.

    Обратите внимание! Для замещения должности гражданской службы с гражданским служащим может быть заключен как служебный контракт на неопределенный срок, так и срочный служебный контракт. Основания заключения последнего перечислены в ст. 25 Закона N 79-ФЗ.

    Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Примерная форма служебного контракта установлена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159 . Кроме этого, содержание и существенные условия контракта регламентирует ст. 24 Закона N 79-ФЗ.
    При заключении трудового договора у муниципального служащего также запрашивается пакет документов, установленный ст. 16 Закона N 25-ФЗ. Что касается срочного трудового договора, поскольку Законом N 25-ФЗ не установлены отдельные случаи его заключения с муниципальными служащими, в данном случае следует руководствоваться ТК РФ.
    К содержанию и форме трудового договора с муниципальным служащим особых требований в Законе N 25-ФЗ нет. Исключение — поступление гражданина на должность главы местной администрации: в этом случае с ним заключается контракт, типовая форма которого утверждается законом субъекта РФ (ч. 7 ст. 16 Закона N 25-ФЗ).
    Особое внимание уделим испытательному сроку. Нужно ли его устанавливать государственному гражданскому или муниципальному служащему, заключившему трудовой договор (контракт) в результате избрания по конкурсу?
    Согласно ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, не устанавливается. В силу же ст. 27 Закона N 79-ФЗ в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности. Срок испытания устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года.
    Испытание не устанавливается:
    — беременным женщинам — гражданским служащим;
    — гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
    — гражданам и гражданским служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;
    — государственным служащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы;
    — в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
    При этом гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа, может устанавливаться испытание продолжительностью от трех до шести месяцев. Поскольку ст. 11 ТК РФ гласит, что на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской и муниципальной службе, в данном вопросе следует руководствоваться Законом N 79-ФЗ и лицам, избранным по конкурсу на замещение должности государственного гражданского служащего, можно установить испытательный срок от трех месяцев до одного года.
    После окончания испытания гражданскому служащему по результатам квалификационного экзамена присваивается классный чин, за что выплачивается соответствующая ежемесячная надбавка.
    Что касается испытательного срока при заключении трудового договора с муниципальными служащими, в силу того, что Законом N 25-ФЗ испытательный срок не предусмотрен, и исходя из ч. 2 ст. 3 Закона N 25-ФЗ, согласно которой на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным законом, ст. 11 и 70 ТК РФ, устанавливать испытательный срок при заключении трудового договора с муниципальным служащим, если этому предшествовало проведение конкурса, представитель нанимателя не вправе.

    Согласно ст.22 ФЗ О государственной гражданской службе:

    2. Конкурс не проводится:

    1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

    2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;

    3) при заключении срочного служебного контракта;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ в пункт 4 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

    4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона;

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ пункт 5 части 2 статьи 22 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

    См. текст пункта в предыдущей редакции

    5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

    Статья 28. Перевод на иную должность гражданской службы или перемещение

    1. Перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

    2. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

    3. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

    4. Не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей , установленных служебным контрактом и должностным регламентом.

    Поэтому конкурс в Вашем случае не проводится.



     

    Возможно, будет полезно почитать: