Лица моложе 18 лет допускаются. Трудовой кодекс РФ о применении труда несовершеннолетних

Сделка с правосудием (сделка о признании вины)

Сделка с правосудием, также называемая сделкой о признании вины, - это такой процесс достижения соглашения в уголовном процессе, когда прокурор предлагает подсудимому возможность признать свою вину в совершении преступления либо в совершении менее тяжкого преступления при условии, что приговор будет смягчен. Сделка дает возможность обвиняемому избежать судебного разбирательства и риска быть признанным виновным по первоначальному более тяжкому обвинению. Например, обвиняемый в совершении тяжкого уголовного преступления, связанного с хищением имущества, в случае признания судом его вины будет заключен в государственную тюрьму, но ему дается возможность признаться в совершении малозначительного преступления, связанного с хищением имущества, которое не повлечет за собой отбывание тюремного заключения. Виновный в возникновении дорожно-транспортного происшествия может быть привлечен к гражданской ответственности, он также может заявить о своем нежелании оспаривать обвинение либо признать вину с оговоркой о невключении гражданской ответственности ("guilty with a civil reservation").

Диспуты

Верховный суд США признал сделку с правосудием существенной и целесообразной частью системы уголовного правосудия.

(Santobello v New York, 404 U.S. 257, 261 ). Преимущества такой сделки очевидны: суды разгружаются, снижаются риски, связанные с судебным процессом, также очень ценна получаемая от подсудимого информация." (People V. Glendenning, 127 Misc.2d 880,882 (1985)) Однако в 1975 г. главный прокурор штата Аляска Аврум Гросс положил конец практике сделок с правосудием, то же впоследствии произошло и во многих других штатах. Исследования Национального Института Юстиции в 1980 показали, что количество признаний вины оставалось на прежнем уровне, так как многие подсудимые признавали свою вину, даже если органами штата не предлагалось менее значительное обвинение. Те же результаты наблюдались в Новом Орлеане, Вентуре, Калифорнии, Окленде и штате Мичиган, где сделки с правосудием были отменены. Согласно известному правоведу Bidinotto, “…отмена сделок с правосудием вынудила ответственных лиц на всех уровнях системы правосудия серьезнее относиться к своим обязанностям: полиция стала более тщательно проводить расследования; прокуроры и адвокаты серьезнее готовиться к процессам, ленивым судьям пришлось больше времени проводить в судах и более эффективно планировать график работы. Выигрывало правосудие в целом – преступники начали осознавать, что их манипуляциям с бумажным тигренком правосудия положен конец.”

Некоторые правоведы считают, что сделки с правосудием нарушат конституцию, так как лишают человека права на рассмотрение его дела судом присяжных. Фактически в США, как отметил судья Хьго Блэк, «… подзащитный имеет абсолютное, неограниченное право обязать государство расследовать его дело, искать своих свидетелей, доказывать факты, убеждать присяжных с помощью своих ресурсов. В течение всего процесса подсудимый имеет полное право хранить молчание, фактически бросая вызов государству: «Докажи!». Ограничивая полномочия полиции и прокуроров, Билль о правах стоит на страже свободы.

Сделки с правосудием особенно критикуются за пределами США. Считается, что они открывают возможность для принуждения, угроз, вознаграждения, что может привести к результатам, несовместимым с понятием о справедливой системе правосудия. Так, в Англии принудительное признание вины подвергается критике на том основании, что нарушает права человека по статье 8 Закона Соединенного Королевства о правах человека от 1998г.

В книге Мартина Янта «Презумпция виновности: когда наказываются невинные» (Martin Yant «Presumed Guilty: When Innocent People Are Wrongly Convicted»), вышедшей в 1991 году, освещается тема принуждения к признанию вины. (стр. 172)

Если предъявляется достаточно серьезное обвинение, прокуроры могут запугать защитника и обвиняемого, в результате чего невиновный человек, который мог бы быть оправдан на основании отсутствия доказательств, признается в совершении менее тяжкого преступления. Причина - страх. Исследования показали, что чем больше предъявлено обвинений, чем они значительнее, тем больше страх. Этим объясняется поведение прокуроров, которые часто предъявляют как можно больше всевозможных обвинений.

В середине прошлого века была разработана процедура, называемая «Дилеммой заключенного», объясняющая, почему сделка с правосудием запрещена во многих странах. Сценарий «Дилеммы заключенного» очень часто разыгрывается в реальной жизни, ведь в интересах обоих подозреваемых давать показания против другого подозреваемого, вне зависимости, виновен он или нет. Проблема усугубляется, если виновна только одна сторона, так как невиновный отрицает обвинение, а виновный признает вину и одновременно свидетельствует против невиновного.

Применение в странах общего права

США
Сделка с правосудием является важной составляющей системы уголовного правосудия Соединенных Штатов; большинство уголовных процессов в США разрешаются именно посредством признания вины, а не судом присяжных. Сделка должна быть одобрена судом, и различные Штаты и юрисдикции имеют различные правила. Принципам федеральных судов в отношении приговоров следуют при разрешении дел федеральной юрисдикции, они были составлены в целях создания единообразия и стандартизации решения дел в федеральных судах.

Индия
Законом об отправлении правосудия по уголовным делам (Поправка) 2005г., которым были внесены поправки в уголовно-процессуальный кодекс Индии, с 2006г. была введена практика сделок с правосудием. Сделки с правосудием применимы только к случаям, по которым максимальное наказание – это тюремное заключение на 7 лет, однако преступления, наносящие ущерб социально-экономическому состоянию страны, или преступления, совершенные против женщины или ребенка младше 14 лет, исключаются из данной практики.

Другие страны общего права
В некоторых юрисдикциях общего права, таких как Англия, Уэльс, австралийский штат Виктория, сделки с правосудием допустимы только для того, чтобы обвинитель и защита могли договориться о признании обвиняемым вины по некоторым обвинениям, при этом остальные обвинения прокурором не предъявляются. Суды на данных территориях оставляют за собой право принимать решение относительно меры наказания, сделки по поводу меры наказания здесь не допускаются.

Применение в странах континентального права
Сделки с правосудием сложно осуществить в странах континентального права. Это связано с тем, что, в отличие от системы общего права, системы континентального права имеют другое отношение к признанию вины. Если обвиняемый признается, его признание вносится в дело, но обвинитель не освобождается об обязанности полностью осветить дело. Суд может вынести решение о невиновности подсудимого, даже если он полностью признал вину. Также, в отличие от системы общего права, обвинители в странах континентального права имеют ограниченное либо никакого полномочия исключать из дела обвинения или смягчать их до того, как дело было передано в суд, что сводит на нет возможность сделки. Более того, многие правоведы считают сделки с правосудием недопустимыми, так как правосудие при этом сводится к бартеру.

Франция
Введение ограниченной формы сделки с правосудием во Франции (comparution sur reconnaissance préalable de culpabilité or CRPC, или коротко plaider coupable) вызвало бурные споры. В данной системе обвинитель мог предложить подозреваемым по довольно мелким преступлениям наказание, не превышающее 1 года тюремного заключения; если сделка принимается, ее должен одобрить и судья. Оппоненты считают, что введение системы сделок с правосудием в полном объеме нанесет существенный вред правам защиты, нарушит конституционный принцип презумпции невиновности, права подозреваемых на содержание под стражей в полиции и права на справедливый суд. Например, Robert Badinter высказывал мнение, что сделки с правосудием предоставят слишком много власти общественным обвинителям и будут провоцировать подзащитных на принятие приговора просто ради того, чтобы избежать рисков более серьезного приговора по суду, даже если они этого не заслуживают. Только небольшое количество дел разрешается путем заключения сделки с правосудием (CRPC): в 2005 году из 530 000 решений, принятых судом, только 21 000 были приняты на основании признания вины подозреваемым (CRPC).

Эстония
Эстония - еще одна страна, где признание вины было введено в 90 годах, что позволяло смягчать наказание в обмен на признание и избежание многих судебных процедур. В этой стане сделки с правосудием допустимы для преступлений, караемых тюремным заключением на срок не более 4 лет. Обычно наказание смягчается на четверть.

Италия
В Италии процедура для «pentito» (буквально: тот, кто раскаялся) была впервые введена в «Свинцовые годы" для антитеррористических целей во время судебных процессов против мафии в 80 годы. Процедура также вызывала множество споров, так как приговоры для раскаявшихся pentiti выносились менее суровые, если они сообщали судьям информацию. В некоторых случаях возникали серьезные подозрения, что раскаявшиеся преступники намеренно вводили правосудие в заблуждение.

Польша
В Польше также практикуются сделки с правосудием, но в ограниченной форме, в случаях незначительных преступлений, наказуемых тюремным заключение на срок не более трех лет. Процедура называется “добровольная подчинение наказанию” и позволяет суду вынести согласованное постановление без проверки доказательств, что значительно сокращает сроки судебного разбирательства. При этом одновременно должны выполняться несколько условий:

Подзащитный признает вину и защитник предлагает наказание, - обвинитель соглашается;

Соглашается жертва;

Соглашается суд.

Однако суд может возражать против условий предложенной сделки (даже если подзащитный, жертва и обвинитель уже договорились) и предложить изменения (не специфические, а скорее общего характера). Если подзащитный принимает предложения и меняет предложенное наказание, суд одобряет сделку и выносит вердикт согласно договоренности. Вне зависимости от соглашения стороны (обвинение и защита) имеют право на апелляцию.

Спорить о плюсах и минусах сделки с правосудием можно долго. Однако в системе правосудия, как бы ни стремились участники системы к непредвзятости, как и в любой сфере жизни, огромную роль играет человеческий фактор. Представляем вашему вниманию интервью с Судьей по уголовным делам Майклом МакСпэддн , который с 1982 года работает в округе Хэррис (Хьюстон), Техас. В этом интервью освещается роль сделки в системе уголовного правосудия и роль судьи. Судья подчеркивает важность и пользу сделки с правосудием, однако признает, насколько важен человеческий фактор для правильного функционирования системы: "Сделка с правосудием заключается корректно в том случае, если у вас имеются опытные, компетентные адвокаты защиты, опытные, компетентные обвинители и проницательный судья, который проконтролирует процесс." Интервью состоялось 16 декабря 2003г. Вот его содержание.

Почему в нашей стране заключается такое количество сделок с правосудием? Многие люди с подозрением относятся к этому и считают, что сделки – это неизбежное зло.

Я считаю, что сделка с правосудием на основе признания вины обвиняемым – это необходимость для нас, главным образом из-за огромного количества дел, с которым нам приходится разбираться. Если бы каждое дело разбиралось судом присяжных, сторонам бы пришлось ждать разбирательств десятилетиями. У нас просто нет такого количества судов …

Какова ваша роль в сделке?

Контролировать, следить за тем, чтобы все было в рамках законности.

Я могу либо принять, либо аннулировать любую сделку. На суде лежит ответственность удостовериться в том, что обвиняемый, признавая вину или заявляя о нежелании оспаривать обвинение, делает это добровольно, полностью осознавая последствия своих действий.

Вы считаете, что обвиняемый всегда точно знает, что происходит во время сделки?

Я вижу это по тому, как подсудимый отвечает на все обвинения... Процесс этот долгий, и я должен быть на 100% уверен. Если я вижу, что подсудимого каким-то образом принудили к признанию вины, я аннулирую сделку. Судья отвечает за соблюдение законности. Если я чувствую неуверенность в ответах подсудимого, возможно, он делает долгие паузы, я начинаю задавать ему дополнительные вопросы.

Насколько хорошо судья обычно знает дело?

Большинство судей не очень глубоко знают дело. Но допустим, речь идет об изнасиловании ребенка при отягчающих обстоятельствах, а участники сделки договорились о 10 годах условного освобождения. У судьи, естественно, возникнут вопросы об адекватности наказания в данном случае. Если суд сочтет наказание не соответствующим тяжести преступления, суд будет возражать против сделки. В каждом случае есть свои особенности, которые опытный судья видит и при необходимости задает вопросы.

Но большинство случаев, такие как хранение наркотиков, кражи, стандартны, процедура сделки к ним легко применима.

Необходимо понимать, что возможно корректное заключение сделки с правосудием при участии опытного, компетентного адвоката защиты, опытного, компетентного прокурора и судьи, которые проконтролируют процесс.

Работает ли система для необеспеченных людей?

Конечно же. Это один из мифов о правосудии. Люди почему-то думают, что, если у тебя недостаточно денег, чтобы нанять собственного адвоката, суд сам назначит адвоката, которому будет все равно, что с тобой произойдет.

Те адвокаты, которых назначает наш суд, лучше, чем 95 процентов наемных адвокатов. В нашем суде те, кто не может позволить себе иметь собственного адвоката, получают очень профессиональных представителей.

Что касается залога, он устанавливается судьей. Суд должен быть уверен, что подсудимый явится на заседание, таким образом, залог устанавливается на стандартной основе.

Но разве в деле O.J. Simpson решающую роль не сыграла команда его хорошо оплачиваемых адвокатов?

O.J. Simpson был оправдан не потому, что у него была лучшая команда. Его адвокаты были далеко не самыми лучшими. На мой взгляд, такие адвокаты - это позор нашей системы правосудия. Он был оправдан, потому что присяжные уже давно решили, что они не посадят знаменитость. Так что дело Simpson не иллюстрирует разницу в адвокатах. Надеюсь, это было скорее исключение из правила.

Бывают случае, когда невиновные признают вину?

На суде я перечисляю обвинения. Я могу задать подсудимому вопрос: "Признаете ли вы себя виновным, потому что вы действительно виновны?" Если подсудимый сомневается или отвечает "Нет, Ваша честь, но я думаю, что я должен признать вину," я не приму такое признание, дело будет слушаться на суде. Все достаточно просто. Если я понимаю, что, признавая себя виновным, подсудимый руководствуется какими-то причинами, отличными от его фактической вины, я не приму такое признание. Автоматически назначается слушание дела.

Может ли судья аннулировать сделку?

Конечно же. Несколько раз я делал это. Если я считаю, что суд присяжных вынес бы иное решение, отличное от сделки, сделка отклоняется. Однажды ураган Алисия разрушил полгорода. Я был в отпуске в Сан-Диего, когда узнал из новостей об урагане. Мародеры сразу же взялись за дело. Я позвонил в суд и запретил сделки с такими мародерами, которые попадут к нам в суд. Каждое дело слушалось отдельно судом присяжных, во всех случаях было принято решение о наказании в виде длительного тюремного заключения.

Каковы отрицательные стороны сделки с правосудием?

Обвинитель может ошибочно переоценить свое участие в деле, а защитник может недостаточно серьезно подойти к своим обязанностям, судья может оказаться ленивым и не будет контролировать процесс. Ошибки могут совершаться в сделках с правосудием, их также могут совершать и присяжные. Весь смысл сделки заключается в том, чтобы обвинитель мог правильно оценить дело, а потом предложить немного меньшее наказание чем то, что присудил бы суд присяжных, при этом решение по делу принимается достаточно быстро.

Но ведь в таком случае все зависит от честности и добросовестности участников?

Да, как и в любой профессии, все зависит от честности, человеческий фактор играет огромную роль. Можно установить всевозможные правила. Но если обвинитель, защитник или судья поступают неэтично, вся система не функционирует.

Каковы плюсы? Эффективность?

Каждый день в нашем суде слушается от 30 до 40 дел, и это далеко не предел. Например, на сегодняшнее утро назначено слушание 15 новых дел. Если мы будем тратить месяц на каждое дело, люди будут дожидаться решений десятилетиями. Мы делаем все возможное, учитывая количество дел.


Результаты выполнения работы по РК Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Урове нь % выпол- нения А 1Общество как система; общество и природаБ83,2 А 2Многообразие путей и форм общественного развития, взаимосвязь сфер общества, общественн. прогресс Б78,0 А3Общество и культураБ76,7 А 4Общество Духовная жизнь общества Наука, образование Б71,0 А5Общество. Культура и духовная жизнь общества. (Задание на анализ двух суждений) П67,9 А 6 Формы познания. Истина и ее критерии; многообразие форм знания; научное познание; науки о человеке и обществе. Б76,6 А 7Человек как продукт эволюции; Личность, ее социализация Б78,8 А8Деятельность человека; личность, ее социализация и воспитание Б71,4


А9Потребности и способности человека, деятельность (Задание на обращение к социальным реалиям) Б76,5 А10Человек. Познание, многообразие форм познания (Задание на анализ двух суждений) П68,2 А11Экономика: наука и хозяйство; экономическое содержание собственности Б67,1 А12Экономические системы; многообразие рынковБ69,5 А13Государственный бюджет; экономика потребителя; экономика производителя Б74,4 А14Экономическая сфера (Задание на обращение к социальным реалиям) Б50,0 А15Экономические системы, экономика производителя (Задание на анализ двух суждений) П47,9 А16Этнические общностиБ74,0 А17Социальные нормы; отклоняющееся поведение; социальный контроль и самоконтроль Б76,7 А18Семья; тенденции развития семьи;Б79,2


А19Неравенство и социальная стратификация; социальная мобильность, молодежь как социальная группа (Задание на обращение к социальным реалиям) Б86,5 А20Социальный контроль и самоконтроль (Задание на анализ двух суждений) П64,2 А21Политическая власть; признаки, функции, формы государства Б71,9 А22 Избирательные системы; политические партииБ64,9 А23Политические режимы; основные черты гражданского общества; правовое государство Б77,2 А24Политика (Задание на обращение к социальным реалиям) Б72,6 А25Политика (Задание на анализ двух суждений)П45,1 А26Право в системе социальных норм; основные понятия и нормы (по отраслям права); Конституция в иерархии правовых актов Б77,2 А27Правонарушения; юридическая ответственность и ее виды; правоохранительные органы Б79,5


А28Конституция в иерархии правовых актов, основы конституционного строя РФ; институт президентства права человека Б67,1 А29Право (Задание на обращение к социал. реалиям)Б79,4 А30Право (Задание на анализ двух суждений)П59,2 В1Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание со схемой) П55,8 В2Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на обращение к понятиям) Б79,7 В3Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на установление соответствия) Б69,2 В4Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на выбор нескольких верных позиций из списка) П37,6 В5Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на дифференциацию социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов) П68,9 В6Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на понимание текста) П35,9


С5Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задания на анализ источников) В21 С6Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание на перечисление признаков, явлений или задание на использование понятия) В19,3 С7Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах) Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание-задача) В14,7 С1Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задание-задача) Б79,2 С2П59,2 С3В25,3 С4В19,7 С8Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор (альтернативное задание) В1,4


Примеры заданий, вызвавших трудности у выпускников РК А14. В стране П. государственные расходы оказались выше, чем полученные доходы. Какое экономическое понятие используется для характеристики данного процесса? 1) национализация предприятия 2) приватизация 3) дефицит бюджета 4) инфляция




В6: Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Умышленное неисполнение решения, приговора, определения или постановления суда или воспрепятствование их исполнению должностным лицом влечет за собой уголовную(1). В настоящее время в связи с возрастанием роли судебной (2) в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях. В соответствии с(3) об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). Административный арест сможет назначаться только районным и городским (4). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных (5), высказываются противоположные взгляды. Правоведы считают, что(6) включает деятельность суда по рассмотрению как гражданских и уголовных дел, так и дел об административных правонарушениях». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание, что в списке слов больше, чем вам потребуется. А)власть Б)кодекс В)правосудие Г)милиция Д)суд Е)правонарушение Ж)цель 3)устав И)ответственность


С1. Назовите 3 элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором. Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы (а не фрагмент текста): 1) духовные потребности; 2) духовное производство (производство идей); 3) потребление духовных ценностей. Названы три элемента при отсутствии неправильных позиций 2 Названы два элемента1 Назван один элемент, ИЛИ ответ неправильный0 Максимальный балл2


С2. Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте 3 других слова, которыми автор характеризует общество как систему. Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БаллыБаллы Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Приведены три характеристикиПриведены три характеристики 2 Приведены две характеристикиПриведены две характеристики 1 Приведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильныйПриведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный баллМаксимальный балл 2 Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система.Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Приведены три характеристикиПриведены три характеристики 2 Приведены две характеристикиПриведены две характеристики 1 Приведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильныйПриведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный баллМаксимальный балл 2 Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БаллыБаллы Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:1) живая система;2) целостная система;3) самоорганизованная система. Приведены три характеристикиПриведены три характеристики 2 Приведены две характеристикиПриведены две характеристики 1 Приведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильныйПриведена одна характеристика, ИЛИ ответ неправильный 0 Максимальный баллМаксимальный балл 2 Такой ответ не может быть засчитан как верный, т.к. операция раскрытия (выделения элементов, их конкретизации) не осуществлена. Ответ выпускника: «Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой… Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…».




С3. Назовите, опираясь на знание обществоведческого курса, любые 3 функции современной науки, о которых в данном фрагменте не сказано. Ответ: Функция социального развития и управления; Прогнозирование социального развития; Познавательно-объяснительная функция; Культурно-мировоззренческая функция. Могут быть и другие названы функции (макс. 3 б.). Неточный, неубедительный ответ может быть и не оценен как правильный.




С4. Автор документа подчеркивает, что в начале реформ государство фактически самоустранилось от регулирования экономики. Опираясь на знания экономического курса, назовите любые 3 экономические задачи, которые призвано решать государство в смешанной экономике рыночного типа. Ответ: Перераспределение доходов; Стабильность цен; Контроль и регулирование уровня занятости; Экономическая свобода; Баланс между экспортом и импортом. Макс. балл – 3. Если в ответе отсутствует опора на знания курса, используются лишь обыденные представления, то ответ может быть и не оценен как правильный.


Задание С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Часто в предложенных вариантах экзаменационной работы задания ориентированы на проверку умений не только раскрывать обществоведческие понятия, но и умение составить два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. Трудности возникли при определении понятий «конституционное право», «местное самоуправление», «политический плюрализм», «экономический рост», «правонарушение», «относительная истина» и составлении с ними предложений.


С5. Назовите любые 3 характерных признака массовой культуры. Баллы В правильном ответе могут быть указаны следующие признаки: 1) коммерческая направленность; 2) ориентация на вкусы массового потребителя; 3) стандартизация содержания; 4) доступность. Могут быть названы другие признаки. Названы любые три признака при отсутствии неверных позиций 2 Названы любые два признака1 Назван один любой признак ИЛИ ответ неверный0 Максимальный балл2


Если указаны не основные факторы, элементы, признаки, а те, которые являются их более конкретным выражением, вытекают из них. ИЛИ Ответ дается через отдельные частные характеристики без прямого называния признаков, проявлений, факторов. Ответ выпускника: «С5. Массовая культура: не выражает изысканных вкусов аристократии и духовных поисков народа; обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная; она быстро изменяется с течением времени». Специфика рассматриваемого понятия не утрачена. Ответ может быть оценен как частично верный.


Если ответ содержит позиции, напрямую не соответствующие заданию (например, вместо признаков – проявления и т.п.). Ответ выпускника: «С5. Массовая культура - это телесериалы, рекламные ролики, литература приключенческого и детективного жанров». Ответ признается неверным, выставляется 0 баллов.


Задание С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Большая часть выпускников, выполняющая это задание, не смогли проиллюстрировать примерами теоретические положения. Примеры заданий С6: На примере конкретного преступления покажите два обстоятельства, отягчающих наказание. В своих ответах на данный вопрос выпускники путались в определении отягчающих и смягчающих обстоятельств, понятий «преступление» и «административный проступок». Другой пример С6


Засчитываются только прокомментированные уместные примеры, но оценка не снижается из-за наличия ошибочных позиций в том случае, если они не искажают сути рассматриваемого объекта. Ответ выпускника: «С6. Кандидат в депутаты парламента активно посещал концерты и дискотеки своего города, где пел и танцевал вместе с потенциальными избирателями, стремясь их привлечь на свою сторону. Это говорит о возможном влиянии деятелей культуры на выбор избирателей. Можно также привести в пример участие популярных исполнителей в митингах в поддержку кандидатов в депутаты парламента». С6. Раскройте на 2 примерах воздействие культуры на политическую сферу. Макс. балл - 3


Задание С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. 39,8% получили за его выполнение 0 баллов (макс. балл - 3). Пример задания С7: Гражданин П. проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление? Если ответ не соответствует вопросу, то он оценивается в 0 б. Ответ выпускника: «С7. К информации о кандидатах, публикуемой СМИ, избиратель должен относиться очень осторожно, потому что штабы кандидатов часто используют так называемый «черный пиар», поэтому не всегда возможно отличить правдивую информацию от лживой».


С7 В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты представлены графически. Каковы представления россиян о приоритетах молодого возраста? Чем отличаются взгляды мужчин и женщин? Назовите два отличия. Ответ: Чаще всего в качестве приоритетов молодого возраста россияне указывают два мнения: «создать семью» и «сделать карьеру» (хотя немногие считают, что важнее всего в молодости – «пожить в свое удовольствие»); 2 отличия, например: для женщин, в отличие от мужчин, наиболее важно «создать семью»; мужчины считают, что важнее всего «сделать карьеру».


С8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, по которому вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Содержание верного ответа и указания по оцениванию При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - полнота отражение основного содержания в плане; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.


Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Какие проблемы стали глобальными для человечества? 2)Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами. 3) Чем вызван экологический кризис? а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей; б) потребительское отношение к природе. 4) Проявления и последствия экологического кризиса. 5) Пути преодоления экологического кризиса: а) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) международное сотрудничество в решении экологических проблем. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.


Продолжение Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2 Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные позиции, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 1 План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа. 0 Максимальный балл2


Если отдельные формулировки плана некорректны. Ответ: «С8. План, в соответствии с которым я буду освещать тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». 1) Глобальные проблемы: кто виноват? 2) Кто породил экологический кризис? 3) а)загрязнение почв; б) загрязнение атмосферы; в) выброс вредных веществ в воду; г) последствия различных экспериментов; д) незаконная вырубка лесов; 4) Что делать (как преодолеть последствия экологического кризиса): а) отказаться от господства потребительского отношения к природе; б) расширение международного сотрудничества; в) развитие и использование нанотехнологий в защите природы. Ответ выпускника эмоционален. В нем присутствуют существенные изъяны. Во-первых, упоминание в п.1) глобальных проблем не связано с их общими признаками – выпускник лишь задает риторический вопрос. Не совсем корректной представляется и формулировка второго пункта плана, в котором выпускник, вероятно хотел сказать о причинах экологического кризиса. Название третьего пункта плана отсутствует, хотя и понятно по контексту приведенных подпунктов. Но в совокупности пункты плана охватывают значимые аспекты темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Ответ можно оценить 1 баллом.


План не раскрывает предложенной темы. «С8. «Экологический кризис как глобальная проблема современности». план 1) вступление, где можно рассказать о сути проблемы; 2) основная часть, где можно рассказать о сути вопроса подробнее: а)причинно-следственные связи, б)взаимообъясняющие обстоятельства; в) не забыть всё проиллюстрировать примерами; 3) заключение: а) выводы; б) итоги; возможные пути решения проблемы В этом ответе выпускник в общем виде раскрывает логику ответа, но не конкретизирует ее применительно к обозначенной теме. Такой ответ не засчитывается как правильный и оценивается 0 баллов.


Действия при составлении плана ответа 1.Представьте содержание курса, раскрывающее предложенную тему. 2.Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль. 3.Озаглавьте каждую часть. 4.В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль. 5.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы. 6.В случае необходимости внесите коррективы. 7.Помните, план должен охватывать основное содержание темы. 8.В заголовках нежелательно повторять сходные формулировки.


С9 (был С8). 22,5% выпускников, приступивших к выполнению этого задания, не получили результативного балла. В их эссе отсутствуют суждения и аргументы, по которым можно судить о понимании смысла высказывания; или раскрыт смысл высказывания без выражения собственной точки зрения и аргументов; или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 41,4% получили 1 балл, в них смысл высказывания в явном виде не раскрыт, собственная же точка зрения (позиция, отношение) представлена с аргументацией на уровне обыденного сознания (или смысл высказывания раскрыт и представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации). Только 1,4% получили максимальный балл. Максимальный балл (4) выставлялся, если смысл высказывания раскрыт, представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение), суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.


При оценке выполнения задания С8 (теперь С9) учитывались следующие аспекты: 1.раскрытие смысла высказывания; 2.представление и аргументация своей позиции (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт); 3.уровень приводимых суждений и аргументов: теоретический (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов) или уровень обыденного сознания (с опорой на представления, сформированные в повседневной жизни). Согласно условию задания, следует определить и зафиксировать свое отношение к мнению автора высказывания и аргументировать его. (алгоритм действий, составленный Котовой О.А. и Лисковой Т.Е. (Программа «Эксперт ЕГЭ»: обществознание /


С9 За полное и правильное выполнение задания выставляется 5 баллов. При неполном правильном ответе, в зависимости от глубины и полноты раскрытия вопроса – 4; 3, 2 или 1 балл. Мини-сочинение оценивается по нескольким критериям. Критерий 1 – Раскрытие смысла высказывания Критерий 2 – Представление и пояснение собственной позиции Критерий 3 – Уровень приводимых суждений и аргументов Критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 - 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.


Решающее значение при оценивании задания С9 придается правильному использованию обществоведческих понятий и терминов; владению полученными при изучении курса теоретическими знаниями, а также умениями выявлять проблему, вписывать ее в контекст соответствующей области обществознания.


Методика «Шаговых приемов» при написании эссе 1. Предложение учащимся сформулировать несколько аргументов для доказательности истинности или ложности к.-либо конкретного несложного умозаключения: «Юристы утверждают, что мораль и право не противопоставляются друг другу. Приведите два аргумента, подтверждающие эту точку зрения.» 2. Предложение учащимся проиллюстрировать приведенные аргументы примерами (можно в табл.). Суждениеаргументыпримеры Формулирование суждения-умозаключения, которым в этой ситуации является вывод. Этот вывод не должен совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в какой-то фразе основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность/неверность суждения, являвшегося темой эссе. 4. Написание связного текста, где будут объединены все элементы.


ЗаданиеПроцент не выполнивших задание С1, С220 % С363 % С473 % С571 % С670 % С777 % С892 % Таким образом, большинство учащихся, пересказывая на хорошую оценку содержание, не могут, когда нужно применить полученные знания. Их обществоведческие знания носят формальный характер, усвоены на вербальном уровне и не стали инструментом социализации, ни условием обеспечивающим возможность дальнейшего повышения своего образовательного уровня.


Типы ошибок, устойчиво повторяющихся 1.Ошибки в операциях с понятиями (его сужение или расширение значения, подмена понятий); 2.Ошибки в работе с информацией: - несистемный подход: игнорирование части сведений, неумение корректно связать новую информацию с уже известной; - Недостаточная сформированность аналитических умений: выделять главное, соотносить данные с поставленными требованиями; 3. Отсутствие рефлексии над собственным социальным опытом (из-за чего примеры, приводимые учениками с опорой на собственный опыт, часто слабо связаны с рассматриваемым положением (связи или нет, или она поверхностна)); 4. Недостаточная сформированность умения анализировать социальную информацию (могут путать, например, «факт и мнение»)


Продолжение 5. Некритическое восприятие социальной информации из СМИ, Интернета (из-за чего непроверенные факты, провокационные утверждения могут встречаться в работе); 6. Неумение видеть и формулировать социальные проблемы, выявлять и описывать противоречия общественной жизни (следует особо отметить неспособность развернуть афористическое высказывание в актуальную проблему); 7. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи по горизонтали (с развивающимися рядом процессами) и вертикали (с истоками и возможными последствиями).



 

Возможно, будет полезно почитать: