А вы знаете, зачем православные христиане освящают веточки вербы? Архиепископ Аверкий: Недея Ваий, Страстная седмица.

Вербное воскресенье. В 2012 году этот ключевой праздник постного календаря попадает на 8 апреля. Что это за день? Какие события мы вспоминаем? В очередной раз "Нескучный сад" попытался разобраться в этом вопросе.

Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент резьбы по мрамору на саркофаге Юния Басса. Рим. Середина IV века

Вербы воскресенья

Словосочетания «вербное воскресенье» вы не найдете ни в Постной триоди, на в Типиконе. В русской традиции этот день принято называть «Неделя ваий». Вайа - молодая ветвь финиковой пальмы. Чтение, разъясняющие смысл праздника, санаксарий из Триоди на этот день говорит, что «Вайа бо у евреев ветвь мягкая глаголется». По понятным причинам в наших широтах место финиковых ветвей заняли вербы - наши русские вестники весны и нового пробуждения мира от зимнего оцепенения. Так, что там, где написано «Неделя ваий», смело можем говорить «Вербное воскресенье». В Богослужении Вербного воскресенья вайи-вербы упоминаются многократно, практически во всех песнопениях. Во время утреннего богослужения Вербного воскресения, после чтения Евангелия, ветви кадятся, над ними читается молитва на освящение ваий, а затем раздаются верующим. Эти трогательные атрибуты и символически, и осязательно позволяют верующим проникнуть сквозь тысячелетия к событию, полному трепетного торжества и кажущейся нелогичности. Поэтому ветви верб - участники именно утренней части богослужения Вербного воскресенья, а не весеннее украшение квартир. Вне храма, вне нашего участия в богослужении они теряют свой символический смысл…


Вход Господень в Иерусалим. Страница кодекса из Россано (Италия). Середина VI века. Под изображением Входа в Иерусалим размещены полуфигуры четырех ветхозаветных пророков, указывающих на предсказанное ими событие. Россанский кодекс - это пергаментный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка

Торжество и печаль Вербного воскресенья

Тот же санаксарий начинается словами, способными вызвать священный трепет верующего и недоумение для стороннего наблюдателя: «Простерший небо словом, возсел на осленка, стремясь освободить смертных от безсловесия». То есть Тот, кто одним только словом Своим растянул для нас шатер небес, едет на ослике, животном отнюдь не торжественного вида. И Едущий в Вербное воскресенье на таком, по видимости невзрачном, существе, стремится освободить смертных от бессилия перед смертью.

Канва праздничного события Вербного воскресенья объясняется следующим образом. Многим стало известно о воскресении Лазаря. Одни, уверовали во Христа, другие - «иудейская сонмица» - решают Его непременно убить в праздник Пасхи. «И вот Тот, Кто небо имеет престолом, восседши на осленка, входит в Иерусалим. Отроки евреев, да и сами они постилали Ему одежды и срезанные ветви фиников, иные же, неся ветви в руках, провожали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ветви финиковых пальм знаменовали победу Христа над смертью. Победителей в бою или на войне встречали с ветвями вечнозеленых растений. С одной стороны как победитель смерти Христос явился, когда воскресил Лазаря, с другой - Ему предстоит страдать, умереть и окончательно победить господствовавший над людьми закон смерти.

Уже с вайями - вербами Вербного воскресенья верующие поют на службе тропарь, песнопение, в котором сопрягаются торжество и печаль этого праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». В Вербное воскресенье мы, словно те еврейские дети, встречавшие Христа в Иерусалиме, встречаем Его «победы знамения носящее», то есть с вербами, знаменами христовой победы над смертью, помня о воскресении Лазаря, которое уверяет нас в общем воскресении мертвых. Но все это - «прежде Твоея страсти». Христос едет на страдание и смерть. Вербное воскресенье - время, где одними дорогами ходят Божественная сила Христа и человеческое несовершенство, которое уже замыслило предать своего Бога. Из канона Вербного воскресенья мы слышим как Бог, сидящий в вышних на херувимах, грядет со славою, в то время, когда фарисеи («писменницы и священницы» иудеев) на уровне обыденного сознания («тщетным поучистеся») удивляются, кто это такой, кому дети воспевают Осанну. Другое песнопение Вербного воскресенья еще более подчеркивает невероятность происходящего: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». Иисус Христос одновременно на Небесном Престоле и на осленке, Его воспевают ангелы и земные дети. И хотя, как говориться в каноне, ноги непокорных (иудеев) скоры на пролитие Владычней крови, но Он воскреснет.


Вход Господень в Иерусалим. Резная икона на слоновой кости. Константинополь. X век

Вербное воскресенье в Священном Писании

Пророк Захария за шестьсот лет до славного входа Христа в Иерусалим (Вербного воскресенья), предрек: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9). Что исполнилось по евангелисту Матфею с мельчайшими подробностями:

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21. 2-9).


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Вербное воскресение - история праздника

О Неделе ваий (нашем Вербном воскресенье) вполне определенно известно с конца 4 века. Паломница Эгерия описывает торжество, происходящее на ландшафтах новозаветной истории, в Иерусалиме. Верующие молятся на Елеонской горе, после чего все идут пешком в храм Воскресения. И все дети (у них особая роль в этом празднике, ведь именно они «неискусозлобны», то есть не испорчены опытом мертвой и политизированной книжности), держат в руках пальмовые или масличные ветви. Народ - и простые люди и знать - сопровождают епископа, который является образом Христа, грядущего во славе и на Страсть. При этом все поют песнопения, рефреном которых служит «Благословен грядый во имя Господне». Так что уже около полутора тысячи лет в Вербное воскресенье (Неделя ваий) празднуются торжество и печаль предпасхальных ожиданий.

В Русской Православной Церкви с XVI века Вербное воскресенье праздновалось еще более торжественно. Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле, а царь или кто-то из знатных горожан вел этого осла под уздцы. Вербное дерево, украшенное и обвешанное сладостями, везли перед ослом. Шествие сопровождал хор. Со времен Петра I праздновать Вербное воскресенье подобным образом перестали.


Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо (Сицилия). Середина XII века

Вербное воскресенье и аскетика

Образ Вербного воскресенья связан у нас прежде всего с весенним солнцем, пучками верб, рыбными блюдами, которые не вкушались весь пост? и предвкушением пасхальных торжеств. Отчего же тогда духовный писатель IX века прп. Феодр Студит произносит именно в неделю Ваий (Вербное воскресенье) свое поучение «О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог»?

Святитель Григорий Палама вот что пишет об этом дне: «..так как приближается память спасительных Страстей Христовых, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (победная награда) за бесстрастие, начало будущего века». Пост закончен, но впереди нас ждет Страстная седмица, неделя воспоминания того, чего стоила наша Пасха: «Пусть же уклонится каждый от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? - Это - воздержание, пост, целомудрие и праведность, милосердие и великодушие, любовь и смирение, лишь при наличии коих мы сможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем приять залог бессмертия, который да сохраним с твердой надеждой на обещанное нам на небе наследие». Соучастие «закланному за нас Агнцу Божию» - вот что предстоит верующим после торжества Вербного воскресенья. Впереди - последний, самый трудный шаг. Это особо продолжительные богослужения, максимальное воздержание в пище и отказ от суеты в повседневной жизни. Вербное воскресенье - последняя передышка перед Страстной неделей.


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент «Маэсты» собора в Сиене (Италия) Дуччо ди Буонисенья. 1308-11 гг.


Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда Покровской церкви села Чернокулово. XV век.


Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г.И. Семирадский, 1876 год


Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. В.Г. Шварц, 1865 год


Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска


Вход Господень в Иерусалим. М.В. Нестеров


Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона

Вход Господень в Иерусалим одновременно и радостный и печальный, даже трагический праздник. Радостный потому, что в этот день Христос несомненно явил Себя людям как Мессия, Спаситель мира, многие века ожидаемый человечеством. Торжественным входом в Святой Град Иерусалим Он возвестил действительное наступление Царствия Божия на земле, Царствия, которое открывается в Христовой Церкви. Грустный этот праздник потому, что это событие стало началом крестного пути Христа, израильский народ не принял своего истинного Царя и большинство тех, кто восторженно приветствовал Спасителя: «Осанна!», через несколько дней в остервенении будут вопить: «Распни Его, распни!»

При входе Господнем в Иерусалим исполнились многие ветхозаветные пророчества о Мессии, так что ни у кого уже не могло оставаться сомнений в том, Кто в этот день пришел в Священный город. Подойдя к Иерусалиму, Христос послал учеников в ближайшее селение и приказал им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их (Мф. 21, 2-3). Все именно так и произошло. Случилось еще одно явное чудо: ослица и осленок оказались именно там, где указал Христос, и их хозяева, возможно, и не знакомые с Иисусом, безропотно отдали свою скотину. Так исполнилось пророчество Захарии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9). Само появление Мессии, Царя Израильского в столице Своего царства не на пышно убранном коне в окружении многочисленной свиты, как подобает приличным царям, а на самом скромном вьючном животном было неожиданным, едва ли не скандальным, особенно в глазах иудеев, надеявшихся, что Христос освободит их от власти римлян и добьется для Иудеи мирового господства. Войдя в Иерусалим, сидя на осленке, Христос показал, что Его царство не такое, какое ожидал от Него еврейский народ: это не могущественное земное царство, а смиренное духовное царство любви.

Тем не менее, при входе Господа в Иерусалим множество народа, уже знавшего о недавнем воскрешении Лазаря, что не могло не поразить их и не уверить в миссианском достоинстве Христа, постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 8-9). Причем по указанию евангелий, «осанна», т.е. по-еврейски «Спасай нас!», - возглас, которым приветствовали царей, Спасителю возгласили и младенцы, и даже совсем маленькие грудные дети, которые по возрасту просто не могли еще говорить, - хвала Спасителю стала первым словом, сошедшим из их уст (Мф. 21, 16). Так сбылось еще одно пророчество Ветхого Завета, переданное устами псалмопевца Давида: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу (Пс. 8, 3).

Книжники и первосвященники, даже став свидетелями столь очевидного чуда, не преминули тут же поставить его в вину Спасителю: дескать, зачем неразумные дети шумят и нарушают порядок в Храме (а народ продолжал приветствовать Христа и тогда, когда Он вошел в Храм), заставь их замолчать. На это Спаситель ответил: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40). Однако каменные сердца начальников иудейского народа не отозвались на приход Мессии в Свой город и оказались жестче природных камней Палестины. Уже тогда книжники и первосвященники задумали убить Христа, хотя они, будучи знатоками Священного Писания, как никто, должны были увидеть признаки исполнения пророчеств и узнать в Иисусе обещанного Спасителя человечества. Что самое ужасное, в глубине сердца они, конечно же, знали о мессианском достоинстве Христа, но уж очень боялись потерять собственную власть и из-за этого решились на вполне осознанное Богоборчество.

Ненависть к Иисусу со стороны первосвященников усилил еще один поступок Спасителя. Войдя в Иерусалимский храм, Он, как и в начале своего служения (Ин. 2, 13-17), выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21, 13). И меновщики, обменивавшие на иудейские деньги римские монеты с изображениями обожествляемых императоров, которые нельзя было, поэтому, вносить в Храм, и продающие голубей для установленных Законом жертвоприношений были необходимы для проведения Богослужений, но для корыстолюбивых священников торговля стала самоценностью и заслонила собой собственно служение Богу. Да и время ветхозаветного храма подошло к концу: Христос основал новую Церковь, новое Царство, распространившееся уже не только на евреев, но и на все народы. Вход Господень в Иерусалим стал символом наступления этого Царства. Так почему же израильский народ так восторженно приветствовавший Христа, уже через несколько дней отверг своего Спасителя?

Об этом прекрасно сказал в одной из проповедей митрополит Антоний Сурожский: «Народ Израилев от Него ожидал, что, вступая в Иерусалим, Он возьмет в свои руки власть земную; что Он станет ожидаемым Мессией, Который освободит Израильский народ от врагов, что кончена будет оккупация, что побеждены будут противники, отмщено будет всем... А вместо этого Христос вступает в Священный Град тихо, восходя к Своей смерти... Народные вожди, которые надеялись на Него, поворачивают весь народ против Него; Он их во всем разочаровал: Он не ожидаемый, Он не тот, на которого надеялись. И Христос идет к смерти...» В праздник Входа Господня в Иерусалим верующие тоже, подобно евангельским иудеям, приветствуют Спасителя вайями, пальмовыми ветвями (на Руси вместо них веточки вербы), но каждый, взявший их в руки, должен честно спросить себя, готов ли он принять Христа как Царя, но не могущественного земного царства, а небесного, Царства жертвенной любви и служения. К этому и призывает Церковь в радостный праздник Вербного воскресенья.

Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами. Этот праздник называется Неделей ваий (*Ва ́ йя от др.-греч. βαΐον - пальмовая ветвь), Неделей цветоносной, а в просторечии у русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветви, заменяемые у нас вербами.

Начало праздника восходит к глубокой древности. Первое указание на праздник – в III веке принадлежит святому Мефодию, епископу Патарскому († 312), оставившему поучение на этот день. В IV веке праздник, как свидетельствует святой Епифаний Кипрский, совершался весьма торжественно. Многие из святых отцов IV в. оставили свои поучения на этот праздник. В VII – IX вв. святые Андрей Критский, Косма Маиумский, Иоанн Дамаскин, Феодор и Иосиф Студиты, а также император византийский Лев Философ, Феофан и Никифор Ксанфопул прославили праздник песнопениями, которые и ныне поет Православная Церковь.

Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы. Однако, хотя он и не имеет дней предпразднства, подобно другим двунадесятым праздникам, богослужение всей предыдущей седмицы, начиная с понедельника, во многих стихирах и тропарях посвящено событию входа Господа в Иерусалим.

В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. Четыредесятница. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в одной из стихир на «Господи воззвах» поется:

«Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение (домостроительство) Твое».

Вечером в пятницу — великое повечерие.

В субботу седмицы Ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Лазаря, поэтому суббота называется Лазоревой. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й): «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

На шестой седмице поста. Валентин Афитеатров

Православная Христова Церковь всю наступившую неделю подготовляет христиан к Христовым страстям. Эта неделя церковная посвящена изложению событий из жизни Спасителя, предшествовавших Его страданиям. Пред концом Своей спасительной жизни Иисус Христос часто и пророчески напоминал Своим ученикам об ужасах разлуки Его с ними, о том, что Его изменнически выдадут злым врагам, которые надругаются над Ним и убьют Его. Но людская ненависть посрамится своей неправдой: Он воскреснет. Как ни внятна была речь Спасителя о крестной смерти, но ученики не понимали предсказаний Господа. Не понимали и боялись спросить объяснений на то, чего не понимали; им не хотелось разувериться в своих ложных мнениях, которые им привились, как чаяния, которые поддерживали в них горделивые надежды о земном величии их Учителя. Непонимание великих истин христианства и его требований может быть отнесено к каждому из нас. Это непонимание обуславливается разнообразнейшими причинами, из которых резко выдаются следующие.

Наши мысли постоянно вращаются среди одних внешних предметов. Эти мысли внушает и подсказывает нам наша немощная плоть; душе, просвещенной благодатью Божией, они чужды. Душа наша вечно обуревается чувственными желаниями. В нее рвутся страсти с такой же силой, как огненное пламя, встретившее на своем истребительном пути горючие материалы. Мы трудно миримся с окружающей обстановкой и не хотим понять, что создавшиеся вокруг нас условия располагают к размышлению о великой силе промысла Божия, знаменательно указывающего нам на призвание нас к небу.

От этого непонимания небесного учения наша жизнь на земле обставлена по большей части вечными тревогами, ропотом, жалобами, печалями. Мы не умеем выносить испытаний земной жизни, с ней нераздельных. Не умеем, потому что не внятно нам небесное учение Христа о том, что жизнь земная всегда полна скорбями. Но у нас, людей, погруженных в чувственные интересы, скорбь принимает по большей части оттенок раздирающего уныния и близка к отчаянию.

От непонимания небесного учения жизнь земная большей части из нас испорчена с ранней юности. Небесное учение Спасителя внушает, что человек в этом мире гость и странник. Время его жизни краткосрочно; чувственные и телесные его силы ограничены. Небесное учение уподобляет земную жизнь однодневной траве, начинающей увядать с той минуты, когда она вошла в силу роста; уподобляет быстроте сновидения, в котором часто пред человеком проходят в одно мгновение целые десятилетия. Но человек не внимает ни учению небесному, ни евангельским сравнениям, ни внушительным примерам. Мы не хотим помириться с тем, что мы здесь, на земле, временные гости. Мы так располагаем свою жизнь, словно земля наше вечное отечество. Мы не хотим понять, что круг наших современников день ото дня редеет; что деревья давно уже вырастили материалы, из которых гробовщики сколотят последнее убежище для нашей смертной плоти. Мы не хотим понять, что в этом мире мы путники; мы не хотим идти вперед, но с беспечностью остаемся на земле, будто она для нас не имеет предела. Кто внимает небесному учению, тот поймет эту истину.

От непонимания небесного учения зависит вредный взгляд на назначение человека. Редко кому приходит на мысль разъяснить себе этот вопрос. У нас бывает по большей части дума с ранней юности об устройстве внешних дел: сыновей воспитывают для приобретения богатства, дочерей для замужества. Пристроить сына или дочь на нашем языке значит одеть, нарядить, накормить, женить или выдать замуж. Но это потребное, но не главное и даже не первостепенное. Главное же – воспитать в человеке душу, раскрыть ее способности и силы, направить волю, отдалить от нее дурные наклонности, показать великость человека, показать человеку тайну сохранения себя чистым и невинным, младенчески невинным от колыбели до седины – это есть главное. Заботы же о еде, питье, спокойствии и сне – об удобствах жизни, делаясь первыми заботами нашими, сообщают человеку вид дикости. И не раз мир погибал от этого. Гибнут массы людей в наше время и на наших глазах.

Благо же тем, кто хочет знать небесное учение, кто не боится спросить у Господа, как ему надо жить, как действовать. Для такого человека и земная жизнь будет радость. Радуюсь о Господе, писал апостол Павел, когда ношу язвы Твои на челе. Эти язвы для него не были болезненны, он носил их любящим сердцем.

В наше время, когда жизнь выставила так много требований для быта и существования, когда многосемейные люди не стыдятся жаловаться на то, что у них велика семья (Господи, какой грех! Ведь большая семья – явное доказательство Божьего милосердия и долготерпения; у кого велика семья, у того больше друзей),- говорю, в наше время учение небесное кажется многим скучным и даже непонятным. Одни неохотно слушают это учение, а другие смеются над теми, которые говорят, рассуждают, хотят свести с земной дороги и поставить своих ближних ближе к его пониманию, облегчить ношу нашей пошло прожитой или проживаемой жизни.

Как же назвать такое непонимание? Священное Писание называет такое состояние самозабвением. В Евангелии есть выразительные слова: когда мы вам играли, вы были скучны, когда мы рыдали пред вами, вы не плакали. В самозабвении люди глухи ко всему; их не растрогаешь, не разбудишь. Из сухого дерева трудно выжать жизненный сок.

Что же нам делать, чтобы понять небесное учение, удаляющее от нас легкомыслие и самозабвение?

Последовать словам Спасителя: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть: дух убо бодр, плоть немощна.

Да, плоть немощна! Нам необходимо усилить свой молитвенный подвиг; только молитва утверждает нас в исполнении заповедей Спасителя. Кто молится, тому является Сам Бог. Он простирает Свою всесильную руку на падающих. Он восставляет и в самых падениях и грешного мужа, и тяжкую грешницу женщину, спасает, утешает, любит, благословляет, ограждает благодатью Всесвятого Духа. Аминь.

Неделя Ваий

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона .
Тип христианский, церковный
Официально Неделя ваий
(по церковному уставу)
также Вербное воскресение
Значение воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке
Отмечается православными, католиками и многими протестантами
Дата 6-е воскресенье Великого поста , за неделю до Пасхи
В 2008 году 20 апреля (в православии)
16 марта (в католицизме)
В 2009 году 12 апреля (в православии)
5 апреля (в католицизме)
Празднование богослужение
Традиции освящение ветвей деревьев, в России - верб

в православии:
послабление в посте на рыбу;

Связан с Страстной седмицей и Пасхой

Вход Госпо́день в Иерусали́м , Неде́ля ва́ий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini ) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи , то есть шестую Неделю Великого Поста .

Празднуемое событие

  • Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы, по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
  • Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречал народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна ! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! » (Ин. 12:12).
  • В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота , говоря «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников » (Мф. 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
  • После этого к Иисусу подходят слепые и хромые и он исцеляет их (Мф. 21:14).
  • Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Значение

Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа , а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Католицизм

Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах - пальмовые, в северных - вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.

Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних , которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу . Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста . Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

Народные традиции в России

В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти » - обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».

Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.

Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).

Гимнография

В русской православной традиции

Тропарь , глас 1-й

О́бщее воскресе́ние / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко о́троцы победы зна́мения нося́ще, / Тебе Победителю смерти вопие́м: / оса́нна в вышних, / благословен Гряды́й во имя Господне.

Величание:"

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4-й:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак , глас 6-й:

На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.

В католицизме латинского обряда

Входное песнопение :
  • Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные и войдёт Царь славы!
  • Кто сей Царь славы? Господь сил, Он Царь славы.
  • Осанна в вышних! Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
Коллекта :

Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Ссылки

  • (статья в Православной энциклопедии)
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Неделя Ваий" в других словарях:

    Вербное воскресенье Словарь русских синонимов. неделя ваий сущ., кол во синонимов: 1 вербное воскресенье (3) Словарь си … Словарь синонимов

    Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим. Русская икона. Тип христианский, церковный Официально Неделя ваий (по церковному уставу) … Википедия

    Неделя ваий - Нед еля в аий (Вербное воскресенье) … Русский орфографический словарь

    Неделя ваий - (Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим) название праздника, относящегося к числу двунадесятых, произошло от обычая приносить в этот день в храм пальмовые ветви – вайи, которыми, по преданию, жители Иерусалима встречали Господа.… … Православная энциклопедия

    - (неделя) шестая неделя Великого поста или Вербная неделя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 вербная неделя (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (неделя) см. Вербная неделя … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ваий Неделя - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя – греч. «ветка») подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями (см. Ин. 12, 13). На Руси… … Православие. Словарь-справочник

    ВАИЙ НЕДЕЛЯ - см. Вход Господень в Иерусалим … Православная энциклопедия

Неделя Ваий, она же 6 седмица Великого Поста, в песнопениях и чтениях Постной Триоди раскрывает две темы, одна из которых ослабевает и прекращается к утрени четверга, а вторая звучит дальше и переходит в тему Входа Господня в Иерусалим.

Первая тема – это притча о богаче и Лазаре. Причем в песнопениях Триоди человек (Триодь почти всегда говорит или от первого лица, или же безлично в повелительном наклонении) сравнивается с богачом, по причине окутавших его греховных страстей.

Например:

Ч уден Спасов нас ради человеколюбивый нрав, хотящих убо быти разум, яко настоящих стяжав, Лазарево и богатаго житие обличи. Обою конец смотряюще: оваго убо бежим немилосердия и безчеловечия, оваго же поревнуим терпению и веледушию, во еже с ним во Авраамлих недрах греемым вопити: правосуде Господи, слава Тебе. (Триодь, стихира на стиховне в неделю 5-ю вечера)

Н емилостиваго поревновавша богатаго нравом, Щедре Человеколюбче молю Тя, сочини мя Лазарю убогому, избавляя мя пламене, и негасимаго огня. (Триодь, тропарь 1 песни трипеснца утрени понедельника)

П резрев Лазарева исправления, немилостиваго богатаго нравом позавидех: благоутробне Боже, обратив мя ущедри, да Тя славлю во веки вся. (тропарь 8 песни трипеснца утрени вторника)

Тема богача и Лазаря завершается на вечерне среды стихирой Триоди:

Б огатый в страстех сый, прелестною лицемерия обложен есмь одеждою, веселяся в злых невоздержания, и безмерное немилосердие показую, презирая мой ум, пред дверьми поверженный покаяния, алчущий всякаго блага, и болящий невниманием моим: но Ты Господи Лазаря мя сотвори, нищаго грехами, да не како требуяй, не получу перста орошающа, болезнующу моему языку в негасимом огни: в недрех же патриарха Авраама всели мене, яко Человеколюбец. (стихира 5 гласа на Господи, воззвах)

Параллельно песнописцы Триоди развивают тему болезни и смерти Лазаря, брата Марфы и Марии из Вифании. По Евангелию, Иисус услышал о болезни Лазаря, находясь далеко от этого селения, и отправился туда, чтобы воскресить его, зная, что болезнь Лазаря – смертельна. Триодь поэтически раскрывает эти события в своих канонах и песнопениях, причем каждый день посвящен одному событию из этой истории:

В понедельник:

Д несь Христу является, об ону страну Иордана ходящу, болезнь Лазарева, и яко проведец глаголет: болезнь сия несть ныне к смерти. (тропарь 9 песни второго трипеснца утрени)

Во вторник:

В чера и днесь болезнь Лазарева, сию бо Христу являют сродницы. Радостию Вифание уготовися, Жизнодавца угостити и Царя, с нами вопиющи: Господи слава Тебе (седален по 3 стихословии на утрени вторника, глас 5).

Р ыданием обложившеся Лазаревы сестры, страсть Тебе ведетелю всех являют: но пребываеши мало, да воздвигнеши чудо, и покажеши учеником Твоим страшная (ин трипеснец, песнь 2).

И самое поразительное по поэзии:

Н ыне мертвогробная готови Лазаре мудре, скончаешися бо от жизни, утро умрети имый, гроб узри, воньже вселишися: но тебе Христос паки оживит, воздвиг четверодневна (ин трипеснец, песнь 9)

Среда. В этот день Лазарь умер.

Д несь издше Лазарь, и рыдает сего Вифаниа, егоже Спасе наш воздвизаеши от мертвых и предуверяеши другом Твоим, Воскресения Твоего страшное, адово умерщвление, и Адамово оживление: сего ради поем Тя (Стихира на Господи, воззвах, во вторник вечера, глас 3)

Д несь Лазарь умерый погребается, и рыдание поют сего сродницы, якоже провидец и Бог, страсть предрекл еси: Лазарь успе, учеником провещая, но ныне иду воскресити егоже создах. Сего ради Тебе вси вопием: слава державе крепости Твоея.(седален утрени среды, по 3 стихословии)

Д несь Лазарь умерый, не утаися всевидящаго ока Иисусова. Темже сказует сие учеником, вопия: Лазарь друг наш успе, воскресити его иду.(ин трипеснец среды, песнь 3, глас 3)

Л азарь днесь умерый износится, друг Христов, и рыдают сущии с Мариею и Марфою вси: Христос же радостию приходит к нему, показати людем, яко Той есть живот всех.(там же, 8 песнь)

Н адгробныя слезы изливают Лазаревы сестры, зрящия сродника днесь под каменем горьким: Христос же мой издалеча сие сказуя, глаголаше апостолом Своим, радуюся вас ради, не бех бо плотию тамо.(там же, 9 песнь)

Четверг посвящен воспоминанию нахождения Лазаря во гробе второй день:

Д воеденствует Лазарь во гробе, сущия от века видит умершия, тамо зрит страхи странныя, множество неисчетное адовыми держимое узами: темже сродницы рыдают горько, предвидяще гроб его. Христос же идет оживити друга Своего, едино от всех совершити согласие: благословен еси Спасе, помилуй нас.(стихира на Господи, воззвах, в среду вечера, глас 6)

Д воеденствует днесь Лазарь умерый, и о сем проливают печали слезы сродницы, Мариа с Марфою, камень предвидящи гробный. Предста Зиждитель с Своими ученики, смерть пленити, даруяй живот. Темже вопием Ему: Господи слава Тебе. (седален по 3 стихословии утрени четвертка)

П огребается Лазарь, и на гробе яже о Марфе ныне рыдают и плачут, предстати Тебе Животодавцу, желающия.(ин трипеснец четвертка, песнь 4, глас 6)

С мерть начинает трепетати, еже к ней снития Твоего Христе ощущающи: яко жизнь бо, тщетну сию показал еси концем. (там же)

И дем, Твоим провозглашал еси другом, друг Мой Лазарь уже успе: сего воздвизая, усплю смерти всепагубную злобу во веки.(трипеснец, песнь 8, глас 5)

М ариа же и Марфа ныне рыдают, во гробе лежаща видяще Лазаря, и болезненно вопиют: аще бы был Христос зде, сродник наш не бы умерл. (ин трипеснец, песнь 8)

А д да чает погубитися, ибо Жизнь приходит Лазаря воздвигнути вопиюща: благословите, пойте, и превозносите во вся веки (там же).

В гробе Лазарь двоеденствует днесь, и над ним проливаете слезы Мариа же и Марфа, яко сестры родныя: Христос же грядет к нему с божественными апостолы, показати велие чудо (ин трипеснец, песнь 9).

Четверг – своеобразный контрапункт. В пятницу в ткань повествования о болезни и смерти Лазаря вводится тема шествия Христа во Иерусалим.

А постольская двоица священнейшая, единаго Тя от Троицы ведущи Христе, ныне Тобою посылается, привести жребя подъяремнича сына, якоже писано есть: на немже смиряяся всядеши Благоутробне, в вышних волею, седалище всем любящим Тя уготовляя, и в безсловесныя проникшия, умовредно Слове страсти, словесныя содеваеши, осанна Тебе взывающия.(Стихира на Господи, воззвах, глас 4, в четверток вечера)

Н а серафимех страшных, в вышних Христе носимый, яко Бог же, и всех Творец, Сам на жребя на земли всести идеши, яко сый по нам человечески. Вифаниа веселится, приимши Тя Спасе: Иерусалим радуется, яко чаяй Тя прияти: смерть умертвися, предощутивши Лазаря, приити из мертвых: и мы с ваиами сретение совершающе в радости, воспеваим державу благости Твоея Господи.(Там же, глас 8)

Д воица ученик посылается днесь, жребя привести Владыце всех: грядет всести, носимый серафимскими множествы. Начинает боятися Лазарем, миродержица всеядица смерть, первее пленившая род человеческий.(седален по 3 стихословии, утреня пятницы)

Н а Кресте Господи Твоем уснув, преложил еси на сон Владыко смерть. Вопил бо еси: друг Лазарь успе, но пойдем возбудити его ныне. (трипеснец пятницы, песнь 5, глас 4)

С нидеся иудеов от Иерусалима в Вифанию множество, и с сродницами Лазаревыми днесь страждут: наутрие же разумевше сего из гроба скачуща, движутся на убиение Христово. (ин трипеснец, 5 песнь, глас 8)

С е уготовася Христос предстати Иерусалиму, иже в горах вси и пустынях, соберитеся монаси, Того радостию усрести, со всею поднебесною. (там же)

Здесь достаточно много образов и событий – и трепещущей смерти, и грядущего Распятия, изображается и собрание иудеев, идущих посмотреть на чудо воскрешения Лазаря, наконец, Спаситель предстает перед Иерусалимом как Жених из притчи о десяти девах.

Паремия на 6 часе этого дня – Ис. 66, 10-24, пророчество о пришествии Христа в Иерусалим.

Ну и, соответственно, вечерня, совершаемая в пятницу – это уже вечерня субботы Лазаревой, события которой нам хорошо известны. В этот же день оканчивается Святая Четыредесятница, о чем на вечерне сообщает Триодь:

Д ушеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея, просим видети Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: Господи слава Тебе.(Стихира на Господи, воззвах глас 8, вечерня в Лазареву Субботу)

Общеизвестно, что в этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Лазаревой Субботой. Поскольку праздник этот переходящий, то в тему песнопений Триоди будет входить и Минея с песнопениями, характерными для Благовещения. Интересно, что на утрени вторника седмицы ваий Богородичен после первой кафизмы звучит в тему этого праздника:

Н ачало спасения, Гавриилово провещание к Деве бысть: слыша бо, еже радуйся, не отбеже целования: не усумнеся яко Сарра в сени, но сице глаголаше: се Раба Господня, буди Мне по глаголу твоему. (Вторник, седален на «И ныне» по 2-м стихословии)

Конечно же, все песнопения Триоди, которые несут в себе воспоминание тех или иных евангельских событий, неизбежно сопрягаются и с покаянной тематикой, которой проникнуты все богослужения Великого Поста. Однако, с течением недели эти песнопения все больше отступают перед праздничным настроением, которым проникнуты песни праздника Лазаревой субботы:

Г осподи, Лазарев хотя гроб видети, волею хотяй во гроб вселитися вопрошал еси: где положисте его? Уведев же, еже не неведал еси, и возглашал, егоже любил еси: Лазаре гряди вон. И послуша бездыханный, дыхание дающаго ему, Тебе Спаса душам нашим.

Г осподи, уверити хотя учеником Твоим из мертвых Твое Воскресение, на гроб Лазарев пришел еси: и возгласившу Ти сего, ад пленися, и отпусти четверодневна, вопиюща Тебе: благословенный Господи слава Тебе.

Д ушеполезную совершивше Четыредесятницу, возопиим: радуйся граде Вифание, отечество Лазарево. Радуйтеся Марфа и Мариа, того сестры, заутра бо Христос приходит, оживити глаголом умершаго брата: Егоже глас услышав, горький и несытый ад, страхом вострепетав, и вельми возстенав, отпустит Лазаря укройми обязана: Егоже чудеси собор еврейский удивився, с ваием и ветвьми Того срящут, и явятся похваляющии дети, Емуже завидят отцы. Благословен грядый во имя Господне Царь Израилев. (Стихиры на Господи, воззвах вечерни Лазаревой субботы)

Итак, последняя неделя Святой Четыредесятницы представляется достаточно насыщенной аллюзиями на евангельские темы. Так, она начинается с темы двух Лазарей: одного из притчи о богаче и нищем, другого – брата Марфы и Марии из Вифании. Эти две темы идут вместе с традиционными покаянными песнопениями Триоди, иногда соприкасаясь. С вечера среды тема болезни и смерти Лазаря из Вифании выходит на первый план. Каждый день реконструирует события из жизни вифанского семейства – болезнь (понедельник и вторник), смерть и погребение (среда и четверг), нахождение Лазаря в гробу и шествие Христа в Вифанию, чтобы воскресить его. С усилением темы приближения Христа к Вифании постепенно умолкают покаянные песнопения, и на передний план выходят праздничные молитвословия, ведь Христу надлежит скоро прийти в Иерусалим, пострадать, умереть и воскреснуть.

Седмица ваий – последняя седмица Великого Поста, которая остается «для нас», то есть время, которое нам дано для покаяния. Мы вступаем в Страстную седмицу, песнопения которой, скорее являют собой первые три дня строгий суд над человеком и постепенно обращают его внимание к Тайной Вечери, Кресту и Животворящему Гробу. Седмица ваий постепенно вводит нас в круг этих событий, предлагая через образы богача и Лазаря, а также Лазаря Четверодневного, обратиться к Богу с молитвой о воскресении наших душ и провести оставшееся нам недолгое время в покаянии.



 

Возможно, будет полезно почитать: