Преступление и наказание самое главное. Преступление и наказание

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения - преступление, «идейное» убийство.

За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен­тов университета, ...живущий в крайней бедности», напи­сал статью, где высказал свой принцип разделения людей. Главная мысль его статьи заключается «в том, что люди по закону природы разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных)... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».

Но эта теория «двух разрядов» сама по себе уже есть преступление. Теория решает только один вопрос - кому жить, а кому умереть. Раскольников задумал убить и обо­брать старуху-процентщицу Алену Ивановну. Герой романа мечтает на ее деньги сотворить тысячи добрых дел, в первую очередь спасти от позора и нищеты горячо люби­мых мать и сестру. Но это не единственная причина преступления: Раскольников, находящийся в плену «тео­рии» о двух разрядах людей, стремится проверить, к какому из них принадлежит сам. Отнеся себя к «высшему разряду», Раскольников не может понять, что уже это возвышение над другими идет врозь с его желанием и стремлением делать добро, изменить жизнь человечества. Он взялся не за свое дело. «Переступая», он насилует себя. А когда он совершает искренние и добрые поступки, которые радуют мать, сестру и Соню, он поступает свободно и раскованно. Раздвоенность, противоречивость Раскольникова вызвана тем, что в душе его происходит борьба мотивов за преступ­ление и против него. Эта борьба, раздвоенность чувствуется в нем постоянно - и в сознании, и в подсознании, во сне и наяву. Даже сны у него разные. Первый сон - предосте­режение от убийства, но не нашлось у Раскольникова сил отказаться от своих намерений. Второй сон - повторение преступления, он убивает человека.

Внутренняя борьба двух характеров героя проявляется и в его поступках. Это ярко показано в эпизоде встречи Раскольникова с девушкой на улице и городовым. Здесь как будто два разных человека. Один совершает доброе дело - спасает девочку, другой - совершает преступление, отрекаясь от нее. При спасении девочки им движет состра­дание, добро, благожелательность, при отречении от нее - отчаяние, злоба, неверие.

По своей теории Раскольников должен быть вместе с теми, кого он ненавидит, но он не может быть вместе со своими врагами. И он должен презирать и отступиться от тех, кого он любит. Для него все было бы проще, если бы он никого не любил и если бы его не любили. Тогда ему было бы все ясно. Есть теория, есть абстрактные люди, они «обыкновенные». Он - «избранный» и поэтому может делать с ними все что захочет. Он пока не думает ни о родных, ни о близких, ему важно сказать свое «новое слово» и сделать первый шаг. И тогда абстрактные «обык­новенные» люди превращаются в мать, сестру, любимую, Лизавету, Миколку.

Раскольников несколько раз говорил о том, что он «убил для себя». Но для того, чтобы спокойно «убить для себя», нужно и быть одному, а быть одному - это значит быть без совести. «О, если бы я был один!» - для Расколь­никова это мечта отделаться от совести, и это еще одно доказательство того, что преступление «по совести» невоз­можно. Преступление возможно только без совести. И Раскольникова спасают любящие его люди - мать, сестра, Соня.

Раскольникова и Соню Мармеладову судьба свела в критический момент их жизни. Раскольников совершил преступление, а Соня недавно получила желтый билет. Их души еще не стали черствыми, не отупели, они еще обна­жены для боли - и своей, и чужой. Раскольников хорошо понимает значение этого совпадения, и поэтому он выбрал Соню для себя. Но ему первое время было тяжело с ней. Он надеялся, что Соня его поддержит, что она и ношу его возьмет на себя и во всем согласится с ним. А она - вдруг не согласилась. «Тихая, слабенькая» Соня разбивает хитро­умные теории Раскольникова элементарной логикой жизни. Кроткая Соня, живущая по евангельским запове­дям, помогает Раскольникову стать на путь покаяния, отказаться от «теории», воссоединиться с людьми и жиз­нью.

На каторге Раскольникова стали одолевать муки со­мнения. Он даже заболел. Его гордость была уязвлена. Именно на каторге он видит сон, который потом и заставит его страдать, потому что в этом сне, в этом бреду он как бы увидел со стороны свою теорию. Казалось бы, совер­шенное преступление должно было бы сблизить Расколь­никова с каторжными. Но в действительности все вышло по-другому. Между ними была пропасть, и «казалось, он и они были разных наций... Его даже стали под конец нена­видеть - почему? Он не знал этого. Презирали его, смея­лись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее». Это произошло потому, что каторжный народ интуитивно почувствовал, что Раскольников и на каторге относит себя к «высшему разряду», а их и Соню (которую они полюбили) - к «низшему».

Все изменилось с того момента, когда Раскольников понял, что только «бесконечной любовью искупит он те­перь все страдания». Раскольников почувствовал, что те­перь все изменилось, все должно быть по-другому. Ему казалось, что даже бывшие враги его - каторжане - смотрели на него теперь иначе. «Он даже сам заговаривал с ними, и ему отвечали ласково».

Дорогой ценой заплатил Раскольников за свои оши­бочные убеждения. Свою теорию он проверил на себе. Физически он убил другого, а духовно - себя. Но под влиянием любви и прощения он убедился в ложности своего пути. Только любовь близких людей спасла его, и благодаря этому он смог заново «переродиться» и начать новую жизнь.

Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорблен­ных», населяющих большой город, Петербург. Отношение автора романа к своим героям проявляется и в сочувствен­ном описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении крупных и более мелких хищников (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и др.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

Целью Достоевского было проследить «психологичес­кий процесс преступления», поэтому здесь ярко обозначи­лось своеобразие психологизма писателя. Он считает, что психологический рисунок зависит не от внешних воздей­ствий среды, а от внутреннего состояния души.

«Преступление и наказание» открывает новый, выс­ший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые вы­ступает как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который был назван полифоническим (многоголосым).

В основе драматического конфликта романов Ф.М.До­стоевского - борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский соединяет с исследованием политических взглядов и философских теорий, которые влияют на это развитие. Поэтому роман «Преступление и наказание» называют социально-философским, психологическим и идеологи­ческим произведением.

Середина 19 века. Бедный район Петербурга, примыкающий к Екатериненскому каналу и Сенной площади ("Преступление и наказание": образ Петербурга" - отдельная интересная тема). Летний вечер. Раскольников Родион Романович, бывший студент, выходит из своей каморки, расположенной на чердаке, и отправляется к Алене Ивановне, старухе-процентщице, чтобы отнести заклад - последнюю свою ценную вещь. Так начинает Достоевский "Преступление и наказание", краткое содержание которого мы описываем.

Главный герой намерен убить эту старуху. Родион заходит на обратном пути в одну из дешевых распивочных. Здесь он знакомится случайно с потерявшим место, спившимся чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает Родиону, как пьянство мужа, нищета и чахотка толкнули Катерину Ивановну, его жену, на жестокий поступок - отправить на панель для заработка Соню, его дочь от первого брака.

Мысль об убийстве

Раскольников на следующее утро получает от матери из провинции письмо с описанием бед, которые перенесла Дуня, его младшая сестра, в доме Свидригайлова, развратного помещика. Он узнает также о том, что сестра и мать скоро приедут в Петербург, так как здесь нашелся жених для Дуни. Это Лужин, расчетливый делец, который хочет строить брак не на любви, а на зависимости и бедности невесты. Мать Раскольникова надеется на то, что этот человек поможет Родиону окончить университет. Думая о жертвах, которые ради близких приносят Дуня и Соня, Раскольников утверждается в своем намерении убить Алену Ивановну - это злую никчемную "вошь". Ведь ее деньги избавят от незаслуженных страданий многих юношей и девушек. Но в душе Родиона вновь поднимается отвращение к насилию после сна, который он видит. Это воспоминание о детстве: Раскольников видит, как клячонку забивают до смерти, и сердце мальчика переполняется жалостью к ней.

Раскольников совершает убийство Алены Ивановны и Лизаветы

Родион все же не только Алену Ивановну убивает, но и Лизавету, ее кроткую, добрую сестру, которая вернулась неожиданно в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, Раскольников в случайном месте прячет похищенное, даже не оценив при этом его стоимости.

Роман "Преступление и наказание" продолжается тем, что вскоре главный герой обнаруживает с ужасом отчуждение между собой и другими. От пережитого Раскольников заболевает, но он не может отвергнуть тяготящие его заботы Разумихина (товарища по университету). Из беседы с врачом последнего главный герой узнает, что маляр Миколка арестован по подозрению в убийстве Алены Ивановны. Это обычный деревенский парень. Реагируя болезненно на разговоры о совершенном преступлении, Родион вызывает подозрение у окружающих.

Визит Лужина

Лужин, пришедший с визитом, шокирован обстановкой каморки Родиона. Разговор их постепенно перерастает в ссору, после чего заканчивается разрывом. Раскольникова особенно задевает близость выводов, которые делает Лужин из "разумного эгоизма" - собственной "теории" главного героя о том, что можно убивать людей. Теория Лужина кажется ему пошлостью.

Раскольников дает деньги Мармеладовым

Больной юноша, бродя по Петербургу, страдает, ощущая отчужденность от мира. В это время вновь появляется в произведении "Преступление и наказание" образ Петербурга, периодически возникающий в романе. Главный герой уже готов был признаться властям в преступлении. Вдруг в романе "Преступление и наказание" Раскольников замечает человека, раздавленного каретой. Это Мармеладов. Родион из сострадания тратит последние деньги на умирающего: зовут доктора, Мармеладова переносят в дом. Здесь Раскольников знакомится с Соней и Катериной Ивановной. Соня в наряде проститутки прощается с отцом. Главный герой романа "Преступление и наказание" Мармеладовым помог и благодаря этому доброму делу ощутил ненадолго общность с людьми. Но, встретив на квартире у себя прибывших сестру и мать, осознает вдруг себя "мертвым" для любви родственников и прогоняет их грубо. Раскольников опять одинок. Он надеется сблизиться с Соней, "переступившей", подобно ему самому, абсолютную заповедь.

Визит Раскольникова к следователю, его "теория"

Разумихин берет на себя заботы о родных Родиона. Он влюбляется чуть ли не с первого взгляда в Дуню. Оскорбленный Лужин тем временем ставит перед выбором невесту: либо брат, либо он. Родион, как будто для того, чтобы узнать о судьбе вещей, заложенных у убитой, а на деле - чтобы развеять подозрения некоторых своих знакомых, напрашивается сам на встречу со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело об убийстве Алены Ивановны. Порфирий вспоминает о статье Родиона "О преступлении", опубликованной недавно в газете. Он предлагает автору пояснить теорию, в которой развивается мысль о "двух разрядах людей". По мнению Раскольникова, "обыкновенное" большинство является только материалом для воспроизводства населения. Ему необходим строгий моральный закон и послушание. Эта категория - "твари дрожащие". Существуют также "высшие" (собственно люди), которые обладают даром "нового слова". Эти люди во имя лучшего разрушают настоящее, даже если необходимо для этого "переступить" через нравственные нормы, установленные ранее для "низших", например, убить человека. Затем эти "преступники" становятся создателями новых законов. То есть, не признавая законов, о которых говорится в Библии ("не укради", "не убий" и др.), Раскольников тем самым "разрешает" некоторым людям проливать "кровь по совести". Порфирий, умный и проницательный, в герое разгадывает идеологического убийцу, который претендует на роль Наполеона. Однако против Родиона у следователя улик нет - и он отпускает того в надежде, что в нем победит добрая натура. Это приведет к тому, что Раскольников сам сознается в содеянном.

Герой романа "Преступление и наказание", по главам описанного нами, постепенно все более убеждается в том, что ошибся в себе. Родион мучается из-за "подлости" и "пошлости" единичного убийства. Он понимает, что является "тварью дрожащей": убив, он не смог переступить через закон нравственности. Мотивы преступления в сознании Родиона двоятся: это и акт "справедливости", и проверка "на высший разряд" самого себя.

Встреча со Свидригайловым

Свидригайлов, приехавший в Петербург вслед за Дуней, виновный, по-видимому, в недавней смерти своей супруги, знакомится с Родионом Раскольниковым и говорит, что они "одного поля ягоды", только Родион не вполне еще в себе "победил Шиллера". Раскольникова при всем отвращении к этому человеку привлекает его видимая способность наслаждаться жизнью, хотя столько преступлений совершил Свидригайлов, герой романа "Преступление и наказание"... Характеристика этого персонажа представлена ниже, после краткого содержания.

Разоблачение Лужина

Решительное объяснение с Петром Петровичем Лужиным происходит во время обеда в одном из дешевых номеров. Сюда из экономии поселил Дуню с матерью Лужин, один из двух "двойников" Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Анализ характера этого героя также представлен в конце статьи. Жениха уличают в клевете на Соню и Раскольникова. Лужин якобы отдал Соне деньги за низменные услуги, которые были собраны самоотверженно матерью на его учебу. Жених, изгнанный с позором, ищет способ опорочить Родиона в глазах матери и сестры.

Раскольников навещает Соню

Тем временем Раскольников, ощутив снова мучительное отчуждение от своих близких, решает прийти к Соне. Он ищет у этой преступившей заповедь девушки спасение от одиночества. Однако Соня не одинока. Ради других (голодных сестер и братьев) она принесла себя в жертву. Это было сделано ей не ради себя, подобно Родиону. Сострадание к близким, любовь, вера в Бога Соню никогда не покидали. Она читает главному герою евангельские строки о том, как Иисус воскресил Лазаря, надеясь, что чудо произойдет и в ее жизни. Не удается герою увлечь Соню своим "наполеоновским" замыслом о господстве над "муравейником".

Вторая встреча с Порфирием

Родион, мучимый одновременно желанием разоблачения и страхом, приходит снова к Порфирию, якобы беспокоясь о закладе. В конце концов, на первый взгляд отвлеченный разговор на тему психологии преступников доводит до нервного срыва юношу. Он практически выдает себя Порфирию. Спасает Родиона неожиданное признание маляра Миколки в убийстве процентщицы.

Второе разоблачение Лужина

Поминки по отцу и мужу были устроены в комнатке Мармеладовых. Катерина Ивановна во время них оскорбляет в припадке болезненного самолюбия хозяйку квартиры. Эта женщина велит ей немедленно съехать вместе с детьми. Вдруг появляется Лужин, который проживает в этом же доме, и говорит о том, что Соня украла у него сторублевую ассигнацию. Доказана "вина" девушки: в кармане ее фартука обнаруживаются деньги. В глазах окружающих теперь она еще и воровка. Однако вдруг находится свидетель, который говорит, что Лужин подсунул сам Соне бумажку. Посрамлен клеветник, а Раскольников причины его поступка объясняет так: унизив Соню и брата в глазах Дуни, он хотел вернуть расположение своей невесты.

Раскольников признается Соне в убийстве

"Преступление и наказание" по главам продолжается тем, что Родион признается Соне в убийстве. Происходит это следующим образом. Раскольников отправляется к ней на квартиру. Здесь герой признается Соне в том, что убил Лизавету и старуху. Девушка жалеет Родиона за нравственные муки, на которые он обрек себя. Она предлагает Раскольникову искупить свою вину каторгой, признавшись во всем добровольно. Родион же сокрушается лишь о том, что оказался на деле "тварью дрожащей", с потребностью в любви и совестью. Он отвечает: "Я еще поборюсь". Между тем Катерина Ивановна оказывается вместе с детьми на улице. Она умирает от горлового кровотечения, отказавшись от священника. Свидригайлов, присутствующий здесь, соглашается оплатить похороны, а также обеспечить Соню и детей.

Раскольников у себя дома находит Порфирия, который его убеждает явиться с повинной. Следователь не верит в то, что Миколка виноват. Он лишь "принял страдание", следуя исконной народной потребности в искуплении греха несоответствия Христу, своему идеалу.

Однако Родион надеется все еще "переступить" нравственность. Он видит перед собой пример Свидригайлова. Печальную истину открывает герою их встреча в трактире: пуста и тягостна жизнь этого "злодея".

Единственной надеждой вернуться к богу для Свидригайлова остается взаимность Дуни. Убедившись в том, что девушка его не любит, он кончает жизнь самоубийством через несколько часов. Так этот герой устраняется из произведения "Преступление и наказание". Анализ этого персонажа будет сделан в конце статьи.

Раскольников решает признаться и прощается перед этим с Соней и родными. Он все еще остается убежденным в том, что "теория" его верна. Родиона наполняет презрение к себе. Но, по настоянию Сони, Раскольников целует покаянно землю на глазах народа, так как "согрешил" перед ней. Он узнает в полицейской конторе о том, что Свидригайлов покончил с собой, после чего признается в убийстве Алены Ивановны.

Раскольников в Сибири

Продолжает свой роман Достоевский ("Преступление и наказание"). Краткое содержание событий, произошедших в эпилоге произведения, следующее. Раскольников в Сибири, в остроге. От горя умерла его мать, а Дуня вышла за Разумихина замуж. Соня поселилась возле главного героя и навещает его, снося терпеливо его равнодушие и мрачность. И здесь продолжается кошмар отчужденности: его ненавидят каторжане из простонародья, считая "безбожникои". К Соне, напротив, они относятся с любовью и нежностью, о чем мы узнаем, прочитав эпилог. "Преступление и наказание" в этой части произведения описывает также еще один сон Раскольникова. Родион, попав в тюремный госпиталь, видит сон, который напоминает картины из Апокалипсиса. Вселяясь в людей, таинственные "трихины" порождают в них фанатичную убежденность в правоте и нетерпимость к мнениям других. В бессмысленной злобе люди друг друга убивали до тех пор, пока весь человеческий род не истребился, кроме нескольких "избранных". Наконец Родиону открывается, что к гибели и розни ведет гордость ума, а смирение сердца - вот путь к полноте жизни и единству в любви. В герое пробуждается к Соне "бесконечная любовь". Он берет в руки Евангелие на пороге своего "воскресения" для новой жизни.

Так заканчивает Достоевский "Преступление и наказание". Краткое содержание не описывает подробно взаимосвязи между героями романа. Для этой цели мы решили дополнить статью характеристикой основных персонажей. Представляем вам созданные Достоевским образы.

"Преступление и наказание": герои произведения

В системе персонажей Раскольников занимает центральное место, так как именно к нему ведут главные линии повествования. Образ Раскольникова связывает различные ситуации и эпизоды романа. Остальные персонажи на сцене появляются прежде всего потому, что нужны для характеристики Родиона. Они его заставляют с спорить, тревожиться о них, сострадать, вызывают у главного героя целый поток различных эмоций и впечатлений. Так раскрывается образ Раскольникова.

Динамична система персонажей этого произведения. Соотношение действующих лиц и героев, сошедших со сцены, в романе "Преступление и наказание" меняется постоянно. Анализируя произведение, можно заметить, что одни из них перестают участвовать в развитии романа, другие, напротив, появляются. Так, умирают Мармеладов (часть вторая, глава седьмая), Катерина Ивановна (часть пятая, глава пятая), Лужин появляется в последний раз в пятой части (глава третья), Порфирий Петрович - в шестой (глава вторая), а Свидригайлов решает застрелиться в шестой части (глава шестая).

Система персонажей значительно меняется, когда начинается эпилог. "Преступление и наказание" становится произведением, в котором остаются лишь два действующих лица. Это Родион и Соня. Связано это как с событийной стороной романа, так и с тем, что именно Соня, по замыслу автора, должна сыграть в судьбе Раскольникова особую роль, помочь этому герою возродиться к новой жизни в финале произведения "Преступление и наказание". Раскольников возвращаетя к Богу и людям.

Герои, каждый по-своему, раскрывают различные стороны личности Родиона. Отношения Раскольникова с матерью, сестрой, Свидригайловым, Лужиным, Мармеладовыми, Разумихиным, Порфирием Петровичем, Соней можно обозначить как конфликтные. У Раскольникова со многими из них есть внешнее сходство (материальное и общественное положение, отношения с совестью и законом). Однако важнее оказываются внутренние различия (психологические, нравственные, идейные), которые не позволяют Родиону вести жизнь, подобную той, что ведут они.

У Раскольникова есть два духовных "двойника". В романе "Преступление и наказание" герои эти - Свидригайлов и Лужин. У этих двух персонажей с главным героем много общего. Их объединяет, например, принцип вседозволенности. Однако чисто внешним является сходство главного героя со своими "двойниками". Убедиться в этом можно, сравнив нравственный облик и мировоззрение двух этих персонажей с внутренним обликом Раскольникова.

У Родиона - свой путь в жизни. Ряд возможностей открывается перед ним. Он может попытаться искупить вину, раскаявшись, или пойти по пути преступления до конца. Родиону предстоит сделать выбор. Различные жизненные возможности представляют второстепенные герои романа. Их Раскольников может отвергнуть или же принять в произведении "Преступление и наказание".

Мармеладова Соня - это нравственный антипод Родиона. Однако у героев этих есть общее: оба они являются изгоями, оба одиноки. Это чувствует Раскольников, говоря девушке о том, что они "вместе прокляты". Его тянет к Соне, поскольку она является единственным человеком, способным его понять, в произведении "Преступление и наказание". Соня - единственная, кому Родион готов полностью раскрыть свою душу. Героя приводит в ужас мысль о возможности поведать кому-то другому свою тайну, даже близкому человеку (Разумихину, матери, сестре). Поэтому именно ей он признается в убийстве, и именно эта героиня следует на "каторгу" за главным героем произведения "Преступление и наказание". Соня способна на самопожертвование, именно через нее во многом раскрывается в произведении эта тема.

"Преступление и наказание" - роман о вере и о любви. Соня поняла сердцем в исповеди этого героя самое главное: Родион страдает, он несчастен. Девушка не смыслила ничего в его теории, однако чувствовала, что она несправедлива. Соня не верила в то, что существует "право убивать". Девушка, несмотря на все пережитые несчастья, хранила веру в Бога. Поэтому ее можно назвать преступницей лишь внешне. Она выбрала иной путь, нежели Родион. Это смирение перед Богом, а не бунт. Именно он, по мнению Достоевского, ведет к спасению. Соня, смирившись, спасает не одну себя, но и главного героя. Именно любовь к этой девушке открыла возможность Родиону примириться с людьми, с жизнью. Поэтому не случайно отношение к нему каторжников изменилось после свидания с Соней.

Аркадий Иванович Свидригайлов является в произведении одним из центральных персонажей. Это дворянин, два года служивший в кавалерии. После этого он был шулером в Петербурге. Связав свою жизнь с Марфой Петровной, выкупившей его из тюрьмы, он жил в деревне семь лет. Это циник, который любит разврат. Ряд серьезных преступлений лежит на его совести. Это самоубийство Филиппа, слуги, а также 14-летней девочки, оскорбленной им. Возможно, Свидригайлов также отравил собственную жену. Как будто кошмаром главного героя порожден образ этого двойника Раскольникова. Он, в отличие от Родиона, находится по другую сторону добра и зла. На первый взгляд, Свидригайлов не испытывает сомнений. Именно поэтому он так беспокоит главного героя, который чувствует, что Аркадий Иванович имеет над ним власть, что он загадочный. Над Свидригайловым не властен уже нравственный закон. Он свободен, однако это радости ему не приносит. Аркадию Ивановичу остается лишь пошлость и мировая скука. Пытаясь ее преодолеть, он развлекается как может. Ему являются по ночам привидения: слуга Филипп, Марфа Петровна... Обессмысливает всю жизнь этого героя неразличимость добра и зла. Вечность поэтому не случайно представляется Свидригайлову в виде деревенской баньки с пауками. Его душа практически мертва. Герой, в конце концов, решает выстрелить в себя из пистолета.

Второй "двойник" Раскольникова - Петр Петрович Лужин. "Преступление и наказание" - роман, в котором он представлен как тип "капиталиста" и дельца. Ему 45 лет. Это осанистый, чопорный, с брюзгливой и осторожной физиономией человек. Он высокомерный и угрюмый. Лужин мечтает открыть адвокатскую контору в Петербурге. Этот герой ценит высоко свои способности и свой ум. Прочитав роман "Преступление и наказание", вы убедитесь, что он привык ими любоваться. Однако деньги Лужин ценит больше всего. Во имя "экономической правды" и "науки" он защищает прогресс. Лужин с чужих слов проповедует, так как наслушался речей Лебезятникова, своего приятеля, прогрессиста. Он считает, что следует любить прежде всего самого себя, так как все основано на личном интересе.

Лужин, пораженный образованностью и красотой Дуни Раскольниковой, делает предложение этой девушке. Самолюбию его льстит мысль, что она, испытавшая множество несчастий, будет всю жизнь подчиняться ему и благоговеть перед ним. Лужин, кроме того, рассчитывает, что обаяние Дуни поможет его карьере. Этот герой живет в Петербурге у Лебезятникова, чтобы "заискать" у молодежи, подстраховавшись тем самым от неожиданных демаршей с ее стороны. Испытывая ненависть к Раскольникову, который его выгнал, Лужин ("Преступление и наказание") пытается с ним рассорить сестру и мать. Он дает Соне 10 рублей во время поминок, после чего сует незаметно ей в карман еще 100 для того, чтобы публично обвинить девушку в краже. Однако он вынужден ретироваться, разоблаченный Лебезятниковым.

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Ф. М. Достоевкий «Преступление и наказание» писал в исключительно затруднительном положении. Крупный проигрыш в казино, отсутствие денег и перспектив… Этот роман был единственным спасением от финансового краха. Наверняка эти обстоятельства повлияли и на тематику произведения, и на позицию автора - насколько об этом можно говорить в данном случае. Все же Достоевский не дает оценок своим персонажам, он просто рассказывает историю.

«Преступление и наказание» в школе

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» - как раз так выглядит один из пунктов школьной программы. Вкусы Министерства образования не перестают поражать. Почему именно этот роман? Ведь это произведение явно не рассчитано на аудиторию, состоящую из детей 15-16 лет. Они попросту ничего не поймут. Не потому, что глупы или плохо учились. Просто очень уж специфична книга. Искренняя характеристика романа «Преступление и наказание», данная среднестатистическим школьником, будет категорична. Скучно! И бессмысленно. Главный герой зачем-то убил старуху, ограбил, деньги потратить не сумел, потом много страниц страдал, а в конце - сдался властям. Ну, глупость же. Дурак какой-то, а не герой.

Именно так видит этот роман ученик, и, собственно, правильно видит. Потому что его жизненный опыт не позволяет заметить в книге что-то большее, прочитать между строк. Так ребенок, глядя на картинку, видит двух дельфинов, а взрослый человек - обнаженную пару, сплетающуюся в объятиях. И так, и эдак - правильно. Просто всему свое время и свое место.

Персонажи романа

Для школьников, читающих роман «Преступление и наказание», смысл названия книги очевиден. Преступление - убийство, наказание - каторга. Просто, как дважды два. Чтобы увидеть двойное дно произведения, нужно… не то чтобы именно подрасти. Не в возрасте дело. Нужно пожить, набраться опыта. Научиться видеть глубже, дальше. Все же Достоевский не детектив о неудачливом убийце писал, не тот размах у автора.

Персонажи Достоевского могут быть добрыми, могут быть злыми, но они всегда - живые и цельные. Это - люди, совершающие обычные человеческие поступки и ощущающие обычные человеческие эмоции. Не супермены, не гении, не картонные злодеи. Просто люди. Он, как никто, умеет передать малейшее движение души персонажа, тончайший оттенок мысли. С фотографической точностью прорисовывает личность героя, как опытный дактилоскопист - отпечатки пальцев.

Сюжетообразующий конфликт

При этом Достоевский - плохой стилист. Он пишет тяжело и неровно, даже грубо. Его романы никогда не растаскивают на блестящие, остроумные цитаты. «Преступление и наказание» - никоим образом не шедевр в этом отношении, поэтому его довольно тяжело читать человеку, не привыкшему преодолевать сопротивление текста. Но если постараться, если привыкнуть к специфическому авторскому слогу, если вслушаться в то, что говорят герои… Если так читать роман «Преступление и наказание», смысл названия оказывается совсем другим.

Глубинный стержень сюжета - вовсе не убийство. Это всего лишь один из эпизодов, пускай и очень значимый. Важно не оно. Важна причина, по которой совершается преступление, и события, которые за ним следуют.

О чем писал Достоевский?

Так что же это за книга - «Преступление и наказание»? Описание романа займет несколько строчек.

Главный герой книги, Раскольников, - личность довольно любопытная. Студент, революционер, пламенный идеалист, он беден. Ему нечем платить за учебу, жизнь его семьи полна лишений. Сестра даже решается выйти замуж за нелюбимого, но богатого человека, чтобы обеспечить близким средства к существованию. Раскольников понимает, что должен что-то предпринять. Достать деньги.

При этом Родион убежден, что мир делится на слабых и сильных, ничтожных и великих. И первые существуют бессмысленно и бесполезно, а вторые - повелители мира, на которых не могут распространяться обычные, человеческие законы и нормы. Такая вот абсолютно ницшеанская теория. И, конечно, Раскольников полагает, что сам он ничтожным и слабым быть не может. Он - не такой. Он - другой породы.

Ницшеанская идеология и реальность

В романе «Преступление и наказание» главное - именно конфликт этой, вполне популярной в те годы, идеи с реальностью. На ней строится сюжет. Следуя своей идее, Раскольников принимает решение убить зажиточную старуху - ведь она никто, в отличие от настоящего, осознающего свое предназначение человека. И делает это.

Из романа почти не заимствуют цитаты. «Преступление и наказание» - довольно скудный материал для любителей афоризмов. Но фраза: «Тварь я дрожащая или же право имею?» - знакома каждому. Именно она - квинтэссенция романа, суть конфликта и двигатель сюжета. В ней вся соль.

Потому что, совершив убийство, Раскольников понимает, что его теории была ошибочна. Все люди равны, и законы существуют для всех. Пусть старуха была мерзкой и гадкой, пусть есть люди в тысячу, в миллион раз лучше - убийство остается убийством. И сам он - вовсе не идеальный сверхчеловек. Он «не имеет права». Об этом недвусмысленно заявляет Раскольникову его же собственная совесть.

Не убийство и не каторга

Вот об этом написан роман «Преступление и наказание». Смысл названия намного глубже обычной связки убийство-каторга. В своих идеях Раскольников отвергал опровергал само понятие нравственности. Тем самым отделял себя от человечества, претендуя на место бога. В этом было его преступление. В самолюбии и самолюбовании, в гордыне. Убийство - всего лишь следствие.

И наказание - вовсе не тюремный срок. Это - муки совести, это - крах жизненных идеалов, это - осознание бессмысленности, бесполезности преступления. Для этого и нужен был момент с не потраченными деньгами. Не просто убил, а зря убил. Мечтал совершить великое, помочь нуждающимся - и не смог, потому что оказался слишком слаб. Герой понимает, он - вовсе не тот, кем себя считал. Просто обычный человек, такой же, как все остальные. Дрожащая тварь. И жить с этим дальше Раскольникову невыносимо.

Мораль в романах Достоевского

Для Достоевского вопрос следования моральным нормам - или голосу Бога в душе - один из ключевых в творчестве. Его персонажи не могут быть счастливы вне этого условно очерченного круга. И дело не в религиозности. Достоевский, несмотря на специфику своей личности, а может быть, благодаря ей, полагал гуманизм, нравственность естественным свойством человеческой души. Причем именно в христианском, а не в светском значении слова. Чистая душой блудница - сквозной образ, который присутствует почти во всех произведениях автора. Да и святой безумец - типаж, который любит Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» в этом плане не исключение. Раздавленный свалившимся на него сознанием реальности, Раскольников обретает помощь в лице Бедной девушки, ставшей проституткой, чтобы помочь семье.

Преступления и преступники

По сути, Сонечка - одновременно и антитеза, и логическое продолжение Человек, преступивший мораль ради денег. Но в ее случае движущим фактором было не самоутверждение, а альтруизм. Поэтому, в отличие от главного героя, Сонечка сохранила душевную чистоту. Именно она помогает Раскольникову пережить кризис, она подсказывает ему идею о покаянии как способе искупить грех. И Раскольников действительно идет с повинной. Хотя ему вовсе не жаль старуху, никакого сочувствия он не испытывал и не испытывает. Ему жаль себя, жаль прежней жизни, жаль навсегда утраченного самоуважения. И покаяние, по сути, - всего лишь способ его восстановить.

В тексте есть одна забавная фраза. Ее произносит следователь, которого главный герой упрекает в подслушивании. Полицейский удивляется тому, что, по мнению Раскольникова, подслушивать - бесчестно, а «старушек по голове чем попало лущить» - вполне достойно. В этом - вся суть главного героя. Таковы его представления о достойном поведении.

Этому парадоксальному взгляду на мораль и посвящен роман «Преступление и наказание». Смысл названия заключается в том, что такая позиция сама по себе преступна, она не может вести ни к чему, кроме зла. И наказание - это не тюрьма, а осознание ошибочности собственного пути.



 

Возможно, будет полезно почитать: