Что такое национальный режим в госзакупках. Декларация страны происхождения товара: что это за документ и где его взять? Запрет на допуск товаров иностранного происхождения

Закон 44-ФЗ предусматривает запреты и ограничения на закупку иностранной продукции. Они действуют в рамках национального режима. К каким видам ТРУ относятся запреты и ограничения, расскажем в статье.

Запреты и ограничения по 44-ФЗ

Запретам и ограничениям в рамках нацрежима посвящена ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Они вводятся для защиты внутреннего рынка РФ, развития экономики, поддержки местных производителей, а также для безопасности страны и ее жителей. Перечни товаров, на которые распространяются запреты и ограничения, утверждает Правительство.

Сейчас действуют запреты в следующих сферах:

  • мебельная и деревообрабатывающая промышленность (постановление Правительства от 05.09.2017 № 1072);
  • машиностроение (постановление Правительства от 14.07.2014 № 656)
  • легкая промышленность (постановление Правительства от 11.08.2014 № 791);
  • программное обеспечение (постановление Правительства от 16.11.2015 № 1236);
  • оборонная отрасль (постановление Правительства от 14.01.2017 №9).

Если заказчик закупает продукцию из утвержденного списка, он должен отклонять заявки с зарубежной продукцией, за исключением товаров производства стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Как оценить заявки с импортом и кому дать преимущества по цене
Проверьте себя на практических кейсах, какой заявке вы бы предоставили преимущества по цене контракта, если участники подали вам часть заявок с импортными товарами, а часть - с отечественными.

Семь практических кейсов

Запрет и ограничения в сфере машиностроения

Список импортной продукции, на которую распространяется запрет допуска, достаточно велик. Он включает строительную технику, автомобили, автобусы, троллейбусы, автомобили спецслужб и т.д. Но есть исключения. Запрет не применяется, если:

  • продукция производилась по специальному инвестконтракту (абз. 2 подп. «а» постановления Правительства РФ № 656). В качестве подтверждающего документа участник может использовать копию такого контракта;
  • нет аналогов производства РФ. Подтверждающим документом служит акт экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ;
  • страной происхождения является государство-член ЕАЭС.

Запреты в легкой промышленности

В этой сфере также есть свои нюансы. К примеру, перечня ТРУ два - федеральных и региональный. Кроме того, в числе требований к поставщикам не только поставка продукции из ЕАЭС, но и использование в производстве предлагаемого товара материалов также из стран ЕАЭС. К примеру, если заказчик закупает одеяла, ткань не должна быть иностранного производства.

Мебель

При закупках мебели запреты и ограничения по 44-ФЗ не применяются, если поставка идет по специальному инвестконтракту и если аналогов нет в РФ. Запрет на закупку иностранной мебели действует до 01.12.2019.

С 4 июля 2019 года вступила в силу новая редакция приказа № 126н. Скорректировали список продукции, для которой применяют условия допуска. Смотрите, как формировать документацию, при каких обстоятельствах предоставить преимущества участникам с товарами из ЕАЭС и как сочетать условия допуска с ограничениями и запретами.

Ограничения по 44-ФЗ

Ограничения допуска иностранной продукции действуют для следующих категорий:

  • спортивное огнестрельное оружие, патроны и боеприпасы (постановление Правительства от 20.09.18 №1119);
  • лекарства из перечня жизненно необходимых (постановление Правительства от 30.11.2015 № 1289);
  • продукты (постановление Правительства от 22.08.2016 № 832);
  • радиоэлектроника (постановление Правительства от 26.09.2016 № 968);
  • медизделия (постановление Правительства от 05.02.2015 № 102, постановление Правительства от 14.08.2017 № 967);
  • стенты для коронарных артерий и катеров (постановление Правительства от 04.12.2017 № 1469.

Допуск будет ограничен, если одновременно соблюдены такие условия:

  • участники подали не менее 2-х заявок, соответствующих требованиям;
  • обе они содержат предложения о товаре из России и ЕАЭС;
  • обе они содержат предложения о товаре разных производителей.

Перечень товаров, к которым применяются особые условия допуска по 44-ФЗ, содержится в Приказе Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н . В этом НПА обновлены условия допуска и преференции для производителей из стран ЕАЭС.

Если проводится конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, участникам из стран ЕАЭС, чьи заявки признаны соответствующими, дается преимущество в размере 15% от предложенной ими цены контракта. При этом порядок предоставления преференций зависит от способа закупки. Если это конкурс, запрос предложений или котировок, цена участников из ЕАЭС снижается на 15%, в результате они получают конкурентное преимущество. При этом контракт с победителем заключается по цене, предложенной в заявке.

При закупках товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ соблюдайте требования национального режима. Установите запреты, ограничения или условия допуска для иностранной продукции. На какие товары, работы, услуги распространяется нацрежим, смотрите в справочнике. Для удобства продукция разбита по типам. Какую меру выбрать, зависит от того, что покупаете.

Продукция

Запреты

Мебель и товары деревообрабатывающей промышленности

Постановление Правительства № 1072

Товары машиностроения

Постановление Правительства № 656

Товары легкой промышленности

Постановление Правительства № 791

Программное обеспечение

Постановление Правительства № 1236

Товары для нужд обороны и безопасности

Постановление Правительства № 9

Товары станкоинструментальной промышленности

Постановление № 239

Ограничения

При проведении аукциона контракт заключается по цене на 15% ниже предложенной победителем, если в его заявке есть хотя бы один товар иностранного происхождения. Если победитель предложил товары производства стран ЕАЭС, с ним контракт заключают по указанной в заявке цене.

Преференции не предоставляются, если:

  • процедура признается не состоявшейся;
  • все заявки содержат предложения о товарах из ЕАЭС;
  • все заявки содержат предложения с иностранными товарами.

Практика о запретах и ограничениях по 44-ФЗ

Информация о запретах и ограничениях должна быть в документации о закупке. В примере из административной практики разберем, что грозит заказчику за нарушение этого требования (Решение Коми УФАС России по делу №ЗШ 299-11/18 от 29.01.2019). Заказчик закупал лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «меропенем» в форме для приготовления раствора для внутривенного введения. Этот препарат в перечень жизненно-необходимых и важнейших, а значит, должен закупаться с ограничениями по постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289.

Однако в извещении заказчик не установил ограничения и условия допуска. В документации об аукционе говорилось только следующее: «Применение национального режима при осуществлении закупок , содержащий указание: «применяется в случае установления в Информационной карте запрета». При этом в информационной карте никаких ограничений также не было. Кроме того, заказчик не потребовал от участников документы, подтверждающие соответствие условия допуска. УФАС посчитало это нарушением закона. Заказчика оштрафовали по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ на 3000 руб.

Раскроем тему национального режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответим на вопросы: что такое национальный режим, в каких случаях, в каких формах и для чего он применяется, покажем разницу между таким режимом в 44-ФЗ и 223-ФЗ, приведем примеры.

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим (44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Запрет иностранных товаров по 44-ФЗ

По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:

  • машиностроения (Постановление от 14.07.2014 № 656);
  • легкой промышленности и услуг по ее прокату (Постановление от 11.08.2014 № 791);
  • мебельной и деревообрабатывающей промышленности (Постановление от 05.09.2017 № 1072),
  • объектов оборонного значения (Постановление от 14.01.2017 № 9);
  • программного обеспечения (Постановление от 16.11.2015 № 1236).

Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Ограничения иностранных товаров по 44-ФЗ

Ограничения устанавливаются на допуск:

  • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
  • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
  • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).

При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей - 15% = 68 тыс. рублей.

Условия допуска (преференции) по 44-ФЗ

Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования(льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. - 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.

Национальный режим по 223-ФЗ

Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 .

В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.

Национальный режим в госзакупках - что это такое? К чему национальный режим закупок обязывает заказчика, и какие последствия он будет иметь для участника закупок? На эти вопросы отвечают эксперты Кредитно-Страхового агентства.

Обратимся сначала к статье 14 закона № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», раскрывающей понятие национального режима и порядок его применения. Итак, в законе говорится следующее:

1. При осуществлении государственными или муниципальными заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым или оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим.

2. В целях защиты внутреннего рынка, развития экономики, поддержки отечественных товаропроизводителей, обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительство России устанавливает запреты и ограничения на поставку импортных товаров, выполнение работ и оказание услуг иностранными лицами.

3. Перечень товаров, работ или услуг, для которых устанавливается национальный режим, определяется Правительством.

4. Нормативными актами Правительства могут быть предусмотрены обстоятельства, допускающие неприменение предусмотренных законом ограничений или запретов. В этом случае заказчик обязан разместить в ЕИС обоснование невозможности их соблюдения.

Более подробно, порядок применения национального режима в госзакупках раскрывается в Приказе Министерства экономического развития от 25 марта 2014г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказом Минэкономразвития, в частности, предусмотрено введение преференций для продукции, произведенной в России или странах Евразийского экономического союза, в размере 15 процентов от цены контракта. Это означает, что при определении победителя, к предложенной в заявках цене применяется 15-процентный понижающий коэффициент.

Как это будет применено на практике? Предположим, что в закупке принимают участие два поставщика. При этом один из поставщиков предлагает товар, произведенный за пределами ЕАЭС, но не подпадающий под запрет. Для победы в закупке этому поставщику придется предложить цену, на 15 процентов ниже, чем у второго поставщика, предлагающего продукцию отечественного производства. Такие правила действуют для процедур, не предполагающих проведение торгов.

Если же закупка осуществляется путем проведения торгов, то в этом случае действует правило, по которому контракт с победителем, предложившим товары иностранного производства, заключается по цене, сниженной на 15 процентов от цены, предложенной в ходе торгов.

Аналогичный порядок предоставления преференций для отечественной продукции предусмотрен и в закупках госкомпаний, проводимых в соответствии с законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В этом случае закупки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Так что же такое национальный режим в закупках? Теперь мы можем ответить на этот вопрос.

Национальный режим - это комплекс мер, устанавливаемых Правительством во взаимодействии с ответственным органом исполнительной власти (Министерство финансов, ранее Министерство экономического развития), направленный на поддержание интересов государства, мотивацию внутреннего рынка и предоставление преимуществ отечественным производителем. Национальный режим реализуется путем введения запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров и создания благоприятных условий для допуска на рынок российских аналогов.

Все сказанное выше можно описать одним термином - импортозамещение. Он имеет ту же смысловую нагрузку, как и термин «национальный режим».

Рассмотрим кратко, на какие товары, работы и услуги действуют запреты и ограничения в рамках национального режима закупок.

Запреты на закупки иностранных товаров

В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

1. Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств

При закупке некоторых медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, действует запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили, по крайней мере, два предложения о поставке такой продукции. Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, получается, что заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд" установлен полный запрет на закупки товаров легкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:

Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные;

Ковры и ковровые изделия;

Канаты, веревки, шпагат и сети;

Кожа и изделия из неё, меха;

Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары;

Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные;

Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь;

Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки;

Твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины;

Изделия пластмассовые прочие;

Услуги по прокату бытовых бельевых изделий;

Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви;

Необходимо учитывать, что указанный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.

3. Запрет на закупки товаров машиностроения

Запрет распространяется на импортные бульдозеры, автобусы, троллейбусы, вагоны, грузовики, экскаваторы, тракторы, снегоочистители и другие машины, включенные в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014г. № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Подтверждением страны происхождения продукции в данном случае является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.

4. Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства

Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013г. № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" запрещён допуск произведенной за рубежом продукции для целей национальной обороны. Это требование не распространяется на оборудование и товары, которые не производятся на территории РФ.

Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.

5. Запрет на закупки программного обеспечения

Аналогичный всеобъемлющий запрет на закупки программного обеспечения установлен Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Исключение из этого запрета возможно лишь в следующих случаях:

В реестре российского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

Программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому программному обеспечению.

6. Запрет на закупки мебель и изделий деревообрабатывающей промышленности

Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается Постановление Правительства РФ от 05.09.2017г. № 1072 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:

Она произведена на территории России или стран ЕАЭС;

Товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта;

Продукция соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ».

Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты.

Ограничения на закупки иностранных товаров

На отдельные виды товаров Правительством РФ установлены ограничения. На практике это означает, что заявки, содержащие предложения на поставку изделий иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией отечественного происхождения, соответствующей установленным характеристикам. При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции в размере 15 процентов.

1. Ограничения на поставку радиоэлектронной продукции

Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены Постановлением Правительства РФ от 29.09.2016г. № 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

В список изделий, попавших под ограничения, включены:

Фоторезисторы;

Светодиодные изделия;

Интегральные электронные схемы;

Вычислительны машины;

Электронные книги;

Запоминающие устройства;

Радиоэлектронные средства связи;

Антенны;

Видеокамеры.

2. Ограничения на закупку медицинских изделий

Ограничения установлены и при закупке ряда медицинских изделий, приведенных в Постановлении Правительства РФ от 05.02.1015г. № 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В этот список попали:

Медицинская одежда;

Санитарно-гигиеническое белье;

Реагенты;

Салфетки;

Тампоны;

Повязки.

3. Ограничения на закупку лекарственных препаратов

Введение ограничений на закупку лекарственных препаратов устанавливается Постановлением Правительства РФ от 13.11.2015г. № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из
иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в Распоряжении Правительства РФ от 23.10.2017г. № 2323-р.

Необходимо учитывать, что замена в процессе исполнения контракта российской продукции на зарубежные аналоги не допускается.

4. Ограничения на закупку продуктов питания

Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016г. № 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В перечень запрещенных к поставке продуктов входят:

Мороженая и свежая рыба;

Морепродукты;

Различные сорта мяса;

Сливочное масло, сыры, творог, молоко;

Как мы видим, перечень товаров, попадающих под запрет или ограничение достаточно широк. И этот перечень может периодически изменяться под влиянием различных экономических и политических факторов.

Что должен сделать заказчик закупки в случае применения национального режима

В случае применения национального режима при проведении закупок, заказчик обязан соответствующим образом оформить закупочную документацию. В ней должна содержаться следующая информация:

В правилах к оформлению первой части заявок должно содержаться требование о декларировании участником страны происхождения товара;

В документации необходимо прописать условия предоставления преимущества товарам российского производства или производства других государств - членов ЕАЭС;

В требованиях ко второй части заявки должно содержаться требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ст. 14 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок»;

В извещении должно содержаться указание о применении национального режима.

Как правильно составить заявку на участие в закупке с применением национального режима

В случае применения национального режима заказчик закупки обязан указать в на необходимость предоставления документов, подтверждающих соответствие участника требованиям ст. 14 закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок». При этом в документации должен быть приведен конкретный перечень подтверждающих документов. Если же в закупочной документации перечень подтверждающих документов отсутствует, то участнику достаточно подтвердить страну происхождения товара любым официальным документом, например декларацией или сертификатом соответствия. При этом в первой части заявки обязательно указывается страна происхождения каждого предлагаемого к поставке товара.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства разъясняют - применение национального режима осуществления закупок не создает дополнительных проблем для участников, а напротив, позволяет отечественным производителям получить преимущество перед компаниями, торгующими импортными товарами. Главное - не допускать ошибок при подготовке заявки. Будьте внимательны, удачных Вам закупок!

Кредитно-Страховое агентство - банковские гарантии и кредиты
для участников Госзакупок!

В настоящее время огромное количество иностранных производителей стремятся выйти на российский рынок. По своей инвестиционной привлекательности Россия занимает одну из лидирующих позиций в рейтинге стран. Экономика Российской Федерации открыта международным инвестициям и предложениям. При этом Россия как страна, которая в первую очередь защищает своих граждан и интересы отечественного производителя, ввела ряд определённых ограничений по импорту товаров и услуг иностранного происхождения. Особенно строго регламентировано законом участие в государственных закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд отдельных товаров и услуг, происходящих из других государств. С целью обеспечения безопасности страны и поддержания её оборонной способности, для защиты основ конституционного строя, для стимулирования развития внутреннего рынка и поддержания национальной экономики и российских товаропроизводителей был разработан и внедрён так называемый национальный режим проведения государственных закупок. В рамках данного режима постановлениями Правительства РФ регулируются правила допуска иностранных товаров к госзаказам по обеспечению государственных и муниципальных нужд или их полный запрет в отдельных отраслях экономики. Если предприниматель хочет стать участником государственной закупки с привлечением иностранного товара, он должен подробно изучить все условия допуска таких товаров, знать свои возможности и имеющиеся ограничения. Это позволит избежать неприятных ситуаций и возможных финансовых потерь. Положения, раскрывающие суть данного национального режима и его особенности прописаны в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в отдельных постановлениях Правительства РФ.

На первый взгляд может показаться, что национальный режим подразумевает сплошные ограничения на производящиеся в других государствах товары в рамках системы госзаказов. Многие в этом убеждены и предпочитают свернуть с намеченного пути. Но целеустремлённые предприниматели видят в постановлениях Правительства и в отдельных нормативных актах правовые решения по выходу из ограничительных ситуаций.

Так, отдельными Постановлениями Правительства РФ введены строгие ограничения по допуску товаров, работ, услуг иностранного происхождения для нужд обороны страны и безопасности государства (Постановление Правительства от 14 января 2017 г. № 9), в отношении программного обеспечения (Постановление Правительства от 16 ноября 2015 г. № 1236), товаров лёгкой промышленности и услуг по их прокату (Постановление Правительства от 11 августа 2014 г. № 791), а также отдельных видов товаров машиностроения (Постановление Правительства от 14 июля 2014 г. № 656). Однако, не все проинформированы о том, что если Заказчику госзаказа удастся обосновать невозможность применения того или иного запрета, то в отдельных случаях, предусмотренных соответствующими Постановлениями Правительства, подобные товары, услуги и работы могут быть допущены к закупке. Это в очередной раз доказывает тот факт, что для успешного решения каждого конкретного случая необходим индивидуальный подход и грамотное юридическое сопровождение.

Также в закупках для государственных и муниципальных нужд ограничения по допуску некоторых видов товаров, работ, услуг иностранного происхождения устанавливаются определёнными нормативными актами, которые, в свою очередь, также оговаривают и условия возможности допуска таких товаров.

К примеру, с 30 сентября 2016 г. для обеспечения государственных нужд ограничен допуск отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств. Перечень этой продукции содержится в приложении к Постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 (например, портативные компьютеры, принтеры, интегральные микросхемы, машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных и прочее). Ограничения устанавливаются и в отношении отдельных видов пищевых продуктов (Постановление Правительства от 22 августа 2016 г. № 832), лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление Правительства от 30 ноября 2015 г. N 1289) и отдельных видов медицинских изделий (Постановление Правительства от 5 февраля 2015 г. N 102). В большинстве случаев, если в заявках указан товар иностранного происхождения, в отношении которого установлен данный запрет или введены ограничения, то данная заявка будет отклонена Заказчиком. Однако, участники должны знать и помнить и об определённых возможностях допуска товаров данной категории. А именно:

Специальный инвестиционный проект;

Соответствие требованиям Постановления Правительства РФ № 719 «О продукции не имеющей аналогов, произведенных в РФ»;

Статус продукции РФ, присвоенный Минпромторгом;

Предоставление таможенным органом страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1;

Проведение закупки для обеспечения государственных нужд на территории иностранного государства.

В любой из представленных выше ситуаций иностранный товар может быть допущен к госзаказу. Также допускается поставка иностранных товаров, произведённых в странах-членах ЕАЭС, и им предоставляется особая преференция в отношении цены контракта в размере 15%. Порядок её предоставления зависит от способа осуществления закупки и предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

Стоит обратить внимание участников государственных закупок на тот факт, что даже если удастся добиться разрешения допуска заявки с предложением поставки иностранного товара, то при осуществлении закупок товаров, работ, услуг будет установлен приоритет продукции российского производства. И выбор Исполнителя контракта будет осуществлён путём проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки. Под исключение попадают только закупки у единственного поставщика.

Приоритет товаров отечественного производителя может выражаться в следующих формах:

При закупке на конкурсе заявки с товаром отечественного производства оцениваются и сопоставляются с другими за вычетом 15 % от указанной в них цены.

При закупке на аукционе, если победила заявка с товарами, происходящими из иностранного государства, то договор с победителем оформляется за вычетом 15 % от победившей цены.

При закупке на аукционе на право заключить договор (Участник платит Заказчику), когда победила заявка с товарами, происходящими из другого государства, договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 15 % от победившей цены.

Таким образом, участникам тендеров по государственным и муниципальным нуждам, товары, работы и услуги которого имеют иностранное происхождение, до участия в закупке следует первоначально проверить возможность допуска его заявки для участия в соответствующей закупке. И при обнаружении полного запрета либо частичных ограничений допуска подобной продукции, детально перепроверить имеющиеся постановления и нормативные акты на предмет правовых возможностей допуска к госзаказу. Приложив дополнительные усилия по изысканию таких возможностей, участник выиграет гораздо больше.

В отличие от давно действующих ограничениях для иностранных поставщиков в контрактной системе, в закупках по 223-ФЗ новые правила появились лишь в начале этого года, до этого не было никаких ограничений. С 1 января 2017 года вступило в силу Постановление №925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». Постановление не содержит перечней отдельных товаров, работ или услуг, закупкой которых ограничивалась бы сфера его регулирования. Такой предельно широкий круг действия отчасти компенсируется тем, что норма ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ была исполнена буквально, и Правительство установило не запретительные, а именно преференциальные меры поддержки отечественных поставщиков. Постановлением № 925 установлены преференции именно для российских производителей, на поставщиков же ЕАЭС аналогичные преимущества не распространяются. При выработке механизмов поддержки отечественных производителей была введена лишь 15-% ценовая преференция, т.о. иностранный поставщик может участвовать в любых торгах, но для победы должен быть готов существенно уступить в цене.

Важно отметить, что ФАС РФ видит огромную пользу для российского рынка в присутствии на нем поставщиков иностранного происхождения. И заключается она не только и не столько в расширении предложения для потребителей, но, в первую очередь, в том, что это единственный серьезный стимул для развития отечественных компаний. Для того чтобы российские поставщики росли и были конкурентоспособными на международном рынке, в конкурентной борьбе на внутреннем рынке обязательно должна сохраняться конкуренция с иностранными компаниями. Рынок госзакупок и закупок госкомпаний не исключение отметил эксперт ФАС РФ.

Актуальные торги

Наименование и номер

Заказчик

Прием заявок

Цена, руб.

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Прием заявок:

до 12.09.2019 г., 14:00

Цена не указана

Москва Город

Другие новости

Эксперты ЭТП ГПБ приняли участие в «II неделе контрактных отношений и закупок» в Ульяновске.

Минсельхоз подготовил поправки в закон для контроля качества закупаемого продовольствия

В России могут ввести обязательное лабораторное исследование продуктов питания при госзакупках

Госкомпании не будут учитывать закупку строительства морских судов при расчете годового объема закупок у МСП

Объем госзакупок в сфере информационной безопасности в первом полугодии 2019 г. снизился

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ГРАЖДАНСКИЙ РЫНОК ЗАКУПОК

От 16 ноября 2015 года, в соответствии с которым государственным структурам запрещено закупать иностранное ПО при наличии российского аналога. Новость об этом появилась 20 ноября 2015 г. и прошла по новостным ресурсам; зачастую - со сгущением красок.

В реальности постановление преследует следующие задачи. Цитата: «Цель документа - защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, поддержка российских организаций, осуществляющих деятельность в области ИТ, учитывая в том числе ограничения на использование иностранного программного обеспечения отдельными российскими организациями, установленные рядом иностранных правообладателей в связи с введенными США и некоторыми другими странами санкциями».

Постановление издано во исполнение положений принятого летом закона №188-ФЗ (от 29 июня 2015 г), которым предусматривается создание Реестра российского ПО. В частности, постановление утверждает правила формирования и ведения этого Реестра.

Оба нормативных документа приняты в рамках реализуемой программы импортозамещения ПО, разработанной Минкомсвязи. Поэтому вначале давайте подробнее остановимся на уже принятых документах, а потом поговорим о концепции в целом. И начать логичнее с закона.

Закон №188 о Реестре российского ПО

Вносит нормы о Реестре российского ПО в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 2006 г. и «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон состоит всего из трех статей.

Целями создания Реестра указаны:

  • расширение использования российских программ для ЭВМ и баз данных
  • подтверждение происхождения российских программ
  • оказание правообладателям таких программ государственной поддержки

Нормы, касающиеся создания и ведения Реестра, а также другие текущие вопросы (назначение ответственного за ведение Реестра и разработку нормативных документов госоргана и др.) в законе не указаны и должны быть введены постановлением правительства.

В законе сформулированы основные требования к российскому ПО:

  1. Исключительное право на программу для электронных вычислительных машин или базу данных на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права принадлежит одному либо нескольким из следующих лиц (правообладателей):
    1. Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию;
    2. российской некоммерческой организации, высший орган управления которой формируется прямо и (или) косвенно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и (или) гражданами Российской Федерации и решения которой иностранное лицо не имеет возможности определять в силу особенностей отношений между таким иностранным лицом и российской некоммерческой организацией;
    3. российской коммерческой организации, в которой суммарная доля прямого и (или) косвенного участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, российских некоммерческих организаций, указанных в подпункте «b» настоящего пункта, граждан Российской Федерации составляет более пятидесяти процентов;
    4. гражданину Российской Федерации;
  2. Программа для электронных вычислительных машин или база данных правомерно введена в гражданский оборот на территории Российской Федерации, экземпляры программы для электронных вычислительных машин или базы данных либо права использования программы для электронных вычислительных машин или базы данных свободно реализуются на всей территории Российской Федерации;
  3. Общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг в связи с разработкой, адаптацией и модификацией программы для электронных вычислительных машин или базы данных и для разработки, адаптации и модификации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, в пользу иностранных юридических лиц и (или) физических лиц, контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских коммерческих организаций и (или) российских некоммерческих организаций составляет менее тридцати процентов от выручки правообладателя (правообладателей) программы для электронных вычислительных машин или базы данных от реализации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, включая предоставление прав использования, независимо от вида договора за календарный год;
  4. Сведения о программе для электронных вычислительных машин или базе данных не составляют государственную тайну, и программа для электронных вычислительных машин или база данных не содержит сведений, составляющих государственную тайну.

Этим же законом №188 в закон «О контрактной системе…» вносятся дополнения (ч. 3 ст. 14), суть которых в том, что устанавливается запрет на допуск товаров, работ и услуг, происходящих из иностранных государств и/или оказываемых иностранными лицами. Применять их можно только в виде исключения, для этого требуется писать специальное обоснование и размещать его вместе с госзаказом.

В законе указаны цели введения запрета. Цитата: «В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок».

Постановление №1236 от 16 ноября 2015 года

Постановление №1236 принято для урегулирование вопросов, переданных в ведение Правительства законом №188. Интересно, что принято оно 16 ноября, а положения закона вступают в силу с 1 января 2016 года, т. е. осталось всего полтора месяца.

В Постановлении подтверждается запрет на приобретение иностранного ПО или прав на его использование при совершении закупок в интересах государственных структур. Но более подробно говорится об исключениях - случаях, когда можно использовать зарубежное ПО. Их два:

  • в Реестре нет ПО с нужной функциональностью («ПО того же класса»)
  • ПО, содержащееся в Реестре, по функциональным, техническим и/или эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика

Классы ПО устанавливаются в Реестре, и ПО должно быть сгруппировано по функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам для облегчения поиска и сравнения.

Уполномоченным органом (он разрабатывает все нормативные документы, а также отвечает за ведение Реестра или назначает оператора Реестра) назначено Министерство связи и массовых коммуникаций. Оно должно утвердить (за 2 месяца) классификатор программ и БД (где указываются характеристики ПО), правила его применения, положения об экспертном совете (состав совета - до 31 декабря), дать предложения (совместно с другими заинтересованными лицами) по общим правилам определения требований к закупаемому ПО и связанным с этим услугам, а также в 6-месячный срок разработать схему, в соответствии с которой на ПО из Евразийского союза будет распространяться режим российского ПО. А главное - обеспечить запуск Реестра с 1 января 2016 года.

Также Постановлением утверждается текст правил формирования Реестра (в нем и расписана процедура подачи и рассмотрения заявки на включение ПО в Реестр российского ПО) и порядок подготовки обоснования для использования зарубежного ПО. Последний называется вполне в российском бюрократическом стиле: «правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения…» (посчитайте, сколько существительных подряд! И это еще не конец фразы).

Таким образом, постановление носит технический характер и издано в соответствии с требованиями закона №188.

Стратегия импортозамещения

Оба документа приняты в рамках существующего у Минкомсвязи плана импортозамещения, который был представлен главе правительства в апреле 2015 г.

Минкомсвязи от 01.04.2015 утвержден . Сам план содержит целевые показатели соотношения использования российских и зарубежных программных продуктов и сервисов к определенным датам (2020 г., 2025 г.) и рассчитан на 10 лет - 2015-2025 гг.

Документ включает в себя три направления: предоставление преференций отечественной ИТ-продукции при госзакупках; коллективная разработка клиентских и мобильных операционных систем; господдержка отечественных производителей ПО для промышленности, ТЭК, строительства и других отраслей. Рассмотрим их более подробно.

  • Отрасли, где в России есть конкурентоспособные продукты хорошего уровня, которым, однако, все равно были бы полезны преференции при осуществлении госзакупок. Сюда отнесены, в частности, антивирусы и программы по информационной безопасности. Уже на сегодняшний день доля импорта ПО этих типов - около 60%. Сюда же отнесено ПО для бизнеса (ERP, CRM, электронный документооборот, управление проектами) и корпоративные интернет-сервисы (базовые - электронная почта, работа с файлами, браузер, мессенджеры), где у российских разработчиков есть достаточно хорошие позиции.
  • Отрасли, где конкурентоспособного ПО сегодня нет. Это клиентские и мобильные операционные системы, серверные ОС, пользовательское офисное ПО, системы управления базами данных, средства управления облачной инфраструктурой и виртуализацией. На сегодня доля импорта по этим направлениями - 95% и выше. Поскольку процесс самостоятельного создания конкурентоспособных продуктов на этом направлении крайне сложен, Минкомсвязь предлагает путь коллективной разработки, который будет координировать еще одна отраслевая некоммерческая организация.
  • Отраслевое ПО, необходимое в нишевых сценариях для различных отраслей экономики (промышленность, здравоохранение, строительство и пр.). Сегодня в зависимости от направления доля импорта в них составляет от 70% до 95%.

Ради каких целей создается маркировка российского ПО

Итак, формальные требования к российскому ПО и его владельцам изложены в законе. Но какими целями руководствовалось государство при их формулировании? То есть зачем это все?

Одна из главных целей - обеспечить свой контроль над разработчиком. Опыт введения санкций показал, насколько легко другое государство может развалить ИТ-инфраструктуру, запретив производителям ПО из своей юрисдикции работать с российскими заказчиками. Катастрофические последствия такой ситуации понять легко и просто.

Поэтому если ПО работает в госструктурах, то его разработчик должен работать в соответствии с российским законодательством и в российской юрисдикции. Более 50% такого предприятия-разработчика должны принадлежать российским физическим или юридическим лицам, что призвано гарантировать стабильность работы и независимость от внешнего контроля, будь то контроль иностранного государства или частной корпорации. Кстати, это не единственный аргумент, есть и другие. Например, большинство зарубежного ПО (включая условия лицензий) разрабатывается в соответствии с требованиями западного, чаще - англосаксонского законодательства, которое существенно отличается от российского. Иногда требования лицензий зарубежного корпоративного ПО противоречат требованиям российского законодательства. А разбирательства должны проводиться в британских или американских судах.

Второй, не менее важный фактор - экономический. Российское предприятие платит налоги, зарплаты и пр. тоже в России. Таким образом, средства от покупки ПО государственными органами остаются в экономике России, а не уходят за рубеж. С той же целью установлено и следующее требование о том, что общие отчисления за рубеж не могут превышать 30%. Причем здесь будут, судя по всему, учитываться не только затраты на приобретение прав на продукты, технологии, алгоритмы и пр., но и прямые затраты на разработчиков, т. е. «офшорное программирование» тоже не подходит. Большая часть цикла разработки ПО должна максимально осуществляться внутри страны.

Наконец, российское ПО должно присутствовать на рынке, т. е. свободно продаваться, а специализированные продукты для госнужд выведены из-под действия этой схемы и не подлежат внесению в Реестр. Зачем это сделано? На мой взгляд, одна из причин этого требования - повышение эффективности. ПО, которое предлагается на открытом конкурентном рынке, имеет совершенно другой уровень функциональности, стабильности и удобства работы, а также имеет другой механизм ценообразования. То есть при правильной работе должен гарантироваться приемлемый уровень функциональности, качества и удобства работы, а также адекватное ценобразование.

Некоторые заблуждения об импортозамещении

Новая схема законодательного регулирования вызвала, скажем так, противоречивую реакцию в обществе. Особенно у «свободных художников», которые привыкли к свободе и отсутствию ограничений, поэтому любую попытку регулирования (особенно связанную с запретом чего-нибудь) воспринимают в штыки.

Для начала, нужно отдавать себе отчет - Реестр и связанные с ним требования работают только в отношении госзакупок, т. е. в случаях, когда ПО приобретается для государственных нужд. Впрочем, сейчас об импортозамещении думает не только государство. Санкции, из-за которых зарубежные производители (в основном американские) могут в любой момент «отключить» российских клиентов, а также девальвация рубля, из-за которой резко подорожала в рублях стоимость иностранного ПО и его поддержки, заставляют и частные российские компании активнее искать подходящее российское ПО: во-первых, нет таких валютных и политических рисков, во-вторых, с местным разработчиком всегда проще договориться. Остаются вопросы с надежностью, квалификацией и пр., но это уже как раз индивидуальные случаи.

Далее - да, мне тоже кажется, что практически все профессиональное ПО обладает некоторой уникальной функциональностью, сгруппировать которую будет сложновато. Однако в большом количестве случаев государственным органам необходимы простые решения типа текстового редактора или электронных таблиц. Разница в их функциональности невелика, и возможно использование любых решений. А вот другие соображения (в том числе взаимодействие с разработчиком и др.) играют по-прежнему важную роль.

В интернете полно саркастических предложений «импортозаместить Photoshop». Но! Во-первых, раздутая репутация именно этого пакета часто приводит к тому, что его требуют ставить даже в тех случаях, когда необходимо всего-то изменить размер изображения. Во-вторых, потребности в профессиональных узкоспециализированных пакетах в государственных органах сильно преувеличены. Тем более, что для таких случаев специально предусмотрен механизм исключений. Если аналогов действительно нет либо необходим именно тот или иной пакет, всегда можно составить обоснование, но теперь появляется возможность и механизм его оспорить.

Этот последний пример я привел специально, чтобы показать, что очень часто люди склонны сводить сложную и многогранную ситуацию к своему небольшому опыту, а дальше расширять этот свой опыт до масштабов страны или даже планеты. На этой неправильной логике основаны многие заблуждения.

И битва за СПО

Интересно, что первоначально в качестве одного из вариантов импортозамещения рассматривалось более широкое использование свободного программного обеспечения (СПО). Но в финальном варианте его не оказалось. Потому что у СПО есть как свои плюсы, так и свои весомые минусы.

Во-первых, СПО также распространяется на условиях определенной лицензии. То, что лицензия не предусматривает оплаты, не всегда означает, что использовать это ПО можно как угодно.

Во-вторых, для крупных проектов, ориентированных на широкий круг пользователей, решающее значение имеет качество технической поддержки, т. к. от сбоев, ошибок и пр. можно потерять куда больше денег, чем сэкономили на покупке. И вот тут у СПО возникает много проблем.

В-третьих, очень многое для корректной работы необходимо «дорабатывать напильником», причем объем доработок крайне велик.

В результате все равно получается отдельный большой и сложный проект. В основе его может лежать СПО (как в проектах «российских линуксов»), а может что-то другое. Но уже нет принципиальной разницы между ними.

В общем, отдельный статус для СПО не был прописан, и такое ПО не имеет особого преимущественного положения по сравнению с другими решениями.

Проблемы, недоработки, решения

Конечно, к новой системе, которая еще толком не заработала, есть много вопросов.

В основном обсуждаются, как обычно, способы обойти запрет. Кстати говоря, судя по весенним обсуждениям, многие из предложенных тогда способов обхода (основанных на предварительных формулировках закона) государство прикрыло. Например, много говорили о том, что можно создать «российскую прокладку», на которую будут переводиться права и… Но закон требует, чтобы права принадлежали на территории всего мира, а не только РФ, что делает такой «промежуточный» способ неработоспособным. В принципе, то же можно сказать о большинстве предложенных тогда «обходных» вариантов.

Можно включить западный продукт в состав отечественного (о такой ситуации радостно под девизом «найден механизм, как обойти запрет»), но выплаты за его использование не должны превышать 30% от общей выручки, что сильно ограничивает возможности - грубо говоря, без серьезного российского прибавочного продукта такое решение не должно быть интересным. Либо - искусственно завышать на 70% цену «российского» продукта, чтобы полная оплата за иностранный составляла не более 30%. Но на конкурентном рынке такое завышение невозможно, а во всех остальных случаях этим должны заниматься компетентные органы.

Есть варианты, при которых механизм не будет работать, а в перспективе может еще и принести вред. Например, возможен вариант, что российское юрлицо приобретает права на тот или иной программный продукт для дальнейшей продажи его государственным органам (либо его разрабатывают за рубежом по заказу российской компании). Но обязательства по поддержке при этом несет иностранный разработчик, и в случае отказа от осуществления поддержки сложное и дорогое ПО может оказаться бесполезным.

Наконец, есть и момент полноты оценки. Указанных в Реестре параметров вряд ли хватит для всесторонней оценки нужного ПО. А значит - пригодится аналитическая служба (своя или внешняя), а также хорошо бы иметь и тестовую лабораторию. В корпоративной сфере «внешние» и открытые исследования крайне не поощряются, а возникающие проблемы все предпочитаю решать в «узком кругу» между заказчиком и разработчиком, с минимальным выходом информации наружу. Это хорошо с точки зрения репутации бизнеса, но зачастую приводит к серьезным потерям просто из-за отсутствия информации - каждому приходится пройти длинный путь по выявлению и правильной диагностике проблемы, который для компании может стоить немалых денег.

Власть против бизнеса. Или за?

И власти, и бизнес сходятся в понимании, что единомоментный переход на российские решения по всем направлениям не нужен и опасен - много где уровень функциональности и качества еще не тот, а где-то нормальных российских решений вообще нет. Развивать свое ПО нужно постепенно, но уверенно, и поддержка государства должна стать хорошим подспорьем для частных компаний.

Представители бизнеса жалуются, что западные корпорации обладают гораздо большими возможностями по маркетингу и могут в течение длительного времени сидеть без прибыли ради захвата рынка. Российские компании не могут себе позволить такую тактику, т. к. не имеют доходов с других рынков, да и в России не имеют достаточного запаса оборотных средств.

При этом позиция многих представителей бизнеса состоит в том, что массированные проектные инвестиции - не лучший способ развития; часто в результате таких «проектов» получаются нежизнеспособные продукты. Лучше создавать и поощрять спрос на внутреннем рынке, тогда конкурентные условия позволят выявить лучшие продукты. А также - что государство должно активно продвигать российские решения за рубежом (об этом говорится, например, в ). Правда, пока отрасль просит не вливать деньги, а обеспечивать внутренний спрос и возможности для развития, государство опять планирует выделять деньги на некие «спецпроекты», заниматься этим должен ОАО «Росинфокоминвест». Плюс странная схема с «совместной разработкой ПО», которую будет координировать некая специально создаваемая государством АНО… В общем, на уровне практических решений пока не все ясно.

С другой стороны, проблема может оказаться в самих производителях «российского» ПО, которые в промежутках очень охотно рассказывают рынку, что они не российские, а «международные компании», открывают центры разработки за рубежом, переводят в другие страны штаб-квартиры, центры финансовых операций, а иногда и руководство. Российские юрлица очень часто принадлежат зарубежным компаниям из офшоров, а далее следы теряются ©.

Конечно, у такого поведения есть и объективные основания. Российский рынок все же относительно мал, и более-менее крупные компании вынуждены выходить на мировой уровень, а там появляются более выгодные юрисдикции, более выгодные страны для организации ферм разработчиков и т. д. Но…

Наконец, последняя проблема: а хватит ли квалифицированных специалистов? Тем более, что конкуренция за них на мировом уровне очень высока, а российские компании сейчас не в состоянии предложить лучшие условия для рынка - состояние экономики не то.

В результате…

Созданная система только начинает работать, и судя по всему, проблем у нее впереди будет еще много. Тем не менее, на мой взгляд, она задает правильное направление развития. Государство возвращает себе активную роль, начинает планировать развитие отрасли, причем выступая в качестве не только регулятора, но и одного из участников рынка. То есть старая позиция правительства «рынок сам все отрегулирует, а государству нужно отойти в сторону» постепенно уходит в прошлое. И это хорошо.

Ограничение закупок с помощью «реестров» - скорее всего, не очень действенная мера. Хотя принцип взят правильный: российским должно считаться то ПО, которое делается в России российскими компаниями и с продаж которого налоги платятся в России. Должны быть льготы своему производителю, хотя меры к дестимулированию покупки зарубежного ПО все же лучше делать экономическими. Впрочем, государство, как закупщик ПО, вправе ставить любые удобные ему требования. Ибо странности и глупости правил закупки, существующих у крупнейших мировых корпораций, ему еще долго переплюнуть не удастся.

Если говорить о моем личном мнении, то мне кажется, что эта инициатива государства (как и многие другие) верная и двигает рынок в нужном направлении. Другой вопрос, что даже хороший набор правил не гарантирует успеха всего проекта - ведь очень многое зависит от конкретных людей, ответственных за исполнение, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. А вот тут все довольно грустно: например, только что ОНФ представил лично президенту доклад о колоссальной неэффективности создаваемых последние десять лет Особых экономических зон (ОЭЗ). Набирает обороты скандал с технопарком «Университетский» и т. д. То есть без личного вмешательства опять ничего не работает. Впрочем, некоторые ОЭЗ построены и успешно функционируют, и тоже в первую очередь благодаря энергии и личным качествам людей, которые занимались их обустройством.

P. S. Сбербанк перехода c Oracle и MS SQL на PostgreSQL для ряда систем.



 

Возможно, будет полезно почитать: