Как происходить освидетельствование на алкоголь. Регламент гибдд об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения

Медицинское освидетельствование – это определение степени алкогольного опьянения в соответствии с законодательством в сфере здравоохранения, регламентирующим данные вопросы. Чаще всего о нем говорят по отношению к водителям.

Различают два вида освидетельствования на алкогольное опьянение: медицинское и «полицейское» . Названия очень говорящие – понятно, кто именно проводит эту процедуру в том или ином случае.

Направить в центр медицинского освидетельствования может должностное лицо, отвечающее за безопасность на дороге, а также без предварительного освидетельствования, но само заключение выдают именно медики.

Но обо всем по порядку – по порядку проведения медицинского освидетельствования, принятому приказом Министерства здравоохранения №308 от 14 июля 2003 года. .

Особенности процедуры освидетельствования на опьянение

Направление в медицинское учреждение на прохождение соответствующего освидетельствования водителя производится должностным лицом, следящим за безопасностью дорожного движения – сотрудником ГАИ или ВАИ. Водитель незамедлительно отстраняется от права управления автомобилей .

При этом должны присутствовать двое понятых, следящих, как составляется протокол (специальная форма разработана совместно МВД и Минздравом), экземпляр которого вручается автолюбителю, заподозренному в нарушении правила «за руль – только трезвым».

Понятых может и не быть , если весь процесс общения гаишника и водителя запечатлевает видеокамера. Такое положение введено с 15 ноября 2014 года.

Поводом для решения о проведении медицинского освидетельствования может стать :

  • отказ водителя от проверки уровня алкоголя крови на месте – от ;
  • отсутствия согласия со стороны водителя с результатами проведенного освидетельствования и отказ подписывать протокол;
  • Несмотря на отрицательное заключение проверки, весомые поводы подозревать употребление горячительных напитков или наркотических веществ.

При таких ситуациях сотрудники соответствующих органов правопорядка устанавливают личность участника дорожного движения, фиксируют в сопровождающих документах результаты проведенной экспертизы на месте или факт отказа от нее, и направляют его для дальнейшего освидетельствования .

Даже отсутствие документов не помешает идентификации личности, ведь сотрудник ДПС может «пробить» владельца автомобиля по номерным знакам. Просто он внесет в протокол тот способ, которым он уточнил личность водителя.

Существует несколько требований к учреждению, в котором можно проводить такую процедуру. В первую очередь это должно быть медицинское учреждение , имеющее соответствующую лицензию. Не любая больница или поликлиника, а именно та организация, которая имеет разрешение на предоставление таких услуг, как освидетельствование.

Не обязательно водителя доставят в ближайшую больницу, соответствующую требованиям Минздрава, ведь процедура проверки наличия алкоголя в организме может проводиться и в передвижных медпунктах, оборудованных специально для этих целей. Это – не машина «скорой», а полноценная мобильная лаборатория.

Специалист, проводящий освидетельствование, должен быть врачом наркологом , либо получить соответствующую подготовку, например, фельдшер в сельской местности легко заменит в этой процедуре нарколога, но в любом случае участие врача обязательно, а роль медсестры заключается в помощи специалисту в медосвидетельствовании.

Медицинский работник использует приборы для определения паров алкоголя в выдыхаемом воздухе , клинические испытания для выявления опьянения по поведению и самочувствию или лабораторные исследования биоматериалов на выявление наркотических и других веществ в крови или в моче.

По итогам проверки и проведения исследований составляется акт медосвидетельствования, заверенный подписью врача и печатью учреждения, в трех экземплярах, которые распределяются следующим образом :

  • первый вручается водителю;
  • второй остается в медицинском учреждении;
  • третий передается должностному лицу, доставившему автовладельца на процедуру.

Дополнительно данные о проведенной процедуре и ее результатах вносятся в специальный журнал, который ведется в медучреждении. В качестве заключения сотрудник медицинской организации вписывает вердикт: алкогольное опьянение установлено или не установлено.

По сути на вас заведут специальную карту с результатами медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, в которой отразят значения, полученные в ходе каждого проведенного исследования.

Плохой результат: что делать

Медицинское освидетельствование доказало употребление спиртных напитков или иных одурманивающих веществ – что происходит потом?

Если и инспектор, и врач допустили ошибку, то нужно немедленно после завершения процедуры ехать в независимое платное медучреждение на повторное врачебное освидетельствование. Заключение этой экспертизы в форме акта необходимо предъявить на разбирательствах в суде . А выиграть дело и вернуть права, если вы не брали ни капли в рот, помогут опытные автоюристы, специализирующиеся на таких делах. Главное, чтобы хоть один документ зафиксировал факт вашей трезвости.

Транспортное средство, принадлежащее нетрезвому водителю будет задержано и отправлено на спецстоянку. Владелец будет оповещен о возможности его возврата и порядке хранения, ему также вручат протокол о задержании авто и о возбуждении административного дела.

Для того, чтобы вернуть свое средство передвижения понадобится уплатить штраф в размере максимально предусмотренного наказания по данному правонарушению – 30 000 рублей. Дополнительно придется оплатить услуги эвакуатора и счета за хранение авто на штраф-стоянке. Только после этого машину можно забрать.

Но это еще не самое суровое наказание, которое ожидает пьяного водителя. Одновременно с необходимостью уплатить штраф в качестве залога за машину, автолюбитель, решивший сесть за руль подшофе, будет и его удостоверение на право управления ТС будет изъято. Срок лишения прав может достигать 1,5-2 лет .

В случаях, когда нетрезвый водитель вовсе не имеет прав, вместо этого ему грозит от 10 до 15 суток ареста, штраф в сумме до 30 000 рублей и задержание автомобиля на специальной штрафной стоянке.

На руках у водителя, по собственной глупости оказавшегося пешком, остается несколько документов, свидетельствующих о произошедшем: протокол отстранения от управления авто , акт освидетельствования на месте или сразу акт медосвидетельствования, протокол о заведении административного дела о правонарушении, а также протокол о задержании транспортного средства.

Зато он останется временно без машины и водительских прав, а впоследствии должен будет еще и потратиться на штраф и уплату за услуги спецстоянки . Не очень впечатляющий обмен, не правда ли? Лучше вообще не попадать в такую ситуацию и никогда не употреблять спиртное перед тем, как садиться за руль.

В соответствии со статьями 14 и 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1403, 1425; N 14, ст. 2018; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397) приказываю:

1. Утвердить:

Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 1;

форму Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 2;

форму журнала регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению N 3.

2. Признать утратившими силу:

приложения N 1-6, 9 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2003 г., регистрационный N 4913);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 сентября 2004 г. N 115 «О внесении дополнения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября 2004 г., регистрационный N 6045);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 января 2006 г. N 1 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 февраля 2006 г., регистрационный N 7492);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 июля 2009 г. N 512н «О внесении изменений в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2009 г., регистрационный N 14566);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 85н «О внесении изменений в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2010 г., регистрационный N 16662);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 723н «О внесении изменения в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 сентября 2010 г., регистрационный N 18533);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 августа 2010 г. N 724н «О внесении изменений в Инструкцию по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 октября 2010 г., регистрационный N 18705);

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 марта 2014 г. N 98н «О внесении изменения в приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2014 г., регистрационный N 33110).

3. Абзац третий пункта 1 и пункт 2 настоящего приказа в части признания утратившим силу приложения N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» вступают в силу с 1 июня 2016 года.

Министр В. Скворцова

Приложение N 1

Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (далее — медицинское освидетельствование).

2. Целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных 1 , одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

3. Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, соответствующих требованиям, установленным приложением N 1 к настоящему Порядку.

4. Медицинское освидетельствование включает в себя следующие осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования:

а) осмотр врачом-специалистом (фельдшером);

б) исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя;

в) определение наличия психоактивных веществ в моче;

г) исследование уровня психоактивных веществ в моче;

д) исследование уровня психоактивных веществ в крови.

Примечание: осмотр врачом-специалистом проводится врачом-психиатром-наркологом либо врачом другой специальности (при невозможности проведения осмотра врачом-специалистом осмотр проводится фельдшером), прошедшим на базе наркологической больницы или наркологического диспансера (наркологического отделения медицинской организации) подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, предусмотренной приложением N 7 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2003 г., регистрационный N 4913).

II. Основания для проведения медицинского освидетельствования

5. Медицинское освидетельствование проводится в отношении:

1) лица, которое управляет транспортным средством, — на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного в соответствии с требованиями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, а в отношении водителя транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, — также должностным лицом военной автомобильной инспекции;

2) лица, совершившего административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), — на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, составленного должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2 ;

3) лица, результат медицинского освидетельствования которого необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, — на основании направления должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях 3 ;

4) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в целях выявления состояния опьянения — на основании протокола о применении мер обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, составленного в соответствии с требованиями приложения N 6 к дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации должностным лицом воинской части, гарнизона или органа военной полиции 4 ;

5) работника, появившегося на работе с признаками опьянения, — на основании направления работодателя;

6) безработного, явившегося на перерегистрацию с признаками опьянения, — на основании направления органа службы занятости 5 ;

7) самостоятельно обратившегося совершеннолетнего гражданина, несовершеннолетнего старше возраста пятнадцати лет (в целях установления состояния алкогольного опьянения) или несовершеннолетнего, приобретшего в соответствии с законодательством Российской Федерации полную дееспособность до достижения им восемнадцатилетнего возраста, — на основании его письменного заявления 6 ;

8) несовершеннолетнего, не достигшего возраста пятнадцати лет (за исключением случая, установленного подпунктом 9 настоящего пункта, а также установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста), — на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя 6 ;

9) несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста) — на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя 6 ;

10) гражданина, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на проведение в отношении него медицинского освидетельствования, — на основании письменного заявления одного из его родителей или иного законного представителя 6 .

6. Критериями, при наличии хотя бы одного из которых имеются достаточные основания полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы и шаткость походки;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица.

III. Порядок проведения медицинского освидетельствования

7. Медицинское освидетельствование проводится при наличии у лица, в отношении которого оно проводится (далее — освидетельствуемый), документа, удостоверяющего личность, а при отсутствии такого документа — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.

Законный представитель освидетельствуемого в случае подачи им письменного заявления в соответствии с подпунктами 8 — 10 пункта 5 настоящего Порядка предъявляет документ, удостоверяющий личность. Законный представитель (кроме родителя) предъявляет также документ, подтверждающий назначение опекуном (попечителем) освидетельствуемого.

8. В процессе проведения медицинского освидетельствования его результаты вносятся в Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящему приказу (далее — Акт).

9. После указания в Акте персональных данных освидетельствуемого проведение медицинского освидетельствования во всех случаях начинается с первого исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, после которого врачом-специалистом (фельдшером) производится сбор жалоб, анамнеза и осмотр в целях выявления клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку.

10. Для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений 7 , обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе и поверенные в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

11. При проведении исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя результаты измерения концентрации абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе указываются в Акте в миллиграммах на один литр выдыхаемого воздуха на основании показаний используемого технического средства измерения.

Положительным результатом исследования выдыхаемого воздуха считается наличие абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

При положительном результате первого исследования выдыхаемого воздуха через 15-20 минут после первого исследования проводится повторное исследование выдыхаемого воздуха. Результаты первого исследования указываются в подпункте 13.1 Акта, повторного — в подпункте 13.2 Акта.

При отрицательном результате первого исследования выдыхаемого воздуха повторное исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя не проводится, о чем делается запись в подпункте 13.2 Акта.

12. При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

При медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпунктах 2-10 пункта 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя отбирается проба биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение.

13. Направление на химико-токсикологические исследования (учетная форма N 452/у-06) (далее — Направление) заполняется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544).

При этом должностным лицам, указанным в подпунктах 1-4 пункта 5 настоящего Порядка, выдается заверенная печатью медицинской организации и подписью врача-специалиста (фельдшера), проводящего медицинское освидетельствование, справка произвольной формы, в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, предусмотренные приложением N 2 к настоящему Порядку, медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Копия указанной справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю).

IV. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования

14. На основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и инструментальных и лабораторных исследований, указанных пункте 4 настоящего Порядка, выносится одно из следующих медицинских заключений о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования (далее — медицинское заключение):

1) установлено состояние опьянения;

2) состояние опьянения не установлено;

3) от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

15. Медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при положительном результате повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ.

16. Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

17. Медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2-10 пункта 5 настоящего Порядка, при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и положительных результатах повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя или при наличии не менее трех клинических признаков опьянения, предусмотренных приложением N 2 к настоящему Порядку, и обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ, аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

18. Медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствования лиц, указанных в подпунктах 2-10 пункта 5 настоящего Порядка, при отрицательном результате первого или повторного исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя и отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ.

19. Медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях:

1) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);

2) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;

3) фальсификации выдоха;

4) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение Акта прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись «от медицинского освидетельствования отказался».

20. Медицинское заключение и дата его вынесения указываются в пункте 17 Акта.

При вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» 8 .

В случае если медицинское заключение выносится по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта врачом-специалистом (фельдшером), не проводившим медицинское освидетельствование, в пункте 17 Акта указываются должность, фамилия и инициалы врача-специалиста (фельдшера), вынесшего медицинское заключение, сведения о прохождении им подготовки по вопросам проведения медицинского освидетельствования.

21. При медицинском освидетельствовании лиц, указанных подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка, в случаях обнаружения при медицинском освидетельствовании в пробе биологического объекта аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ (за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится, при этом пункт 17 Акта перечеркивается, а в пункте 14 Акта указываются наименования и концентрация новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований.

22. При наличии сведений о том, что освидетельствуемый принимает по назначению врача лекарственные препараты для медицинского применения, в том числе подтвержденных выпиской из медицинской документации, представленной освидетельствуемым (его законным представителем), указанные сведения, включая источник их получения, вносятся в пункт 15 Акта.

23. При проведении медицинского освидетельствования заполняется Акт в трех экземплярах с указанием даты медицинского освидетельствования, номера Акта, соответствующего номеру регистрации медицинского освидетельствования в журнале регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), ведение которого осуществляется по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящему приказу (далее — Журнал).

При медицинском освидетельствовании на основании направления работодателя, органа службы занятости или по личному обращению освидетельствуемого (его законного представителя) Акт заполняется в двух экземплярах.

24. При заполнении Акта и Журнала персональные данные освидетельствуемого указываются на основании документа, удостоверяющего его личность, а при отсутствии такого документа — на основании данных протокола о направлении лица на медицинское освидетельствование или письменного направления (заявления) лиц, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, что отмечается в Акте.

25. Акт может заполняться в письменной или в электронной форме.

Все пункты Акта должны заполняться разборчиво и отражать все предусмотренные пунктами Акта сведения. Записи в Акт вносятся на русском языке чернилами или шариковой ручкой синего, фиолетового или черного цвета либо 2с применением печатающих устройств.

Если проведение медицинского освидетельствования в объеме, установленном настоящим Порядком, не представляется возможным из-за состояния освидетельствуемого, в Акте указываются причины невыполнения того или иного исследования.

Незаполненные пункты Акта перечеркиваются, экземпляры Акта выдаются в соответствии с пунктом 27 настоящего Порядка.

26. Страницы Акта должны быть пронумерованы.

Каждая страница Акта подписывается врачом-специалистом (фельдшером), проводившим медицинское освидетельствование, и заверяется печатью медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), на оттиске которой идентифицируется полное наименование медицинской организации (ее обособленного структурного подразделения), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.

27. По завершении медицинского освидетельствования и оформления его результатов:

1) в случае, указанном в абзаце первом пункта 23 настоящего Порядка, первый экземпляр Акта выдается должностному лицу, второй экземпляр Акта хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было проведено медицинское освидетельствование, в течение трех лет после календарного года, в котором Акт был заполнен, третий экземпляр Акта выдается освидетельствуемому;

2) в случае, указанном в абзаце втором пункта 23 настоящего Порядка, первый экземпляр Акта выдается освидетельствуемому (его законному или иному уполномоченному представителю), второй экземпляр Акта хранится в медицинской организации (ее обособленном структурном подразделении), в которой было вынесено окончательное медицинское заключение.

1 Статья 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2015, N 6, ст. 885).

2 В соответствии со статьей 27.12 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2014, N 30, ст. 4228) и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 5, ст. 817).

3 В соответствии с частью 2 статьи 27.12 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с пунктом 14 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3881).

4 В соответствии с пунктами 8 и 11 статьи 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331).

5 В соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 1999, N 18, ст. 2211; N 29, ст. 3696; 2003, N 2, ст. 160; 2008, N 52, ст. 6242; 2009, N 23, ст. 2761; 2011, N 49, ст. 7039).

6 В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446).

7 Статья 20 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2014, N 30, ст. 4255)

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2006, N 29, ст. 3253; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 24, ст. 3035; N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466; N 42, ст. 5921; N 51, ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232; N 11, ст. 1295; N 22, ст. 2864; N 41, ст. 5625; N 49, ст. 6861; 2013, N 9, ст. 953; N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; 2014, N 14, ст. 1626; N 23, ст. 2987; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2015, N 11, ст. 1593; N 16, ст. 2368; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 423; 2015, N 42, ст. 5805.

Приложение N 1 к Порядку

Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортным средством

1. Передвижной пункт (автомобиль) для проведения медицинского освидетельствования (далее — ППМО) должен обеспечивать работу персонала при температурах окружающего воздуха от -45 до +40 С и относительной влажности 80% при температуре окружающего воздуха +20 С.

2. Высота салона должна быть не менее 1,85 м.

3. Салон ППМО должен быть оснащен резиновой дорожкой шириной 0,6 м и длиной не менее 3 м для проведения пробы на устойчивость походки.

4. В ППМО должны быть боковая (для входа) и задняя (распашная) двери; проемы дверей должны быть оборудованы подножками, выдерживающими нагрузку до 200 кг, и местным освещением.

5. Электропитание салона должно осуществляться от внешней сети 220 В, 50 Гц на оборудованной стоянке или от бортовой сети базового шасси.

6. Общий уровень освещенности салона должен быть не менее 100 лк, оборудован дополнительным направленным светильником, обеспечивающим освещенность не менее 600 лк с диаметром светового пятна 200 мм на уровне рабочего места персонала ППМО.

7. Предельно допустимая концентрация летучих горючих веществ в салоне ППМО должна быть не более 15 мкг/л при работающем двигателе базового шасси и включенных системах жизнеобеспечения салона ППМО.

8. В салоне ППМО должны быть предусмотрены два рабочих сиденья для медицинского персонала, сиденье для освидетельствуемого и рабочий стол для оформления Актов и заполнения Журнала. Встроенная мебель должна обеспечивать размещение и надежное крепление оснащения, документации, инвентаря и иметь в своем составе вешалку для верхней одежды.

9. Салон ППМО должен быть оборудован умывальником с запасом чистой воды не менее 7 л и емкостью для сбора отработанной воды объемом не менее 10 л, биотуалетом, съемным пластмассовым (герметичным) мусоросборником не менее 30 л, а также бортовым холодильником объемом не менее 10 л для хранения биологических проб.

10. В салоне должна быть обеспечена возможность размещения: прибора для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе (1 шт); анализатора для химико-токсикологических исследований (1 шт); контейнеров для сбора мочи с измерением температуры и рН, пробирок вакуумных для сбора мочи, держателей для переноса мочи в пробирку (50 шт); резиновых перчаток (не менее 20 пар); термометров для измерения температуры тела (2 шт); тонометров механических (2 шт); фонендоскопов (2 шт); молоточка неврологического (1 шт); комплекта средств для дезинфекции салона; средств связи; документов, используемых при проведении медицинского освидетельствования, в том числе бланков Актов.

Приложение N 2 к Порядку

Клинические признаки опьянения

I. Изменения психической деятельности

1. Неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции.

2. Заторможенность, сонливость или возбуждение.

3. Эмоциональная неустойчивость.

4. Ускорение или замедление темпа мышления.

II. Изменения вегетативно-сосудистых реакций

5. Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз.

6. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.

7. Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.

8. Учащение или замедление дыхания.

9. Тахикардия или брадикардия.

10. Сужение или расширение зрачков.

11. Вялая реакция зрачков на свет.

III. Нарушения двигательной сферы

12. Двигательное возбуждение или заторможенность.

13. Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.

14. Неустойчивость в позе Ромберга.

15. Ошибки при выполнении координаторных проб.

16. Тремор век и (или) языка, рук.

17. Нарушения речи в виде дизартрии.

Приложение N 3 к Порядку

Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании.

2. Химико-токсикологические исследования отобранных проб биологических объектов проводятся в месте отбора биологической пробы, в клинико-диагностических или химико-токсикологических лабораториях наркологических диспансеров (наркологических больниц) или иных медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике или судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической).

3. Химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта при медицинском освидетельствовании в обязательном порядке проводятся на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, этанол и его суррогаты.

Химико-токсикологические исследования проводятся на иные вещества, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности.

4. Отбор биологического объекта (мочи) для направления на химико-токсикологические исследования производится в объеме не менее 30 мл в одноразовый контейнер для сбора мочи в туалетной комнате.

5. В целях исключения фальсификации биологического объекта мочи в течение первых пяти минут после его отбора проводится измерение:

температуры биологического объекта (мочи) с помощью бесконтактного устройства с автоматической регистрацией результатов измерения (в норме температура должна быть в пределах 32,5-39,0 С);

рН биологического объекта (мочи) с помощью рН-метра или универсальной индикаторной бумаги (в норме рН должен быть в пределах 4-8);

относительной плотности (в норме относительная плотность в пределах 1.008-1.025);

6. При наличии у освидетельствуемого острых заболеваний, состояний, представляющих угрозу его жизни, или если в течение 30 минут после направления на химико-токсикологические исследования освидетельствуемый заявляет о невозможности сдачи мочи, производится отбор крови из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки (флакона) объемами 10 мл и 5 мл.

Пробирка (флакон) с 5 мл крови хранится в химико-токсикологической лаборатории как контрольный образец. Вторая пробирка (флакон) с 10 мл крови (анализируемый образец) используется для проведения химико-токсикологических исследований.

7. Перед проколом кожа освидетельствуемого обрабатывается стерильным тампоном (шариком из ваты), смоченным не содержащим спирт дезинфицирующим раствором. После взятия крови к раневой поверхности прикладывается новый стерильный тампон, смоченный таким же дезинфицирующим раствором.

8. Химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта (мочи) проводятся в два этапа:

1) предварительные исследования иммунохимическими методами с применением анализаторов, обеспечивающих регистрацию и количественную оценку результатов исследования путем сравнения полученного результата с калибровочной кривой;

2) подтверждающие исследования методами газовой и (или) жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием с помощью технических средств, обеспечивающих регистрацию и обработку результатов исследования путем сравнения полученного результата с данными электронных библиотек масс-спектров.

Химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта (крови) проводятся в один этап подтверждающими методами исследования.

9. Предварительные химико-токсикологические исследования проводятся на месте отбора биологического объекта (мочи), в клинико-диагностической лаборатории или в химико-токсикологической лаборатории не позднее 2 часов с момента отбора биологического объекта (мочи).

10. По окончании первого этапа химико-токсикологического исследования в случае отсутствия в пробе биологического объекта (моче) наркотических средств, психотропных веществ, лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, метаболитов и аналогов указанных средств, веществ и препаратов выносится заключение об отсутствии в исследованной пробе биологического объекта (моче) вызывающих опьянение средств (веществ), второй этап химико-токсикологического исследования не проводится.

По окончании первого этапа химико-токсикологического исследования в случае наличия в пробе биологического объекта наркотических средств, психотропных веществ, лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, метаболитов и аналогов указанных средств, веществ и препаратов вне зависимости от их концентрации проводится второй этап химико-токсикологического исследования подтверждающими методами. Срок доставки образца биологического объекта (мочи) в медицинскую организацию, проводящую подтверждающие исследования, не должен превышать десяти рабочих дней с момента отбора биологического объекта (мочи).

11. Подтверждающие химико-токсикологические исследования проводятся в химико-токсикологических лабораториях наркологических диспансеров (наркологических больниц) или иных медицинских организаций (далее — лаборатории).

Сроки проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований не должны превышать трех рабочих дней с момента поступления пробы биологического объекта в лабораторию.

12. При обнаружении в ходе подтверждающих исследований в пробе биологического объекта (мочи, крови) наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, метаболитов или аналогов указанных средств и веществ выносится заключение об обнаружении в биологическом объекте (моче, крови) вызывающих опьянение средств (веществ) с указанием выявленного средства (вещества).

При получении по результатам подтверждающих исследований пробы биологического объекта (мочи, крови) отрицательного результата выносится заключение об отсутствии в исследованной пробе биологического объекта (моче, крови) вызывающих опьянение средств (веществ).

13. В лаборатории обеспечивается хранение проб биологических объектов (мочи, крови) в течение трех месяцев с момента проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований, а полученных масс-спектров на электронных носителях — в течение пяти лет.

14. Результаты химико-токсикологических исследований отражаются в справке о результатах химико-токсикологических исследований (учетная форма N 454/у-06), которая оформляется по форме и в порядке, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544), и представляется в медицинскую организацию, направившую в лабораторию пробу биологического объекта (мочи, крови).

По желанию освидетельствуемого в организации, проводившей медицинское освидетельствование, ему выдается копия справки о результатах химико-токсикологических исследований.

Знакомая некоторым ситуация: инспектор останавливает водителя на дороге и после кратких представлений предлагает «дунуть в трубочку». Можно ли сразу принимать предложение, обязательно ли присутствие двух понятых для проведения освидетельствования, и какие еще формальные требования существуют для этой процедуры?

1. Каковы основания для проведения освидетельствования?

П ервое, что нужно учитывать в ситуации, когда вам предлагают освидетельствование – это то, что критерии оценки вашего состояния и порядок освидетельствования регламентированы Постановлением Правительства №475 от 26.06.2008. Согласно ему, основания полагать, что водитель нетрезв и предложить ему освидетельствование, это:

  • запах алкоголя изо рта;
  • неустойчивость позы;
  • нарушение речи;
  • резкое изменение окраски кожных покровов лица;
  • поведение, не соответствующее обстановке.

Следует, впрочем, учитывать, что оценку состояния водителя производит непосредственно инспектор, остановивший его, поэтому доля субъективности в этом пункте остается. Если инспектор убежден в наличии оснований для проведения освидетельствования, он может продолжить формальные процедуры.

2. Что должен сделать инспектор перед освидетельствованием?

Перед проведением освидетельствования на состояние опьянения инспектор должен выполнить еще одну формальную процедуру: отстранить водителя от управления автомобилем. На это указывает часть 1 статьи 27.12 КоАП: «лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения <…> подлежит отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения ».

Отстранение происходит с составлением соответствующего протокола, копию которого должны передать водителю. При этом отстранение и составление протокола согласно части 2 статьи 27.12 должно проводиться «в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи ». Иными словами, инспектор может отстранить водителя от управления автомобилем и провести дальнейшее освидетельствование на алкогольное опьянение без понятых в случае, если ведется видеозапись происходящего . Разумеется, видеозапись должна содержать данные о дате и времени ее проведения, а в протоколе должны быть указаны основания для отстранения и то, что отстранение проводилось с ведением видеозаписи. При этом водителю также не запрещено вести видеозапись.

3. Каков порядок проведения освидетельствования?

Оформив протокол отстранения водителя от управления ТС, инспектор предложит ему пройти освидетельствование.

Стоит понимать и учитывать разницу между двумя процедурами: освидетельствованием на состояние алкогольного опьянения и медицинским освидетельствовованием на состояние опьянения. Первое проводится на месте инспектором ГИБДД, а второе – по соответствующему направлению в медицинском учреждении, и включает в себя проверку не только на алкоголь, но и на наркотики.

Для проведения освидетельствования инспектор должен разъяснить вам его порядок, а также показать, что прибор для проверки имеет клеймо государственного поверителя и свидетельство о его поверке либо запись о поверке в паспорте прибора. Кроме того, для проведения освидетельствования должен использоваться одноразовый стерильный мундштук (трубка), который распечатывается в присутствии водителя. При этом, как мы помним, освидетельствование, как и отстранение от управления ТС, может проводиться без понятых при условии ведения инспектором видеозаписи.

Результаты проведения освидетельствования заносятся в акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, к которому прилагается лист с записью результатов исследования , и копия акта передается водителю, прошедшему проверку.

4. Что делать, если вы не согласны с результатами освидетельствования?

Говоря об освидетельствовании на состояние алкогольного опьянения, стоит учитывать еще несколько деталей. Во-первых, водитель может вовсе отказаться от его прохождения – в этом случае акта освидетельствования не будет, а инспектор (с понятыми или видеозаписью) следом за протоколом об отстранении составит протокол направления на медицинское освидетельствование. Во-вторых, если водитель «дунул на ноль», но инспектор все равно имеет основания полагать, что он пьян, он также может направить его на медицинское освидетельствование. Ну а в-третьих, на медицинском освидетельствовании может настаивать сам водитель, если он не согласен с результатами пройденной процедуры.

Итак, если водитель не согласен с показаниями прибора, его с составлением протокола направят на процедуру медицинского освидетельствования, проведение которой регламентируется приказом Минздрава №933н от 18.12.2015 .

По результатам процедуры ему будет выдано медицинское заключение, в котором будет указан один из трех результатов:

  1. установлено состояние опьянения;
  2. состояние опьянения не установлено;
  3. от медицинского освидетельствования освидетельствуемый (законный представитель освидетельствуемого) отказался.

Как мы помним, отказ от освидетельствования . Если же состояние опьянения установлено не будет, то по указаниям инспектор обязан будет доставить водителя обратно к его машине.

26 марта 2016 года вступает в силу приказ Министерства здравоохранения о порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние алкогольного или иного опьянения, который коснется как водителей автомобилей, так и остальных граждан, направляемых органами внутренних дел на подобного рода процедуру. Фактически, принятие приказа означает стандартизацию процедуры и выработку общих критериев, по которым будет осуществляться освидетельствование.

Принятие приказа связано с рядом нюансов, которые имели место до этого. В частности, степень опьянения для водителя и обычного гражданина (к примеру, задержанного представителями правопорядка дебошира) определялась по различной схеме.

Во втором случае нормативно никак не прописывалась суммарная погрешность прибора измерения, которая составляет 0.16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. Собственно говоря, мотивировалось это тем, что задержания подобных лиц производится лишь в случае наличия внешних признаков опьянения, то есть тогда, когда необходимость в проверке визуально очевидна. Тем не менее, подобная схема оставляла немало свободы для злоупотреблений, и ее стандартизация была вопросом времени.

Лицо направляется на медицинское освидетельствование в случае наличия одного из четырех критериев:

  • алкогольный запах изо рта;
  • неуверенная походка;
  • нечеткая речь;
  • изменение цвета кожных покровов лица.

Освидетельствование на алкоголь начинается с выдоха. Пациенту предлагается дыхнуть в прибор, снабженный специальной функцией распечатки. Данный прибор включен в Федеральный информационный фонд единства измерений.

В случае если результат прибором не выявлен, врач, производящий освидетельствование, приступает . Если же результат известен, то по истечении 15-20 минут, вновь производится забор воздуха. Положительным будет считаться результат, который превышает суммарную погрешность 0,16 мг алкоголя на один литр выдыхаемого человеком воздуха.

Тем не менее, сделано все же одно исключение для водителей, у которых после выдоха в прибор, обязательно берется на анализ моча. А поскольку некоторые «смекалистые» водители возят с собой баночку с мочой без наличия в ней алкоголя, медики, во избежание подмены, замеряют ее температуру в течение 3-х минут. Известно, что «свежая» моча должна иметь температуру от 32 до 39 градусов. Только такая моча подлежит химико-токсикологическому исследованию.

Если же у водителя возникают проблемы с мочеиспусканием, то в этом случае у него на анализ берется кровь. Для всех остальных нарушителей правопорядка, направленных на медосвидетельствование руководителем на работе или пришедших самостоятельно, анализ мочи производится либо при наличии трех или четырех признаков опьянения, а также если прибором не установлено наличие в организме алкоголя при выдохе.

Отметим, что если раньше медицинское освидетельствование на алкоголь можно было пройти, имея на руках направление от полиции или суда, теперь, согласно закону, его может пройти любой желающий.

Например, если работодателю показалось, что работник пришел в нетрезвом состоянии, последний может в доказательство самостоятельно пройти тест на наличие алкоголя в организме.

К врачу могут быть направлены командирами с подозрением на опьянение военнослужащие. Медосвидетельствование могут пройти безработные, которые направляются службой занятости в случае подозрения, что человек пришел на перерегистрацию в нетрезвом состоянии.

Наркологи считают, что самое важное в принятом документе – это стандартизация исследований. Теперь освидетельствование позволит выявить в организме не только алкоголь или наркотические вещества, но и лекарства, способные вызывать нарушение физических функций, психики. Так, если водитель накануне принял обезболивающее лекарство, в таком случае ему запрещается садиться за руль.

Стандартизация исследований позволяет обжаловать заключение врача в случае нарушения процедуры, которая прописана в приказе. Это, безусловно, положительный момент, ведь еще совсем недавно заключение нарколога считалось единственно верным, даже если непосредственно после него проводился новый тест с совершенно другим результатом.

Исходя из вышесказанного ясно, что принятие нового приказа и стандартизация требований позволит избежать возможных проблем и злоупотреблений касательно проведения процедуры медосвидетельствования.

Видео — о нюансах медицинского освидетельствования:

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Каждому водителю неоднократно приходится сталкиваться на дороге с сотрудниками дорожной полиции, и нередко от общения с ними остаются крайне неприятные впечатления. Чего только стоит проверка на содержания алкоголя без видимых на то причин. Часто водители не знают, как действовать в такой ситуации, и допускают серьезные ошибки, последствия которых могут быть самыми серьезными.

Собранная ниже информация поможет эффективно противостоять самоуправству инспекторов Госавтоинспекции и защитить свои права. Каждому автовладельцу не помешает знать, при каких обстоятельствах его могут освидетельствовать на предмет употребления алкоголя, когда это может проводиться в медучреждении, как должна осуществляться эта процедура, что грозит за отказ от ее прохождения и как оспорить результаты.

Основания для проверки наличия алкоголя в крови

Правила медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения утверждены Постановлением Правительства № 475 от 26 июня 2008 года. В соответствии с этим документом для проведения освидетельствования должны быть достаточные основания полагать, что водитель пьян. Кроме того, проходить эту процедуру должно лицо, в отношении которого возбуждено административное дело о нарушении ПДД или эксплуатации авто, вследствие которого был причинен легкий или средней тяжести вред чьему-либо здоровью.

Чтобы можно было обоснованно полагать, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, у него должен присутствовать хотя бы один из следующих признаков:

  • Запах алкоголя, который распространяется изо рта водителя.
  • Нарушение речи (характерное для опьянения).
  • Неадекватное поведение (не соответствующее обстановке).
  • Резкое изменение цвета лица (бледность или покраснение).
  • Неустойчивость (потеря равновесия, нарушение координации движений).

Обстоятельства, которые могут служить основаниями для направления водителя на медосвидетельствование на состояние опьянения в специализированное учреждение, закреплены в Административном регламенте МВД, утвержденном приказом этого ведомства № 185 от 2 марта 2009 года. Предусмотрено, в частности, что сотрудник Госавтоинспекции может принять такое решение в следующих случаях:

  • Гражданин, прошедший освидетельствование на месте, не согласен с его результатами.
  • В отношении водителя есть основания для возбуждения административного дела за нарушение ПДД, вследствие которого есть пострадавшие.
  • Лицо подозревается в совершении преступления, связанного с эксплуатацией авто или безопасностью дорожного движения.
  • Проведенное освидетельствование показало отрицательный результат, но присутствуют достаточные основания для того, чтобы считать водителя пребывающим в состоянии опьянения.
  • Водитель отказывается от освидетельствования на предмет алкогольного опьянения на месте.

Порядок медосвидетельствования на состояние опьянения

Освидетельствование на предмет алкогольного опьянения осуществляется в два этапа. Сначала инспектором Госавтоинспекции производится первичная процедура непосредственно на месте отстранения от управления авто. Затем, при необходимости, водителей направляют в медучреждение для прохождения медицинского освидетельствования, которое проводит врач. Рассмотрим, какие требования предусмотрены в законодательстве относительно каждого из этапов процедуры освидетельствования.

На месте

При наличии оснований для проведения освидетельствования сотрудник ГИБДД прежде всего отстраняет водителя от управления авто, после чего проверяет его на состояние опьянения, используя для этого специальное техническое средство. При этом требуется присутствие двух понятых, в качестве которых могут выступать сторонние лица, достигшие 18-летнего возраста. Они не должны быть заинтересованы в том или ином результате тестирования. Водитель может проверять документы понятых и сверять их данные с информацией в протоколе, чтобы убедиться, что он подписан от их имени. Кроме того, предоставляется возможность заменить понятых, если они не дадут согласие на защиту интересов водителя в суде. С конца 2016 года введено новое правило, которое касается привлечения к освидетельствованию понятых. Теперь это необязательно, если на протяжении всей процедуры ведется видеозапись.

Алкотестер должен быть такой модели, чтобы была возможность распечатать бумажный отчет о результатах анализа. Кроме того, погрешность прибора не должна быть больше 10 процентов допустимой нормы содержания алкоголя (0,16 мг на литр воздуха). Водителю и понятым демонстрируется целостность пломбы на алкотестере, предоставляются документы на него и объясняется порядок проведения процедуры. Наконечник должен быть стерильным и распаковываться непосредственно перед тестом.

Освидетельствование проводится на месте остановки авто, а если у инспектора нет необходимого устройства, он может пригласить водителя пройти для прохождения процедуры на пост ДПС или в другое помещение подразделения внутренних дел.

Приступить к проверке сотрудник может только после того, как расскажет водителю о порядке проведения освидетельствования и ознакомит с нормами закона, которые касаются ответственности за дачу ложных показаний или отказ от них. Непосредственный анализ состояния опьянения осуществляется путем отбора пробы воздуха, который выдыхается, и определения содержания алкоголя.

По результатам проведенного освидетельствования составляется акт особой формы, который должны подписать инспектор Госавтоинспекции, водитель и понятые. К акту прилагается распечатанный на приборе результат анализа. Копия акта должна выдаваться водителю.

Если возникает необходимость в профессиональном осмотре врачом и лабораторных исследованиях, например, в связи с несогласием водителя с результатами освидетельствования, проведенного на месте, инспектор оформляет направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в виде протокола установленного образца. Этот документ подписывается сотрудником ГАИ, водителем и понятыми, после чего копия передается лицу, состояние которого проверялось. Если водитель в таком состоянии, что не может собственноручно расписаться в протоколе, причина отсутствия подписи упоминается в документе.

В медучреждении

Медосвидетельствование проводится в медучреждении, которое имеет лицензию на предоставление соответствующих услуг, или в специально оборудованном медпункте. Инспектор должен сопроводить водителя к месту освидетельствования. Процедуру проводит нарколог или другой дипломированный врач, который прошел подготовку на базе наркологического диспансера (подтверждается сертификатом). При его отсутствии допускается осуществление освидетельствования фельдшером. Кроме того, при сборе анализов должна присутствовать медсестра. В отличие от освидетельствования на месте, в медучреждении (медпункте) участие в процедуре понятых не предусмотрено.

Приступая к проверке, врач прежде всего проводит забор воздуха при помощи алкотестера. Если прибор покажет превышение предельной нормы содержания алкоголя (0,16 мг на литр), через 15-20 минут проводится повторный тест. Состояние лица, доставленного для освидетельствования, оценивается и визуально - изучается его поведение, осуществляется проверка на наличие следов уколов. Врач проводит ряд тестов, в частности, на реакцию зрачков, внимание, сосредоточенность и координацию движений.

Кроме осмотра и тестов, в процессе освидетельствования проводятся лабораторные исследования - анализ мочи и крови на содержание алкоголя. С 2017 года эта процедура обязательна независимо от результатов других проверок. Моча проверяется в течение 5 минут после ее забора. Анализ длится 2 часа. Если результат положительный, проводится исследование пробы в лаборатории. Кровь из вены (в две пробирки) берется в том случае, если водитель более получаса не может помочиться или страдает от болезней, опасных для жизни. Анализ крови проводится в лабораторных условиях и длится примерно 2 недели, включая время пересылки проб. По новым правилам биологические материалы проверяются не только на содержание алкоголя, но и на присутствие таких веществ, как психостимуляторы, каннабиоиды, опиаты, алкалоиды, их производные, аналоги и суррогаты, а также другие соединения.

Водитель признается трезвым при соблюдении следующих условий:

  • Алкотестер показал содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе не более 0,16 мг на литр.
  • Анализы биологических материалов показали отсутствие запрещенных веществ.

По результатам проведенных исследований оформляется акт медосвидетельствования по форме 307/у-05, одна копия которого выдается водителю, а вторая – инспектору ДПС. Оригинал остается в медучреждении. Упомянутый акт – это единственный официальный документ, который может служить подтверждением состояния водителя. Заключение о том, пьян он или нет, фиксируется также в специальном журнале.

Если медосвидетельствование на состояние опьянения не подтвердило употребление алкоголя, сотрудник Госавтоинспекции должен доставить водителя обратно к месту нахождения автомобиля. Когда устанавливается факт опьянения, инспектор оформляет документы о возбуждении административного дела.

Распространенные ошибки водителей при проверке на наличие алкоголя

В большинстве случаев водители действуют при освидетельствовании себе во вред, когда поддаются панике. Следует сохранять самообладание и контролировать ситуацию. Если идти на конфликт с инспектором, такое поведение вполне может быть расценено как неадекватное, что является одним из признаков опьянения.

Вот перечень других типичных ошибок, которые допускаются водителями в процессе проверки на состояние опьянения:

  • Подпись документов, подготовленных сотрудником ГАИ, без их прочтения.
  • Заполнение каких-либо бумаг под диктовку инспектора.
  • Добровольное признание в употреблении алкогольных напитков или других спиртосодержащих веществ.
  • Недостаточное внимание к соблюдению правил использования алкотестера. Водители нередко не обращают внимания, есть ли на приборе пломба, в каком он состоянии и стерильный ли наконечник. Кроме того, многие упускают из виду такую особенность алкотестеров, как возможность хранения в памяти результатов нескольких проверок. Избежать фальсификации данных можно путем проверки соответствия даты и времени.
  • Согласие с отказом инспектора отвезти водителя на медосвидетельствование. В таком случае следует зафиксировать в протоколе требование доставки в медучреждение.
  • Отказ от поездки в медучреждение. Если нет оснований для беспокойства о своем состоянии, то делать этого не следует. Во-первых, медосвидетельствование на состояние опьянения в условиях специализированного заведения – это шанс доказать свою невиновность. Кроме того, если потребуется, можно будет пройти повторное освидетельствование в другом медицинском учреждении. Во-вторых, сопротивляющийся водитель привлекается к ответственности.
  • Неподписание протокола. Несогласие с чем-то, что указано в этом документе, лучше выразить в форме соответствующей записи в нем. В противном случае отказ будет зафиксирован в протоколе, что может навредить водителю.

Что грозит водителю за отказ от прохождения освидетельствования?

Проверка на состояние алкогольного опьянения – процедура обязательная, и отказаться от нее без последствий нельзя. Тем более не стоит этого делать тем водителям, которые трезвы, поскольку отказ от медосвидетельствования по закону считается административным правонарушением и приравнивается по своей тяжести к вождению в нетрезвом виде. Соответственно, ответственность за такое поведение довольно серьезная. Водителю, отказавшемуся от проверки, грозит солидный штраф в 30 тыс. руб., а также лишение водительских прав на 1,5–2 года. Если от освидетельствования отказывается водитель, которого уже лишили прав, он привлекается к ответственности в форме административного ареста на 10-15 суток, а когда он не может быть арестован, то применяется штраф в сумме 30 тыс. руб. При этом автомобиль задерживается и помещается на штраф-стоянку. Водителю, который будет признан виновным в совершении правонарушения, придется понести дополнительные расходы на транспортировку машины и ее содержание.

Важно: описанные наказания грозят водителю только в том случае, если он отказывается от проверки в медучреждении. Он вполне может не согласиться на освидетельствование на месте, которое проводит сотрудник ГИБДД, но пройти процедуру у врача. Однако следует быть внимательными при изучении составленных инспектором документов, чтобы он не зафиксировал нежелание проходить тест на месте как отказ от медицинского освидетельствования, иначе можно остаться без водительских прав и с солидным штрафом.

Если лицо, привлеченное к административной ответственности за отказ от медосвидетельствования, будет после этого уличено в вождении в состоянии опьянения, то его поведение попадает в сферу действия Уголовного кодекса и считается преступлением. Соответственно, ответственность ему грозит гораздо более серьезная. Это штраф в сумме 200–300 тыс. руб., или в размере зарплаты за период от года до двух, или обязательные работы продолжительностью до 480 часов, или принудительные работы на срок до 2 лет, или даже лишение свободы сроком до 2 лет. Одновременно нарушитель лишается права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на протяжении периода до 3 лет.

Можно ли оспорить акт освидетельствования на алкоголь?

Если водитель не согласен с результатами освидетельствования, проведенного на месте отстранения его от управления авто, об этом делается запись в соответствующем акте, после чего инспектор ГИБДД оформляет направление на освидетельствование в медучреждении.

При несогласии с теми выводами, которые сделал врач, водитель имеет возможность их оспорить. Не позже чем через 5 часов после первой проверки он может обратиться в лицензированную клинику для повторного обследования. При этом придется сдать все анализы заново. После получения результатов можно готовить документы для обращения в суд.

Основания для оспаривания акта освидетельствования могут быть следующими:

  • Документы о проведенной процедуре оформлены неправильно.
  • Отсутствуют документы, которые должны оформляться при освидетельствовании.
  • Ограничен доступ к процессуальным документам.
  • Сотрудник ГИБДД перед проверкой не ознакомил водителя и понятых с положениями законодательства об ответственности за дачу ложных показаний и ее отсутствии за отказ от дачи показаний против себя или близких родственников.
  • Допущены другие нарушения в процедуре освидетельствования.
  • Есть противоречия между результатами первичной и повторной проверок.

Итак, если сотрудник ГИБДД остановил авто с целью проверить, не пребывает ли водитель в состоянии алкогольного опьянения, не пройти эту процедуру нельзя. Необязательно непосредственно на месте отстранения от управления авто, но в наркодиспансере или в специализированном медпункте подвергнуться проверке придется. Чтобы при этом не стать жертвой злоупотреблений со стороны представителя властей, необходимо с особым вниманием изучать все составленные им документы и следить за тем, чтобы освидетельствование проводилось по всем правилам.



 

Возможно, будет полезно почитать: