Закон о месте пребывания. Правила прописки и выписки для граждан РФ — необходимые документы для одновременной прописки и выписки из квартиры

Покупая собственное жилье или устраиваясь к кому-нибудь жильцом, многие забывают о том, что нужно пройти процедуру регистрации в миграционной службе, что в некоторых ситуациях оборачивается достаточно серьезными проблемами.

При этом действующее законодательство включает в себя достаточно большое количество нюансов того, как правильно должна проводиться регистрация граждан по месту жительства, и многие люди путаются в подобном разнообразии и допускают ошибки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Именно поэтому лучше заранее при смене жилья узнать о том, как выглядит закон о регистрации по месту жительства и что нужно учитывать при проведении этой процедуры.

Учет

В соответствии с действующим законодательством существует всего два варианта регистрации граждан – , а также регистрация по месту жительства, которую принято называть пропиской.

Сам по себе закон о прописке называется законом «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», и именно этот правовой акт полностью регулирует процедуру оформления каждого гражданина по месту пего пребывания.

Помимо всего прочего, в данном законе конкретизируется, как должно реализоваться право на свободу выбора места жительства, предусмотренное для каждого гражданина России.

Текст закона о регистрации по месту жительства

Сама по себе регистрация представляет собой по закону простую конкретизацию того, где именно проживает гражданин на данный момент, а помимо этого позволяет ему получать различные государственные услуги и блага, которые закреплены за данной территорией. Помимо этого, регистрация также используется и для того, чтобы уведомлять при необходимости кредиторов о месте нахождения их должника.

Несмотря на то, что само по себе наличие регистрации никоим образом не сказывается на правах и свободах каждого гражданина, в соответствии с законодательством каждый человек, который находится на территории России, должен уведомить о месте своего пребывания уполномоченные государственные службы вне зависимости от того, находится он там на постоянной основе или только в течение определенного времени.

Благодаря этому обеспечивается полноценная реализация прав для тех лиц, перед которыми определенный гражданин имеет свои обязательства.

Указанный законодательный акт включает в себя полную информацию о том, в каком порядке и в какой промежуток времени нужно оформлять себя на регистрационный учет или же сниматься с него в случае такой необходимости. При этом стоит отметить, что по закону при оформлении временной регистрации прописка сохраняется, то есть выписываться по месту жительства не нужно.

Если человеку нужно отправиться в отпуск, командировку или же на подработку в какой-нибудь другой населенный пункт или даже страну, закон не обязывает его выписываться из своей квартиры

Также стоит отметить, что в данном нормативном акте перечислены и определенные ограничения, связанные с возможностью свободного выбора места проживания или пребывания, но в основном они все относятся к специфическим видами недвижимости, а именно:

  • военные городки;
  • зоны чрезвычайных ситуаций;
  • пограничные территории;
  • ЗАТО.

Граждан РФ

В первую очередь, данный закон регулирует права и свободы каждого гражданина России, так как именно им в соответствии с Конституцией гарантировано право свободного выбора того места, в котором они будут находиться или жить на постоянной основе. Любые ограничения данного права недопустимы, и единственным исключением из этого правила могут быть только те нормы, которые прописаны в этом же законодательном акте.

Регистрация проводится сотрудниками отделения миграционной службы, расположенной по месту нахождения человека. Сама по себе она выглядит как специальная отметка в паспорте гражданина, но если же у него нет такого документа (что чаще всего связано с недостижением возраста), то в таком случае на руки выдается отдельное свидетельство о регистрации.

В зависимости от вторичных обстоятельств меняется и срок, в который нужно оформить регистрацию при пребывании на новый адрес.

Сама же процедура проводится следующим образом:

  1. Если проводится смена постоянного места жительства, то в таком случае на оформление всех документов гражданину предоставляется не более семи дней.
  2. После этого у сотрудников миграционной службы будет три дня на то, чтобы предоставить паспорт, в котором будет стоять соответствующая отметка.
  3. Сроки, в которые нужно сниматься с такого учета, на сегодняшний день законом не установлены.

Если же проводится временная регистрация, то в таком случае ее нужно оформлять только в том случае, если новый адрес и официальное место проживания находятся в разных городах, причем оформить ее нужно не за семь, а за 90 дней , что заметно развязывает руки.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что если человек устраивается на соответствующий срок в каком-нибудь санатории, гостинице или другом подобном учреждении, то в таком случае обязанность по оформлению регистрации ложится на администрацию этого заведения.

Иностранных граждан

Если иностранные граждане размещаются в какой-нибудь гостинице или отеле, то в таком случае администрация данного заведения должна на протяжении 24 часов отправить уведомление в миграционную службу о том, чтобы указанного гражданина поставили на регистрационный учет, а после того, как человек покидает данное заведение, отправляется уведомление о необходимости снятия его с регистрации.

Стоит отметить, что в соответствии с регламентом передачи такой информации отправлять ее в отделение ФМС можно не только лично, но и используя почту или интернет.

Если иностранный гражданин заселяется в какую-нибудь квартиру к частному собственнику, то в таком случае обязанность о проведении процедуры регистрации ложится уже на этого гражданина. При этом стоит отметить, что если в установленный срок не сообщить в миграционную службу о прибытии нового гражданина, на владельца помещения может быть наложен административный штраф.

Точно так же наказываются и те лица, которые предоставляют сотрудникам миграционной службы неверные данные.

Несовершеннолетних

Место жительства детей младше 14-летнего возраста должно полностью совпадать с местом проживания их родителей или опекунов. Таким образом, пока ребенок не получит собственный паспорт, у него нет права регистрироваться отдельно от своих родителей, и адрес прописки должен совпадать хотя бы с одним из них.

Если родители принимают решение развестись, то в таком случае в дальнейшем будет решаться вопрос, связанный с определением места жительства ребенка. В том случае, если родители самостоятельно не смогли прийти к какому-то добровольному соглашению, в дальнейшем этот вопрос уже будет рассматриваться в судебном порядке.

Чтобы оформить , проживающего вместе со своими родителями, не нужно получать какого-либо согласия от тех лиц, которые являются собственниками этого помещения. При этом стоит отметить, что даже в случае регистрации дети не смогут претендовать на какую-то часть от родительского жилья, и получить ее они смогут только в порядке наследования.

Новорожденного

По отношению к действуют абсолютно идентичные правила со взрослыми, но при этом семидневный срок, в который нужно подать всю необходимую документацию, начинается с того момента, как на малыша оформляется свидетельство о рождении в ЗАГСе.

Стоит отметить, что даже в случае чаще всего сотрудники миграционной службы закрывают глаза на подобные нарушения, но при этом слишком затягивать с этим не стоит, так как в противном случае для родителей это может обернуться административным штрафом.

Также не стоит забывать о том, что сама по себе регистрация новорожденного является более важной для самих родителей, а не для государства, так как без оформления своего ребенка нельзя будет:

  • получить нужные справки;
  • оформить на себя материнский капитал;
  • поставить ребенка на очередь на вступление в детский сад.

Это только основной перечень проблем, с которыми можно столкнуться, а помимо этого существуют еще сложности с получением медицинского обслуживания и еще целый ряд других. Помимо этого, нарушение сроков представляет собой прямое нарушение прав ребенка, в связи с чем родителей привлекают к еще более серьезной ответственности.

В современном обществе каждый вправе свободно передвигаться по разным странам, сменять места пребывания и места жительства. Для урегулирования вопроса о передвижении граждан по территории России, был издан законодательный акт № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вступил в законную силу 25 июня 1993 года. Закон обуславливает права иностранных граждан и граждан Российской Федерации на свободу передвижения.

С течением времени во все законодательные акты вносятся изменения, дополнения и поправки. Необходимость нововведений заключается в поддержании актуальности положений закона в соответствии с возникшими обстоятельствами. Настоящий Федеральный Закон № 5242-1 претерпел внесение последних изменений 3 апреля 2017 года. Поправки были сделаны на основании законодательного акта № 65.

Статья 5 ФЗ № 5242-1

Положения данной статьи указывают на правила регистрации гражданина по месту пребывания, а также содержит правила о снятии граждан с регистрационного учета. Основные моменты статьи 5 закона о регистрации граждан РФ:

  • оформить регистрацию по месту пребывания нужно в строго установленный период времени — в течении 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение;
  • не нужно проводить регистрационную процедуру, если гражданин прописан в этом же населенном пункте;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Москва, если есть прописка в городе федерального значения — Москва, МО;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Санкт-Петербург, если есть прописка в городе федерального значения — Санкт-Петербург, Ленинградская Область;
  • не обязательно осуществлять процедуру регистрации по месту пребывания в г. Севастополь, если есть прописка в городе федерального значения — Севастополь, Республика Крым (эта часть статьи 5 введена при последней редакции закона);
  • после подачи пакета документов в орган регистрации, работники учреждения обязаны в течении трех рабочих дней зарегистрировать человека по новому месту пребывания;
  • регистрация и снятие гражданина с места пребывания с некоторых учреждений (санатории, тюрьма, пансионат, кемпинг и т. д.) осуществляется администрацией в соответствии с датой прибытия и выбытия;
  • если выявлен факт фиктивной (ложной) регистрации по месту пребывания, то сотрудники регистрационного учреждения начинают процесс снятия гражданина России с учета.

Также 3 апреля 2017 года были внесены изменения в 5-ую статью Федерального Закона № 5242-1 — «части пятую — четырнадцатую считать соответственно частями шестой — пятнадцатой», т. к. одна часть статьи утратила силу.

Существует еще один важный закон, посвященный вопросам актов гражданского состояния. Изучить го можно

Процедура регистрации граждан РФ по месту жительства

Процедура регистрации граждан по месту жительства регламентируется несколькими законами:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Жилищный Кодекс России;
  • Законодательный акт, регулирующий право граждан на свободу перемещения по стране;
  • Закон о регистрации;
  • Постановления России, обуславливающие правила постановки на учет и правила снятия с учета.

Согласно положениям нового закона о прописке, процедура оформления граждан по месту жительства следующая:

  • Изначально требуется составить заявление, в котором указать прошение о снятии с учета с предыдущего адреса прописки;
  • Далее следует процедура снятия с учета. Нужно придти в специализированное государственное учреждение с собранным пакетом документов, на основании которых будет составлен листок убытия;
  • После получения листа выбытия необходимо заполнить форму для прописки (самостоятельно или с помощью сотрудника ФМС);
  • Теперь нужно подать пакет документов на регистрацию по новому адресу проживания. Кроме подачи бумаг, нужна обязательная явка в паспортный отдел всех членов семьи старше 14 лет. Если все поданные документы оформлены надлежащим образом (в соответствии с законом), то сотрудник ФМС принимает их и заверяет. По закону, после процедуры заверения пакета бумаг передается начальнику отдела. В компетенции начальника решить через какой период времени будут готовы документы;
  • Придти за готовыми бумагами вправе один из членов семьи, который участвует в процессе перерегистрации по новому месту жительства. Все документы выдаются под роспись получателя.

Срок регистрации

Согласно положениям Федерального Закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор адреса пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» для проведения процесса регистрации по новому месту жительства, можно обратиться:

  • в отделение ФМС;
  • к интернет-порталу Госуслуг;
  • в отделение МВД, заменяющее ФМС;
  • в многофункциональные центры;
  • в управляющую компанию по месту прописки;
  • в паспортный стол.

Инстанцию для подачи документов каждый гражданин выбирает самостоятельно. Согласно положениям Федерального Закона № 5242-1, должностные лица регистрационного органа обязаны в течении трех рабочих дней предоставить гражданину паспорт с записью о новом адресе проживания.

Необходимые документы

6-ая статья закона РФ о регистрации граждан РФ содержит список бумаг, требуемых для проведения процесса перерегистрации с одного жилого помещения в другое.

Перечень необходимых документов:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности;
  • Бумаги, подтверждающие права на жилое помещение (дом, квартира). Например, контракт об аренде или бумага, свидетельствующая о праве собственности;
  • Листок выбытия;
  • Листок прибытия;
  • Разрешение на регистрацию (разрешение нужно, если гражданин не собственник жилья).

По закону, заявление должно содержать информацию:

  • Наименование учреждения, в которое подается заявление;
  • ФИО заявителя;
  • ФИО владельца жилья;
  • Основания для прописки в данном жилом помещении;
  • Адрес нового жилья;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Дата выселения с предыдущего адреса проживания;
  • Подпись собственника жилья.

Скачать образец заявления можно по

Скачать закон

Федеральный Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» содержит все особенности и нюансы проведения регистрации. При несоблюдении норм настоящего закона, граждане и должностные лица будут привлечены к административной ответственности. Ответственность за несоблюдение правил регистрации указана в Кодексе об Административных нарушениях России.

Ответственность по КоАП РФ:

  • Штраф в размере 2-5 тысяч рублей оплачивается за проживание без регистрации больше недели (7 дней). Для жителей больших городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) штраф составляет 5-7 тысяч рублей;
  • Штраф в размере 3-5 тыс. руб. обязаны оплатить физические лица, предоставляющие свою жилую собственность в аренду лицам без регистрации. А юридические лица — 50-750 тыс. руб. В городах федерального значения сумма штрафа значительно выше, для физических лиц составляет 5-7 тыс. руб., для юридических — 300-800 тыс. рублей.

Чтобы в процессе регистрации по новому адресу не быть привлеченным к ответственности по Административному Кодексу, необходимо знать и соблюдать положения Федерального Закона № 5242-1. Скачать ФЗ о регистрации можно

Принятие закона за №5242-1 от 25.06.1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» оставило в прошлом использование терминологии «выписка» и «прописка», введя понятие регистрации.

Принцип проведения процедуры сменой терминов не был изменен. Присутствие любого гражданина в границах нашего государства обязывает его зарегистрироваться по месту пребывания или жительства.

Местом жительства граждан, в том числе детей, признается законодательством как их постоянное местоположение. Термином «место пребывания», новый документ о прописке и выписке образца 2016 года описывает временное местонахождение человека.

Изменения 2016 года сроки регистрации

Последние изменения закона о прописке и выписке, датированные 2016 годом, разрешают регистрацию в учреждениях ФСИН осужденных лиц.

Под вводимым понятием «фиктивная регистрация» законодатель раскрывает регистрацию, осуществленную с помощью применения заведомо ложных данных. УК РФ предполагает наказание за это деяние, в том числе и за фиктивную регистрацию граждан других государств и лиц, не имеющих гражданства.

Законодательством определена административная ответственность за неисполнение либо нарушение установленных норм закона. Нововведения 2016 года касаются и ужесточения штрафов. Нарушение регистрационных правил теперь грозит штрафом на сумму в 2-3 тысячи рублей, при этом собственник жилищного помещения будет обязан заплатить новый штраф до 5 тысяч рублей.

Вышеперечисленные изменения могут существенно отразиться на российских гражданах с регистрационными проблемами и вряд ли позволят уменьшить миграционный поток. Новый вариант закона о прописке больше касается внутригосударственных отношений.

Одним из самых острых вопросов, встающих перед гражданами, является вопрос о сроках регистрации по новому местожительству после снятия с учета на предыдущем.

Этот срок регламентирован Постановлением Правительства России за №713 от 17.07.1995 года и остался неизменным в 2016 году.

Срок, установленным законодателем, насчитывает 7 суток со дня прибытия гражданина на новое для него место жительства. Соответственно, течение срока напрямую зависит от двух важных факторов:

  • наличие места для постановки на регистрационный учет;
  • наличие времени, необходимого гражданину для прибытия на это место.

Строго регламентированный законодательством 2016 года срок исполнения процедуры прописки после снятия с регистрации по предыдущему месту жительства мал. При отсутствии нарушений со стороны заявителя такая государственная услуга выполняется довольно быстро.

Основным моментом законодательства 2016 года, регулирующего процедуры по выписки и прописки, признается снятие с регистрационного учета граждан и их детей по предыдущему месту жительства в случае отбытия на новое. Такую процедуру можно разделить на несколько этапов:


Регистрация и частные случаи применения

Еще одним острым вопросом, стоящим перед многими гражданами, является возможность оформления регистрации по месту жительства на участке дачного назначения.

Принципиальное решение данного вопроса было сформулировано Конституционным Судом Российской Федерации, в 2011 году признавшим незаконность и несоответствие Конституции отказ в регистрации.

Формальное решение проблемы не снимает ее остроты. Законодательство 2016 года предусматривает возможность регистрации в возведенном на дачном участке доме. Это право можно осуществить при наличии экспертного решения о пригодности дома к постоянному проживанию. Реальное состояние дел таково, что решение о регистрации на дачном участке зачастую производится после обращения в суд.

Возможность прохождения обучения в школе без наличия регистрации по месту нахождения учебного заведения также является злободневным вопросом для многих граждан России и их детей.

Прямого запрета законодательством 2016 года не предусмотрено. В данном случае причиной отказа в зачислении детей в школу может стать только полная укомплектованность класса – отсутствие свободного места.

Прописка новорожденного ребенка

Автоматическое принятие новорожденного в гражданство Российской Федерации наделяет его всеми соответствующими правами и обязанностями. Своевременная постановка на регистрационный учет новорожденного ребенка является немаловажным делом для его родителей. При этом значения не имеют вид жилого помещения и форма его собственности.

Новорожденный может быть прописан и в неприватизированной квартире, ее части, жилом доме. Регистрация новорожденного ребенка недопустима только в признанном законодательством помещении нежилого фонда.

Регламент постановки на регистрационный учет новорожденного предусматривает подачу следующих документов родителей и детей:


Прописка новорожденного ребенка не возможна к осуществлению в следующих жилых помещениях:

  • в квартире либо доме, где не имеет регистрации ни один из родителей;
  • в отдельных квартирах либо домах, даже при наличии формы собственности у новорожденного на указанные помещения.

Такие ограничения обусловлены отсутствием в семейном законодательстве Российской Федерации возможности для раздельного проживания родителей и несовершеннолетних детей. Это положение осталось неизменным и в 2016 году.

Рождение ребенка в семье, не зарегистрированной установленным законом образом, накладывает определенные нюансы. Прописка новорожденного по адресу отца становится возможной только при наличии записи об этом родителе в свидетельстве о рождении ребенка.

При расторжении брака родителей, вопрос о регистрации и фактическом проживании ребенка, в том числе и новорожденного, может быть решен либо по обоюдному согласию матери и отца, либо в судебном порядке. Например, без решения суда прописка детей в жилое помещение матери будет невозможной, если отец занимает отрицательную позицию. Именно судебная власть в конкретном случае определит место регистрации и проживания несовершеннолетнего.

Законодательство Российской Федерации 2016 года не обязует граждан и их детей проживать строго по месту прописки. Имеющаяся у гражданина регистрация в одном городе позволяет ему проживать в любом другом.

1. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 02.06.2016) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

Статья 5. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В иных случаях регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания производятся органом регистрационного учета в соответствии с правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета по месту пребывания на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Администрации учреждений, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи информацию о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, представляют указанную информацию в течение семи рабочих дней.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области.

Администрация организации или учреждения, указанных в части шестой настоящей статьи и находящихся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, не представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, информацию о регистрации и снятии гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и вправе не регистрировать данного гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Основания для освобождения от обязанности регистрировать гражданина Российской Федерации по месту пребывания, предусмотренные частями одиннадцатой - тринадцатой настоящей статьи, применяются в случае, если непрерывный срок пребывания данного гражданина в соответствующем месте пребывания не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

2. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 05.02.2016)

"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

II. Регистрация граждан по месту пребывания

Основное содержание правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
    документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

В случае регистрации по месту пребывания на основании договора социального найма жилого помещения, заключенного в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, или свидетельства о государственной регистрации права на жилое помещение гражданин вправе не предъявлять эти документы, а только указать в заявлении о регистрации по месту пребывания их реквизиты.

В таком случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления информацию о документах, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и производит регистрацию гражданина по месту пребывания не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту пребывания и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).

Органы регистрационного учета обязаны зарегистрировать гражданина не позднее 8 рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в электронной форме в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым, шестым и девятым пункта 9 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 10 настоящих Правил.

Регистрация гражданина по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, медицинской организации, на туристской базе или в ином подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производится по прибытии такого гражданина администрацией соответствующего учреждения на основании документов, удостоверяющих личность.

Администрации указанных учреждений, за исключением учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, на безвозмездной основе в течение суток представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы непосредственно или направляют с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.

Администрации учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, в течение 7 рабочих дней представляют в территориальные органы Федеральной миграционной службы информацию о регистрации граждан по месту пребывания в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в том же субъекте Российской Федерации, что и указанные организация или учреждение, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

Администрация организации или учреждения, указанных в абзаце первом настоящего пункта и находящихся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, за исключением учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющего наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, вправе не регистрировать гражданина по месту пребывания в указанных организации или учреждении в случае, если данный гражданин зарегистрирован по месту жительства или по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, и непрерывный срок пребывания данного гражданина в указанных организации или учреждении не превышает 90 дней со дня его прибытия в данное место пребывания.

III. Формы документов: Временная регистрация граждан РФ - Форма 3

Регистрация по месту жительства


Согласно законам РФ (выше указан), местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника или по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

К таким местам относятся: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

В законодательстве РФ под местом жительства подразумевается жилой объект, в котором человек проживает постоянно. Как правило, это его квартира или дом. Гражданин РФ может оформить там регистрацию по месту жительства или, если говорить неофициально, «прописку». В ряде случаев он это делать обязан - например, если переезжает в другой город на постоянное место жительства. По законодательству РФ оформлять прописку в этом случае нужно в течение 7 дней с момента переезда.

IV. Место пребывания, место жительства, место регистрации - чем отличаются

Прописки, как слова в законодательстве РФ не существует с 1993 года. Бывает регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания. Фактически гражданин может проживать где угодно. В законодательстве РФ выделены такие юридические категории, как место жительства и место пребывания. Чем отличается место жительства от места пребывания - читайте ниже.

Место пребывания - регистрация по месту пребывания (временная):

Место пребывания – это то место, где вы живете временно.

В законодательстве РФ под местом пребывания подразумевается жилой объект, в котором человек находится временно - гостиница, туристическая база, съемная квартира. Гражданин в ряде случаев обязан там регистрироваться самостоятельно. Это нужно сделать, если он находится на территории населенного пункта в течение более чем 90 дней. Сотрудники гостиниц и санаториев могут регистрировать постояльцев и клиентов сразу после их прибытия.

Так написано в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 713 от 17.07.1995 г.

Регистрироваться по месту пребывания необходимо спустя 90 дней со дня прибытия.

Для регистрации по месту пребывания у человека должны быть юридические основания на нахождение в жилом помещении - например, договор аренды или согласие собственника на осуществление данной процедуры. В принципе, человек вправе зарегистрироваться по месту пребывания и в своей квартире - если она располагается в другом городе и у гражданина есть необходимость находиться там в течение более чем 90 дней.

Регистрация по адресу жилого объекта, являющегося местом временного пребывания гражданина, может действовать до 5 лет. После этого нужно ее продлевать. Конкретные сроки регистрации выбирает собственник помещения. Они также могут определяться периодом действия договора аренды жилья, но в любом случае должно быть заявление в УФМС (МФЦ) от собственника.

Временная регистрация подтверждается свидетельством о временной регистрации (форма 3), в которой отображаются данные гражданина, а также сведения о жилом помещении, где он проживает.

Зарегистрироваться в домиках, расположенных на садовом или огородном земельном участке, невозможно, поскольку на этих землях строить жилой дом с правом регистрации в нем нельзя. Но если на дачном участке разрешено строительство жилого дома, гражданин имеет право быть там зарегистрированным как временно, так и на постоянной основе.

Как и в случае с временной регистрацией, оформление прописки должно осуществляться на основании неких официальных документов. В данном случае таковыми могут быть свидетельство о праве собственности (либо акт приемки жилья - если речь идет о новостройке) или, - согласие владельца жилого помещения (заявление) на оформление прописки на другого человека.

Однажды оформленная регистрация по адресу, который соответствует месту жительства гражданина, как правило, не имеет ограничений по сроку действия - если только не будет аннулирована в силу законных причин.

Постоянная регистрация (прописка) подтверждается обычно штампом в паспорте гражданина.

Разница между местом жительства и местом пребывания.

Главное отличие места жительства от места пребывания в том, что первое соответствует жилому объекту, в котором человек проживает постоянно, второе - факт временного проживания гражданина в таком-то жилом помещении.

В обоих случаях человек может зарегистрироваться по адресу жилого помещения - оформив, соответственно, постоянную регистрацию (штамп в паспорте) или временную регистрацию (форма 3).

Если человек оформляет постоянную регистрацию, то она действует постоянно, но существует так же вариант временного действия штампа в паспорте. Регистрация в жилом помещении, в котором гражданин проживает временно, действует в течение срока, определенного собственником - но не более 5 лет.

Регистрация детей

Регистрация детей по месту пребывания или по месту жительства родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия собственников, нанимателей и членов их семей.

Таким образом, если на вашей жилплощади временно зарегистрирован гражданин РФ, то своего ребенка он может зарегистрировать к вам, не спрашивая вашего согласия. Документы, которые нужны для временной регистрации несовершеннолетнего ребенка до 16 лет к родителю: удостоверение личности родителя; свидетельство о рождении ребенка.

Обратите внимание, несмотря на то, что у ребенка 14-16 лет уже есть паспорт, правила гласят, что регистрация по месту пребывания к родителям осуществляется на основании свидетельства о рождении ребенка. Свидетельство о рождении доказывает родство. Эти же документы необходимо предоставить для регистрации ребенка по месту жительства.

V. Временная регистрация - штрафы и ответственность

Регламентирующие законодательные акты РФ:

  • КоАП РФ (ч. 1 ст. 19.15.1, ч. 2 ст. 19.15.1, ч. 1 ст. 18.8)
  • Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156;
  • Закон от 25.06.1993 N 5242-1;
  • УК РФ (ст. 322.2)

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета - территориальном органе МВД России. Граждане РФ, прибывшие на срок более чем 90 дней для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, обязаны до истечения этого срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов для регистрации.

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в территориальный орган МВД России документов.

1. Административная ответственность за проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

За проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.

Нанимателя или собственника жилого помещения (физическое лицо) привлекают к ответственности в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб., если он допустил проживание лиц без регистрации по месту пребывания или по месту жительства свыше установленных законом сроков.

Москва и Санкт-Петербург.

За указанные правонарушения, совершенные в городах Москве или Санкт-Петербурге, предусмотрена повышенная административная ответственность, а именно штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для граждан РФ, проживающих без регистрации, и в размере от 5000 до 7000 руб. для нанимателей или собственников жилого помещения (физических лиц).

При этом граждане РФ освобождаются от указанной административной ответственности в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта РФ, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в г. Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.

Примечание. Основания для освобождения гражданина РФ от регистрации по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении применяются в случае, если:

Непрерывный срок его пребывания в соответствующем месте не превышает 90 дней;

Если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

Если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

2. Административная ответственность нанимателя и собственника жилого помещения (физического лица) за нарушение правил регистрации

За нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния:

  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц) - в размере от 2000 до 5000 руб.;
  • для граждан, совершивших указанное правонарушение в г. Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 3000 до 5000 руб.;
  • для нанимателей и собственников жилого помещения (физических лиц), совершивших это правонарушение в г. Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 5000 до 7000 руб.

3. Административная ответственность нанимателя или собственника, предоставившего жилое помещение гражданину РФ

Если наниматель или собственник, предоставившие жилое помещение гражданину РФ, нарушили без уважительных причин сроки уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации, а также если представили в территориальный орган МВД России заведомо недостоверные сведения о регистрации гражданина РФ (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния), то предусматривается административная ответственность в виде штрафа:

Суммы штрафов:

  • для граждан - в размере от 2000 до 3000 руб.;
  • для граждан, совершивших указанное правонарушение в Москве или Санкт-Петербурге, - в размере от 3000 до 5000 руб.

4. Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства

Фиктивная регистрация - временная или постоянная, - настоящая, официальная регистрация гражданина РФ или иностранного гражданина. При условии, что гражданин фактически не имеет отношения (не проживает) по указанным в документах адресах. За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Под фиктивной регистрацией понимается регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации. Это также его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении или регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) гражданина.

Кроме того:

За указанные правонарушения, совершенные иностранными гражданами в г. г. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предусмотрена повышенная ответственность, а именно штраф в размере от 5000 до 7000 руб. с административным выдворением за пределы РФ. По усмотрению суда наказание в виде административного выдворения может не назначаться в случае однократного нарушения иностранным гражданином требования о ежегодном уведомлении территориального органа МВД России о подтверждении своего проживания в РФ.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту жительства в РФ

Статья 322.2 УК РФ. Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.

Статья 322.3 УК РФ. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.

  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При установлении факта фиктивной регистрации территориальный орган МВД России снимает иностранного гражданина с регистрации по месту жительства или с учета по месту пребывания. Возможно выдворение за пределы РФ. Административная ответственность за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ. Административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ или без такового предусмотрена за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в РФ, которое выразилось, в частности, в следующем:

  • нарушены правила миграционного учета;
  • нарушены правила передвижения, порядок выбора места пребывания или жительства;
  • нарушены правила транзитного проезда через территорию РФ;
  • не исполнены обязанности по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ в случаях, установленных законом;
  • заявленная цель въезда иностранца или лица без гражданства в РФ не соответствует деятельности или роду занятий, которые он ведет во время пребывания (проживания) в РФ.

Кроме того, административная ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с выдворением за пределы РФ предусмотрена за нарушение иностранным гражданином в том числе режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в следующем:

  • отсутствуют документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в РФ;
  • не подано заявление об утрате документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, если такие документы утрачены;
  • иностранный гражданин уклоняется от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания.

VI. Риски для собственника

Многие владельцы беспокоятся о том, сможет ли зарегистрированный гражданин претендовать на часть жилого помещения.

Сразу отвечаем - нет, это надуманный слух из разряда страшных историй, может быть истории эти имели место быть, но пересказаны не верно или о многом рассказчики умолчали.

Закон гласит, что собственность не может перейти к гражданину только из-за его прописки. Переход прав собственности происходит только при заключении договора дарения, договора купли-продажи. Основной риск для собственника при регистрации на свей жилплощади жильцов заключается в увеличении платы за коммунальные услуги, если в квартире отсутствуют соответствующие счётчики. Всё же хозяин квартиры должен быть в курсе последних дополнений к закону. Процедуру временной регистрации теперь можно пройти удалённо с помощью интернета. Остаётся лишь ввести адрес собственника жилья и его полное имя. После этого владелец получает уведомление о новоприбывших жильцах.

Если собственник против регистрации, то он просто обращается в соответствующие органы с прошением об аннулировании - временную регистрацию гражданина сразу же аннулируют. Владелец по своему усмотрению имеет право даже принудительно выписать временно проживающих граждан ещё до окончания срока прописки, но уже через суд.

Частые причины обращения в суд по вопросам временной регистрации:

  • оформление временной прописки без согласия на то владельца или отсутствие окончательной даты срока регистрации в документах;
  • отказ в добровольном выселении;
  • аморальное поведение временных жильцов или нежелание оплачивать коммунальные.

Риски при прописке детей

Временно зарегистрированные жильцы могут прописать в данной квартире своих детей без согласия собственника. Временная прописка несовершеннолетних детей жильцов ни чем не опасна для собственника, так как те не могут претендовать на жилплощадь хозяина. Вместе с тем в ряде случаев могут возникнуть трудности при выселении детей из квартиры. Иногда детей регистрируют на более длительный срок, чем родителя. Тогда взрослый имеет право обратиться в суд вновь с требованием о его прописке по адресу нахождения ребёнка.

Однако существует и практика прекращения временной постановки на учет несовершеннолетнего, которая приводит к вышеописанным последствиям. Обычно решение о снятии с регистрационного учета принимается судом после изучения предоставленных доказательств.

В исковом заявлении в обязательном порядке указываются причины для выселения и/или снятия с регистрационного учёта:

  • использование помещения не по назначению;
  • сдача в субаренду без согласия владельца;
  • ухудшение состояния жильца;
  • отказ оплачивать коммунальные услуги.

В любом случае - если вы собственник - не бойтесь подавать в суд, здесь обычно никаких проблем не бывает и мировой суд быстро решает такие вопросы.



 

Возможно, будет полезно почитать: