Магдебургское городское право. Магдебургское право: происхождение и суть


Роль Магдебургского права в истории Украины.

В истории Украины отмечались проблемы государственного и правового характера. Часто подымался вопрос конституционного процесса и местного самоуправления. Все попытки в итоге, не были оправданы. Изучением этих процессов чаще занималась историки, а не законодатели. Но васе прекрасно понимали, что в новом и современном государстве Украины, правовая реформа является необходимой. Ведь право - это показатель культурного уровня народа. Главная задача, состояла в том, чтобы право было развитое на высоком уровне и стало частью сознания народа. Ведь истинно, только народ создает историю и государство для себя и наследников.
В Украине правовая реформа и самоуправление, происходили в периоде XIV - XVIII веков. Основалось оно на положениях Магдебургского права.
Что собой представляет Магдебургское право, а также история его возникновения.
Период IX - XI вв., известен в Германии развитием торговли. Это стало основной прибылью городских общин. Возникла надобность в усилении охраны, не только от нападений врагов, но и для защиты местных феодалов. Феодалы - это местные управляющие самоорганизации в Германии. Экономическое развитие стремительно улучшается, города увеличиваются. Первым принимается право которое разрешает, нормотворческую городскую деятельность.
Германия чувствовала ответственность перед преимуществами. Это стало основой формирования модели свободного городского общества. Введено право юрисдикции и самоуправления, а также разрешение вести торговлю и получать образование в цехах.
Первым городом, в котором применились такие права стал Магдебург. От этого и возникло понятие свободы и самоуправления, Магдебургское право. В Германии оно в сочетании с другими правами, стало основой судовой системы, гражданского долго, законодательства, уголовной ответственности.

История возникновения Магдебургского права в Украине.

Во время татарских походов второй половины XIII в., Польша и Венгрия, приняла меры, для заселения опустевших городов и поселков немецкими колонизациями, для развития экономики и торговли. В начале XII., их поселение произошло на территории Галицко-Волинского княжества. В следующем веке, их поселения значительно увеличились. Князь Даниил Галицкий, сделал много попыток, приглашая немецких колонистов приехать на украинские земли. Обещая взамен подарки и поощрения.
После монгольского нашествия, в Украине пострадала экономика и приезд немцев был необходимым. Так и случилось. Еще в летописи, описаны те времена, как немцы шли не только днем, но и ночью. Прибыв на украинские земли, в первую очередь они потребовали в городах с большим населением, вести свои традиции в сфере торговли и промышленности.
Затем, чтобы добиться успешного результата, ввелись нормы Магдебургского права. Они составлялись из списка устава, прав, которые применяли в управлении германских городов. В истории стала известной первая правовая книга, в которой были записаны все права и уставы "Саксонское зеркало". Дата ее создания - начало XIII в. В Западной Украине, первым получил привилегии на самоуправление город Новый Сонч. Состоялось это событие в 1294 году.
Галицко-Волинское княжество постепенно теряло свое могущество из-за частых нападений татар. В 1340 году умер князь Болеслав-Юрий. Это стало началом борьбы, между соседними государствами за Волынь и Галичину. В результате борьбы, Литва в главе с князем Любартом завладела Волынью, а Польша с королем Казимиром - Галичиной. Захвачен был Львов. На этом война между Литвой и Польшей не прекратилась. В её следствии, Львов был практически уничтожен. Король Казимир, считал, что возобновленный город, должен иметь развитую торговлю и естественно экономику. Поэтому, он присвоил Львову Магдебургское право. Произошло такое знаменательное событие в 1356 году.
Вопрос кто же первым получил это право Львов или Санок, оказался спорным. Если учитывать все исторические факты, то мало вероятно что такому маленькому городку как Санок, в первую очередь присвоили такое право. Многие историки утверждают, ч о король Казимир смог только подтвердить Магдебургское право для Львова, которое присвоено было раньше. На это есть свои основания, более того документальные подтверждения. Даже выше упоминалось, что Данило Галицкий обещал немцам свободу в торговли. Скорее всего тогда Львов и получил Магдебургское право, но не так официально как это сделал король Казимир.
В Украине около 400 городов, поселков, в период XIV - XVI вв., получили Магдебургское право. Среди них: Галич, Коломыя, Теребовля, Самбор, Судовая Вишня, Дрогобыч и другие. Быстрее распространялось на востоке и центре Украины.
В этот период, жители городов вели сопротивление таким переменам. Некаталитический народ столкнулся с ограничение прав, иностранная экспансия усиливалась, все это стало причиной сопротивления, которое в итоге постепенно исчезло. Стоит отметить, что Магдебургское право применялось с учетом местных условий, в военных судах. В период Гетманщины, оно стало неотъемлемой частью истории правовой системы украинского народа.
В России Магдебургское право не применялось. Москва не нуждалась в нем, даже несмотря на то, что оно было более усовершенным от национального права России.
Подписание Переяславского договора в 1654 году, стало гарантией, что все украинские города получат Магдебургское право. С появлением полковых судов, и Генерального суда, Магдебургское право было неполным.
Этим ограничивалось самоуправление в городах. После того, как в Украине произошла ликвидация автономии, самоуправление в города постепенно исчезало. В 1831 году, вышел царский указ об отмене Магдебургского права в Украине. В Киеве это произошло позже, в 1835 году.

Как происходило самоуправление в городах на основе Магдебургского права.

Когда города получали право на самоуправление, они начали превращаться в корпоративные. В Украине феодальное управление плохо сказывалось на положении мещанства. Народ добивался вольности и самоуправления, а не ущемления со стороны правительства или церкви. Борьба народа стала успешной. В XV в., правители Литвы и Польши, заслужено награждали определенные города и предоставляли ими некие вольности. Таким образом они предоставляли им возможность самоуправления, но основой которого было Магдебургское право.
Такие грамоты имели три основных положения:
- все обычаи литовских, польских, русских прав, отменить;
- власть и суды управляющие ранее, также отменить;
- мещане должны получать советы и образование в самоуправлении.
Таким образом, мещанство выходило на другой уровень. Самоуправление делилось на определенные органы и должности. В зависимости от размера городов и населения, создавался магистрат во главе из войта, подчинялся ему бургомистр, ему ратманы, им лавы. Это было сформированной системой управления. Все должности выбирались народом.
Магистрат управлял всеми сферами: судовой системой, хозяйственной, финансами, полицией, экономикой. Выбирались все члены правительства каждый год. Конкретный день определялся заранее. Всем гражданам надо было являться на голосование. Возрастное ограничение имела рамки от 25 до 90 лет. Чтобы стать кандидатом на любую должность, надо было иметь во власти минимум недвижное имущество в пределах города. Странное было требование к кандидатам, не допускались бедные и богатые граждане в этот список. Им запрещалось разглашать гражданские тайны, владеть светлым разумом и твердостью в принятии решений. Но несмотря на эти требования, власть переходила к более состоятельным кандидатам, а все требования можно назвать скорее пожеланиями.
Магдебургское право в Украине предоставило расширение полномочий для правителей. Они занимались решением всех вопросов и устраняли проблемы и недоразумения. Очень важно, что большое внимание уделялось проблемам хозяйственной сферы города. Контролировалась налоговая система.

15 августа 1390 года Берестье первым из белорусских городов получило Магдебургское право, которое впоследствии дополнилось привилеями и правовыми установлениями 1408, 1412, 1511, 1554, 1580, 1607, 1614, 1661 годов.

Магдебургское право, возникшее в 13 веке в немецком Магдебурге, - феодальное городское право, по которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Это первое в Европе универсальное законодательство, которое можно было применить в любом торгово-ремесленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан.

Источники Магдебурского права - «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права), статут Магдебурга - обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

В 13-18 столетиях Магдебургское право распространилось в Польше, Литве, на Украине, Беларуси. После Бреста его получили Гродно (1391), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499), Могилёв (1561), Мозырь (1577), Витебск (1597), Орша (1620), Мстиславль (1634).

Жители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. На основе Магдебурского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат, в состав которого входили бурмистры, радцы и лавники, избираемые горожанами. Соблюдение законов контролировалось магистратским судом, который утверждался из членов магистрата. Значительной властью и влиянием обладал войт, осуществляющий и координирующий власть в городе вместе со своим заместителем, - ленвойтом. С введением Магдебурского права отменялась деятельность местного права. Но не отменялась правомерность использования местными обычаями, если необходимое решения дела не было предусмотрено Магдебургским правом.

В судебной практике магистратов Белоруссии в 1-й половине 17 столетия вместе с Магдебурским правом использовали нормы общегосударственного кодекса - Статут ВКЛ, судовых статутов столицы - Вильни и собственной юридической традиции.

Одновременно с Магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование герба свидетельствовало о довольно высоком экономическом и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти.

В 1776 г. постановлением Варшавского сойма «мелкие» города и местечки лишились Магдебурского права, которое было оставлено только 11 городам Беларуси и Литвы: Вильно, Лиде, Трокам, Ковно, Новоградку, Волковыску, Пинску, Минску, Мозырю, Бресту и Гродно.

Такие меры аргументировались тем, что жители городов, которые не получили Магдебурского права, «не интересуются купеческим занятием, торговлей и ремеслом, неумело занимаются земледелием, судебные дела неправильно разрешают неопытными радцами».

Вместе с тем данное постановление касалось только королевских городов. Пользуясь данной оговоркой, владельцы частных городских поселений не только оставляли самоуправление в «магдебургских» городах и местечках, но и добивались его введения там, где его раньше не было. 18 марта 1791 г. самоуправление в королевских городах было возобновлено с ещё более широкими правами, а в конце этого года его получили и некоторые города, которые им ранее не пользовались.

Магдебургское право и Русь.

Магдебургское право, которое действовало на территории Руси, в отличие от Московии, до сих пор есть термин достаточно загадочный, особенно для россиян. Такого права в России никогда не знали, о нем не писали в учебниках, потому что такого явления в России никогда не было. В принципе, и беларусы этого уже толком не помнят. Что же это за право?

Истоки русской демократии лежали в вечевом (парламентском) строе Новгородской, Полоцкой, Псковской, Смоленской Руси. Князь (король) избирался на общем собрании, и горожане имели право его переизбрать.

Северо-восточная Русь, или Московия, которая на 250 лет ушла в Орду, развивалась иным путем. Вечевого строя в Москве никогда не было.

Когда Иван IV Ужасный (историки Екатерины предпочли европейское прозвище московского государя Terrible перевести как Грозный) захватил масть в бывшей Орде (Золотой, но не Синей) и Республике Великий Новгород, он следом за Иваном III стал методично бороться и с русской демократией: вече в Новгороде и Пскове были распущены. Членов вече Новгорода Иван Ужасный казнил. Уничтожались и все свободные права горожан. Именно тогда родилась печальная легенда о граде Китеже, «утонувшей от московитов Русьи», которая «поплывет к Богу, когда над Русью перестанет властвовать ордынская Москва».

Минский исследователь Артем Деникин пишет:


«Остается только сожалеть, что этот антирусский менталитет бесправия народа - ордынский - кое-кто сегодня выдает за нечто типично «русское»"…


Однако нельзя сказать, что в ханской Орде творилось такое уж бесправие. Великие ханы как раз уважали другие народы, иначе не было бы ныне никакой Москвы. Режимы Чингизхана и Батухана отличались не только силой армий, но и терпимостью ко всем народам и религиям Орды (христианство не преследовалось, а было вполне официальной религией Орды наряду с исламом). Отношения Руси и ханства во времена Тохтамыша были наиболее добрососедскими: русские помогли Тохтамышу в борьбе с Мамаем на Куликовом поле, а Тохтамыш помог русским и полякам в битве иод Грюнвальдом разбить крестоносцев.

Хуже стало, когда Орда развалилась, и уже независимое Московское княжество решило завоевать все русские и булгарские земли. Но русское государство Великое княжество Литовское, Русинское и Жмайтское (ВКЛ), в отличие от политически слабого Новгорода, противостояло агрессии Москвы, сохранив русские государственные границы и земли. Вечевой строй эволюционировал в Магдебургское право - более совершенную форму системы европейского самоуправления.

Магдебургское право впервые появилось в одноименном немецком городе в XIII в., а с XIV в. стало распространяться в землях Руси. Источник Магдебургского права - «Саксонское зеркало» - сборник германского феодального права - статут г. Магдебурга, где определялись организация ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

Жители городов, обладавших таким правом, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных чиновников. На основе Магдебургского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат.

Магистраты обеспечивали порядок в городах. Все крупные населенные пункты Литвы (Беларуси) обладали Магдебургским правом, т. е. самоуправлением, целой системой прав горожан и города в целом в противовес Государству. Естественно, что такое право давалось лишь в том случае, если в городе эффективно функционировали все необходимые институты и исполнялись права граждан.

В числе первых в ВКЛ Магдебургское право получил беларуский город Вильно, столица ВКЛ (в 1940 г. отошедший Литовской республике Вильно стал Вильнюсом). Произошло это в 1387 г. Затем такое право приобрел Брест (1390 г.), а в 1391 г. Магдебургское право пришло в Гродно. Позже и другие города ВКЛ получали это право:

Слуцк (1441 г.),

Высокое (1494 г.),

Полоцк (1498 г.),

Минск (1499 г.),

Браслав (1500 г.),

Новогрудок (1511 г.),

Пинск (1581 г.), а также еще более пятидесяти городов.

Все крупные города Беларуси имели Магдебургское право, по законам которого жило около трех четвертей всего населения ВКЛ.

С введением Магдебургского права отменялись деятельность местного права и власть Государственной Бюрократии, того, чего в Москве нет и поныне! В Кремле даже при так называемой партийной системе управления государством во времена СССР сохранялась типично царская манера управления - все решало мнение генерального секретаря, по сути - монарха.

Типичными атрибутами городов, владевших Магдебургским правом, являлись выборные магистрат и трибунал (суд), ратуша (дом правительства), свободы и привилегии, которые в современном понимании и являются атрибутами демократии.

Нынешняя беларуская столица Минск получила Магдебургское право 14 марта 1499 г. благодаря Великому князю Литовскому и Русскому Рюриковичу Александру Казимировичу (1461 - 1506). Городом управлял магистрат во главе с войтом. Избранные в магистрат 12 радцев (советников) назначали на годичный срок двух бургомистров - тогдашний исполнительный комитет.

ВКЛ, оно же Беларусь, по сути было типичным европейским государством, как Швеция, Чехия, Голландия или Польша.

Уничтожение Беларуси (Литвы) как демократической автономии началось в 1795 г., когда после третьего раздела Речи Посполитой - униатского союза Польши и ВКЛ - земли Беларуси вошли в состав Российской империи Екатерины II. Царица тут же отменила Магдебургское право по всем городам. В 1870 г. упразднили и сам магистрат Минска. Было упразднено даже само название «Княжество Литовское», и Литве (Беларуси) присвоили безличное «северо-западный край», а название «Литва» отдали прибалтийской провинции Жмайтии и Курляндскому герцогству, бывшим вассалам Литвы и Польши.

В России - «стране рабов, стране господ» - не существовало самоуправления народа, поэтому Романовы, а следом за ними большевики постарались как могли, чтобы беларусы забыли свое демократическое прошлое. Оно было вредным и для Романовых, и для Сталина.

Хотя не забыли. Современный беларуский историк пишет:


«Для современных минчан понятие Магдебургское право - знаковое. Служит оно напоминанием, что до конца XVIII в. Минск был вполне европейским городом».


Здание ратуши Минска построили в первой половине XVI в. Было оно деревянным. Археологи так и не нашли его остатков, но располагалось оно там же, где сейчас возвышается Городская ратуша - на площади Свободы, бывшей Соборной площади. Каменное здание заменило деревянное в 1582 г., и стояло оно там же, только посередине площади. После пожара 1640 г. ратушу перестроили, придав ей выразительный архитектурный облик. Здание пережило страшную для Беларуси войну с Московией 1654 - 1667 гг., когда ВКЛ потеряло каждого второго жителя. Московский царь Алексей Михайлович Романов, приказавший жечь и убивать всех подряд, минскую ратушу пощадил. Московский воевода Яковлев в докладе царю из Минска упомянул ратушу как «доброе величественное каменное здание».

Чех Таннер, побывавший в Минске в 1678 г., отозвался о ратуше как о главном украшении плошади.

В 1744 г. сильно обветшалое здание ратуши на средства горожан восстановили. Но после присоединения ВКЛ к России ратуша использовалась то как здание суда, то как гауптвахта, потом в качестве полицейского участка, архива, музыкальной школы и даже театра.

В 1857 г. здание ратуши было снесено:


«Она своим существованием напоминала жителям об обычаях минувшего времени, о Магдебургском праве».


Николай I лично распорядился снести здание. То было время, когда «Литву» вообще запретили и заменили ее «Белорусью».

Сейчас здание ратуши восстановлено под руководством архитектора Сергея Багласова. Хочется, чтобы с восстановлением ратуши восстановился и ее смысл, как и память об обычаях минувшего времени, о Магдебургском праве.


| |

Магдебургское право

Магдебургское право – феодальное городское право, первоначально возникшее в XII в. в Восточной Германии в г. Магдебурге и получившее распространение в ВКЛ в XIV-XVII вв.

Ко второй половине XVII в. большинство городов Беларуси получили привилей на магдебургское право. В XIV-XV вв. такими городами были Брест (1390), Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499).

Грамота на магдебургское право предусматривала:

    создание специальных органов самоуправления;

    организацию ремеслен-ности и торговой деятельности мещан;

    ограничение власти государственных органов;

    право мещан на свой городской суд и особое городское право.

Отменено действие магдебур-ского права в Беларуси после присоединения ее территории к России указами Екатерины II: в Могилевской губернии в 1775 г., на территории Минской губернии и Западной Беларуси – в 1795 г.

Привилегии:

    судиться только своим судом;

    судиться не по общему, а по магдебургскому праву;

    право подачи жалобы великому князю;

    освобождение от подводной повинности;

    освобождение от сторожевой повинности;

    иметь ___________ и __________, доходы от которых поступали в городскую казну;

    рубить деревья для строительства домов и отопления в государственных борах и пущах.

    иметь лазню, доходы от которой поступали в городскую казну;

    строить ратушу, храмницу, _________ хлебные и камору помтригальную, млын;

    иметь свое местское знамя;

    избирать орган самоуправления.

Органы городского управления:

    ратуша – орган управления и суда, куда входили войт и 12 радцев, которые ежегодно из своего состава избирали 2 бурмистров.

Феодальные повинности

    эжегодно вносить в государственную казну 60 коп. грошей;

    чинш порчемный;

    уплата серебщизны великой и малой при условии, если ее платят все города и волости;

Комментарии:

В годы средневековья белорусские города были центрами ремесла, торговли, культуры, администрации и оборонительных сооружений. В XIV-XV вв. многие из них получили право на самоуправление, так называемое магдебургское право (от названия немецкого города Магдебург, который в XIII в. получил право на самоуправление).

Привилеи на самоуправление, которые выдавались за подписью великого князя, не противоречили традиционному местному праву, а позже – белорусским общеимперским законам и тем более не отменяли их. Они только расширяли и обогацщали обычное право. Магдебургское право было своеобразной частью законодательства ВКЛ. Поскольку не все белорусские города имели магдебургское право, то наличие его можно назвать еще и отличительной чертой белорусского городского права.

Первым на территории Беларуси магдебургское право получил Брест (1390), потом Гродно (1391), Слуцк (1441), Высокое (1494), Полоцк (1498), Минск (1499). До второй половины XVII в. магдебургское право получили почти все более или менее значительные города и местечки (более 50). Этому способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалась нападениям, и государство было заинтересовано в образовании городов в форпосты своей обороны. Получая магдебургское право, граждане в случае войны выходили охранять не только государство, но и свою “городскую независимость”, свои свободы.

По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер коиорого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободы экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, тороговлей и земледелием, выбирать городской орган власти – магистрат, ратуши, создавать ремесленные объединения – цехи. Предусматривались и определенные в области торговли льготы. Так, мещане Полоцка, Вильни и др. городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего ВКЛ. Города с магдебургским правом в отличие от обычных городов имели право до 4 раз в год ярмарки, на которых приезжие купцы должны были продавать товар только оптом, от чего город имел определенную выгоду. Великий князь был заинтересован в переходе городов на самоуправление и укреплении их экономического положения: чем богаче был город, тем стабильнее налоги поступали в государственую казну. Кроме того, жители городов с магдебургским правом за представленные им гражданские права возлагали на себя дополнительные обязанности, в частности, ремонтировать и обнавлять за свой счет оборонительные сооружения, что также было выгодно государству.

Согласно привилею на магдебургское право в городе создавались органы самоуправления, независимые от воевод и старост. Городское управление – магистрат, ратушу – возглявлял войт из шляхты или богатых мещан, возглавляемый великим князем. Это был выборный орган самоуправления. Он собирал налоги, выпеолнял судебные функции, управлял общественными работами, осуществлял контроль за торговлей, принимал в городскую общину новых мещан и т.д.

Магистрат (ратуша) состоял из 2-х структурных частей: городской рады, куда входили 12-20 мещан-радцев, избираемых из законорожденных, проживающих в городе богатых мещан. Не выбирались нехристиане, бедняки, калеки и чужаки. Радцы из своей среды избирали 2, 4, 6 бурмистров, которые и руководили повседневной текущей работой рады; лавы, куда помимо войта, входили избираемые лавники. Лава действовала чаще всего как судебный орган, рассматривая уголовные дела, а рада и управляла городом, и рассматривала гражданские дела мещан.

При органах самоуправления находились и другие должностные лица.

4.4 Государственный строй ВКЛ в конце XII- первой половинеXVвв.

М агдебургское право (возникло в 13 столетии в городе Магдебурге - Германия), феодальное городское право, согласно которого экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена. Это первое в Европе универсальное законодательство, которое можно было применить в любом торгово-ремесленном городе и основным принципом которого являлось самоуправление горожан.

И сточники Магдебурского права - «Саксонское зерцало» (сборник германского феодального права), статут г. Магдебурга, обычно определяли организацию ремесленного производства, торговли, порядок избрания и деятельности городского самоуправления, цеховых объединений ремесленников и купечества.

В 13-18 столетиях распространилось в Польше, Литве, на Украине, Белоруссии. Первыми в Великом княжестве Литовском это право получил Брест (1390 год), затем Гродно (1391 год), Слуцк (1441 год), Киев (1494 год), Полоцк (1498 год), Минск (1499 год), Могилев (1561 год), Мозырь (1577 год), Витебск (1597 год), Орша (1620 год), Мстиславль (1634 год).

Ж ители городов, которые получили Магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других государственных служебных особ. На основе Магдебурского права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. С введением Магдебурского права отменялась деятельность местного права. Но не отменялась правомерность использования местными обычаями, если необходимое решения дела не было предусмотрено Магдебургским правом.

В судебной практике магистратов Белоруссии в 1-й половине 17 столетия вместе с Магдебурским правом использовали нормы общегосударственного кодекса - Статут Великого княжества Литовского, судовых статутов столицы - Вильни и собственной юридической традиции. Грамоты на Магдебургское право на Белоруссии выдавали Великие князья и короли Речи Посполиты.

Н а Белоруссии Магдебургское право отменено по указу Екатерины II в Западных губерниях Белоруссии - в январе 1795 г. К слову сказать, в России ограниченное городское самоуправление появилось лишь в XIX веке.

О дновременно с Магдебургским правом города получают и право иметь свой собственный герб. Древние гербы белорусских городов - необычайно интересное явление. Существование этого атрибута свидетельствовало о довольно высоком экономическом и культурном уровне того или иного центра. Герб присутствовал на печати города, чем подчеркивалась его независимость от княжеской или королевской власти.

Города и поселки Брестчины, которым было дано Магдебургское право

Города и поселки Год выдачи грамоты
на Магдебургское право
Брест 1390
Высокое 1494
Каменец 1518
Давыд-Гарадок 1523-1555
Городная 1579
Пинск 1581
Кобрин 1589
Пружаны 1589
Ружаны 1637
Логишин 1643
Малеч 1645
Шерешёво 1792

В 1776 г. постановлением Варшавского сойма «мелкие» города и местечки лишались Магдебурского права, которое было оставлено только 11 городам Беларуси и Литвы: Вильно, Лиде, Трокам, Ковно, Новоградку, Волковыску, Пинску, Минску, Мозырю, Бресту и Гродно.

Т акие меры аргументировались тем, что жители городов, которые не получили Магдебурского права, «не интересуясь купеческим занятием, торговлей и ремеслом, неумело занимаются земледелием, судебные дела неправильно разрешают неопытными радцами».

В месте с тем данное постановление касалось только королевских городов. Пользуясь данной оговоркой, владельцы частных городских поселений не только оставляли самоуправление в «магдебургских» городах и местечках, но и добивались его введения там, где его раньше не было. 18 марта 1791 г. самоуправление в королевских городах было возобновлено с еще более широкими правами, а в конце этого года его получили и некоторые из числа тех городов, которые им ранее не пользовались.



 

Возможно, будет полезно почитать: